Истинная любовь — аргументы ЕГЭ. Смысл названия и проблематика рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет Какие проблемы есть в произведении гранатовый браслет

Александр Иванович Куприн - один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является рассказ "Гранатовый браслет", в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни.

С самого начала рассказа мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование будущих событий. Отвратительная погода, заставляющая перебираться людей в город, сменяется тихими и безоблачными днями, несущими некоторое спокойствие и комфорт в душе главной героини рассказа Веры Николаевны. Именно в день своих именин героиня получает неожиданный подарок - золотой браслет, покрытый пятью небольшими гранатами. Повернув его перед огнем электрической лампы, она с тревогой почувствовала сходство алых камней в браслете с кровью. Этот дорогой подарок княгине сделал ее тайный поклонник - чиновник контрольной палаты Желтков. Он не имел знатного происхождения, но его чувства к Вере Николаевне были настолько искренны, что он подарил вещь, которая была в его семье реликвией и много значила для него. Но любовь Желткова к героине безответна и даже трагична. На именинах муж Веры Николаевны Василий Львович в своей карикатуре осмеивает чувства неизвестного. Но княгиня не обращает на такие насмешки внимания, не воспринимая всерьез происходящее с ней.

Мне кажется, что в рассказе есть единственный герой, способный понять все те чувства, которые испытывает Желтков. Этот герой - генерал Яков Михайлович Аносов. В произведении он выражает мысли Куприна о любви. "А где же любовь - то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость...Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!". После именин героиня решила проводить дедушку до экипажа. И только он думает, что эта история с поклонником Веры - это"...такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины".

В рассказе кульминационной сценой является сцена прощания Веры и Желткова. Этот момент является не только накалом сюжетным, но и психологическим. Когда героиня пришла в комнату своего поклонника, то она увидела умиротворенное и важное выражение на лице Желткова. Именно тогда она поняла, что любовь этого "маленького человека" - это та любовь, о которой мечтает каждая женщина прошла мимо нее. И слова генерала Аносова о вечной и исключительной любви оказались пророческими.



Мне кажется, что гранатовый браслет - это не просто подарок, превернувший жизнь Веры Николаевны. Это символ всего самого чистого и святого, что было в жизни героя и что он решил отдать своему любимому человеку. Именно это и было величайшим подвигом Желткова, совершенным ради любви.

Финальной сценой в рассказе является прослушивание Верой Николаевной второй части сонаты Бетховена. Героиня размышляла над тем, что случилось с ней за последние дни, и в ее мыслях всплыли строки из Библии. В этот момент она понимает все чувства и переживания Желткова. Мне кажется, что именно тогда княгиня осознала, сто безответная и трагическая любовь изменила не только жизнь чиновника, но и ее собственную, открыв душу и сердце героини для проникновения в них новых эмоций и чувств.

Таким образом, прочитав рассказ "Гранатовый браслет", я поняла, сто Куприн - это не только талантливый писатель, но и мастер слова. В произведении, написанном в 1911 году, он раскрывает такие проблемы, которые существуют и в наши дни. Это проблемы долга, чести, совести и, конечно, истинной любви. В рассказе мы можем видеть, что любовь - это не просто вспышка, оставшиеся в памяти героев. Любовь, по мнению Куприна, это самоотверженность, честность и самое главное подвиг, который может сделать не каждый и который достоин не только уважения, но и восхищения в лицах тех, кто сам не испытывал это чувство и кто не смог удержать его в своем сердце и душе.

Проблема любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Трудно найти писателя или поэта, который обошел бы в своем творчестве тему любви, как, впрочем, трудно найти человека, сердце которого никогда не согревало это светлое чувство. Любовь - благодатная почва для художника, ибо без преувеличения можно сказать, что она творит чудеса в человеческой душе: она способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира, помогает ему обнаружить в себе силы, о наличии которых он сам даже не подозревал. Но любовь, увы, нередко приносит страдания и муки, она зачастую ранит человеческое сердце и обрекает его на боль неразделенного и безответного чувства...

