Архитекторы китая. Китайская архитектура. Шедевры Китайской архитектуры

Традиционная архитектура Китая, как известно, сильно отличается от европейской. Поражает сочетание ярких цветов – красного, синего, зелёного в декоре зданий, наличие обязательных изогнутых крыш с обязательными фигурками сыновей дракона на их концах.

Сначала эти фигурки удивляют, и их постоянно фотографируешь. Потом замечаешь, что они повторяются всюду и уже не обращаешь на них внимания.

Спрашивал я гидов, почему крыши изогнутые, ведь делать их такими не совсем удобно. Из сбивчивых ответов выходило, что это традиция, связанная вроде с тем, что в древние времена на слабые балки клали тяжёлую черепицу, и они прогибались. Но точно ли это так, мне не известно.
Особо древних строений нам не показали – Китай много раз подвергался нашествиям варваров, не щадили городов и часто восстававшие крестьяне. Так что основная часть древностей — это сооружения династий Мин и Цин, т.е. по европейскому летоисчислению, 14 – 19 век. По нашим меркам это, конечно, старина, а для Китая с его пятитысячелетней историей это почти современность.
Но и во время этих последних династий настроено много великолепного и бесподобного. В каждом городе есть колокольная и барабанная башни. Они огромны и в одной утром били в колокол, встречая новый день, в другой барабанным боем провожали день прошедший. Как в этих ваших европах обходились без таких башен – не понятно.

Китайцы нашего времени так быстро восстанавливают старину и так хорошо стилизуют, что часто не понятно – древнее это сооружение, или новодел, или результат реставрации.
Видели мы и поднимались на знаменитые многоярусные китайские пагоды, («багода» как говорят гиды), которые, как я думал, являются визитной карточкой китайской архитектуры. Пагоды высокие, древние, внутри почти лишённые декора, лестница ведёт до самого верха. Но лестницы не винтовые, а обычные (может, до винтовых китайцы не додумались?)

Оказалось, что пагода — не что иное, как мемориальная библиотека для хранения буддистских манускриптов, вывезенных в разное время из Индии. И построены они по индийским образцам.

Запретный город, или Гугун, в Пекине, в котором жил император со своими многочисленными жёнами, наложницами и евнухами, представляет собой действительно целый город из построек разного назначения, площадей, переходов и т. д., окруженный высоченной стеной и рвом с водой, шириной с добрую реку. Все строения дворца крыты черепицей золотого цвета, которая могла использоваться только для зданий, принадлежащих императору. Во дворце 9999 комнат, а 10000 только у бога неба, который, таким образом, всего на 1 комнату богаче императора. На самом деле комнат вроде бы восемьсот с чем-то, но я не проверял.
Удивляет, как императоры и свита жили зимой в этом запретном городе. И в конце марта было холодно, кое-где лежал снег. А в январе в Пекине бывают вполне сибирские морозы. Но павильоны, в которых жили люди практически открытые и без правильного отопления. Жалко императора.

«типа император»

Посторонним мужчинам после захода солнца там находиться запрещалось. Для тех, кто думает, что жизнь императора состояла из одних удовольствий, передаю рассказ гида, о том, что, если император задерживался с одной из жён больше определённого по этикету непродолжительного времени, дежурный евнух подходил к двери опочивальни и кричал: «Уважаемый император! Ваше время истекло». Если император не реагировал, то евнухи заходили и просто уносили полюбившуюся женщину. Ибо если император проведёт с ней больше положенного, то не отдохнёт и не восстановит силы. А они ему нужны для управления государством. Вот вам и восточный деспот.
Знаменитый храм Неба в Пекине — это комплекс сооружений, построенных по стандартному плану, примерно такому: двор или площадь или сад — павильон, двор – павильон, двор – павильон. И так много раз. Причём, такая планировка наблюдается как в буддистских, так и в даосских, и в конфуцианских храмах. Говорят, что и мечети в Китае имеют тот же план, но я внутри мечетей в Китае не бывал, снаружи видел, но внутрь зайти не довелось.

Храм Неба очень красив, строения его в основном деревянные, из гигантских брёвен. Основной фон красный, по которому нанесены разноцветные узоры. А черепица синяя, в цвет неба.
Главные здания храма — единственные в Китае круглые религиозные сооружения. Ибо небо – оно, как известно, круглое. А земля, понятное дело, квадратная. И постройки земные поэтому прямоугольные.
В Храме Неба император, как сын неба, бывший по совместительству главным жрецом, ежегодно молился об урожае, который для многолюдного Китая всегда было наиважнейшим делом.

