Что такое гусли. Русский народный инструмент гусли и гусляры. Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.

Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями - каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.

На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой - плектром, а на вторых - пальцами обеих рук. В конце XVI - начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.

Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые - прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн - с 5-9 до 13, создали ансамблевые гусли - пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.

Щипковые гусли - усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем - струны, дающие недостающие хроматические звуки.

Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева - Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, - не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ("скрипка") y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них - смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.

Т акже с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур; к ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес. На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Каждый, кто интересуется историей православия на Руси, сталкивается с феноменом крайне негативного отношения церковников к такому, казалось бы, безобидному инструменту, как гусли. Так, ещё проповедник ХII века Кирилл Туровский грозил посмертными муками тем, кто «ворожит, гудит в гусли, сказывает сказки». В требнике XVI века среди вопросов на исповеди есть такие «… не пел ли еси песен бесовских, не играл ли еси в гусли». А игумен Панфил ругал псковичей за то, что во время купальской ночи они «играли в бубны, в сопели и гудением струнным». Исторические документы свидетельствуют, что во времена Алексея Михайловича Романова гусли изымались у населения и сжигались возами. Почему? Сегодня, судя по всему, мы можем ответить на этот вопрос.

Начнем с того, что еще в 1903 году в индийском городе Бомбей вышла в свет книга выдающегося индийского учёного и общественного деятеля Балла Гангадхара Тилака «Арктическая родина в Ведах». Посвятив всю свою жизнь изучению культуры родного народа, он долго и тщательно анализировал древние предания, легенды и священные гимны, рождённые в глубинах тысячелетий далекими предками древних индийцев и иранцев. Суммировав те странные явления, которые были описаны в священных книгах индийцев «Ригведе», «Махабхарате», «Упанишадах» и в иранской «Авесте» Тилак пришёл к выводу, что эти тексты создавались на севере Европы, где-то около Полярного круга. Именно здесь находилась прародина индо-иранцев или, как они себя называли, ариев, часть которых 4-5 тысяч лет назад ушла на территорию Индии и Ирана. Книга Тилака, переведённая на все европейские языки, была впервые переведена на русский язык только в 2000 году. В середине 50-х годов ХХ века выдающийся санскритолог Рахула Санкритьяно описал эти передвижения в своей книге «От Волги до Ганга» и ввёл в научный оборот новый термин «индославы». Заметим, что еще в 1964 году один из крупнейших санскритологов Индии профессор Дурга Прасад Шастри писал: «Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких колебаний – русский и санскрит» .

На санскрите и в русских диалектах «гу» значит «звучать». Не гукнуть – значит, не прозвучать, не издать ни единого звука. Ни гука – ни звука. Но кроме этого в санскрите «гу» имеет еще значение «идти, двигаться». Вспомним, что гусляры зачастую исполняли свои песни не только в положении сидя, но и передвигаясь, для чего подвешивали гусли на тонкие ремешки. Отсюда и русское слово «гулять», а также значение сочетаний «отгулять свадьбу» или «отгулять праздник». В это время мы с вами и двигаемся, и «звучим».

Если глубже разбираться в теме мы увидим, что древние ведические обряды, ритуалы, священные тексты имеют непосредственное отношение к северорусской народной традиции. Общеизвестно огромное значение, которое придавалось в ведической мифологии водоплавающим птицам – гусю, лебедю, утке. Они символизировали небо, свет, огонь, солнце, а также являлись воплощением творца и Вселенной. Так, в санскрите «хамса» - гусь, лебедь, душа, познавшая высшую истину, высший дух, свет, огонь, сакральный музыкальный ритм, музыку Вселенной. В русской народной традиции образы водоплавающих птиц играют исключительную роль. Зачастую именно гусь, лебедь и утка маркируют собой сферу сакрального в обрядовых песнях календарного цикла и в этих же песнях именно гусли являются обязательным компонентом озвучивания сакрального текста.

Тут мы подходим, пожалуй, к самому главному. В древних ведических текстах, в таких эпосах, как «Махабхарата», «Адипарва» и «Ашвамедхикапарва» говорится, что сотворение Вселенной происходило следующим образом: по замыслу и слову, которое является озвученной идеей Творца, появилось огромное яйцо, вечное как семя всех существ. В нём подлинным светом был вечный Брахмо – чудесный, непредставимый, вездесущий, тот, кто есть скрытая и неуловимая причина реального и нереального. Именно БрахмО - как соединение мужского и женского начала. У него было только одно свойство - звук. В «Ашамедхикапарве» Брахмо называют сверхсветлым светом, эфиром. Именно этот сверхсветлый свет создал пространство и породил основу личности, которая по своей сути небесна. Брахмо - это сверхсветлый свет, который изображался на наших русских иконах как светлый золотой фон. Золотой фон - так и называется сверхсветлый свет. В древнеарийских текстах Брахмо, называется эфиром. Эфир - высший из элементов, у него есть только одно свойство - звук.

