Краткая биография куприна самое главное для детей. Русский писатель Александр Иванович Куприн: жизнь и творчество, интересные факты О каком городе говорит куприн

(26 августа по старому стилю) 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника. Отец умер, когда сыну шел второй год.

В 1874 году его мать, происходившая из древнего рода татарских князей Куланчаковых, переехала в Москву. С пяти лет из-за тяжелого материального положения мальчик был отдан в Московский Разумовский сиротский пансион, знаменитый своей суровой дисциплиной.

В 1888 году Александр Куприн окончил кадетский корпус, в 1890 году — Александровское военное училище в чине подпоручика.

По окончании училища он был зачислен в 46-й Днепровский пехотный полк и отправлен на службу в город Проскуров (ныне Хмельницкий, Украина).

В 1893 году Куприн отправился в Петербург для поступления в Академию Генерального штаба, но не был допущен к экзаменам из-за скандала в Киеве, когда в ресторане-барже на Днепре он бросил за борт подвыпившего пристава, оскорблявшего девушку-официантку.

В 1894 году Куприн оставил военную службу. Он много путешествовал по югу России и Украине, пробовал себя в различных сферах деятельности: был грузчиком, кладовщиком, лесным объездчиком, землемером, псаломщиком, корректором, управляющим имением и даже зубным врачом.

Первый рассказ писателя "Последний дебют" был напечатан в 1889 году в московском "Русском сатирическом листке".

Армейская жизнь описана им в рассказах 1890-1900 годов "Из отдаленного прошлого" ("Дознание"), "Куст сирени", "Ночлег", "Ночная смена", "Прапорщик армейский", "Поход".

Ранние очерки Куприна были изданы в Киеве в сборниках "Киевские типы" (1896) и "Миниатюры" (1897). В 1896 году была напечатана повесть "Молох", принесшая молодому автору широкую известность. Потом последовали "Ночная смена" (1899) и ряд других рассказов.

В эти годы Куприн познакомился с писателями Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.

В 1901 году Куприн поселился в Петербурге. Некоторое время он заведовал отделом беллетристики "Журнала для всех", затем стал сотрудником журнала "Мир Божий" и издательства "Знание", которое выпустило первые два тома сочинений Куприна (1903, 1906).

В историю отечественной литературы Александр Куприн вошел как автор повестей и романов "Олеся" (1898), "Поединок" (1905), "Яма" (1 часть — 1909, 2 часть — 1914-1915).

Он также известен как крупный мастер рассказа. Среди его произведений в этом жанре — "В цирке", "Болото" (оба 1902), "Трус", "Конокрады" (оба 1903), "Мирное житие", "Корь" (оба 1904), "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Гамбринус", "Изумруд" (оба 1907), "Суламифь" (1908), "Гранатовый браслет" (1911), "Листригоны" (1907-1911), "Черная молния" и "Анафема" (оба 1913).

В 1912 году Куприн совершил путешествие по Франции и Италии, впечатления о котором отразились в цикле путевых очерков "Лазурные берега".

В этот период он активно осваивал новые, никому не знакомые ранее виды деятельности — поднимался на воздушном шаре, совершал полет на аэроплане (едва не закончившийся трагически), спускался под воду в водолазном костюме.

В 1917 году Куприн работал редактором газеты "Свободная Россия", издававшейся партией левых эсеров. С 1918 года по 1919 год писатель работал в издательстве "Всемирная литература", созданном Максимом Горьким.

После прихода в Гатчину (Санкт-Петербург), где он жил с 1911 года, белых войск, он редактировал газету "Приневский край", издававшуюся штабом Юденича.

Осенью 1919 года с семьей эмигрировал за границу, где провел 17 лет, главным образом в Париже.

В эмигрантские годы Куприн выпустил несколько сборников прозы "Купол св. Исаакия Долматского", "Елань", "Колесо времени", романы "Жанета", "Юнкера".

Живя в эмиграции , писатель бедствовал, страдая как от невостребованности, так и от оторванности от родной почвы.

В мае 1937 года Куприн возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен. В советских газетах печатались интервью с писателем и его публицистический очерк "Москва родная".

25 августа 1938 года он скончался в Ленинграде (Санкт-Петербурге) от рака пищевода. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

Александр Куприн был дважды женат. В 1901 году его первой супругой стала Мария Давыдова (Куприна-Иорданская), приемная дочь издательницы журнала "Мир Божий". Впоследствии она вышла замуж за редактора журнала "Современный мир" (сменившего "Мир Божий"), публициста Николая Иорданского и сама работала в журналистике. В 1960 году вышла ее книга воспоминаний о Куприне "Годы молодости".

Творчество Александра Ивановича Куприна формировалось в годы революционного подъема. Ему всю жизнь была близка тема прозрения простого русского человека, который жадно искал правду жизни. Все свое творчество Куприн и посвятил раз разработке этой сложной психологической темы. Его искусству, по выражению современников, была присуща особая зоркость видения мира, конкретность, постоянное стремление к познанию. Познавательный пафос купринского творчества сочетался со страстной личной заинтересованностью в победе добра над всяким злом. Поэтому большинству его произведений присуща динамика, драматичность, взволнованность.

Биография Куприна похожа на роман приключений. По обилию встреч с людьми, жизненных наблюдений она напоминала биографию Горького. Куприн много странствовал, выполнял разнообразную работу: служил на заводе, работал грузчиком, играл на сцене, пел в церковном хоре.

