Единственная уцелевшая скульптура работы Леонардо да Винчи. Или нет? Статуя под названием «Конь Конная статуя леонардо да винчи

«Ему отпущено природою с лихвой:
Одним лишь взглядом всю округу поражает…»
(Микеланджело о Леонардо)

Леонардо да Винчи родился в 1452 году вблизи города Винчи (откуда и произошла его фамилия). Ещё в раннем детстве Леонардо заметно проявил себя в арифметике, при этом занимался музыкой, прекрасно пел и играл на лире, но более всего его воображение волновали рисование и лепка. Взглянув на рисунки мальчика, известный во Флоренции живописец и скульптор Вероккьо тут же принял его учеником в свою мастерскую. И очень скоро ученик превзошёл учителя. Круг интересов Леонардо был поистине безграничным. В него входили живопись, скульптура, архитектура, пиротехника, инженерия, математические и естественные науки, медицина и музыка.

Гений эпохи Возрождения был человеком энциклопедических знаний, вся его жизнь проходила в наблюдении и исследовании окружающего мира. Ничто так не увлекало его, как природа. Создатель бесспорных шедевров, вдохновенный художник, он внезапно охладевал к искусству, оставляя свои картины незаконченными. Его ученик и биограф Вазари писал, что душа Леонардо «побуждала его искать превосходства над совершенством, так что всякое произведение его замедлялось от избытка желаний».

Современники причисляют Леонардо да Винчи к великим художникам, но сам себя он считал учёным. Его врождённая любознательность и тяга к наукам вела к удивительным открытиям и, как следствие, изобретениям. К примеру, всё современное подводное снаряжение имеет в своей основе идеи да Винчи, именно он впервые изобрёл и описал прибор для погружения под воду, а также дыхательный аппарат, который можно применять для подводного плавания. Он изучал гидравлику, законы жидкости, разрабатывал теорию портов канализации и шлюзов, всегда проверяя гипотезы на практике. Он посвятил много времени разработке летательного аппарата, сохранились его многочисленные чертежи аэроплана с полным управлением и аппарата с вертикальным взлётом и посадкой. В строении человека его интересовало абсолютно всё, особенно плодотворно он трудился над изучением человеческого глаза. Среди его записей - ценнейшие наблюдения по анатомии, эскизы, рисунки. Леонардо да Винчи принадлежит множество самых разнообразных изобретений, далеко опередивших его время.

У него были преданные ученики, в числе которых Рафаэль и Микеланджело. Он с одинаковым достоинством и вниманием к собеседнику разговаривал с простолюдинами и с всесильными государями. И стоило ему заговорить, как все вокруг замолкали: Леонардо был чудесным рассказчиком, благодаря ему до нас дошло немало притч и легенд, большая часть которых определяется как народное творчество без автора.

Скульптура Леонардо да Винчи пополнила коллекцию памятников великих на территории ЭТНОМИРа. Перед нами гармоничная личность творца, прекрасного, проницательного и волевого мужчины. Леонардо превыше всего ценил свободу и не понимал, как может человек свою свободу совмещать с содержанием птиц в клетках. Торговцы на рынке всегда радовались приходу Леонардо, он скупал у них всех птиц, тут же отпуская их на волю. Именно этот момент и изобразил в бронзовом портрете великого представителя эпохи Возрождения скульптор Алексей Леонов.

В рамках просветительской деятельности, направленной на укрепление мира, дружбы и согласия между народами, Международный благотворительный общественный Фонд «Диалог Культур - Единый Мир» устанавливает памятники великим деятелям науки и искусства по всему миру. Памятник Леонардо да Винчи занимает почётное место на постаменте между павильонами «Вокруг света» и , а с открытием этнодвора Италии будет установлен на его территории.

Великолепная подделка или шедевр Ренессанса?
Список сохранившихся произведений Леонардо да Винчи очень короткий. И он все время сокращается за счет переатрибуций (кейсы с надувательством русских олигархов и арабских шейхов не берем, это отдельная история).

О том, как недавно будто бы нашли рельеф его работы (на самом деле, конечно, не его) .

А вот намного более известное "его" произведение, споры о котором не утихали намного дольше.
Это бюст богини Флоры, изготовленный из раскрашенного воска.


Отрывок из книги: A.C. Бернацкий. "Идеальные преступники"

В 1909 году директору берлинских музеев Вильгельму Боде предложили для приобретения восковую статую Флоры. Боде тотчас заинтересовался предложением, так как, согласно семейным легендам владельцев статуи, ваял ее сам Леонардо да Винчи. Важным аргументом в пользу такого предположения служила одна характерная деталь произведения — загадочная улыбка, присущая некоторым женским образам великого итальянца.

Очарованный красотой статуи и мыслью, что один из его музеев пополниться уникальным творением да Винчи, Боде приобрел «Флору» за внушительную по тем временам сумму в 150 тысяч марок. Статуя была поставлена на самое почетное место среди экспонатов эпохи Возрождения в музее императора Фридриха.

Лондонские журналисты, всегда внимательно следившие за перетеканием национальных сокровищ в другие страны, через несколько месяцев после сделки поместили язвительную статью о том, что немцы приобрели под видом шедевра работу некоего Ричарда Лукаса , выполненную в XIX веке в Англии.

Richard Cockle Lucas. "Lady Catherine Stepney as Cleopatra", c. 1836

Конечно же, Боде со своими немецкими сотрудниками не поверил английским репортерам. Более того, он даже высказал претензии своим английским коллегам за то, что они выдали прессе информацию о сделке.

Но англичане настаивали на своем и в подтверждение своей правоты разыскали восьмидесятилетнего сына Лукаса. Он не только подтвердил авторство отца, но также указал, что статуя лепилась с какой-то старинной картины, которую он, в то время семнадцатилетний юноша, хорошо запомнил.

Немцы опять не поверили журналистам, заявив, что изваять такой шедевр под силу только гениальному скульптору, а Лукас, как известно, к таковым не относился.

Фотопортрет скульптора

Тогда от имени англичан выступил некий Томас Уайтборн, бывавший в доме Лукаса-отца и наблюдавший за его работой над статуей. Именно этот свидетель вспомнил, что картина, с которой лепилась статуя Флоры, не принадлежала Лукасу, а была на время одолжена у антиквара Бьюкенена, выступавшего заказчиком восковой скульптуры. Он же указал улицу и дом, где располагалась лавка заказчика.

Но и эта история не поколебала уверенности берлинцев в своей правоте.

Не нашла, какая картина имелась в виду. Видимо, нечто вроде вот этой "Флоры" ученика Леонардо по имени Мельци ()

Тогда англичане, понимая, что слово к делу не пришьешь, стали искать вещественные доказательства для подтверждения своих заявлений. И вскоре они предъявили торговую книгу магазина за 1846 год, в которой было зарегистрировано наличие картины с названием «Флора».

