Способы психической самозащиты. Манипуляция, защита от манипуляций. Психологическая самооборона. Техника бесконечного уточнения

Время на чтение: 5 мин

Психологическая защита – это неосознанные процессы, проистекающие в психике, направленные на минимизацию воздействия негативных переживаний. Защитные инструменты являются основой процессов сопротивления. Психологическая защита, как понятие впервые было озвучено Фрейдом, который изначально под ним подразумевал, прежде всего, вытеснение (активная, мотивированная ликвидация из сознания чего-либо).

Функции психологических защит заключаются в снижении противостояния, проистекающего внутри личности, снятии напряжения, обусловленного конфронтацией импульсов бессознательного и принятыми требованиями среды, зарождающимися вследствие социального взаимодействия. Минимизируя такой конфликт, предохранительные механизмы регулируют человеческое поведение, повышая его адаптационную способность.

Что такое психологическая защита

Человеческая психика характеризуется свойством защищать себя от негативных окружающих вокруг или внутренних воздействий.

Психологическая защита личности присутствует у каждого человеческого субъекта, но рознится по степени интенсивности.

Психологическая защита стоит на страже психического здоровья людей, предохраняет их «Я» от воздействия стрессовых влияний, повышенного беспокойства, негативных, носящих разрушительный характер, мыслей, от конфронтаций, ведущих к плохому самочувствию.

Психологическая защита, как понятие появилось на свет в 1894 году благодаря известному психоаналитику Зигмунду Фрейду, пришедшему к выводу, что субъект может выказывать два различных ответных побуждения на неприятные ситуации. Он может либо их задерживать в осознанном состоянии, либо искажать такие обстоятельства, дабы снизить их размах или отклонить в ином направлении.

Все предохраняющие механизмы характеризуются двумя связывающими их чертами. Прежде всего, они неосознанные. активирует защиту самопроизвольно, не понимая, что совершает. Во-вторых, основная задача защитных инструментов заключается в максимально возможном искажении реальности или абсолютном ее отрицании, дабы субъект перестал ее воспринимать как тревожную либо небезопасную. Следует акцентировать, что часто человеческие индивиды используют одновременно несколько механизмов предохранения, чтобы оградить собственную персону от неприятных, угрожающих событий. Однако подобное искажение нельзя считать преднамеренной либо преувеличением.

При этом, невзирая на то, что все имеющиеся защитные акты устремлены на ограждение психики человека, предотвращение его впадения в , помощь в перенесении стрессового воздействия, они нередко наносят вред. Человеческий субъект не может существовать постоянно в состоянии отречения или обвинения окружающих лиц в собственных неприятностях, заменяя реальность искривленной картинкой, выпавшую из .

Психологическая защита, кроме того, может препятствовать , развитию человека. Она может стать преградой на стези успешности.

Негативные следствия рассматриваемого феномена наступают при устойчивом повторении определенного механизма защиты в сходных ситуациях бытия, однако отдельные события, хоть и схожи с теми, которые изначально спровоцировали срабатывание защиты, в прикрытии не нуждаются, поскольку сам субъект может сознательно отыскать решение возникшей проблемы.

Также защитные механизмы превращаются в разрушительную силу, когда человек применяет их несколько одновременно. Субъект, часто прибегающий к защитным механизмам, обречен быть неудачником.

Психологическая защита личности не является врожденным навыком. Она приобретается в ходе прохождения малышом. Основным источником формирования механизмов внутренней защиты и примеров их применения являются родители, которые своим примером использования защиты «заражают» собственных детей.

Механизмы психологической защиты личности

Специальная система регулирования личности, целенаправленная на предохранение от негативных, травмирующих, неприятных переживаний, обусловленных противоречиями, тревожностью и состоянием дискомфорта именуется психологической защитой, функциональная цель которой заключается в минимизации внутриличностной конфронтации, ослаблении напряжения, снятии беспокойства. Ослабляя внутренние противоречия психологические скрытые «предохранители» регулируют поведенческие реакции личности, повышая ее адаптационную способность и уравновешивая психику.

Фрейд ранее обозначил теории сознательного, бессознательного и концепцию подсознательного, где он акцентировал, что защитные внутренние механизмы являются неотъемлемой часть бессознательного. Он утверждал, что человеческий субъект часто сталкивается с неприятными раздражителями, несущими угрозу и способными породить стресс либо привести к срыву. Без внутренних «предохранителей» Эго личности подвергнется распаду, что вызовет невозможность в обыденной жизни принимать решения. Психологическая защита выполняет функцию амортизаторов. Она помогает индивидам справляться с негативом и болью.

Современная психологическая наука выделяет 10 механизмов внутренней зашиты, которые классифицируются по степени зрелости на дефензивные (например, изоляция, рационализация, интеллектуализация) и проективные (отрицание, вытеснение). Первые – являются более зрелыми. Они допускают поступление в сознание негативной либо травмирующей информации, однако интерпретируют для себя ее «безболезненным» образом. Вторые – являются более примитивными, поскольку в сознание не допускают травмирующую информацию.

Сегодня психологическими «предохранителями» считаются реакции, к использованию которых индивид прибегает неосознанно, дабы защитить собственные внутренние психические компоненты, «Эго» от тревожности, конфронтации, ощущения , вины, чувства .

Основополагающие механизмы психологической защиты дифференцируются по таким параметрам, как уровень обработки конфликта внутри, прием искажения реальности, уровень количества затрачиваемой энергии на поддержание определенного механизма, уровень индивида и тип вероятного нарушения психики, появляющегося вследствие пристрастия к определенному механизму защиты.

Фрейд, используя собственную трехсоставную модель устройства психики, высказал предположение, что отдельные механизмы возникают еще на детском возрастном этапе.

Психологическая защита примеры ее в жизни встречаются сплошь и рядом. Часто человек, чтобы не излить гнев на начальника, выливает потоки негативной информации на сотрудников, поскольку они менее значимые для него объекты.

Часто случается, что предохраняющие механизмы начинают работать неправильно. Причина такого сбоя заключается в стремлении индивида к спокойствию. Отсюда, когда стремление к психологическому комфорту начинает превалировать над желанием постигать мир, минимизируя риск выйти за грани привычного, отлаженные механизмы защиты перестают адекватно функционировать, что ведет к .

Предохраняющие защитные механизмы составляют охранный комплекс личности, но одновременно с этим могут привести ее к распаду. Каждый индивид имеет свою любимую вариацию защиты.

Психологическая защита примеры этому стремление найти разумное объяснение даже самому нелепому поведению. Так проявляется склонность к рационализации.

