Классификация групп для оценки состояния здоровья. Что значит группа здоровья. Как оценивается здоровье детей

Тема настоящей статьи – группы здоровья детей и их характеристика. Постараемся разобраться, зачем нужно это деление, какие вообще бывают категории, и как отнести своего малыша к одной из них.

Приветствую вас, уважаемые читатели. Если вы зашли на странички моего блога, то скорей всего являетесь родителем. Дети растут очень быстро. Казалось бы, всего неделю назад малыш только научился ползать, буквально вчера пошел и заговорил. А сегодня уже пора собираться в детский сад, а то и в школу. С одной стороны, это замечательно! Во-первых, важное событие для ребенка, который чувствует себя почти взрослым. Во-вторых, это облегчение для родителей. Мамочки могут выйти на работу, бабушки ‒ отдохнуть, ведь чадо хотя бы полдня находится под присмотром педагогов. Но с другой стороны, поступление в детское учреждение ‒ это всегда огромное количество формальностей. Родители вынуждены изучать все тонкости внутренних правил учебных заведений.

Казалось бы, все детки, которые начинают свой образовательный путь, между собой равны. Однако это не всегда так. И здесь речь идет не только об индивидуальных особенностях характера, темпераменте и психологическом типе. Одним из основных критериев “классификации ребенка” является уровень его здоровья.

Группы здоровья детей и их характеристика – о чем идет речь?

Группы здоровья – это условные категории, объединяющие в себе деток с разным уровнем физического состояния. Относя человека к той или иной группе, врач как бы дает условный знак тем людям, кто еще будет работать с малышом. В первую очередь, группа здоровья определяет, нуждается ли чадо в зачислении в специализированное учебное учреждение, или нет. На основе этой цифры, в карте для ребенка, подбирается подходящий тип физической нагрузки, стол (диета), выставляются ограничения на занятия той или иной деятельностью.

Распределение детей по группам здоровья, что логично следует из вышесказанного – прерогатива педиатра. И это правильно. Ведь только врач может оценить состояние, основываясь на полном, комплексном обследовании, результатах анализов и функциональных тестов.

Надо оговориться, что существуют группы здоровья новорожденных. Они присваиваются малышам, которых выписывают из роддома. На основе этого показателя определяется, сколько раз за тот или иной промежуток времени мамочка с дитем должны посетить педиатра. Однако чаще всего врач на приеме указывает дату следующего посещения. Поэтому эти данные не столь важны для родителей. В основном, категория начинает “требоваться” при поступлении в сад или школу.

Формирование групп здоровья

Закономерный вопрос – а как вообще формируются эти группы? Для того чтобы отнести маленького пациента в ту или иную, врач должен «охарактеризовать» его по нескольким пунктам. Наиболее полный список выглядит так:

  1. Были ли отклонения у плода в период внутриутробного развития, зафиксированные на УЗИ или с помощью другого метода пренатальной диагностики?
  2. Есть ли у малыша хронические заболевания, дефекты развития (врожденные пороки)?
  3. Насколько хорошо функционируют органы и системы человечка?
  4. Каков уровень нервно-психического развития?
  5. Какова сопротивляемость организма, насколько правилен иммунный ответ (здесь учитывается в том числе, сколько раз за год кроха болеет простудными и другими заболеваниями)?

Однако чаще всего, для определения группы, первый критерий из перечисленных в расчет не берется. Он учитывается в большей степени для выставления категории здоровья новорожденному.

В обследовании маленького человека, разумеется, участвует не только участковый врач-педиатр. Малыш проходит полное обследование, включающее в себя консультацию следующих специалистов:

  • хирург;
  • глазной врач;
  • кардиолог;
  • невролог;
  • дантист.

Если специалисты находят те или иные отклонения от нормы, обязательно назначается дообследование с участием докторов других профилей.

Неужели ущемление прав?!

Кто-то из родителей, учитывая нынешние веяния свободолюбия и индивидуализма, может сказать: а не ущемление ли это прав моего чада? Почему кому-то можно заниматься физкультурой, кушать то, что готовят для всех, а нам – нет?! Так вот, это мнение совершенно ошибочно!

Группы здоровья детей и их характеристика разработаны врачами-педиатрами исключительно в интересах самих детей!

Ведь запреты ставят не по прихоти или за деньги, а ориентируясь на состояние малышули, его физические возможности учитывают возможные негативные последствия.

К сожалению эта система несовершенна. Зачастую внешне здорового ребенка обследуют недостаточно часто или не очень тщательно. Кроме того, педагоги и родители не торопятся учитывать рекомендации врачей. Отчасти поэтому встречаются эпизоды детской смерти прямо на уроках физкультуры (что недопустимо!), развития осложнений в результате неправильного питания. И возможно усугубление состояния малыша вследствие несоблюдения режима.

Именно поэтому необходимо осознавать всю важность такого распределения! Это делается не по прихоти врачей и не ради “облегчения жизни” педагогам. Не для того, чтобы учитель мог заниматься физкультурой только с половиной класса, т.к. остальные ходят в “подготовительную группу”. Не с целью разделить деток на “здоровых” и “не очень”, а потом обделять заботой одних, акцентируя внимание на других.

Такая практика введена для того, чтобы не пропустить развитие заболевания или осложнения у малыша, предрасположенного к патологическому процессу. Для того чтобы оградить его от непосильной для него нагрузки, дав время организму реабилитироваться и сформироваться. Чтобы, в конце концов, исключить слишком явную разницу в классе между теми, кто с легкостью справляется с нормативами по физкультуре, и теми, кто, не будучи ленивым и безответственным, чисто физически не может их выполнить!

А какие варианты?

В первую очередь, нужно выяснить, какие группы здоровья бывают у детей. Всего их пять, но некоторые авторы выделяют во второй категории подгруппы 2а и 2б. Разбирая вторую группу, я буду их упоминать, но в большей степени это подразделение характерно, опять же, для новорожденных.


Первая категория

Группы здоровья детей и их характеристика начинаются со здоровых деток. К огромному сожалению, крохи, которых можно было бы сюда отнести, встречаются все реже. Надо сказать, что уже в роддоме полностью здоровыми (ориентируясь только на шкалу Апгар *Шкала оценки состояния новорожденного) можно назвать менее 15% родившихся крошек, ведь оценку 10/10 или хотя бы 8/10 получают единицы. Соответственно, и в старшем возрасте показатели оставляют желать лучшего.

