Классный час "Культура поведения" классный час (класс) на тему. Классный час на тему: Культура поведения Темы классных часов культуре поведения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»

Поговорим о культуре поведения

Классный час

Разработала и провела:

Шарандина В.В.,

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 7Б класса

МБОУ «СОШ № 53»

г. Курган, 2015 г.

Цель: Развитие умений обучающихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими обучающимися в результате групповой работы по теме беседы.

Мотивация выбора данной темы: обучающиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе, и к этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задачи: Развитие коммуникативных способностей обучающихся; профилактика спорных ситуаций среди детей, предотвращение конфликтных ситуаций между обучающимися и преподавателями.

Форма проведения: работа обучающихся в группах по выработке правил поведения в школе, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Класс делится на 2 группы с учетом пожеланий обучающихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Преподаватель вводит учеников в курс дела: сообщает тему беседы, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход беседы

До начала выступления преподавателя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!». С детьми обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с темой беседы.

Вводное слово учащихся

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где «я» каждого превращается в общее «мы». И нужно чтобы каждое отдельное «я» чувствовало себя в этом большом «мы» комфортно. И чтобы «я» каждого не подавляло «я» своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому «я» полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова да навек ссора», «Бритва скребет, а слово ранит», «Ласковое слово - это вешний день».

Как вы думаете, что обозначает слово «вежливый» (соблюдающий правила приличия).

Задание 1 «Был такой случай…»

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 2 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: «Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице», «Как мы возражаем взрослым, родителям», и т. д.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание 2 «Вежливый человек»

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.

Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Задание 3 «Сокровищница народной мудрости»

На доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части - окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

У себя как хочешь,

Не дорог подарок -

О пустяках спорить -

По одежде не суди,

Слово - серебро,

по делам гляди.

молчание - золото.

а в гостях - как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Задание 4 «Мы составили правило…»

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость).

Правила поведения в школе (на уроках и на переменах).

Обязанности дежурного класса.

Подсказки

Форма Прическа Сменная или вторая обувь

Вежливость Мусор

Бережливость Опоздания Обращение к друг другу

Прогулы Сотовые телефоны Повседневная речь в школе

Чужие вещи Манера общения Поведение в столовой

Приход в школу Пропуск уроков

«Метрополис» Школьное имущество

Забота о младших и слабых Решение спорных вопросов

Курение в школе Поведение на уроках Поведение на переменах

Употребление непристойных выражений Обязанности дежурного класса

В течение 5 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем обучающиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта.

Заключительное слово учащихся.

Как учиться «вежеству»?

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа», т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться «вежеству» существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня - «манеры». В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они».

Итак,

первое условие воспитанности - знание общепринятых норм и правил поведения;

второе - тренироваться упражняться в правильном поведении;

третье - прочные и устойчивые привычки поведения.

У себя как хочешь,

Не дорог подарок -

О пустяках спорить -

По одежде не суди,

Слово - серебро,

по делам гляди.

молчание - золото.

а в гостях - как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Подсказки

Форма

Прическа

Сменная или вторая обувь

Вежливость

Мусор

Приветствие учеников и взрослых

Бережливость

Опоздания

Обращение друг к другу

Прогулы

Сотовые телефоны

Повседневная речь в школе

Чужие вещи

Манера общения

Поведение в столовой

Приход в школу

Пропуск уроков

Поведение во время линеек и мероприятий

«Метрополис»

Школьное имущество

Соблюдение правил безопасности

Забота о младших и слабых

Решение спорных вопросов

Поведение на уроках

Поведение на переменах

Обязанности дежурного класса

Подсказки

Форма

Прическа

Сменная или вторая обувь

Вежливость

Мусор

Приветствие учеников и взрослых

Бережливость

Опоздания

Обращение друг к другу

Прогулы

Сотовые телефоны

Повседневная речь в школе

Чужие вещи

Манера общения

Поведение в столовой

Приход в школу

Пропуск уроков

Поведение во время линеек и мероприятий

«Метрополис»

Школьное имущество

Соблюдение правил безопасности

Забота о младших и слабых

Решение спорных вопросов

Курение в школе и возле школы

Поведение на уроках

Поведение на переменах

Употребление непристойных выражений

Обязанности дежурного класса

1. Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где «я» каждого превращается в общее «мы». И нужно чтобы каждое отдельное «я» чувствовало себя в этом большом «мы» комфортно. И чтобы «я» каждого не подавляло «я» своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому «я» полноценно развиваться.

2. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

3. К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова да навек ссора», «Бритва скребет, а слово ранит», «Ласковое слово - это вешний день» .

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня - «манеры». В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они».

Классный час "О культуре поведения в школе"

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета,

Ход урока:

Класс делится на 3 группы с учетом пожеланий учащихся.

Ученик 1

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

С. Маршак

Учитель:

Ребята, о чём говорит в своём стихотворении Самуил Яковлевич Маршак? (О правилах поведения в обществе, правилах вежливости).

Почему люди должны быть вежливыми по отношению друг к другу?

Нужно ли соблюдать правила вежливости в школе? Почему?

Сегодня мы на уроке составим памятку «Школьные правила вежливости».

21 ноября во всем мире отмечают день приветствий и вежливости! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день приветствий и вежливости во всех странах мира.

А какие приветствия знаете вы? (Доброго здоровья, удачи и др.)

В разных станах мира люди по-своему приветствуют друг друга.

Например, зулусы говорят : «Я тебя вижу!”.

Монголы : «“Здоров ли твой скот?».

Итальянцы : “Хорошо ли вы потеете?»

Евреи : “Мир с тобой!»

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Попробуйте объяснить смысл остальных приветствий. («Я тебя вижу» - человек жив и здоров; «Хорошо ли вы потеете?» - здоров ли человек).

Для чего же люди приветствуют друг друга?

Составим первое правило вежливости:

Правило№1

- Сегодня на уроке мы часто произносим слово «вежливость». Что означает это слово?

Ученик 2 . Историческая справка . До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке.

(Работа в группе). Я предлагаю выполнить вам следующее задание: перед вами на интерактивной доске нарисован человек –«вежа». Пусть каждая группа подарит этому человеку признаки вежливости. (Дети с помощью стрелочек записывают слова, характеризующие воспитанного человека. Например, добрый, воспитанный и др.)

Человек – «вежа»

(Работы вывешиваются на доску, обсуждаются: дети соглашаются или опровергают ответы своих товарищей).

После выполнения задания в группах составляется второе правило вежливости .

Правило №2

Задание «Минутка отдыха»

Сейчас вам предстоит выполнить задание «Доскажи вежливое словечко». (ответы хором)

    Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…..(спасибо).

    Зазеленеет даже пень, когда услышишь………(добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы……….(спасибо).

    Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…….(здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости, говорим ……….(простите, пожалуйста).

    И во Франции и в Дании на прощание говорят …….(до свидания).

Как называются отгаданные слова? (Вежливые слова)

Для чего в нашей речи существуют такие слова?

Задание «Жизненные ситуации».

Каждая группа получает по 2 карточки с описанием жизненных ситуаций. Задания командам: как поступите вы?

1. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

2. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

3. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

4 Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

5. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

6. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

Поднимите руки те ребята, кто оказывался в подобных ситуациях? Какую реакцию вы ждали от окружающих по отношению к себе?

Какое правило можно составить на основе ваших выводов?

Правило 3.

Задание « Всё самое хорошее»

К доске приглашаются 2-3 ученика класса.

- Давайте попробуем найти в одноклассниках только хорошие качества характера. (Дети говорят о каждом ребёнке, ответы фиксируются на доске).

Сколько хороших качеств вы назвали! Чтобы хорошие качества приумножились, старайтесь видеть в людях только положительные моменты.

Правило №4.

Сейчас мы послушаем частушки о детях, которые забывают одно важное правило вежливости.

Ученик 3. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

Ученик 4 .В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”

Ученик5 .Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.

Ученик 6 .Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.

Какое правило не соблюдают дети? (Уважительное отношение к старшим людям).

Как должны вести себя дети по отношению к людям старшего поколения?

Правило 5.

Задание «Исправь ошибки».

