Русский характер. Сочинение ЕГЭ. Аргументы на тему "Красота" к сочинению ЕГЭ. Проблемы: красоты, соотношения внутренней и внешней красоты, внешности, внутреннего мира, характера Русский характер толстой аргументы егэ

Русский характер? Что в нём особенного? Когда он раскрывается в полную силу? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста А.Н.Толстого.

Автор поднимает в своём тексте проблему русского характера. Какой он? Чтобы ответить на этот вопрос, он рассказывает нам о молодом лейтенанте-танкисте Егоре Дрёмове. Описывает не подвиги, которых было немало, а о ранении бойца. Танк был подбит и загорелся. Водитель вытащил горящего лейтенанта. Но тот сильно обгорел, особенно лицо.

Восемь месяцев в госпитале, операция за операцией. «Восстанавливали всё: и нос, и губы, и веки, и уши». Когда Егор впервые «взглянул на своё и теперь не своё лицо», он сказал: «Бывает хуже, а с этим жить можно». Больше зеркальца он не просил, только ощупывал лицо, привыкая к нему. Известие о том, что его признали негодным к строевой службе, его не обрадовало. Он пошёл к генералу с просьбой отправить его на фронт. На возражения он ответил: «…Я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью!». Вот он русский характер! «Великая сила – красота человеческая».

Позиция автора мне понятна. Русский характер в силе духа, в способности преодолеть любые трудности, в способности думать о других, а не о себе. Егор не раскисает, не жалеет себя, он видит себя не уродом, а человеком, способным воевать, служить Родине. И это самый правильный выбор. Он замечает и слёзы медсестры, и взгляд генерала, который при разговоре пытался не смотреть на него, но не обращает на это внимание. Он остался прежним Егором Дрёмовым, и ничто этого не изменит.

Я согласна с позицией автора. Война раскрывает в человеке «ядро», красоту человеческую. И мы видим поступок героя, который раскрывает нам настоящий русский характер. В художественной литературе мы встречаем обычных людей, которые в минуты опасности становятся героями, забывая о себе, не страшась смерти.

В романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир» Пьер Безухов после неудачной попытки убить Наполеона отправляется на фронт. Грузный, неуклюжий Пьер в белом фраке и белой шляпе участвует в Бородинском сражении, оказавшись в самом пекле. Другой бы испугался, спрятался в штабе, а он подаёт снаряды, пытается разобраться, что происходит, помочь. Желание послужить Родине начисто лишает его страха смерти. Благородно и отважно он ведёт себя и в плену. Ожидал ли от себя такой храбрости Пьер? Думаю, нет. Но русский характер даёт себя знать.

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Пётр Гринёв не получает помощи в Оренбурге и отправляется в Белогорскую крепость один спасать любимую девушку Марию Миронову, которая оказалась в руках подлого Швабрина. За ним увязался преданный ему Савельич. Крепость захвачена врагами. За доброту (заячий тулупчик) Пугачёв отпустил Гринёва. Один раз повезло. Повезёт ли другой? Гринёв об этом не думает. Он должен спасти Машу. Чувство долга выше страха смерти. И в этом тоже русский характер.

Так в чём же особенность русского характера? В силе духа, в стойкости, в чувстве долга, в стремлении думать о других, а не о себе. А в минуты опасности быть готовым всё это проявить. Конечно, все эти черты, думаю, есть и у людей других национальностей. Каждая нация имеет своих героев. Но мы говорим о русском характере. Давайте гордиться своими героями! Нам есть с кого брать пример


Русский характер. Каков он? Какие черты в себе включает? Именно такими вопросами задаётся А. Н. Толстой в своём тексте, поднимая проблему русского характера. Эта проблема актуальна и в наши дни.

Автор акцентирует наше внимание на нравственные основы характера русского человека: "...был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать..." А. Н. Толстой поражается русским характером: "... прост человек, а придёт суровая беда... и поднимается в нём великая сила - человеческая красота."

Чтобы подтвердить своё мнение, обратимся к произведению М. А. Шолохова "Судьба человека". Главный герой - Соколов проявляет истинные качества русского характера. Он не сломился перед немецким врагом, сохранил свою честь. Несмотря на все жестокие условия войны, он остался человеком, не ожесточился, полюбил жизнь.

