Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека. "Судьба человека" - рассказ Шолохова. "Судьба человека": анализ Год написания рассказа «Судьба человека»

Разделы: Литература

Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.

Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте, воспитывать неприятие войны.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, запись фильма

С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и

О. Верейского.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.

IV. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

1. История создания произведения.

(Сообщение, подготовленное учеником).

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года - его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

2 .Слово учителя.

Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

(ответы учащихся).

От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).

А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

В чём своеобразие композиции рассказа?

З. Сообщение учащегося.

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

(выразительное чтение эпизода)

Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).

Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.

Глаза - это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?

(Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).

5.Слово учителя.

На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

(На три части: до войны, война, после войны).

Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

(Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах - всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”.

Как рассказывает Андрей о себе и как - о своих близких?

(Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе - скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

(На фронте Андрей Соколов - шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)

6. Анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

7.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером.

(Выразительное чтение эпизода).

О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)

8.Слово учителя.

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

9. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.

(Анализ эпизода).

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки - как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

10. Слово учителя.

Осталось сомнение в том, что ждёт впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждёт их впереди?

(“ Да, справится. Впереди - жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)

V.Подведение итогов.

Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

VI. Домашнее задание. (По выбору учащихся).

Написать отзыв на прочитанную книгу.

Использованная литература.

1. Шолохов в школе: Книга для учителя! Авт.-сост.М. А. 1-Iянковский.- М. :дрофа, 2001.

2. Шолоховская весна: Учебно-методич. Пособие / Сост. Л. И. Пугаченко, В.В, Васильев, Н. И. Иващенко.-Воронеж-2006.

З. М. А. Шолохов “Судьба человека”- Москва, 1986.

Существует немало произведений о Великой Отечественной войне, один из них – рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека», краткое содержание которого представлено ниже.

Сюжет этого произведения не содержит описания боевых действий или подвигов в тылу, здесь идет речь о человеке, попавшем в плен, и о том, какой след война в целом оставила в его жизни.

Анализ этого произведения и его сжатое изложение поможет проникнуть в суть рассказа.

О рассказе «Судьба человека»

Произведение описывает сложные перипетии жизни простого советского солдата, который видел ужасы войны, пережил тяготы немецкого плена, лишился семьи, множество раз был на грани жизни и смерти, но, несмотря на все это, сохранил в себе человечность и нашел силы жить дальше.

«Судьбу человека» с точки зрения жанровой принадлежности принято считать рассказом. Однако в этом произведении присутствуют признаки разных жанров.

По своему объему произведение маленькое, а значит больше похоже на рассказ. Однако, здесь описывается не отдельный случай, а большой отрезок времени, длиной в несколько лет, что позволяет назвать эту книгу повестью.

Кто автор рассказа «Судьба человека»

Михаил Александрович Шолохов – один из величайших писателей своего времени, а также видный общественный деятель.

Он был удостоен звания академика, дважды Героя Социалистического труда, а в 1965 году стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Среди самых известных его произведений такие романы, как «Поднятая целина», роман-эпопея «Тихий Дон», «Они сражались за Родину» и конечно, рассказ «Судьба человека».

Год написания рассказа «Судьба человека»

Рассказ «Судьба человека» был написан в 1956 году. Война закончилась больше 10 лет назад, но она по-прежнему волновала М. Шолохова.

Именно в это время произошло переосмысление автором образа героической Победы.

В 1953 году умер И.В. Сталин. Шолохов критически взглянул на многое, в том числе на действия почившего главы государства.

В небезызвестном приказе Сталина № 270 говорилось о том, чтобы всех, сдавшихся в плен врагу, считать дезертирами и изменниками Родине. Они должны были быть уничтожены, а их семьи лишены любой государственной поддержки.

Рассказ Шолохова «Судьба человека» открыл новую страницу в военной литературе тех лет. Описанные в рассказе ужасы плена, которые пришлось пережить миллионам солдат, стали отправной точкой для изменения отношения к людям, попавшим в такую ситуацию.

История создания рассказа «Судьба человека»

В основе произведения лежит реальная история человека, которого Шолохов встретил на охоте на Верхнем Дону примерно через год после окончания войны.

В непринужденной беседе писатель услышал рассказ, который потряс его до глубины души. «Обязательно, обязательно напишу об этом», – подумал Шолохов.

Только спустя 10 лет писатель решил воплотить свой замысел в жизнь. В это время он читал произведения Хемингуэя и , главные герои которых представляют собой бессильных, никчемных людей, потерявших смысл жизни после возвращения с войны.

Тогда он вспомнил о своем случайном знакомом и решил, что пришло время написать его историю, историю лишений, тяжелых испытаний и вере в жизнь несмотря ни на что.

Шолохову понадобилось всего семь дней, чтобы написать текст рассказа. 31 декабря 1956 года – дата написания и публикации рассказа в газете «Правда».

Произведение нашло большой отклик в писательской среде, в том числе за рубежом. Немного спустя рассказ был прочитан по радио известным актером С. Лукьяновым.

Главные герои рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

Главный герой в рассказе один – это Андрей Соколов, человек железной воли, но при этом не лишенный мягкости сердца.

В этом герое воплощены главные черты настоящего русского характера – сила воли, любовь к жизни, патриотизм и милосердие.

От его лица ведется повествование.