На раннем этапе творчества Куприн испытал сильное влияние Достоевского. Оно проявилось в рассказах “Впотьмах”, “Лунной ночью”, “Безумие”. Он пишет о роковых мгновениях, роли случая в жизни человека, анализирует психологию страстей человека. В некоторых рассказах того периода говорится о том, что человеческая воля беспомощна перед стихийной случайностью, что разум не может познать таинственные законы, которые управляют человеком. Решающую роль в преодолении литературных штампов, идущих от Достоевского, сыграло непосредственное знакомство с жизнью людей, с реальной русской действительностью.

Он начинает писать очерки. Их особенность в том, что писатель обычно вел неспешную беседу с читателем. В них были хорошо видны четкие сюжетные линии, простое и детализированное изображение действительности. Наибольшее влияние на Куприна-очеркиста оказал Г. Успенский.

Первые творческие искания Куприна завершились наиболее крупной вещью, которая отражала реальность. Это была повесть “Молох”. В ней писатель показывает противоречия между капиталом и подневольным трудом человека. Он сумел уловить социальные особенности новейших форм капиталистического производства. Гневный протест против чудовищного насилия над человеком, на чем основан в мире “Молоха” промышленный расцвет, сатирический показ новых хозяев жизни, разоблачение беззастенчивого хищничества в стране чужеземного капитала - все это ставило под сомнение теории буржуазного прогресса. После очерков и рассказов повесть была важным этапом в творчестве писателя.

В поисках нравственных и духовных идеалов жизни, которые писатель противопоставлял уродству современных человеческих отношений, Куприн обращается к жизни бродяг, нищих, спившихся артистов, голодающих непризнанных художников, детей неимущего городского населения. Это мир безымянных людей, которые образуют массу общества. Среди них и старался найти Куприн своих положительных героев. Он пишет рассказы “Лидочка”, “Локон”, “Детский сад”, “В цирке” - в этих произведениях герои Куприна свободны от влияния буржуазной цивилизации.



В 1898 году Куприн пишет повесть “Олеся”. Схема повести традиционна: интеллигент, человек обыкновенный и городской, в глухом углу Полесья встречает девушку, которая выросла вне общества и цивилизации. Олеся отличается непосредственностью, цельностью натуры, душевным богатством. Поэтизируя жизнь, неограниченную современными социальными культурными рамками. Куприн стремился показать явные преимущества “естественного человека”, в котором он видел духовные качества, утраченные в цивилизованном обществе.

В 1901 году Куприн приезжает в Петербург, где сближается со многими писателями. В этот период появляется его рассказ “Ночная смена”, где главный герой - простой солдат. Герой - не отстраненная личность, не лесная Олеся, а вполне реальный человек. От образа этого солдата тянутся нити к другим героям. Именно в это время в его творчестве появляется новый жанр: новелла.

В 1902 году Куприн задумывает повесть “Поединок”. В этом произведении он расшатывал один из главных устоев самодержавия - военную касту, в чертах разложения и нравственного упадка которой он показал признаки разложения всего социального строя. В повести нашли отражение прогрессивные стороны творчества Куприна. Основа сюжета - судьба честного русского офицера, которого условия армейской казарменной жизни заставили ощутить неправомерность социальных отношений людей. Вновь Куприн говорит не о выдающейся личности, а о простом русском офицере Ромашове. Полковая атмосфера томит его, он не желает находиться в армейском гарнизоне. Он разочаровался в армейской службе. Он начинает бороться за себя и свою любовь. И гибель Ромашова - протест против социальной и нравственной бесчеловечности среды.

С наступлением реакции и обострением общественной жизни в обществе меняются и творческие концепции Куприна. В эти годы усиливается его интерес к миру древних легенд, к истории, античности. В творчестве возникает интересный сплав поэзии и прозы, реального и легендарного, действительного и романтики чувств. Куприн тяготеет к экзотике, разрабатывает фантастические сюжеты. Он возвращается к темам своей ранней новеллы. Вновь звучат мотивы неотвратимости случая в судьбе человека.

В 1909 году из-под пера Куприна выходит повесть “Яма”. Здесь Куприн отдает дань натурализму. Он показывает обитательниц публичного дома. Вся повесть состоит из сцен, портретов и отчетливо распадается на отдельные детали быта.

Однако в ряде рассказов, написанных в те же годы, Куприн попытался указать и на реальные приметы высоких духовных и нравственных ценностей в самой действительности. “Гранатовый браслет” - рассказ о любви. Так отозвался о нем Паустовский: это один из самых “благоуханных” рассказов о любви.

В 1919 году Куприн эмигрирует. В эмиграции он пишет роман “Жанет”. Это произведение о трагическом одиночестве человека, потерявшего Родину. Это история о трогательной привязанности старого профессора, оказавшегося в эмиграции, к маленькой парижской девочке - дочери уличной газетчицы.

Эмигрантский период Куприна характеризуется уходом в себя. Крупное автобиографическое произведение того периода - роман “Юнкера”.

В эмиграции писатель Куприн не утратил веры в будущее своей Родины. В конце жизненного пути он все-таки возвращается в Россию. И его творчество по праву принадлежит русскому искусству, русскому народу.

Военная карьера

Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.

Стиль жизни

Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии - от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

Писатель и революция

Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.

Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения, а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928-32; «Жанета», 1932-33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.

Сочувствие простому человеку

Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909-15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев. Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн. Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот - не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908-11).

Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

Радость бытия Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа - в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества... ало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни - его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

Литературное мастерство Куприн - превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь - все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено - ненавязчиво и без ложной умозрительности - именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

Куприн Александр Иванович (1870 — 1938)

"Мы должны быть благодарны Куприну за всё - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нём способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и ле гко писать об этом".