В творчестве Куприна любовь нередко представлена как некая сверхъестественная сила, которая существует словно сама по себе и полностью господствует над человеком. Она безжалостна, ибо смертна, и ничто не может с ней совладать. Но одновременно с этим она - чистое и возвышенное чувство, и человек нисколько не проклинает его, а, напротив, благодарит Бога за этот бесценный дар. В этом понимании природы любви автору особенно близки ее образные характеристики в ветхозаветной «Песне Песней Соломона», где «большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее», ибо она «сильна, как смерть», а возлюбленная «грозна, как полки со знаменами». Самый поэтический рассказ Куприна «Суламифь» представляет собой вольное переложение образов и мотивов «Песни Песней».

Герой рассказа «Гранатовый браслет» Желтков - простой чиновник контрольной палаты, жизнь которого не представляет ничего примечательного, - случайно видит в ложе цирка девушку, принадлежащую к высшему обществу, и в первую же секунду понимает, что любит ее. Любовь Желткова иррациональна, необъяснима и неуправляема. Отныне вся его жизнь принадлежит этой прекрасной девушке, к которой он не осмеливается даже подойти. Он убежден, что «нет на свете ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека, прекраснее <...> и нежнее» ее. Эти сравнения могут показаться странными только тому, кто не знаком с образами «Песни Песней», где возлюбленная- «запертый сад», «запечатанный источник», ее нос - «башня Ливанская», а зубы - «как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни».

Предмет его нежной страсти Вера Николаевна вскоре выходит замуж за состоятельного и доброго человека, князя Шеина. В течение некоторого времени она получает пылкие и страстные любовные письма от неизвестного ей лица, но не придает им значения и не задумывается о том, кто этот человек и какую цель преследуют его послания. Проходит несколько лет, и ее «прежняя страстная любовь к мужу переходит в чувство прочной, верной, истинной дружбы». Неизвестный воздыхатель Веры давно уже перестал засыпать ее письмами, лишь изредка посылая ей короткие праздничные поздравления. В день ее именин, с которого, собственно, и начинается рассказ, она получает от своего анонимного влюбленного гранатовый браслет с письмом, где он просит не сердиться на его дерзкое вмешательство в ее жизнь и принять этот дар. Вера, привыкшая во всем советоваться с мужем, и на этот раз предоставляет ему решать, как ей поступить. Но в глубине души ее одолевают сомнения: вправе ли она открывать тайну, которая касается лишь ее одной? С другой стороны, что ей остается делать? Задумываться о любви к человеку, которого она не знает и даже никогда не видела, - это абсурд, пытаться понять, искренне ли его чувство, - бесполезно, да и ненужно. Однако сердце ее неспокойно: она размышляет о любви - той, идеальной, возвышенной любви, о которой пишут в романах и слагают легенды, и которая - она это осознает - так и не коснулась ее жизни...

Рассказ кончается трагически. Брат и муж Веры находят Желткова и требуют прекратить вмешиваться в их личную жизнь. Но Желтков бессилен перед чувством, которому подчинена вся его жизнь. Он видит лишь один выход: умереть. Вера глубоко потрясена. Она посещает квартиру Желткова, где впервые видит его, уже мертвого. Он лежит в гробу, а на его лице - спокойная и безмятежная улыбка. В этот момент она ощущает, что «та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Придя домой, она выполняет последнюю волю умершего: слушает сонату Бетховена, которую они оба любили. Музыка соединила их, они услышали и простили друг друга.