В буддистских храмах много народу, много разных изображений и статуй разных будд (я-то по невежеству думал, что Будда — один и это принц Гаутама, а их оказалось превеликое множество), его помощников и учеников. Там много молящихся, но молятся на коленях и возжигают свечи (точнее, ароматные палочки) в большинстве молодые люди. Я подумал было, что это наследие Мао, устроившего культурную революцию и полностью вытравившего религиозный дух у старшего поколения. Гид опроверг мои домыслы, сказав, что это молятся безбожники, а верующим позволено молится только два раза в месяц, первого и пятнадцатого числа, что-то вроде аванса и получки. У Будды ведь много дел и нельзя постоянно докучать ему своими просьбами.

Кстати, хотя часто утверждается, что китайский чань-буддизм – это самобытное явление, имеющее мало общего с индийским буддизмом, сами китайцы так не думают. Они полностью признают индийский приоритет. Верующие китайские буддисты стараются отправиться в Индию в паломническую поездку по святым местам жизни и деятельности Будды и других авторитетов.

В храмах Конфуция, а их я посетил два, в Пекине и в Шанхае, было практически безлюдно, росли вековые кипарисы, и хотелось предаваться размышлениям о смысле жизни. Но очень большое количество пепла от свечей в специальных жаровнях говорит о том, что Учителю тоже молятся, хотя он вроде и не бог.

Это — фото храма Конфуция в Пекине.

Годные конфуции

Еще одной колыбелью древнейшей цивилизации можно считать Китай, где уже в III тысячелетии до нашей эры существовала развитая культура, не последнюю роль в которой играли архитектура и искусство.


Развитие древней китайской архитектуры можно разделить на несколько временных отрезков — периодов правления династий:

  • Династия Шан (около 1300 г. до нашей эры) — в этот период происходит расцвет культуры на фоне зарождения многих новых видов искусства.
  • Династия Чжоу (с конца II тысячелетия до нашей эры по III век до н. э.) — культура и искусство достигают наивысшего подъема. В произведениях искусства этого периода изображаются славные моменты исторического прошлого. Вместе с тем художники и скульпторы зачастую обращаются к природе в поиске нового источника вдохновения.
  • Династия Хань (с 206 года до нашей эры по 220 год нашей эры) — в этот период идет объединение разрозненных земель, за счет чего границы империи расширяются. В это же время формируется своеобразное китайское мировоззрение, основы которого дошли до наших дней практически в неизменном виде. Во время правления династии Хань все внимание творцов было сосредоточено на правдивом изображении окружающей действительности.

После падения династии Хань китайскую империю на протяжении нескольких веков терзают междуусобные войны, пока в VI столетии нашей эры не происходит новое объединение страны.

Китайцы ведут захватнические войны во многих странах, оказывая воздействие на культуру других народов. Но вместе с тем местные традиции проникают и в китайские культурные устои. Так, из Индии приходит буддизм, а вместе с ним появляются и новые типы сооружений. В их числе можно назвать знаменитые пагоды, построенные из природного камня или , и возвышающиеся наверх в несколько ярусов, а также выдолбленные в толще скалы пещерные храмы.


И хотя на китайскую архитектуру оказывали влияние традиции зодчества других народов, все же она развивалась в собственном русле. В древнем Китае строили монастыри и храмы, а также целые дворцовые ансамбли для правителей и роскошные дома для вельмож и знати.

Среди самых распространенных строительных и отделочных материалов того периода можно назвать следующие:

  • Натуральная
  • Бамбук
  • Тростник
  • Терракота
  • Фаянс

Под влиянием внешнего вида построек из бамбука, некоторые архитектурные сооружения принимали своеобразную форму. Например, углы крыши были приподняты, а сама кровля оказывалась слегка прогнутой.


Дворец Эфан — одно из наиболее известных сооружений династии Цинь (город Сиань, провинция Сычуань).

В начале нашей эры строятся новые крупные города, в архитектурном облике которых важную роль снова играют дворцы, которые представляли собой целые масштабные комплексы с грамотно устроенными входными воротами, изящными павильонами и роскошными бассейнами. Вся территория дворцового комплекса была грамотно оформлена в лучших традициях того периода.


Дворцовый комплекс » Запретный город»

Для мировоззрения китайцев с древнейших времен характерна любовь к природе во всех ее проявлениях. Они очень чутко воспринимают природную среду как важную часть жизненного пространства. Эта особенность находит свое проявление с храмов, которые объединяются в симметричные комплексы, окруженные благоустроенными садово — парковыми ансамблями. В непосредственной близости можно встретить отдельные постройки пагод.