К. Г. Паустовский



Куприн Александр Иванович родился 7 сентября в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя. Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус, п осле окончания которого продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище (1888 - 90) "Военная юность" описана в повестях "На переломе (Кадеты)" и в романе "Юнкера". Уже тогда мечтал стать "поэтом или романистом". Первым литературным опытом Куприна были оставшиеся неопубликованными стихи. Первы й рассказ "Последний дебют" былопубликован в 1889 году.



В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии. Офицерская жизнь, которую он вел в течение четырех лет, дала богатый материал для его будущих произведений. В 1893 — 1894 в петербургском журнале "Русское богатство" вышли его повесть "Впотьмах" и рассказы "Лунной ночью" и "Дознание". Жизни русской армии посвящена серия рассказов: "Ночлег" (1897), "Ночная смена" (1899), "Поход". В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. ного странствовал по России, перепробовал много профессий, жадно впитывал жизненные впечатления, которые легли в основу будущих произведений.

В 1890-е опубликовал очерк "Юзовский завод" и повесть "Молох", рассказы "Лесная глушь", "Оборотень", повести "Олеся" и "Кэт" ("Прапорщик армейский"). В эти годы Куприн познакомился с Буниным , Чеховым и Горьким . В 1901 переехал в Петербург, начал работать секретарем "Журнала для всех", женился на М. Давыдовой, родилась дочь Лидия.



В петербургских журналах появились рассказы Куприна: "Болото" (1902); "Конокрады" (1903); "Белый пудель" (1904). В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть "Поединок ", имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав "Поединка" стали событием культурной жизни столицы. Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк "События в Севастополе" (1905), рассказы "Штабс-капитан Рыбников" (1906), "Река жизни ", "Гамбринус" (1907). В 1907 женился вторым браком на сестре милосердия Е. Гейнрих, родилась дочь Ксения.

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков "Листригоны" (1907 — 11), рассказы о животных, рассказы "Суламифь ", "Гранатовый браслет " (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.

После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, "красный террор", он испытал страх за судьбу русской культуры. В 1918 пришел к Ленину с предложением издавать газету для деревни — "Земля". Одно время работал в издательстве "Всемирная литература", основанного Горьким.

Осенью 1919, находясь в Гатчине , отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом. Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию.

Весной 1937 тяжелобольной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк "Москва родная". Однако новым творческим планам не суждено было осуществиться.

О Александре Ивановиче Куприне писать довольно сложно и одновременно - легко. Легко потому, что его произведения знаю с детства. Да и кто из нас их не знает? Капризная, больная девочка, требующая в гости слона, чудесный доктор, накормивший в холодную ночь двух озябших мальчиков и спасший от смерти целую семью; бессмертно влюбленный в принцессу рыцарь из сказки « Синяя Звезда»…

Или пудель Арто, выписывающий в воздухе невероятные кубреты, под звонкие команды мальчика Сережи; кошка Ю - ю, грациозно спящая под газетой. Как памятно, из детства и с самого детства все это, с каким мастерством, как выпукло - легко написано! Будто на лету! По детски - непосредственно, живо, ярко. И даже в трагические моменты звучит в этих бесхитростных повествованиях светлые ноты жизнелюбия и надежды.

Что - то детское, удивленное, всегда, почти до самого конца, до смерти, жило в этом большом и грузном человеке с четко выраженными восточными скулами и чуть хитроватым прищуром глаз.

Светлана Макоренко


6 и 7 сентября в Пензе и Наровчате пройдет XXVIII Купринский литературный праздник и подведение итогов XII творческого конкурса «Гранатовый браслет».

ЗАПОВЕДИ КУПРИНА

«1. Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах, вкус, положение фигуры, выражение лица… Найди образные, незатасканные слова, лучше всего неожиданные. Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо…

6. Не бойся старых сюжетов, но подходи к ним совершенно по-новому, неожиданно. Показывай людей и вещи по-своему, ты — писатель. Не бойся себя настоящего, будь искренен, ничего не выдумывай, а подавай, как слышишь и видишь.

9. Знай, что собственно хочешь сказать, что любишь, а что ненавидишь. Выноси в себе сюжет, сживись с ним… Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.

10. Работай! Не жалей зачёркивать, потрудись в поте лица. Болей своим писанием, беспощадно критикуй, не читай недоделанного друзьям, бойся их похвалы, не советуйся ни с кем. А главное, работай, живя… Кончил переживать, берись за перо и тут опять не давай себе покоя, пока не добьёшься, чего надо. Добивайся упорно, беспощадно».

«Заповеди», по свидетельству В. Н. Афанасьева, были высказаны Куприным при встрече с одним молодым автором, а спустя годы, воспроизведены этим автором в «Женском журнале» за 1927 год.

Но, пожалуй, главная заповедь Куприна, оставленная потомкам, — это любовь к жизни, к тому, что есть в ней интересного и красивого: к закатам и рассветам, к запахам луговой травы и лесной прели, к ребёнку и старику, к лошади и собаке, к чистому чувству и доброй шутке, к берёзовым лесам и сосновым рощам, к птице и рыбе, к снегу, дождю и урагану, к колокольному звону и воздушному шару, к свободе от привязанности к тленным сокровищам. И полное неприятие всего, что уродует и пачкает человека.

Яркий представитель реализма, харизматичная личность и просто известный русский писатель начала 20 столетия - Александр Куприн. Биография его насыщена событиями, достаточно тяжела и переполнена океаном эмоций, благодаря которым мир познал лучшие его творения. «Молох», «Поединок», "Гранатовый браслет" и многие другие произведения, которые пополнили золотой фонд мирового искусства.

