Классный час «Поговорим о культуре поведения. Классный час "о культуре поведения в школе" Классный час теме культура поведения

Игровой практикум по культуре поведения для учащихся начальной школы «Будь воспитанным везде — не один ты на Земле!»

Цели и задачи классного часа:

Развитие навыков соблюдения нравственных норм поведения и правил этикета;

Усвоение учащимися основных правил поведения в театре, транспорте, в гостях.

Подготовительная работа . Классный руководитель заранее предлагает учащимся прочитать книги по культуре поведения, создать инициативную группу, которая должна подготовить выступления учащихся; инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета; цветные жетоны из бумаги.

Оборудование . Три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.

Описание классного часа

Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди.

Учитель предлагает посмотреть ситуации, в которые попадает Васечкин, найти его ошибки в поведении и исправить их, грамотно сформулировать правила поведения. За каждое грамотно сформулированное правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого больше жетонов.

Итак, спектакль начинается...

Игровая ситуация «В театре»

1-я игровая миниатюра В театральном буфете

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль,

Не просите билеты

На балкон и партер.

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра,

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем,

В животе, бутерброд.

Учитель предлагает учащимся краткую беседу зачем нужен буфет в театре? (Рассуждения ребят.)

2-я игровая миниатюра — «Свет в зале погас.

Идет спектакль...»

У доски условно показан зрительный зал театра — стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, дожевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал. Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин как настоящий рыцарь наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин.

Выходят две девочки и читают стихотворение Агнии Барто «В театре»:

1-я девочка:

Когда мне было

Восемь лет,

Смотреть балет.

2-я девочка:

Мы пошли с подругой Любой.

Мы в театре сняли шубы,

Сняли теплые платки.

Нам в театре, в раздевалке

Дали в руки номерки.

1-я девочка:

Наконец-то я в балете!

Я забыла все на свете!

2-я девочка:

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не могла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала!

1-я девочка:

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

2-я девочка:

Вдруг оркестр грянул в трубы.

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

1-я девочка:

Вдруг вижу — нету номерка.

Фея кружится на сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

2-я девочка:

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

1-я девочка:

Все сильней играют трубы,

Пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

2-я девочка:

Укатился он куда-то...

Я в соседний ряд ползу.

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

1-я девочка:

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

2-я девочка:

А тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

Учитель предлагает ребятам пояснить, что неправильного сделала девочка в театре?

В ходе обсуждения ученики формулируют правила поведения в театре. Учитель записывает их маркером на белом листе ватмана. Если приведенные ниже правила покажутся громоздкими, их можно просто зачитать, а записать на ватмане главную мысль правил поведения в театре.

Возможные правила поведения в театре:

После того, как вы купили билет, рекомендуется прочитать пьесу (спектакль), узнать о ее авторе, в результате чего у вас сформируется свое видение пьесы, с которым вы сможете сравнить постановку режиссера, трактовку того или иного образа актером. Это сделает восприятие спектакля более полным, даст возможность обсудить его (по окончании или в антракте) с вашим спутником или друзьями.

Перед приобретением билетов следует изучить план зала, который висит рядом с окошком кассы, и выбрать удобные для вас места.

Если нет возможности свободного выбора, и места находятся далеко от сцены, следует взять с собой театральный бинокль.

В случае недомогания посещение театра следует отложить, чтобы не мешать кашлем или другими проявлениями нездоровья остальным зрителям.

Одежда для театра должна быть торжественной. Прическа должна быть такой, чтобы не мешать зрителям сзади. Неуместны также сумки, предназначенные для улицы, магазинов. Косметика и одежда не должны быть яркими и броскими.

В театр мужчина (мальчик, юноша) заходит первым, предъявляя билеты. Необходимо иметь запас времени, чтобы занять свои места до третьего звонка. Только в ложу можно входить, когда в зале погаснет свет.

Мужчина (мальчик, юноша) также проходит первым на свое место, за ним следует женщина (девочка, девушка). Проходить следует лицом к сидящим, причем извиняться при этом не следует. Если проход узкий, то сидящие должны встать. Женщины или девушки могут не подниматься.

Не следует разглядывать публику в бинокль, одалживать бинокль у соседей, рассказывать им содержание пьесы.

Если место занято, следует обратиться к дежурной по залу.

Если вы опоздали, следует пройти на ярусы или балкон, независимо от купленного места. Если свободных мест нет, следует постоять у двери до антракта, после которого нужно занять свои места.

Во время спектакля запрещается шуметь.

В антракте — можно остаться в зале или выйти. Если спутница не хочет выходить — мужчина или юноша должен остаться с ней.

Можно уйти из театра до начала второго действия, если пьеса не понравилась. Если решили остаться, не следует своим видом или репликами мешать окружающим.

Выходить из зала можно только после того, как актеры покинут сцену.

Игровая ситуация «В транспорте»

3-я игровая миниатюра «На автобусной остановке»

Ученик читает стихотворение Г. Остера:

Когда состаришься — ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать.

А к тем далеким временам

Не станет их совсем.

Учитель предлагает учащимся короткую беседу: как надо вести себя на автобусной остановке? (Рассуждения учеников.)