Другие персонажи «Судьбы человека» М.А. Шолохова

Об остальных действующих лицах мы узнаем из воспоминаний главного героя.

Он с теплом говорит о своих родных: о жене Ирине и детях – Анатолии, Настеньке и Олюшке.

В эпизодах встречаются герои, которым симпатизирует рассказчик – это военврач, помогавший русским солдатам в плену, командир роты, спасенный Соколовым от доносчика, и урюпинский приятель, который приютил героя у себя дома после войны.

Есть и отрицательные персонажи: предатель Крыжнев, комиссар лагеря Мюллер, немецкий майор-инженер.

Единственный персонаж, которого мы видим в настоящем героя – это его приемный сын Ванюша, маленький мальчик, свято верящий, что Соколов его настоящий отец.

«Судьба человека» — краткое содержание

Рассказ ведется не по главам, а идет сплошным текстом, но для пересказа в сокращении удобно разделить его на небольшие отрезки.

Андрей Соколов

По своей структуре произведение представляет собой рассказ в рассказе.

Дорога предстояла нелегкая, а на середине пути пришлось им переплывать реку, раскинувшуюся на целый километр. На переправе их ждала худая дырявая лодочка, которая могла перевезти только двоих за раз. Первым лодочник переправил рассказчика.

На другом берегу, ожидая своего товарища, автор встретил мужчину с мальчиком лет 4-5. Завязалась беседа. Мужчина ошибочно предположил, что рассказчик той же профессии, что и он – шофер. Возможно, именно поэтому ему вдруг захотелось излить душу, поведать историю своей нелегкой жизни.

Он сразу не представился, но по ходу повествования мы узнаем, что зовут его – Андрей Соколов. Теперь рассказ ведется от его имени.

Довоенное время

С самого начала жизненного пути Андрея Соколова преследовали трудности и лишения.

Родился он в 1900 г. в Воронежской губернии. Прошел Гражданскую войну, в голодный 1922 г. оказался на Кубани, только так и выжил. А его родные – отец, мать и две сестренки – умерли с голоду на родине.

Во всем мире не осталось у него родного человека. Вернувшись с Кубани, переехал в Воронеж, где поступил на работу плотником, потом трудился на заводе, освоил слесарное мастерство.

Вскоре завел семью. Женился на скромной девушке-сиротке по большой любви. После потери близких стала она для него отрадой – умница, веселая и при этом мудрая. Жизнь начала налаживаться: появились дети – сын Анатолий и две дочурки, Настя и Оля – все сплошь отличники и гордость отца.

Герой освоил новую профессию шофера, стал неплохо зарабатывать и отстроил дом с двумя комнатами. Только расположение дома было неудачное – возле авиазавода. Не знал он тогда, какую роковую роль это сыграет в его жизни.

Война и плен

Новая война внезапно ворвалась в жизнь Андрея Соколова. Уже на третий день вся семья собралась провожать его на вокзал.

Прощание с семьей оказалось для него тяжелым испытанием. Всегда спокойная и тихая жена вдруг пришла в исступление, не отпускала его, а только твердила, что не придется им больше свидеться.

Обидно стало ему, что заживо его хоронят, и оттолкнул жену, о чем после каждый день себя упрекал.

Начались для Андрея Соколова военные будни: работал шофером, получил два легких ранения. Своим родным письма писал нечасто и всегда очень коротко, никогда не жалуясь. В этом впервые проявилась его особая мужская выдержка: не терпел он солдат, посылающих слезные письма родным, которым в тылу и так было тяжело.

Самое большое испытание настигло его в мае 1942 г. Шел ожесточенный бой под Лозовеньками. Боеприпасы кончались и Андрею Соколову предстояло доставить их под огнем батарее солдат. Но до пункта назначения он не доехал. Взрывная волна отбросила его в сторону и на время отключила.

Когда он пришел в себя, то обнаружил, что находится во вражеском тылу. Он сначала пытался притвориться мертвым, только бы не сдаваться, но проходившие мимо немцы обнаружили его. Тогда Соколов собрал остатки сил, чтобы встать и достойно встретить смерть. Один немец поднял было автомат, но другой отдернул его, поняв, что Соколов еще может пригодиться для работы.

Соколова вместе с другими пленными погнали на запад. Немцы обращались с ними, как со скотиной: всех раненых пристреливали на месте, также поступали с пытавшимися бежать, и били – били просто так, от злости.

Особое значение в рассказе имеет эпизод в церкви. В одну из первых ночей немцы загнали солдат в церковь.

Здесь Соколову удалось ближе узнать, кто вместе с ним попал в плен. Его удивило, что военный врач, который тут же вправил ему плечо, даже в такой ситуации самоотверженно продолжал делать свою работу.

Потом он случайно подслушал разговор и тут его поразило другое: солдат собирался выдать своего командира, которому грозила смерть за приверженность коммунистической партии. Соколов решил задушить предателя, он впервые убил человека, при этом «своего», но для него он был хуже врага.

В церкви случился еще один знаковый инцидент: немцы расстреляли пленного, который не захотел осквернять святое место, справляя малую нужду.

Всю дорогу до лагеря Соколов думал о побеге, и вот появился случай. Пленных послали в лес рыть могилы для своих же, охранники отвлеклись и Соколову удалось бежать.