Куприн не открывает нам того, что стало с Верой потом, после того как она соприкоснулась с тайной любви. На первый взгляд, эта история насквозь трагична: влюбленный умирает, так и не дождавшись ответной любви, а ее сердце, едва открывшееся навстречу долгожданному чувству, обречено на вечное страдание. Но писатель вкладывает в понятие любви более глубокий смысл. Он идеализирует ее, ибо считает, что ей доступно абсолютно все. Влюбленные понимают друг друга без слов, и даже физическая смерть не может их разлучить. Вера слышит голос возлюбленного: «Успокойся, я с тобой... потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки». Рассказ заканчивается словами: «Все хорошо». И это светлый конец, ибо любовь, по мысли писателя, сильнее смерти.

Вступление
“Гранатовый браслет” – одна из самых известных повестей русского прозаика Александра Ивановича Куприна. Она вышла в свет в 1910 году, но для отечественного читателя по-прежнему остается символом бескорыстной искренней любви, такой, о которой грезят девушки, и той, что мы так часто упускаем. Ранее мы публиковали краткое содержание этого чудесного произведения. В этой же публикации мы расскажем вам о главных героях, сделаем анализ произведения и поговорим о его проблематике.

События повести начинают разворачиваться в день рождения княгини Веры Николаевны Шеиной. Празднуют на даче в кругу самых близких людей. В разгар веселья виновница торжества получает подарок – гранатовый браслет. Отправитель решил остаться неузнанным и подписал короткую записку лишь инициалами ГСЖ. Однако все сразу догадываются, что это давний поклонник Веры, некий мелкий чиновник, который вот уже много лет заваливает ее любовными письмами. Муж и брат княгини быстро вычисляют личность докучливого ухажера и на следующий день отправляются к нему домой.

В убогой квартирке их встречает робкий чиновник по фамилии Желтков, он безропотно соглашается забрать подарок и обещает больше никогда не появляться на глаза почтенного семейства при условии, что сделает последний прощальный звонок Вере и удостоверится, что она не хочет с ним знаться. Вера Николаевна, конечно же, просит Желткова оставить ее. На следующее утро в газетах напишут, что некий чиновник свел счеты с жизнью. В прощальной записке он написал, что растратил казенное имущество.

Главные герои: характеристика ключевых образов

Куприн – мастер портрета, причем, через внешность он прорисовывает характер персонажей. Каждому герою автор уделяет много внимания, отведя добрую половину повести для портретных характеристик и воспоминаний, что также раскрывают действующие лица. Главными героями повести являются:

  • – княгиня, центральный женский образ;
  • – муж ее, князь, губернский предводитель дворянства;
  • – мелкий чиновник контрольной палаты, страстно влюблен в Веру Николаевну;
  • Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра Веры;
  • Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны;
  • Яков Михайлович Аносов – генерал, военный товарищ отца Веры, близкий друг семьи.

Вера – идеальная представительница высшего света и во внешности, и в манерах, и в характере.

“Вера пошла в мать, красавицу англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя и довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно увидеть на старинных миниатюрах”

Княгиня Вера была замужем за Василием Николаевичем Шеиным. Их любовь уже давно перестала быть страстной и перешла в ту спокойную стадию взаимного уважения и нежной дружбы. Союз их был счастливым. Детей у пары не было, хотя Вера Николаевна страстно хотела малыша, а потому все свое нерастраченное чувство отдавала детям своей младшей сестры.

Вера была царственно спокойна, со всеми холодно любезна, но вместе с тем весьма смешлива, открыта и искрення с близкими людьми. Ей были не присущи такие женские уловки, как жеманство и кокетство. Несмотря на свой высокий статус, Вера была весьма благоразумна, и зная, как неудачно идут дела у ее мужа, старалась порой обделить себя, чтобы не поставить его в неудобное положение.



Муж Веры Николаевны – талантливый, приятный, галантный, благородный человек. У него потрясающее чувство юмора, он блестящий рассказчик. Шеин ведет домашний журнал, в который заносятся невыдуманные истории с картинками о жизни семейства и его приближенных.