Или вроде такой "Флоры", тоже Мельци

Была также найдена литография с этой работы, датированная 1840-м годом и, кроме того, документы аукциона «Кристи», на котором собственность антиквара была продана коллекционеру Моррисону за 640 гиней. А еще через некоторое время была найдена и внучка Моррисона, у которой английские исследователи обнаружили последнее доказательство своей правоты: картину «Флора».

Или, возможно, это "Флора" работы Карло Антонио Прокаччини (которая вообще кстати представляет собой раздетую "Мону Лизу")

Однако перипетии на этом не закончились. Уже почти разложенные на лопатки, немцы вдруг заявили, что к Лукасу попала подлинная статуя Леонардо, с которой и была выполнена картина Моррисона.

О, вроде нашла старинную статью. Там репродукция вот этой "Флоры" в качестве образца. Сегодня картина приписывается Бернардино Луини

В спор снова вступил Уайтборн, внезапно припомнивший, что Лукасу по какой-то причине приходилось наслаивать воск пластами, и он жаловался на то, что новые восковые свечи, использовавшиеся для этих целей, ужасно плохого качества.

Репродукция из London Times

Теперь дело оставалось за химиками. И они установили, что к воску, из которого выполнена статуя, примешан некий суррогат для его удешевления. А применяться он стал лишь с 1840 года. А ветхость скульптуры объяснялась тем, что некий Симпсон, купивший дом Лукаса со всеми его работами, держал «Флору» на открытой галерее целых шестнадцать лет.

Бюст на иллюстрации из книги Боде начала 20 века

Как раз в тот момент между Англией и Германией были напряженные отношения, и поэтому английские журналисты с наслаждением подняли эту историю на щит, и с помощью ее издевались над "тупыми дойчами", которых обставил британский талант. За три года на эту тему было напечатано рекордное число газетных заметок и статей - около 700 штук.

Несмотря на эти доказательства, Боде продолжал утверждать, что его первоначальная атрибуция была правильной. Чтобы доказать это, он выставил бюст Флоры среди работ Лукаса - однако эта выставка, скорее, имела неприятные последствия, поскольку показала, что Лукас регулярно делал восковые скульптуры, вдохновленные великими работами старых мастеров.

"Нимфа", восковая статуэтка работы Лукаса.

Его же восковая "Леда и лебедь"

Поскольку некоторые продолжают цепляться за авторство Леонардо, его все пытаются доказать.
Например, этот бюст стал первой скульптурой, которую изучили с помощью рентгена.

Спермацет, обнаруженный в химических образцах, позже доказал, что материал слишком стар для авторства Лукаса и слишком молод для Леонардо. В 1986 году химический анализ показал, что воск содержит синтетически произведенный стеарин, вещество, которое было впервые произведено в 1818 году.

Сегодня он выставляется в Берлинских музеях с табличкой "Англия, 19 век".

(Leonardo da Vinci) (1452–1519) – величайший деятель, многогранный гений эпохи Возрождения, основатель Высокого Возрождения. Известен как художник, ученый, инженер, изобретатель.

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции. Его отцом был Пьеро да Винчи, нотариус, происходивший из известной семьи города Винчи. Матерью была по одной версии крестьянка, по другой – хозяйка таверны, известная под именем Катерина. Примерно в возрасте 4,5 лет Леонардо взяли в дом отца, и в документах того времени он назван незаконным сыном Пьеро. В 1469 он поступает в мастерскую знаменитого художника, скульптора и ювелира Андреа дель Верроккьо (1435/36–1488). Здесь Леонардо прошел весь путь ученичества: от растирания красок до работы подмастерья. Согласно рассказам современников, он написал левую фигуру ангела в картине Верроккьо Крещение (ок. 1476, Галерея Уффици, Флоренция), чем сразу обратил на себя внимание. Естественность движения, плавность линий, мягкость светотени – отличает фигуру ангела от более жесткого письма Верроккьо. Леонардо жил в доме мастера и после того, как в 1472 был принят в гильдию Святого Луки, гильдию живописцев.

Один из немногих датированных рисунков Леонардо был создан в августе 1473. Вид долины Арно с высоты был выполнен пером быстрыми штрихами, передавая колебания света, воздуха, что говорит о том, что рисунок сделан с натуры (Галерея Уффици, Флоренция).

Первое живописное произведение, приписывающееся Леонардо, хотя его авторство оспаривается многими специалистами, – Благовещение (ок. 1472, Галерея Уффици, Флоренция). К сожалению, неизвестный автор внес позднейшие исправления, что значительно ухудшило качество работы.

Портрет Джиневры де Бенчи (1473–1474, Национальная галерея, Вашингтон) пронизан меланхоличным настроением. Часть картины внизу обрезана: вероятно, там были изображены руки модели. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато, созданного еще до Леонардо, но именно он стал гением этой техники. Сфумато (ит. sfumato – затуманенный, дымчатый) – разработанный в эпоху Возрождения прием в живописи и графики, позволяющий передавать мягкость моделировки, неуловимость предметных очертаний, ощущение воздушной среды.


Мадонна с цветком
(Мадонна Бенуа)
(Мадонна с ребенком)
1478 - 1480
Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Россия

Между 1476 и 1478 Леонардо открывает свою мастерскую. К этому периоду относится Мадонна с цветком , т.н. Мадонна Бенуа (ок. 1478, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). Улыбающаяся Мадонна обращается к сидящему у нее на коленях младенцу Иисусу, естественны и пластичны движения фигур. В этой картине присутствует характерный для искусства Леонардо интерес к показу внутреннего мира.

К ранним работам относится и незавершенная картина Поклонение волхвов (1481–1482, Галерея Уффици, Флоренция). Центральное место занимает помещенная на переднем плане группа Мадонна с младенцем и волхвы.

В 1482 Леонардо уезжает в Милан, богатейший город того времени, под покровительство Лодовико Сфорца (1452–1508), который содержал армию, тратил огромные средства на проведения пышных празднеств, покупку произведений искусств. Представляя себя своему будущему покровителю, Леонардо говорит о себе, как о музыканте, военном эксперте, изобретателе оружия, военных колесниц, машин, и лишь потом говорит о себе, как о художнике. В Милане Леонардо жил до 1498, и этот период его жизни был самым плодотворным.