Начало пути

Родился 7.09.1870 в небольшом городке Наровчат, Пензенского округа. Его отец - государственный служащий Иван Куприн, биография которого очень коротка, так как он скончался, когда Саше было всего 2 года. После чего он остался с матерью Любовью Куприной, которая была татаркой княжеских кровей. Они терпели голод, унижения и лишения, поэтому его мать приняла тяжёлое решение отдать Сашу в отдел для малолетних детей-сирот Александровского военного училища в 1876 году. Воспитанник военной школы, Александр, окончил её во второй половине 80-х годов.

В начале 90-х после окончания военного училища он стал служащим пехотного Днепровского полка № 46. Успешная военная карьера так и осталась в мечтах, как рассказывает тревожная, насыщенная событиями и эмоциями биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что Александру не удалось поступить в высшее военно-учебное заведение из-за скандала. А всё из-за его горячего нрава, под действием алкоголя он сбросил с моста в воду служащего полиции. Дослужившись до звания поручика, в 1895 году он ушёл в отставку.

Темперамент писателя

Личность с невероятно ярким колоритом, жадно впитывающий впечатления, странник. Он перепробовал на себе множество ремесел: от чёрнорабочего до зубного техника. Очень эмоциональный и неординарный человек - Александр Иванович Куприн, биография которого переполнена яркими событиями, которые и стали основой многих его шедевров.

Его жизнь протекала достаточно бурно, о нём ходило множество слухов. Взрывной темперамент, отличная физическая форма, его так и тянуло испробовать себя, что давало ему бесценный жизненный опыт и укрепляло дух. Он постоянно стремился навстречу приключениям: погружался под воду в специальном снаряжении, совершал полёт на самолёте (из-за катастрофы чуть не умер), был основателем спортивного общества и т.д. В военные годы вместе со своей супругой оборудовал лазарет в собственном доме.

Он любил познавать человека, его характер и общался с людьми самых разнообразных профессий: специалисты с высшим техническим образованием, бродячие музыканты, рыболовы, карточные игроки, бедняки, священнослужители, предприниматели и т.д. А для того, чтобы лучше познать человека, прочувствовать его жизнь на себе, он был готов к самому безумному приключению. Исследователь, дух авантюризма которого просто зашкаливал - это Александр Куприн, биография писателя только подтверждает этот факт.

Он с огромным удовольствием работал журналистом во многих редакциях, публиковал статьи, сообщения в периодических изданиях. Часто ездил в командировки, проживал то в Московской области, то в Рязанской, а также в Крыму (Балаклавский район) и в городе Гатчине Ленинградской области.

Революционная деятельность

Его не устраивал тогдашний социальный порядок и царящая несправедливость, а поэтому как сильная личность он хотел как-то изменить ситуацию. Однако, несмотря на свои революционные настроения, писатель негативно относился к октябрьскому перевороту под руководством представителей социал-демократов (большевиков). Яркая, насыщенная событиями и различными трудностями - это Биография Куприна. Интересные факты из жизнеописания гласят о том, что Александр Иванович всё-таки сотрудничал с большевиками и даже хотел выпустить крестьянское издание под названием «Земля», а поэтому часто виделся с главой большевистской власти В. И. Лениным. Но в скором времени он внезапно перешёл на сторону «белых» (антибольшевистское движение). После того как они потерпели поражение, Куприн переехал в Финляндию, а потом во Францию, а именно в её столицу, где он остановился на некоторое время.

В 1937 он брал активное участие в прессе антибольшевистского движения, параллельно продолжая писать свои произведения. Неспокойная, наполненная борьбой за справедливость и эмоциями, именно такой была биография Куприна. Краткое содержание жизнеописания гласит о том, что в период времени от 1929 по 1933 год были написаны такие известные романы: «Колесо времени», «Юнкера», «Жанета», а также опубликовано много статей и рассказов. Эмиграция отрицательно подействовала на писателя, он был невостребованным, терпел лишения и скучал по родной земле. Во второй половине 30-х годов, поверив пропаганде в Советском Союзе, он вместе с супругой вернулся в Россию. Омрачил возвращение тот факт, что Александр Иванович страдал от очень серьёзного недуга.

Народная жизнь глазами Куприна

Литературная деятельность Куприна пропитана классической для русских писателей манерой сострадания к народу, который вынужден бедствовать в убогой среде жизни. Волевая личность с сильной тягой к справедливости - Александр Куприн, биография которого гласит о том, что своё сочувствие он выражал в творчестве. К примеру, роман «Яма», написанный в начале 20 века, который рассказывает о тяжёлой жизни путан. А также образы интеллигентов, страдающих от лишений, которые они вынуждены терпеть.

Его любимые персонажи именно такие - рефлектирующие, немножко истеричные и очень сентиментальные. Например, повесть «Молох», где представителем такого образа является Бобров (инженер) - персонаж очень чувствительный, сострадающий и переживающий за простых заводских рабочих, которые тяжело трудятся, пока богачи катаются как сыр в масле на чужие деньги. Представителем таких образов в повести «Поединок» являются Ромашов и Назанский, которые наделены великой прочностью физической, в противовес трепетной и чувствительной душе. Ромашова очень раздражала военная деятельность, а именно пошлые офицеры и забитые солдаты. Наверное, ни один писатель так не осуждал военную среду, как Александр Куприн.

Писатель не относился к слезливым, народопоклонным литераторам, хотя его работы часто одобрял известный критик-народник Н.К. Михайловский. Его демократическое отношение к своим персонажам выражалось не только в описании их тяжёлой жизни. Человек из народа у Александра Куприна не только имел трепетную душу, но и был волевым и мог дать достойный отпор в нужный момент. Жизнь народа в творчестве Куприна - это свободное, стихийное и естественной течение, а персонажи имеют не только хлопоты и горести, но и радость, утешение (цикл рассказов «Листригоны»). Человек с ранимой душой и реалист - Куприн, биография по датам которого гласит о том, что данное произведение имело место в периоде с 1907 по 1911 года.

