Мини проект живые организмы весной. Живые организмы весной Экскурсия. Ц е л и: Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать. Биологические ритмы и их влияние на организм человека

на тему: « Живые организмы весной»

Цель:

  • Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.

  • На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов.

  • Формировать бережное отношение к природе.

  • Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования.

  • Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.
Задачи:

  1. Познакомить учащихся с различными периодами весны.

  2. Определить признаки наступления весны в живой и неживой природе.

  3. Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и смены сезонных явлений в жизни растений.

  4. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.
Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы.

Место проведения экскурсии : окрестности школы (лесопосадка, пруд, река)

Подготовка учителя к экскурсии:


  1. Спланировать маршрут экскурсии по местам с различной растительностью - лесной, придорожной, прибрежной (чтобы показать уч-ся особенности пробуждения природы разных биоценозов).

  2. Приготовить карточки-определители травянистых раннецветущих растений.

  3. Провести беседу об охране природы.

  4. Познакомить учащихся с произведениями литературы и живописи, воспевающих красоту природы (М. Пришвин, Ф. Тютчев, А. Фет, И. Левитан и др.).
Подготовка учащихся к экскурсии:

1. Побеседовать с учащимися о различных периодах весны (погодными особенностями, изменениями в растительном и животном мире, с красотой пробуждающейся природы, с вопросами ее охраны).

2. Ввести три новых понятия о весне и указать сроки их наступления:

«календарная весна» - 1 марта; «астрономическая» - 21 марта - день весеннего равноденствия на всем земном шаре (кроме приполярных областей), день равен ночи; «биологическая» начало сокодвижения у клена остролистного (24 марта), а затем у березы бородавчатой (8 апреля).

3. Поручить учащимся подготовить характеристики каждого периода весны (март, апрель, май), и выступить на научно-практической конференции в роли метеорологов, ботаников, зоологов, озеленителей, лесоводов, художников.

4. Подготовить детей к восприятию природы, привлечь внимание к объектам экосистемы "лес". Формировать умение правильно вести себя в природе.

Ход урока.

Ознакомление учащихся с правилами поведения в лесу и ТБ во время экскурсии

Учитель: Ребята, я вам предлагаю отправиться на экскурсию.Назовите, какие правила нужно соблюдать в природе, в лесу?. (Дети отвечают)


  • Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен.

  • Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.

  • Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

  • Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе.

  • В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
Учитель: Правильно, молодцы, ребята! Вы не только назвали правила поведения в природе, но и сумели их объяснить. Итак, в путь

Введение в тему урока-экскурсии (создание эмоционального настроя).

Снова птицы летят издалека,

К берегам, расторгающим лед,

Солнце теплое ходит высоко

И душистого ландыша ждет.


- О каком времени года говорится в стихотворении? (О весне).

Как вы догадались, что в стихотворении говорится о весне? (Появляются ландыши).

Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к весне и поговорим о том, какие изменения происходят в природе с приходом весны.

Основная часть


  1. Весенние изменения в неживой природе. Послушайте загадки о весенних месяцах.
Дует теплый южный ветер,

Солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел? (Апрель)

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?...(Май)

Какие признаки весны вы услышали? (Солнце светит ярче, чем зимой; с каждым днем греет все сильнее; гораздо выше поднимается над горизонтом, чем зимой; дни стано­вятся длиннее; становится теплее).

Одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы? (Нет).

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло)

- Теперь представим себе небо. Какое оно весной? (Голубое , высокое, по нему плывут белые легкие облака).

Какие осадки выпадают весной? (В марте - снег, а апреле - снег и дождь, в мае - дождь.)

Бывают ли весной грозы? Когда? (В мае).

2. Весенние изменения в живой природе .
- Пришло время поговорить о том, какие изменения происходят в живой природе с приходом весны.

Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных де­ревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья. У хвойных деревьев меняется цвет коры, хвои).

Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

- Назовите травянистые растения, которые зацветают самыми первыми? (Первоцветы: печеночница, хохлатка, ветреница, медуница, мать-и-мачеха).

Обычно раннецветущие травянистые растения называют подснежника­ми. Почему? (Как только растает снег, они начинают цвести).