Эфир порождает семь звуков и аккорд. Затем звуки эфира порождают движение или ветер, и у него уже два свойства - звук и касание, т.е. инерция. Причём, инерция является собственным свойством ветра или движения. В результате сокращения скорости сверх света или эфира, вследствие касания, инерции, появляется видимый свет, состоящий из семи цветов спектра, который ассоциируется с семью первозвуками. Собственными свойствами света являются звучание, касание и образ. Причём, свойством видимого света является именно образ, т.е. всё, что мы видим в проявленном мире, не что иное, как образ.

Итак, рожденный из звука и движения, именно видимый свет находится на пограничье, относясь как свет к миру божественному (Прави), и как образ к миру проявленному (Яви). Исполняя священный гимн, гусляр соединял в одно целое все три мира. Таким образом, ткань вселенной ткётся из нитей - слов, создаваемых ритуальным пением на нитях основы – струнах. В этой структуре музыкальный инструмент фактически идентичен ткацкому станку.

Древние трёхструнные крыловидные русские гусли, а именно такими они и были, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент - божественный инструмент .

Вдумайтесь в слова гимнов древней Адхарва Веды, повествующие о сохранении гармонии Вселенной: «Две юницы снуют основу, на шесть колышков две снующих, одна другой протягивает пряжу, и не рвут её, не прерывают. Вот колышки - они основа небу, стали гласы для тканья челноками». Упомянутые в гимне 6 колышков, по три с каждой стороны - это священные столбы, на них натянуты три струны - нити основы (гуны).

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука «гу» и движения «гу», созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный, видимый нами мир. Они подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых ещё называли скоморохами, а «скомрат» на санскрите значит «вестник», «посланец», говорили «идущие по свету со светом».

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, они остались непобежденными, коль скоро, даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена во время Санкт-Петербургской экспедиции Ленинградской консерваторией в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Несколько интересных фактов о гуслях:

Гусли, пожалуй, один из самых интересных русских народных инструментов. И если вы думаете, что их жизнь ушла в прошлое вместе с Новгородским княжеством, то очень сильно заблуждаетесь.

1. Погудим?

Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально.

2. Широкий модельный ряд

В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми». Самое малое количество струн, зафиксированное на гуслях, – пять. Это число может доходить до 66. Однако пятиструнность гуслей, по мнению ученых, наилучшим образом соответствует пятитоновому ладу русской песни. По форме выделяли шлемовидные (или псалтырь), крыловидные (звончатые) и трапециевидные гусли.

3. Новгородские раскопки

Особенную ценность археологических раскопок, которые проводились в Новгороде, составляют подлинные гусли I половины XII века. Их изящный корпус выполнен из деревянного бруска. На левой стороне расположена скульптура в виде головы и части туловища дракона, а на тыльной – рисунки птиц и льва. Подобные орнаменты сообщают нам о языческих культах древнего Новгорода. В Новгороде также были найдены маленькие гусельки (предположительно длиной до 37 см), украшенные резьбой и свастикой, иллюстрирующей образ священной лозы.

4. Словиша

На найденных в Новгороде гуслях отчетливо просматривается надпись «Словиша» – имя, происходящее от «славии» и означающее «соловей». По всей видимости, оно принадлежит гусляру, который одновременно является и мастером, изготовившим новгородские гусли. Хотя есть и другая версия, по которой «Словиша» – это личное имя инструмента, а не его владельца. Но в любом случае надпись свидетельствует о том, что гусли принадлежали славянину. Сегодня этим именем нарекают многочисленные коллективы, клубы, школы, где обучают игре на гуслях.

5. А что потомки?

Сегодня в каждом уважающем себя оркестре народных инструментов есть щипковые гусли – столовидные или более поздней, усовершенствованной модели – гусли клавишные. Этот инструмент способен наполнить любую мелодию неповторимым колоритом древних гусельных звонов. Воссозданием древней традиции игры на гуслях занимаются современные гусляры-сказители.

Материал составлен на основе лекций Жарниковой С.В.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.

Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями - каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.