Василий Львович любит жену, возможно, не так страстно, как в первые годы брака, но кто знает, как долго на самом деле живет страсть? Супруг глубоко уважает ее мнение, чувства, личность. Он сострадателен и милосерден к другим, даже тем, кто многим ниже его по статусу (об этом свидетельствует его встреча с Желтковым). Шеин благороден и наделен мужеством признавать ошибки и собственную неправоту.



С Чиновником Желтковым мы впервые встречаемся ближе к концу повести. До этого момента он присутствует в произведении незримо в гротескном образе недотепы, чудака, влюбленного дурачка. Когда долгожданная встреча наконец-то происходит мы видим перед собой человека кроткого и застенчивого, таких принято не замечать и называть “маленькими”:

“Он был высок ростом, худощав, с длинными пушистыми, мягкими волосами”

Его речи, однако, лишены сумбурной блажи сумасшедшего. Он вполне отдает отчет своим словам и поступкам. Несмотря на кажущуюся трусость, этот человек очень отважен, он смело говорит князю, законному супругу Веры Николаевны, что влюблен в нее и ничего не может с этим поделать. Желтков не лебезит перед чином и положением в обществе своих гостей. Он покоряется, но не судьбе, а только лишь своей возлюбленной. А еще он умеет любить – беззаветно и искренне.

“Случилось так, что меня в жизни не интересует ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня жизнь заключается только в Вас. Я теперь чувствую, что каким-то неудобным клином врезался в Вашу жизнь. Если можете, простите меня за это”

Анализ произведения

Идею своего рассказа Куприн почерпнул из реальной жизни. В действительности история носила скорее анекдотический характер. Некий бедолага-телеграфист по фамилии Желтиков был влюблен в жену одного из российских генералов. Однажды этот чудак так расхрабрился, что послал своей возлюбленной простенькую золотую цепочку с кулоном в виде пасхального яйца. Умора да и только! Все смеялись над глупеньким телеграфистом, но пытливый писательский ум решил заглянуть дальше анекдота, ведь за видимым курьезом всегда может таиться настоящая драма.

Также и в “Гранатовом браслете” Шеины с гостями сперва потешаются над Желтковым. У Василия Львовича на этот счет есть даже забавная история в домашнем журнале под названием “Княгиня Вера и влюбленный телеграфист”. Людям свойственно не задумываться над чужими чувствами. Шеины не были плохими, черствыми, бездушными (это доказывает метаморфоза в них после знакомства с Желтковым), просто они не верили, что любовь, в которой признавался чиновник, может существовать..

В произведении множество символических элементов. К примеру, гранатовый браслет. Гранат – камень любви, гнева и крови. Если его возьмет в руку человек в лихорадке (параллель с выражением “любовная лихорадка”), то камень примет более насыщенный оттенок. По словам самого Желткова, этот особый вид граната (зеленый гранат) наделяет женщин даром предвидения, а мужчин защищает от насильственной смерти. Желтков, расставшись с браслетом-оберегом, погибает, а Вера нежданно для себя предсказывает его кончину.

Еще один символичный камень – жемчуг – также фигурирует в произведении. Жемчужные сережки Вера получает в подарок от мужа утром в день именин. Жемчуг, несмотря на свою красоту и благородство, является предзнаменованием дурной вести.
Что-то плохое также пыталась предсказать погода. Накануне рокового дня разразилась ужасная буря, но в день рождения все успокоилось, выглянуло солнце и стояла тихая погода, словно затишье перед оглушительным раскатом грома и еще более сильным штормом.

Проблематика повести

Ключевая проблема произведения в вопросе “Что есть настоящая любовь?” Для того чтобы “эксперимент” был чистым, автор приводит разные виды “любовей”. Это и нежная любовь-дружба Шеиных, и расчетливая, удобная, любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу, что слепо обожает свою половинку, и давно забытая древняя любовь генерала Амосова, и всепоглощающая любовь-поклонение Желткова к Вере.

