Стилевое многообразие искусства xvii xviii вв урок. Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII в.в. Для искусства барокко характерны

Cлайд 1

Cлайд 2

Искусствовед А.А. Аникст отмечал: «исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение ее трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе. Способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека – действительно ли добрые начала главенствуют в ней».

Cлайд 3

Стилевое многообразие искусства XVII-XVIII в.в. Маньеризм Барокко Классицизм Рококо Реализм

Cлайд 4

Маньеризм (итальянское manierismo, от maniera - манера, стиль) течение в европейском искусстве 16 века, отражающее кризис гуманистической культуры Высокого Возрождения. Основным эстетическим критерием становится не следование природе. Маньеристы искажали заложенное в них гармоничное начало, культивируя представления о шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил. Произведения этих мастеров отличаются острыми колористическими и светотеневыми диссонансами, усложнённостью и преувеличенной экспрессивностью поз и мотивов движения, удлинённостью пропорций фигур, виртуозным рисунком, где линия, очерчивающая объём, обретает самостоятельное значение. Дж. Арчимбольдо Эль Греко Эль Греко «Христос, несущий крест

Cлайд 5

П. Рубенс. Маркиза Бригитта Спинола Дориа Ренбрант. «Христос во время шторма на море Галилейском» В.В. Растрелли. Посольская лесница Барокко (итал. barocco, буквально – причудливый, странный), один из главенствующих стилей в архитектуре и искусстве Европы и Латинской Америки конца 16 – середины 18 века. Барокко воплотило новые представления о единстве, безграничности и многообразии мира, о его драматической сложности и вечной изменчивости; его эстетика строилась на коллизии человека и мира, идеальных и чувственных начал, разума и иррационализма. Искусству барокко свойственны грандиозность, пышность и динамика, интенсивность чувств, пристрастие к эффектной зрелищности, совмещению иллюзорного и реального, сильным контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.

Cлайд 6

Брюллов Карл. Последний день Помпеи Брюллов Карл. Нарцисс, смотрящий в воду Никола Пуссен. Триумф Нептуна Пуссен Никола Классицизм, художественный стиль в европейском искусстве 17–начала 19 века, одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства, как к идеальному эстетическому и этическому эталону. Лежащие в основе классицизма принципы рационалистической философии обусловили взгляд теоретиков и практиков классического стиля на художественное произведение как на плод разума и логики, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни. В живописи классицизма основными элементами моделировки формы стали линия и светотень, локальный цвет четко выявляет пластику фигур и предметов, разделяет пространственные планы картины.

Cлайд 7

Помпео Батони Диана и Купидон Ватто Антуан Танец СебастьяноРиччи Авраам и три ангела Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 века. Пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во много напоминающие силуэт раковины. Тонкие переливания цвета и одновременно несколько блеклые по колориту живопись рококо. Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки человека, авантюры, фантазии. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков.

Cлайд 8

Реализм (от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества. Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Точность, конкретность, непредвзятость восприятия к жизни, внимание к простонародным типам, прочувствованное восприятие быта и природы, простота и естественность человеческих чувств. Илья Репин Бурлаки на Волге

Cлайд 9

В искусстве XVII-XVIII в.в. существовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они обладали глубоким внутренним единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни и общества

учитель МХК МБОУ гимназии

г.Сафонова Смоленской области

Слайд 2

Художественная культура XVII – XVIII вв.

  • Слайд 3

    Стиль (лат) - 2 значения:

    1) конструктивный принцип строения предметов и явлений мира культуры (стиль жизни, одежды, речи, общения, архитектуры, живописи и т.д.),

    2) особенности художественного творчества, художественные школы и направления (стиль эллинизма, классицизма, романтизма, модерн и пр.)

    Слайд 4

    Возникновение новых стилей и Возрождение

    Возрождение (Ренессанс) – эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Европы (XIV – XVI вв.)

    На смену догматическому искусству пришли стремление к реалистическому познанию мира, вера в творческие возможности и силу разума отдельного человека.