Но через четыре дня немцы с собаками догнали изможденного солдата. Живого места не осталось на нем от побоев нацистов и укусов собак, целый месяц он провел в карцере, но выжил и был переправлен в Германию.

Пол-Германии исколесил Андрей Соколов, работал на заводах и в шахтах в Саксонии и Тюрингии. Условия были такие, что легче было бы умереть.

Пленных постоянно били, жестоко, до полусмерти, кормили крошечным куском хлеба с опилками и похлебкой из брюквы, заставляли работать до потери пульса. Соколов вспоминает, что когда-то весил почти девяносто килограмм, а теперь не дотягивал и до пятидесяти.

На волоске от гибели

Один из кульминационных моментов рассказа – случай в Дрездене. В это время Соколов работал в каменном карьере.

Работа была крайне тяжелой, и Соколов, не выдержав, как-то проговорился: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Эта его фраза дошла до коменданта.

Когда вызвали к коменданту Мюллеру, Соколов заранее попрощался с товарищами, так как знал, что идет на смерть. Мюллер прекрасно владел русским языком и не нуждался в посреднике в беседе с русским солдатом. Он сразу сказал, что сейчас лично расстреляет Соколова. На что тот ответил: «Воля ваша».

Мюллер был немного пьян и навеселе, а на столе стояла бутылка и разные закуски, тогда он налил полный стакан шнапса, положил на него кусок хлеба с салом и все это протянул Соколову со словами: «Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия».

Конечно, Соколова не устроил такой тост, и он предпочел отказаться, притворившись не пьющим. Тогда Мюллер предложил выпить ему «за свою погибель». Соколов взял стакан и выпил его залпом, не закусывая.

Мюллер указал на хлеб, но Соколов пояснил, что после первой не закусывает. Тогда комендант налил ему второй стакан. Соколов также проглотил его, но хлеба не взял.

Несмотря на сильный голод, ему хотелось показать, что не выбили из него еще человека, и он не будет набрасываться на немецкую подачку. Вслух же сказал, что и после второй не привык закусывать.

Мюллера это очень позабавило, он налил третий стакан. Его Соколов выпил медленно и надломил только маленький кусочек хлеба. Такое достоинство поразило коменданта, он признал в Соколове храброго солдата и отпустил его, дав с собой буханку хлеба с салом.

Освобождение от плена

В 1944 году произошел переломный момент в войне и немцам стало не хватать людей. Понадобились шоферы, и тогда Соколова приставили к немецкому майору-инженеру.

В какой-то момент майора отправили к линии фронта. Соколов впервые за два года оказался вблизи советских войск.

Это был его шанс. Он придумал план, по которому должен был бежать, захватив с собой майора с чертежами, чтобы сдать его своим.

Так он и сделал: во время объезда немецких укреплений он оглушил майора, переоделся в заранее подготовленную немецкую форму, чтобы обмануть блокпост, и под пулями, несущимися с обеих сторон, «сдался» своим же.

Соколова приняли как героя и обещали представить к награде. Его отправили в госпиталь поправить здоровье. Он тут же написал письмо домой, но ответ долго не приходил.

Наконец, он получил весточку, но не от родных. Писал его сосед, он сообщил трагическую новость: при бомбежке авиазавода большой снаряд попал в дом, где в это время были жена и две дочери Соколова, а сын, узнав о гибели семьи, добровольно отправился на фронт.

Получив месячный отпуск, герой съездил в Воронеж, но почти сразу вернулся в дивизию: так тяжело ему было на душе.

Сын Анатолий

Через несколько месяцев герой получает письмо от сына, который вкратце рассказал о своей жизни: он служит недалеко от отца и уже командует батареей.

Гордость переполняет Соколова. Он уже мечтает, как они вместе будут жить после войны, как сын женится, а он станет нянчиться с внуками, все наладится.

Но этим чаяниям не суждено было сбыться. Утром 9 мая в День Победы Анатолия убивает немецкий снайпер.

Послевоенное время

Война закончилась. Соколову было тошно возвращаться в родной город, и он поехал в Урюпинск к своему знакомому, который давно звал его к себе.

Там герой снова устроился работать шофером, начались рабочие будни.

Как-то Соколов заприметил беспризорного мальчишку возле чайной, где всегда обедал. Оказалось, что мать Ванюши погибла при обстреле поезда, а отец – на фронте.

Какое-то тепло почувствовал Соколов в груди, глядя на этого чумазого малыша с яркими, как звездочки, глазами. Не выдержал, подозвал к себе и назвался его отцом. Так соединились два осиротевших сердца.

Из-за аварии у Соколова отобрали шоферскую книжку, и он решил уехать из Урюпинска вместе со своим новым сыном. В дороге и застал их наш рассказчик.

Заключение

Рассказ Шолохова «Судьба человека» заставляет задуматься о многих вещах: о воли к жизни и патриотизме, о настоящих мужских поступках и милосердии к слабому, о бесстрашии перед смертью и подвиге во имя близкого и страны.

Но главная мысль такова: война – это самое страшное, что может случиться с человеком, она не только истребляет людей, но и ломает судьбы тех, кто остался жив.

Разделы: Литература

Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.

Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте, воспитывать неприятие войны.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, запись фильма

С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и

О. Верейского.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.

IV. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

1. История создания произведения.

(Сообщение, подготовленное учеником).

