Мы неправильно толкуем изображение помещиков гоголем. Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души. Композиционное построение поэмы

Сочинение по литературе по теме: «Изображение помещиков в поэме Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»».

«Мертвые души» - одно из самых известных произведений Николая Васильевича Гоголя. В нем автор мастерски отобразил пороки и недостатки русского народа, проблемы России. Он хотел показать деградацию человеческой души, ее затухание, умертвение. Для этого Николай Васильевич решил использовать дворянство, а то есть его представителей - помещиков. В поэме каждый из них имеет свою историю жизни, свой быт и свой характер, но при всем их внешнем разнообразии, они имеют одно существенное сходство: владея живыми душами крестьян, сами они являются душами мертвыми.

Рассмотрим подробнее каждого из помещиков.

Свои похождения Чичиков начинает с поместья сладкого романтика Манилова. Он из рода людей «так себе, ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Все его мысли заняты глупыми мечтами о лучшей жизни и о процветании человечества, но на деле ничего не происходит. Хозяйством он не занимается и не хочет, даже не может сказать, умирали ли у него крестьяне или нет. Вся его жизнь основана на заискивании и подхалимстве перед высокопоставленными людьми, а то есть она бессмысленна, пуста. Душа Манилова мертва.

Далее на своем пути Чичиков попадает к Настасье Коробочке. Уже по говорящей фамилии мы можем назвать главную черту ее характера – ограниченность мышления, то есть помещица как бы заключена в «коробочку» своего сознания. Настасья Филипповна очень хозяйственная, знает всех своих крестьян по именам. Она не имеет большого состояния, но очень сильно боится продешевить и потерять хоть часть из своего «богатства». Смысл всей ее жизни – накопить как можно больше денег и не отдать никому лишнюю копейку. Душа Коробочки тоже мертва.

Следующим в галерее помещиков появляется Ноздрёв. Он игрок, кутила, завсегдатай злачных мест. Он проиграл всё своё состояние, поэтому живет полностью в долгах. Постоянно ругается, бранится, ведет себя грубо и агрессивно. Ноздрёвым управляет стихия. Он любит себя, эгоистичен. В 35 лет он такой же, как и в 18. Он не развивается, просто стоит на месте. Цель его жизни – весело проводить время. Его душа также мертва.

После посещения имения Ноздрева, Чичиков приезжает к Собакевичу. «Чертов кулак», - называет его гость. Корыстный, циничный, узкий в интересах человек. Он очень расчетливый хозяин, все крестьяне в его поместье живут в хороших условиях. Но душа его также не является живой. У нее требования лишь гастрономического характера: как бы побольше съесть за обедом или за ужином.

Последний представитель в галерее помещиков – Плюшкин. Его фамилия сразу же говорит нам о «сплющенности» его души. Плюшкин – настоящая скряга, он не поддерживает общение с его семьёй, а вместо этого копит весь мусор у себя в доме, носит оборванный халат и питается одними сухарями. Гоголь называет его «прорехой на человечество». На самом деле, Плюшкин находится на самой крайней стадии деградации человеческого существа. И его душа, конечно же, тоже мертва.

Таким образом, рассмотрев всех помещиков, которых посетил Павел Иванович, можно сделать вывод о смысле названия поэмы. Мертвыми душами являются не умершие люди, которых хотел скупить Чичиков, а сами помещики, которые ими обладали. Но в поэме есть все же и «живые» души, которые представлены в образе народа. Таким противопоставлением Николай Васильевич Гоголь хотел показать, что не все еще потеряно и что все можно изменить, поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую боятся «другие народы и государства».

Гоголь предлагает целую галерею образов русских помещиков. В каждом характере автор находит что-то типичное и особенное.

В целом, образы помещиков в поэме «Мертвые души» передают черты тех, кто заполнил Россию и не дает ей идти путем развития.

