Оригинальные техники и приемы рисования. Необычное рисование мятой бумагой Техника рисования на смятой бумаге

Среди различных методик рисования выделяется одна, довольно необычная - рисование мятой бумагой. Эта методика привлекает внимание своей простотой и уникальностью. А еще она доступна маленьким деткам, хотя заслуживает особого внимания и опытных художников.

Преимущества рисования бумагой

Этот способ рисования очень простой, ведь смять бумагу в комочек может самый маленький ребенок. Кроме того, малышам такое занятие очень нравится, так почему бы не превратить его в полезную игру.

Краски для этого вида творчества подойдут любые, но лучше, конечно же, гуашь или акварель. Их необходимо развести водой, что тоже с удовольствием сделают малыши.

Самым главным преимуществом этого метода является то, что рисование мятой бумагой способствует развитию и проявлению фантазии детей. Ведь каждый штрих-мазок бумаги будет необычным, непохожим на соседний. И в каждом из них ребенок будет видеть совершенно разные вещи.

Техника исполнения

Для того чтобы создать небольшой шедевр не нужно много материала и усилий. Достаточно самых простых и доступных материалов, чтобы приступить к занятию.

Перед началом работы необходимо подготовить лист бумаги, где будет создаваться рисунок, краски и емкости, в которых их можно развести водой. Также стоит приготовить несколько салфеток, из которых и необходимо создать произвольные комочки. Если рисунок будет комбинированным, то есть сочетать в себе обычную технику рисования и рисование мятой бумагой, следует приготовить кисточку.

После всех приготовлений стоит продумать детали будущего рисунка и пробовать их воспроизвести. Самое главное в этом виде творчества - фантазия. Именно от нее зависит, как будет выглядеть конечный результат работы.

Необходимо стараться, чтобы комки бумаги были разного размера и степени сжатости. Тогда отпечатки, которые будут оставаться, превратятся в самые разнообразные фигуры. Можно с уверенностью утверждать, что это самая легкая техника. Рисование мятой бумагой превратит обычное дело в увлекательное занятие.

Как создать картину?

Чтобы приступить к творчеству, необходимо подготовить краски. Для этого их разводят в специально подготовленных ёмкостях небольшим количеством воды. Стоит помнить, что чем больше воды, тем светлее тон выбранного цвета, и наоборот.

Вторым шагом является подготовка "комочков" из бумаги. Их желательно сделать заранее из бумажной салфетки или другого Не желательно брать газетные листы - на рисунке могут остаться отпечатки черной типографской краски.

Когда все готово, можно смело начинать рисование мятой бумагой. Мастер-класс для ребенка может показать взрослый, чтобы стал понятен принцип создания рисунка. Но так как это один из простых и доступных видов творчества, обучение происходит весело и увлекательно.

Несомненно, чтобы получился полноценный рисунок, необходимо некоторые линии или фоны прорисовывать кисточкой - будь то небо, трава, или части тела животного.

Из мятой бумаги отлично получаются облака, солнышко, туловище различных зверей, Список можно продолжать бесконечно, главное - фантазия, ваша и ребенка.

Как нарисовать мятый лист бумаги.....Ну, уважаемые почитатели столь интересной, но довольно требовательной науки- рисунок, сейчас будет задание не из приятных, но весьма и весьма полезное. Очень даже понимаю, что вы сейчас будете чувствовать. Это упражнение просто очень рекомендуется делать время от времени и через него не раз проходят студенты художественных училищ. Упражнение позволяет развивать глазомер, закреплять пройденный материал, ну и по нему очень хорошо видно, на каком этапе "развития рисунка" вы сейчас находитесь. По простому- видите что уже умеете. Сегодня вы выполняете упражнение первый раз, надеюсь, не последний- дело за вами.

Ну что, настроились? Настраивайтесь очень сильно. Будем делать рисунок мятого листа бумаги, картона, с анализом плоскостей излома. Попросту сказать- будем проводить анализ плоскостей излома объема бумаги.