Однако существует тончайшая грань, пролегающая между адекватным использованием предпочитаемого механизма и нарушением равнозначного баланса в их функционировании. Неприятности возникают у индивидов тогда, когда выбранный «предохранитель» абсолютно не подходит для ситуации.

Виды психологической защиты

Среди научно признанных и часто встречаемых внутренних «щитов» выделяют около 50 видов психологической защиты. Ниже приведены основные из используемых приемов защиты.

В первый черед, можно выделить сублимацию, понятие которой определил Фрейд. Он считал ее процессом трансформации либидо в возвышенное устремление и социально нужную деятельность. Согласно концепции Фрейда, - это главный результативный защитный механизм при созревании личности. Предпочтение сублимации в качестве главной стратегии говорит о психическом созревании и сформированности личности.

Можно выделить 2 ключевые вариации сублимации: первичную и вторичную. При первой сохраняется первоначальная задача, на которую направлена личность, что выражается сравнительно прямо, например, бесплодные родители решаются на усыновление. При второй – индивиды отказываются от начальной задачи и выбирают другую задачу, достичь которую возможно на более высоком уровне психической активности, вследствие чего сублимация носит опосредованный характер.

Индивид, не сумевший приспособиться при помощи первичной формы механизма защиты, может переступить на вторичную форму.

Следующим, часто применяемым приемом, является , которое обнаруживается в непроизвольном перемещении неприемлемых побуждений или мыслей в бессознательное. Проще говоря, вытеснение – это мотивированное забывание. Когда функция этого механизма является недостаточной для снижения тревожности, подключаются иные приемы защиты, способствующие вытесненной информации представать в искаженном свете.

Регрессия представляет собой неосознанный «спуск» на ранний этап приспособления, разрешающий удовлетворять желания. Она бывает символической, частичной либо полной. Множество проблем эмоциональной направленности обладают регрессивными признаками. В нормальном своем проявлении регрессия может обнаруживаться в игровых процессах, при болезнях (например, заболевший индивид требует больше внимания и повышенной опеки).

Проекция является механизмом причисления другому индивиду или объекту желаний, чувств, мыслей, которые субъект у себя сознательно отвергает. Отдельные вариации проекции легко обнаруживаются в обыденном бытие. Большинство человеческих субъектов совершенно некритично относятся к личным недостаткам, зато легко подмечают их у окружения. Люди склонны обвинять окружающий социум в своих горестях. При этом проекция может принести вред, поскольку нередко вызывает ошибочную трактовку реальности. Данный механизм, преимущественно, срабатывает у ранимых индивидов и незрелых личностей.

Противоположностью вышеописанного приема является интроекция или включение себя. В раннем личностном созревании она играет немаловажную роль, поскольку на ее базисе постигаются родительские ценности. Механизм актуализируется вследствие потери ближайшего родственника. При помощи интроекции ликвидируются различия между собственной особой и объектом любви. Иногда или к кому-либо, негативные побуждения трансформируются в обесценивание себя и самокритику, вследствие интроекции такого субъекта.

Рационализация являет собой механизм, который оправдывает поведенческое реагирование индивидов, их мысли, чувства, которые в действительности неприемлемы. Данный прием считается наиболее распространенным механизмом психологической защиты.

Человеческое поведение обуславливается множеством факторов. Когда индивид объясняет поведенческие реакции наиболее приемлемым для собственной личности образом, то происходит рационализация. Неосознаваемый прием рационализации не нужно путать с сознательной ложью или преднамеренным обманом. Рационализация способствует сохранению самоуважения, избеганию ответственности и ощущения вины. Во всякой рационализации наличествует какое-то количество правды, но самообмана в ней присутствует больше. Этим она и небезопасна.

Интеллектуализация предполагает гиперболизированное использование интеллектуального потенциала, дабы ликвидировать эмоциональные переживания. Данный прием характеризуется тесной взаимосвязью с рационализацией. Она подменяет непосредственно переживание чувств раздумьями о них.

Компенсация является бессознательной попыткой преодолеть реально существующие либо воображаемые дефекты. Рассматриваемый механизм считается универсальным, ведь приобретение статуса – это важнейшая потребность практически каждого индивида. Компенсация бывает социально приемлемой (например, слепой человек становится известным музыкантом) и неприемлемой (например, компенсация инвалидности трансформируется в конфликтность и агрессию). Также различают прямую компенсацию (в заведомо невыигрышной сфере индивид устремлен к успеху) и косвенную (склонность утвердить собственную персону в иной области).

Реактивное образование представляет собой механизм, подменяющий побуждения для осознания неприемлемые непомерными, противоположными тенденциями. Данный прием характеризуется двухступенчатостью. В первый черед, вытесняется недопустимое желание, после чего увеличивается его антитеза. К примеру, гиперопека может скрывать чувство отвержения.

Механизм отрицания заключается в отвержении мыслей, чувств, побуждений, потребностей или действительности, которые недопустимы на уровне сознания. Индивид ведет себя, словно, не существует проблемной ситуации. Примитивный способ отрицания присущ детям. Взрослые лица чаще применяют описываемый метод в ситуациях серьезного кризиса.

Смещение представляет собой перенаправление эмоциональных реакций от одного предмета к приемлемой замене. К примеру, агрессивные чувства вместо работодателя субъекты вымещают на семье.

Способы и приемы психологической защиты

Многие именитые психологи утверждают, что способность защититься от отрицательных эмоциональных реакций завистников и недоброжелателей, умение сохранять душевную гармонию во всевозможных неприятных обстоятельствах и не отвечать на досадные, оскорбительные выпады, является характерной чертой зрелой личности, эмоционально развитого и интеллектуально сформированного индивида. Это гарантия здоровья и главное отличие успешного индивида. Именно в этом заключается положительная сторона функции психологических защит. Поэтому субъектам, испытывающим со стороны социума давление и принимающим на себя негативные психологические атаки злопыхателей, необходимо изучить адекватные приемы предохранения от отрицательного воздействия.

Прежде всего, нужно осознать, что раздраженный и эмоционально подавленный индивид не может сдерживать эмоциональные порывы и адекватно отвечать на критику.

Способы психологической защиты, помогающие справляться с агрессивными проявлениями, приведены ниже.

Одним из приемов, способствующим отталкиванию негативных эмоций является «ветер перемен». Нужно вспомнить все слова и интонации, которые вызывают наиболее болезненную интонацию, понять, что может гарантированно выбить почву, вывести из равновесия либо ввергнуть в депрессию. Рекомендуется вспомнить и ярко представить обстоятельства, когда недоброжелатель старается рассердить при помощи определенных слов, интонации или мимики. Также следует внутри себя проговорить слова, которые наиболее задевают. Можно визуализировать мимику оппонента, произносящего обидные слова.