На интерактивной доске слайды с текстами, в которых допущены ошибки в поведении детей. Каждая группа в ходе обсуждения исправляет ошибки, высказывает свой вариант развития событий.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

- Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья.

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Обсуждение детьми жизненных ситуаций, коллективное исправление ошибок.

В конце урока составляется памятка правил вежливости и памятка упражнений для развития вежливости.

Памятка « Школьные правила вежливости».

Правило№1

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова приветствия.

Правило №2

Вырабатывайте в себе качества вежливого, доброжелательного, дружелюбного, воспитанного человека.

Правило№3

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

Правило №4.

Старайтесь видеть в людях только положительные качества характера.

Правило №5

Относись с уважением к людям старшего поколения.

Не всем всегда получается быть вежливыми людьми. Существуют специальные психологические рекомендации. Учёные-психологи рекомендуют выполнять специальные упражнения, способствующие развитию у человека вежливого поведения к окружающим и к самому себе.С такими рекомендациями познакомит вас (ученик 7)

Упражнение « Наблюдай за собой»

Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Как я разговариваю с людьми? Как я здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Упражнение «Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Упражнение «Изучение мнения других людей»

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие. Не стесняйся, спроси о себе окружающих тебя людей.

Итог урока

- Кого мы можем назвать вежливым человеком?

Почему мы должны быть взаимовежливы по отношению друг к другу?

Какие правила вежливости существуют?

Какие выводы вы сегодня для себя сделали?

Что нового узнали по данной теме?

Авторы: Галюдкина Оксана Максутовна, Нефёдова Лидия Васильевна, Шелудько Светлана Ивановна, КГУ «Майкаинская СОШ №2 отдела образования Баянаульского района», учителя начальных классов, Павлодарская область, п. Майкаин

Цель: формирование навыков культурного поведения в общественных местах;

воспитание уважения к окружающим через освоение правил культурного поведения в обществе.

Первый классный час – освоение правил культурного поведения

Цель: освоение правил культурного поведения в общественных местах, развитие коммуникативных умений и навыков.

Используемая методика: методика Ривина.

I. Мозговая атака (работа в группах).

Кто такой воспитанный человек? Какими он обладает качествами?

Дети обсуждают вопросы в группах и высказывают свое мнение. Командир группы организует работу так, чтобы каждый член группы высказал свое мнение: каждый член группы называет только одно качество воспитанного человека или одно суждение о нем.

II. Учитель обобщает ответы учащихся, представляя образ воспитанного человека. Затем побуждает детей высказать свое мнение о воспитанном человеке, и хотели ли бы они производить на людей такое же впечатление. Подводит к выводу о том, что быть воспитанным человеком – это соблюдать в обществе определенные правила поведения. Сообщает вытекающую из этого разговора цель – усвоение правил культурного поведения в общественных местах.

III. Инструктаж о порядке работы на данном классном часе: освоение правил будет идти в парах сменного состава по методике Ривина; результатом работы должны быть вопросы к текстам и знание правил. Желательно, чтобы к данному классному часу дети уже были знакомы с методикой Ривина, чтобы их внимание было сосредоточено на содержании правил, а не на порядке работы.

Алгоритм работы по методике Ривина:

1. Получи текст.

2. Найди партнера.

3. Договорись, кто первым начнет работу.

4. Прочитай вслух первое правило.

5. Составьте вместе вопрос к первому правилу.

6. Запиши в тетрадь этот вопрос. Рядом запиши имя партнера.

7. Поменяйтесь ролями.

8. Проделайте такую же работу с правилом партнера.

9. Найди другого партнера.

10. Покажи ему проработанное правило.

11. Работайте по алгоритму с пункта №3.

При точном следовании представленному выше алгоритму в то время, как один ученик записывает вопрос, второй в это время просто ожидает его. Чтобы избежать потери времени, более целесообразным представляется другой вариант: вначале ученики обговаривают оба абзаца и формулируют вопросы, а затем одновременно приступают к записыванию этих вопросов.