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года - его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

2 .Слово учителя.

Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

(ответы учащихся).

От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).

А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

В чём своеобразие композиции рассказа?

З. Сообщение учащегося.

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

(выразительное чтение эпизода)

Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).

Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.

Глаза - это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?

(Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).

5.Слово учителя.

На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

(На три части: до войны, война, после войны).

Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

(Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах - всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”.

Как рассказывает Андрей о себе и как - о своих близких?

(Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе - скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

(На фронте Андрей Соколов - шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)

6. Анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

7.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером.

(Выразительное чтение эпизода).

О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)

8.Слово учителя.

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

9. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.

(Анализ эпизода).

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки - как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

10. Слово учителя.

Осталось сомнение в том, что ждёт впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждёт их впереди?

(“ Да, справится. Впереди - жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)

V.Подведение итогов.

Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

VI. Домашнее задание. (По выбору учащихся).

Написать отзыв на прочитанную книгу.

Использованная литература.

1. Шолохов в школе: Книга для учителя! Авт.-сост.М. А. 1-Iянковский.- М. :дрофа, 2001.

2. Шолоховская весна: Учебно-методич. Пособие / Сост. Л. И. Пугаченко, В.В, Васильев, Н. И. Иващенко.-Воронеж-2006.

З. М. А. Шолохов “Судьба человека”- Москва, 1986.

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Нагрянувшая война отняла у мужчины всё: семью, дом, веру в светлое будущее. Волевой характер и твёрдость духа не позволили сломиться Андрею. Встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой привнесла в жизнь Соколова новый смысл.

Данный расказ входит в учебную программу литературы 9 класса. Перед тем как познакомиться с полной версией произведения, вы можете прочитать онлайн краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, которое познакомит читателя с самыми важными эпизодами «Судьбы человека».

Главные герои

Андрей Соколов главный герой рассказа. Работал шофёром в военное время, пока фрицы не взяли его в плен, где он провёл 2 года. В плену значился под номером 331.

Анатолий – сын Андрея и Ирины, ушедший на фронт во время войны. Становится командиром батареи. Анатолий погиб в День победы, его убил немецкий снайпер.

Ванюшка – сирота, приёмный сын Андрея.

Другие персонажи

Ирина – жена Андрея

Крыжнев – предатель

Иван Тимофеевич – сосед Андрея

Настенька и Олюшка – дочери Соколова

На Верхнем Доне наступила первая весна после войны. Припекающее солнце тронуло лёд на реке и началось половодье, превратившее дороги в размытую не проездную жижу.

Автору рассказа в эту пору бездорожья нужно было попасть в станцию Букановская, до которой было порядка 60 км. Он добрался до переправы через реку Еланку и вместе с сопровождающим его шофером переплыл на дырявой от старости лодке на другой берег. Водитель вновь уплыл, а рассказчик остался его ждать. Так как шофёр обещал вернуться только через 2 часа, повествователь решил сделать перекур. Он достал папиросы, которые намокли во время переправы, и разложил их сушить на солнышке. Рассказчик присел на плетень и призадумался.

В скором времени от мыслей его отвлёк мужчина с мальчиком, которые двигались по направлению к переправе. Мужчина подошёл к рассказчику, поздоровался с ним и поинтересовался: долго ли ждать ещё лодку. Решили вместе перекурить. Повествователь хотел спросить собеседника, куда он в такое бездорожье направляется с маленьким сыном. Но мужчина его опередил и заговорил о прошедшей войне.
Так повествователь и познакомился с кратким пересказом жизненной истории мужчины, которого звали Андрей Соколов.

Жизнь до войны

Несладко пришлось Андрею ещё в довоенное время. Будучи молодым парнишкой, уехал он на Кубань работать на кулаков (зажиточных крестьян). Это был суровый период для страны: шёл 1922 год, голодное время. Вот и умерли мать, отец и сестра Андрея с голоду. Остался он совсем один. Вернулся он на родину только через год, продал родительский дом и женился на сироте Ирине. Хорошая попалась супруга Андрею, послушная и не ворчливая. Ирина любила и уважала мужа.

В скором времени у молодой пары появились дети: вначале сынишка Анатолий, а затем дочки Олюшка и Настенька. Обустроилась семья хорошо: жили в достатке, дом свой отстроили. Если раньше Соколов выпивал с друзьями после работы, то теперь спешил домой к любимой жене и детям. В 29-м ушёл Андрей с завода и стал работать шофёром. Пролетели для Андрея ещё 10 лет незаметно.

Война нагрянула неожиданно. Андрею Соколову пришла повестка из военкомата, и он уходит на фронт.

Военное время

Провожали Соколова на фронт всей семьёй. Плохое предчувствие терзало Ирину: будто в последний раз она видится с мужем.

Во время распределения получил Андрей военный грузовик и отправился за его баранкой на фронт. Но повоевать ему долго не пришлось. Во время наступления немцев Соколову было отдано задание: поставить боеприпасы солдатам в горячую точку. Но довести снаряды к своим не получилось – фашисты подорвали грузовик.

Когда чудом выживший Андрей очнулся, то увидел перевёрнутый грузовик и подорванные боеприпасы. А бой уже шёл где-то позади. Тут Андрей понял, что попал прямо в окружение к немцам. Русского солдата фашисты сразу приметили, но убивать не стали – рабочая сила нужна. Так оказался Соколов в плену вместе с однополчанами.