4-я игровая миниатюра «В автобусе»

У классной доски стоят шесть стульев в ряд, они условно показывают салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в автобус запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!» Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!»

После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.

Возможные правила поведения в транспорте:

При входе не мешай пассажирам входить в автобус (трамвай, метро).

Если есть свободное место, спокойно займи его.

Уступай место пожилым людям, женщинам и людям старшего возраста.

Если ты с девочкой, предложи ей место.

В транспорте громко не разговаривай с друзьями.

Не сори в транспорте, не привлекай к себе излишнего внимания окружающих.

Игровая ситуация «В гостях»

5-я игровая миниатюра — «В гостях»

Учащийся читает стихотворение Г. Остера:

Если друг на день рождения

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома —

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками —

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман.

Но не прячь туда варенье —

Трудно будет вынимать.

Учитель в краткой беседе объясняет учащимся, как необходимо готовиться к предстоящему визиту в гости.

6-я игровая миниатюра «Васечкин принимает гостей»

У доски стоят стол с букетом цветов, стулья. В глубине «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?» Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!» Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!» Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.

Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях. Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.

Возможные правила поведения в гостях:

При подборе подарка помни, кому он будет предназначен: мальчику или девочке, мужчине или женщине.

Помни пословицу: «Не дорог подарок, а дорога любовь».

Подарок обычно дарят при входе в помещение.

В гостях вести себя скромно, без разрешения хозяев не прикасаться к вещам и не ходить по комнатам.

За столом вести себя скромно, соблюдая правила этикета.

Со взрослыми вести себя уважительно, обращаясь на «Вы».

Подведение итогов . В конце классного часа классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла учащимся побывать в необычном театре, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Васи Васечкина. Учитель подводит итоги анализа ситуаций, еще раз повторяет учащимся правила поведения в общественных местах. Ребятам предлагается внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила поведения.

Учащиеся все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов. Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Кургана

«Средняя общеобразовательная школа № 53 имени А.А. Шараборина»

Поговорим о культуре поведения

Классный час

Разработала и провела:

Шарандина В.В.,

учитель истории и обществознания,

классный руководитель 7Б класса

МБОУ «СОШ № 53»

г. Курган, 2015 г.

Цель: Развитие умений обучающихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими обучающимися в результате групповой работы по теме беседы.

Мотивация выбора данной темы: обучающиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе, и к этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задачи: Развитие коммуникативных способностей обучающихся; профилактика спорных ситуаций среди детей, предотвращение конфликтных ситуаций между обучающимися и преподавателями.

Форма проведения: работа обучающихся в группах по выработке правил поведения в школе, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Класс делится на 2 группы с учетом пожеланий обучающихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Преподаватель вводит учеников в курс дела: сообщает тему беседы, рассказывает в какой форме будет он проходить.

Ход беседы

До начала выступления преподавателя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!». С детьми обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с темой беседы.

Вводное слово учащихся

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где «я» каждого превращается в общее «мы». И нужно чтобы каждое отдельное «я» чувствовало себя в этом большом «мы» комфортно. И чтобы «я» каждого не подавляло «я» своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому «я» полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова да навек ссора», «Бритва скребет, а слово ранит», «Ласковое слово - это вешний день».

Как вы думаете, что обозначает слово «вежливый» (соблюдающий правила приличия).

Задание 1 «Был такой случай…»

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 2 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: «Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице», «Как мы возражаем взрослым, родителям», и т. д.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание 2 «Вежливый человек»

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно.

Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.

Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.

Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

Задание 3 «Сокровищница народной мудрости»

На доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части - окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

У себя как хочешь,

Не дорог подарок -

О пустяках спорить -

По одежде не суди,

Слово - серебро,

по делам гляди.

молчание - золото.

а в гостях - как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Задание 4 «Мы составили правило…»

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость).

Правила поведения в школе (на уроках и на переменах).

Обязанности дежурного класса.

Подсказки

Форма Прическа Сменная или вторая обувь

Вежливость Мусор

Бережливость Опоздания Обращение к друг другу

Прогулы Сотовые телефоны Повседневная речь в школе

Чужие вещи Манера общения Поведение в столовой

Приход в школу Пропуск уроков

«Метрополис» Школьное имущество

Забота о младших и слабых Решение спорных вопросов

Курение в школе Поведение на уроках Поведение на переменах

Употребление непристойных выражений Обязанности дежурного класса

В течение 5 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем обучающиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта.

Заключительное слово учащихся.

Как учиться «вежеству»?

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово «вежа», т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться «вежеству» существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня - «манеры». В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они».

Итак,

первое условие воспитанности - знание общепринятых норм и правил поведения;

второе - тренироваться упражняться в правильном поведении;

третье - прочные и устойчивые привычки поведения.

У себя как хочешь,

Не дорог подарок -

О пустяках спорить -

По одежде не суди,

Слово - серебро,

по делам гляди.

молчание - золото.

а в гостях - как велят.

дорога любовь.

дело упустить.

Хоть не богат,

От слова спасенье,

На незваного гостя

В деревню, где живут одноногие,

От одного слова,

и от слова погибель.

не припасена и ложка.

а гостям рад.

да навек ссора.

надо идти на одной ноге.