Главная героиня сама долго не может понять – любовь это или сумасшествие, но заглянув в его лицо, пусть и сокрытое маской смерти, она убеждается – это была любовь. Те же выводы делает Василий Львович, встретившись с воздыхателем жены. И если сперва он был настроен несколько воинственно, то потом не смог злиться на несчастного, ведь, кажется, ему была открыта тайна, которую ни он, ни Вера, ни их друзья не смогли постичь.

Люди по своей природе эгоистичны и даже в любви в первую очередь думают о своих чувствах, маскируя собственный эгоцентризм от второй половинки и даже себя. Истинная любовь, что между мужчиной и женщиной встречается раз в сотню лет, на первое место ставит возлюбленного. Так и Желтков покойно отпускает Веру, потому что только так она будет счастлива. Проблема лишь в том, что без нее ему не нужна жизнь. В его мире самоубийство вполне закономерный шаг.

Княгиня Шеина это понимает. Она искренне оплакивает Желткова, человека, которого практически не знала, но, о боже мой, возможно, мимо нее прошла настоящая любовь, которая встречается раз в сотню лет.

“Я бесконечно благодарен Вам только за то, что вы существуете. Я проверял себя – это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить… Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”

Место в литературе: Литература ХХ века → Русская литература ХХ века → Творчество Александра Ивановича Куприна → Повесть “Гранатовый браслет” (1910)

Работа учителя

1

Учебный предмет

литература

2

Класс

9

3

Учебник

«Литература» в 2 частях, под редакцией В. П. Журавлёва, М.: Просвещение 2013 год

4

Вид урока

Комбинированный урок

5

Тема урока

Повесть «Гранатовый браслет». Мир человеческих чувств в повести А. И. Куприна.

6

Используемые технологии

* технологии сотрудничества, основанные на взаимодействии: учитель – ученик. (В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко); * технологии Ильина с упором на личностный интерес ученика (внутренний посыл, а не приказ учителя); * ИКТ

7

Планируемые предметные результаты

* научиться определять проблематику произведения; * проектировать высказывание по заданному вопросу с использованием исходного текста в качестве аргументации; * практиковать обучающихся в определении художественных средств выразительности речи.

8

Планируемые мета предметные УУД

Коммуникативные: *использовать в речи точные ответы с целью отображения реальных знаний и умений по данной теме. Регулятивные: *проблемно-тематический анализ произведения; художественные средства выразительности языка; *выстраивать работу по карте-алгоритму «Проблематика текста. Авторская позиция». Познавательные: *открыть мастерство А. И. Куприна в изображении человеческих чувств через деталь; *определить понятие "любви» по А. И. Куприну; *определить проблематику повести и авторскую позицию.

9

Планируемые личностные результаты

* устойчивая мотивация к умению формулировать мысль на основе алгоритм; * навык работы в коллективе, группе; *воспитание чувства великой и вечной духовной ценности любви и уважения к чувствам других людей; *умение интерпретировать текст и формировать собственное мнение по главной проблеме.

10

Деятельность учителя

И

ученика.

    Организационный момент. *Приветствие. *Мониторинг отсутствующих. * Объявление темы урока. * 1 слайд Тема урока, постановка цели и задач урока. 2. Актуализация знаний повторение по карте-алгоритму « Проблематика текста. Авторская позиция » *Что такое проблема?

* Какие есть виды проблем?

Информация об А. И. Куприне. (Рослова В., Джунаева О.)

Какова история написания произведения? (Брюханов В)

Как рисует А. И. Куприн В. Н. Шеин? (Моторина И.)

Как рисует А. И. Куприн Г. Желткова? (Зиядинов Э.)

3. Проверка домашнего задания. 1)Какая тема повести является главной? (тема любви). 2) Какими эпитетами наделяет это чувство А. И. Куприн? (Моторина И., Михальчишена А.) 3)Какие проблемы автор поднимает в повести «Гранатовый браслет»? (Михальчишена А., Терехов В., Брюханов В.)