Пленников загнали в местную церквушку переночевать. Среди арестованных оказался военный врач, который пробирался в темноте и опрашивал каждого солдата о наличии ранений. Соколова очень беспокоила рука, вывихнутая во время случившегося взрыва, когда его выбросило из грузовика. Доктор вправил Андрею конечность, за что солдат был ему очень благодарен.

Ночь оказалась беспокойная. В скором времени один из пленных начал просить немцев выпустить его справить нужду. Но старший конвоя запретил кого-либо выпускать из церкви. Пленный не выдержал и заплакал: «Не могу, - говорит, - осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!» . Немцы застрелили надоедливого богомольца и ещё несколько пленных.

После этого арестованные притихли на некоторое время. Затем начались разговоры шёпотом: стали друг друга расспрашивать, кто откуда родом и как попал в плен.

Соколов услышал рядом с собой тихий разговор: один из солдат угрожал взводному, что расскажет немцам о том, что тот не простой рядовой, а коммунист. Угрожавшего, как выяснилось, звали Крыжнев. Взводный умолял Крыжнева не выдавать его немцам, но тот стоял на своём, аргументируя, «что своя рубашка к телу ближе» .

После услышанного Андрея затрясло от ярости. Он решил помочь взводному и убить подлого партийца. Впервые в жизни Соколов убил человека, и так противно стало ему, будто он «какого-то гада ползучего душил» .

Лагерные работы

Утром фашисты стали выяснять, кто из пленных относится к коммунистам, комиссарам и евреям, чтобы расстрелять их на месте. Но таковых не оказалось, как и предателей, которые могли выдать.

Когда арестованных пригнали в лагерь, Соколов начал думать, как ему к своим вырваться. Однажды представился пленному такой случай, удалось убежать и оторваться от лагеря на 40 км. Только по следам Андрея шли собаки, и в скором времени его поймали. Натравленные собаки порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Поместили Соколова в карцер на месяц. После карцера последовали 2 года тяжких работ, голода, издевательств.

Попал Соколов на работы в каменный карьер, где пленные «вручную долбили, резали, крошили немецкий камень» . От тяжёлых работ погибло больше половины рабочих. Не выдержал как-то Андрей, и произнес опрометчивые слова в сторону жестоких немцев: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит» .

Нашёлся предатель среди своих, и доложил об этом фрицам. На следующий день Соколова попросило к себе немецкое начальство. Но прежде чем вести солдата на расстрел, комендант блока Мюллер предложил ему выпить и закусить за победу немцев.

Практически глядя в глаза смерти, отважный боец отказался от такого предложения. Мюллер только улыбнулся и приказал пить Андрею за свою гибель. Терять пленному уже было нечего, и он выпил за избавление от своих мук. Несмотря на то, что боец был очень голодным, к закуске фашистов он так и не притронулся. Немцы налили второй стакан арестованному и снова предлагают ему закусить, на что Андрей ответил немцу: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать» . Рассмеялись фашисты, налили Соколову третий стакан и решили не убивать его, потому что он показал себя как настоящий, верный своей родине солдат. Его отпустили в лагерь, а за проявленную смелость дали буханку хлеба и кусок сала. В блоке разделили провизию поровну.

Побег

В скором времени Андрей попадает работать на шахты в Рурскую область. Шёл 1944 год, Германия стала сдавать свои позиции.

По случайности немцы узнают, что Соколов бывший шофёр, и он поступает в услужение немецкой конторы «Тодте». Там он становится личным водителем толстого фрица, майора армии. Через некоторое время немецкого майора посылают в прифронтовую полосу, а вместе с ним и Андрея.

Вновь пленного стали посещать мысли о побеге к своим. Однажды подметил Соколов пьяного унтера, завёл его за угол снял с него все обмундирование. Форму Андрей спрятал под сиденье в машине, а также припрятал гирю и телефонный провод. Для осуществления плана всё было готово.

Как-то утром приказывает майор Андрею везти его за город, где тот руководил постройкой. В дороге немец задремал, и как только выехали за город, Соколов достал гирьку и оглушил немца. После герой достал припрятанную форму, быстро переоделся и поехал во весь опор в сторону фронта.

На этот раз удалось храброму солдату добраться к своим с немецким «гостинцем». Встретили его как настоящего героя и обещали к государственной награде представить.
Дали бойцу месяц отгула: подлечиться, отдохнуть, с родными повидаться.

Отправили Соколова для начала в госпиталь, откуда он сразу написал письмо жене. Прошло 2 недели. Приходит с родины ответ, но не от Ирины. Письмо писал их сосед, Иван Тимофеевич. Не радостным оказалось это послание: жена и дочки Андрея погибли ещё в 42-м. Немцы подорвали дом, где они жили. Осталась от их хатёнки лишь глубокая яма. Выжил только старший сын, Анатолий, который после гибели родных попросился на фронт.

Андрей приехал в Воронеж, посмотрел на место, где раньше стоял его дом, а теперь яма, наполненная ржавой водой, и в этот же день отправился в дивизию обратно.