    Слайд 5

    Отличительные черты культуры Возрождения:

    • светский характер,
    • гуманистическое мировоззрение,
    • обращение к античному наследию.
  • Слайд 6

    С. Боттичелли. Рождение Венеры

  • Слайд 7

    С.Рафаэль. Галатея

  • Слайд 8

    От гуманизма Возрождения к маньеризму и барокко

    Маньеризм (от итал.-»приём», «манера») – господствующее художественное направление в европейском искусстве конца XVI в.

    Представители маньеризма в своём творчестве не следовали природе, а старались выразить субъективную идею образа, рождённого в душе художника.

    Слайд 9

    Тициан. Вакх и Ариадна

  • Слайд 10

    Барокко

    Барокко («причудливый»,«странный» - один из главенствующих стилей в европейской архитектуре и искусстве конца XVI – середины XVIII в.

    Человек в искусстве барокко предстаёт вовлечённым в круговорот и конфликт среды, многоплановой личностью со сложным внутренним миром.

    Слайд 11

    Для искусства барокко характерны

    • грациозность,
    • пышность и динамика,
    • совмещение иллюзорного и реального,
    • пристрастие к эффектным зрелищам,
    • контрастам масштабов и ритмов, материалов и фактур, света и тени.
  • Слайд 12

    ГвидоРени. Аврора

    Аврора, 1614, фреска, палаццо Паллавичини Роспильози, Рим

    Слайд 13

    Питер Пауль Рубенс. Суд Париса

  • Слайд 14

    П.П.Рубенс.Персей и Андромеда

  • Слайд 15

    Эпоха Просвещения в истории развития искусства

    • Классицизм как художественное воплощение идей Просвещения.
    • Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX в.
    • Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения.
    • Подчинение личных интересов общественным, чувства - долгу, идеализация героических образов – главные темы искусства классицизма.
  • Слайд 16

    Ф.Буше. Купание Дианы

  • Слайд 17

    Рококо

    • Рококо – стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в.
    • Пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям.
    • Задача искусства рококо – нравиться, трогать и развлекать.
    • Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие и рискованные поступки героев, авантюры и фантазии. Галантные развлечения и праздники – основные сюжеты произведений рококо.
  • Слайд 18

    Реалистические тенденциив развитии искусства XVII – XVIII вв.

    • Объективность, точность и конкретность в передаче событий окружающего мир
    • Отсутствие идеализации
    • Внимание к простонародным типам
    • Глубокое восприятие быта и природы
    • Простота и естественность в передаче мира человеческих чувств
  • Стилевое многообразие искусства XVII – XVIII веков

    • МХК 11, ч.2.
    • Модуль 1
    • Урок 1
    • Учитель МХК Смирнова Ольга Георгиевна
    • 1 кв. категория
    • МОУ «Климовская СОШ»

    Эль Греко исцеление слепорожденного 1570 Дрезденская галерея


    Так много новостей за двадцать лет И в сфере звезд, и в облике планет, На атомы вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас Всё стало относительным для нас. Джон Донн


    Предпосылки возникновения новых стилей

    Возрождение

    Новые стили

    • Мир – единое целое
    • Научные открытия начала XVII века окончательно расшатали образ мироздания.
    • Человек – ничтожная песчинка мироздания
    • Хаос, распад космического миропорядка
    • Трагизм, скепсис
    • Человек – мера всех вещей (Возрождение)
    • Гармония вселенной
    • Гуманизм

    Новые стили

    Маньеризм

    Маньеризм

    Барокко

    Барокко

    Рококо

    Рококо

    Классицизм

    Классицизм

    Реализм

    Реализм


    Маньеризм (характерные черты)

    • Изысканная, виртуозная техника
    • Напряженность и вычурность образов, оказавшихся во власти сверхъестественных сил
    • Отказ от изображения реального мира и уход в мир фантастический, потусторонний
    • Изломанность, «змеевидность» контурных линий
    • Резкая игра световых и цветовых контрастов
    • Неожиданное сопоставление больших и малых планов
    • Нагромождение обнаженных тел
    • Непривычное удлинение фигур или, напротив, явное уменьшение деталей
    • Неустойчивость и сложность поз

    Мученичество Святого Маврикия.