4. 2 слайд. Работа с таблицей. «Тематика. Проблематика. Авторская позиция».

    слайд. Эпиграф к повести. Соната Л. В. Бетховена. Перед тем, как прослушаете музыку великого немецкого композитора Л. В. Бетховена, подумайте: почему А. Куприн взял эту музыку в качестве эпиграфа к повести?

(*Во - первых, эти два слова ассоциируются между собой; * во-вторых, музыка и любовь вечны; *в-третьих, чувство любви Желткова настолько было возвышенным и чистым, что только высокой музыке было под стать.) 5. Рефлексия . В своём письме к Ф. Д. Батюшкову А.Куприн писал: «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. - А в чём тогда? Как вы думаете? – В любви. Но в любви!». Именно эта фраза прозвучала в конце письма. Мир человеческих чувств писатель сумел преобразить, воскресить, облагородить и это ему удалось сделать благодаря сильному чувству главного героя. Создавая образ «маленького человека», писатель вывел личность, способную переродить других.

6. Итог урока. *Выставление оценок. Аргументация оценок.

7. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению.

Проблемно-тематический анализ повести.

Тема

проблема

маленький человек и его окружение

социально-нравственная проблема «маленького человека» в обществе именитых и власть имущих людей.

Даже «маленький человек» своей жизнью и поступками способен изменить мнение окружающих и заставить уважать себя.

Безответная любовь

*нравственная проблема безответной любви

Смерть от безответной любви может пробудить к жизни человека. + аргумент из текста

жизнь

*философская проблема смысла жизни *философская проблема любви.

Любовь может быть смыслом жизни. + аргумент из текста

Дополнительный материал / цитаты.

Проблема смысла жизни. Мёртвый Желтков приобретает «глубокую важность, как будто он перед расставанием с жизнью узнал какую-то глубокую, сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь»

Проблема безответной любви. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера. Вере открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет».

Проблема «маленького человека» и его окружения. В начале произведения, читая письмо Желткова, муж Веры Николаевн, князь Василий Львович, чувства влюблённого пародирует, вспоминая при этом некую историю любви, но князь Шеин меняет своё мнение о бедном влюблённом Желткове: «Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…»(10 глава), «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 глава). И особую весомость имеет обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Год написания - 1910

История создания - На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема - В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция - Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр - Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление - Реализм.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» - безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями - супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» .

Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль - искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция - пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка - получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий - рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация - признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка - смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

Главные герои

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» - повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 2174.

Писателя А. Куприна глубоко волновала тема любви – в «Гранатовом браслете» она получила вершинное воплощение.

Любовь в произведении «Гранатовый браслет»

Любовь здесь — и смыслобразующая идея, и глубочайшая проблема. Высвечивает личностные особенности всех персонажей и является своеобразным кодом красоты и бессмертия. С ним соотносятся характер и поступки каждого героя и более того – его человеческое достоинство, духовная ценность. Конечно же, сказывается влияние романтической культуры.

Романтики превозносили любовь «идеальную» – безответную или внебрачную, невозможную в респектабельном обществе, не связанную с насущными житейскими проблемами (кров, хлеб, стабильность, рождение и воспитание детей).

Проблематика эта зародилась еще в средневековье не без влияния христианства – вспомним роман о «Тристане и Изольде», лирику трубодуров и минезигеров, поэзию Дантэ и Петрарки. В женщине видели прообраз божественного на земле. Так что любовь не могла не быть трагичной: небесное и земное в этом мире никогда не сойдутся.

Однако в сочинении Куприна основные для романтической литературы виды любви – супружеская и «идеальная» – не конфликтуют, объявляя друг друга блажью или преступлением. Муж Веры далек от ехидства, высокомерия или злорадства – даже и не воспринимает Желткова соперником. Высмеивающий любовные письма Шеин при личной встрече ощущает себя свидетелем большой трагедии.