Апгар: существует 5 критериев – дыхание, сердцебиение, мышечный тонус, рефлекторная возбудимость, цвет кожного покрова. Каждый показатель может «получить» от 0 до 2 баллов. Выставляется такая оценка на 1 и на 5 минуте после рождения. Если на 1 минуте малыш получает от 0 до 3 баллов, или на 5 до 6 баллов, это значит, что ему нужна срочная реанимация.

Итак, кого причисляют к первой группе здоровья? Это детки, которые не болели или крайне редко болели за исследуемый срок (обычно обследование проводится раз в год). У них нет хронических заболеваний, а также функциональных или анатомических проблем в работе всех органов и систем организма.

Важно, что ребята не должны отставать в нервно-психическом развитии от возрастных норм. Здесь речь не идет об индивидуальных особенностях характера (например, кто-то более медлительный), а только об объективных признаках. Существуют нормы и правила оценки соответствия поведенческих реакций малыша этим нормам. В том числе с целью определения нервно-психического здоровья всем показана консультация невролога. И только если этим доктором обнаружены какие-либо отклонения, маму с дитем направляют к более узким специалистам – психологу, логопеду.

Такие дети не имеют пороков и аномалий развития. Надо учитывать, что крохотульки, имеющие, например, дефект строения ушной раковины, не влияющий на слух (оттопыренные, эльфийские уши), относятся сюда же. То есть допустимо то, что абсолютно никак не ухудшает состояние человека и не требует медицинского вмешательства.

Вторая категория


Что значит 2 (вторая) группа здоровья у ребенка? Такой “диагноз” выставляется в тех случаях, когда у малыша есть функциональные отклонения от нормы. Это значит, что проблема не органическая (не опухоль, воспаление или разрушение ткани), но только в работе органа. Так бывает, когда дают сбой биохимические механизмы, иммунитет, снижается способность организма к адаптации. Чаще всего нарушения обусловлены тем, что кроха растет очень быстро, а системы органов (особенно сердечно-сосудистая) не успевают перестроиться. Ведь им теперь необходимо работать на больший рост (большой круг кровообращения увеличивается), а сил пока не хватает.

Другим критерием, по которому можно определить, что имеет место быть группа здоровья 2 у ребенка, являются частые острые заболевания. “Частые” – это более 4 раз за год. Для них характерен долгий период выздоровления и восстановления. Длительное время к малышу не возвращается аппетит, присутствует вялость, сонливость. Зачастую после простудных заболеваний возникают осложнения на уши. Неотъемлемая часть – функциональные нарушения в работе желудочно-кишечного тракта после любого лечения.

Детки второй группы не должны иметь тяжелых отклонений от норм психического развития. Показатели находятся либо в пределах допустимого, либо совсем незначительно от этих пределов отдалены. А вот хронические заболевания, пороки и аномалии развития у этих деток отсутствуют вообще.

По некоторым данным, выделяют две подгруппы этой категории – А и Б. Группа здоровья 2б ребенка – это как раз детки, попадающие под описание выше. Вот некоторые состояния, позволяющие отнести кроху к 2б группе:

  • поражение ЦНС в родах, повлекшее за собой незначительные отклонения в психическом развитии;
  • аномалии конституции (диатезы);
  • функциональные шумы в сердце;
  • пониженный гемоглобин (преданемическое состояние);
  • нарушение работы желудочно-кишечного тракта.

В подгруппу А входят те, у кого нет перечисленных выше отклонений, но имеется отягощенный анамнез.

Анамнез (от греч. ἀνάμνησις - воспоминание) - совокупность сведений, получаемых при медицинском обследовании путём расспроса самого обследуемого и/или знающих его лиц.

Это может означать, что:

  • в семье есть дети с серьезными отклонениями в развитии;
  • мать на момент рождения сына или дочери была старше 35;
  • были осложнения во время беременности и при родах;
  • имела место быть многоплодная беременность;
  • малыш недоношен/переношен;
  • низкая или слишком высокая масса при рождении;
  • была внутриутробная инфекция;
  • состояние реабилитации после тяжелых состояний, операций, заболеваний.

На самом деле, это в какой-то степени наиболее благоприятная “компания”. Такие малыши ничем не болеют, но находятся под пристальным наблюдением медиков, гораздо более внимательным, чем ребята из 1 группы. Шанс пропустить развивающуюся патологию очень низок.

Третья категория


Что значит 3 (третья) группа здоровья у ребенка? Это так называемое состояние компенсации. Как можно заметить, группы здоровья детей и их характеристика отражают не только наличие у детей тех или иных заболеваний, но и степень их тяжести. В данном случае речь идет о том, что хроническая патология есть. Однако подразумевает редкие ее обострения, протекающие не тяжело, легко купирующиеся (снимающиеся с помощью лекарств или манипуляций).

Это могут быть и пороки развития, которые не влекут за собой значительного ограничения возможностей. Вполне возможны здесь и функциональные изменения в работе организма. Однако они касаются только той системы, которая развита неправильно (“больна”). Эти отклонения мало влияют или не влияют на общий уровень жизни и активности человека.

Острые заболевания у таких малышей возникают довольно редко, протекают не тяжело. Возможен удлиненный период восстановления (особенно если патология связана с пораженной изначально системой). Что касается психо-физического развития, то оно может быть нормальным или несколько отставать от нормы.

Значительных отклонений обычно не наблюдают, малыши из 3 группы вполне социально адаптированы, с легкостью находят общий язык со сверстниками. Однако для таких крох характерна недостаточность массы тела 1 или 2 степени, низкий рост, некоторая мышечная слабость.

Группа здоровья 3 у ребенка – это совершенно не приговор. Самое главное – не пропускать визиты к врачу, выполнять рекомендации. Неизлечимых заболеваний у деточек этой категории обычно нет, все поддается медицинской коррекции. Но от родителей требуется максимум ухода и заботы. Это важно еще и для того, чтобы не допустить развития имеющихся заболеваний.

Четвертая категория

Четвертая (4) группа здоровья у детей – это “промежуточная” стадия, так называемой субкомпенсации. Термин этот подразумевает под собой отсутствие угрожающих жизни состояний, не говорит о неизлечимости больных.