В ожидании встречи с сыном

Долго не верил Соколов своему несчастью, горевал. Жил Андрей только надеждой свидеться с сыном. Между ними началась переписка с фронта и отец узнаёт, что Анатолий стал командиром дивизии и получил множество наград. Гордость переполняла Андрея за сына, и в мыслях он уже стал рисовать, как заживут они с сыном после войны, как он станет дедом и будет нянчить внуков, встретив спокойную старость.

В это время русские войска стремительно наступали и отодвигали фашистов к немецкой границе. Теперь вести переписку не было возможности, и только к концу весны отец получил весточку от Анатолия. Солдаты подошли вплотную к германской границе – 9 мая наступил конец войны.

Взволнованный, счастливый Андрей ждал с нетерпением встречи с сыном. Но недолгой была его радость: Соколову сообщают, что командира батареи подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945, в День Победы. Проводил отец Анатолия в последний путь, похоронив сына на немецкой земле.

Послевоенное время

В скором времени Соколова демобилизовали, но возвращаться в Воронеж он не захотел из-за тяжёлых воспоминаний. Тогда он вспомнил о военном друге из Урюпинска, приглашавшего его к себе. Туда ветеран и направился.

Друг жил с женой на окраине города, детей у них не было. Пристроил приятель Андрея работать шофёром. После работы Соколов часто заходил в чайную, чтобы пропустить стаканчик-другой. Возле чайной Соколов приметил беспризорного мальчишку лет 5-6. Андрей узнал, что беспризорника звали Ванюшка. Ребёнок остался без родителей: мать погибла во время бомбёжки, а отца убили на фронте. Андрей решил усыновить ребёнка.

Привёл Соколов Ваню в дом, где жил с семейной парой. Мальчика вымыли, накормили и одели. Стал ребёнок своего отца в каждый рейс сопровождать и ни за что не соглашался оставаться дома без него.

Так и жили бы сынишка с отцом ещё долго в Урюпинске, если бы не один инцидент. Ехал как-то Андрей на грузовике в непогоду, машину занесло, и сбил он с ног корову. Животное осталось невредимым, а Соколова лишили водительских прав. Списался тогда мужчина ещё с одним сослуживцем из Кашары. Тот пригласил его к себе поработать и обещал, что поможет получить новые права. Вот они и держат сейчас путь с сыном в Кашарский район. Признался Андрей рассказчику, что всё равно бы долго в Урюпинске не выдержал: тоска не даёт ему засиживаться на одном месте.

Всё бы хорошо, но сердце у Андрея стало пошаливать, боится не выдержит, и сынишка один останется. Каждый день своих покойных родных стал мужчина видеть, будто зовут его к себе: «Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»

Тут показалась лодка. На этом и закончилась история Андрея Соколова. Он попрощался с автором, и они двинулись к лодке. С грустью рассказчик смотрел этим двум близким, осиротевшим людям вслед. Ему хотелось верить в лучшее, в лучшую дальнейшую судьбу этих чужих ему людей, ставших для него за пару часов близкими.

Ванюшка повернулся и помахал повествователю на прощание.

Заключение

В произведении Шолохов поднимает проблему человечности, верности и предательства, храбрости и трусости на войне. Условия, в которые поставила жизнь Андрея Соколова, не сломили его как личность. А встреча с Ваней подарила ему надежду и цель в жизни.

Познакомившись с рассказом «Судьба человека» в сокращении, рекомендуем вам прочитать полную версию произведения.

Тест по рассказу

Пройдите тест – и узнаете, как хорошо запомнили краткое содержание рассказа Шолохова.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 9756.

Урок литературы в 9 классе.

Учитель Маскаева Татьяна Васильевна.


«Да, вот они, русские характеры!» (А.Н.Толстой)

(Изображение народного характера в рассказе М. Шолохова « Судьба человека»).


Русский человек, человек несгибаемой воли, …сможет всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина.

М.Шолохов.

ХОД УРОКА.

1 . Постановка цели.


Тема В.О. В. занимает одно из важнейших мест в русской литературе,

Сегодня в центре нашего внимания будет рассказ М.Шолохова «Судьба человека».

Судьба Андрея Соколова, главного героя рассказа, в высшей степени
драматична. Но это судьба целого народа. А. Соколов не исключение, он
один из многих. I

Писатель шаг за шагом прослеживает путь своего героя в урагане войны, по кругам ада фашистских концлагерей. И нам важно увидеть главное в этом человеке - то, что увидел Шолохов.

«Хождения души по мытарствам» (выражение Достоевского) не смогли опустошить душу этого русского человека, не смогли убить в нём человечность.

Каким характером должен обладать человек, чтобы преодолеть


нравственные испытания, посланные судьбой? Что смог сохранить в своей
душе? Об этом поведал Шолохов в рассказе «Судьба человека», об этом
наш разговор на уроке.

Тема нашего урока................................................................ В качестве эпиграфа я взяла цитату из произведения М.Шолохова, которая, на мой взгляд, отражает поднятую проблему.


2.История создания.
В новогодние дни - 31 декабря 1956 г. и 1 января 1957 г. в «Правде» был опубликован рассказ «Судьба человека», в котором главным героем стал прошедший плен советский солдат. Это было вскоре после 20 съезда Коммунистической партии, когда уже назревало изменение отношения к советским военнопленным, поголовно объявленным Сталиным предателями и отправлявшихся из фашистских лагерей прямиком в лагеря «родные». И хотя Шолохов не осмелился сказать о том, что ждало военнопленных на родине, сам выбор героя стал актом гражданского мужества. Рассказ посвящён Евгении Григорьевне Левицкой. С её семьёй Шолохова связывала тёплая дружба.