Вспомним произведение В. В. Быкова "Журавлиный крик". Глечик, оставаясь один на один с целым немецким вермахтом, не потерялся, не упустил русский дух. Даже в такой сложной ситуации он смог увидеть красоту природы - стаю журавлей. Несмотря на сильное желание жить, Глечик пожертвовал собой за Родину и за свою честь.

Прочитав текст, я пришла к такому выводу, что русский характер включает самые сильные черты, которые могут быть у человека. И все мы знаем, что его очень трудно сломить.

Обновлено: 2017-03-10

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Обратите внимание на мудрые мысли.

Бедствия всего более открывают силы в характере русского народа. (Писатель, историк Н.М. Карамзин)
Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.(Французский литератор и философ К.А.Гельвеций.

Русский характер -… название многозначительное.
Рассказчик Иван Сударев рассуждает о жизни людей на фронте:

Иван Сударев знакомит читателя с участником Великой Отечественной войны – танкистом Егором Дрёмовым. Во время Курской битвы его танк был подбит снарядом и от второго снаряда загорелся. В госпитале ему сделали несколько пластических операций. Он взглянул на своё лицо и не узнал себя.

Дрёмов решил вернуться в полк.

Перед возвращением в полк он получил отпуск и поехал домой. Когда он увидел мать, понял, что невозможно её испугать, и представился лейтенантом Громовым. Мать не узнала его голоса. Он стал рассказывать про её сына. Так ему хотелось сказать: да признайте же вы меня, урода. Ему было и хорошо за родительским столом и обидно.

За ужином Дрёмов заметил, что мать особенно пристально следит за его рукой с ложкой. Когда прибежала его невеста и взглянула на него, «её будто слегка ударили в грудь, она … откинулась, испугалась».
Егор решил так – «пускай мать подольше не знает о его несчастье. Что же касается Кати, - эту занозу он из сердца вырвет».
Вскоре от матери пришло письмо, в котором она призналась, что ей показалось, будто приезжал сын. Спустя некоторое время в часть приехали две женщины.

Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) – русский писатель и общественный деятель. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.
Романы:
Гиперболоид инженера Гарина
Хождение по мукам
Пётр Первый
и др.
Повести и рассказы:
Граф Калиостро
Детство Никиты
Аэлита
Русский характер
и др.
Сказки:
Русалочьи сказки
Золотой ключик, или Приключения Буратино
и др.

Перед читателем история жизни этого мужчины.
Свою жизнь он называет обыкновенной. В Гражданскую войну был в Красной Армии. Родители и сестра умерли от голода. Работал на заводе слесарем, женился, был счастлив. Трое детей учились на «отлично». Старший был гордостью отца - оказался способным к математике.
Началась Великая Отечественная война. Когда прощались, Андрей Соколов оттолкнул жену, которая предчувствовала, что они больше не встретятся.

Соколов два раза был ранен. Возил снаряды. Попал в плен. Необходимо было доставить на батарею снаряды. В пути он попал под бомбёжку и его контузило. В колонне пленных он шёл из последних сил. В Германии работал в каменном карьере.

После дождя пленным даже обсушиться было негде, и вечером еды не полагалось.

Кто-то из своих донёс эти слова коменданту лагеря Мюллеру, который вызвал Андрея Соколова. Не стал Андрей пить за победу немецкого оружия, а за свою погибель выпил, не закусывая даже после второго стакана.

Комендант Мюллер назвал Соколова настоящим русским солдатом, храбрым солдатом и выразил уважение к достойному противнику. Неожиданно подал ему буханку хлеба и кусок сала. Мало досталось каждому, «однако поделили без обиды».
Потом пришлось Андрею Соколову возить немца-инженера. Однажды решил он бежать и прихватил с собой немца.

В госпитале получил он письмо о гибели жены и дочек. Бомбили авиазавод. От их дома и следа не осталось, только глубокая яма…

Съездил он домой, в Воронеж.

Нашёлся сын Анатолий, который был на фронте. Но 9 мая, в День Победы, убил его сына немецкий снайпер.