Кому трудновато- можете рисовать для начала мятый картон. Там изломов будет меньше и сами плоскости изломов получаются не мелкие.
Немного сомните лист картона формата А3 и положите красиво перед собой. Смотрите: каждая грань напоминает грань кубика- а мы уже учились рисовать и сам куб и вращали его в пространстве под различными углами. Когда вы это понимаете, задание не кажется таким сложным. Но зато это упражнение очень- очень полезно для развития глазомера.

Давайте я вам еще немного расскажу, перед началом работы, что такое глазомер. В двух словах и очень просто. Когда вы смотрите на натюрморт , вытянув карандаш перед собой- поворачивая его горизонтально и вертикально, вы делаете замеры относительно "лини" карандаша. Определяете условные углы. Так ваш глазомер не работает . Глазомер- это ваши зрительные навыки, то, что запоминает и анализирует только ваш глаз . Ваш глазомер замечает соотношения перед собой и помогает переносить их на бумагу. А вот с помощью карандаша или других сподручных средств, вы только проверяете себя. Дополнительно есть еще материал- как развить глазомер .

Вот фото того, что мы должны передать на бумаге. Давайте приступим к работе. И, наверное, мы постараемся сделать все наиболее понятно и начнем, все- таки, опять- же, с простого. Возьмем сначала небольшой лист белого картона, я беру плотный ватман. Сомните его примерно, как вам захочется, но не делайте слишком измятым. А теперь возьмем мягкий материал- уголь и начнем рисовать. Можете рисовать на куске обоев примерного размера А3- А2. Пока натягивать бумагу на планшет не нужно, просто закрепите ее на мольберте. И еще, вы должны сидеть так, что- бы мольберт стоял справа от того, что вы собираетесь изображать. В противном случае, вы будете загораживать картину своей рукой (для правшей). Для левши все наоборот.

Итак, закомпонуйте лист бумаги в пространстве листа. Так как мы уже начинаем рисовать такой- вот "натюрморт", то- есть, рисовать с натуры, то обязательно нужно показывать предметную плоскость . Наш лист бумаги ведь не висит в воздухе, правда? Он расположен на столе- предметной плоскости. Найдите место листа на предметной плоскости общим объемом- высота, ширина, общие очертания. После обозначьте нашего подопытного поконкретнее, проверив на соответствие объем бумаги на столе и в своем листе, и найдите место самым большим плоскостям и углам- по изгибам вашего картона. Лучше всего находить пропорциональные соотношения с помощью условных трех точек. Рисуйте не сильно нажимая углем на бумагу, берегите свет- учитесь понемногу делать чистый рисунок.

После того, как вы нашли основные объемы и основные пропорциональные соотношения плоскостей и граней мятого картона можно выделить более мелкие изломы и плоскости.

Уже только после всей этой проделанной работы начинаем ложить штрих- отделять свет от тени с помощью штриховки. Также как и с кубиками, которые мы вращали в пространстве, такой- же принцип рисования остается и здесь. Отделяем тень от света. Всю теневую часть мятого картона одарите штрихом- штрих вы уже немного научились ложить. Я начинаю обозначать самые темные тени- падающие и тень предметной плоскости, так как она будет ближе всего к нам, а значит- темнее. Более темных тонов в рисунке не будет. Потом ложу штрих на всю остальную теневую часть. Вот, тени мы обозначили, отделили свет от тени. На углах и пересечениях плоскостей всегда присутствует напряжение- делайте в этих местах акценты.

Далее разбираете свето- теневые отношения так- же, как и с кубиками на уроках 1, 2, 3. Ближние грани и плоскости к нам будут выделены сильнее, дальние- слабее. Изломы, которые ближе к нам будут выделены сильнее. Так- же и с тенями. Тени ближние к нам- темнее, те, которые уходят в воздух, в пространство- слабее. Рисуйте. Особое отношение к падающей тени- она будет сильнее собственной, но также, удаляясь в пространство, будет ослабевать.

Старайтесь работать неспешно, не давите сильно на стержень уголька. Не перечерните работу. Если перечернили, измазали работу и не знаете, что делать дальше- попробуйте снова, с учетом прошлых ошибок.