Первый заказ, полученный Леонардо, был создание конной статуи в честь Франческо Сфорца (1401–1466), отца Лодовико Сфорца. Работая над ним 16 лет, Леонардо создал множество рисунков, а также восьмиметровую глиняную модель. Стремясь превзойти все существующие конные статуи, Леонардо хотел сделать грандиозную по величине скульптуру, показать вставшего на дыбы коня. Но столкнувшись с техническими трудностями, Леонардо изменил замысел и решил изобразить шагающего коня. В ноябре 1493 модель Коня без всадника была выставлена на всеобщее обозрение, и именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы. Начавшийся сбор металла был прерван, и конная статуя так и не была отлита. В 1499 Милан был захвачен французами, которые использовали скульптуру как мишень. Через некоторое время она разрушилась. Конь – грандиозный, но так и не завершенный проект – один из значительных произведений монументальной пластики 16 в. и, по словам Вазари, «те, кто видел огромную глиняную модель…утверждают, что никогда не видели произведения более прекрасного и величественного», называли монумент «великим колоссом».

При дворе Сфорца Леонардо работал и как художник-декоратор для многих празднеств, создавая невиданные доселе декорации и механизмы, делал костюмы для аллегорических фигур.

Незаконченное полотно Святой Иероним (1481, Музей Ватикана, Рим) показывает святого в момент покаяния в сложном повороте со львом у его ног. Картина была написана черными и белыми красками. Но после покрытия ее лаком в 19 в. цвета превратились в оливковые и золотистые.

Мадонна в скалах (1483–1484, Лувр, Париж) – знаменитая картина Леонардо, написанная им в Милане. Изображение Мадонны, младенца Иисуса, маленького Иоанна Крестителя и ангела в пейзаже – новый мотив в итальянской живописи того времени. В проеме скалы виден пейзаж, которому приданы возвышенно идеальные черты, и в котором показаны достижения линейной и воздушной перспективы. Хотя пещера слабо освещена, картина не темная, лица, фигуры мягко проступают из тени. Тончайшая светотень (сфумато) создает впечатление неяркого рассеянного света, моделирует лица и руки. Леонардо связывает фигуры не только общностью настроения, но и единством пространства.


ДАМА С ГОРНОСТАЕМ.
1485–1490.
Музей Чарторыских

Дама с горностаем (1484, Музей Чарторыйского, Краков) – одна из первых работ Леонардо в качестве придворного портретиста. На картине изображена фаворитка Лодовика Цецилия Галлерани с эмблемой рода Сфорца, горностаем. Сложный поворот головы и изысканный изгиб руки дамы, изогнутая поза зверька – все говорит об авторстве Леонардо. Фон переписан другим художником.

Портрет музыканта (1484, Пинакотека Амброзиана, Милан). Закончено только лицо молодого человека, остальные части картины не прописаны. Типаж лица близок к лицам ангелов Леонардо, только исполнен более мужественно.

Еще одна уникальная работа была создана Леонардо в одном из залов дворца Сфорца, которая называется Ослиной. На сводах и стенах этого зала он написал кроны ив, чьи ветви затейливо переплетаются, обвязаны декоративными веревками. Впоследствии часть красочного слоя осыпалась, но значительная часть сохранилась и реставрирована.

В 1495 Леонардо приступил к работе над Тайной вечерей (площадь 4,5 × 8,6 м). Фреска расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола и занимает всю торцовую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, тем самым она органично вошла в интерьер трапезной: перспективное сокращение боковых стен, изображенных на фреске, продолжает реальное пространство трапезной. За столом, расположенном параллельно стене, сидят тринадцать человек. В центре Иисус Христос, слева и справа от него его ученики. Показан драматический момент разоблачения и осуждения предательства, момент, когда Христос только что произнес слова: «Один из вас предаст Меня», и разная эмоциональная реакция апостолов на эти слова. Композиция построена на строго выверенном математическом расчете: в центре – Христос, изображенный на фоне среднего, самого большого проема задней стены, точка схода перспективы совпадает с его головой. Двенадцать апостолов разделены на четыре группы по три фигуры в каждой. Каждому дана яркая характеристика экспрессивными жестами, движениями. Главной задачей было показать Иуду, отделить его от остальных апостолов. Помещая его на той же линии стола, что и всех апостолов, Леонардо психологически отделил его одиночеством. Создание Тайной вечери стало заметным событием в художественной жизни Италии того времени. Как истинный новатор и экспериментатор, Леонардо отказался от техники фрески. Он покрыл стену специальным составом из смолы и мастики, и писал темперой. Эти эксперименты привели к величайшей трагедии: трапезная, которая была наскоро отремонтирована по приказу Сфорца, живописные нововведения Леонардо, низина, в которой находилась трапезная, – все это сослужило печальную службу сохранности Тайной вечери . Краски начали отслаиваться, о чем уже упоминал Вазари в 1556. Тайная вечеря неоднократно реставрировалась в 17 и 18 вв., но реставрации были неквалифицированными (просто заново наносились красочные слои). К середине 20 в., когда Тайная вечеря пришла в плачевное состояние, приступили к научной реставрации: сначала был закреплен весь красочный слой, затем были сняты позднейшие наслоения, открылась темперная живопись Леонардо. И хотя произведение было сильно повреждено, но эти реставрационные работы позволили говорить о том, что этот шедевр эпохи Возрождения спасен. Работая над фреской три года, Леонардо создал величайшее творение эпохи Возрождения.

После падения власти Сфорца в 1499 Леонардо едет во Флоренцию, заезжая по пути в Мантую и Венецию. В Мантуе он создает картон с Портретом Изабеллы д"Эсте (1500, Лувр, Париж), выполненный черным мелком, углем и пастелью.

Весной 1500 Леонардо приезжает во Флоренцию, где вскоре получает заказ на написание алтарной картины в монастыре Благовещения. Заказ так и не был выполнен, но одним из вариантов считается т.н. Картон Бурлингтонского дома (1499, Национальная галерея, Лондон).

Один из значительных заказов, полученных Леонардо в 1502 для украшения стены зала заседаний Синьории во Флоренции, был Битва при Ангиари (не сохранился). Другая стена для оформления была отдана Микеланджело Буонарроти (1475–1564), который написал там картину Битва при Кашине . Эскизы Леонардо, ныне утраченные, показывали панораму битвы, в центре которой происходила схватка за знамя. Картоны Леонардо и Микеланджело, выставленные в 1505, имели грандиозный успех. Как и в случае с Тайной вечерей , Леонардо экспериментировал с красками, в результате чего красочный слой постепенно осыпался. Но сохранились подготовительные рисунки, копии, которые отчасти дают представление о масштабе этого произведения. В частности, сохранился рисунок Питера Пауля Рубенса (1577–1640), на котором показана центральная сцена композиции (ок. 1615, Лувр, Париж).
Впервые в истории батальной живописи Леонардо показал драматизм и ярость битвы.