Для ребят этой “компании” характерны довольно серьезные врожденные пороки развития. Они уже имеют влияние на жизненный ритм человека. Патологические изменения затрагивают не только изначально “неправильную” систему, но и органически здоровые органы. Имеются хронические заболевания (часто не одно). Обострения этих нарушений развиваются часто, обычно с осложнениями.

Острые нарушения лечатся тяжело, после них чадо долго восстанавливается, ему требуются особые условия реабилитации. Часто такие детки находятся в обществе с трудом, т.к. их диагнозы накладывают отпечаток и на характер, и на мировосприятие, и на физические возможности.

Что касается нервно-психического развития, то оно может быть абсолютно нормальным. Отклонения совершенно необязательны, такие детки, наоборот, часто интеллигентнее других (в силу отсутствия возможности, например, бегать и баловаться). Однако нередки и отклонения, от незначительных до тяжелых. Характерен дефицит массы тела, роста, мышечной силы.

Очень часто таким ребятам требуется обучение в специализированных заведениях. И даже если это не так, им показаны значительные ограничения по учебным и физическим нагрузкам. Практически всегда обязательна какая-либо поддерживающая терапия на постоянной основе (медикаменты, ЛФК и т.п).

Стоит напомнить, что группы здоровья детей и их характеристика не обязывают родителей отдавать своего кроху в специализированные учреждения. Но если такой совет прозвучал, лучше к нему прислушаться. Вопреки распространенному мнению, не совсем здоровое дитя, находящийся в обществе “обычных” сверстников, не идет на поправку быстрее. Наоборот, он начинает осознавать некую неполноценность, развиваются комплексы, маленький человек замыкается в себе (а если он еще и подвергается насмешкам?). Зато находясь в особом учреждении, где с ним занимаются подготовленные педагоги, он может делать большие успехи. И никто не сказал, что через пару лет такой малыш не сможет учиться в рядовой школе!

Пятая категория


Что значит 5 (пятая) группа здоровья у ребенка? К этой категории относят деток, имеющих очень серьезные отклонения в физическом состоянии. Будь то тяжелые хронические заболевания, с редкими периодами клинической ремиссии (отсутствие симптомов), или аномалии развития. Эти малыши угрожаемы на инвалидность или уже ее получили.

У таких детей имеется поражение всех (или почти всех) органов и систем, причем патология как функциональная, так и органическая. Частые инфекционно-воспалительные процессы с большим количеством тяжелых осложнений.

Острые заболевания – состояние, практически перманентное для них. Это значит, что за год они более 8-10 раз обращаются за медицинской помощью.

Надо сказать, что аномалии развития могут быть не только врожденными. К этой же группе относятся детки, перенесшие тяжелые калечащие операции, травмы, заболевания. В обязательном порядке пятая группа здоровья у ребенка включает в себя онкологических больных. Причем как в процессе лечения, так и на этапе ранней реабилитации, и в постреабилитационном периоде (до 5 лет).

Обучение таких малышей в общеобразовательных школьных и дошкольных учреждениях исключено. К ним необходим индивидуальный подход. Для таких малышей оптимальным будет обучение на дому, либо в узкоспециализированных учебных заведениях. Эти дети требуют беспрерывного надзора, постоянной помощи и опеки. Чаще всего социально неадаптированы (особенно в раннем возрасте, когда большую часть времени проводят в больницах).

Группы здоровья и группы риска – есть разница?

Отдельно хотелось бы упомянуть о двух похожих друг на друга понятиях: группа здоровья и группа риска. Несмотря на их сходство, речь идет о разных вещах. В первом случае мы говорим о реальном, настоящем, нынешнем состоянии человека. А второе понятие характеризует деток, у которых “больше возможностей” получить то или иное заболевание, больше патогенных факторов.

При делении по степени риска – это категория детей, склонных к развитию той или иной патологии. Это деление довольно старое, еще 90х годов XX века, но иногда на эти данные ссылаются и сегодня. Выделяют 5 основных групп риска и 4 дополнительных. Если пациент причисляется к категории риска, то изменяется график его диспансеризации, к рекомендациям добавляются консультации узких профильных специалистов.

По сути, групповая единица 2а – это одна группа риска. И к ней относятся все крошки, предрасположенные к формированию того или иного патологического процесса.

Определяем группу здоровья

Как уже упоминалось, распределением детей по категориям занимается врач-педиатр. Каждый малыш, зарегистрированный на участке, должен быть “классифицирован” по этому признаку.

А как определить группу здоровья ребенка самостоятельно, можно ли это сделать? В принципе, да, хотя большого смысла в этом нет. Ведь перед садиком и школой Вашему чаду все равно придется проходить медкомиссию. Однако материалы на тему группы здоровья детей и их характеристика доступны всем. Чтобы не возникало путаницы, попробуем вывести строгий алгоритм определения категорий.

Для начала каждому родителю нужно знать, что групповая принадлежность выставляется по наиболее тяжелому заболеванию. Если, например, у малыша нет никаких заболеваний, кроме порока сердца, который не доставляет беспокойства, его следует отнести к 3 группе.

Во-вторых, может помочь с определением таблица. По сути, это те же данные, что были представлены выше в текстовом виде, но более сжато.

Группа здоровья у детей – таблица по заболеваниям

Группа здоровья Хронические заболевания Острые заболевания Аномалии развития Функциональные отклонения Нервно-психическое развитие
1 (первая) Нет Редко (до 4 раз в год) Нет В норме
2 (вторая) Нет Часто (от 4 до 6 раз в год), лечение долгое, период реабилитации затягивается Нет или незначительные, не влияющие на качество жизни Есть В норме/слегка отстает
3 (третья) Есть, нетяжелые, обостряются редко, дают хороший ответ на лечение Часто, с тяжелым течением Есть,
незначительное ограничение возможностей
Есть, но только в той системе, где есть хроническая патология В норме/слегка отстает
4 (четвертая) Есть, частые обострения, лечатся с трудом, вызывают нарушения ритма жизни, требуют ограничений деятельности Часто, протекают тяжело, лечатся долго, почти всегда осложненные Есть, ощутимое ограничение возможностей. Часто требуется специализирован-ный уход Есть, причем не только в уже пораженной системе, но и в той, где нет порока развития или хронического заболевания В норме/слегка отстает/ощутимо отстает
5 (пятая) Есть, тяжелые, с редкими облегчениями Возникают часто, периоды реабилитации затянутые, частые осложнения Есть, тяжелые. Обучение только в специализирован-ных учреждениях. Есть, затрагивают не только анатомически пораженный орган или систему, но и “здоровые” элементы В норме, может быть незначительное или значительное отставание

Стоит оговориться, что подобные распределения по категориям, актуальны до 17-18 лет. По достижению этого возраста человек переходит во взрослую сеть, а там уже свое деление.