Реализм его выражался и в том, что автор описывал не только хорошие черты своих персонажей, но и не стеснялся показать их тёмную сторону (агрессия, жестокость, ярость). Ярким примером является рассказ «Гамбринус», где Куприн очень подробно описал еврейский погром. Это произведение было написано в 1907 году.

Восприятие жизни через творчество

Куприн - идеалист и романтик, что отображается в его творчестве: героические поступки, искренность, любовь, сострадание, доброта. Большинство его персонажей - это люди эмоциональные, те, которые выпали из обычной жизненной колеи, они в поисках истины, более свободного и полного бытия, чего-то прекрасного…

Ощущение любви, полноты жизни, вот чем пропитана биография Куприна, интересные факты из которой говорят о том, что никто иной не мог так же поэтично писать о чувствах. Что ярко отражается в повести «Гранатовый браслет», написанной в 1911 году. Именно в этом произведении Александр Иванович возвеличивает истинную, чистую, безвозмездную, идеальную любовь. Он очень точно отобразил характеры разнообразных пластов общества, детально и во всех подробностях описал окружающую его персонажей обстановку, их уклад жизни. Именно за его искренность он часто получал выговоры от критиков. Натурализм и эстетство - это главные черты творчества Куприна.

Его рассказы о животных «Барбос и Жулька», «Изумруд» вполне заслуживают место в фонде мирового искусства слова. Краткая биография Куприна гласит о том, что он один из немногих писателей, которые могли так чувствовать течение природной, настоящей жизни и так удачно это отобразить в своих произведениях. Ярким воплощением этого качества является повесть «Олеся», написанная в 1898 году, где он описывает отклонение от идеала естественного бытия.

Такое органичное мировосприятие, здоровый оптимизм - это главные отличительные свойства его творчества, в котором гармонично сливаются лирика и романтика, соразмерность сюжетно-композиционного центра, драматичность действий и истина.

Мастер литературного искусства

Виртуоз слова - Александр Иванович Куприн, биография которого гласит о том, что он мог очень точно и красиво описать пейзаж в литературном произведении. Его внешнее, визуальное и, можно сказать, обонятельное мировосприятие было просто превосходным. И.А. Бунин и А.И. Куприн часто соревновались на определение запаха разных ситуаций и явлений в своих шедеврах и не только... К тому же писатель мог отобразить истинный образ своих персонажей очень тщательно до мелочи: внешность, нрав, стиль общения и т.д. Он находил сложность и глубину, даже описывая животных, а все потому, что очень любил писать на эту тему.

Страстный жизнелюб, натуралист и реалист, именно таким был Александр Иванович Куприн. Краткая биография писателя гласит о том, что все его рассказы основаны на реальных событиях, а поэтому уникальны: естественные, яркие, без навязчивых умозрительных построений. Он раздумывал о смысле жизни, описывал истинную любовь, рассказывал о ненависти, волевых и героических поступках. Такие эмоции, как разочарование, отчаяние, борьба с самим собой, сильные и слабые стороны человека стали основными в его произведениях. Эти проявления экзистенциализма были типичными для его творчества и отображали сложный внутренний мир человека на стыке столетий.

Писатель переходного времени

Он действительно является представителем переходного этапа, что, несомненно, отразилось на его творчестве. Яркий типаж эпохи «бездорожья» - Александр Иванович Куприн, краткая биография которого говорит о том, что это время оставило отпечаток на его психике, а соответственно, и на произведениях автора. Его персонажи во многом напоминают героев А.П. Чехова, разница лишь в том, что образы Куприна не такие пессимистичные. К примеру, технолог Бобров из повести «Молох», Кашинцев из «Жидовки» и Сердюков из рассказа «Болото». Главные действующие лица Чехова чувствительные, совестные, но в то же время сломленные, измученные люди, которые потерялись сами в себе и разочаровались в жизни. Их шокирует агрессия, они очень сострадательны, но бороться уже не могут. Осознавая свою беспомощность, они воспринимают мир только через призму жестокости, несправедливости и бессмысленности.

Краткая биография Куприна подтверждает, что, несмотря на мягкость и чувствительность писателя, это был волевой человек, любящий жизнь, а поэтому его герои в чём-то похожи на него. У них сильная жажда жизни, за которую они очень крепко хватаются и не отпускают. Они слушают и сердце, и рассудок. К примеру, наркоман Бобров, который решил убить себя, прислушался к голосу разума и понял, что слишком любит жизнь, чтобы закончить всё раз и навсегда. Такая же жажда жизни жила и в Сердюкове (студент из произведения «Болото»), который очень сочувствовал леснику и его семье, умирающим от инфекционного заболевания. Он переночевал у них дома и за это короткое время чуть не сошёл с ума от боли, переживаний и сострадания. А с наступлением утра он стремится поскорее выбраться из этого кошмара, дабы увидеть солнце. Он как будто в тумане бежал оттуда и когда, наконец, взбежал на горку, просто захлебнулся от неожиданного прилива счастья.

Страстный жизнелюб - Александр Куприн, биография которого говорит о том, что писатель очень любил счастливые финалы. Окончание рассказа звучит символично и торжественно. Там написано о том, что туман расстилался у ног парня, о чистом голубом небе, о шёпоте зелёных веток, о золотом солнце, лучи которого «звенели ликующим торжеством победы». Что звучит как победа жизни над смертью.