3.Обмен впечатлениями после прочтения рассказа.


Рассказ появился в конце 1956 г. Это довольно редкое явление в истории литературы, когда небольшой рассказ становится событием.

- Как вы думаете, чем привлёк такое огромное внимание этот рассказ?

(В нём с предельной ясностью и правдивостью описан подвиг народа, выражено преклонение перед стойкостью и мужеством простых людей, перед силой характера главного героя.)


4. Актуализация знаний.
- Как вы понимаете слово характер?

-А как вы думаете, что такое национальный характер?

5. Работа с текстом произведения.


На доске записан план характеристики литературного героя, который поможет нам выявить черты характера главного героя произведения.
- портрет;
- поступки;

Взаимоотношения с другими персонажами;

-Ещё не зная истории его жизни, что мы можем сказать об этом человеке?

(Глаза как будто присыпанные пеплом; много горя выпало на долю Андрея Соколова; видим сочувствие Шолохова). .

-На какие части можем разделить рассказ героя о своей жизни?

(Довоенная жизнь, война, послевоенные месяцы).


Послушаем рассказ ученицы о довоенной жизни героя. Подумайте, какие черты характера проявляются у А.Соколова в этот период? Запишите.

- В чём видит А.Соколов счастье довоенной поры? Зачитайте.

(Умение любить, верность, доброта, трудолюбие.)

- Что же изменяет установившийся порядок в семье?

(Война).
Чтобы показать характер героя, писатель, как правило, изображает его в необычных ситуациях, посылает на его долю тяжёлые жизненные испытания, ставит перед выбором, Анализируя текст, поступки А.Соколова, попытаемся выявить черты его характера. Не забывайте делать записи. В конце урока мы их сравним.

- Как сложилась воинская судьба Андрея Соколова?

-В каких эпизодах, относящихся к военному времёни, на ваш взгляд проявляется характер главного героя рассказа?

(Сцена в церкви, разговор с Мюллером, усыновление Ванюшки.)


АНАЛИЗ ЭПИЗОДА (СЦЕНА В ЦЕРКВИ).
Для анализа обратимся к эпизоду, изображающему военнопленных в церкви. Перескажите его кратко.
Люди по-разному ведут себя в экстремальных ситуациях. Вот и пленные в церкви не являются исключением. М.Шолохов изображает в этой сцене разные варианты человеческого поведения. Какие?

(Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись


обстоятельствам, отступить от своих убеждений. Но вместе с ним гибнут ещё
четыре человека.

Крыжнёв пытается купить себе право на жизнь ценой предательства. «Своя

рубашка ближе к телу».

Взводный безропотно ждёт своей участи.

Доктор продолжает своё дело.)

-Какая позиция ближе всего Соколову? Зачитайте.

(« Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену и в потёмках своё великое дело делал». В любых условиях оставаться самим собой, не изменять своему долгу - это позиция и самого Соколова.)

-Как повёл себя герой в этой ситуации?

-Почему он решает убить Крыжнёва? Что герой переживает при этом? (Тяжело на душе, трудно даётся убийство « своего», но не может Соколов допустить, чтобы один человек спасал свою жизнь ценой гибели другого. Только в единении людей он видит спасение).

-Зачем писатель вводит в рассказ образ предателя?

(Чтобы показать, что покорность обстоятельствам, подлость, трусость,

лицемерие повлияли на судьбу этого человека

АНАЛИЗ ЭПИЗОДА (ПОЕДИНОКС МЮЛЛЕРОМ)
А теперь обратимся к эпизоду поединка с Мюллером.

Обратите внимание на иллюстрацию. Художнику удалось передать всю напряжённость момента.


-Какое место занимает этот эпизод в рассказе?

(Кульминационный, центральный эпизод.)

- Что может противопоставить фашизму безоружный человек?

(Только силу духа, личное мужество.)

-Мюллер – страшный человек. Как он ведёт себя по отношению к военнопленным?

-О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

(О семье. Он знает, что должен погибнуть, но стал человек « собираться с духом», чтобы «бесстрашно, как и подобает солдату» встретить смерть.)

-Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время
торжественного ужина?

(Мюллеру нужно не просто расстрелять военнопленного, но и крайне унизить противника. Он хочет повторения того, что, как ему кажется, произошло под Сталинградом. Он воображает, что, поставив на колени русского солдата, тем самым как бы сольётся со своей непобедимой армией.)

-Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?
(Унизить.)

- В каком физическом состоянии находится Соколов?

(Крайне истощён, «голодный как волк».)

- Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски?

(Пьёт за свою погибель. « Хоть напьюсь, перед тем, как во двор идти, с жизнью расставаться». « Захотелось мне им проклятым показать,…что у меня есть своё русское достоинство и гордость, и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».)

- Почему кульминацией рассказа становится не вооружённое столкновение двух армий, а «мирный» диалог противоборствующих сторон?
(Диалог с Мюллером это не вооружённая схватка двух врагов, а
психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что
вынужден признать и Мюллер.)

В чем смысл этой победы?