МОНА ЛИЗА.
Лувр, Париж

Мона Лиза – самое известное произведение Леонардо да Винчи (1503–1506, Лувр, Париж). Мона Лиза (сокращение от мадонна Лиза) была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Теперь картина немного изменена: первоначально слева и справа были нарисованы колонны, теперь отрезанные. Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени. Есть что-то неуловимое, завораживающее и притягивающее в легкой улыбке, в живости выражения лица, в величавом спокойствии позы, в неподвижности плавных линий рук.

В 1506 Леонардо получает приглашение в Милан от Людовика XII Французского (1462-1515). Предоставив Леонардо полную свободу действий, исправно платя ему, новые покровители не требовали от него определенных работ. Леонардо увлекается научными изысканиями, иногда обращаясь к живописи. Тогда был написан второй вариант Мадонны в скалах (1506–1508, Британская Национальная галерея, Лондон).


МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВ. АННОЙ.
Ок. 1510.
Лувр, Париж

Св. Анна с Марией и младенцем Христом (1500–1510, Лувр, Париж) – одна из тем творчества Леонардо, к которой он неоднократно обращался. Последняя разработка этой темы осталась незаконченной.

В 1513 Леонардо едет в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X (1513–1521), но вскоре теряет благосклонность папы. Он изучает растения в ботаническом саду, составляет планы по осушению Понтинских болот, пишет заметки к трактату об устройстве человеческого голоса. В это время им создан единственный Автопортрет (1514, Библиотека Реале, Турин), исполненный сангиной, показывающий седовласого старого человека с длинной бородой и пристальным взглядом.

Последняя картина Леонардо также была написана в Риме – Святой Иоанн Креститель (1515, Лувр, Париж). Св. Иоанн показан изнеженным с соблазнительной улыбкой и женственными жестами.

Вновь Леонардо поступает предложение от французского короля, на сей раз от Франциска I (1494–1547), преемника Людовика XII: перебраться во Францию, в усадьбу недалеко от королевского замка Амбуаз. В 1516 или 1517 Леонардо прибывает во Францию, где ему отводят апартаменты в усадьбе Клу. Окруженный почтительным восхищением короля, он получает титул «Первый художник, инженер и архитектор короля». Леонардо, несмотря на возраст и болезнь, занимается прорисовками каналов в долине реки Луары, принимает участие в подготовке придворных празднеств.

Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519, оставив по завещанию свои рисунки и бумаги Франческо Мельци, ученику, который хранил их всю свою жизнь. Но после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по всему миру, часть утеряна, часть хранится в разных городах, в музеях мира.

Ученый по призванию Леонардо даже сейчас поражает широтой и разнообразием своих научных интересов. Уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев, и создал т.н. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Он создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. Интересны его исследования в области геологии: дал описания осадочных пород, объяснения морских отложений в горах Италии. Как ученый-оптик, он знал, что зрительные образы на роговице глаза проецируются в перевернутом виде. Вероятно, первым применил для зарисовок пейзажей камеру-обскура (от лат. camera – комната, obscurus – темный) – закрытый ящик с небольшим отверстием в одной из стенок; лучи света отражаются на матовом стекле, находящимся на другой стороне ящика, и создают перевернутое цветное изображение, использовалась пейзажистами 18 в. для точного воспроизведения видов). В рисунках Леонардо есть проект инструмента для измерения интенсивности света, фотометр, воплощенный в жизнь лишь три века спустя. Он конструировал каналы, шлюзы, плотины. Среди его идей можно видеть: легкие башмаки для хождения по воде, спасательный круг, перепончатые перчатки для плавания, прибор для подводного перемещения, схожий с современным скафандром, машины для производства веревки, шлифовальные машины и многое другое. Общаясь с математиком Лукой Пачоли, который написал учебник О Божественной пропорции , Леонардо увлекся этой наукой и создал иллюстрации к этому учебнику.

Леонардо выступал и как архитектор, но ни один из его проектов так и не был воплощен в жизнь. Он участвовал в конкурсе на проект центрального купола Миланского собора, создал проект мавзолея для членов королевской семьи в египетском стиле, проект, предложенный им турецкому султану, по возведению через пролив Босфор огромного моста, под которым могли бы проходить суда.

Осталось большое количество рисунков Леонардо, сделанных сангиной, цветными мелками, пастелью (именно Леонардо приписывается изобретение пастели), серебряным карандашом, мелом.

В Милане Леонардо начинает писать Трактат о живописи , работа над которым продолжалась всю жизнь, но так и не была закончена. В этом многотомном справочнике Леонардо писал о том, как воссоздать на полотне окружающий мир, о линейной и воздушной перспективе, пропорциях, анатомии, геометрии, механике, оптике, о взаимодействии цветов, рефлексах.


Иоанн Креститель.
1513-16

Мадонна Литта
1478-1482
Эрмитаж, Санкт-Петербург,
Россия

Леда с лебедем
1508 - 1515
Галлерея Уфици, Флоренция,
Италия

Жизнь и творчество Леонардо да Винчи оставило колоссальный след не только в искусстве, но и в науке и технике. Живописец, скульптор, архитектор – он был естествоиспытателем, механиком, инженером, математиком, сделал много открытий для последующих поколений. Это была величайшая личность эпохи Возрождения.

"Витрувианский человек" - общепринятое название для графического рисунка да Винчи, сделанного в 1492г. как иллюстрация к записям в одном из дневников. На рисунке запечатлена обнаженная мужская фигура. Строго говоря, это даже два наложенных друг на друга изображения одной фигуры, но в разных позах. Вокруг фигуры описаны окружность и квадрат. Рукопись, содержащую этот рисунок, иногда так же называют «Каноном пропорций» или просто «Пропорциями человека». Сейчас эта работа хранится в одном из музеев Венеции, но выставляется крайне редко, поскольку экспонат этот действительно уникален и ценен как произведение искусства, так и как предмет исследования.

Леонардо создавал своего «Витрувианского человека», как иллюстрацию к геометрическим исследованиям, проведенным им на основе трактата древнеримского архитектора Витрувия (отсюда и название работы да Винчи). В трактате философа и исследователя пропорции человеческого тела брались за основу всех архитектурных пропорций. Да Винчи же применил исследования древнеримского архитектора к живописи, что еще раз наглядно иллюстрирует принцип единства искусства и науки, выдвинутый Леонардо. Кроме того, данная работа так же отражает попытку мастера соотнести человека с природой. Известно, что да Винчи рассматривал тело человека, как отражение вселенной, т.е. был убежден, что оно функционирует по тем же законам. Сам автор рассматривал Витрувианского человека, как «космографию микрокосма». В этом рисунке скрыто так же глубокое символическое значение. Квадрат и окружность, в которые вписано тело, не просто отражают физические, пропорциональные характеристики. Квадрат может трактоваться, как материальное бытие человека, а круг представляет собой его духовную основу, а точки соприкосновение геометрических фигур между собой и с телом, вставленных в них можно рассматривать, как связь этих двух основ человеческого существования. Многие столетия этот рисунок рассматривался, как символ идеальной симметрии человеческого тела и вселенной в целом.