Это состояние бессильной злости либо, напротив, потерянности, необходимо прочувствовать внутри, разобрать по и отдельным ощущениям. Нужно осознать собственные ощущения и изменения, происходящие в теле (например, может участиться сердцебиение, появится тревога, «отняться» ноги) и запомнить их. Затем следует представить себя, стоящим на сильном ветру, который сдувает весь негатив, обидные слова и выпады недоброжелателя, а также ответные отрицательные эмоции.

Описанное упражнение рекомендуется проделать несколько раз в тихом помещении. Оно поможет впоследствии гораздо спокойнее относиться к агрессивным выпадам. Столкнувшись в действительности с ситуацией, когда кто-то пытается оскорбить, унизить, следует представить себя находящимся на ветру. Тогда слова злопыхателя канут в небытие не достигнув цели.

Следующий прием психологической защиты именуется «абсурдная ситуация». Здесь человеку рекомендуется не дожидаться агрессии, выплеска обидных слов, насмешек. Нужно взять на вооружение известный фразеологизм «делать слона из мухи». Другими словами, необходимо при помощи преувеличения довести всякую проблему до абсурда. Почувствовав от оппонента насмешки или оскорбления, следует утрировать эту ситуацию таким образом, чтобы слова, последовавшие за этим, породили лишь смех и несерьезность. Таким приемом психологической защиты можно легко обезоружить собеседника и надолго отбить у него охоту обижать других людей.

Также можно представить оппонентов трехлетними крохами. Это поможет научиться относиться к их выпадам менее болезненно. Нужно себя представить воспитателем, а противников детсадовской малышней, которая бегает, прыгает, кричит. Возмущается и капризничает. Разве можно всерьез злиться на трехлетнюю несмышленую малышню?!

Следующий метод носит название «океан». Водные пространства, занимающие огромную часть суши, постоянно в себя принимают бурлящие потоки рек, однако это не может потревожить их величественную непоколебимость и спокойствие. Также и человек может брать пример с океана, оставаясь уверенным и спокойным, даже когда выливаются потоки брани.

Прием психологической защиты под названием «аквариум» заключается в представлении себя за толстыми гранями аквариума при ощущении попыток окружения вывести из равновесия. На оппонента выливающего море негатива и без конца сыплющего обидными словами, необходимо смотреть из-за толстых стенок аквариума, представляя его искаженную злостью физиономию, но, не чуя слов, ведь их поглощает вода. Следовательно, негативные выпады не достигнут цели, человек останется уравновешенным, что еще больше распылит соперника и заставит его выйти из равновесия.

Затрону важную тему женской самозащиты при столкновении с агрессором. Будучи девочкой, тяжело перешагнуть через вживляемую социумом женскую роль. Будь нежной, красивой, чувственной и податливой. Прекрасные качества, но при столкновении с агрессией они только усугубляют ситуацию. Из-за того, что мы слабее, мы не можем дать отпор мужчинам физически и впадаем в ступор. При этом мы теряем последнюю возможность хоть как-то повлиять на ситуацию с помощью психологических техник.

Мы прожили всю свою жизнь в обществе, где яркое проявление эмоций считается слабостью, ведь человек обязан уметь железно контролировать свои чувства. Если же эмоциональный вулкан вдруг прорывается, то человек получает нелестные прозвища «слабый», «бесхарактерный» или даже «больной». Мы же предпочитаем игнорировать и купировать сильные эмоции, как у себя, так и у других людей.

Именно поэтому мы теряемся при встрече с реальным агрессором, каменеем и впадаем в ступор. Тем самым мы лишаем себя последней возможности сопротивляться. В школе не рассказывают, что надо делать при встрече с насильником или убийцей, и мы теряем драгоценные секунды. Хотя есть эффективные психологические способы остановить человека, пусть и на пару секунд.

Разрыв шаблона

По Эриксону «разрыв шаблона» – это техника введения человека в шоковый транс с помощью целенаправленного прерывания автоматизированного действия. Второй способ разорвать шаблон — это тактика смешения. Например в быстром темпе даются взаимоисключающие друг друга инструкции, которые невозможно выполнить.

Другими словами, необходимо пойти против ожидаемой реакции. Какое поведение ждёт насильник от своей жертвы? Слёз и страха, возможно даже физического сопротивления, именно на это он и рассчитывает. Первое, что необходимо сделать женщине – вызвать к себе отвращение и не боятся за свою привлекательность.

От теории к практике

Сейчас назову несколько случаев из реальной жизни моих друзей, другие взяты с форумов. Все ситуации наглядно демонстрируют силу подобных психологических уловок. Живые люди мне рассказывали, поверьте, значит, сработало.

Подруга имитировала приступ эпилепсии , когда в подъезде её зажал агрессивный мужчина и уже задрал юбку. Актёрские способности открылись у неё внезапно, от страха. Она закатила глаза, зашлась пеной и конвульсивно дрыгалась, лёжа на полу. Агрессор поверил, испугался и, видимо, чтобы не марать руки, сбежал. Каким образом у неё родилась такая идея, девушка и сама не знает, но сработало эффективно.

С таким же эффектом можно обмочиться, изобразить умственно отсталую, вытащить язык, пустить пену, корчить страшные гримасы или даже вызвать рвоту . Всё, что сможете придумать и всегда стеснялись делать на публике под предлогом «это убивает мою красоту». Сделать всё, чтобы убить сексуальное желание и влечение насильника.

Не плачь, не бойся, не проси

Другая история уже с форумов интернета. Девушка поздно возвращалась с работы, пришлось пройти тёмный переулок. Там на неё и напал мужчина, схватил и сразу же повалил на землю. Помощи ждать было неоткуда и девушка сделала совсем уж необычную вещь, она интуитивно начала его гладить по голове и спине . Мужчина начал кричать матерные слова, видимо, в сердцах обвиняя некую обидевшую его женщину. Расплакался и сам испарился, ничего не сделав.

Это то же самое, что заявить насильнику «наконец-то, я так долго этого ждала и искренне улыбаться». Какой агрессор не удивится, если услышит вопли «Ура» в его честь? А там, глядишь, и спасители-соседи успеют появиться. Несколько выигранных секунд могут спасти ситуацию, поэтому стоит воспользоваться любыми возможными способами.