Подсказки

Форма

Прическа

Сменная или вторая обувь

Вежливость

Мусор

Приветствие учеников и взрослых

Бережливость

Опоздания

Обращение друг к другу

Прогулы

Сотовые телефоны

Повседневная речь в школе

Чужие вещи

Манера общения

Поведение в столовой

Приход в школу

Пропуск уроков

Поведение во время линеек и мероприятий

«Метрополис»

Школьное имущество

Соблюдение правил безопасности

Забота о младших и слабых

Решение спорных вопросов

Поведение на уроках

Поведение на переменах

Обязанности дежурного класса

Подсказки

Форма

Прическа

Сменная или вторая обувь

Вежливость

Мусор

Приветствие учеников и взрослых

Бережливость

Опоздания

Обращение друг к другу

Прогулы

Сотовые телефоны

Повседневная речь в школе

Чужие вещи

Манера общения

Поведение в столовой

Приход в школу

Пропуск уроков

Поведение во время линеек и мероприятий

«Метрополис»

Школьное имущество

Соблюдение правил безопасности

Забота о младших и слабых

Решение спорных вопросов

Курение в школе и возле школы

Поведение на уроках

Поведение на переменах

Употребление непристойных выражений

Обязанности дежурного класса

1. Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития «я» каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где «я» каждого превращается в общее «мы». И нужно чтобы каждое отдельное «я» чувствовало себя в этом большом «мы» комфортно. И чтобы «я» каждого не подавляло «я» своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому «я» полноценно развиваться.

2. Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе - с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице - с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

3. К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: «От одного слова да навек ссора», «Бритва скребет, а слово ранит», «Ласковое слово - это вешний день» .

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня - «манеры». В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться. Многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: «У кого ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они».

Классный час

"О культуре поведения в школе"

Цели : Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа;
профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы : учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача : Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Оснащение и оборудование :

  • Столы со стульями для групп
  • Задания для групп для обсуждения одной тем
  • Подсказки по каждой теме (общие для всех)
  • Бумага и фломастеры для записи
  • Мультимедиа проектор
  • Интерактивная доска

Форма проведения : работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета, а также разработка обязанностей дежурного класса.

Класс делится классным руководителем на 3 группы с учетом пожеланий учащихся. Ребята рассаживаются за свои столы. Классный руководитель вводит учеников в курс дела: сообщает тему классного часа, знакомит с целями мероприятия.

Ход классного часа

До начала выступления учителя включается песня Б.Окуджавы «Давайте восклицать!» С классом обсуждается смысл слов песни, ведется поиск связи с тематикой классного часа.

Вводное слово учителя

Человек с самого своего рождения живет среди людей. Среди них делает свои первые шаги и говорит первые слова, развивается и раскрывает свои способности. Только человеческий социум может стать основой для развития личности, для развития “я” каждого человека. И таким социумом может стать не только крупное объединение людей, но и малая группа - школьный класс. Что такое класс? Класс - объединение людей, где “я” каждого превращается в общее “мы”. И нужно чтобы каждое отдельное “я” чувствовало себя в этом большом “мы” комфортно. И чтобы “я” каждого не подавляло “я” своего соседа. Для этого необходимо существование определенных правил поведения, которые дали бы возможность каждому “я” полноценно развиваться.

Давайте посчитаем, со сколькими людьми мы встречаемся ежедневно. Дома мы общаемся с родными: мамой, папой, братьями и сестрами, с соседями; в школе – с учителями, школьными товарищами, библиотекарем; в магазине - с продавцом, кассирами, незнакомыми людьми; на улице – с прохожими; старыми и молодыми людьми, взрослыми и сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь; с одними только поздороваешься, с другими поговоришь, поиграешь, третьим ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Каждый человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, на улице, в магазине, в кино, в библиотеке и т.д. Все мы знаем, что поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово нередко оставляют в душе след на целый день. Часто хорошее настроение у человека зависит от того, оказали ли ему внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Очень много времени мы с вами проводим в школе, поэтому сегодня будем говорить о правилах поведения в школе, а также о моментах неуважительного отношения, то есть такого, после которого возникают обиды. Как правило, обиды взаимны.

К сожалению, не во всех школьных коллективах утверждаются правила вежливости, приветливости, деликатности. Надо задуматься над своими ошибками в поведении. Ровный дружный тон, внимание друг к другу, взаимная поддержка укрепляют отношения. И наоборот, бесцеремонность или грубое обращение, бестактность, обидные прозвища, клички больно ранят, резко ухудшают ваше самочувствие. Некоторые считают, что все это мелочи, пустяки. Однако грубые слова не безобидны. Недаром народ сложил мудрые поговорки о роли слова в человеческих взаимоотношениях: “От одного слова да навек ссора ”, “Бритва скребет, а слово ранит” , “Ласковое слово – это вешний день ”.

Как вы думаете, что обозначает слово “вежливый” (соблюдающий правила приличия).

Итак, предлагаю вам в группах выполнить следующую работу: в течение 5 минут придумать, точно, кратко и выразительно разыграть сценки типичных ситуаций соблюдения или нарушения норм культуры поведения и общения в различных ситуациях. Например: “Как мы приветствуем, друг друга, взрослых в школе, на улице”, “Как мы возражаем взрослым, родителям”, и т. д.