Предметная плоскость освещена, удаляясь в воздух она будет терять свою активность и будет становиться темнее. И чем дальше от освещения, тем менее активным будет ее свет. По отношению к стене предметная плоскость будет светлее. Вспомните кубик: вертикальная предметная плоскость освещена, задний план- стена будет в тени. Но не в такой активной, как тень предметной плоскости- обрыв стола. Если проецировать на кубик, то самая темная тень предметной плоскости будет теневая сторона куба.

С мятым листом бумаги будет происходить точно также. Изломы- как грани кубика будут выделены, углы активны, четко определена плановость граней- ближние активнее, дальние- слабее. Светотень будет распределяться по форме предмета- мятому листу. Свет на предметной плоскости будет самым активным, так как находится к мам ближе всего. Удаляясь вглубь пространства листа свет становится слабее, но всегда будет светлее любой тени.

Теперь давайте посмотрим, что у меня получилось:

Вот так мягким материалом, в данном случае углем можно нарисовать мятый лист бумаги. Теперь давайте анализировать, что- же такое у меня получилось.....
Вы ошибки видите? Кто сказал не вижу? Передний план выделен, это понятно. Грани и стороны видны, акценты расставлены. Но это ведь не все.
Давайте разбирать ошибки! Я хочу, что- бы вы учились видеть ошибки. В данном случае мои, ну а потом и свои разберете на примере моих. Смотрим на картинки ниже и анализируем:

Вот то, что мы запечатлели в самом начале. Смотрим, что получилось:

Ну как, похоже? Как обстоят дела с моим глазомером? Никак. Разбираем:
1. Синим показано, что предметная плоскость не найдена.
2. Красным показано, что с передачей света (свет удаляясь в пространство темнеет) у меня проблемы.
3. Зеленым показано, как найдены основные плоскости.
4. Желтым показано, как найден самый видимый ближний и активный угол.
5. Ну и коричневым на закуску- падающая тень. Пока хватит.

Глазомер в этом случае поработал очень и очень мало. Не решена и первостепенная задача- найти предметную плоскость и главные пропорциональные соотношения мятого листа (высота- ширина). Все остальное уже пошло не так. Да и ведение самой работы не верно.

А теперь немного отдохните и посмотрите на свою работу. Проанализируйте все так- же. Можете использовать сподручные средства (карандаш, линейка) для определения соответствия размеров и пропорциональных соотношений. Контролировать и корректировать работу глазомера можно.

Рисуем еще мятый лист бумаги- думаем, анализируем и стараемся

Теперь давайте работать более серьезно и ответственно, с учетом всех предыдущих ошибок. Надеюсь вы их запомнили раз и навсегда.

1. Приготовьте бумагу, натянутую на планшет и графитный карандаш. Разместите на расстоянии от себя в 1,5-2 метрах мятый лист, садитесь за мольберт. Дальше все как обычно- находите место вашего "мятого подопытного" в пространстве листа- планшета, определяете основные пропорции- высота и ширина, углы и место наибольшим плоскостям.

Когда определите место в пространстве листа всем плоскостям и изгибам- изломам, проще говоря- найдете конструкцию "подопытного", конструктивное начало, то немного отдохните. Через время посмотрите на работу еще раз- может нужно что подправить. Пропорции, пропорции и еще раз пропорции! Пока не найдены пропорциональные соотношения основных частей композиции и их деталей, переходить к штриховке нельзя.

2. Уже вторым этапом будет штриховка всех теней, присутствующих в нашей композиции с одним действующим лицом- мятым листом. Берем и отделяем все тени от света . Штрихом одной тональности, легонько, анализируя форму- на какие плоскости свет будет падать, а какие будут находиться в тени. Если штрих ложить трудновато, то можно делать короткие штрихи, как у меня. Заполняйте ими все поверхности, которые так или иначе, сильнее или слабее, но будут в тени.

Здесь я начинаю ложить штрих на самые большие поверхности- стену, ту часть предметной плоскости, которая находится в тени. Заметьте, что это напоминает строение кубика. Предметная плоскость- грань куба, которая находится на свету. Стена- в полутени, дальше излом предметной плоскости, который будет в тени.

Теперь ложу штрих на ту часть мятого листа, которая будет находиться в тени. Абсолютно все необходимые участки, которые будут в теневой части, покрываю штриховкой. Если сложно ровно ложить штрих, легонько опирайтесь мизинцем на планшет или поддерживайте руку под локоть, но не опирайтесь тыльной стороной руки на бумагу.