Агрессора можно попытаться спугнуть . Например, сказать: «Меня встречают, и сейчас здесь будут люди» или «У меня менты на хвосте». Сделать вид, что уже набрала 112, кричать «Пожар» или кидать камни в окна ближайших домов. Даже холодная вода в лицо тоже иногда работает и даёт время увернуться и убежать. Минимальная задача – избегать тёмных переулков ночью и помнить про газовый баллончик и электрошокер. Осторожность и необычное поведение могут помочь женщине избежать нападения агрессора.

Главное фото — wallpaperswide.com

Одним из средств охранения психического здоровья личности является психологическая самозащита. Психологическое самосохранение в напряженных и психотравмирующих ситуациях в основном осуществляется на подсознательном уровне. Но существуют и целенаправленные способы и приемы психологической самозащиты личности от .

Данную тему начал основательно изучать родоначальник психоанализа Зигмунд Фрейд. Он писал, что термин “психологическая защита” вводит для общего обозначения всех техник, которые личность использует для спасения от неврозов.

В современном понимании психологическая защита — это психорегулятивная система стабилизации личности, минимизирующая последствия психотравмирующих и дискомфортных воздействий.

Количество психологических защит и их классификаций очень много и даже содержательные определения могут быть разными.

Рассмотрим самые основные и распространенные способы психологической защиты личности.

Каждый из нас не использует все способы в напряженных ситуациях, мы выбираем более подходящую для нас и ситуации психологическую защиту, можно сказать больше, что каждый из психотипов выбирает определенный способ защиты.

1. Вытеснение — подавление в сознании травмирующих или личностно неприемлемых воздействий, удаление из сознание всего того, что вызывает тревогу. Вытеснению могут подлежать и некоторые негативные качества личности, не признаваемые им. Например, в детстве мальчика очень сильно укусила собака, повзрослев он стал боятся этих животных, но не помнит почему — “просто боюсь и все!”.

2. Идентификация — уподобление лицу, представителю элитной группы, использование его приемов поведение, копирование его манер.

3. Рационализация — это логическое объяснение “дефектов” недостижимых целей, самооправдание сомнительных действий. Рационализация используется личностью, чтобы уйти от чувства , либо сохранить свой статус, чтобы не “упасть лицом в грязь”. Фрейд писал, что данный способ защиты чаще всего характерен для шизоидных личностей, а так же . Знаменитый пример рационализации - басня «Лисица и виноград». Лисица никак не может получить виноград и отступает, рационализируя это тем, что виноград «зелёный». Как видим из этого примера, рационализация может быть очень полезной и объективно приносить пользу. Но может так же приносить и проблемы, например, когда человек объясняет свое деструктивное поведение, что так нужно и это правильно.

4. Отрицание — отвержение человек всего того, что не приемлемо для него, что вызывает и тревогу. Дети любят этот способ защиты, например, когда они прячутся под одеяло и как будто злые чудовища не смогут их там найти и поймать. Люди, которые теряют своих близких из-за их смерти, часто говорят, что не верят в это, не хотят признавать тот факт, что их любимый человек умер — все это отрицание.

5. Сублимация — перенос психической энергии (либидо) с неприемлемых для личности инстинктов на социально приемлемые формы поведения. Например, сублимация агрессии в занятия спортом, уходом в религию.

6. Проекция — подсознательное приписывание своих личностных качеств и ценностных ориентаций другим людям. Прогнозирования поведения других людей с помощью своих моделей. Снижения уровня тревожности и вины путем нахождения в людях соответствующих поведенческих дефектов у других людей.

7. Реактивное преобразование — замена нереализованных желаний противоположными действиями. Например, дерганье за косички понравившейся девочки заменяется ненавистью к ней, потому что она не разделяет его любовь.

8. Компенсация и гиперкомпенсация — специальный смысл этих терминов примерно такой, какой вкладывает в них обыденное сознание: преодоление и компенсация своих недостатков при развитии частично сохранившихся в пораженной сфере функций (гиперкомпенсация) или интенсивном развитии своих способностей в другой, незатронутой сфере (компенсация). Пример гиперкомпенсации — мужчина прикован к инвалидной коляске, но при этом хороший баскетболист. Пример компенсации — девушка спортсменка по легкой атлетике сломала ногу, врачи запретили ей заниматься дальше спортом, она это компенсировала тем, что стала тренером по легкой атлетике. Более сложный пример компенсации — человек невежлив и агрессивно относится к людям, критикует по любому поводу, но осознавая свое поведение, не признает этого, и неосознанно старается компенсировать очень повышенной вежливостью, старается быть идеальным человеком.

9. Регрессия — возврат к ранее пройденными примитивным формам поведения, развитие несамостоятельного поведения, его инфантилизация. Например, двадцатипятилетней девушке отказали в ее просьбе, она же в свою очередь отреагировала вот так: надула губки и заплакала.

В данной статье описаны не все виды психологической самозащиты. Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, какие возможности открываются перед теми, кто изучает профайлинг, а также о том, как работает человеческий организм и как с помощью его сигналов и знаков определять истинность слов и поведения, вы сможете из материалов .

10778 0

Хорошо, если на вашем предприятии создан кабинет психологической разгрузки, где можно получить индивидуальную психологическую помощь. Если же его нет, может помочь психологическая самозащита. Она разделяется на две группы: пассивную и активную, изображенные на предложенной мной схеме.


Несмотря на кажущуюся внешнюю сложность, эта схема помогает легко разобраться в многообразных приемах и методах психологической самозащиты. А знать их нужно каждому, чтобы иметь сильную волю, крепкие нервы и всегда быть «в форме».

Пассивной самозащитой обладает каждый человек. Она зависит от психических свойств его личности, особенностей высшей нервной деятельности. Прежде всего — это защита от стрессов по типу невосприимчивости информации. Она возникает уже на уровне восприятия и характеризуется тем, что человек просто не воспринимает отрицательную информацию, например психические стрессы. Эти люди производят впечатление невнимательных, рассеянных. Таков Паганель из книги Жюля Верна «Дети капитана Гранта».

Другой тип психологической защиты — рационализация — более распространен. Это неосознанный перевод дистресса в эустресс (приятный стресс), своего рода подсознательное рациональное поведение. Б качестве примера можно привести поведение лисы в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград». Когда лиса решила, что виноград зеленый, стрессовая ситуация исчезла сама собой. Этот способ позволяет активно преодолевать конфликты, имеет большие возможности, но иногда его недостаточно и организм использует особый тип зашиты — вытеснение.