Китайские мастера славились своим строительным искусством с глубокой древности. Поэтому в истории архитектуры древнего Китая сохранились и многие гидротехнические сооружения, плотины и каналы.

Но самым известным техническим сооружением по праву считается , которая защищала страну от нападения кочевых племен. Это грамотно продуманное фортификационное крепостное сооружение, которое многие века считалось почти неприступным.


Внешний облик построек может быть самым различным, однако, архитектура Древнего Китая объединена общими эстетическими устремлениями и строительными идеями, присущими только этой нации. Наиболее типичная конструкция дома - каркасно-столбовая, для ее создания использовалась древесина. На глинобитную платформу устанавливались столбы из дерева, затем на них крепились поперечные балки. Сверху дом покрывала черепичная крыша. Прочность построек обеспечивалась благодаря столбам, поэтому многие постройки выдержали многочисленные землетрясения. К примеру, в провинции Шаньси до сих пор сохранился деревянный высота которого превышает 60 метров. построена почти 900 лет назад, но сохранилась до наших дней.

Архитектура Древнего Китая отличается целостной композицией
построек, которые объединяются в единый комплекс, состоящий из множества
сооружений. Отдельно стоящие здания в этой стране до сих пор большая редкость:
дворцы и частные дома всегда окружены вспомогательными строениями. Причем
дворовые постройки абсолютно симметричны и равномерно удалены от главного
здания.

Многие образцы древней архитектуры внесены в Фонд мирового культурного наследия. К ним относится Лицзян, который находится в провинции Юньнать, пекинский парк Ихеюань, Храм Неба и дворец Гугун. Архитектура имеет характерные черты, присущие только этой стране. Например, крыши зданий всегда выполнялись вогнутой формы. На карнизах и балках обычно вырезали рисунки растений и животных. Подобные узоры и орнаменты украшали также деревянные столбы, двери и окна.

Архитектура широко использует для украшения жилищ различные естественные красители, Китай также не является исключением. Крыши дворцов, как правило, покрывали золотистой глазурованной черепицей, карнизы красили сине-зеленой краской, стены и столбы - с красноватым оттенком. Полы в древних дворцах устилали белым и темным мрамором, что придавало им величественность и монументальность.

Своего расцвета архитектура Древнего Китая достигла во времена правления династий Сунн и Тан (VII—XIII вв). Города строились в те времена согласно четкому плану с четкой геометрией. Поселения были окружены глубокими рвами и высокими стенами и представляли собой хорошо укрепленные крепости.

Сохранилось множество пагод тех времен, которые округлостью форм напоминают индийские храмы. В древних буддийских монастырях пагоды являлись хранилищами канонических книг, статуй и реликвий. Скульптура Древнего Китая во многом перекликается с индийской. Высота некоторых статуй составляет до 10 метров. В соразмерных формах и математической точности изваяний воплотились стремления китайских мастеров к гармонии.

Первые памятники были обнаружены в 20-х годах прошлого столетия. Это были артефакты времен династии Яншао (середина III тысячелетия до н.э.). Для них характерен особый художественный стиль, непохожий на все остальные. Необычайно декоративный и в тоже время очень торжественный художественный стиль отражает тот философский дух, который присущ всему китайскому народу.

Архитекторы Китая были одновременно строителями, мыслителями и поэтами с обостренным и возвышенным чувством природы и всего живого. Все дворцы и жилые комплексы были построены так, как будто они являются продолжением ландшафта. Естественная взаимосвязь архитектуры и пейзажа даже описывалась в многочисленных трактатах, которые были свойственны тому времени. В древних памятниках китайской архитектуры запечатлена вся история этой удивительной страны. Уникальные шедевры зодчества, созданные много столетий назад, поражают своим совершенством и гармоничностью.

Китай - страна, которая во все времена была богата на лес. Поэтому древние зодчие этого государства предпочитали возводить здания из древесины. Поскольку материал этот особой долговечностью не отличается, до наших дней дошло очень мало памятников архитектуры этого древнего государства. Об их отличительных особенностях ученым удалось узнать в основном из древних манускриптов и рисунков.