3. Дальше постараемся показать, как свет будет вести себя в нашем условном пространстве листа. Возьмемся опять- таки за самые большие и основные поверхности. Наш стол- предметная плоскость. Она будет находиться на свету. Но нам еще нужно передать ее горизонтальное положение. Учтем еще тот фактор, что удаляясь в пространство свет постепенно гаснет, угасает. Вот мы и оставляем самым светлым то, что будет наиболее ближе к источнику освещения. А все остальное будет гаснуть, темнеть. Отдаляясь от нас к стене предметная плоскость будет уходить в воздух и терять силу света . Отдаляясь от источника освещения предметная плоскость также будет получать меньше света и, естественно, темнеть.

Дальше переходим к стене. Стена находится у нас в полутени. В любом случае, если не влияют побочные факторы, ее тональность будет темнее чем предметная плоскость. И, так же как и в ситуации с предметной плоскостью, удаляясь от источника освещения, будет понижаться и степень ее освещенности- будет получать меньше света.

Теперь переходим к самой темной и насыщеной тени- излом пердметной плоскости. Этот участок будет не освещен, в полной тени. Но черным, естественно, мы его делать не будем. Так нельзя, на эту самую темную тень может влиять очень много факторов, которые позволяют самой темной тени в нашей композиции быть живой, воздушной, прозрачной. Но, по прежнему, самой темной. И пусть та ее часть, которая находится напротив наших глаз, будет самого темного тона, а те части ее, которые уходят от нас в стороны- немного терять свою силу. Самая контрастная часть будет так- же перед нами, ближе к нам.

Замечание: конечно, вы сейчас держите карандаш в руке как следует? Ну трудно, особенно по- началу, создать такие темные тени таким положением руки. Я разрешаю вам именно для этой цели взять карандаш так сказать "по- родному", как пишете, и положите штрих такой мощности, какой достойна эта тень. Но вмеру, конечно. Дырок не наделайте;)

Еще хочу кое- что добавить. Если вы посещали страницу по цветоведению , то уже знаете, как цвет ведет себя в пространстве. У нас цвета здесь нет. Но существуют четкие незыблимые законы как в живописи, так и в рисунке: свет удаляясь темнеет, гаснет . Тень удаляясь светлеет . Но! Самый темный полутон на свету по прежнему остается светлее самого светлого полутона в тени.

Вообще, как считается лучше, работу нужно вести сразу "по всем фронтам". Как рассеивать свое зрение, сразу осязая всю работу, так и вести рисунок не по деталям, а рисовать, затрагивая и предметную плоскость, и предметы натюрморта, и драпировку... Так рисунок получится цельным и так правильнее передавать свето- теневые отношения. Но здесь мы пока зададим основную "атмосферу" в листе, а потом подчиним ей нашего героя- "подопытного". Так проще понять, в каких тональных "рамках" он будет находиться.

Вот, сейчас намечаем падающие тени. Их будет две, одна от верхнего освещения, вторая от бокового и они красиво накладываются друг на друга, усиливая себя. Посмотрите- когда тень к нам ближе, где она начинается, там я делаю ее темнее, активнее. Удаляясь она становится мягче, немного светлее. Кстати, так и получается "положить" ее на плоскость.
Падающая тень будет темная, темнее всего, кроме тени предметной плоскости, где наложены одна на другую и падающая, и собственная.

4. Пространство в листе задано, сила карандаша исчерпана, нам понятно, в какой тональной градации будет находиться подопытный. Дальше разбираемся с самим мятым листом. Заметьте, общая собственная тень мятого листа бумаги будет темнее, чем полутон стены. Но в любом случае светлее, чем падающая тень. В этих рамках и работаем.

Не забывайте, что мятый лист это те- же самые стороны, грани, углы. А вот найти их размеры, повороты, наклоны- наша задача. Просто стараемся конструктивно разбирать подопытного, передавая все его нюансы свето- тенью.

На изломах форм делаем акценты, углы выделяем, пересечения плоскостей обозначаем. Так как свет ложится по форме, так и штрих так- же стараемся ложить по форме. И вообще, больше анализируем, меньше срисовываем.