Под вытеснением понимается удаление из сознания или недопущение в сознание одного из конкурирующих мотивов. Удаляется и информация, которая может его активировать. Однако мотив не может исчезнуть полностью. Оставаясь в подсознании, он требует удовлетворения, вызывая чувство внутреннего напряжения, беспокойства (невротической тревоги). Все это тяжело переживается субъективно, вызывая бессонницу, немотивированную утомляемость. Примером может служить рассказ А. П. Чехова «Смерть чиновника». Здесь подсознательный конфликт вызвал в конце концов отказ от поиска способов решения психотравмирующей ситуации и смерть чиновника из-за того, что тот когда-то безобидно чихнул в театре. Это, конечно, драматизация, но в жизни бывает всякое...

Формы психологической защиты

Активная самозащита включает три группы приемов и методов. К первой группе относится идейно-волевая настроенность человека, позволяющая создать преграду стрессу. Это результат его собственных убеждений, внутренней культуры, работы над собой. В свою очередь идейно-волевая настроенность создается методами самоактивизации, самообладания (самоконтроля) и самовоздержания.

К приемам самоактивизации относятся самопоощрение (кончил работу — поощри себя развлечением, сходи в кино и др.), самонаказание (получил двойку на экзамене — откажись от удовольствия, выполни неприятную работу), самостимуляция (это нужно для моей работы, это важно для коллектива и др.), самоободрение (сейчас не получилось — получится потом и т. п.), самообязательство (устное и письменное), постановка перед собой определенных задач (выполнение плана, индивидуальных обязательств и др.).

Под самообладанием подразумеваются самоконтроль, самопроверка и самооценка сделанного (проверим, получилось ли то, что я задумал: это хорошо, тут хуже, а здесь совсем плохо). К приемам самообладания относятся самоприказ (возьми себя в руки, ты должен это сделать, во что бы то ни стало!), самоуспокоение (расслабься! Не трать попусту нервы! Не выходи из себя!), самоприучение (учись делать любую работу! Любишь кататься — люби и саночки возить!). Особый прием — самовнушение. Это своего рода «разговор» с подсознанием, включающий в себя комбинацию приемов самоактивизации и самообладания, построенных в утвердительной форме, в виде самоприказов, самоободрения и др.
Самовоздержание включает самоограничение (не лезь на рожон! Не плюй в колодец!), самоотказ (я не имею права на слабость, мне нельзя этого делать!).

Вторая группа методов психологической самозащиты — «профилактика стресса радостью». Умение радоваться, мажорный самонастрой — важные показатели психического здоровья. Радость — одно из самых эффективных лекарств. Жизнерадостность, радостное восприятие жизни происходит за счет органов чувств. Двигательные эмоциональные ощущения реализуются через мышечно-суставную чувствительность. Отсюда две формы «профилактики радостью» — «чувственная радость» и «мышечная радость».

Улыбка обычно служит проявлением положительных эмоций человека. Однако не всегда она выражает его истинные переживания. Нам кажется, что улыбаться во время похорон кощунственно. Между тем этот обычай широко распространен в Японии. Считается, что улыбка смягчает горе окружающих.

Кроме улыбки, мозг нуждается в смене впечатлений. Однообразие, монотонность создают дефицит информации, вызывают своеобразный стресс. Смена деятельности, например занятие любимым делом — хобби,— тоже форма разнообразия впечатлений. Но наибольшее влияние на нас оказывает «эмоциональная зарядка» от органов чувств. У слепых имеет значение и кожно-оптическое чувство.

Вы уже прочли о влиянии функциональной музыки, функционального запаха, функционального декорирования на работоспособность. Теперь выведем общие правила их использования.

При дефиците новых впечатлений, эмоциональной серости, будничности жизни необходима мобилизация самочувствия с интенсивным использованием всех средств, повышающих жизненный тонус: музыки, ароматов цветов, зарядки, гимнастики, тонизирующего точечного и общего массажа, психостимулирующей аутогенной тренировки и т. п.

При хорошем самочувствии и работоспособности эти средства можно умеренно применять преимущественно по утрам для поддержания естественного ритма бодрствования.

При чрезмерном влиянии эмоций, высокой нервно-психической напряженности могут возникнуть состояния предстартовой лихорадки, предстартовой апатии. Главное здесь — умение вовремя уловить перемену в своем самочувствии. Первое состояние — результат перевеса возбуждения над торможением. Все стимулирующие методы могут вызвать срыв нервных процессов и развитие чрезмерного запредельного торможения. Поэтому необходимо использовать успокаивающие методы, способствующие переходу на уровень активации, оптимальной рабочей готовности.

А как мобилизовать силы, находясь в состоянии, противоположном предстартовой апатии? Здесь в мозгу возникает охранительное торможение. Резко нагружать его информацией бесполезно. Необходимо дать отдых утомленной нервной системе, постепенно восстановить энергетический потенциал. Иногда полезно переключение на другие неутомляющие виды деятельности: хобби, оздоровительную ходьбу, статические упражнения и др. В целом уровень эмоционального возбуждения нужно снизить. Лишь после того, как он придет к оптимуму, можно вновь настраиваться на основную работу.

В.А. Иванченко

Лекция 13

План лекции:

13.3 Конструктивная критика

Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции

Понятие цивилизованного противостояния

Противостояние влиянию - это ответное влияние, то есть в сущности - разновидность влияния. Цивилизованное противостояние влиянию 1) соответствует правилам этикета и 2) соответствует этическим нормам, принятым самим противостоящим субъектом.

Варварскому нападению, по-видимому, человек психологически цивилизованный должен противостоять всегда. В противном случае он рискует своей личностной целостностью. Что же касается манипуляции, то реакцией на нее может быть и сознательная капитуляция.

Общие правила цивилизованного противостояния

1. Противостояние начинается с минимальных средств.

2. Противостояние прекращается:

а) либо когда манипулятор переключился на цивилизованное взаимодействие;

б) либо когда противостоящий адресат влияния принял решение капитулировать.

3. Переход к более мощным средствам противостояния совершается только в том случае, если манипулятор не реагирует на менее мощные средства.

При этом фаза психологического самбо может быть пропущена. Она нужна лишь в тех случаях, если адресат ошеломлен чувствами и не в состоянии переходить от эмоционального мониторинга непосредственно к информационному диалогу.

Алгоритм цивилизованного противостояния

Мониторинг эмоций

Мониторинг - это сплошное наблюдение явления в его полной динамике; сканирование, прослеживание. Мониторинг необходим для того, чтобы выявить ранние признаки начинающейся манипуляции. Некоторые изменения в эмоциональном состоянии адресата являются достоверными признаками того, что манипулятор начал свою «работу» с его эмоциональными струнами.