- Почему же подснежники зацветают так рано? (Подснежники получают питание из своих утолщенных подземных частей, в ко­торых с прошлого года хранились запасы питательных веществ. Им требуется много света и влаги, чего в это время предостаточно. Тепла им требуется не­много).

Какие цветы расцветают в конце весны, в мае? (Ландыши, одуванчики, фиалки.)

Многие собирают весной букеты весенних растений. Хорошо ли? (Нет).


  1. Во время экскурсий вам придется выполнить задания и предоставить письменный отчет о сегодняшней экскурсии.
Запишите план письменного отчета:

  • красота весенней природы (сделать фотографии первых весенних цветков);

  • погодные условия;

  • жизнь травянистых растений леса, луга, двора;

  • жизнь древесных и кустарниковых пород, ярусность в лесопосадке.

  • приметы весны в животном мире.
Задание: понаблюдайте за цветением деревьев и кустарников. Оформите записи в виде таблицы.

Заключительная беседа: о жизни деревьев, кустарников, многолетних травянистых растений весной. Обращение внимания на соответствие строения органов растений выполняемым функциям, на развитие растений во взаимосвязи с окружающей средой. Сделаем вывод о единстве живой и неживой природы.

Задание на дом.

1. Оформить отчет об итогах экскурсии, стихи о весенних цветах, рисунки или фотографии.

Подведение итогов урока-экскурсии, выставление оценок в журнал .

А теперь, ребята, подумайте и скажите, побывав на такой экскурсии, что полезного для себя вы получили?

Цель: пронаблюдать влияние факторов неживой природы на жизнь природного сообщества; познакомиться с многообразием живых организмов.

Ход экскурсии

1. Назови и зарисуй несколько раннецветущих растений:

а) опыляемых ветром;

Береза повислая, ольха серая, осина.

Отсутствие листьев облегчает опыление.

б) имеющих подземные органы с запасом питательных веществ. Объясни, какое значение для раннецветущих растений имеет раннее цветение.

Цветки-колокольчики ландыша появляются одновременно с крупными ланцетовидными листьями. Подземное корневище с запасом питательных веществ разрастается и ветвится, образуя небольшие надземные побеги. Цветет в апреле - мае.

В числе самых первых весенних цветов трогательной нежностью сине-голубых цветков очаровывает пролеска. Хрупкое растение волшебными силами пробивается сквозь только что оттаявшую почву одновременно с подснежниками, за что ее часто путают и называют «голубыми подснежниками». Сцилла или пролеска - травянистое растение с длинными листьями. Ее видоизмененный подземный стебель – луковица, служит для запаса питательных веществ.

Ярусное расположение растений в лесу в первую очередь обеспечивает такой фактор, как свет.

3. Отметь светлую окраску цветков у травянистых растений тёмного елового леса. Объясни причину.

Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители.

4. Запиши в дневник, каких животных ты увидел.

Весной в лесу можно встретить белку, ежа. Других зверей вы скорее всего не сможете увидеть (волк, лиса, лось, медведь), т.к. они стараются избегать встречи с человеком.

Весной в лесу много птиц (дятел, синица, лесной конек, сойка, зяблик, щегол и др.) и насекомых (бабочек, шмелей, пчел и др.)

5. Зарисуй распускающуюся почку. Какие весенние условия среды помогли ей пробудиться?

Повышение температуры позволило почке пробудиться.

6. Какие изменения в природе под влиянием деятельности человека ты заметил?

Под влиянием деятельности человека в результате лесных пожаров гибнут многие живые организмы и изменяется среда их обитания. В результате загрязнения бытовыми отходами и выбросами промышленных предприятий многие растения начинают сохнуть и подвержены различным заболеваниям.

7. Сделай вывод, ответив на два вопроса.

Случайно ли в одном сообществе живут разные растения?

В одном сообществе живут разные растения не случайно. Все они приспособлены существовать вместе не причиняя друг другу вреда, при этом рационально используя солнечную энергию, поступающую в сообщество.

Какую роль в их жизни играют животные, обитающие рядом?

Животные в сообществе для растений приносят как вред, так и пользу. Так травоядные животные употребляют зеленых обитателей в пищу. Но другие животные разлагают трупы погибших организмов, тем самым возвращая минеральные вещества в почву.