Вот такой рисунок у нас получается. Уже намного лучше, чем первый раз, верно? Единственное, чего у меня здесь не затронуто вообще- это блики. Но сейчас и не надо. Скажу честно, это для начинающего нелегкое задание. Но тот, кто выдержал и закончил его, пусть и вышло не очень- получил очень необходимые навыки и вырос на одну ступеньку, без сомнения.
Молодец!!!

Способ рисования мятой бумагой считается довольно новым и современным. С его помощью абсолютно любой ребенок сможет почувствовать себя настоящим художником, ведь эта техника позволяет повысить качество всех выполняемых работ, а значит, поднять самооценку.

Техника рисования мятой бумагой на листе в детском саду

Рисование мятой бумагой в детском саду - это новое, интересное, необычное занятие, которое способно максимально раскрыть творческие способности ребенка. Оно также прекрасно развивает мелкую моторику. Это замечательные упражнения для детских пальцев. Рисование мятой бумагой способствует и развитию воображения у малышей.

Пейзаж мятой бумагой в ДОУ

Что это такое, преимущества метода

Считается, что рисование мятой бумагой - это новый, современный метод, но отчасти это не так. Эта техника уже существовала несколько столетий назад, но позже была забыта, возможно, чтобы снова возродиться именно в XXI в. Пользуются этой техникой не только маленькие дети, но и опытные художники, рисующие в стиле ретро.

Преимуществ у метода довольно много:

  • бумажный комочек, необходимый для работы, может изготовить даже воспитанник младшей группы. А ведь дети так любят делать все самостоятельно, им приятен сам процесс смятия бумаги;
  • ребенок может самостоятельно подготовить цветную воду для рисования. С этой задачей полностью справляются старшие воспитанники ДОУ, малышам нужна помощь воспитателя;
  • отпечатки получаются размытыми, иногда даже неожиданными, что способствует развитию фантазии и воображения;
  • возможность делать плавные переходы от одного цвета к другому, чтобы получить более интересную картину.

Комочки мятой бумаги

Обратите внимание! Благодаря рисованию мятой бумагой рисунок обретает необычность, в нем появляется фактурность. Такой вид рисования помогает ребятам лучше запоминать и различать цвета, создавать свои собственные оригинальные образы.

Почему именно рисование мятой бумагой

Дети очень любят этот метод, поскольку он не требует никаких четких границ, линий, и можно рисовать так, как нравится, и то, что нравится. После ознакомления с таким видом рисования в садике дети с удовольствием продолжают использовать его дома.

Такая техника отлично помогает детям развить свои творческие способности, она открывает простор для воображения, подталкивает к новым экспериментам. Все малыши любят пробовать что-то новое, проверить, как будет, если «сделать так», а «если по-другому». Вся их жизнь состоит из экспериментов, и это один из них.

Картины, выполненные в данной технике, могут стать настоящим шедевром и украсить интерьер любой детской комнаты. Ведь в начале никто не знает, а что же именно получится.

Какие инструменты и материалы потребуются для работы

Для рисования мятой бумагой потребуются:

  • альбом для рисования;
  • гуашь или акварель (последняя предпочтительнее, поскольку лучше растворяется в воде и создает более мягкие переходы цвета);
  • небольшие сосуды для рисования. Их нужно столько, сколько цветов планируется использовать. Подойдет и одноразовая посуда, и даже игрушечные наборы;
  • мягкая бумага или салфетки.

Важно! Не нужно использовать для рисования газеты, поскольку типографская краска при намокании может оставлять на рисунке нежелательные следы.

Поскольку набор инструментов, необходимых для выполнения процесса, совсем небольшой, то использовать технику могут не только детсадовцы, но и учащиеся начальных классов, а также все те, кому хочется применять в своем творческом процессе что-то новое и необычное.

Этапы выполнения работы

Пошаговая инструкция:

  1. Взять несколько листов бумаги и смять их в комочки.
  2. На слегка влажной бумаге обозначить основной цвет (это будет фон).
  3. Обмакнуть скомканную бумагу в сосуды с краской нужного цвета и ненадолго прижать их к листу.
  4. Продолжать работу до тех пор, пока изображение не получится таким, каким было задумано изначально.
  5. С помощью красок и кисти можно обозначить более четкие контуры или дополнить рисунок.