К числу таких признаков относятся:

□ дисбаланс - противоречивость, амбивалентность эмоций, например, сочетание гордости и обиды, радости и недоверия, умиления и тревоги, или, как выразился один из участников тренинга, «когда одновременно смешно и неприятно», и т. п.;

□ «странность» эмоций, например вспышка ярости в момент обсуждения несущественных подробностей плана действий; безотчетный страх в процессе мирного обсуждения объема будущих поставок и т. п.;

□ повторяемость эмоций, например систематическое возникновение одних и тех же эмоций при встрече с определенным человеком, чувства вины, профессиональной некомпетентности, унижения, протеста и т. п.;

□ резкий всплеск эмоций, который не кажется оправданным объективными характеристиками ситуации.

2. Психологическая самооборона (психологическое самбо 1 )

Задача техник психологического самбо - предохранить себя от разрушительных последствий варварского нападения и манипуляции, помочь самому себе справиться с ошеломленностью, смятением, эмоциональной бурей в душе. Техники самбо позволяют выиграть время, нужное для того, чтобы вновь обрести самоконтроль и восстановить свои способности к функционированию в интеллектуальном пласте взаимодействия с партнером.

Мы говорим о самообороне, а не о самозащите, поскольку между этими понятиями могут быть выделены по крайней мере три важнейших различия:

1 - в некоторых литературных источниках используется термин психологическое айкидо

1. Защищают обычно слабого, а обороняться может и сильный, если на него напали.

2. Защищаться можно на любой территории, в то время как обороняются на собственной земле.

3. Лучший способ защиты - встречное нападение, обороны - преобразование материала и формы нападения в новый материал и новую форму для эмоциональной нейтрализации ситуации.

Психологическое самбо требует:

а) использования четких речевых формул;

б) правильно подобранной интонации - например, спокойной, холодной, задумчивой, веселой или грустной;

в) основательности в ответе, которая достигается:

□ выдерживанием паузы перед ответом;

□ неторопливостью ответа;

□ обращенностью ответа в пространство более глубокое и обширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения.

Пауза большинством нападающих воспринимается как признак силы, если, конечно, адресат молчит не потому, что «потерял дар речи». Пауза должна сопровождаться задумчивым выражением лица и внимательным (даже до некоторой пристальности) взглядом в лицо собеседнику. Слишком поспешный ответ означает, что адресат не в состоянии справиться с интервенцией и торопится «отбросить» выброшенное в него ядро, как пытаются отбросить горячую картофелину.

Спокойная, задумчивая и грустная интонации ответа оставляют пространство для раздумий, а значит, способствуют переводу межличностной интервенции в информационное обсуждение.

Использование других интонаций, например, напористой или язвительной, будет означать ответное нападение, опять-таки перебрасывание картофелиной.

В случае применения техники английского профессора иногда допустимо использование веселой интонации (см. ниже). Холодная интонация может быть использована лишь в тех случаях, когда адресат применяет технику внешнего согласия и при этом хочет дать понять, что он вынужден согласиться с манипулятором, хотя ему это может быть и не очень приятно.

Каждая из техник психологического самбо - это не только метод социально-психологического взаимодействия, но и метод размышления. Используя соответствующие этими техникам речевые формулы, мы возвращаем себя к размышлению.

Информационный диалог

Информационный диалог - прояснение позиции партнера и собственной позиции путем обмена вопросами и ответами, сообщениями и предложениями.

Информационный диалог - это обмен вопросами и ответами, сообщениями и предложениями в бесстрастном и беспристрастном режиме компьютерного поиска информации.

Эмоциональные подтексты игнорируются. В каждом обращении партнера отыскивается та суть, которая имеет отношение к обсуждаемому делу, все остальное опускается.

Информационный диалог - это разговор о существе дела, или, по крайней мере, попытка такого разговора.

Если партнер идет на обсуждение вопроса по существу, постепенно отказываясь от манипуляции, противостояние можно считать успешно завершенным: манипуляция оказалась преобразованной в информационное обсуждение.

Комментарии к Примеру 1: отклик адресата на утверждение манипулятора

В случае, если манипулятор высказывает утверждение или делает предложение, ему может быть немедленно задан информационный вопрос. Вопросы, проясняющие суть дела, задаются в тех случаях, когда манипулятор говорит о существе дела, хотя и с применением щипков; вопросы, проясняющие цели манипулятора, задаются в тех случаях, когда манипулятор в большей степени концентрируется на щипке, далеко отходя от сути дела. Во всех тех случаях, когда можно оставаться в рамках обсуждения деловой проблемы, рекомендуется задавать вопросы, проясняющие суть дела.

ПРИМЕР 2 _______________________________________Реакция на вопрос

Комментарии к Примеру 2: отклик адресата на вопрос манипулятора

В случае, если манипулятор задает вопрос и адресат считает возможным и правильным дать информационный ответ, он это делает. Если адресат не считает возможным дать открытый ответ, потому что это связано с раскрытием конфиденциальной информации, корпоративной или личной тайны и т. п., то реакцией на вопрос может быть предложение по существу дела или о выборе темы. Если адресат считает, что информационный ответ неуместен, поскольку он не приблизит собеседников к решению обсуждаемого делового вопроса, более эффективной стратегией также будет формулирование предложения вернуться к теме, раскрыть вопрос, дать объяснение и т. п.

При этом предложение может быть сформулировано в виде вежливой просьбы («Прошу вас...») или просьбы-вопроса, например: «Не могли бы ли мы вернуться на несколько минут к вашему первому предложению и обсудить его подробнее?»

Есть некоторые типичные ошибки при использовании техник психологической самообороны и информационного диалога.

1. Самооправдание. Любые формы самооправдания - признак «зазвучавшей струны», а следовательно, того, что адресат оказался втянутым в манипуляцию.

2. Встречное нападение - это варварство («Да на себя посмотрите. Это не я, а вы ничего не понимаете» и т. п.)

3. Вопрос о мнении других людей, «третьих лиц» («Да, и что они говорят об этом? А как он отреагировал?» и т. п.)

4. Вопрос об источнике информации («Откуда ты это узнал? Кто это сказал?» и т. п.). Это встречная манипуляция. Если нападающий сам не ссылается на источники, значит, у него есть причины их скрывать, и, задавая вопрос об источниках, мы сознательно задеваем эту струну. Как писал Доценко, «многим из нас памятны с детства случаи, когда мы наивно сообщали родителям все, о чем бы они ни спросили, а потом слышали от ребят постарше: «Шестерка». С тех пор в нас работает контролер: а не повредит ли моя информация кому-нибудь? Поэтому настораживаемся, когда нас спрашивают: кто сказал?» (Доценко, 1996. С. 244). Мы боимся «выдать». В нас живет струна «Не выдавай».