О любви много написано в Библии, и, размышляя о ней, А. Куприн многие образные элементы заимствует именно из «книги книг». Нерешительность судить влюбленного Василия Львовича Шеина, жестикуляция брата Веры Николая (будто бросание на землю чего-то тяжелого – камня в осуждение?), сочетание силы и покорности во внешности и поведении Георгия Желткова, само его имя, мягкая насмешка над мыслью о власти общественных институтов над чувствами, презрение главным героем смерти, страдания ради любви к чужой в общем-то женщине, посмертный диалог с Верой, – все это отсылает к повести о Христе.

В бытность Куприна абсолютная любовь вызывает в людях те же чувства, что и во времена библейские. С одной стороны – насмешка, цинизм, негодование, надменность, любопытство, тревожность, страх и ревность. С другой – завороженность, почтение, преклонение, благодарность, болезненное признание мелочности каждодневной суеты и желание быть «прощенным» за свое малодушие.

Анализ любви Желткова к Вере

Много написано о продолжении темы маленького человека писателем через судьбу этого персонажа. И все же, это лишь социальный уровень проблематики – не самый важный здесь для Куприна. Герой вне социальных проблем и противоречий – живет только любимой женщиной.

В любви Георгия много от старинного культа поклонения Прекрасной Даме. Не случайно отвергнутый драгоценный подарок завещан иконе Богоматери. И впервые он встречает Даму сердца не где-нибудь – а в цирке: словно призванный к высшему служению с арены суетной земной жизни.

Подданство совершенно бескорыстно – и все же бесконечно его вознаграждает: он счастлив уже самим существованием Веры. Очень символично имя возлюбленной и срок безнадежной вежливой любви (семь лет созвучны семи дням Страстной Недели). Герой боготворит любимую издали, хотя они даже ни разу не встретились взглядами.

И все же Георгий страдает. Служение сделало его чуждым повседневной круговерти. Он живет возможностью хотя бы издали видеть Веру и писать обожающие анонимные письма. Во-вторых, молодой человек полностью осознает безнадежность своих чувств, их беззащитность и ранимость перед циничными мнительными людскими взглядами. Мучительно быть смешным: люди хотят смеяться в цирке, но никто не хочет оказаться на арене для развлечения публики. И только влюбленный перешагивает этот круг.

Парадоксально, но это страдание делает человека сильнее и достойнее. На равных объясняется Желтков с мужем Веры и сам выбирает не говорить с разгневанным Николаем. Спокойно говорит о своей обреченности, если его лишают самой возможности встреч с любимой: «Остается только одно – смерть… Вы хотите, я приму ее в какой угодно форме».

Главная мысль рассказа Куприна

Старик Аносов в разговоре с Верой (очень мудрый и пророческий для наших времен, его можно разобрать на цитаты) сетовал, что современные мужчины не способны на великое чувство.

Однако поведение его внучки приводит читателя к выводу, что и женщины мало чем отличаются от мужчин. Для нее письма и подарок обожающего незнакомца – всего лишь «история», в которой она не хочет быть действующим героем, и которую она просит «прекратить».

Человек вообще не готов к встрече с Любовью, как не было готово человечество к пришествию Христа – хотя ни о чем наверное так много не мечтают, не говорят и не пишут. Однако она никого не оставляет равнодушным – и в этом, наверное, ее главная сила. И Вера все же испытывает духовное преображение от этой встречи.

Любовь сильнее смерти

Автор явил себя в этом рассказе великолепным мастером малой прозы. Финал мысленного прощания молодой женщины с ушедшим влюбленным под бессмертную музыку Бетховена мало кого оставит равнодушным.

Прекрасное произведение музыкального искусства дает возможность человеку почувствовать в себе «раздвоение» души – ее принадлежность одновременно земле и небесам. Талантом создавать подобные творения обладают все великие художники, к числу которых относится и А. Куприн.