Итальянское Возрождение входит в новую стадию развития на стыке XV и XVI столетий. Кульминация искусства (конец XV и первые десятилетия XVI века), преподнесшая миру таких великих мастеров как Рафаэль, Тициан, Джорджоне и Леонардо да Винчи именуется этапом Высокого Возрождения.

Детство Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в Винчи, тосканском городке, расположенном на холме с тем же названием. Загадки окружают жизнь Леонардо с самого рождения. Он был незаконнорожденным сыном молодого нотариуса Пьеро да Винчи и некоей Катерины, не то крестьянки, не то хозяйки таверны. Нам практически ничего не известно о матери нашего героя, хотя жизнь Пьеро да Винчи достаточно хорошо документирована. Предки Пьеро обосновались в Винчи, по крайней мере, в XIII веке (а может быть, и раньше). Его отец, дед и прадед тоже были нотариусами - причем настолько успешными, что стали землевладельцами и вошли в число состоятельных граждан, так называемых «сеньоров» . Этот титул унаследовал и Пьеро. Дом, в котором жил Леонардо в детстве

Леонардо воспитывался в доме Пьеро да Винчи. Известно, что юный Леонардо отличался крепким телосложением, красотой и пытливым умом. При этом он получил довольно поверхностное образование - впоследствии художник сожалел, что так и не выучил латынь, а этот язык был в те времена оcновой обучения. Впрочем, уже тогда Леонардо проявлял незаурядные математические способности, прекрасно пел и играл на лире, замечательно рисовал. В возрасте 15 лет он стал подмастерьем у одного из прославленных флорентийских мастеров - Андреа дель Верроккьо (ок. 1435 1488). Здесь он обучался не только живописи, но рисун ку, скульптуре, ювелирному де лу. Видя способности ученика, Андреа позволил ему принять участие в создании «Крещения Христа» , поручив написать фи гуру ангела, держащего одежды Христа.

Впечат ление Вазари Вазари так описывает впечат ление, ро п изведенное на учите ля работой его ученика: «. . . ан гел Леонардо оказался много лучше фигур Вероккьо, и это послужило причиной тому, что Андреа никогда больше уже не захотел прикасаться к краскам, обидевшись на то, что какой то мальчик превзошел его в уме нии» .

Совпадение интересов педагога и ученика Верроккьо был не только знаменитым художником и скульптором итальянского Ренессанса, но и талантливым педагогом. Начинал он как мастер ювелир, известность же ему принесли скульптура иживописные работы. Кроме того, Верроккьо почитали как выдающегося инженера. Он с удовольствием занимался со своим новым учеником, радуясь совпадению их интересов. К сожалению, совпадали и их недостатки. Так, ни учитель, ни ученик не пожелали глубоко изучить фресковую технику. Если бы Леонардо писал фрески традиционным способом, то его великие работы «Тайная вечеря» и «Битва при Ангиари» дошли бы до нас в первозданном виде.

Звание мастера живописи Звание мастера живописи Леонардо получи 1472 году, но до 1476 года оставался у Верроккьо. Возможно, это было связано с какой то совместной работой. 1481 годом датируется первый большой заказ Леонардо. Ему поручили написать картину «Поклонение волхвов» - для алтаря монастыря Сан Донато. Он так и не закончил ее. Но, работая над образом, Леонардо успел продвинуться достаточно далеко, чтобы о нем заговорили как о новаторе в том, что касается передачи жестов и эмоций. В том же году была начата работа над картиной «Святой Иероним»

Уже задолго до Леонардо ма донна на картинах и в скульп турах итальянских мастеров пе рестала быть небесной царицей, держащей на руках спасителя мира. Она превратилась в моло дую мать, которая любуется сы ном. Но что бы ни делал Лео нардо, он всегда открывал но вые, еще неизведанные возмож ности, как в искусстве, так и в науке. Еще никогда религиоз ный сюжет не превращался в такой мере в жанровую сцену, как в «Мадонне Бенуа» .

Юная флорентийка, милая и обаятельная, одетая по моде последней четверти XV века, посадила к себе на колени сына. Забавляя его, она отделила от скромного букетика цветок и протянула ребенку. Младенец схватил одной руку матери, а второй старается взять новый для него предмет. Мать беззаботно смеется, наблюдая за еще неуверенными движениями мальчика. Цветок, вокруг кото рого сплетаются руки, служит смысловым и математическим центром композиции. Крестоцвет в руке Мадонны

Проблемы, волновавшие ма стеров на всем протяжении XV века, нашли свое разреше ние в этом небольшом по раз меру произведении Леонардо. Безошибочная передача тел в движении, умение связать фи гуры так, чтобы группа воспри нималась как нечто единое и внешне и по настроению, тон чайшие градации светотени, бла годаря которым формы стано вятся осязательно объемными, передача особенностей разных предметов - волос, тканей, дра гоценностей, убедительность на строения - все это говорит о том, что «Мадонна Бенуа» под водит итог длительному пути итальянской живописи.

Переезд из Флоренции в Милан и обратно Одной из причин, заставивших Леонардо бросить работу, стал его переезд из Флоренции в Милан на службу при дворе герцога Лодовико Сфорца, правителя города, получившего из за своей смуглой кожи прозвище «Моро» (то есть «Мавр»). В 1482 году, прежде чем пе реехать в Милан ко двору гер цога Лодовико Моро, Леонардо отправил ему письмо, в ко тором подробно перечислил своему покровителю все, что он умел: «Я знаю способ делать чрез вычайно легкие и легко перено симые мосты, пригодные для преследования врагов и для бег ства от них. . . » И так далее по пунктам (их десять) Леонардо излагает свои возможности в области техники. И только в конце прибавляет: «В мирное время я надеюсь вы держать соревнование со вся ким в архитектуре, в постройке зданий. . . Так же я берусь в скульптуре, в мраморе, бронзе или глине, как и в живописи, выполнить все, что возможно, не хуже вся кого желающего помериться со мной» . Однако Леонардо не остано вился на достигнутом. Ему суж дено было открыть новые гори зонты в искусстве, когда он в 1482 году покинул Флоренцию ради Милана, поняв, что род ной город не дал возможности по настоящему раскрыть дарование.