5. Вопрос о «зачинщиках» («Кто это первый начал делать? Откуда пошла эта реакция?» и т. п.) Причины те же. Это встречная манипуляция.

6. Лживые и неискренние высказывания, потому что это манипуляция.

7. Грубые формулировки вопросов и ответов («А тебе-то что? Иди к черту!» и т. п.). Грубая форма - это варварство. Ломом в цивилизацию не «загонишь».

8. Выказывания о психологических правах и обязанностях («Я имею право вам этого не говорить! Я вам не обязан отчитываться» и т. п.). Разговор о правах неминуемо уводит в сторону от обсуждения сути дела и целей манипулятора и скатывается на обсуждение отношений.

9. Вопрос об отношении (нападающего к адресату, другим, к себе или других к адресату) («Вы мне не доверяете? Вы считаете меня недостаточно твердым? Они меня осуждают? Ты что, завидуешь?» и т. п.). Такие вопросы могут быть встречной манипуляцией (например, демонстрацией слабости), самооправданием или встречным нападением. Если манипулятор сам провоцирует обсуждение отношений адресата с кем-нибудь, ему зачастую бывает важно иметь потом возможность сослаться на сам факт разговора.

Конструктивная критика

Конструктивная критика - это подкрепленное фактами обсуждение целей, средств или действий инициатора воздействия и обоснование их несоответствия целям, условиям и требованиям адресата.

Общие характеристики:

Фактологичность: оцениваются возможности, факты, события, и их последствия, а не личности.

Корректность: допускаются только парламентские выражения.

Бесстрастность: анализ и оценка производится «без эмоций», отстранение, безо всякой личностной вовлеченности, повышения голоса и т.п.

Цитирование прошлого случая

- У нас был аналогичный случай месяц назад. К сожалению, оказалось, что такого рода заказы требуют привлечения дополнительных работников.

- Благодарю, мы уже сталкивались с иностранными специалистами. Они не всегда реалистичны. Требуется время, чтобы они адаптировались

к российской реальности. Мы приняли решение пока обходиться отечественными кадрами.

Сообщение о том, что предложение не может быть принято... потрем причинам. Три причины - это веско. К тому же, они всегда есть. Партнер может постараться использовать против них метод разделения аргументов. Когда человек говорит «по трем причинам», он сам структурирует свое отношение к предложению. Это очень ценное упражнение для ума и действительная проверка предложения на эффективность.

- Я не могу принять метод трех причин по трем причинам. Во-первых, он манипулятивен. В тот момент, когда я говорю «по трем причинам», я еще могу не знать причин. Во-вторых, мне в голову могут не прийти три причины, а, например, только две или даже только одна. В-третьих, это слишком длинно.

- Я не согласен взять Иванова сейчас на эту должность. Он еще не прошел испытательного срока. Это раз. Он допустил несколько ошибок. Это два. И он муж одной из сотрудниц, а я против семейственности. Это три.

Конструктивная критика - это, в сущности, контраргументация, которая может совершаться в технике перелицовки, разделения аргументов партнера или развертывания собственных аргументов. Выражение сомнений в целесообразности и цитирование прошлого случая - это методы развертывания собственных аргументов.

Цивилизованная конфронтация

Конфронтация - это самое мощное средство противостояния нападению и манипуляции. Клод Стейнер рассматривал конфронтацию как противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать (Steiner S. М., 1974). Этот способ является оправданным в тех случаях, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение.

Несмотря на то, что конфронтация - это противостояние, она может быть, по выражению А. Бека, «удобной». Она означает, что «нам не все равно». «Вступая в конфронтацию, мы предлагаем другому человеку и самим себе возможность изменить, улучшить наши взаимоотношения, в то же время уважая свою собственную потребность выражать дискомфорт» (Beck А. С, 1988. Р. 14).

По А. Беку, для того, чтобы решить, вступать ли в конфронтацию, нужно сначала ответить себе на несколько вопросов.

Принятие решения о вступлении в конфронтацию по А. Беку:

2. Определите, имеют ли ваши действия или бездействие желаемый эффект.

3. Изучите, чего вы хотите от человека или ситуации и что мешает вам этого достичь.

5. Ответы на эти вопросы могут привести вас к конфронтации с другим человеком, к принятию его (ее) поведения или разрыву отношений.

Веек А., 1988

Если принято решение вступить в конфронтацию, необходимо быть последовательным и готовым идти до конца. Конфронтация может быть эффективной, только если реализована каждая из необходимых ее фаз.

Алгоритм конфронтации был составлен с опорой на описания Клода Стейнера (Steiner S. М., 1974).

Первая фаза конфронтации. Я-послание (Я-высказывание) о чувствах, которые вызывает данное поведение инициатора воздействий

Допустим, манипулятор (мужчина) специально нарушил психологическую дистанцию между собой и адресатом своих воздействий (девушкой), чтобы та испытала чувство неудобства и скорее согласилась выполнить его просьбу. Он придвигает свой стул вплотную к ее стулу и, приобнимая ее за плечи, говорит: «Дай мне, пожалуйста, это руководство, мне оно сегодня просто необходимо». Девушка-адресат отвечает ему Я-посланием: «Когда ко мне подсаживаются так близко, я чувствую тревогу и неудобство». Если манипулятор принимает Я-послание адресата, приносит свои извинения и

Алгоритм конфронтации

отсаживается, цель достигнута и конфронтация завершена. Только в том случае, если он этого не делает или, сделав, затем вновь повторяет попытки ограничить психологическое пространство адресата, необходимо перейти ко второй фазе.

Вторая фаза конфронтации. Усиление Я-послания. В данном примере девушка-адресат сделала это так: «Когда я говорю, что у меня возникают тревога и неудобство, а на это никак не реагируют, то я начинаю испытывать тоску, огорчение. Обиду, наконец. Мне плохо, понимаешь?» Если инициатор воздействия принимает это Я-послание и прекращает свои поползновения на ограничение психологического пространства, конфронтация может считаться успешно завершенной. Только в том случае, если он этого не делает, адресату необходимо перейти к следующей фазе.

Третья фаза конфронтации. Выражение пожелания или просьбы Например: «Я прошу тебя сидеть приблизительно вот на таком расстоянии от меня, не ближе. И еще я прошу не хлопать меня по руке и вообще ко мне не прикасаться».