После войны работал Андрей Соколов шофёром. Однажды он увидел около чайной мальчишку-беспризорника.

Отец мальчика погиб на войне, мать – во время бомбёжки. Остался Ванюша сиротой.

Однажды Андрей Соколов спросил мальчика, кто он такой, и сказал, что он его отец.

Однажды в ноябре в грязь машину занесло, и Андрей случайно сбил корову. Хотя корова осталась жива, шоферскую книжку у него отобрали. Потом его пригласил один сослуживец. Вот отец с сыном и идут в эту местность.

Заканчивает свой рассказ Андрей Соколов опасениями по поводу разболевшегося сердца. Он боится, что когда-нибудь во сне помрёт инапугает своего сынишку. Ночью его мучают кошмары. Он видит своих родных, а себя – за колючей проволокой. Днём он всегда крепко себя держит, а ночью проснётся, и «вся подушка мокрая от слёз».

Михаил Александрович Шо́лохов (1905-1984) — советский писатель и общественный деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965 г.) - «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Классик русской литературы.
Произведения:
«Донские рассказы»
«Тихий Дон»
«Поднятая целина»
«Они сражались за Родину»
«Судьба человека»
и др.

Пусть прочитанные вами события о достойных людях помогут вам задуматься над окружающей жизнью.

Для расширения аргументационного поля в процессе подготовки к ЕГЭ рекомендуем посетить страницы:

Надеемся на продолжение встреч!

Для подготовки к ЕГЭ Вы можете воспользоваться учебным пособием «ПОЛУГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ».

  • Истинная красота человека не зависит от его внешнего облика
  • Красив тот, кто совершает нравственные поступки
  • Самое важное в человеке порой невозможно увидеть глазами
  • Внешняя красота не всегда является отражением богатого духовного мира личности
  • Бывает, что люди, внешне кажущиеся привлекательными, совершают абсолютно безнравственные поступки
  • Человек с по-настоящему красивой душой своим присутствием создает особую, ни с чем не сравнимую атмосферу

Аргументы

Л.Н. Толстой «Война и мир». В детстве Наташа Ростова, одна из героинь великого романа-эпопеи, не была красивой. Внимание, прикованное к ней, невозможно без внутренней красоты: как в детском, так и во взрослом возрасте она отличалась жизнелюбием, непосредственностью, чистой душой. Другая героиня, на которую следует обратить внимание — княжна Марья Болконская. Во внешности она явно уступала красавицам, прекрасными были лишь ее глаза. Но люди, способные чувствовать настоящую красоту, по достоинству оценили ее внутренние качества. Марье Болконской и Наташе Ростовой можно противопоставить Элен Курагину: в обществе восхищались ее красотой. Но это красота лишь внешняя. На самом деле Элен Курагина — глупый, черствый, эгоистичный, расчетливый, корыстный человек. Внешняя прелесть героини не компенсирует ее безнравственное поведение.

А.И. Солженицын «Матренин двор». У Матрены совершенно обыкновенная внешность. Единственная частичка внешнего облика, привлекающая внимание — ее прекрасная улыбка. Но для нас важна не внешняя красота, а внутренняя. Не даром автор пишет о том, что лицо хорошо лишь у того, кто в ладах с собственной совестью. Матрена — человек, от которого идет внутренний свет, душевное тепло. Это гораздо важнее, чем внешняя привлекательность.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Свидригайлов, довольно богатый и ухоженный человек, на самом деле не отличается хорошими духовными качествами: он готов пойти на любую подлость ради собственной прихоти. Физическая красота и гадкий внутренний мир никак не сочетаются друг с другом: поначалу в этом тиране и насильнике можно увидеть прекрасного человека. Противоположен образ Сони Мармеладовой. Из-за недоедания, нищеты внешний вид девушки сильно страдает: бледная, худая, запуганная, носит ужасную одежду. Но внутренний мир Сони Мармеладовой прекрасен, несмотря на ее образ жизни и внешний облик.