8. Оформи отчёт об экскурсии.

Весна – это достаточно тяжелое время для организма любого человека. Зачастую принято думать, что основной причиной снижения иммунитета в этот период и обострения хронических заболеваний является авитаминоз, то есть недостаток поступления с пищей различных витаминов и минералов. Отчасти это утверждение верно. Но авитаминоз не служит основным фактором, способствующим снижению сопротивляемости организма. Он лишь сопутствует снижению иммунитета, и усугубляет ситуацию с весенней перестройкой организма.


Основная причина снижения сопротивляемости организма в весенний период

Вся природа живет по одним и тем же законам развития. Так уж распорядилась эволюция, что после длительного зимнего периода, с наступлением весны начинается этап обновления окружающей нас среды. Человек - это тоже неотъемлемая часть живой природы, и подчиняется тем же самым законам развития, что и любое дерево или животное. Наверняка вы знаете, что с наступлением весны у всех домашних животных начинается процесс линьки, что свидетельствует об обновлении волосяного покрова. Этот процесс обусловлен биологическими ритмами любого живого организма.

В весенний период ускоряются обменные процессы. Это требует дополнительных затрат энергии и различных питательных веществ, необходимых для построения новых клеток. Именно поэтому организм весной начитает испытывать недостаток витаминов и минералов. Огромное количество этих полезных веществ весной уходит на обновление клеточного состава человеческого организма. Поэтому все огрехи питания в это время года становятся настоящим бичом для организма.

Этим же объясняется и наличие большого количества долгожителей в кавказском регионе. Дело в том, что там культура питания складывалась веками на основе тех продуктов, которые были доступны населению. В основном это были: мясо, зелень, овощи и фрукты. В настоящее время эта культура сохранилась. Любой житель кавказского региона в достаточном количестве получает белки, незаменимые аминокислоты, минералы и витамины в любое время года. Там не наблюдается такой сезонности в питании, которая присутствует в средней полосе России.

Недостаток всех необходимых элементов питания и является первопричиной всех сезонных проблем со здоровьем. Проявления дефицита клеточного питания выглядят по-разному. Это чаще всего зависит от конституционных особенностей каждого человека и наличия у него хронических заболеваний.

Как организм сигнализирует о том, что ему плохо?

Клеточный голод начинает проявляться еще осенью. Если в этот время года вы ощущаете слабость и снижение жизненного тонуса, то можете быть уверенны в том, что ранней весной вы почувствуете недомогание и обострение хронических заболеваний. У подавляющего большинства российских жителей недостаток клеточного питания наблюдается на протяжении всего календарного года. Просто в летний период он частично компенсируется поступлением достаточного количества витаминов и минералов при употреблении в пищу сырых фруктов и овощей. Но и в летнее время организм недополучает всех нужных элементов. Просто дефицит питания отклоняется в сторону аминокислот и белков.

Поэтому осенью, когда рацион в очередной раз меняется, организм не успевает перестроиться и сигнализирует о недостатке питания при помощи сезонной депрессии. Однако был придуман миф о том, что осенью начинает вырабатываться меланин, который и провоцирует снижение тонуса организма. Меланин действительно провоцирует организм на снижение активности. Но это является защитной реакцией на дефицит клеточного питания. Таким образом организм пытается защититься от разрушения. Он пытается заставить человека если не дать ему всё необходимое для нормального функционирования, то хотя бы снизить физическую активность и сократить затраты энергии.

Ближе к зиме организм настраивается на новый режим питания. Человек, как правило, к этому времени резко ограничивает физическую активность. Это дает возможность некоторое время сосуществовать в гармонии со своим организмом. Следующим тревожным сигналом должно послужить начало целой череды простудных заболеваний, которые перемежаются с приступами хронической усталости и быстрой утомляемости. При этом каждый случай острого респираторного заболевания в течение зимы только усугубляет положение дел. На выработку лимфоцитов и лейкоцитов, которые осуществляют борьбу с болезнетворными вирусами и бактериями, нужно достаточное клеточное питание. Его - нет. Но зато к нездоровому питанию присоединяется поедание горстями целой кучи химических веществ, которые называются антибиотики. Эти препараты убивают микрофлору. Но они не умеют отличать полезные бактерии от вредоносных. Поэтому уничтожают все подряд. Поступающие в недостаточном количестве питательные элементы с этого момента перестают обрабатываться в пищеварительном тракте за счет массовой гибели микрофлоры кишечника.