Если объединить с первой по третью фазу вместе, то алгоритм формулирования Я-послания (Я-высказывания) следующий:

1. Ситуация (безоценочная констатация факта, ситуации): «Когда ко мне подсаживаются так близко…», «Когда вы разговариваете на повышенных тонах…» …

2. Ваша реакция на уровне чувств (вы имеете право испытывать любые чувства): «…я чувствую тревогу и неудобство». (Как вариант, это может быть также сообщение о вашей реакции на уровне побуждений или мыслей: «…у меня возникает желание (мысли) уйти из комнаты…прервать общение…оттолкнуть вас…»).

3. Предпочитаемый вами результат (что бы вы хотели): «Я прошу тебя сидеть приблизительно вот на таком расстоянии от меня, не ближе. И еще я прошу не хлопать меня по руке и вообще ко мне не прикасаться».

При этом вы еще ни слова не сказали про собеседника, следовательно шансов почувствовать себя уязвленным и обиженным, как в случае если бы вы его оценили, у него гораздо меньше.

Если просьба не выполняется, необходимо перейти к четвертой фазе.

Четвертая фаза конфронтации. Назначение санкций Пример: «Если ты еще раз похлопаешь меня по руке или сядешь ближе, чем мне это удобно, я, во-первых, немедленно уйду, а во-вторых, всякий раз буду отходить, как только ты ко мне подойдешь. Перестану с тобой общаться, и все». Мы видим, что санкция - это угроза, а угроза является атрибутом принуждения. Если конфронтация дошла до этой фазы, необходимо признаться себе, что мы принуждаем манипулятора совершить выбор: либо подчиниться нашим требованиям, либо отказаться от возможности взаимодействовать с нами. Манипулятор может противостоять принуждению в форме ответной конфронтации. Мы можем пойти на переговоры и обсудить его требования. Только в том случае, если он продолжает свои действия или нам не удалось добиться соглашения, необходимо перейти к пятой фазе.

Пятая фаза конфронтации. Реализация санкций.

Адресат воздействия должен отказаться от всякого взаимодействия с инициатором. Порвать отношения с ним, если нет другого выхода.

Мы видим, что конфронтация - это метод, требующий решимости идти до конца в утверждении своей психологической свободы, своего права противостоять чужому влиянию.

Энергетическая мобилизация

Энергетическая мобилизация подразумевает активизацию ресурсов собственной энергетики в ситуациях, когда нежелательные поползновения чужой воли грозят поглотить и подчинить нас себе. Энергетическая мобилизация может использоваться для противостояния внушению, заражению, попыткам формирования благосклонности.

Приведем пример о двух способов - общего и ситуативно обусловленного.

1. Общий способ энергетической мобилизации - это поиск факторов, питающих, восстанавливающих и усиливающих индивидуальную энергию, и целенаправленное использование этих факторов. Например, некоторым людям энергию восстанавливает и усиливает простое воздействие горячего душа или сауны, определенных видов питания, режима сна, чтение определенных книг, просмотр определенных кинофильмов, встреча с определенными людьми и т. п.

2. Ситуативно обусловленный способ энергетической мобилизации - это преобразование любой отрицательной или противоречивой или амбивалентной эмоции в эмоцию гнева. В самой простой классификации человеческих эмоций три эмоции отрицательные (гнев, страх и депрессия) и одна положительная (радость). Энергетическую мобилизацию вызывают две из них: радость и гнев. Страх и депрессию трудно преобразовать в радость, но можно с успехом преобразовать в гнев. Правило такое: если не знаешь, как реагировать на ситуацию, когда на тебя оказывают нежелательное влияние, реагируй эмоцией гнева. Постарайся рассердиться на этого человека.

Творчество

Творчество предполагает совершение непредсказуемых, оригинальных поступков и действий. Творчество может использоваться для противостояния попыткам пробуждения импульса к подражанию.

Парадокс состоит в том, что истинное творчество рождается не в результате решения не подражать, а под влиянием внутренней тяги к самовыражению. Истинное творчество имеет внутренние, а не внешние причины.

Подражание зачастую является самым экономным способом овладения новым навыком или умением. С детства вся система нашего образования приучает человека к тому, чтобы стремиться к достижению высоких образцов, а не вершин самовыражения.

Уклонение

Уклонение считается вполне законным способом избегания нежелательных переживаний и поведенческих реакций в бихевиоральной терапии.

Р. Суинн описал последовательность своей работы в рамках бихевиоральной терапии. Сначала он вместе с клиентом определяет условия, в которых у того возникает стресс. Затем клиенту предлагается использовать три метода снижения и контролирования стресса: 1) взять «тайм-аут» и заняться релаксацией; 2) вообще предотвращать появление стимулов, вызывающих стресс - решать проблему до того, как она становится проблемой; 3) уменьшить продолжительность времени, которое проводится в ситуации, вызывающей стресс, то есть разделить время на короткие промежутки. Таким образом, клиенту предлагается избегать посещения определенных мест, встреч с определенными людьми и вообще попадания в ситуации, которые вызывают у него нежелательные чувства и реакции (Suinn R. М., 1977. Р. 55). Это можно назвать стратегическим уклонением.

В случае, если встреча неизбежна или уже происходит, возможно применение тактического уклонения - тайм-аутов и сокращения времени взаимодействия с другим человеком.

К этим методам можно добавить преобразование непосредственно взаимодействия в опосредованное (через переписку).

Техники уклонения:

Тайм-аут

· отвлечение внимания на бытовую подробность (Ох, у меня стул сломался; что-то попало в глаз; мне пора принять лекарство и т. п.);

· физический выход из пространства взаимодействия под благовидным предлогом (Простите, мне нужно срочно взять эти бумаги у офис-менеджера; Мне необходимо сверить эти данные, позвольте мне взять паузу натри минуты; Простите, я должен оставить вас на одну минуту, и т. п.);

· Я философский выход из ситуации - риторические вопросы или обобщенные высказывания вроде «Что есть истина?» или «Все мы субъективны...»;

· Я попытки отшутиться и шуткой переключить внимание на что-то другое («О, уже ругают! Скоро бить будут!» - см. «Дни Турбиных» М. Булгакова).

Лекция 13

Манипуляция, защита от манипуляций. Психологическая самооборона

План лекции:

13.1 Цивилизованное и варварское влияние. Понятие манипуляции.

13.2 Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции

13.3 Конструктивная критика

13.4 Цивилизованная конфронтация

13.5 Дополнительные способы противостояния влиянию