В Милане Мастер из Винчи думал, что для него таким меценатом станет властитель Ми лана - Лодовико Моро, человек грубый, но честолюбивый, стре мившийся закрепить за Миланом положение ведущего центра в системе раздробленной Италии. Как явствует из приведенного в начале нашего рассказа пись ма, Леонардо в последнюю оче редь говорит о себе как о худож нике. Действительно, поле его деятельности в Милане было чрезвычайно широко. Он зани мался наукой, писал картину для одной из церквей, работал для герцога. Он написал порт рет возлюбленной герцога Це цилии Галерани, но главной за дачей в области искусства для него было сооружение памятни ка в честь отца Моро - Франческо Сфорца. К сожалению, до нас дошли только подготови тельные исунки и небольшая группа из р бронзы - победитель на коне. Модель памятника по гибла во время французского нашествия в начале XVI века солдаты Людовика XII сделали из нее мишень для стрел.

Скульптура в Милане. Конь Леонардо В 2001 году в Милане была установлена наконец лошадь Леонардо.

В далёком 1482 году герцог Милана Лодовико Сфорца в память отца Франческо заказал Леонардо да Винчи скульптуру лошадки. Лошадки не простой, но даже и не золотой. А просто напросто самой большой. В мире. Что уж там мелочится, как никак родной батюшка. Леонардо – парень тоже не из скромных, и проект был усложнён необычной и трудно осуществимой композицией с наездником, готовящемся сокрушить распластавшегося на земле врага (а ещё говорят, «лежачего не бьют»). Получив от Сфорца задаток, Да Винчи со свойственной ему ответственностью и старанием принялся за изучение анатомии лошадей в герцогских конюшнях. Зарисовывались отдельные части тела самых красивых экземпляров с пометками вроде «Морель Флорентийский огромен и обладает красивой шеей с довольно красивой головой» . Вздыбленная лошадь более семи метров высотой в то время была колоссальным по сложности замыслом. Как оказалось, даже для Леонардо. Через несколько лет после получения заказа поверженный враг был вычеркнут из планов, а саму лошадь решили опустить на грешную землю на все четыре подковы. В 1493 году на суд восхищенной публики была выставлена глиняная модель в натуральную величину. Натуральную по плану, не по природе матушке, то есть более семи метров играющих мышц и вьющейся гривы. Оставалась самая малость – залить статую бронзой. Бронзы требовалось около 100 тонн. Которые совсем недавно в наличии были, да сплыли. На пушки для обороны герцогства от французского нашествия под предводительством Людовика XII. Леонардо подобным расточительством оскорбился и удалился в Мантую. А лошадь осталась в замке Сфорца, где вскоре стала мишенью в тренировках по стрельбе у французских солдат, отличавшихся завидной меткостью.

В 1483 году Леонардо полу чил заказ на создание алтарно го образа, то есть картины, кото рая помещалась в центре стены над алтарем и играла роль глав ного украшения церкви. Лео нардо всегда медлил с выполне нием работы, нарушал все сроки. Это привело к тому, что первый вариант картины, написанный для церкви Сан Франческо, остался у художника, и позднее он увез его с собой во Францию. Второй, созданный много лет спустя с минимальным участием Леонардо и максимальным - его учеников, находится в на стоящее время в лондонской На циональной галерее. Нас интересует первая версия так называемой «Мадонны в ска лах» . Традиционным для алтар ного образа было изображение Марии с младенцем, восседаю щим на троне среди святых и ангелов. Леонардо создал нечто необычное, такого еще не быва ло.

Его мадонна сидит не на тро не, а в странном гроте, на бе регу ручья, поросшего цветами. Поддерживая одной рукой за плечи маленького Иоанна Кре стителя, она простирает руку охраняющим жестом над голо вой сына, благословляющего Крестителя. С улыбкой, полной скрытого, таинственного смысла, мать смотрит на младенца Хри ста, и эта улыбка словно отра жается на устах красивого ан гела, загадочно взирающего на зрителя, в то время как перст его правой руки указует на Иоан на. Так замыкается круг взгля дов и жестов, образуя магиче скую связь общения между пре красными существами среди ве личественной природы. Быть мо жет, слова «волшебство» , «ма гия» и звучат несколько баналь но, но именно они в полной мере выражают впечатление, ко торое на нас производят многие картины живописца из Винчи. Кажется странным, что этот человек, обладавший трезвым умом ученого, с такой колдов ской силой рассказал о поэти ческих глубинах человеческой души и природы. До сегодняш него дня историки искусств не устают вновь и вновь разгады вать смысл творений Леонардо.

Про изведение, знаменующее наступ ление Высокого Возрождения «Мадонна в скалах» - про изведение, знаменующее наступ ление Высокого Возрождения поры высшего подъема итальян ского искусства. Основные прин ципы Высокого Ренессанса сфор мулированы в творчестве Лео нардо. Художник уже не про стремится следовать приро де «душой и глазами» - прин цип мастеров XV столетия, но выбирает из окружающего ми ра то, что является наиболее су щественным, отметая все слу чайное и второстепенное, обоб щая увиденное. Если индивиду альные черты в лице мадонны Бенуа были доведены почти до портретного сходства, то лица Марии и ангела в разбираемой нами картине - это типы, во бравшие в себя представление об идеальной красоте. Сочета ние спокойных зеленовато голу бых тонов усиливает впечатление единства, царящего в произ ведении.

К сожалению, наследие Лео нардо художника невелико: до нас дошло не более 12- 14 его работ. Некоторые погибли еще при его жизни. Такова судьба модели памятника Франческо Сфорца, подготовительного кар тона к стенной росписи «Битва при Ангиари» . Другие хотя и дошли до нас, но в довольно плачевном состоянии. Это отно сится и к программному про изведению мастера - Тайной вечере» . «

Фреска «Тайная вечеря» должна была украсить стену монастыря Санта Мария делле Грацие. Работая над ней, Леонардо экспериментировал с составом, призванным, на его взгляд, защитить картину от сырости. Эксперимент закончился катастрофой - спустя несколько лет после создания фреска начала осыпаться, и теперь, после целого ряда реставраций, представляет собой самые знаменитые руины в истории искусства. Знаменитой фреске «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи не везло с самого начала. Уже через два десятилетия после завершения она стала терять первоначальный вид. Во первых, художник применил в работе над ней совершенно новый, неопробованный состав красок и новую технику письма. Новинка оказалась не очень удачной: хотя первоначально краски были удивительно яркими, они скоро начали тускнеть. Во вторых, для нее было выбрано крайне неудачное место. . . . Эту фреску заказали Леонардо - известному уже тогда живописцу из Винчи - монахи домини канского ордена для трапезной своего монастыря близ только что построенной церкви Сайта Мария делла Грацие в Милане. В 1495 году Леонардо приступил к работе, и через два года заказ был выполнен.