    1580 – 1583 гг.



    • Главная цель барокко – стремление удивить, вызвать изумление
    • Как и маньеризм, барокко передавал напряжение конфликта, дух противоречий
    • Но гораздо сильнее выражено стремление к возрождению гармонии в жизни человека
    • Человек одержим желанием выявить и понять главные законы развития жизни
    • Жажда жизни, страх перед смертью сочетаются с инстинктом самосохранения
    • Героические поступки на грани трагедии и ужаса. Человек перед выбором
    • Понимание тщетности бытия, бренности жизни


    Что жизнь? Тень мимолётная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час забытый всеми; сказка В устах глупца богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем. Уильям Шекспир


    Главные темы барокко

    • Мучения и страдания человека
    • Мистические аллегории
    • Соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них

    Характерные черты

    • Эмоциональный накал страстей
    • Динамизм и «тревожность» силуэтов
    • Картинная зрелищность
    • Преувеличенная пышность форм
    • Изобилие и нагромождение причудливых деталей
    • Использование неожиданных метафор
    • Вместе с тем барокко возродило некоторые общие признаки Ренессанса: широкий утверждающий характер, энергичный оптимизм, цельный, последовательный взгляд на мир, приверженность к ансамблю и синтезу искусств


    Эпоха Просвещения Классицизм

    Главные темы:

    • Торжество общественных начал над личными
    • Подчинение чувства долгу
    • Идеализация героических образов

    Характерные черты классицизма

    • Ясность, прямота и простота в выражении содержания
    • Сдержанность, спокойствие в эмоциях и страстях
    • Стремление к объективному отражению окружающего мира
    • Достоинство и рационализм в поступках
    • Соблюдения правильности и порядка
    • Архитектура отличается строгой организованностью геометрических линий, четкостью объемов, регулярностью планировки
    • В живописи и скульптуре и ДПИ: логическое развертывание сюжета, уравновешенная композиция, плавная контурная линия, четкая моделировка объема, подчиненность цвета смысловым акцентам


    Рококо (характерные черты)

    • Изысканные, сложные формы, причудливые линии
    • Стилизация раковины. Превращение ее в сложные завитки, в украшения в виде щита, свитка, герба или эмблемы
    • Мотив Аканта (стилизация травянистого растения)
    • В России – рокайли – декоративные орнаменты, имитирующие соединение причудливых раковин и диковинных растений
    • Маскароны – лепные, резные или витые маски в виде человеческого лица или головы зверя, размещенные над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах, мебели

    Растение

    Стилизация в стиле рококо




    • Время возникновения – 17 – 18 век
    • Принцип реалистического искусства – отражение «как в зеркале»
    • При этом истинному реализму чужд натурализм, слепое подражание природе
    • Художники только учились видеть жизнь такой, какая она есть


    Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей

    Эскиз Бернини

    Клод Перро


    • В искусстве 17-18 века сосуществовали различные художественные стили
    • Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали глубоким внутренним единством и общностью
    • Часто совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека

    Вопросы к теме

    • Каковы характерные черты и художественные идеалы искусства 17-18 века? Как по сравнению с эпохой Возрождения изменились представления о человеке и общей картине мира?
    • Расскажите о стилевом многообразии 17-18 века. Каковы их главные отличительные черты

    Урок по технологии смешанного обучения

    Модуль «Смена рабочих зон»

    Предмет - Мировая художественная культура 11 класс

    Учитель МХК и музыки, высшей квалификационной категории - Очирова З.М., «Почётный работник общего образования»

    Тема урока «Разнообразие стилей в культуре17-18 веков»

    Так много новостей за 20 лет

    и в сфере звёзд,

    и в области планет,

    на атомы Вселенная крошится,

    Все связи рвутся, всё в куски дробится.

    Основы расшатались, и сейчас

    всё стало относительным для нас.

    Джон Донн (1572-1631)англ. поэт

    Цель урока

    Выявить характерные особенности многообразия стилей культуры 17-18 веков.