Кто чаще всего страдает от весеннего кризиса здоровья?

От опасности попадания в сектор риска весеннего снижения иммунитета и обострения хронических заболеваний не застрахован никто. Однако чаще всего этому недугу подвержены те категории граждан, которые имеют хронические заболевания и систематические отклонения в режиме питания. Еще в древности медики говорили о том, что человек есть то, что он ест. То есть, именно от правильного питания зависит не только здоровье, но и долголетие человека. Особую строку в списке подверженных весеннему ухудшению здоровья занимают люди, которые страдают хроническими заболеваниями желудочно-кишечного тракта, сосудов, костно-мышечного аппарата и нарушениями иммунной и эндокринной систем.

Этим индивидуумам нужно проявлять особую заботу о своем здоровье в этот период. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила и придерживаться определенных стандартов поведения, которые предотвратят негативные проявления весеннего ухудшения здоровья.

Как быть тем, кто страдает отклонениями артериального давления?

В первую очередь недомогание в весенний период могут почувствовать те люди, которые имеют проблемы с сосудами и сердцем. Наиболее частым проявлением этого является гипертония и атеросклероз сосудов. Но не реже встречается и гипотония. Эти заболевания тесным образом связанны со снижением тонуса сосудистой стенки. Более поздние стадии заболеваний сосудов сопровождаются стенокардией и ишемической болезнью сердца.

В весенний период начинается обновление клеток, которые образуют стенки сосудов. Очень важно при этом соблюдать режим питания. Особое внимание таким людям следует обращать на водно-солевой баланс. Необходимо ограничить потребление жидкости и соли. Это поможет избежать увеличения объема крови и убережет сосудистую стенку от излишнего напряжения в этот сложный период. Таким образом можно будет избежать её трансформации.

Помимо этого следует сбалансировать свой рацион таким образом, чтобы ваш организм получал в достаточном количестве витамин Е, который необходим для восстановления сосудистой стенки, и витамин А, который способствует регенерации клеток. Эти витамины в большом количестве содержаться в таких продуктах, как морковь, семена подсолнечника, различные злаки и нерафинированное подсолнечное масло. В этот период будет уместным ежедневное употребление настойки или отвара корня женьшеня. Также полезны ванны с отварами ромашки, морской солью. Температура воды должна быть не выше 40 градусов. Время пребывания в такой ванне не больше 30 минут. Благотворное воздействие имеет и дыхательная гимнастика. Небольшой комплекс физических упражнений, если его выполнять регулярно, поможет поддержать в тонусе не только сосуды, но и сердечную мышцу. Это даст возможность преодолеть весенний период без особых проблем со стороны сердечнососудистой системы.

Пищеварительный тракт под ударом

Система пищеварительного тракта в весенний период значительно ослаблена после зимнего рациона и периодического лечения различных простудных заболеваний. Чаще всего основной причиной разбалансированной работы пищеварительной системы является такое заболевание, как дисбактериоз. Этим недугом поражено большое количество населения России. Это связанно с совершенно неправильным режимом питания. Практически каждый второй житель РФ не употребляет в пищу достаточного количества клетчатки и продуктов грубой переработки, которые способствуют нормальной работе кишечника. При этом все мы верим, что употребляя различные йогуртовые продукты, пополняем свой запас полезных бактерий. Это очень опасное заблуждение. В большинстве пластиковых стаканчиков не содержится ни одной живой лактобактерии. Это мертвые продукты, которые не приносят никакой пользы. Живые йогурты не подлежать пастеризации и не могут храниться более 10 суток.

Тем не менее, именно дисбактериоз является основной причиной снижения иммунитета, повышенной утомляемости, раздражительности, головных и суставных болей. Основной клинической картиной этого заболевания является периодическое вздутие живота, тяжесть после еды, нарушение стула, при этом может наблюдаться как жидкий стул, так и явления запора.