Проводились многочисленные попытки «подлечить» живописную композицию гениального художника, на которой изображена сцена из евангельской легенды: Христос за трапезой вместе с двенадцатью апостолами. В XVIII -XIX веках делались попытки отреставрировать творение Лео нардо, но особого успеха добиться не удалось. Все они лишь приостанавливали на время разрушение шедевра. В довершение ко всему в 1943 году в трапезную попала бомба. Но особенно большой ущерб был причинен фреске в последнее время в результате отравления в городе воздуха выхлопными газами, в результате под угрозой оказалось само существова ние «Тайной вечери» . Ныне, глядя на нее, кажется, будто расписанная стена задернута марлевой занавес кой: до того фреска поблекла.

Рисунок в Лувре На авторство Леонардо указывает эскиз головы Мадонны, который хранится в Лувре. Тем не менее многие искусствоведы обращают внимание на необычные для авторской манеры Леонардо элементы картины, в частности, на неестественную позу младенца. Предполагается, что по крайней мере фигура младенца принадлежит кисти одного из учеников Леонардо, скорее всего - Больтраффио.

Сюжет На картине изображена женщина, держащая на руках младенца, которого она кормит грудью. Фон картины - стена с двумя арочными окнами, свет из которых падает на зрителя и делает стену более тёмной. В окнах просматривается пейзаж в голубых тонах. Сама же фигура Мадонны словно озарена светом, идущим откуда то спереди. Женщина смотрит на ребёнка нежно и задумчиво. Лицо Мадонны изображено в профиль, на губах нет улыбки, лишь в уголках притаился некий её образ. Младенец рассеянно смотрит на зрителя, придерживая правой рукой грудь матери. В левой руке ребёнок держит щегла. Яркая образность произведения раскрывается в мелких деталях, которые много рассказывают нам о матери и ребёнке. Мы видим ребёнка и мать в драматический момент отлучения от груди. На женщине красная сорочка с широкой горловиной. В ней сделаны специальные разрезы, через которые удобно, не снимая платье, кормить младенца грудью. Оба разреза были аккуратно зашиты (то есть было принято решение отлучить ребёнка от груди). Но правый разрез был торопливо разорван - верхние стежки и обрывок нити отчетливо виден. Мать по настоянию ребёнка изменила своё решение и отложила этот нелёгкий момент.

Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся - как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари» . Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания, в «Трактате о живописи» и в тех заметках о технике живописи, которые не вошли в него, можно найти множество указаний, с несомненностью относящихся к «Джоконде» .

Согласно Джорджо Вазари (1511- 1574), автору биографий итальянских художников, который написал о Леонардо в 1550 году, 31 год спустя после его смерти, Мона Лиза (сокр. от мадонна Лиза) была женой флорентийца по имени Франческо дель Джокондо, на чей портрет Леонардо потратил 4 года, всё же оставив его неоконченным.

«Мона Лиза» Леонардо стала водоразделом в истории мирового искусства. Эта картина открыла новую эру реалистического портрета. Как правило, портреты в Италии XV века писались в профиль и были довольно формальными, во многом по вторяя чеканку римских монет. Долгое время заказать свой портрет могли очень богатые и знатные люди, которые хотели видеть себя на портрете не столько уз наваемыми, сколько властными. Однако уже в том же XV веке портреты стали заказывать и богатые купцы. Новые заказчики, напротив, требовали портретного сходства. Умение Леонардо создавать портреты с наи большей силой воплощено в «Мона Лизе» , обозначив шей переход от формального портрета раннего Ренес санса к более реалистичному портрету эпохи Высокого Возрождения.

Все картины Леонардо (за исключением выполненных на стене) написаны на дере вянных досках, которые являлись обычной в те времена «основой» (холст в этом каче стве тогда был еще большой редкостью). Именно на доске Леонардо написал на за каз два своих самых чарующих портрета «Портрет музыканта» , 1485 и «Портрет Джиневры де Бенчи» , 1474.

В 1513- 1516 годах Леонардо жил в Бельведере и работал над картиной «Иоанн Креститель»

Глухой фон, лишенный пейзажа, столь характерного для работ эпохи Возрождения вообще, целиком концентрирует внимание зрителя на фигуре Иоанна Крестителя, которую обволакивает доведённое до совершенства тающее сфумато. Изображение святого снабжено традиционной атрибутикой: тонкий тростниковый крест, длинные волосы, одежды из шерсти. Пересечение диагоналей корпуса тела и правой руки усиливает мотив креста, который едва заметно написан художником. Традиционным для изображений Иоанна Крестителя считается и жест правой руки, направленный вверх. Впрочем, этот жест в определенном смысле является традиционным и для творчества Леонардо, его можно обнаружить в ряде законченных произведений («Тайная вечеря» , «Мадонна в скалах» , «Мадонна с Младенцем» (1510) и др.), а также набросков.

В 1508 г. великий художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи создал восковую фигуру всадника на лошади, которая, как считалось, была задумана в качестве модели для более крупной скульптуры. Однако гений итальянского Возрождения умер до того, как скульптуру смогли отлить в металле, а модель таинственным образом исчезла из поля зрения на несколько столетий. И, тем не менее, после усердных поисков статуэтку нашли, и бронзовая фигура лошади с всадником, наконец, предстала пред взором общественности.

Отличительная особенность культуры Высокого Возрождения Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора ее создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 века, еще во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Высокого Возрождения - не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов.

Эта история очень старая, но удивительная. Леонардо да Винчи в 1841 году задумал сделать конную статую Лодовико Сфорца в Милане. И сделал, только гипсовую статую коня, 7 метров высотой. Необходимо было отлить статую из бронзы. Но началась война. Металл, закупленный на пожертвования граждан Милана, ушел на пушки. Гипсового коня расстреляли вошедшие в город французы. И гениальная задумка великого Леонардо осталась не воплощенной в жизнь. Сохранились многочисленные эскизы, рассчеты. И только в наши дни нашлись люди, которые по эскизам Леонардо да Винчи все-таки отлили эту прекрасную и мощную скульптуру...=