О. Уайльд «Портрет Дориана Грея». В данном произведении проблема внутренней и внешней красоты является основной. В начале произведения мы видим в Дориане Грее робкого, стыдливого и невероятно красивого молодого человека. Красота — его источник власти: что бы ни сделал герой, облик его не меняется. Все изменения затрагивают лишь портрет юноши, нарисованный Бэзилом Холлуордом. Постепенно Дориан Грей превращается в бесчеловечное, безнравственное чудовище, совершившее много гадостей, включая даже убийство художника. Он все так же красив, как и многие годы назад, лишь на портрете изображено состояние его души. Дориан Грей желает покончить с ужасным изображением самого себя и погибает, вонзая кинжал в портрет. Внешняя красота оказалась для него губительна.

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

А.С. Пушкин «Капитанская дочка». В произведении мы не видим описания Петра Гринева. Совершенно не важно, красив ли он внешне. Вся красота этого человека выражается в его нравственных качествах, благородных поступках. Петр Гринев — человек чести, не позволивший себе предать Родину, бросить любимую девушку в опасности. Его поступки красивы, а значит, красив и он сам.

М. Шолохов «Судьба человека». То, что о человеке невозможно судить по внешности, доказывает образ Андрея Соколова, главного героя произведения. Он был вызван к немцу Мюллеру, когда был в плену. Изможденный трудом, голодный Андрей Соколов не мог в тот момент быть красивым внешне. Вся его красота проявилась в нравственных поступках: Соколов отказался пить за победу немецкого оружия, назло неприятелю не стал закусывать, несмотря на голод и отсутствие сил. По этим поступкам можно судить о том, что человек красив душой.

«Русский характер! Поди-ка опиши его…» - с этих удивительных, проникновенных слов начинается рассказ «Русский характер» Алексея Толстого. Действительно, возможно ли описать, измерить, дать определение тому, что находится за пределами слов и чувств? И да, и нет. Да, потому что говорить, рассуждать, пытаться понять, познать самую суть всё одно необходимо. Это, если можно так сказать, те импульсы, толчки, благодаря которым и крутится жизни. А с другой стороны, сколько бы мы не говорили, нам всё равно не достать до дна. Эта глубина бесконечна. Как описать какие слова подобрать? Можно и на примере героического подвига. Но как выбрать, который предпочесть? Ведь их столько, что сложно не растеряться.

Алексей Толстой, «Русский характер»: анализ произведения

Во время войны Алексей Толстой создаёт удивительный сборник «Рассказы Ивана Сударева», состоящий из семи небольших историй. Все они объединены одной темой - Великая Отечественная война 1941-1945 годов, одной идеей - восхищением и преклонением перед патриотизмом и героизмом русского народа, и одним главным героем, от имени которого и ведётся повествование. Это - бывалый кавалерист Иван Сударев. Последним, завершающим весь цикл, становится рассказ «Русский характер». Алексей Толстой с его помощью обобщает сказанное ранее. Он - своеобразный итог всему тому, о чём говорилось прежде, всем рассуждениям и мыслям автора о русском человеке, о русской душе, о русском характере: красота, глубина и сила - это не «сосуд, в котором пустота», а «огонь, мерцающий в сосуде».

Тема и идея рассказа

С первых строк автор обозначает тему рассказа. Конечно же, речь пойдёт о русском характере. Цитата из произведения: «Мне именно хочется поговорить с вами о русском характере…» И здесь же мы слышим ноты не то чтобы сомнения, а скорее сожаления по поводу того, что форма произведения столь мала и ограничена - небольшой рассказ, что не соответствует избранному автором размаху. А тема и название уж очень «многозначительные». Но делать нечего, потому что говорить хочется…

Кольцевая композиция рассказа помогает отчётливо прояснить идею произведения. И в начале, и в конце читаем размышления автора о красоте. Что есть красота? Физическая привлекательность понятна каждому, она на самой поверхности, стоит только протянуть руку. Нет, не она волнует рассказчика. Он видит красоту в ином - в душе, в характере, в поступках. Особенно она проявляется на войне, когда смерть постоянно рядом вертится. Тогда становятся, с человека «слезает какая только есть чепуха, шелуха, словно кожа, омертвевшая после солнечного ожога», и не исчезает, и сохраняется лишь одно - ядро. Явственно оно видно и в главном герое - в молчаливом, спокойном, строгом Егоре Дрёмове, в его пожилых родителях, в красивой и верной невесте Катерине, в водителе танка Чувилове.