Примеры выполнения работ

Подобные занятия будут интересны не только малышам, но и взрослым. Поэтому воспитатели дошкольного учреждения могут провести совместное занятие детей с родителями - рисование смятой бумагой.

Обратите внимание! На таких уроках не стоит предлагать выполнить сложные картины, достаточно чего-то простого, с чем точно смогут справиться все.

Цветы

Все достаточно элементарно:

  1. В первую очередь нужно скомкать бумагу до получения комочков среднего размера.
  2. Кистью или карандашом/фломастером прорисовать стебельки будущего цветка.
  3. Дополнить рисунок тоненькими веточками и листиками.
  4. Обмакнуть комочки в сосуд с выбранным цветом.
  5. Сформировать лепестки и сердцевину цветка путем прижатия комочков к листу бумаги.

Букет цветов

Сирень

И тут тоже все просто:

  1. Подготовить бумагу. Лучше всего для детей 5-6 лет подойдет формат А4.
  2. Приготовить краски фиолетового, синего, белого, желтого, зеленого и черного цветов. Лучше, если это будет гуашь.
  3. Подготовить плоскую жесткую кисть для прорисовки фона.
  4. Подготовить тонкую кисточку для оформления небольших деталей рисунка.
  5. Приготовить палитру, воду и мягкую скомканную бумагу.
  6. Нарисовать кистью фон, используя больше воды для получения эффекта размытости и во избежание резких переходов.
  7. Прорисовать вазу.
  8. Тонкой кистью прорисовать черные веточки, на которых будут располагаться соцветия.
  9. Промокнуть комочки мягкой бумаги фиолетовой краской и сформировать цветки сирени.
  10. Добавить немного белого цвета (опять же с помощью мятой бумаги).
  11. По желанию дополнить рисунок дополнительными деталями, например, зелеными листьями. Это можно сделать как скомканной бумагой, так и тонкой кисточкой.

Букет сирени

Одуванчик

Это самый простой рисунок, с которым справятся даже самые юные воспитанники, только в этом году пришедшие в детский сад впервые.

  1. Широкой кистью прорисовать фон - голубое небо и зеленую траву. Можно добавить белые облака.
  2. Кисточкой нарисовать зеленые стебельки растений.
  3. Подготовить смятую бумагу и краски желтого и/или белого цветов.
  4. Обмакнуть бумагу в краску.
  5. Приложить к нарисованным стебелькам. Пушистые одуванчики готовы.

Одуванчики

Пейзаж

Для детей в возрасте пяти лет и старше несложным и интересным занятием станет рисование пейзажа с использованием мятой бумаги. Благодаря этой технике ребята смогут изобразить и весну, и осень, и лето. Но самым простым и красивым станет зимний пейзаж.

  1. Широкой жесткой кистью прорисовать небо, выполняя постепенный переход от самых темных тонов к светлым, белым оттенкам.
  2. Поверх первого слоя изобразить снег. Здесь все наоборот - самой светлой станет нижняя часть рисунка.
  3. Смятые кусочки бумаги обмакнуть в белую краску и сформировать с их помощью облака.
  4. Прорисовать кистью линию горизонта.
  5. Тонкой кисточкой нарисовать контуры елочек.
  6. Мятой бумагой аккуратно создать снежные силуэты елей. Это самый кропотливый процесс, к нему нужно подойти очень аккуратно.
  7. Для рисования маленьких елок использовать мелкие комочки, для больших - крупные.

Зимний пейзаж

Конспект по рисованию мятой бумагой в подготовительной группе детского сада

Название: Подснежник.

Цель: развитие мелкой моторики у детей подготовительной группы ДОУ.

  • способствовать формированию у детей способности классифицировать живопись по жанрам;
  • ознакомить воспитанников с новой техникой рисования мятой бумагой;
  • способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук в процессе смятия бумаги;
  • научить детей рисовать подснежник, опираясь на предложенный шаблон;
  • воспитать бережное отношение и любовь к природе.