Возвеличение жизни в повести «Поединок»

Это произведение является истинным апофеозом жизни. Куприн, краткая биография и творчество которого тесно связаны, описал в данной повести культ личности. Главные герои (Назанский и Ромашев) - яркие представители индивидуализма, они заявляли, что весь мир погибнет, когда их не станет. Они свято верили в свои убеждения, но были слишком слабы духом, чтобы воплотить свою идею в жизнь. Именно эту несоразмерность между возвеличиванием собственных личностей и слабостью его обладателей уловил автор.

Мастер своего дела, отличный психолог и реалист, именно такими качествами обладал писатель Куприн. Биография автора гласит о том, что «Поединок» он написал во времена, когда был на пике славы. Именно в этом шедевре соединились лучшие качества Александра Ивановича: отличный бытописатель, психолог и лирик. Военная тема была близка автору, учитывая его прошлое, а поэтому никаких усилий для её развития не потребовалось. Яркий общий фон произведения не затмевает выразительности его главных героев. Каждый персонаж невероятно интересен и является звеном одной цепи, при этом не теряя своей индивидуальности.

Куприн, биография которого гласит, что повесть появилась в годы русско-японского конфликта, раскритиковал военную среду в пух и прах. В произведении описан военный быт, психология, отображена дореволюционная жизнь россиян.

В повести, как и в жизни, царит атмосфера омертвления и обеднения, печали и рутины. Чувство абсурдности, беспорядочности и непонятности бытия. Именно эти чувства одолевали Ромашева и были знакомы жителям дореволюционной России. Для того чтобы заглушить идейное «бездорожье», Куприн описал в «Поединке» распущенный нрав офицеров, их несправедливое и жестокое отношение друг к другу. И конечно же, основной порок военных - алкоголизм, который процветал и среди русского народа.

Персонажи

Не нужно даже составлять план биографии Куприна, чтобы понять, что он со своими героями духовно близок. Это очень эмоциональные, надломленные личности, которые сострадают, негодуют из-за несправедливости и жестокости бытия, но ничего исправить не могут.

После «Поединка» появляется произведение под названием «Река жизни». В этом рассказе царят совсем другие настроения, произошло много освободительных процессов. Он является воплощением финала драмы интеллигенции, о которой повествует писатель. Куприн, творчество и биография которого тесно соединены, не изменяет себе, главный герой по-прежнему добрый, чувствительный интеллигент. Он представитель индивидуализма, нет, он не безучастный, бросившись в вихрь событий, понимает, что новая жизнь не для него. И прославляя радость бытия, он всё же решает уйти из жизни, так как считает, что не заслуживает её, о чём и пишет в предсмертной записке товарищу.

Тема любви и природы - это те области, в которых ярко выражены оптимистические настроения писателя. Такое чувство, как любовь, Куприн считал таинственным даром, который посылается только избранным. Это отношение отображается в романе «Гранатовый браслет», чего только стоит страстная речь Назанского или драматические отношения Ромашева с Шурой. А повествования Куприна о природе просто завораживают, вначале они могут показаться чересчур детальными и витиеватыми, но потом эта многоцветность начинает восхищать, так как приходит осознание, что это не стандартные обороты речи, а личные наблюдения автора. Становится понятно, как его захватывал процесс, как он впитывал впечатления, которые потом отображал в своём творчестве, и это просто зачаровывает.

Мастерство Куприна

Виртуоз пера, человек с прекрасной интуицией и пылкий жизнелюб, именно таким был Александр Куприн. Биография краткая рассказывает о том, что это был невероятно глубокий, гармоничный и внутренне наполненный человек. Он подсознательно чувствовал тайный смысл вещей, мог связать причины и понять последствия. Как прекрасный психолог он имел способность выделять главное в тексте, из-за чего его произведения казались идеальными, из которых ничего не уберёшь и не добавишь. Эти качества отображаются в «Вечернем госте», «Реке жизни», «Поединке».

Сферу литературных приёмов Александр Иванович ничем особо не пополнил. Однако в поздних произведениях автора, таких как «Река жизни», «Штабс-капитан Рыбников» наблюдается резкая смена направления искусства, он явно тянется к импрессионизму. Рассказы становятся более драматичными и сжатыми. Куприн, биография которого насыщена событиями, позже опять возвращается к реализму. Имеется в виду роман-хроника «Яма», в котором он описывает быт публичных домов, делает он это в привычной манере, всё так же натурально и ничего не скрывая. Из-за чего периодически получает осуждение критиков. Однако это его не останавливало. Он не стремился к новому, зато пытался улучшать и развивать старое.

Итоги

Биография Куприна (кратко о главном):

  • Родился Куприн Александр Иванович 7.09.1870 в городке Наровчат, Пензенского округа в России.
  • Умер 25.08.1938 г. в возрасте 67 лет в Санкт-Петербурге.
  • Жил писатель на стыке столетий, что неизменно отражалось на его творчестве. Пережил Октябрьскую революцию.
  • Направление искусства - реализм и импрессионизм. Основными жанрами являются новелла и повесть.
  • С 1902 года жил в браке с Давыдовой Марией Карловной. А с 1907 года - с Гейнрих Елизаветой Морицовной.
  • Отец - Куприн Иван Иванович. Мать - Куприна Любовь Алексеевна.
  • Имел двух дочек - Ксению и Лидию.

Лучшее обоняние в России

Александр Иванович был в гостях у Фёдора Шаляпина, который назвал его самым чутким носом России при гостях. На вечере присутствовал парфюмер из Франции, который решил проверить это, предложив Куприну назвать основные компоненты своей новой разработки. К величайшему удивлению всех присутствующих он справился с заданием.

Кроме того, у Куприна была странная привычка: при встрече или знакомстве он обнюхивал людей. Многих это обижало, а некоторых восхищало, они утверждали, что благодаря этому дару он распознаёт натуру человека. Единственным конкурентом Куприна был И. Бунин, они часто устраивали состязания.