Манилов

У первого помещика нет имени, только фамилия - Манилов. Помещик попытался создать в российской глубинке подобие заграницы, но его желания остались намеком на архитектуру изысканности и продуманности настоящих мастеров. Суть характера – пустая праздность. Манилов погружен в мечты, строит неосуществимые проекты. Он создает подземные ходы, высокие башни, красивые мосты. В это время вокруг все ветшает и рушится. Крестьяне нищают, в барском доме пустуют комнаты, приходит в негодность мебель. Помещик живет без забот и труда. Внешне в поместье все идет своим чередом, от бездействия ничего не меняется, но все не вечно и от лени ничего не может появиться. Манилов – не единичен. Таких помещиков можно встретить в любом городе. Первое впечатление – приятный человек, но почти сразу с ним становится скучно и невыносимо. Понятие «маниловщина» стало бытовать после выхода поэмы. Таким словом объясняли праздный бессмысленный образ жизни, без цели и реальных действий. Такие помещики жили мечтаниями. Они поглощали то, что досталось в наследство, тратили труды крестьян, перешедших к ним. Господ не интересовало хозяйство. Они считали, что живут богатой внутренней силой ума, но лень поглощала их разум, и они постепенно отходили от настоящего дела, душа мертвела. Наверно, этим можно объяснить, почему классик выбрал Манилова первым образом. «Мертвая» душа живого человека стоит меньше тех, кто прожил свою жизнь в труде, даже после смерти полезен таким, как Манилов. Они могут «подольстить» с их помощью подлецам Чичиковым.

Коробочка

Следующим выбран классиком женский характер. Помещица Коробочка. Это дубинноголовая женщина, торгующая всем, что имеет. Помещица имеет имя Настасья Петровна. Чувствуется какое-то сходство с русскими сказками, но именно в имени типичность характера для русской глубинки. «Говорящая» фамилия опять обыгрывается Гоголем. Все в поместье прячется в коробочку, копится. Помещица укладывает деньги в мешочки. Сколько их? Невозможно представить. А вот для чего они, с какой целью идет накопление, для кого? Ответа никто не даст. Накопление с целью накопления. Страшно то, что для Настасьи Петровны все равно, чем торговать: живыми душами (крепостными девками), мертвыми людьми, пенькой или медом. Женщина, которая создана Богом для продолжения рода человеческого, нашла свою цель в продаже, очерствела и стала безразличной и равнодушной ко всему кроме денег. Для нее главное – не продешевить. Автор сравнивает образ с роем мух, которые слетаются на грязь, чтобы поживиться. Опасно еще и то, что они быстро плодятся. Сколько таких Коробочек в стране? Все больше и больше.

Ноздрев

Пьяница, игрок и драчун Ноздрев – следующий персонаж. Сущность его характера – подлость. Он готов «нагадить» любому, без разбора, смысла. Ноздрев не ставит перед собой определенных целей. Он беспорядочен, не собран и развязно нагл. Все вокруг помещика такое же: в конюшне кони и козел, в доме – волчонок. Он готов играть в шашки на мертвых, продает и меняет. В характере нет чести и честности, только ложь и обман. Общение с Ноздревым чаще завершается дракой, но это, если человек слабее. Сильные, наоборот, избивают помещика. Помещика не изменила любовь. Наверное, ее и не было. Жаль жену смутьяна. Она быстро умерла, оставив двух детей, которыми не интересуется. У детей есть нянька, по описанию она «смазлива», ей Ноздрев привозит с ярмарки подарки. Автор намекает на отношения между помещиком и нянькой, так как на бескорыстие и уважение от него вряд ли можно рассчитывать. О псах буян проявляет больше заботы, чем о своих близких. Гоголь предупреждает читателя, что Ноздревы долго не выведутся с Руси. Хорошо только то, что у Ноздрева хитрый Чичиков не смог купить мертвых душ.

Собакевич

Помещик – кулак, медведь, камень. Имя помещик не может быть другим – Михайло Семеныч. Все в породе Собакевича крепкие: отец был настоящим богатырем. Он один ходил на медведя. Интересно, что классик дает описание жены – Феодулии Ивановны, но ничего не говорит о детях. Как будто тут не о чем рассуждать. Дети есть, они такие же крепкие, как все в породе помещика. Вероятно, живут самостоятельно где-то отдельно от отца. Становится понятно, что в их имениях все схоже. Еще одна интересная деталь - барин никогда не болел. Собакевич при первом восприятии несколько другой, чем предыдущие персонажи. Но постепенно понимаешь, в нем так же нет души. Она очерствела и умерла. Осталась неуклюжесть и мертвая хватка. Он поднимает на товар цену, даже не задумываясь о сути предмета продажи. Грубый хозяин властвует в поместье. Он ни в ком не видит хорошего, все мошенники и обманщики. Ирония сквозит в словах классика, когда Собакевич находит в городе одного порядочного человека и называет его свиньей. На деле сам Собакевич именно такой, каким представляет людей. Он обретает рысь, когда начинается торговля, и успокаивается, когда товар выгодно продан.