На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой - плектром, а на вторых - пальцами обеих рук. В конце XVI - начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.

Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые - прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн - с 5-9 до 13, создали ансамблевые гусли - пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.

Щипковые гусли - усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем - струны, дающие недостающие хроматические звуки.

Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева - Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских (см. также: марийская музыка).

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, - не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ("скрипка") y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них - смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.

– это наиболее распространенный русский народный музыкальный инструмент. Издревле русский люд славился своей игрой на гуслях и нередко покорял ею самые зачерствелые сердца и души. В детстве мы все видели сказку о Садко, вместе с ним путешествовали по разным странам и местам, сопереживали его горю и искренне радовались его победам. Именно играя на гуслях, Садко смог покорить подводного царя и выйти из этой истории победителем.
Гусли тесно связаны с культурой России и с ее традициями. «Жена не гусли, поиграв, на стенку не повесишь»- так говорили на Руси, характеризуя отношения в семье. Таким образом, гусли сопровождали людей не только в минуты отдыха, но и в различных бытовых ситуациях, далеко выходя за рамки обыденности.
История возникновения гуслей интересна и насчитывает не одно тысячелетие. Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. В разных странах и у разных народов этот инструмент назывался по-разному. Кроме того, гусли имеют много древних и современных аналогов. Так, всем известная арфа – это не что иное, как разновидность гуслей. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон, иранский сантур, латышский коклес и литовский канклес. Название этого инструмента, по одной из версий, связано со звучанием тетивы лука. В древности упругая струна лука называлась "гусла". Принцип внешнего сходства породил название инструмента.
Гусли нередко упоминаются в исторических эпосах. Так они и дошли до наших дней. В рукописи "Повесть о белоризце-человеке и монашестве" Кирилла Туровского очерчен инициал в виде буквы "Д", внутри которого, возможно, находится изображение в виде гусляра царя Давида. Это, образ души, славящей Бога. Аналогичное изображение инициала использовано при оформлении храма Покрова на Нерли. Есть документальные подтверждения, что еще в IX веке славяне удивляли игрою на гуслях царей Византии.
Всем известна картина Виктора Васнецова «Гусляры», написанная мастером в 1899 году. На этом изображении три исполнителя держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Это и есть основной принцип игры на гуслях. Именно поэтому гусли – это струнный щипковый музыкальный инструмент.
Различают два основных вида гуслей - крыловидные и шлемовидные. Они различаются, во-первых, количеством струн, а, во-вторых, манерой игры. Крыловидные гусли от 5 до 14 струн, шлемовидные - 10-30.На крыловидных гуслях играют, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, если же запись песен в подарок идет в студии, то струны защипывают обеими руками.
Однако гусли не ограничивались только двумя классическими формами. Так, существуют, псалтиревидные гусли, которые были занесены в Россию греками. Именно они дали рождение клавирообразным гуслям, встречающимся до сих пор среди русского духовенства. Конструкция этого инструмента проста - это прямоугольный резонансовый ящик с крышкой, который стоит на столике. На резонансовой доске находится несколько круглых вырезов, и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска. На одном из них находятся железные колки, на которые намотаны металлические струны. Другой брус служит для прикрепления струн.
Известный русский музыкант Дмитрий Фёдорович Кушенов-Дмитревский основал школу клавирообразных гуслей и внес огромный вклад в распространение гуслей в культуру разных народов.
Гусли были неизменным спутником русских народных гуляний. Гусельные наигрыши, песни певцов, были любимы и народом и царями. Однако не все высказывания о гуслях были лестными. Находились и их противники. Нередко устраивались гонения на гуслистов, что сослужило недобрую службу в судьбе инструмента.
Сейчас этот инструмент редкий, но не забытый. Более того, благодаря технологии обработки дерева и декоративной отделке, гусли превратили в сценический профессиональный инструмент, с богатейшим уникальным звучанием.
Сегодня каждый оркестр народных инструментов имеет в своем составе гусли, что придает мелодиям неповторимый колорит. Для отдельных любителей приобрести инструмент сложно. В России существуют маленькие мастерские, где на заказ изготовят инструмент, но широкого распространения этот инструмент все равно не получил.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.

Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями - каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.

На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой - плектром, а на вторых - пальцами обеих рук. В конце XVI - начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.

Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые - прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн - с 5-9 до 13, создали ансамблевые гусли - пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.

Щипковые гусли - усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем - струны, дающие недостающие хроматические звуки.

Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева - Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских (см. также: марийская музыка).

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, - не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ("скрипка") y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них - смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.