Самостоятельная работа в группах.

Выступления от групп и общее обсуждение. Отношение других групп к ситуации.

Задание

Перед вами на интерактивной доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак воспитанного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди записывают характеристики воспитанного человека)

Обсуждаются качества личности воспитанного человека. Вырабатываются правила поведения.

Правила:

  • Вежливость, доброжелательность, дружелюбие в отношениях - это взаимно. Вырабатывайте в себе такие качества.
  • Не допускай ссор, драк, брани, крика, угроз. Это унижает человека.
  • Дорожи своей честью, честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков.
  • Помогай младшим, незащищенным будь справедливым.
  • Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе

“Сокровищница народной мудрости”

На интерактивной доске размещена таблица из двух столбцов. В левой части записаны начала народных высказываний. В правой части – окончание пословицы. Необходимо сопоставить начала и окончания, перетаскивая фразы в правой части в соответствующие строки.

Составьте из двух частей пословицы о культуре поведения:

Смысл каждого высказывания обсуждается.

Каждая группа получает задание, написанное на приготовленной карточке. Темы выбираются каждой командой вытягиванием заданий из рук учителя.

Темы :

  1. Школьный этикет (внешний вид, речь в стенах школы, вежливость)
  2. Правила поведения в школе
  3. Обязанности дежурного класса

Подсказки

  • Форма
  • Прическа сменная или вторая обувь
  • Приветствие учеников и взрослых
  • Обращение к друг другу
  • Мусор
  • Бережливость
  • Вежливость
  • Опоздания
  • Прогулы
  • Плееры и сотовые телефоны
  • Повседневная речь в школе
  • Манера общения
  • Чужие вещи
  • Поведение в столовой
  • Поведение во время линеек и мероприятий
  • Приход в школу
  • Пропуск уроков
  • Школьное имущество
  • Соблюдение правил безопасности
  • Забота о младших и слабых
  • Решение спорных вопросов
  • Курение в школе
  • Поведение на уроках
  • Поведение на переменах
  • Употребление непристойных выражений
  • Обязанности старшего дежурного по школе
  • Обязанности дежурного класса
  • Поведение на школьных вечерах и дискотеках

Задание

В течение 15-20 минут идет обсуждение темы, вносятся предложения и рекомендации, обсуждается их формулировка. Все это записывается на предоставленной бумаге. Затем учащиеся отбирают наиболее важные пункты. Из отобранного материала учащиеся готовят презентацию, которую защищают перед классом, отстаивая свои наработки и доказывая необходимость того или иного пункта. На подготовку и защиту презентаций отводится 25 минут.

По окончании классного часа принимается решение.

Решение

Выйти с предложением к другим классам провести подобные классные часы с такими же темами для выработки таких правил поведения в школе, чтобы их выполняли уже все учащиеся школы.

Подведение итогов.

Учитель: Предлагаю вам сейчас сдать экзамен по правилам поведения. Лучшему кто справится с заданиями, будет вручена медаль «Супер вежливость»

Заключительное слово.

Как учиться “вежеству”

До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает как вести себя в той или иной обстановке. Чтобы научиться “вежеству” существует несколько приемов.

Самонаблюдение

Прием сложный. Нужно как бы раздвоиться. Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Каждый раз ставишь перед собой цель. Например, сегодня – “манеры”. В другой раз цели будут другие: как разговариваю с людьми? Как здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Изучение мнения других людей

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие.

Помогает и самопознание, и наблюдение за поведением окружающих. У одного древнего восточного мудреца спросили: “У кого ты учился благовоспитанности?” - “У невоспитанных, ответил он, я избегал делать то, что делают они”.

Итак, первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения; второе – тренироваться упражняться в правильном поведении; третье – прочные и устойчивые привычки поведения.


Классный час "О культуре поведения в школе"

Цели: Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета, проработанными и внедренными самими учащимися в результате групповой работы по темам классного часа; профилактика спорных ситуаций среди учеников, предотвращение конфликтных ситуаций между учителями и учениками.

Мотивация выбора данной темы: учащиеся сами должны прийти к правилам поведения в школе и школьному этикету, сами должны осознать их необходимость, чтобы потом более осознанно всего этого придерживаться.

Задача: Развитие коммуникативных способностей учащихся.

Форма проведения: работа учащихся в группах по выработке правил поведения в школе, школьного этикета,

Ход урока:

Класс делится на 3 группы с учетом пожеланий учащихся.

Ученик 1

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
Вы место без протеста уступите старушке.
Если вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
Не будете с товарищем трещать как две сороки.
Ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой, вы их не перебьёте,
И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы, - тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.

С. Маршак

Учитель:

Ребята, о чём говорит в своём стихотворении Самуил Яковлевич Маршак? (О правилах поведения в обществе, правилах вежливости).

Почему люди должны быть вежливыми по отношению друг к другу?

Нужно ли соблюдать правила вежливости в школе? Почему?

Сегодня мы на уроке составим памятку «Школьные правила вежливости».

21 ноября во всем мире отмечают день приветствий и вежливости! Идея этого праздника принадлежит двум американским юношам, братьям Маккормики, предложившим в 1973 году проводить день приветствий и вежливости во всех странах мира.