Плюшкин

Образ этого помещика можно считать шедевром гениального автора. К чему приведет бесхозяйственность Манилова? Что станет с Коробочкой, увлеченной накопительством? Как будет жить спившийся буян Ноздрев? Все характеры нашли свое отражение в Плюшкине. Даже внешне совершенно несопоставимый с ним Собакевич живет в герое. Можно представить, с чего начиналось опустошение души Плюшкина, - с бережливости. Один помещик пошлее и «страшнее» другого, но Плюшкин – это итог. Жизнь его – череда бессмысленных дней, даже чахнущий над златом сказочный Кощей не вызывает такого отвращения, как пока еще живой человек. Плюшкин не понимает, для чего ему весь тот хлам, который он собирает, но отказаться от такого занятия уже не может. Особые чувства вызывают страницы, где описывают встречи помещика с дочерью и ее детьми. Дед разрешает посидеть внукам на коленях, поиграть пуговицей. Духовная смерть героя налицо. Отец не испытывает привязанности к близким. Он скуп и жаден настолько, что даже себя морит голодом. Черствый кулич, грязный напиток, куча хлама на фоне огромных куч гниющего зерна, полных закромов муки, испорченных рулонов сукна. Абсурд реальности и распад личности – трагичность русской жизни.

Крепостное право приводит к потере человечности в русских помещиках. Страшно осознавать, насколько мертвы их души. Умершие крестьяне выглядят живее. Образы помещиков один за другим предстают перед читателями. Их пошлость, распущенность пугает. Происходит вырождение дворянства и процветание пороков.

Изображение помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»

Центральное место в поэме Гоголя “Мертвые души” занимают пять глав, в которых представлены образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина. Главы расположены в особой последовательности по степени деградации героев.
Образ Манилова как бы вырастает из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. Он оторван от жизни, неприспособлен. Его дом стоит на юру, “открытом всем ветрам”. В беседке с надписью “Храм уединенного размышления” Манилов строит планы провести подземный ход и выстроить через пруд каменный мост. Это только пустые фантазии. В реальности хозяйство Манилова разваливается. Мужики пьянствуют, ключница ворует, слуги бездельничают. Досуг помещика занят бесцельным складыванием пепла из трубки в горки, а книга в его кабинете два года лежит с закладкой на 14-й странице.
Портрет и характер Манилова созданы по принципу: “в приятность, казалось, чересчур было передано сахару”. На лице Манилова было “выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…”
Любовь Манилова и его жены чересчур слащава и сентиментальна: “Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек”.
Но несмотря на “чрезмерность”, Манилов действительно добрый, любезный, безобидный человек. Он единственный из всех помещиков отдает Чичикову “мертвые души” бесплатно.
Коробочка тоже отличается “чрезмерностью”, но иного рода - чрезмерной бережливостью, недоверчивостью, боязливостью, ограниченностью. Она “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожай, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки”. Вещи в ее доме
отражают ее наивное представление о достатке и красоте и в то же время - ее мелочность и ограниченность. “Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде свернувшихся листьев; за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате”. Гоголь называет Коробочку “дубинноголовой”. Она боится продешевить при продаже “мертвых душ”, чтобы как-нибудь “не понести убытку”. Коробочка решается продать души только из страха, потому что Чичиков пожелал: “…да пропади и околей со всей вашей деревней!” “Дубинноголовость” Коробочки - черта человека, который “как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь”.
Собакевич внешне напоминает былинного богатыря: сапог исполинского размера, ватрушки “гораздо больше тарелки”, “ни разу не был болен”. Но поступки его отнюдь не богатырские. Он ругает всех подряд, видит во всех мерзавцев и мошенников. Весь город, по его словам, - “мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет… один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья”. Портреты на стенах, изображающие героев, говорят о нереализованных богатырских, героических возможностях “омертвелой” души Собакевича. Собакевич - “человек-кулак”. Он выражает общечеловеческую страсть к тяжелому, земному, отсутствие возвышенных идеалов.
Ноздрев - “разбитной малый”, кутила. Главная его страсть - “нагадить ближнему”, продолжая оставаться его другом.
“Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами”. В кабинете Ноздрева вместо книг - сабли и турецкие кинжалы, на одном из которых написано: “Мастер Савелий Сибиряков”. Даже блохи в доме Ноздрева “пребойкие насекомые”. Еда у Ноздрева выражает его бесшабашный дух: “кое-что пригорело, кое-что и вовсе не сварилось… словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет”. Однако активность, деятельность Ноздрева лишена смысла и тем более общественной пользы, потому он тоже “мертв”.
Плюшкин предстает в поэме бесполым существом, которого Чичиков принимает за ключницу. Образы, окружающие этого героя, - заплесневелый сухарь, засаленный халат, крыша, как решето. И предметы, и сам хозяин подвержены тлению. Когда-то образцовый хозяин и семьянин, Плюшкин теперь превратился в паука-отшельника. Он подозрителен, скуп, мелочен, деградирует умственно.
Показывая последовательно быт и характер пяти помещиков, Гоголь изображает процесс постепенной деградации помещичьего класса, выявляет все его пороки и недостатки.