IV. После освоения одного текста, ученик работает со следующим партнером по методике взаимопроверки и взаимотренажа: проверяют друг друга, дорабатывают каждый свой текст и потом обмениваются текстами. Для этой работы используются вопросы, составленные во время проработки правил по методике Ривина. Дальше продолжают работу по той же схеме: методика Ривина, взаимопроверка, взаимотренаж и обмен текстами.

Тексты с правилами для работы по методике Ривина

«На улице»

1. Выходи на улицу опрятно одетым, чтобы не оскорблять окружающих своим видом.

2. Старайся передвигаться только по тротуару, чтобы не создавать угрозу своей жизни и аварийную ситуацию на дороге.

3. На улице неприлично громко разговаривать, смеяться, ссориться, петь и свистеть, чтобы не мешать окружающим.

4. На улице не едят, потому что это не гигиенично и можно испачкать себя и окружающих.

5. Бумагу и другой мусор следует бросать в урны, чтобы не загрязнять окружающую среду.

«В школьной столовой»

1. Заходи в столовую спокойно, не торопясь, чтобы не привлекать внимания окружающих.

2. Между столиками проходи осторожно, чтобы не мешать остальным и не задеть посуду.

3. В столовой строго придерживайся очереди, чтобы не создавать неразбериху.

4. За столом сиди аккуратно, не клади локти на стол, не разговаривай, так как во время приема пищи это не принято правилами этикета.

5. Убирай за собой со стола грязную посуду, чтобы облегчить труд обслуживающего персонала.

«В школе»

1. Не опаздывай, приходи в школу вовремя, чтобы не мешать учителю вести урок, а классу работать.

2. Уважай учителя и товарищей, так как это норма поведения для воспитанного человека.

3. Не бегай на перемене, чтобы не навредить своему здоровью и здоровью окружающих.

4. Не болтай на уроке, чтобы не отвлекать товарищей от работы.

5. Береги школьное имущество, потому что в него вложен труд других людей.

«В театре»

1. Одевайся в театр красиво и чисто – этим ты проявишь уважение к артистам и зрителям.

2. Не забудь раздеться в гардеробе, чтобы одежда не мешала тебе и окружающим.

3. Заходи в зал вовремя, не позже третьего звонка, чтобы не отвлекать зрителей и не мешать артистам.

4. Во время спектакля веди себя воспитанно, так как это принято нормами поведения.

5. После окончания спектакля поблагодари актеров за представление, потому что они старались для тебя.

«В гостях»

1. Не приходи в гости без приглашения, так как ты можешь нарушить планы своих друзей.

2. Не опаздывай к назначенному часу, чтобы не подвести хозяев.

3. Не приводи с собой друзей, если их не приглашали, так как это может поставить хозяев в неловкое положение.

4. В гостях со всеми познакомься, старайся поддерживать разговор, чтобы себя чувствовать комфортно и не создавать проблем окружающим тебя людям.

5. Не засиживайся в гостях слишком долго, чтобы не показаться назойливым, не утомлять хозяев.

В результате работы с текстами у детей появляются вопросы к текстам, которые используются для взаимопроверки и взаимотренажа.

«На улице»

1. Как нужно одеваться, когда идешь на улицу?

2. По какой части улицы нужно передвигаться?

3. Что неприлично делать на улице?

4. Почему нельзя на улице кушать?

5. Куда необходимо выкидывать мусор?

«В школьной столовой»

1. Как нужно входить в столовую?

2. Как нужно проходить между столиками?

3. Какие правила поведения нужно соблюдать в столовой?

4. Как нужно сидеть за столом?

5. Что нужно сделать после еды?

«В школе»

1. Когда нужно приходить в школу?

2. Как нужно относиться к товарищам и учителю?

3. Как нужно вести себя на перемене?

4. Чего нельзя делать на уроке?

5. Как нужно относиться к школьному имуществу?

«В театре»

1. Как нужно одеваться в театр?

2. Где нужно раздеться?

3. Когда нужно входить в зал?

4. Как нужно вести себя во время спектакля?

5. Что нужно сделать после окончания спектакля?

«В гостях»

1. Почему не следует приходить в гости без приглашения?

2. Можно ли опаздывать в гости?

3. Можно ли брать с собой друзей, если их не приглашали?

4. Как вести себя в гостях по отношению к другим гостям?