Экспозиция и завязка

Время действия рассказа - весна 1944 года. Освободительная война против фашистских захватчиков в самом разгаре. Но она не действующее лицо, а скорее фон, тёмный и суровый, но так отчетливо и ярко проявляющий удивительные краски любви, доброты, дружбы и красоты.

В экспозиции приводятся краткие сведения о главном действующем лице рассказа - Егоре Дрёмове. Человек он был простой, скромный, тихий, сдержанный. Говорил мало, особенно не любил «разглагольствовать» о военных подвигах да стеснялся разговоров о любви. Один только раз вскользь упомянул о своей невесте - девушке хорошей и верной. С этого момента и можно начать описывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Примечательно здесь, что Иван Суздалев, от имени которого ведётся повествование, познакомился с Егором уже после его страшного ранения и пластических операций, но в описании его нет ни единого слова о физических недостатках товарища. Наоборот, он видит лишь красоту, «душевную приязнь», заглядывается им, когда тот спрыгивает с брони на землю, - «бог войны».

Продолжаем раскрывать краткое содержание «Русский характер» Толстого. Завязка сюжета - это страшное ранение Егора Дрёмова во время сражения на Его лицо было практически ссажено, и даже местами виднелись кости, но он выжил. Ему восстановили веки, губы, нос, но это уже было совсем другое лицо.

Кульминация

Кульминационная сцена - приезд отважного воина домой в отпуск после госпиталя. Свидание с отцом и матерью, с невестой - с самыми близкими людьми в его жизни, обернулось не долгожданной радостью, а горьким внутренним одиночеством. Он не смог, не смел признаться старым родителям, что стоящий перед ними человек с изуродованной внешностью и чужим голосом и есть их сын. Нельзя, чтобы старенькое лицо матери отчаянно задрожало. Однако, в нём теплилась надежда, что отец и мать сами узнают его, догадаются без объяснения, кто к ним приехал, и тогда будет сломлена эта невидимая преграда. Но этого не произошло. Нельзя сказать, что материнское сердце Марии Поликарповны совсем ничего не почувствовало. Его рука с ложкой во время еды, его движения - эти, казалось бы, мельчайшие детали не ускользнули от её взора, но она всё-таки не догадалась. А здесь ещё и Катерина, невеста Егора, не то что не признала его, а при виде страшного лица-маски откинулась и испугалась. Это стало последней каплей, и он на следующий день покинул отчий дом. Конечно, в нём была и обида, и разочарование, и отчаяние, но он решил пожертвовать своими чувствами - лучше уйти, отгородиться, лишь бы не пугать своих самых родных и близких. Краткое содержание «Русский характер» Толстого на этом не заканчивается.

Развязка и заключение

Одной из главных черт русского характера, русской души является жертвенная любовь. Именно она и есть чувство истинное, безусловное. Любят не за что-то и не ради чего-то. Это непреодолимая, неосознанная потребность быть всегда рядом с человеком, заботиться о нём, помогать ему, сострадать ему, дышать вместе с ним. И слово «рядом» не измеряется физическими величинами, оно означает неосязаемую, тонкую, но невероятно прочную духовную нить между любящими друг друга людьми.

Мать после скорого отъезда Егора, не могла найти себе место. Она догадалась, что этот человек с изуродованным лицом и есть её любимый сын. Отец сомневался, но всё же сказал, что если тот приезжий солдат действительно его сын, то здесь не стыдиться надо, а гордиться. Значит, он истинно защищал свою Родину. Мать пишет ему на фронт письмо и просит не томить и сказать правду, как есть. Растроганный, он признается в обмане и просит прощения… Спустя некоторое время к нему в полк приезжают и мать, и невеста. Взаимное прощение, любовь без лишних слов и верность - вот счастливая развязка, вот они, русские характеры. Как говорится, вроде прост с виду человек, нет в нём ничего примечательного, а придёт беда, дни суровые настанут, и поднимается в нем тотчас же великая сила - человеческая красота.