В поэме Гоголя есть ярко видимая сюжетная линия. Это посещение главным персонажем хозяев поместий вокруг губернского города. Изображение помещиков в поэме «Мертвые души» позволяет представить разные, но схожие типы дворянства.

Сладкий романтик

Первый образ помещиков - Манилов. Он пытается привлечь к себе слащавостью, мечтами о лучшем мире. Процветание человечества в голове купца глупо и безжизненно. Погрузившись в сладостные мечтания, хозяин становится ленив и бездушен. Вокруг все приходит в упадок. Дом одиноко стоит на возвышенности, пруд, когда-то красивый и стильный, затягивается зеленой тиной. Хозяйство без Манилова, как дом без крыши. Умирают люди, помещика это не волнует. Ему не интересно, сколько их погибло, от чего, можно ли что-то исправить, сделать жизнь людей легче. Волнует Манилова низкопоклонство, он готов заискивать перед любым высокопоставленным лицом. Подхалим и льстец ищет только выгодные связи.

Богатство в коробочке

Чичиков попадает во владения женщины. Настасья Коробочка ограниченная в мышлении. Она спрятала свой ум глубоко, под замки. Коробочка очерствела и отупела. Внешняя деловитость зарывает собой жадность и истинное желание хозяйки – разбогатеть любой ценой. Помещица знает всех крестьян, помнит их имена, но может любого из них продать, если заметит выгоду в сделке.

Копейки купчиха прячет в комод, никому не дает лишней монеты, прибедняется и жалуется на нищету и бедность. Помещица схожа с кощеем: сидит на мешочках с деньгами, сухая, бездушная и страшная.

Эгоист и кутила

Следующий помещик, встретившийся на пути Чичикову, – Ноздрев. Купец игрок и пьяница. Он не ценит того, что досталось ему, все спускает на свои развлечения. Ноздреву нравится жить в долг. Он становится агрессивным, злым и жестоким в общении с людьми. Речь персонажа - постоянная грубая брань. Ноздрев не любит людей, но очень ценит себя. Эгоист не меняет своего поведения, он был таким в молодости, остается завсегдатаем кабаков и пирушек в 35 лет. Развитие помещика остановилось, душа изжила себя, омертвела. Веселое времяпрепровождения не завершиться для помещика хорошим, драки и пьянки сделают свое дело.

«Чертов кулак»

Чичиков называет чертовым кулаком Собакевича, оказавшись у него в гостях. Сочетание слов сложно для восприятия. Черти - мелкие существа, вредные и опасные. Кулак - крепкая часть руки богатыря. Собакевич такой и есть. Он здоров как русские молодцы, но алчен, как все представители черных сил. Помещик ест как сказочный персонаж, много и без разбора. Еда - для него смысл существования. Другие интересы купец отрицает, нет ничего важнее собственной сытости. В словах и поведении помещика видны корысть, цинизм и алчность. Расчетливость продавца мертвых душ пугает. Его душа давно умерла и вылетела из тела, оставив хозяину только плотские желания.

«Сплющенность» духовного мира

Плюшкин - самый низ деградации помещичьего сословия. Грязный хозяин поместья не похож на купца во внешности и в поведении. Души нет, как нет и жизни вокруг человека. В доме пусто и страшно. Сложно представить, как мог человек дойти до такого состояния. Насколько алчным становится помещик, что отказывает в естественных желаниях даже себе. Жить с кучей мусора, носить рваную одежду, питаться заплесневевшими сухарями - разве это удел хозяев жизни? Классик дает Плюшкину яркую характеристику - «прореха на человечестве». Можно просто осудить героя, но важно понят, куда тянут Россию такие люди.