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ОСУЩЕСТВЛЁННАЯ ИДЕЯ В 1997 году специальным авиарейсом из Нью-Йорка в Милан была доставлена скульптура коня, которую здесь давно ожидали. Красота скульптуры, тщательнейшая проработка всех анатомических деталей лошадиной стати, и, конечно же, её размеры (высота без пьедестала около 7,5 метров) сразу привлекли и продолжают привлекать к ней особое внимание. Но главное, что наполняет гордостью сердца миланцев (да и не только миланцев) при взгляде на столь уникальное творение зодчих - это то, что необычная скульптура является восстановленным творением великого итальянца и гения мировой культуры Леонардо да Винчи. В наши дни конь Леонардо стал одним из символов Милана, наряду с такими шедеврами зодчества и изобразительного искусства, как собор Дуомо, замок Сфорца и "Тайная вечеря" в бывшей трапезной монастыря "Санта Мария делла Грацие". Об интересной, а порой и драматичной истории создания этой скульптуры повествует настоящий фотоочерк. *** В 1481 году Леонардо да Винчи предложил свои услуги в качестве военного инженера, архитектора, скульптора и художника новому миланскому герцогу Лодовико Сфорца, известному меценату и покровителю искусств. Предложение было принято, и с этого времени начинается длительный и плодотворный миланский период жизни и творчества Леонардо. В эти годы он написал знаменитую "Тайную вечерю", "Мадонну в скалах", "Даму с горностаем", украсил фресками стены зала della Asta в замке Сфорца. Во многом благодаря Леонардо и архитектору Донато Браманте замок Сфорца во время правления Лодовико стал одним из самых красивых и богатых герцогских дворцов на территории Италии. В числе прочих работ по совершенствованию архитектуры и интерьеров этого замка он приступил к исполнению ещё одной своей идеи - созданию величественной бронзовой конной скульптуры с всадником, которая символизировала бы отца Лодовико, герцога Франческо Сфорца, послужила бы ему памятником и была бы установлена на площади перед замком Сфорца, который в то время уже являлся герцогской резиденцией. Леонардо выполнил огромное число набросков и эскизов фигуры коня, на котором должен был восседать Франческо, и сделал, наконец, свой выбор. Вот один из эскизов, послуживших основой для создания скульптуры. На работы по подготовке и созданию гипсовой модели коня ушло почти десятилетие - огромная требовательность Леонардо к тонкости передачи анатомических и художественных деталей скульптуры требовала постоянных уточнений и изменений. Да и размер её впечатлял - без всадника она достигала высоты более семи метров, а на её последующую отливку в бронзе требовались многие тонны меди. Модель поэтому была готова и выставлена на обозрение только в 1493 году. Считается, что именно это событие сделало Леонардо да Винчи знаменитым. Далее Леонардо должен был приступить к скульптуре всадника, но работа над "Тайной вечерей", начавшаяся в 1495 году, и сбор пожертвований на покупку меди задержали лепку этой фигуры, а последующие неожиданные обстоятельства и вовсе её прервали. В 1499 году миланцы, недовольные правлением Лодовико, взбунтовались, и в отсутствие герцога впустили в свой город войска французского короля Людовика XII, претендовавшего на Милан. И хотя пробыли здесь эти войска недолго, они разрушили созданную Леонардо гипсовую модель коня, превратив её в мишень для своих стрелковых упражнений. Осталась от неё лишь груда гипсовых обломков. Да и медь, заготовленная, якобы, к этому времени, была потрачена Лодовико на изготовление пушек, которые, кстати, не смогли ему помочь - вскоре он был выдан французам и умер в 1508 году в заключении. Миланский период жизни и творчества Леонардо на этом закончился, и он вернулся во Флоренцию. *** Идея возродить утраченную конную статую возникла почти через половину тысячелетия со времени утраты этого шедевра, в 1977 году, у бывшего американского военного лётчика и скульптора-любителя Чарльза Дента. Он прочитал очерк о "коне Леонардо" в журнале National Geographic, и, как об этом пишут, был потрясён варварством французских войск, уничтоживших этот скульптурный шедевр. При этом у него возникли определённые ассоциации с бомбардировками, которым подвергалась Италия в годы второй мировой войны (в них участвовала и авиация США), приведшими к разрушению многих исторических памятников. Дент разыскал подлинные, выполненные Леонардо эскизы рисунков этого коня в мадридской библиотеке, и решил за счёт пожертвований осуществить идею её автора - отлить бронзовую скульптуру такой, какой её изваял из гипса Леонардо да Винчи. Кстати, конечной целью своей Дент ставил возвращение скульптуры в Милан, как своеобразное покаяние за разрушение во время бомбардировок памятников культуры Италии. Благородная цель, не правда ли? Всю оставшуюся жизнь (он скончался в 1994 году) посвятил Чарльз Дент воплощению в жизнь своей идеи, но так и не успел закончить эту работу, хотя и создал модель коня в "натуральную" (т.е. такую же, как у Леонардо) величину. Однако, эта модель, по мнению специалистов, требовала доработки, и после смерти Дента к работам была привлечена скульптор Нина Акамо, американка японского происхождения, увлечённая идеей Дента. Наконец, в 1997 году окончательная модель была готова, и по ней была отлита бронзовая фигура огромного коня, восставшего с эскизов Леонардо. Весила эта скульптура 13 тонн, высота её - 7,5 метра. Как уже было сказано в предисловии, специальным рейсом итальянской авиакомпании она была отправлена из Нью-Йорка в Милан. К сожалению, бронзового колосса не удалось установить там, где хотели видеть его Леонардо и Дент - на площади перед замком Сфорца. Миланский мэр и городской совет нашли для него другое место, в новом парке около ипподрома Сан Сиро. У этой фотографии, сделанной в Милане, есть небольшой недостаток - при взгляде на неё не создается впечатление всей монументальности этого творения зодчих, так как на ней нет фигуры или предмета, величину которых можно было бы сравнить с размерами скульптуры.. К счастью, этого недостатка лишена другая фотография. Но прежде чем продемонстрировать её, я хочу рассказать, что копии скульптуры, установленной в Милане, имеются в США в парке Frederik Mejer Gardens and Sculpture Park, близ Гренд Рэпидса, шт.Мичиган (здесь установлена гипсовая копия, окрашенная под бронзу), и в Японии (копия из фибергласа, позолоченная). Вот какой великолепный снимок коня Леонардо, установленного в парке Мейера близ Грэнд Рэпидса, опубликовал на российском Фотосайте Олег Жданов (Oleg Zhdanov, ник oldet) из Детройта. На этом снимке прекрасно просматривается контраст между грандиозностью скульптуры, изготовленной по рисункам Леонардо и воспоминаниям его современников, и фигуркой ребёнка, пробегающего у ног коня. Кстати, обратите внимание - конь этот стоит без постамента, непосредственно на парковой площадке! Посмотрев этот снимок, можно в воображении представить себе, каким неповторимым и ещё более величественным был бы миланский памятник в виде восседающего на этом коне Франческо Сфорца, если бы Леонардо удалось в своё время полностью осуществить свою задумку. Ну, а то, что удалось сделать Чарльзу Денту и Нине Акамо, можно смело назвать воплощением идеи великого Леонардо. А.Шурыгин, 2010г.