5. Как долго следует находиться в гостях?

В конце классного часа создаются команды, которые получают задание приготовиться к турниру.

Второй классный час – турнир (применение правил на практике)

Цель: использование освоенных правил на практике, воспитание взаимной ответственности, формирование умения работать в команде, развитие творчества учащихся, ученического самоуправления, аналитических и оценочных умений и навыков.

Используемая методика : модификация ВОЗ.

Подготовка к этому классному часу начинается сразу после первого классного часа этого цикла и идет всю неделю: дети готовят вопросы, сценки, рисунки, направленные на выявление команды, лучше всех усвоившей правила культурного поведения. Учащиеся консультируются с классным руководителем или другими людьми, по своему усмотрению. Основанный на принципе непрерывности подход к работе над правилами культурного поведения повышает эффективность этой работы.

Ход классного часа

Для проведения турнира создается жюри из нескольких человек, обязанностью которого является, во-первых, определять отвечающую команду (наблюдая за игроками, выявлять, кто первый поднял руку); во-вторых, следить за тем, чтобы отвечающими в команде были по очереди все члены команды; в- третьих, вести счет турнира.

В начале турнира жюри сообщает критерии оценки команд. Важно, чтобы в числе критериев наряду с правильностью и полнотой ответов, артистичностью были активность всех членов команды и согласованность их действий.

I. Подготовка к турниру: команды проговаривают правила поведения с целью проверки своей готовности к турниру (2-3минуты).

II. Представление заданий : команды по очереди представляют задания. Право отвечать жюри предоставляет той команде, которая первой просигналила о своей готовности к ответу (поднятием руки, сигнальной карточки или каким-то другим условным знаком). При этом важно следить за тем, чтобы команды соблюдали следующий порядок: каждый член команды может отвечать повторно только после того, как по одному разу ответили все остальные члены команды. При возникновении у команды затруднений (еще не отвечавшие учащиеся не знают ответа) идет передача знаний от уже отвечавших членов команды в форме сообщения ответов на задание.

Задания к турниру могут представлять собой ситуации неправильного поведения людей в обществе, которые нужно проанализировать и озвучить правильный вариант.

Это могут быть сценки, в которых также нужно будет оценить поведение (поступки) людей с позиции правил культурного поведения.

В турнир могут быть включены задания на артистичность и находчивость: предложить командам изобразить определенную ситуацию: например, сцену знакомства в гостях.

Третий классный час – сбор и обсуждение мнений по методике

Цель: осознание детьми необходимости и важности соблюдения этикета и тех преимуществ, которые дает человеку правильное поведение в обществе; развитие ученического самоуправления, коммуникативных и информационных умений и навыков.

Используемая методика: обратная Ривина.

Количество групп определяется количеством вопросов, по которым дети собирают мнение одноклассников. Оптимальное количество вопросов 4-5. При большом количестве вопросов затянется опрос, на сбор мнений уйдет много времени и главное, ради чего собиралась информация (обсуждение, выводы), будет сделано в спешке и некачественно.

Группы получают задание собрать мнение своих одноклассников по одному из вопросов. В группах командиры обговаривают с членами групп, кто кого будет опрашивать. Стихийное движение по классу приведет к потере времени.

Примерные вопросы по теме

1. Считаешь ли ты обязательным соблюдение правил культурного поведения?

2. Кому живется легче, культурным или некультурным людям? Почему?

3. Что дает человеку культурное поведение в обществе?

Выяснив мнение своих одноклассников по заданному вопросу, ученики опять собираются в группы и обрабатывают собранную информацию, дополнив ее собственным мнением каждого члена группы. Результатом обработки информации должно быть краткое сообщение классу основных идей. Учитель неназойливо проводит коррекцию мнений, организуя при необходимости обсуждение позиций (мнений, сообщений) и подводя детей к нужному выводу.

Четвертый классный час встреча с родителями

(может быть совмещен с родительским собранием на тему «Формирование навыков культурного поведения в семье»)

Цель: укрепление связи семьи и школы, управление воспитанием детей в семье через выработку единства ценностей и подходов к воспитанию детей, создание условий для демонстрации детьми достижений, повышение самооценки детей, формирование чувства собственного достоинства.