Основные отличительные особенности архитектуры Древнего Китая

. Использование в градостроительстве правил даосского учения фэн-шуй. Все здания фасадом направлялись на юг - на солнце. Это обеспечивало создание максимально комфортного температурного режима в помещениях. Участок считался пригодным для строительства только в том случае, если сочетание небесных светил было благоприятным.
Стены городов ориентировались по сторонам света.
Высота всех зданий была строго регламентированной. Чем более высокий статус был у человека, тем выше был у него дом и тем ближе располагался он к центру города – императорскому дворцу. Бедняки имели право строить только одноэтажные дома.
Регламентировался также цвет крыш. Для дворца властителя использовалась золотая краска. Для храмов – небесно-голубая. Знать красила крыши в зеленый цвет, а бедняки – в серый.
В укрепительных сооружениях использовалось контрастное сочетание массивного каменного основания и легкого навеса из древесины, защищавшего воинов от стрел врага. По такому принципу выстроены, например, оборонительные стены Пекина.
Храмы (пагоды) строились на возвышенностях и располагались по оси север-юг. Их крыши чаще всего красили в зеленый цвет, а стены – в красный. Таким образом, зодчие добивались гармоничного сочетания здания с растущими вокруг елями.
Стены жилищ опорными конструкциями не являлись. Крыша опиралась на столбы, пространство между которыми заполнялось досками или кирпичом-сырцом.
Едва ли не самой главной особенностью китайского жилого дома является оригинальная и эффектная изогнутая пирамидальная крыша.
Наличие обычно пяти комнат в жилище.

Архитектура Древнего Китая абсолютно неповторима и самобытна. Когда-то в этой стране строились необыкновенно красивые здания, гармонично вписывающиеся в окружающий ландшафт. Часто окна в глинобитных конструкциях вырезались в виде цветов или листьев. Стены красили в яркие цвета и украшали узорами и орнаментами.

Великая Китайская стена

Разумеется, самым знаменитым памятником древнекитайской архитектуры можно назвать Великую Китайскую стену. Ее возведение началось в III веке до н. э. по инициативе императора Цинь Шихуанди, основателя знаменитой династии. Причиной строительства стало желание защитить страну от кочевых племен. В период властвования династии Хань это сооружение было расширено в западном направлении. До наших дней сохранились только участки стены, возведенные в эпоху правления династии Мин (1368—1644). В те времена для устройства разного рода сооружений использовались в основном камень и кирпич. Эти материалы скрепляли очень качественным известковым раствором. В древности стена действительно была практически непреступной. В разных ее местах имелись проходы, которые на ночь наглухо закрывались. Открывать их не разрешалось ни под каким предлогом.

Железная пагода

Железная пагода была построена в 1049 г. и представляет собой тринадцатиярусную восьмигранную башню высотой в 56,88 м. Это один из важнейших памятников архитектуры периода правления династии Сун. При его сооружении использовался глазурированный кирпич с особым металлическим отливом. Отсюда и название пагоды. Стены этого храма покрыты вырезанными изображениями Будды, певцов, танцоров, монахов и драконов.

Храм Неба

Храм Неба – еще один известнейший памятник архитектуры Древнего Китая. По-другому его называют Храмом Урожая. Находится он в центральном Пекине и является частью храмового комплекса, занимающего площадь в 267 га. Построен он был в 1420 г., в эпоху правления династии Мин и первоначально назывался Храмом Неба и Земли. Название изменилось после того, как был возведен отдельный Храм Земли. Однако первоначальное культовое значение этого сооружения навсегда сохранилось в его архитектуре. Южная часть этой постройки выполнена в форме квадрата, что символизировало землю, а северная – в форме круга, что является символом неба. В этом сооружении молились в основном для того, чтобы изменить погоду для получения хорошего урожая. Необыкновенно эффектная китайская архитектура полностью направлена и подчинена силам природы. Древние зодчие этого государства воплотили в своих творениях все особенности культуры, менталитета и традиций китайского народа.

«Китайская архитектура шла иным путём, чем европейская. Главная её тенденция состоит в поиске гармонии с природой. Во многих случаях поиск завершался успехом. И успехи достигнуты потому, что архитектор вдохновлялся веточкой дикой сливы, которая сначала превратилась в динамичную черту иероглифа, а потом преобразились в линии и формы архитектуры» -Линь Юйтан: «Китайцы: моя страна и мой народ».

Китайская традиционная архитектура неотделима от современности: насколько бы сильным не был творческий порыв архитектора, отличительные черты китайской старины сохраняются даже в самом, казалось бы, нехарактерном для Китая здании. В этой статье мы расскажем о восьми традиционных элементах китайской архитектуры, значительно отличающих её от западной.