Во 2-6 главах поэмы «Мертвые души» Гоголь представляет нам жизнь современных ему российских помещиков. Писатель рисует различных представителей этого класса, объясняя визиты к ним одной целью – стремлением мошенника Чичикова купить «мертвых душ».

Эпизоды, связанные с этими героями, строятся по одной схеме: изображение деревни, усадьбы, интерьера, портрета помещика, его психологической характеристики и т.д.

Так, «галерея» открывается беспочвенным мечтателем Маниловым. Сам автор относит его к категории людей из разряда «ни то, ни се, ни рыба, ни мясо». И действительно, у этого человека нет четко выраженной жизненной позиции, нет своих взглядов и убеждений. В беседе с Чичиковым весь он – стремление угодить собеседнику. И не более того.

Манилов довольно хорошо образованный, культурный, интеллигентный человек, однако полностью оторванный от реальной жизни. Он живет в своих прекраснодушных мечтах, смотрит на мир «сквозь розовые очки». Именно поэтому этот помещик характеризует местных чиновников, всем известных прожженных воров и взяточников, как прекрасных людей, добрейших, честнейших и препорядочных.

В голове Манилова живет множество планов и проектов, фантастических и нереальных. Однако, познакомившись с этим человеком, мы понимаем, что он никогда не воплотит их в жизнь и навсегда останется прекраснодушным мечтателем, ничего не сделавшим в реальности.

После Манилова Чичиков, сам того не желая, попадает к помещице Коробочке. Это была «одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки

и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодом».

Коробочка отличается чрезмерной тупостью и ограниченностью, недаром сам Чичиков называет ее «дубинноголовою». В жизни эту «даму» интересует лишь цена на пеньку и пух – больше она ничего и никого не желает знать. В ее доме жизнь остановилась, как остановились часы во всех ее комнатах, а вокруг героини роятся мухи, символизируя омертвелость души Коробочки, никчемность ее существования.

Помещик Собакевич – полная противоположность любезного Манилова. Этот грубый, «неотесанный» человек крепко стоит на ногах. Весь он – практическая смекалка, хитрость, сила и нахрап. Собакевичу абсолютно чужды «высокие материи», он печется лишь о собственной материальной выгоде и готов ради нее на все, даже на обман и подлость.

Этого помещика нисколько не удивила просьба Чичикова (в отличие от предыдущих героев). Он видит в предложение Павла Ивановича возможность заработать – и это самое главное для него: «Черт возьми, - подумал Чичиков про себя, - этот уж продает прежде, чем я заикнулся!»

Про таких людей, как Собакевич, говорят, что он своего не упустит. И действительно, этот герой выгодно продал своих умерших крестьян Чичикову, успев, к тому же, и «надуть» его – продать под видом мужских женские «души».

Ноздрев, с которым Чичиков встретился по дороге к Собакевичу, – воплощение русского разгульного духа, широкой натуры, которая не может найти себе применения: «Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории».

Этот герой не признает никаких законов и принципов, кроме одного – интереса и азарта. И ради этого он готов на все – на любую подлость и аферу: «Есть люди, имеющие страстишку нагадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины». Недаром именно Ноздрев становится человеком, распространившим слухи о том, что Чичиков скупает мертвые души – то есть фактически именно он способствовал краху аферы главного героя.

Скупец Плюшкин завершает череду помещиков, изображенных в поэме. Сам автор называет этого героя «прорехой на теле человечества» - настолько он кажется жалким и никчемным. Больше того, имя Плюшкина стало нарицательным – превратилось в символ безумного накопительства, скупости в крайней степени. Ведь этот помещик, имея большие богатства, морил голодом себя и своих крестьян, «трясся» из-за каждой, самой ненужной, вещи, тратил свою жизнь на бесплодное накопительство.

Таким образом, в поэме представлены разные типажи русских помещиков. Порядок их представления связан с количеством зла, сконцентрированного в этих героях, со степенью «вредоностности» и омертвелости их души. Получается, что Плюшкина Гоголь считает самым «безнадежным» из всех представленных помещиков.

Такая «восходящая композиция» в изображении героев помогает Гоголю ярко и отчетливо донести до читателя мысль, что современный ему помещичий класс представляет собой крайне косную силу, лишенную патриотических чувств и устремлений, духовно неразвитую и неспособную выполнять свое общественное предназначение.