Подснежник

Необходимый материал: репродукции пейзажей известных мастеров, иллюстрации к сказке «Двенадцать месяцев», примеры детских работ (слайды презентации), схема рисования подснежника по этапам, кисти, акварель, альбомы для рисования.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительное место. А сможете ли вы самостоятельно догадаться куда? Даю подсказку:

Это место так чудесно!

Там все очень интересно,

В ряд картины там стоят,

Посмотреть на них велят.

Как же место то зовется?

Есть ответ у нас один! Это… (выставка картин, музей, галерея).

В.: А вы хотите побывать в настоящей картинной галерее? (Да!) Тогда давайте сначала вспомним, как нужно вести себя там (тихо, не прикасаться к выставленным картинам). Давайте же отправимся в настоящую галерею (включается презентация, дети внимательно рассматривают картины).

Обратите внимание! Все представленные картины - пейзажи, за исключением одной. На ней изображен портрет.

В.: Итак, вот мы с вами и очутились в картинной галерее. Я сегодня проведу вам экскурсию по ней. Взгляните только, как много здесь картин! Откуда же они появились в этом выставочном зале, как вы думаете? (Дети высказывают свои предположения).

В.: Посмотрите внимательно на картины. Что их объединяет? (на них изображена природа)

В.: Правильно! А как называются такие картины одним словом? К какому жанру они относятся? (пейзаж)

В.: Верно! А нету ли среди этих картин лишней? (Есть) Чем она отличается от остальных? (на ней изображен человек).

В.: А к какому жанру относится эта картина? (Портрет)

В.: Молодцы!

На экране появляется новое изображение - фрагмент из известного мультфильма.

Кадр из мультфильма

В.: Ребята, а как вы думаете, из какой сказки эта картина? («Двенадцать месяцев»).

В.: Да! Вы снова правы. Давайте вспомним, о чем эта сказка. (Дети с помощью воспитателя вспоминают сюжет произведения, учитель привлекает внимание к цветкам, за которыми злая мачеха отправила свою падчерицу).

В.: А как вы думаете, что могло случиться дальше, когда девочка вернулась домой? Понравились ли ей подснежники? (Да!) Они настолько понравились ей, что как только мачеха уснула, она взяла немного краски, белый лист, несколько клочков бумаги и стала рисовать эти прекрасные цветы. Поскольку у нее не было кисточек, она рисовала с помощью смятых обрывков старой бумаги. И сегодня мы с вами попробуем нарисовать подснежники этим же способом! А как только рисунки высохнут, мы устроим в классе настоящую картинную галерею, выставив ваши работы.

Далее воспитатель раздает необходимые для рисования материалы, на слайде появляется шаблон поэтапного выполнения рисунка, педагог подробно комментирует каждую часть, а дети выполняют работу под его чутким руководством.

Обратите внимание! Перед работой проводится пальчиковая гимнастика.

Воспитатель предлагает взять в ладошки карандаш и раскатать его двумя руками. Затем дотронуться до карандаша поочередно каждым пальчиком, нажимая то слабее, то сильнее.

Этапы выполнения работы:

  1. Кисточкой нарисовать фон голубого цвета. Воспитатель напоминает, что для получения голубого оттенка нужно смешать синий и белый цвета.
  2. Нарисовать тонкие стебельки и листочки будущих подснежников.
  3. Скомкать листочки бумаги.
  4. Обмакнуть их в белую краску.
  5. Нарисовать белые цветки подснежников.
  6. По желанию более мелкими комочками бумаги можно изобразить падающие снежинки (в сказке дело происходило зимой).

В.: Всем большое спасибо за работу! Теперь мы выставим готовые рисунки в кабинете и будем любоваться ими.

Занятие окончено.

Важно! В старших группах рисунки постепенно усложняются. Воспитатель предлагает нарисовать с помощью этой техники и другие изображения. Самыми распространенными являются рисунки животных: коровы, мишки и т. д.

Пример работы

Рисование мятой бумагой помогает развить мелкую моторики, фантазию ребенка, начиная с младшего детсадовского возраста. Такая работа не оставит равнодушным ни одного малыша. Благодаря этой технике у детей может сформироваться интерес к живописи в целом и развитию себя в этом направлении.