    Задачи

      Определить закономерность смены художественных стилей.

      Развивать способность учащихся к отбору и анализу информации. Умение вербализировать свои ощущения и чувства

      Воспитание у учащихся более осознанного восприятия произведений искусства.

    Тип урока – обобщающий урок комплексного применения знаний/урок развивающего контроля/.

    Форма обучения : фронтальная, групповая

    Формируемые УУД

    Коммуникативные приобретение умений учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию.

    Познавательные

      умение высказывание основной мысли и вычленять основной смысл.

      умение анализировать задание с различных точек зрения и на основе разных параметров.

    Личностные

      умение слушать и слышать собеседника.

      умение формулировать свою позицию в корректной и убедительной форме, проявляя уважение к позиции и мнениям других людей.

    Регулятивные (рефлексивные)

      Умение контролировать свою речь с учетом коммуникативной ситуации, этических и социокультурных норм.

      Умение прогнозировать восприятие собеседника.

    Оборудование урока : персональный компьютер(4 шт.), интерактивная доска, мультимедийный видеопроектор, аудиозаписи, магнитофон, презентация к уроку в формате программы Microsoft Office PowerPoint, раздаточный материал (репродукции произведений, карточки с текстами, тестовые задания).

    План урока

    1.Организационный момент 1-2 мин.

    2. Введение в тему 2- 3 мин.

    3.Фронтальный опрос 3- 5 мин.

    4.Основной этап урока 25 -30 мин.

    5.Подведение итогов урока 3-5 мин.

    6.Рефлексия 1-2 мин.

    7. Заключение 1-2 мин .

    Ход урока

      Организационный момент - приветствие.

    /На слайде название темы урока, эпиграф. Учитель начинает урок на фоне звучания IV части цикла «Времена года» А. Вивальди - «Зима» /

    2.Введение в тему

    XVII-XVIII века - одна из самых ярких и блистательных эпох в истории мировой художественной культуры. Это время, когда стремительно менялась привычная, казалось бы, незыблемая картина мира, в общественном сознании происходило крушение идеалов Возрождения. Это время, когда на смену идеологии гуманизма и веры в безграничные возможности человека пришло иное ощущение жизни.

    Каждое время несет в себе присущие ему законы и целесообразности. Известно, что произведения архитектуры, скульптуры, музыки, декоративно-прикладного искусства, живописи и др. являются своеобразным средством кодирования “культурных посланий”. Мы общаемся с прошедшими эпохами, используя нашу способность к абстрагирующему восприятию. Зная «коды», а в нашем случае это черты и признаки стилей искусства 17-18 вв., мы сможем более осознанно воспринимать произведения искусства.

    Итак, сегодня наша задача - постараться выявить закономерность смены стилей и научиться видеть “код” того или иного стиля (слайд-понятие «стиль»). Стиль – это устойчивое единство выразительных средств, характеризующее художественное своеобразие произведения или совокупности произведений.

    3 .Фронтальный опрос - Ребята, кто может назвать основные стили в искусстве 17-18веков? Учащиеся называют основные стили данного периода (маньеризм, барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм).

    В течение ряда уроков вы познакомились с каждым из них. Мы, конечно же, согласимся с высказыванием современного русского искус­ствоведа Виктора Власова: «Стиль - есть художественное пере­живание времени»

    Давайте коротко охарактеризуем каждый из них. Дается словесное определение каждому стилю.

    4.Основной этап урока . Итак, мы с вами сегодня работаем по модулю «Смена рабочих зон». Класс поделён на 4 группы, каждая из которых выполняет своё задание. Очень важно ваше умение работать сообща, советуясь друг с другом и приходить к общему мнению.

    Группа «А» (слабые ученики) работает с раздаточным материалом, который надо распределить по 6-ти названным стилям. Здесь у вас и определение стиля, и черты каждого из них, репродукции картин, высказывания и поэтические строки известных людей.

    Группа «В» (учащиеся средней обученности) работает с тестовыми заданиями по нашей теме.