Для того, чтобы не ставить под удар желудочно-кишечный тракт в весенний период, постарайтесь в ближайшее время попасть на прием к врачу-гастроэнтерологу. Этот специалист даст вам направление на сдачу анализа кала на дисбактериоз. Благодаря результатам этого несложного и быстрого обследования вы будете совершенно точно знать - отсутствие или дефицит каких бактерий является причиной вашего дисбактериоза. После этого будет назначен курс приема бактериальных препаратов. Не стоит пытаться лечится без участия врача и результатов анализов.

Постепенное восстановление микрофлоры кишечника естественным путем тоже возможно. Но это займет большой период времени. Для этого необходимо употреблять в пищу достаточное количество свежих овощей и фруктов для увеличения перистальтики кишечника и молочнокислых продуктов, но только с маркировкой на упаковке, которая указывает на то, что внутри содержатся живые лактобактерии.

Не дать в обиду дыхательные пути

Дыхание имеет огромное значение для нормального функционирования человеческого организма. Дыхательные пути осуществляют приток кислорода в сердце, легкие, головной мозг и клеточные структуры всех остальных органов. Без достаточного количества кислорода невозможны полноценные обменные процессы. Обмен веществ в организме необходим для того, чтобы клеточные структуры могли вовремя обновляться и восстанавливаться естественным образом. В весенний период, когда биологические ритмы человека отдают приказ началу обновления, это приобретает особую значимость и на легкие ложится огромная нагрузка. Потребление кислорода увеличивается.

Вторая функция поверхности легочной ткани - это адсорбция и вывод из организма продукта распада - углекислого газа. В период регенерации и обновления клеточной структуры процент содержания этого продукта в крови значительно увеличивается, повышается функциональная нагрузка на дыхательные пути. Поэтому важно не дать в обиду в это время дыхательную систему.

Прежде всего, стоит обратить свое внимание на то, каким воздухом вы дышите. Если вы проживаете в мегаполисе и постоянно дышите загазованным воздухом, то можете быть уверенны в том, что ваш организм испытывает постоянный недостаток кислорода. Легкие вынуждены работать в усиленном режиме. Помогите им.

Постарайтесь хотя бы в выходные дни проводить часа по четыре в местах, где сохранились растительные насаждения. Отличным способом помочь своей дыхательной системе может стать субботняя прогулка в сосновый бор. Весной природа начинает свое пробуждение. Простая прогулка один раз в неделю по лесному массиву может принести гораздо больше пользы всему организму, чем месяц, проведенный на курорте. В это время ваши легкие вздохнут свободно и очистятся от всей загазованности вредными веществами, которые в большом количестве присутствуют в городском воздухе. Гуляя по лесу, соберите небольшое количество сосновой или еловой хвои. Нужно брать те части побегов, которые свежие, отросшие в этом сезоне. Они отличаются более светлым цветом окраски.

Приехав домой, эти хвойные веточки следует заварить. На пол-литровую банку измельченной хвои необходимо взять около трех литров кипящей воды. Этот отвар вам поможет поддерживать свои легкие на протяжении следующей недели, до очередной поездки. Полстакана хвойного отвара, который вы выпьете утром, поможет не только частично восстановить клеточную структуру легочной ткани за счет содержащегося в нем хитозана, но и наполнит рацион всеми необходимыми витаминами. Добавление хвойного отвара в теплую ванну повысит общий тонус организма, даст заряд энергии и обновит клетки кожи.

В этом материале мы рассмотрели возможности защиты в весенний период различных органов и систем организма. Однако есть и общие способы защиты организма от снижения тонуса в это тяжелое время.

Основой обеспечения нормальной жизнедеятельности является здоровое питание и активный образ жизни. Эти два понятия связанны между собой тесным образом. Без физической активности человеческое тело не способно к нормальному обмену веществ. Так уж распорядилась эволюция, что только при движении возможен нормальный лимфаток и кровоток. Во время физических нагрузок происходит удаление застоя жидкости из различных полостей и межклеточного пространства. При этом с потовыми выделениями выводится большое количество шлаков и токсинов. Это частично дает разгрузку почкам. Движение ускоряет обменные процессы. Поэтому физические нагрузки необходимы.