Определение категории – важный этап. Нельзя “расслабляться”, даже если Вашему чаду поставили 1 группу. Необходимо в срок проходить медицинское обследование. Обязательно помните, что выставление номера категории – это не подписание приговора. Из каждой ситуации есть выход. Группы здоровья детей и их характеристика – это серьезно, но не окончательно. Большинство заболеваний сегодня поддается лечению, но этим нужно заниматься – скрупулезно, долго, ежедневно. И тогда родительский труд будет вознагражден здоровьем ребенка.

Диспансеризация – обязательная процедура при оформлении крохи в детский сад или школу. Иногда, ожидая в очереди, родители листают медицинскую карту малыша и узнают, что у их сына или дочки определенная группа здоровья, которая нумеруется цифрой от одного до пяти. Что это значит, как определяют этот показатель и может ли он измениться? Давайте поищем ответы на эти вопросы!

Что такое группы здоровья детей

Для начала стоит определиться с терминологией. Итак, под группой здоровья подразумевают состояние детского здоровья, которое определяют по результатам комплексного исследования. Изначально «ставят оценку» при первичном патронаже новорожденного, однако это не окончательный «вердикт». В дальнейшем учитывают свежие данные профилактических педиатрических осмотров, а также результаты клинических анализов или исследований.

Важно! Острые заболевания, воспалительные процессы или болезни, которые перенес кроха, во внимание не принимают. Исключение – недуги, которые перешли в хроническую форму.

Как определяют группу

Прежде, чем педиатр запишет в амбулаторной карте цифру, которая обозначает группу здоровья – например, 2, 5 или 1, у ребенка берут анализы, его состояние оценивают врачи. При этом ориентируются на несколько критериев.

  • Есть ли у малыша хронические недуги, врожденные или генетические патологии.
  • Как функционируют системы организма – для определения этого критерия используют функциональные пробы и клинические методы.
  • Уровень сопротивляемости и резистентности организма – здесь во внимание принимают частоту заболеваний, степень их тяжести.
  • Гармоничность физического, психического, эмоционального развития маленького пациента – при оценке этого критерия используют специальные таблицы и региональные критерии, на основе которых делают вывод об уровне развития.

Виды и характеристики групп

Нередко родителей интересует, что значит 2, 3 или 5 группа здоровья у ребенка и можно ли ее изменить. Чтобы разобраться в этом вопросе и выяснить, что значат и какими бывают группы здоровья у детей, ознакомьтесь со сводной таблицей по заболеваниям.

№ группы Патологии, хронические болезни Функциональная оценка органов и систем Реактивность и сопротивляемость Уровень развития
1 Нет В норме Ребенок болеет острыми заболеваниями редко, протекают они легко Показатели соответствуют возрастным нормам
2 Нет Диагностированы функциональные отклонения Заболевания отличаются длительным периодом протекания, затяжным восстановительным периодом Физическое развитие нормальное, может быть чрезмерная масса тела (первой степени); нервно-психическое развитие в норме или с легким отставанием
3 Есть врожденные дефекты или патологии, хронические заболевания, но функции систем и органов не нарушены Есть функциональные отклонения, которые клинически не проявляются Хронические болезни обостряются редко, их течение легкое; в период обострений общее самочувствие практически не ухудшается Физические показатели нормальные, избыточный вес первой или второй степени, может быть задержка роста; психические показатели и деятельность нервной системы – в норме или с легким отставанием
4 Диагностированы врожденные патологии, дефекты развития, хронические болезни Пораженные органы функционируют в измененном режиме, есть клинические проявления Простудные и вирусные случаются часто, восстановительный период занимает продолжительное время; обострения основного хронического недуга частые. Те же критерии, что и для третьей группы: нормальные физические данные, возможен избыток массы тела первой или второй степени, малый рост; нервно-психическое развитие – в пределах нормы или отстает
5 Тяжелые врожденные дефекты, пороки, хронические патологии, которые приводят к инвалидности Изменения функциональности выражены ярко И хронические, и острые болезни случаются часто, протекают тяжело Нервно-психические показатели соответствуют возрасту или отстают, физические данные – в норме, может быть низкий рост или чрезмерная масса тела (первая, вторая степень)

Обратите внимание, что группы здоровья детей не только нумеруют, есть и словесное описание, которое отображает их характеристики:

  • Первая – без отклонений;
  • Вторая – это группа риска, с функциональными отклонениями;
  • Третья – это состояние компенсации;
  • Четвертая – состояние субкомпенсации;
  • Пятая – состояние деокмпенсации.

Знаете ли вы? Более 90% детей, согласно данным медицинской статистики, относятся ко второй-пятой группам. Малышей, которые относятся к первой, менее 10%.

  • Деткам, которые относятся к первой группе, можно заниматься любым видом учебной, спортивной или трудовой деятельности, ограничений здесь нет. Посещение секций, участие в соревнованиях или олимпиадах не принесет вреда здоровью. Не нужно соблюдать диету или ограничивать активность.
  • Вторая группа – это показатель небольших изменений в нормальной жизнедеятельности организма. Таким деткам рекомендуют закаливание, укрепляющие процедуры. Необходимо следить, чтобы питание было сбалансированным, согласно весу ребенка. Большое внимание уделяют физической активности, при этом возможность сдачи спортивных нормативов зависит от состояния ребенка. Педиатры советуют побольше гулять, заниматься в спортивных кружках и секциях. Участия в соревнованиях возможно с врачебного разрешения.