Используемая методика: модификация ВПТ.

Ход классного часа

На этом классном часе можно использовать материалы турнира (второго классного часа) или подготовить новые подобного характера.

1. Родители разделены на небольшие группы, за которыми закреплены учащиеся. Используя знание правил и вопросы к текстам, ученики проводят обучение родителей.

2. Следующий этап повторяет схему турнира. Команды представляют свои задания, но отвечают на них родители. В качестве экспертов выступают дети, которые комментируют, дополняют или исправляют ответы своих родителей. Они могут показать правильный ответ в виде сценки.

Другой вариант этого этапа – показ инсценировок как следует и как не следует вести себя. Родители комментируют увиденное, дети дополняют, исправляют их ответы.

- Приветствие :

- Good morning, dear children! I’m glad to see you!

Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей.

Александр Межиров

Сегодня ми поговорим о поведении среди людей, вы познакомитесь с новыми правилами. Станете воспитание. Будьте внимательны, работайте активно..

“В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе”. (Ф.Бэкон).

Начиная с самого раннего возраста, мы обретаем определенную культуру поведения. Все без исключения наши поступки могут быть красивыми или некрасивыми. Мы можем говорить грубо или учтиво, наши движения могут быть изящными или неуклюжими, манеры – изысканными или вульгарными, отношения к другим – достойным или невежливым. Общая культура складывается из многих составляющих. Как приятно иметь дело с людьми, умеющими вести себя красиво, и сколь тягостно общение с грубыми, невежливыми людьми.

Этике́т (от фр. étiquette - этикетка, надпись) - правила поведения людей в обществе.

А сейчас, в настоящее время, какого человека можно назвать культурным и вежливым?

Где и каким образом человек получает первые навыки этикета?

Рождается ли ребенок сразу вежливым и воспитанным?

Что надо сделать для того, чтобы тебя считали вежливым?

Хорошо ли быть вежливым или этого надо стесняться?

Всегда ли человека, строго придерживающегося правил поведения, можно считать культурным?

А в нашем классе все ли соблюдают правила этикета? Все ли в нашем классе вежливые?

Сейчас узнаем какие вежливые слова вы знаете.Слушайте внимательно загадки

    Растет даже ледяная глыба От слова теплого....(“Спасибо.”)

    Зазеленеет старый пень, Когда услышит.... (“Добрый день.”)

    Мальчик вежливый и развитый Говорит, встречаясь...(“Здравствуйте.”)

    Если больше есть не в силах, Скажем маме мы... (“Спасибо.”)

    Когда нас бранят за шалости, Говорим... (Прости, пожалуйста.)

    И во Франции, и в Дании На прощанье скажут...(“До свидания.”)

Вежливость облегчает нашу жизнь. Но вежливость – это не просто "волшебные слова", а это в первую очередь проявление внимания к окружающим людям. Вы не сказали ни слова, а просто придержали тяжелую дверь, пропустили вперед пожилого человека или свою ровесницу, взяли у мамы тяжелую сумку, и каждый, кому вы помогли, без всяких "спасибо" и "пожалуйста" понял, что вы – человек вежливый и воспитанный.

Итак, я предлагаю вам разделится на группы.

1 ряд –о школьном этикете

2ряд- о поведении в общест. местах

3ряд- о правилах отношения друг к другу

1ситуация (1 ряд)

Школьная перемена. Ученики выходят из кабинета, мальчики начинают бегать и играть. За игрой не замечают библиотекаря, несущего стопку книг, один мальчик, назовем его Костя, толкает библиотекаря, книги рассыпаются по полу, но Костя этого не замечает и бежит дальше. Библиотекарю ничего не остается, как поднять книги самой. Один из одноклассников Кости, Егор, оказывается рядом и помогает собрать книги. "Простите его, - говорит Егор,- Костя у нас такой несобранный! Давайте я помогу вам отнести книги". Казалось бы, неприятный инцидент исчерпан, библиотекарь доволен. Так ли это, как вы думаете? Что скажете про Костю и Егора? Как бы вы поступили в данной ситуации?