    Вам необходимо соотнести название картин с фамилией автора, стиль – с названием картины, черты стиля с его названием и т.д.

    И группа - «D» (отличники), она работает с презентацией «Стили в искусстве 17-18вв…» на ноутбуках с доступом в Интернет. Это практическая работа, в ней непростые задания, которые требуют глубоких знаний по предмету «МХК».

    Ребята, задания вы выполняете в течение 10-12 мин., а затем меняете свои рабочие зоны: группа «А» перемещается на место группы «В» и наоборот; группа «С» меняется с рабочей зоной группы «D». Я – учитель, плотно работаю с группой «А», а с тремя остальными работают мои помощники – призёры олимпиад по МХК, назовём их тьюторами. На слайде - «Тьютор- от английского «tutor» – куратор, наставник, воспитатель. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, поддерживать стремление к выполнению заданий и самостоятельности, решать организационные проблемы, налаживать контакт между учениками, психологически настроить подопечного на продуктивную работу, является связующим звеном между учениками и учителем».

    В течение урока вам предлагается выяснить причину смены стилей и попытаться выявить закономерности этого процесса. Это и будет итогом нашей сегодняшней работы.

    Учащиеся работают в группах. Учитель ненавязчиво следит за процессом выполнения заданий, по возможности корректирует ответы внутри группы. Тьюторы координируют работу в каждой группе.

    С группой «А» необходима более кропотливая и тщательно контролируемая работа. Для более высокой мотивации необходимо создание проблемных ситуаций и постановки отдельных задач. К примеру, при определении стиля картины обратить особое внимание учащихся на детали в репродукции, которые помогут более точно справиться с заданием. А в работе с поэтическим текстом найти ключевые слова или фразы, помогающие определить стиль и направление в искусстве.

    5.Подведение итогов урока.

    Ну, что ж, давайте выясним, как вы справились с заданием и какие сделали выводы? Представители каждой группы высказывают свою точку зрения…. Учитель опосредованно подводит учеников к правильной формулировке ответов: творческие люди всегда стремились к чему-то новому, неизведанному, что позволяло создавать новые шедевры; 17-18 века – время научных открытий, что повлекло за собой изменение во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве; изменение стилей – это закономерный процесс освоения мира по законам красоты, естественное отражение жизни человека….

    Итоговое слово учителя - Таким образом, мы с вами пришли к выводу, среда, окружение и отражение мира в движении становится главным для искусства XVII – XVIII вв. Однако искусство отнюдь не ограничивается только эстетической сферой. Исторически сложилось так, что произведения искусства выполняли в культуре не только эстетические (художественные) функции, хотя эстетическое всегда составляло сущ­ность искусства. Общество с древности научилось использовать мощную действенную силу искусства в самых разных соци­ально-утилитарных целях - религиозных, политических, терапевтических, гносеоло­гических, этических.

    Искусство - это отстоявшаяся, откристаллизовавшаяся и закреплен­ная форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержа­тельно и несет в себе художественную концепцию мира и личности.

    6.Рефлексия

    А сейчас постарайтесь оценить сегодняшний урок и ваше отношение к нему. Анкета анонимная.

    / на фоне звучания пьесы Л. Бетховена «К Элизе»/

    7. Заключение

    А теперь нам осталось оценить вашу работу. Участники каждой группы получают одинаковые оценки. Итак, оценки таковы…. (группа «А» получает заслуженные «четвёрки», а остальные учащиеся, я думаю, вы с этим согласитесь, - оценку «пять»).

    Всем спасибо за урок!

      Ванюшкина Л.М., Современный урок: Мировая художественная культура, Санкт-Петербург, КАРО, 2009.

      Дмитриева Н.А., Краткая история искусств, Москва, «Искусство», 1990.

      Данилова Г.И., Мировая художественная культура: программы для общеобразовательных учреждений. 5-11 класс, Москва, Дрофа, 2010.

      Данилова Г.И., Мировая художественная культура. 11 класс, Москва, «Интербук» 2002.

      Полевая В.М., Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство, Москва, «Советская Энциклопедия», 1986.