Татарские корни

Куприн, как настоящий татарин, был очень вспыльчивый, эмоциональный и очень гордился своим происхождением. Его мать из рода татарских князей. Александр Иванович часто облачался в татарское одеяние: халат и цветная тюбетейка. В таком виде он любил посещать своих друзей, отдыхать в ресторанах. Причём в этом облачении он садился как настоящий хан и щурил глаза для большего сходства.

Человек-универсал

Александр Иванович поменял большое количество профессий до того, как нашёл своё истинное призвание. Он попробовал себя в боксе, педагогике, рыболовстве и в актёрском деле. Работал в цирке борцом, землемером, пилотом, бродячим музыкантом и т. д. Причём главная его цель была не деньги, а бесценный жизненный опыт. Александр Иванович заявлял, что хотел бы стать животным, растением или беременной женщиной, чтобы испытать все прелести родов.

Начало писательской деятельности

Первый писательский опыт он получил ещё в военном училище. Это был рассказ «Последний дебют», произведение было достаточно примитивным, но все же он решил его отправить в газету. Это донесли руководству училища, и Александр был наказан (двое суток в карцере). Он дал себе обещание больше никогда не писать. Однако слова не сдержал, так как встретил писателя И.Бунина, который попросил его написать небольшой рассказ. Куприн в то время был на мели, а поэтому согласился и на заработанные деньги купил себе продукты и обувь. Именно это событие и подтолкнуло его к серьёзной работе.

Вот такой он, известный писатель Александр Иванович Куприн, сильный физически человек с нежной и ранимой душой и со своими причудами. Большой жизнелюб и экспериментатор, сострадающий и имеющий большую тягу к справедливости. Натуралист и реалист Куприн оставил в наследие большое количество великолепных произведений, которые вполне заслуживают звания шедевров.

В литературе с именем Александра Ивановича Куприна связан важный переходный этап на рубеже двух столетий. Не последнюю роль в этом сыграл исторический надлом в политической и общественной жизни России. Данный фактор, несомненно, самым сильным образом повлиял на творчество писателя. А. И. Куприн — человек необычной судьбы и крепкого нрава. Почти все его произведения основаны на реальных событиях. Ярый борец за справедливость остро, дерзко и вместе с тем лирично создавал свои шедевры, вошедшие в золотой фонд русской литературы.

Родился Куприн в 1870 году в городке Наровчат Пензенской губернии. Его отец, мелкий помещик, скоропостижно скончался, когда будущему писателю был всего год. Оставшись с матерью и двумя сестрами, он рос, претерпевая голод и всевозможные лишения. Испытывая серьезные финансовые трудности, связанные со смертью мужа, мать пристроила дочерей в казенный пансион, и вместе с маленьким Сашей перебралась в Москву.

Мама Куприна, Любовь Алексеевна, была гордой женщиной, так как являлась потомком знатного татарского рода, а также коренной москвичкой. Но ей пришлось принять непростое для себя решение — отдать сына на воспитание в сиротское училище.

Детские годы Куприна, проведенные в стенах пансиона, были безрадостными, а внутреннее состояние всегда казалось подавленным. Он ощущал себя не на своем месте, чувствовал горечь от постоянного угнетения его личности. Ведь, учитывая происхождение матери, которым мальчик всегда очень гордился, будущий писатель по мере взросления и становления проявлял себя как эмоциональный, активный и харизматичный человек.

Юность и образование

После окончания сиротского училища Куприн поступил в военную гимназию, впоследствии преобразованную в кадетский корпус.

Это событие во многом повлияло на дальнейшую судьбу Александра Ивановича и, в первую очередь, на его творчество. Ведь именно с начала учебы в гимназии он впервые выявил в себе интерес к писательству, а образ подпоручика Ромашова из знаменитой повести «Поединок» является прототипом самого автора.

Служба в пехотном полку позволила Куприну побывать во многих отдаленных городах и губерниях России, изучить военное дело, основы армейской дисциплины и муштры. Тема офицерских будней заняла прочные позиции во многих художественных произведениях автора, которые впоследствии вызывали неоднозначные диспуты в обществе.

Казалось бы, военная карьера — судьба Александра Ивановича. Но его бунтарский нрав не позволил этому осуществиться. К слову, служба была совсем чужда ему. Бытует версия, что Куприн, находясь под воздействием алкоголя, сбросил с моста в воду служащего полиции. В связи с этим происшествием он вскоре ушел в отставку и навсегда оставил военное дело.

История успеха

Оставив службу, Куприн испытал острую необходимость в получении всесторонних знаний. Поэтому он стал активно путешествовать по России, знакомиться с людьми, черпать из общения с ними массу нового и полезного для себя. Вместе с тем Александр Иванович стремился попробовать свои силы в разных профессиях. Он приобрел опыт на поприще землемеров, цирковых артистов, рыболовов, даже летчиков. Однако один из полетов чуть не окончился трагедией: вследствие крушения самолета Куприн едва не погиб.

Также он с интересом работал журналистом в различных печатных изданиях, писал заметки очерки, статьи. Жилка авантюриста позволяла ему с успехом развивать все начатое. Он был открыт всему новому и впитывал происходящее вокруг, как губка. Куприн был исследователем по натуре: он жадно изучал человеческую природу, хотел прочувствовать все грани межличностного общения на себе. Поэтому за время военной службы, столкнувшись с явной офицерской распущенностью, дедовщиной и унижением человеческого достоинства, творец в изобличающей манере сформировал основу для написания известнейших своих произведений, таких как «Поединок», «Юнкера», «На переломе (Кадеты)».