(ответы учеников)

Видео правилах поведения в школе.

Закрепление правил.

Твое поведение расскажет о тебе лучше слов.

Родители всегда требуют от своих детей соблюдения правил приличного поведения. Но особенно важным это становится, когда к вам приходят гости или когда ты находишься в общественных местах один, без взрослых. Некому подсказать тебе, как правильно поступить в том или ином случае, некому одёрнуть тебя, если ты ведёшь себя некра­сиво. В таких вот ситуациях и проявляется твоя взрослость и самостоятельность.

Но есть и ещё одно важное обстоятельство: ты представляешь свою семью. Разве ты хочешь, чтобы о твоей семье, о твоих родителях думали плохо? Но обычно ведь всегда случается так, что когда мы встречаем грубого, невоспитанного человека, то обязательно думаем или произносим вслух примерно следующее: «Что за родители у это­го ребёнка? Неужели они не могли научить его прилично вести себя в обществе?» А ещё чаще люди возмущаются вслух: «И чему вас только в школе учат?»

Чтобы не подводить своих родителей и учителей, которые учат тебя хорошим манерам, постарайся быть воспитанным и вежливым человеком.

➤ Никогда не позорь тех, кто тебя воспитывает, на ком лежит ответственность за твоё воспитание: свою семью и школу!

2 ситуация(2 группа)

З друга пришли в кафе, Усевшись за стол, заказав себе обед, стали громко перебивая, размахивая руками стали что- то рассказывать друг другу. Рядом сидящие люди подумали о том, что не ужели им никто не рассказывал как нужно себя вести. Один из посетителей даже сделал им замечание, но на него никто не отреагировал. Что скажете про поведения этих друзей? Как бы вы поступили в данной ситуации? А как правильно себя вести, за столом?

Существуют официальные правила поведения:

    На улице и в общественных местах разговаривать без крика, не шуметь, не мешать другим людям.

    Придерживаться чистоты в общественных местах – не мусорить, не плеваться, беречь зеленые насаждения.

    Беречь общественное и чужое имущество.

    Не совершать недостойных поступков и уберегать от них друзей. Это означает: не обижать и оскорблять других, не брать чужие вещи, не издеваться над животными и др.

Правила поведения в кинотеатре, цирке.

воспитанный человек не должен громко разговаривать в этих заведениях, шуршать фантиками, вставать во время представления или фильма.

Например, при посещении зоопарка или цирка:

нельзя лезть к клеткам животных, бросать что-либо в них, дразнить и шуметь, чтобы не напугать и не мешать другим людям.

    При кашле и чихании принято прикрывать рот.

    Пользоваться носовым платком при насморке.

    Не выходить на улицу небрежно одетым и непричесанным.

    Аккуратно и тихо кушать в заведениях общественного питания, пользоваться салфетками.

    Нельзя публично отзываться грубо или плохо о других людях или происходящих событиях.

3 ситуация

Ситуация. В дверях магазина встречаются мальчик с девочкой. Мальчику надо выйти из магазина, а девочке войти. Мальчик уступает дорогу девочке, а за его спиной в это время собирается несколько человек. "Чего встал? Выходи быстрее! - кричит парень сзади. - Не задерживай, я тороплюсь!". На что мальчик ему отвечает: Что, по-вашему, мог ответить мальчик этому парню? Как мог повести себя парень? Какой могла бы быть реакция стоящих рядом людей?

Можно ли назвать поступок мальчика рыцарским? Что значит быть рыцарем?

Беседа о взаимоотношениях.

Рыцарями в средние века называли отважных, смелых воинов, которые носили тяжелые доспехи. Чтоб стать рыцарем, необходимо было пройти целую науку, школу воинов, которой учились от 7 до 21 года. В возрасте 7 лет мальчик, который готовился стать рыцарем, отправлялся в знатную семью в качестве пажа. Там он обучался хорошим манерам, помогал своему господину ездить верхом и сражаться на мечах. В 14 лет паж становился оруженосцем. Он должен был готовить господина к бою, следить за лошадью и доспехами. К 21 году большинство оруженосцев становились рыцарями. Рыцарство не сводилось к умению драться – это был особый образ жизни. Рыцарь должен быть щедрым, держать слово, говорить правду, защищать слабых. И еще благородно и возвышенно относиться к девушкам.