А какие приветствия знаете вы? (Доброго здоровья, удачи и др.)

В разных станах мира люди по-своему приветствуют друг друга.

Например, зулусы говорят : «Я тебя вижу!”.

Монголы : «“Здоров ли твой скот?».

Итальянцы : “Хорошо ли вы потеете?»

Евреи : “Мир с тобой!»

Наверное, некоторые приветствия вызвали у вас улыбку? И напрасно.

Ведь, например, слова: “Здоров ли твой скот?” - это и приветствие и пожелание благополучия. Ведь в старые времена основу жизни монголов – кочевников составляло его стадо. Здоровые животные – хватит еды – всё благополучно в семье. Вот и получается: пожелать здоровья рогатым кормилицам скотовода – всё равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Попробуйте объяснить смысл остальных приветствий. («Я тебя вижу» - человек жив и здоров; «Хорошо ли вы потеете?» - здоров ли человек).

Для чего же люди приветствуют друг друга?

Составим первое правило вежливости:

Правило№1

- Сегодня на уроке мы часто произносим слово «вежливость». Что означает это слово?

Ученик 2 . Историческая справка . До XVI века в русском языке широко употреблялось слово “вежа”, т.е. человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке.

(Работа в группе). Я предлагаю выполнить вам следующее задание: перед вами на интерактивной доске нарисован человек –«вежа». Пусть каждая группа подарит этому человеку признаки вежливости. (Дети с помощью стрелочек записывают слова, характеризующие воспитанного человека. Например, добрый, воспитанный и др.)

Человек – «вежа»

(Работы вывешиваются на доску, обсуждаются: дети соглашаются или опровергают ответы своих товарищей).

После выполнения задания в группах составляется второе правило вежливости .

Правило №2

Задание «Минутка отдыха»

Сейчас вам предстоит выполнить задание «Доскажи вежливое словечко». (ответы хором)

    Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…..(спасибо).

    Зазеленеет даже пень, когда услышишь………(добрый день).

    Если больше есть не в силах, скажем маме мы……….(спасибо).

    Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече…….(здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости, говорим ……….(простите, пожалуйста).

    И во Франции и в Дании на прощание говорят …….(до свидания).

Как называются отгаданные слова? (Вежливые слова)

Для чего в нашей речи существуют такие слова?

Задание «Жизненные ситуации».

Каждая группа получает по 2 карточки с описанием жизненных ситуаций. Задания командам: как поступите вы?

1. Представь себе, что твой приятель пришёл к тебе в гости, сел на стул и сломал его. Твои действия.

2. Ты пришёл в гости и увидел, что там находится неприятный тебе человек. Твои действия.

3. Представь себе, что в компании товарищей ты рассказываешь какую-либо историю, а тебя не слушают, перебивают. Как ты поступишь?

4 Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

5. Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

6. По улице шла женщина с покупками. Один свёрток у неё упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шёл следом, что он должен сделать?

Поднимите руки те ребята, кто оказывался в подобных ситуациях? Какую реакцию вы ждали от окружающих по отношению к себе?

Какое правило можно составить на основе ваших выводов?

Правило 3.

Задание « Всё самое хорошее»

К доске приглашаются 2-3 ученика класса.

- Давайте попробуем найти в одноклассниках только хорошие качества характера. (Дети говорят о каждом ребёнке, ответы фиксируются на доске).

Сколько хороших качеств вы назвали! Чтобы хорошие качества приумножились, старайтесь видеть в людях только положительные моменты.

Правило №4.

Сейчас мы послушаем частушки о детях, которые забывают одно важное правило вежливости.

Ученик 3. Заиграй-ка, балалайка,
Балалайка три струны.
Ну-ка вспомним-ка, ребята,
Как мы вести себя должны.

Ученик 4 .В поезд входят три девчонки:
“Ух, народу сколько тут!
Занимай места быстрее,
А то бабушки займут!”

Ученик5 .Тётя Сима попросила
Слазить Петю на чердак.
“Извините, тётя Сима,
Я Вам вовсе не батрак!”.

Ученик 6 .Говорит лентяйке мать;
- Убери свою кровать!
- Я бы, мама, убрала,
Только я ещё мала”.

Какое правило не соблюдают дети? (Уважительное отношение к старшим людям).

Как должны вести себя дети по отношению к людям старшего поколения?

Правило 5.

Задание «Исправь ошибки».

На интерактивной доске слайды с текстами, в которых допущены ошибки в поведении детей. Каждая группа в ходе обсуждения исправляет ошибки, высказывает свой вариант развития событий.

Ситуация первая

Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Смотрит телевизор. Звонок. В дверях Николай Иванович. Он работает вместе с отцом.

Здравствуй, Наташа. Папа дома?

Папы нет, - Наташа нетерпеливо глядит на гостя. Ее рука на щеколде задвижки.

- Жаль. До свидания.

А как бы вы поступили на месте Наташи?

Ситуация вторая

Алеша возвращался из школы с друзьями. По дороге спорили о том, кто быстрее всех бегает. Саша утверждал, что гепард, Витя говорил - антилопа. Доспорить не успели, а уже и дом Алешин. Расставаться не хотелось. Алеша предложил: “Пошли к нам, ребята. У меня “Жизнь животных” есть. И поедим, а то здорово есть хочется”.