Сюжеты всех своих произведений писатель строил, опираясь исключительно на личный опыт и воспоминания, полученные им за время службы и путешествий по России. Открытость, простота, душевность изложения мыслей, а также достоверность описания образов персонажей стали залогом успеха автора в литературной стезе.

Творчество

Куприн всей душой рвался к своему народу, а его взрывной и честный характер, обусловленный татарским происхождением матери, не позволил бы искажать на письме те факты о жизни людей, свидетелем которых он стал лично.

Однако не всех своих персонажей Александр Иванович осуждал, даже выводя на поверхность их темные стороны. Будучи гуманистом и отчаянным борцом за справедливость, Куприн образно продемонстрировал эту свою особенность в произведении «Яма». В нем повествуется о жизни обитательниц публичных домов. Но писатель не заостряет внимание на героинях как падших женщинах, напротив, он предлагает читателям разобраться в предпосылках их падения, в терзаниях их сердец и душ, предлагает разглядеть в каждой распутнице, прежде всего, человека.

Темой любви пропитано не одно произведение Куприна. Наиболее ярким из них является повесть « «. В ней, как и в «Яме», присутствует образ рассказчика, явного или неявного участника описываемых событий. Но рассказчик в «Олесе» — один из двух основных персонажей. Это повесть о благородной любви, отчасти ее недостойной считает себя героиня, которую все принимают за ведьму. Однако ничего общего девушка с ней не имеет. Напротив, ее образ воплощает в себе все возможные женские добродетели. Финал повести нельзя назвать счастливым, ведь герои не воссоединяются в своем искреннем порыве, а вынуждены утратить друг друга. Но счастье заключается для них в том, что им довелось в жизни испытать силу всепоглощающей взаимной любви.

Конечно, отдельного внимания заслуживает повесть «Поединок» как отражение всех ужасов армейских нравов, царивших тогда в царской России. Это яркое подтверждение черт реализма в творчестве Куприна. Возможно, именно поэтому повесть вызвала шквал негативных отзывов критиков и общественности. Герой Ромашова в том же звании подпоручика, что и сам Куприн, ушедший некогда в отставку, подобно автору, предстает перед читателями в свете неординарной личности, чей психологический рост мы имеем возможность наблюдать от страницы к странице. Эта книга принесла широкую известность своему создателю и по праву занимает одно из центральных мест в его библиографии.

Революцию в России Куприн не поддержал, хоть первое время и встречался довольно часто с Лениным. В конечном итоге писатель эмигрировал во Францию, где продолжал свой литературный труд. В частности, Александр Иванович любил писать и для детей. Некоторые его рассказы («Белый пудель», « «, «Скворцы»), несомненно, заслуживают внимания целевой аудитории.

Личная жизнь

Александр Иванович Куприн был женат дважды. Первой супругой писателя стала Мария Давыдова, дочь известного музыканта-виолончелиста. В браке родилась дочь Лидия, скончавшаяся в дальнейшем во время своих родов. Появившийся на свет единственный внук Куприна погиб от ран, полученных в ходе Второй Мировой Войны.

Второй раз писатель женился на Елизавете Гейнрих, с которой он прожил до конца своих дней. В браке родились две дочери, Зинаида и Ксения. Но первая умерла в раннем детстве от воспаления легких, а вторая стала известной актрисой. Однако продолжения рода Куприных не последовало, и на сегодняшний день у него не осталось прямых потомков.

Вторая супруга Куприна пережила его всего на четыре года и, не выдержав тяжелого испытания голодом во время блокады Ленинграда, покончила с собой.

  1. Куприн гордился своим татарским происхождением, поэтому часто надевал национальный кафтан и тюбетейку, выходя в таком облаченье на люди, ходил в гости.
  2. Отчасти благодаря знакомству с И. А. Буниным, Куприн стал писателем. Бунин однажды обратился к нему с просьбой написать на интересующую его тему заметку, что и положило начало литературной деятельности Александра Ивановича.
  3. Автор славился своим обонянием. Однажды в гостях у Федора Шаляпина он поверг всех присутствующих в шок, затмив приглашенного парфюмера своим уникальным чутьем, безошибочно распознав все компоненты нового аромата. Иногда при знакомстве с новыми людьми Александр Иванович обнюхивал их, тем самым ставя всех в неловкое положение. Говорили, что это помогало ему лучше понять сущность того человека, который перед ним.
  4. За всю свою жизнь Куприн сменил около двадцати профессий.
  5. После знакомства в Одессе с А. П Чеховым писатель поехал по его приглашению в Петербург для работы в известном журнале. С той поры автор приобрел репутацию дебошира и пьяницы, так как часто принимал участие в увеселительных мероприятиях в новой для себя среде.
  6. Первая жена, Мария Давыдова пыталась искоренить некую неорганизованность, присущую Александру Ивановичу. Если тот засыпал во время работы, она лишала его завтрака, либо запрещала входить в дом, если не были готовы новые главы произведения, над которым он в то время трудился.
  7. Первый памятник А. И. Куприну был установлен лишь в 2009 году в Балаклаве в Крыму. Связано это с тем, что в 1905 году во время Очаковского восстания матросов писатель помог им спрятаться, тем самым сохранив их жизни.
  8. Про пьянство литератора ходили легенды. В частности, остряки повторяли известную поговорку: «Если истина в вине, сколько истин в Куприне?».

Смерть

Литератор вернулся из эмиграции в СССР в 1937 году, но уже с подорванным здоровьем. Он питал надежды на то, что на Родине откроется второе дыхание, он поправит состояние и сможет снова писать. В то время зрение Куприна стремительно ухудшалось.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!