«Лошадиная голова»

«Лошадиная голова» - отличительный элемент архитектуры города Хуэйчжоу (провинция Гуандун) на Юге Китая. Такая конструкция, часто расположенная на крышах в густонаселённых районах, предотвращает от пожаров, так как многоступенчатые «лошадиные головы» изолируют огонь, не давая пожару добраться до соседних домов. За такую полезную функцию «лошадиную голову» ещё называют «противопожарной стеной».

Закрытый двор

Наверное, двор является главным выразителем китайской тысячелетней архитектуры. Особенная форма двора, представляющая собой замкнутый квадрат или прямоугольник, устанавливается и наполняется в соответствии с традициями китайской геомантии Фэн-шуй. Фонтан, беседка, сад - все звенья китайского замкнутого двора создают у хозяина миниатюру мира, так ценящуюся в каждом доме. Стараясь вобрать в себя всё многообразие окружающей природы, двор одновременно и замыкает китайский дом от невзгод, представляя собой диалектическое видение мира китайцев.

Цветочные ажурные окна

Считается, что пустые стены к несчастью, поэтому мы часто можем увидеть, как китайский дом изрешечен цветочными ажурными окнами причудливых узоров, которые пускают свет в замкнутый китайский двор и одновременно проветривают его. Узоры могут быть посвящены вольной тематике, но чаще всего они изображают цветы, фениксов и единорогов - святых мифических существ, сулящих долголетие и мудрость, или знаменитые сцены из самобытного китайского театра.

Красные ворота

Неотъемлемой составляющей любого богатого китайского дома являются пурпурные ворота - цвета так называемой китайской киновари. Красный - цвет счастья - говорит о благородном и знатном происхождении семьи, владеющей этим домом. Также ворота практически каждого храма - будь он конфуцианским, даосским, буддистским или христианским - окрашены китайской киноварью.

Резьба по дереву, кирпичу и камню

Гордостью уже другого юго-восточного города, хотя с тем же названием Хуэйчжоу (провинция Аньхуэй), являются«три искусства резьбы», сохранившиеся в народной памяти ещё со времён глубокой древности. Добавлять новые узоры на парчу, или преумножить прекрасное - именно искусная резьба по дереву, кирпичу и камню воплощает эту знаменитую китайскую идиому. Органично встроенные в сооружения, изящно вырезанные фигуры и статуи создаются в течение многих лет, постепенно украшаясь новыми изгибами подобно узорчатой парче.

Наклонная крыша

Нельзя представить китайский дом без характерной крыши - без неё любое здание буквально голо. Даже маленьким лачугам пытаются внешне создать подобие классической китайской наклонной крыши - настолько она важна для сознания китайцев. Кроме символического характера, такая крыша в жаркие дни собирает всю жару наверху, а в холодные способствует обогреву жилища. Загнутые же углы крыши окрыляют дом, создавая при виде связь между землёй и небом, из-за чего обретают очень важное обрядовое значение.

«Четырёхсторонний ансамбль»

Если внутри китайского дома располагается закрытый двор, то каждые четыре здания образуют так называемый «четырёхсторонний ансамбль» - внутрирайонное деление, отличающее традиционные китайские улочки. В таком ансамбле два дома расположены горизонтально, два вертикально, образуя прямоугольник. Подобное построение объясняется уже упомянутой выше геомантией: так, четыре дома заключают в себе четыре стороны света, а также представляют миниатюру Китая, который, по представлениям древних, располагался меж четырёх морей.

Чёрная черепица - небесная мантия

Если киноварь является символом счастья и почёта, то белый цвет - знак траура и похорон. Поэтому стены домов в традиционном китайском дворе зеленовато-серые, а крыши, контрастируя с окружением, иссиня-чёрные. Конечно, в Китае нередко можно встретить и белый цвет стен, но чаще всего ему стараются придать зеленовато-серый или жёлто-песочный оттенок. Чёрный цвет, в отличие от привычного нам значения, в Китае считается олицетворением таинственности и неба, этим и объясняется его выбор для черепицы, отражающей таким образом волю неба. Также крыши окрашивают в изумрудный цвет, подобно зелёной яшме - самому драгоценному для китайцев камню.

Вот восемь занимательных элементов китайской архитектуры, неразрывно связанных с культурой и традицией Поднебесной. Конечно, китайская архитектура не ограничивается только восемью особенностями, и кладезь её творческих потоков так же бездонен, как и китайская мысль, что надеюсь раскрыть в будущих публикациях.