  • Если у ребенка третья группа, перед спортивными занятиями обязательно посещение доктора, который даст рекомендации и расскажет об ограничениях, которые следует соблюдать. Необходимо уделить внимание восстановлению после физической активности, достаточному количеству отдыха. Таким деткам нужно заниматься в медленном темпе, следить за уровнем пульса. Участие в спортивных соревнованиях ограничено, только с врачебного разрешения.
  • Деткам с четвертой группой здоровья необходимо регулярно бывать на осмотрах у педиатра. Возможны ограничения в освоении учебной программе, индивидуальные занятия. Следует уделить внимание формированию режима дня, предусмотреть достаточное количество времени для отдыха. Ограничивается физическая активность, а занятия спортом заменяются лечебной физкультурой. Программа занятий разрабатывается с учетом состояния ребенка и конкретных заболеваний, которые у него есть.
  • Активность детей с пятой группой ограничена еще больше. Им обязательно нужен полноценный длительный отдых, а физическая активность должна контролироваться родителями и доктором. Таким деткам необходимы занятия лечебной физкультурой, а также процедуры, направленные на укрепление и поддержание состояния ребенка. Любая физическая активность должна быть согласована с врачом. Учебные программы корректируют в индивидуальном порядке, возможно обучение на дому.

Полезная информация

Важно! Родителям не следует пугаться, если их малышу поставили не первую, а какую-либо другую группу. Это не приговор и не диагноз, а лишь оценка текущего состояния. При этом учитывается здоровье крохи в настоящее время, что позволяет скорректировать действие различных факторов, влияющих на состояние ребенка.

«Дела минувшие», например, перенесенные болезни, которые не стали хроническими или оценка по не влияют на группу здоровья.

  • Если у педиатра появились подозрения по поводу наличия у ребенка заболеваний, он назначает консультацию узких специалистов , проведение дополнительных исследований. Только по их результатам проводится оценка.
  • Если у малыша диагностировали несколько заболеваний, при определении группы учитывают самое тяжелое из них.
  • Группу здоровья определяют для детей до семнадцати лет.

Группы здоровья детей – видео

Если вы хотите больше узнать о том, как сохранить и укрепить здоровье детей разного возраста, по каким критериям врачи определяют ту или иную группу, обратите внимание на следующее видео. В нем специалисты рассказывают об основных аспектах детского здоровья и том, что могут сделать родители для того, чтобы их сыновья и дочки были здоровыми.

Группа здоровья – это комплексная оценка состояния организма ребенка, при которой учитываются различные факторы. С возрастом она может меняться и в одну, и в другую сторону. Такая оценка позволяет создать максимально благоприятные условия для развития ребенка и улучшения или сохранения его здоровья.

Какая группа здоровья у вашего ребенка? Знаете ли вы случаи, когда этот показатель менялся? Поделитесь своими историями в комментариях!

Человек непосвященный легко может запутаться в медицинских терминах. От недопонимания рождается паника. Но значительно правильнее не паниковать, а разобраться в ситуации. Вот представьте, например, ребенок проходит медицинский осмотр и видит в карточке странную запись: «группа здоровья 3». У ребенка что-то не в порядке? Ему нужна помощь? Что вообще это значит? Давайте попробуем разобраться.

Понятие «группы здоровья»

При рождении педиатр осматривает малыша и производит комплексную оценку состояния его здоровья. Каждому младенцу присваивается определенная группа. Сам по себе этот термин является условным. В него входит совокупность многих характеристик, описывающих общее физиологическое состояние здоровья.

Всего групп здоровья пять. Обозначают их римскими или арабскими цифрами. Министерством здравоохранения разработана специальная «Инструкция по комплексной оценке состояния здоровья несовершеннолетних», которая определяет порядок присвоения группы здоровья. Врачи действуют по данной инструкции, обследуя детей и подростков до достижения ими 17 лет. Оценку состояния делают на текущий момент, то есть на момент проведения осмотра. При этом острые заболевания не учитываются, а прошлые болезни - только те, которые приобрели хроническую форму.

Кого относят к 3 группе здоровья

Группа здоровья 3 у детей обозначает, что ребенок имеет хроническое заболевание с возможностью обострений. Но оно находится в стадии ремиссии. Для 3 группы характерно сохранение или компенсирование функций органов, но иногда обострения становятся причиной временного ограничения трудоспособности. Сюда же включены дети, имеющие физические недостатки или последствия травм (операций), степень которых позволяет им учиться в обычных школах и заниматься физическим трудом.

Группа здоровья 3 у детей может означать нормальное физическое развитие при избытке или Сюда же включают детей и подростков, имеющих рост ниже нормы. Нервная система и психическое развитие у представителей этой группы в целом нормальные, но иногда по этим критериям дети немного отстают.

Когда родители сталкиваются с понятием «группа здоровья»

Если ребенок имеет явные физиологические или/и психологические отклонения, которые несут угрозу не только здоровью, но и жизни в целом, то родителей консультируют относительно его состояния сразу. Это относится к деткам из 4 и 5 групп здоровья. В отношении детей из 1, 2 и 3 групп сильных опасений врачи могут не испытывать (дети из 1 группы полностью здоровы, а из 2 - не имеют ограничений для занятий спортом и физического труда). А поскольку опасений нет, то врач, отметивший в медицинской карте группу здоровья, может забыть сказать об этом родителям. Так бывает довольно часто.

Получается, несмотря на то, что группа здоровья 3 у детей стоит с рождения, многие родители этого даже не знают. Они обращают внимание на группу здоровья своего ребенка, когда проходят медосмотр при оформлении в детский сад. Чаще всего это происходит в 2-3 года. Если ребенок не посещал дошкольных учреждений, то информация может попасться на глаза родителям при оформлении в школу или получении справок для занятий в спортивных секциях.

Однако если хронические проблемы обостряются часто, то не знать о них внимательные родители просто не могут.

Примеры заболеваний, отнесенных к 3 группе здоровья

Родители, которые хотят разобраться, что значит 3 группа здоровья у ребенка, должны понять, что это так называемая группа риска. В группу объединены дети с явными патологиями и отклонениями физического развития. Чаще всего ее представители имеют следующие хронические диагнозы:

  • гастрит;
  • астма;
  • увеличение носоглоточных миндалин (аденоиды);
  • недостаток гемоглобина в крови (анемия);
  • заболевания почек;
  • хроническая форма бронхита;
  • нарушения речи (заикание);
  • первоначальное, поперечное или продольное плоскостопие;
  • аллергия и так далее.

Это приблизительный перечень заболеваний, которые могут стать причиной того, что ребенка отнесли именно к 3 группе.