Не стоит сразу же брать на себя обязательства по выполнению нормативов спортивных разрядов. Для начала достаточно просто каждый вечер выходить в ближайший парк и размеренным шагом гулять там в течение пары часов.

Второй момент - это здоровое питание. Здесь также не все так сложно, как кажется. Необходимо всего лишь постепенно заменить в своем рационе «вредную» еду на «полезную». В список того, что приносит вред организму человека, попадают, прежде всего, рафинированные продукты, подвергнутые глубокой переработке, содержащие генмодифицированные элементы и тугоплавкие жиры. Основу питания должны составлять те элементы, которые в процессе производства подвергаются минимальной обработке. Это натуральная пища, которая состоит из различных злаков, сезонных фруктов и овощей. Из мясного ассортимента необходимо отдавать предпочтение курице отечественного производства и нежирным сортам мяса. Подсолнечное масло должно быть нерафинированным. В таких сортах в большом количестве содержатся витамин Е и антиоксиданты. В рафинированном подсолнечном масле кроме жиров не содержится ничего. Печенье, конфеты, вафли и торты лучше всего заменить сухофруктами и орехами. Нужно постараться исключить из своего рациона различные психостимуляторы, такие как кофе, вино, энергетические напитки. Попробуйте заменить их витаминными комплексами, отварами и настоями трав и здоровым полноценным сном.

Соблюдая даже эти нехитрые принципы, вы не почувствуете привычного весеннего ухудшения самочувствия. Напротив, вы будете испытывать прилив сил, отличное настроение и приятную легкость.

1.У одноклеточных организмов клетка выполняет все функции,свойственные любому живому организму.Назови эти функции.2.В многоклеточном организме жизнь Народ плиз помогите у меня задание отчёт об экскурсии Живые организмы весной. 1)Назови и зарисуй несколько раннецветущих растений: а)опыляемых ветром; б)

имеющих подземные органы с запасом питательных веществ. 2. Отметь светлую окраску цветков у травянистых растений тёмного елового леса.Объясни причину.3.Запиши в дневник каких животных ты увидел.4.Зарисуй распускающаяся почку.Какие весенние условия среды помогли ей пробудиться?5.Какие изменения в природе возникшие под влиянием деятельности человека тебе удалось заметить?6.Сделай вывод о единстве живой и неживой природы ответив на вопросы 1)случайно ли в одном сообществе живут разные растения? 2)какую роль в их жизни играют животные обитающие рядом? 3)влияет ли неживая природа на жизнь природного сообщества?

Какое участие в образовании осадочных пород принимают живые организмы.заполни таблицу.Мел__________(какие живые организмы принимали участие в ее

образовании). Каменный уголь_______________(какие живые организмы принимали участие в ее образовании)=)))

Причиной гибели живых организмов могут быть: другие живые организмы, болезни, отсутствие пищи, неблагоприятные условия для жизни. Мможно ли отнести

Ц е л и: Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения. Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения. На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов. На основе проведения наблюдений выяснить биологические особенности раннецветущих растений и влияния факторов неживой природы на жизнь живых организмов. Формировать бережное отношение к природе. Формировать бережное отношение к природе. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования. Развивать навыки наблюдения за изменениями в природе, вызвать желание на самостоятельные исследования. Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу. Развивать диалектико-материалистические взгляды на природу.


Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы. Оборудование и оформление: блокнот (тетрадь) для записей и зарисовок, карандаш (ручка), инструктивные карточки, бинокль, фотоаппарат, коробочки, баночки, небольшие сумочки, экскурсионные лупы. Место проведения экскурсии: окрестности школы (лесопосадка, пруд, река) Место проведения экскурсии: окрестности школы (лесопосадка, пруд, река)


Правила поведения в природе Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен. Нельзя разжигать костер в лесу пожароопасное время, необходимо тщательно проверить перед уходом место, где горел костёр, хорошо ли он потушен. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе. Нельзя ломать ветки деревьев и кустарников. Пусть красивые растения, деревья остаются в природе. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания. В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.