А мама ругаться не будет? - спросил Витя.

Ну, что ты! Она у меня не такая!

Мальчикам открыла мама Алеши. Она была в стареньком платье, в фартуке. Из-под косынки выбились волосы. В руках мокрая тряпка. В ванной работала стиральная машина, а в комнате, куда прошли мальчики, вся мебель была сдвинута. Видно, началась большая уборка.

- Вы уж извините, ребята,- у нас беспорядок. Я сейчас приготовлю вам чего-нибудь перекусить.

Мальчики стали отказываться, порывались уйти. Хозяева уговаривали их остаться. Всем было неловко, нехорошо. Кто виноват в этом?

Ситуация третья.

Скоро, в школу. Уроки ещё не сделаны.А мама просила начистить картошку и протереть пол влажной тряпкой. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра заглянули к нему на минутку соседи, два брата. И всё не уходят. Играли в настольный хоккей. Отрабатывали на ковре приёмы самбо. Опустошили вазочку с конфетами. Потом нашли песенник и стали петь песни.

Домой их отправить? А как же с долгом хозяина? Выполнить долг хозяина? А уроки? А мамина просьба?

Обсуждение детьми жизненных ситуаций, коллективное исправление ошибок.

В конце урока составляется памятка правил вежливости и памятка упражнений для развития вежливости.

Памятка « Школьные правила вежливости».

Правило№1

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова приветствия.

Правило №2

Вырабатывайте в себе качества вежливого, доброжелательного, дружелюбного, воспитанного человека.

Правило№3

Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступили по отношению к тебе.

Правило №4.

Старайтесь видеть в людях только положительные качества характера.

Правило №5

Относись с уважением к людям старшего поколения.

Не всем всегда получается быть вежливыми людьми. Существуют специальные психологические рекомендации. Учёные-психологи рекомендуют выполнять специальные упражнения, способствующие развитию у человека вежливого поведения к окружающим и к самому себе.С такими рекомендациями познакомит вас (ученик 7)

Упражнение « Наблюдай за собой»

Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека. Как я разговариваю с людьми? Как я здороваюсь? Как держусь в гостях? Отмечай не только свои недостатки, но обязательно и хорошие черты, качества, привычки.

Упражнение «Самооценка

Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку. Можно вечером, когда лёг спать, вспомнить, как прошел день, что заметил за собой и прямо сказать себе. В этом очень помог бы дневник, в котором отражались бы раздумья о самом себе, об окружающих людях, оценки самому себе.

Упражнение «Изучение мнения других людей»

Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие. Не стесняйся, спроси о себе окружающих тебя людей.

Итог урока

- Кого мы можем назвать вежливым человеком?

Почему мы должны быть взаимовежливы по отношению друг к другу?

Какие правила вежливости существуют?

Какие выводы вы сегодня для себя сделали?

Что нового узнали по данной теме?

Классный час « О культуре поведения»

Участники: студенты 22 группы, куратор

Цели:

1) содействовать формированию познавательного интереса к этическому знанию, основам этической культуры;

2) побуждать обучающихся к самосовершенствованию.

Оформление, оборудование и инвентарь:

на доске:

а) тема классного часа и слова поэта Александра Межирова:

Нелёгок труд заводов и полей,

Но есть работа много тяжелей.

Работа эта – быть среди людей.

б) «чаша мудрости» (можно нарисовать мелом или использовать заранее приготовленный рисунок на бумаге) и прикреплённые к ней листочки с ситуациями, педагогическими задачами, высказываниями или афоризмами из области этикета;

Ход проведения.

I. Вступительное слово куратора, в котором называется тема классного часа и зачитываются слова поэта А. Межирова. Совместно с обучающимися даётся объяснение понятия «культура поведения». (Культура поведения – это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми овокупность форм повседневного поведения человека () называется тема классного часа и слова поэта А. 0000000000000000000000000 ) , в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения).

II. Предлагается работа с «чашей мудрости». Желающие вынимают из «чаши» листок, где обозначены ситуациями, педагогическими задачи, высказывания или афоризмы из области этикета. Прочитав написанное, ученик обосновывает своё решение или комментирует высказывание.

Задания-вопросы:

1.Откуда берётся мнение о человеке, которого совсем не знаешь? (В прежние времена люди придавали первому впечатлению ещё большее значение, чем теперь. Судили даже по внешности. Древнегреческий философ Аристотель писал, что человек, у которого руки достают до колен, смел, честен, свободен в обращении, а тот, у кого взъерошенные, лохматые волосы, - трусоват.

Настоящую сенсацию произвёл выпущенный в 1775 г. Философский трактат швейцарского писателя Лафатера «Физиогномические фрагменты», в котором автор пытается найти связь духовных качеств человека со строением его скелета и чертами лица. С ним спорил его современник, руководствовавшийся тезисом: внешность обманчива. И хотя споры длятся до сих пор, нельзя отрицать, что 90% строят свои отношения с человеком на основе первого впечатления.)