(Одержана нравственная победа.)
Зачитайте слова Мюллера .

Мюллер даёт высокую оценку личным качествам


пленного солдата.

-Как на протяжении эпизода меняется отношение фашистов к Соколову?
(Появляется интерес, обнаруживают чувство собственного достоинства у
пленного; отказываясь пить за победу немецкого оружия, он вступает в
открытое противоборство с Мюллером, комендантом лагеря, сытым, сильным,
вооружённым противником, который может физически уничтожить узника в
любой момент.)

-Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли связь между этим событием, имеющим всемирно-историческое значение, и частным эпизодом, изображённым в рассказе?

(Комендант лагеря хотел повторения Сталинграда, и он получил его в полной


мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного
порядка, так как победа над фашизмом - это победа, прежде всего,
нравственная.) I

Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственную нашему народу.

- В каких словах выражает Соколов свой взгляд на долг человека, мужчины, солдата? Зачитайте.

(Готовность выстоять, « выдюжить» становится жизненным кредо Соколова. « На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы, всё вытерпеть, всё снести, если к тому нужда позвала!»).

Запишите те черты характера Соколова, которые вы отметили в этом
эпизоде.
- Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

(Узнаёт о гибели жены, дочерей, теряет сына в день Победы. Война отняла у него всё.)

Жестоко обошлась война с солдатом. Ненадолго блеснула радость, как солнышко из-за тучи.

(Портрет, мёртвые потухшие глаза. «За что ты, жизнь, меня так покалечила?

За что так исказнила?» Сердце героя «окаменело от горя» настолько, что

даже плакать он не способен. «...а мои невыплаканные слёзы, видно на

сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит.»)

-Как может измениться человек, попавший в такую ситуацию?

(Может ожесточиться, возненавидеть всех).

Характер А.Соколова - воплощение не только героизма русского народа,
но и его трагедии. Именно как великая трагедия изображена война в рассказе. Она порождает всеобщее сиротство и одиночество, разрушает всё, что создано с таким трудом. « Была семья, свой дом, всё это лепилось годами, и всё рухнуло в единый миг, остался я один»,- говорит главный герой. Но даже в вихре войны, даже после пережитых трагедий А.Соколов не утратил душевное тепло, способность сострадать.
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА (УСЫНОВЛЕНИЕ ВАНЮШИ).
Обратимся к эпизоду встречи и усыновления Ванюшки.

Перед вами кадр из одноимённого кинофильма, который имел огромный успех. Режиссёр Сергей Бондарчук. Он же в главной роли. Фильм стал классикой Отечественного кинематографа, был удостоен Большого Золотого приза Международного кинофестиваля в Москве (1959 г.) Ленинской премии (1960 г.) и других наград.

-Как раскрывается характер А. Соколова во взаимоотношениях с

Ванюшкой?

(Нельзя спасти мир от разрушения в одиночку. По мысли Шолохова, человек способен противостоять разрушению собственной личности. Потерявший близких герой рассказа не может остаться безучастным к чужому одиночеству.)

- Почему Соколов решает усыновить мальчика?

К каждому ли человеку так доверчиво может потянуться ребёнок?

- Что общего в их судьбах?

- Что испытывает Ванюшка, нашедший отца?

- Что переживает сам Соколов?

(Легко и светло стало на душе).

- Чего не смогла отнять у Соколова война?

(Человечности, сострадания, стремления к семейному единению).

- Одинок ли герой в своей способности сострадать?

(Нет, примеров сострадания много. Хозяйка. Это воплощение гуманистической сущности всего народа.)

(Восхищается, сочувствует, сострадает.)


-Какие же черты характера, присущие А. Соколову вы записали?

Сравните с моими записями.


Запись на обратной стороне доски:

стойкость, великодушие, уверенность в себе, мужество, верность, трудолюбие, умение любить, патриотизм, сострадание, доброта, самоотверженность, самопожертвование, совестливость,

ответственность, широта души.
Это и есть лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло Андрею Соколову выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
6. Подведение итогов.
- В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»? Как вы понимаете слово судьба?

(Работа со словарём).

В своём рассказе М. Шолохов описал человека, способного противостоять ударам судьбы, показал поистине великую силу характера, силу духа главного героя. А.Соколов изображён в разных ипостасях: муж, отец, солдат. Всё это объединяет ёмкое в своём значении слово - человек.

Название с одной стороны свидетельствует о внимании автора к
отдельной человеческой личности, а с другой Шолохов подчёркивает, что,
судьба А.Соколова - это судьба всего народа, прошедшего жесточайшие
испытания в годы самой кровопролитной войны 20 века и сохранившего
высокие гуманистические ценности: доброту, милосердие,
сострадание.

«Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив», - это слова из нобелевской лекции М.Шолохова.

Хочется закончить урок словами А.Толстого, цитата из рассказа которого взята как тема урока: « Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила - человеческая красота.» Вот такую человеческую красоту и обнаруживаем мы у главного героя рассказа М.Шолохова «Судьба человека.»
7. Домашнее задание.

Написать отзыв о рассказе М.Шолохова «Судьба человека».


8. Итог урока.

Оценка деятельности учащихся.


ОБОРУДОВАНИЕ:

Портрет М.Шолохова;

Иллюстрации к произведению;

Записи на доске;

План характеристики литературного героя;

Толковый словарь.