Может ли измениться группа здоровья у ребенка

К 3 группе здоровья относятся дети, которые будут находиться под обязательным врачебным контролем. В зависимости от того, как протекает их заболевание, им будут назначены консультации с различной периодичностью. Если дети или подростки проходят необходимое лечение, после которого болезнь не проявляется длительное время, за которое истекает срок диспансерного наблюдения за пациентом, то врач может перевести ребенка из 3 во 2 группу здоровья. Это будет означать, что врач пришел к выводу об избавлении от хронического заболевания, и на данный момент ребенок здоров.

Чаще всего с возрастом детям удается избавиться от аллергии, анемии, аденоид и пиелонефрита.

Занятия спортом

Несмотря на то что группа здоровья 3 у детей позволяет им посещать обычную школу, занятия физкультурой и спортом для них имеют ограничения. Для начала рассмотрим вопросы, касающиеся занятий спортом:

  • для детей 3 группы рекомендуется ограничить занятия силовыми видами, такими как тяжелая атлетика, силовое троеборье (пауэрлифтинг) или гиревой спорт;
  • нежелательны занятия травматичными видами спорта, такими как бокс, борьба, фигурное катание, спортивная гимнастика, горнолыжный спорт и так далее;
  • опасно занятие теми видами спорта, которые требуют длительного присутствия детей в местах с повышенной или пониженной влажностью, в гористой или болотистой местности.

Желая оздоровить своего ребенка, родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом. А еще важно соблюдать здравый смысл, выбирать вид спорта необходимо, исходя не из его популярности или ситуативной моды, а из возможностей своего ребенка.

3 группа здоровья у ребенка. Физкультура в школе

Наличие хронических заболеваний у ребенка, пусть даже в стадии ремиссии, говорит о том, что посещение обычных уроков физкультуры для него противопоказано. Таких деток определяют в подготовительные группы для занятий физкультурой.

Всего физкультура в школе делится на 3 вида:

  • основной, для полностью здоровых детей;
  • подготовительный, для детей с незначительными проблемами;
  • специальный, для детей с существенными нарушениями или полным освобождением от занятий.

В подготовительной группе дети занимаются по особому учебному плану. Они сдают облегченные нормативы в соответствии с разрешением врачей. Учитель оценивает не столько спортивные достижения, сколько желание заниматься и теоретические знания.

Группа здоровья ребенка 3 (подготовительная) допускает выполнение разминки, легкий бег, комплекс общеукрепляющих упражнений с гимнастическими палками, несложную полосу препятствий, упражнения с мячом, подвижные игры. Кроме этого, для получения оценки дети могут выступать с докладами, делать презентации на спортивные темы, писать рефераты или выполнять другие порученные задания.

Как вести себя родителям

Если малыш или подросток отнесен к 3 группе здоровья, то родителям будет полезно получить дополнительные консультации врачей. Педиатр может не только дать направление, но и порекомендовать лучших специалистов, работающих в области проблем вашего ребенка. Не бойтесь потерять время, сдайте все предложенные анализы, уточните, какие именно отклонения зафиксировал врач. Приходите вовремя на диспансерные осмотры и выполняйте рекомендации. Получите максимальную информацию о потенциальных рисках для вашего ребенка и научитесь их избегать.

Мы уже определили, что означает 3 группа здоровья у ребенка. Это не повод для паники, а потребность к более внимательному отношению. Многие хронические заболевания излечимы, а это значит, что ваш ребенок может от них избавиться. Но при неправильном подходе или игнорировании проблемы его состояние может ухудшиться, и ребенок будет переведен из 3 в 4 группу здоровья.

Здравствуйте, друзья! Что такое группы здоровья детей по физкультуре? Если задать этот вопрос родителям школьников, а также будущих первоклашек, то внятных, четких ответов будет не много.

С одной стороны, это хорошо! Значит со здоровьем детей все в порядке, и вопрос просто не актуален. Но с другой стороны, никто не застрахован от разных неприятностей со здоровьем. И тогда родители рискуют оказаться совершенно не готовыми к проблемам с физкультурой.

А проблемы появляются, об этом свидетельствует огромное количество сообщений и вопросов по данной теме на различных интернет-форумах. Поэтому предлагаю разобраться с этим прямо сейчас.

Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

План урока:

Группы здоровья ребенка

В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

  • хронические заболевания (есть они или нет);
  • состояние систем организма (дыхательной, выделительной, эндокринной и т.д.);
  • сопротивляемость организма внешним воздействиям (холода, жары, раздражающих веществ и т.п.);
  • физическое развитие.

Сначала врач оценивает состояние здоровья ребенка. А потом определяет его в одну из пяти групп.

Первая

Ребенок здоров.

Физическое развитие в пределах возрастной нормы. Нет каких-либо физических недостатков.

Вторая

Это дети:

  • у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются какие-либо функциональные нарушения (внутренний орган функционирует не правильно, причем причины этих нарушений лежат вне этого органа);

  • выздоравливающие после перенесенных заболеваний средней и тяжелой степени тяжести;

  • с задержкой физического развития (низкий рост, повышенная или пониженная масса тела и т.п.);

  • часто болеющие ОРЗ;

  • у которых наблюдаются физические недостатки, возникшие в следствие травм или операций, но все органы и системы организма функционируют нормально.

Третья

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Но эти заболевания находятся в стадии ремиссии (исчезновение симптомов заболевания) с редкими обострениями, у которых сохранены или компенсированы функции органов и систем организма;

  • с физическими недостатками, возникшими вследствие травм или операций. Функции органов и систем организма компенсированы. Они не ограничены в возможности обучения и труда.

Четвертая

Это дети:

  • страдающие хроническими заболеваниями. Фаза активная. Обострения частые. Функции органов и систем организма сохранены или компенсированы или компенсированы не полностью;

  • с хроническими заболеваниями, которые находятся в стадии ремиссии, но с такими нарушением функций органов и систем организма, которые требуют поддерживающего лечения;

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, у которых не полностью компенсированы функции органов и систем организма. Возможность обучения и труда ограничена.

Пятая

Это дети:

  • с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.

  • с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.

Группы по физкультуре

Когда школьник отправляется в первый класс, вместе с ним в школу попадает его медицинская карта. В ней обязательно указывается группа по физкультуре. Их три: основная, подготовительная, специальная.