Кого сегодня можно назвать рыцарем?

Рыцари сегодняшних дней должны отличаться от средневековых только формой одежды. Во всем остальном это тот же набор благородных правил обхождения.

Я думаю у нас в классе тоже есть рыцари, расскажите нам как нужно относится к девочкам?

    Настоящий мужчина относится с уважением к женщинам. Если вы не уважаете женщину, то вы – не настоящий мужчина.

    Настоящий мужчина всегда заботится о своём здоровье.

3.Настоящий мужчина умеет смеяться над собой.

4.настоящий мужчина всегда контролирует свои эмоции.

Желаю вам в будущем, когда подрастёте стать настоящими мужчинами.

Подводя итог выше всего сказанного, могу сказать, что если вы будете соблюдать все правила этикета вы будете воспитанными людьми с которыми приятно общаться, и добьетесь больших успехов.

Но а пока вы ученики и вы все учитесь в одном классе, у вас должны быть законы класса

    Закон 00 Время - золото. Не трать его попусту. Всегда и везде приходи вовремя.

    Закон поднятой руки Один не может перекричать всех. Если кто-то поднял вверх правую руку, помолчи и послушай говорящего.

    Закон правды Запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!

    Закон добра Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе!

    Закон заботы Прежде, чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

    Закон милосердия Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди у которых слёзы на глазах. Не забывай о них!

    Закон уважения Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

    Закон свободы Каждый человек должен быть свободным, и, отстаивая свободу, не забывай о свободе другого человека!

    Закон чести Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Всегда помни о своей достоинстве.

(подарок для класса законы в классный уголок закон 0:0, не выпадай из шкафа и т.д)

Я надеюсь, что из того, о чем сегодня шла речь, вы сделаете выводы. Ведь человек сам может влиять на свой культурный уровень, на уровень своей воспитанности. А чтобы вы все стали культурными произнесем

Клятва хорошего поведения.

Клянусь всегда здоровым быть,

И школу правильно ходить!

Клянусь!

В портфеле носить "хорошо" и "отлично".

Клянусь!

Клянусь в том, что буду я очень стараться

С друзьями моими впредь больше не драться!

Клянусь!

Клянусь я ребёнком воспитанным быть,

Не бегать по школе, а шагом ходить.

Клянусь!

А если нарушу я клятву свою,

Тогда я молочный свой зуб отдаю,

Тогда обещаю мыть вечно посуду,

И на компьютере играть я не буду!

Клянусь!

Ребёнком всегда идеальным я буду

И клятвы моей никогда не забуду!

Клянусь!

На этом наш классный час подошел к концу, спасибо за урок!

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа;
профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы : учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача : Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оснащение и оборудование :

    Столы со стульями для групп

    Задания для групп для обсуждения одной тем

    Подсказки по каждой теме (общие для всех)

    Бумага и фломастеры для записи

    Мультимедиа проектор

    Интерактивная доска

Форма проведения : работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход классного часа

До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа.

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора ”, “Бритва скребет, а слово ранит” , “Ласковое слово – это вешний день ”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

    Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.

    Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

    Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

    Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

    Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы :

    Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)

    Правила поведения в школе

    Обязанности дежурного класса

Подсказки

    Прическа сменная или вторая обувь

    Приветствие учеников и взрослых

    Обращение к друг другу

    Бережливость

    Вежливость

    Опоздания

  • Плееры и сотовые телефоны

    Повседневная речь в школе

    Манера общения

    Чужие вещи

    Поведение в столовой

    Поведение во время линеек и мероприятий

    Приход в школу

    Пропуск уроков

    Школьное имущество

    Соблюдение правил безопасности

    Забота о младших и слабых

    Решение спорных вопросов

    Курение в школе

    Поведение на уроках

    Поведение на переменах

    Употребление непристойных выражений

    Обязанности старшего дежурного по школе

    Обязанности дежурного класса

    Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем учащиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут.

По окончании классного часа принимается решение.

Решение

Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.

Подведение итогов.

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.