2.Если ты не знаешь имени человека, к которому обращаешься, как начать фразу? («Простите пожалуйста …» или «Будьте добры, пожалуйста …»)

3.Зачем люди ходят в гости? (Можно рассказать случай из жизни Вольтера.)

4.Почему родилась поговорка: «Дарёному коню в зубы не смотрят»? (Можно рассказать случай из жизниМоцарта.)

5.Из какой знаменитой книги эти советы?

- Не хватай первым блюда и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало. Не сопи, егда яси (когда ешь).

- Когда что тебе предложат, то возьми часть из того, прочее отдай другому.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши. Не проглотив куска, не говори.

- Около своей тарелкой не делай забора из костей, корок, хлеба и прочего…(«Юности честное зерцало»)

6.Что надо помнить, чтобы по усам текло, а в рот попало? (Необходимо помнить, какие блюда чем есть.)

7.Чему служила раньше частица «с»? (В России в XIX в. частица «с» была распространена как частица вежливого обращения. Она могла присоединяться к любому знаменательному слову. Она возникла из обращения «сударь». Особое распространение получила в чиновничьей сфере и постепенно стала восприниматься как выражение угодливости.)

8.Как охарактеризовать с точки зрения этикета поведение Евгения Онегина?

Все хлопает, Онегин входит.

Идет меж кресел по ногам…

9.Назовите главные, с вашей точки зрения, правила этикета.

«Испив» полностью «чашу мудрости», учащиеся приходят к выводу, что человек живёт в обществе и должен соблюдать определённые правила поведения: правила поведения дома, в школе и других общественных местах.

III. Теперь мы проведем викторину и узнаем, кто лучше всех знает правила поведения.

1. Ты идешь с товарищем на улице. Он поздоровался с незнако­мым тебе человеком. Надо ли поздороваться и тебе? (Да).

2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у пе­редней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними? Как? (Кивнуть, махнуть рукой).

3. Вы часто встречаете человека, когда идете в колледж, но незнако­мы с ним. Надо ли здороваться? (Приветствовать людей, с которы­ ми часто встречаешься, даже если ты с ним не знаком, обязательно).

4.Мальчик в автобусе сидит у окна, девочка - со стороны про­хода. Подошла женщина с ребенком на руках. Кто должен усту­пить место? (Мальчик, а девочка или пересаживается к окну, или встает и пропускает маму с малышом).

5. Ты едешь с тренировки. На тебе теплый свитер; так хочется открыть окно в автобусе, тем более, что и народу немного: сзади сидят бабушка и малыш с папой. Можно ли это сделать? (Нужно спросить разрешение у других пассажиров: «Вам не помешает, если я открою окно?»)

6. Кто должен первым закончить разговор по телефону: кто по­звонил или кому позвонили? (Тот, кто позвонил; однако, если вы звоните старшим, пусть конец разговору положат они).

7. Правда ли, что если кто-то чихнет, нельзя говорить «Будьте здо­ровы»? Что можно? (Лучше всего не обратить на это внимание).

8. Если тебе принесли завернутый подарок, можно его развернуть и посмотреть? Говорят, что если начинаешь сразу разворачивать, то показываешь свою жадность. (Надо развернуть, поблагодарить; гостю ведь тоже интересно, понравился ли подарок).

9. На вечере мальчик приглашает девочку танцевать. Она отка­зывается. Он спрашивает: «Почему?» Что должна отвечать де­вочка? (Этикет разрешает девушке отказаться от приглашения на танец, не объясняя причины).

10. Ваш знакомый едет в другой город, и вы хотите передать с ним письмо подруге. Нужно ли заклеивать конверт? (Нет, этим вы обидите друга, проявляя недоверие к нему).

11. Катя, Зина, Оля уселись во дворе на лавочке. Оле нужно рас­сказать Кате по секрету то, что касается их двоих. Можно ли это сделать прямо тут же? (Секретничать двум людям в присутствии третьего человека нельзя: он может подумать, что речь идет о нем или что ему не доверяют).

12. Вам подарили вещь, которая у вас уже есть или вам не нуж­на, не нравится. Что вы скажете тому, кто ее подарил? (Не следу­ ет огорчать человека, который хотел доставить вам приятное своим подарком).

13. Ребята часто берут друг у друга взаймы деньги и разные вещи. Составьте несколько правил одалживания, которым следуют вос­питанные люди. (Брать взаймы надо только в случае крайней не­ обходимости. Возвращать долг в точно указанный срок с обяза­ тельной благодарностью. Никогда не одалживать такие предметы, как расческа, мочалка, одежда - это негигиенично; не следует брать взаймы предмет, который легко может быть испорчен (кас­ сету, пластинку); не полагается одалживать редкие и дорогие предметы, которые, в случае утраты или порчи, никакими деньга­ ми не возместишь, например, редкую коллекционную марку, ка­ кую-то особенную фотографию, которая существует в единствен­ ном экземпляре (старинную книгу и т.д.)

Куратор: Теперь вам предстоит найти ошибки в поведении людей.

В школьном коридоре разговаривают учителя. Олег увидел среди них куратора я и вежливо сказал: «Здравствуйте, Елена Александровна». (Надо здороваться со всеми учителями).