Основная

Дети с первой и частично со второй группой здоровья, физически и психологически крепкие и развитые, не имеющие заболеваний. Либо имеющие небольшие отклонения, при которых не запрещены физические нагрузки, например, небольшой избыточный вес, или незначительные аллергические реакции.

Они занимаются по основной программе, сдают , им можно участвовать в различных соревнованиях и всевозможных спортивных мероприятиях.

Подготовительная

Дети со второй группой здоровья. Они имеют отставание в физическом развитии и поэтому не могут заниматься так же интенсивно как их здоровые сотоварищи, хотя на уроки ходят вместе с классом.

Задача педагога — подобрать специальные комплексы упражнений, которые не навредят здоровью. Подбирает он их в соответствии , в которой лечащий врач должен указать, что именно нельзя делать школьнику (кувыркаться, плавать, наклоняться, прыгать и т.п.)

Так же в справке должен быть указан срок перевода. После того, как действие справки закончится, ученик автоматом попадает в основную группу.

Для того, чтобы подвергнуть таких школьников тестовым испытаниям по физической культуре необходимо получить разрешение врача. Так же его разрешение потребуется для того, чтобы привлечь ученика к участию в спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная

Для того, чтобы перевести школьника в специальную группу мнения одного лечащего врача не достаточно. В этом случае собирается комиссия (КЭК). Справка оформляется на определенный срок.

Специальная группа делится еще на две.

Специальная «А»

Дети с третьей группой здоровья. Те, у которых имеются существенные ограничения по физическим нагрузкам. Они не могут заниматься вместе с классом. Для таких детей в школах должны проводиться отдельные уроки по физкультуре и разрабатываться специальные программы. А занятия должны вести учителя или инструкторы, прошедшие специальную подготовку.

Таким детишкам нельзя посещать спортивные секции, участвовать в соревнованиях и спортивно-массовых мероприятиях.

Специальная «В»

Сюда относятся дети частично с третьей и четвертой группами здоровья. Им разрешено посещать теоретические занятия в школе. Но риск физических нагрузок для здоровья так велик, что в школе они физкультурой не занимаются. То есть, по сути, это освобождение от школьных уроков физкультуры.

Но совсем без физической активности их никто оставлять не собирается. Им рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

Ну а детишки с пятой группой здоровья чаще всего находятся в медицинских учреждениях и для них возможность занятий ЛФК крайне индивидуальна.

Как ставят оценки?

Тоже интересный вопрос. Все понятно, если ученик в основной группе, тогда он и на основании этого ему выставляется та или иная оценка.

А если в подготовительной или в специальной, что тогда? Он ведь не может сдавать нормативы как его полностью здоровые одноклассники. В этом случае учитель ориентируется на посещаемость занятий, качество выполнения упражнений, а также теоретические знания. Учебники по физкультуре, оказывается, существуют.

Так же учитель может попросить подготовить проект на какую-нибудь спортивную тему или на тему ЗОЖ, реферат, доклад или презентацию. Но без оценки по физкультуре ученик остаться не может.

Ну вот вроде бы и все, друзья. Есть вопросы? Задавайте их в комментариях. Вместе обязательно разберемся.

Интересно, а как вы относились к урокам физкультуры, когда учились в школе?

Я, если честно, не очень любила на них появляться. Мне нагрузки и без них хватало, так как я усиленно занималась волейболом. И была очень рада, когда мой учитель, Александр Васильевич, разрешил мне не приходить и автоматом ставил пятерки. А потому что я все равно бы на пятерки все сдала.

Да и сейчас дети к физкультуре относятся не лучшим образом, мне кажется. Считают ее каким-то второстепенным предметом. А зря! Спорт — это круто! Приятно иметь гибкое, стройное и сильное тело, которым ты еще и без труда управляешь. Согласны?

А у этих ребят на видео с физкультурой в школе точно проблем не было)

Желаю вашим маленьким школьникам крепкого здоровья и великолепных спортивных достижений!

Всего вам доброго!

Всегда ваша, Евгения Климкович!

Группы здоровья.
Очень часто родители при изучении карты ребенка, обнаруживают в ней запись – группа здоровья первая (или вторая, третья…). Но что это за группа и на основании чего она выставляется – знают далеко не все родители. Хотя на самом деле – это лишь запись для врача или педагога. Сообщающая об особенностях состояния здоровья малыша, позволяющая рационально составлять план мероприятий по его оздоровлению или обучению.

Что такое группы здоровья?
Группы здоровья - эта определенная шкала, которая учитывает здоровье и развитие ребенка, так же сюда входят все факторы риска, которые на него влияли или влияют, и делается прогноз на будущее. Группу здоровья выставляет участковый врач-педиатр или медицинский работник дошкольного учреждения, в основе этого лежит 6 установленных критериев.

Первый критерий оценивает наследственность. При этом необходимо отметить, есть ли в семье заболевания, которые передаются из поколения в поколение, определить предрасположенность малыша к ним. Подробно расспросив родителей, доктор сделает заключение и определит, рискует ли ребенок заболеть или нет. Кроме того, важно оценить течение беременности, сами роды и, конечно, первый месяц жизни ребенка. Осложнения беременности, родов и первые болезни малыша весьма важны для правильного постановления группы здоровья.

Вторым критерием является , сюда входит рост, вес, окружность головы, груди и другие параметры. Кроме того оценивается нервно-психическое развитие ребенка – это является третьим критерием. Оценивают умения ребенка, развитие речи, общение. В помощь доктору имеются таблицы, которые отражают умения малыша по месяцам и годам, но отклонения в ту или другую сторону не считаются патологией, для того, чтобы определить патология это или нет, необходимо оценить весь комплекс навыков. После оценивается поведение ребенка, здесь учитывается общение малыша с окружающими, как он кушает, его эмоциональность, вредные привычки. Последним, но очень важным критерием являются хронические заболевания у ребенка или пороки и аномалии развития. Особенное внимание уделяется тем порокам, которые влияют на жизнь и существование крохи. Группа здоровья – это не статичный показатель. Она может меняться в течение жизни ребенка, но, увы, чаще всего в сторону ухудшения – с первой на вторую, а чаще со второй на третью.