Мастер-класс по рисованию предназначен для занятий с детьми в изостудиях и на уроках изобразительного искусства. Работать в этой технике можно как с натуры, так и по памяти. Выигрышно смотрятся образы деревьев, листьев, овощей и цветов.

Назначение: выполнение конкурсной работы по изобразительному искусству на тему «Зеркало природы», которая в последующем станет прекрасным украшением интерьера комнаты.

Для работы нам понадобятся:

  • Бумага формата А3 (для первого раза можно взять А4). Советую попробовать на разной по фактуре бумаге. Для начала можно взять обычный альбомный лист
  • Акварель;
  • Палитра;
  • Кисти беличьи или колонок (набор);
  • Баночка с водой.

Ход работы:

1. Карандашом на гладкой сухой бумаге необходимо выполнить набросок выбранного объекта. Надо постараться работать тонкими линиями - паутинками, и если есть такая необходимость в использовании ластика - делать это аккуратно, не испортив фактуру бумаги.

2. Лист с готовым карандашным наброском нужно смять, скомкать изображением внутрь, чтобы не повредить поверхность рисунка и не испачкать.

3. Аккуратно руками расправить смятый лист бумаги на столе.

4. Необходимо заранее определиться с цветовой гаммой будущей работы. Я предлагаю использовать ограниченную палитру. Колорит будущей работы будет холодным, соответственно будут преобладать цвета: фиолетовый, синий, сиреневый, голубой. Начинайте рисовать со светлых тонов, постепенно продвигаясь к более тёмным и насыщенным. Работать лучше по слегка смоченной бумаге, так цвета будут плавно сливаться друг с другом согласно вашей задумке. Намачивать надо тот фрагмент рисунка, который предстоит сделать следующим.

5. По необходимости можно возвращаться к уже выполненным в цвете элементам рисунка для усиления светотени и добавления различных оттенков. Работая с ограниченным количеством цветов, мы концентрируемся на создании объёмного изображения, а не ломаем голову над выбором цвета.

6. Для того чтобы выделить центр композиции, необходимо выполнить фон в более спокойных холодных тонах. Сердцевины цветков проработать теплыми цветами методом «тычка», с усилением цвета в центре.

7. Поочерёдно закрашиваем листья крокусов. Для рисования листьев подойдут все оттенки зелёного цвета и немного холодных нот.Можно использовать 2 техники: рисование по заранее намоченной бумаге, а часть рисунка по сухой. На листьях крокусов я решила выполнить капельки росы. Для этого необходимо оставить эти места непрокрашенными.

8. Для создания воздушной перспективы необходимо более тщательно проработать цветы на переднем плане. Во время работы не надо забывать о светотени. Поэтому с теневой стороны от будущих капелек росы рисуем падающие тени. Во время выполнения работы в цвете, краска интересно стекается в созданные «трещины», создавая красивый кракелюр.

9. Пришло время выполнить в цвете капельки воды. Для этого с теневой стороны при помощи нежно изумрудного цвета рисуем тень на самой капле. Внимание! Контуры капли оставляем непрокрашенными.

С освещённой стороны показываем рефлексы фиолетового и золотистого цвета. Блик оставляем нетронутым.

10.Теперь рисунок необходимо просушить и прогладить с обратной стороны при помощи утюга.

Работа готова. На поверхности якобы образовалось множество трещин, картина похожа на полотна художников прошлого века.

Спасибо за внимание! Всем новых творческих побед!


Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, а именно, рисовании мятой бумагой. Задачи: - познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования; - повысить уровень мастерства педагогов.


Нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии детей. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, целенаправленность деятельности. Нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.


Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; Внимания и усидчивости; Мышления; Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости; Кроме того, в процессе этой деятельности формируются навыки контроля и самоконтроля.


Рисуем мятой бумагой Первый способ: лист бумаги смять, расправить, нарисовать задуманный рисунок любыми красками. На сгибах бумага сильнее впитывает краску, за счет чего получается интересный эффект мозаики. Второй способ: смять листочек бумаги, обмакнуть его в краску и рисовать методом "приманивания".