В дверь постучали. Сергей, продолжая есть, крикнул: «Входите, открыто!» Вошла Марина, она пришла за книгой. (Надо встретить; по­мочь раздеться; если есть возможность - предложить поужинать; если нет - отложить ужин; предложить Марине какое-либо занятие, пока Сергей будет искать книгу).

Скоро в колледж. Уроки еще не сделаны. А мама просила начистить картошки и протереть пол. Но Игорь никак не возьмется за дело. С утра к нему пришли два брата-соседа и все не уходят. Что делать? (Надо вежливо сказать, что у него есть дела, попросить извинения и пригласить гостей прийти в другой раз).

Лена и мама тщательно готовились ко дню рождения: жарили пи­рожки, пекли торт, купили мороженого и даже сделали молочный кок­тейль. Гости засыпали Лену подарками, чинно уселись за стол, быстро управились с угощениями. И заскучали. Девочки сбились на диване, листали книжку, смеялись. Мальчики в другом углу играли в шашки.- Айда, ребята, шайбу погоняем, - сказал кто-то. И мальчики заторо­пились. Следом ушли и девочки. (Лена уделила много внимания столу и не подумала, чем займутся гости. Если бы мама не ушла, то она на­ шла бы выход из положения, помогла бы Лене объединить ребят).

Пока отец брал билет в автобусе, сын захватил удобное сиденье, устроился основательно и закричал: «Папа, иди скорее, я тебе место занял!» Отец подошел, наклонился к уху сына и сказал: ...Что он мог сказать? («Сын, не забыл ли ты, что мы с тобой мужчины?»)

Подавая вещи гардеробщику, ни в коем случае не перебрасывайте пальто за барьер. Пусть он сам поработает. Если так сделает каждый из нескольких сотен зрителей, у гардеробщика на руках разовьются пре­красные мускулы. Правильный ли это совет?

Номерок лучше повесить на палец, так будет удобно вращать его в фойе и во время концерта. Согласны?

Если ваши места в середине ряда, не торопитесь занимать их. Пусть сначала сядут все остальные. Зато потом, когда вы будете проходить, им придется встать. Это как зарядка, полезно для здоровья. Верно, ребята?

Как только вы уселись на месте, начинайте хлопать. Ведь просто не­ справедливо, что вы уже готовы, а представление или фильм не начинается.

    Не забудьте: вам с товарищем не так часто приходится просидеть рядом 1,5-2 часа. Используйте эту возможность, чтобы рассказать все новости. Одно плохо: приходится иногда напрягать голосовые связки, так как мешает громкая музыка.

    Купите в буфете шоколадку, но сразу не ешьте. Идите в зал и, звонко шурша фольгой, разверните только тогда, когда певец или скрипач выйдут на сцену. Знаете, как приятно есть шоколадку и конфеты под музыку?!

    Помните, что долго сохранять неподвижность очень вредно для организма. Поэтому побольше двигайтесь: поворачивайтесь, наклоняй­тесь, упирайтесь ногами в спинку переднего стула и спихивайте руки соседей с подлокотников.

    Не будьте эгоистами. Если вам известно содержание фильма или спектакля, быстренько расскажите самое главное соседям.

    Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Ведь если ваше лицо в этот момент будет радостным, могут подумать, что ты преподносишь сущий пустяк, о котором и жалеть-то не стоит.

    Всем знакомым, друзьям, гостям обязательно покажи подарок и объяви: «Это я Вовке подарил». А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.

    Проследи за судьбой подарка. Время от времени напоминай другу: «Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?» Будь дипломатом: интересуйся как бы невзначай: «А где, кстати, чехлы, которые я тебе в позапрошлом году подарил?»

    В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался недос­тойным человеком и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен и тверд. Требуй подарок обратно. Может быть, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость?

    Товарищ привел меня в шахматный кружок и говорит: «Знакомь­ся». Я стал каждому руку подавать и называть себя по имени. А они смеются, что я 9 раз сказал: «Руслан». Как же тогда знакомиться? (На­до было товарищу представить Руслана и затем назвать имена ребят).

Куратор: А теперь проверим, всегда ли вы себя правильно ведете? Предлагаю тест, а вы на листочках ставите + или - при ответе на вопрос.

  1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом к родным запиской или по телефону?

    Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой (генеральной уборкой, ремонтом), а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

    Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру. Нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

    Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, братьев, бабушки?

    Известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда они собираются ее приобрести?

    Случается ли, что, помимо маминого поручения, ты выполня­ешь еще какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, тебя просили протереть пол в прихожей, а ты еще и всю обувь привел в порядок)?

    Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Все­гда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

    У родителей свободный вечер. Они собираются в гости. Выражаешь ли ты свое желание не оставаться дома (про­сишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

    У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоми­нать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

    Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

А теперь подсчитайте свой результат. Если у тебя одинаковое количество «+» и «-» , то ты правильно себя ведешь, если «-» больше, то тебе следует подумать над своим поведением.

III . Заключительная часть

В заключении нашего классного часа хочется сказать:

Что поставим в основе воспитанности, которая определяет культуру поведения? (Уважение к человеку.)

В чём проявляется уважение к человеку? (В приветливости, учтивости, тактичности, деликатности, естественности, сдержанности, терпимости.)

Что они определяют? (Степень проявления уважения к другому человеку и способ его выражения.)