Состояние здоровья детей.
Собрав все данные и оценив, доктор устанавливает группу здоровья на данный момент времени. Здоровье детского населения характеризуется как наличием или отсутствием заболеваний, так и гармо-ничным и соответствующим возрасту физическим и пси¬хическим развитием, нормальным уровнем всех функций организма, отсутствием наклонности к заболеваниям. Разработаны критерии оценки здоровья:

Наличие в момент обследования каких-либо заболеваний (то есть – пришли на прием больными или здоровыми);
- уровень функционального состояния всех систем организма (насколько правильно работают все органы и системы);
- соответствие физического и психического развития возрасту (как растет и что умеет ребенок);
- степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям (как часто и как долго он болеет).
На основании результатов медицинского осмотра дети распределяются на пять групп.

I группа - здоровые дети, физически и психически нормально развивающиеся, без функциональных откло¬нений. Дети этой группы за период наблюдения могут редко болеть, но в момент обследования должны быть здоровы, сопротивляемость организма должна быть высокой. По сути - первая группа здоровья объединяет в себе абсолютно здоровых малышей, но дети с этой группой здоровья встречаются очень редко, буквально единицы. За свои годы практики я пару раз только выставляла эту группу здоровья.

II группа - здоровые дети, но имеющие функцио¬нальные и некоторые морфологические отклонения, со сниженной сопротивляемостью к заболеваниям. Такие дети не должны иметь хронических заболеваний, но мо¬гут более 4 раз в год перенести острые заболевания.

Вторая группа имеет несколько подгрупп, а вся группа включает здоровых детей, но с некоторыми нюансами. Группа «А» включает в себя здоровых малышей, но либо имеется отягощенная наследственность, либо мамина беременность и роды проходили с осложнениями. Группа «Б» включает деток часто болеющих, с некоторыми функциональными отклонениями с возможным риском развития хронических болезней.

Остальные группы включают в себя больных детей с различными заболеваниями по своей тяжести. Такие детки обязательно стоят на диспансеризации у конкретных специалистов. Для них разрабатываются специальные программы по оздоровлению и лечению. Так к третьей группе относят малышей с пороками развития в стадии компенсации, если пороки в стадии субкомпенсации то такие детки уже относятся к четвертой группе здоровья, а стадия декомпенсации – пятая группа здоровья.

III группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии компенсации (то есть в состоянии без обострения, никак себя не проявляющие). Эта группа объединяет де¬тей с врожденной патологией или хроническими забо¬леваниями, при которых могут быть редкие и не тя¬жело протекающие обострения основного заболевания. Сопротивляемость организма у таких детей несколько снижена. К таким болезням, при которых поставят 3 группу, относят – хронические гастрит или дуоденит, ЖДВП, хронический бронхит, пиелонефрит, анемия, ожирение, заикание, плоскостопие и аденоиды.

IV группа
- дети с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации. В эту группу входят дети с врожденной патологией или хроническими заболевани¬ями, при которых после обострения основного заболе¬вания длительно нарушаются общее состояние и само¬чувствие. Сопротивляемость организма у детей резко снижена. Это эпилепсия, гипертоническая болезнь, тиреотоксикоз, прогрессирующий сколиоз.

V группа - дети с хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации. Это дети с тяжелой инвалидностью, которые не ходят, онкологические больные и другие тяжелые состояния. Дети этой группы имеют тяжелые пороки развития или хронические заболевания со значительно снижен¬ными функциональными возможностями. Такие дети обычно не посещают детские и подростковые учрежде-ния общего профиля и часто имеют инвалидность.

В зависимости от самого диагноза малышам с третьей и четвертой группой здоровья, возможно, рекомендуют снижение нагрузок или даже домашнее обучение.

Как же понять, та ли группа?
При определении группы здоровья необходим учет всех критериев, характеризующих здоровье данного ребенка. Комплексная оценка состояния здоровья про¬водится на момент медицинского обследования. Функциональное состояние систем организма выявляется клиническими методами, с помощью функциональных проб. Проводится соответствие физического и психического развития организма ребенка по биологическому возрасту. О сопротивляемости организма судят по количеству острых заболеваний и обострений хронических за предыдущий год. При обследовании детей и подростков нельзя забывать о функциональных откло¬нениях в состоянии здоровья, которые могут возникать в определенном возрасте и не являться истинной патологией, а отражать возрастные физиологические сдвиги, происходящие в организме.

Так существует закономерность возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей:
- в грудном возрасте появляются отклонения в составе крови (анемия), аллергические проявления,
- в раннем возрасте появляются нарушения пищеварения (особенно если ребенка неправильно кормят);
- в дошкольном возрасте появляются нарушения функций нервной, дыхательной и мочевыделительной систем, опорно-двигательного аппарата и лор-органов;
- в школьном возрасте появляются нарушения сердечно-сосудистой деятельности, функций органов зрения.

Самые частые вопросы.
Если ребенок относится не к первой группе здоровья, а ко второй, это опасно?
Не совсем, но этот ребенок требует внимания как от врача, так и от родителей, даже от родителей больше. Дело в том, что эта группа здоровья говорит о том, что организм малыша работает на пределе сил. Чтоб сохранять свое здоровье, либо что на него воздействует слишком много вредных факторов, негативное влияние которых может выявиться не сразу – например, тяжелая гипоксия в родах может дать о себе знать только на 2-3 году, остыванием в развитии. Вторая группа – это сигнал к наблюдению и активным занятиям с ребенком закаливанием, массажем, гимнастикой – но это не больной ребенок. Ранее бытовало мнение – детей со второй группой здоровья ограничивать в физической активности в садике и школе своего рода «сдувать пылинки», но это рекомендация неоправданная. Надо просто следить за переносимостью и постепенностью нагрузок, но не ограничивать их.

Третья группа здоровья – это дети с хронической патологией и это навсегда?
Нет, третья группа здоровья, если обострений болезни не было давно, и прошли сроки ее диспансерного наблюдения, переводят в вторую группу, то есть ребенка считают здоровы, с оговорками, что когда то он болел. Так бывает с аллергиками, детьми до трех лет – как говорится «перерастают», с детьми с пиелонефритом, дети с анемиями, которые вылечились и гемоглобин находится на стабильных цифрах.

Дети с третьей группой здоровья не ходят на физкультуру?
Нет, ходят – но обычно в подготовительную или специальную группу, все зависит от заболевания. Им показаны курсы лечебной физкультуры и гимнастики.