Творческие навыки и умения. Формирование практических навыков у детей дошкольного возраста. Критерии выставления оценок

Важным пунктом резюме, на который обращают внимание все работодатели, является графа о главных профессиональных умениях. Ни образование, ни опыт работы не скажет о вашей личной экспертизе в определенных вопросах. Поэтому стоит посмотреть примеры ключевых навыков в резюме, чтобы грамотно заполнить соответствующий раздел. Это поможет показать работодателю, что именно вы умеете делать.

Из чего выбрать

Сложно подобрать какие-то «типовые» умения. Ведь в каждой профессии выдвигаются свои требования и соискатель должен им соответствовать. Если вы не знаете, что именно можно написать, то можно указать следующие:

  • навыки межличностного делового общения;
  • умение организовывать работу, планировать, принимать решения;
  • внимание к различным нюансам и деталям;
  • способность анализировать проблемы, эффективно искать пути их разрешения;
  • умение проявлять гибкость;
  • навыки управления проектами;
  • деловое лидерство.

Но все же желательно подбирать умения в зависимости от требований к кандидатам. Обычно работодатель сам указывает, что он хочет от будущего сотрудника. Соискателю можно просто перефразировать его требования и указать их в ключевых навыках.

Умения лидеров

В первую очередь разобраться, что такое ключевые навыки для резюме важно тем, кто претендует на должность руководителя. К потенциальным управленцам всегда предъявляют повышенные требования и их кандидатуры проверяются более скрупулезно.

В качестве навыков можно указать такие умения:

  • разрешать конфликтные ситуации;
  • планировать и оптимально организовать рабочий процесс;
  • принимать решения и за их результаты отвечать самостоятельно;
  • критически мыслить;
  • эффективно управлять временем и людьми, находящимися в подчинении;
  • применять мотивационные программы;
  • стратегически и творчески мыслить;
  • вести переговоры;
  • коммуникативные навыки, умение завоевать доверие коллег, партнеров и вышестоящего руководства.

Важно уметь отличать свои умения от личных качеств. Первые приобретаются в процессе работы и обучения, а вторые характеризуют вас как личность.

Также в список можно добавить многозадачность, способность приспосабливаться к различным условиям, передавать часть полномочий и следить за надлежащим выполнением поставленных задач.

Профессии связанные с общением

Отдельно стоит отметить, какие следует указывать навыки, если вы претендуете на должность продавца, менеджера или консультанта. Например, можно указать следующие навыки продавца-консультанта в резюме:

  • умение управлять временем;
  • опыт личностного общения и успешных продаж;
  • грамотная устная речь, хорошо поставленный голос, необходимая дикция;
  • творческий подход к продажам;
  • умение слушать, давать компетентные советы, находить подход к клиентам;
  • способность быстро обучаться и легко воспринимать крупные объемы информации;
  • навыки обслуживания людей, умение проявлять тактичность и толерантность.

Если вы знаете, что компания работает с зарубежными клиентами, то неоспоримым плюсом станет знание иностранных языков. Претендуя на вакансию менеджера по продажам, также укажите, если это, конечно, соответствует действительности:

  • владение английским, итальянским, французским или другим языком;
  • уверенное пользование ПК, знание программ MS Office;
  • навыки деловой переписки, в том числе и на иностранном языке;
  • умение проявлять внимание, заинтересованность, дружелюбие.

А вот для преподавателей, учителей, ведущих семинаров и тренингов предъявляются несколько иные требования. Они должны обладать такими навыками:

  • мотивированность на результат обучения;
  • высокая энергичность и инициативность;
  • умение сконцентрировать внимание группы людей и удерживать его определенное время;
  • наработанные навыки терпения и гибкости, которые необходимо проявлять при общении с обучаемыми;
  • умение планировать и грамотно организовывать рабочий процесс.

Общим для всех этих профессий является главное умение — наладить контакт с людьми.

Иные варианты

Выбирать необходимые навыки для технических специалистов не менее просто. Основной задачей, например, для системного администратора является контроль работы всей компьютерной сети. Поэтому он должен обладать такими ключевыми умениями и навыками:

  • проводить диагностику профессионального оборудования;
  • мониторить возможные риски и планировать пути восстановления функционирования систем в кратчайшие сроки;
  • владеть техническим английским;
  • работать с крупными объемами информации.

По указанным необходимым умениям для этой должности видно, насколько специфика работы влияет на то, что необходимо указывать в резюме. Отдельно стоит отметить, что в некоторых отраслях профессиональные умения настолько тесно переплетены, что их сложно отделить.

Если вы претендуете на должность специалиста по учету, то вначале лучше ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Примеры ключевых навыков в резюме для бухгалтера можно взять прямо из описания требований к кандидатам. Они должны:

  • уметь аналитически мыслить;
  • организовать работу на закрепленном участке;
  • анализировать проблемы, уметь искать пути их разрешения;
  • грамотно планировать;
  • уделять достаточно внимания мелким нюансам и важным деталям;
  • правильно расставлять приоритеты;
  • уметь работать с большим количеством документов;
  • уметь выделять первостепенные задачи;
  • обладать навыками работы с контролирующими органами.

К сотрудникам правового отдела выдвигаются несколько иные требования. Для юриста можно указать:

  • знание законодательства, принципов работы судебной системы;
  • умение составлять документы, договоры;
  • навыки анализа правовых документов;
  • возможность работать с разнообразной информацией и быстро ее усваивать;
  • знание компьютера, программ MS Office;
  • коммуникативные навыки;
  • умение использовать правовые базы, представленные в электронном виде;
  • многовекторность (умение работать в разных направлениях);
  • навыки работы с клиентами и сотрудниками органов контроля;
  • способность работать с документами;
  • умение организовывать работу и планировать выполнение задач.

В каждой специальности должны быть свои навыки, но вы можете выбрать что-то подходящее для вашей будущей работы из всех представленных перечней.

Дополнительным подспорьем в поиске правильных и уместных характеристик может стать такое размышление: представьте себя руководителем, которому требуются сотрудник на заинтересовавшую Вас должность. Что бы Вы ожидали от кандидата на работу?

Демченко Наталья Вильевна, преподаватель первой категории МБОУ ДОД «ДМШ №3»

Структура программы учебного предмета

    Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Срок реализации учебного предмета

Объём учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Цели и задачи учебного предмета

Обоснование структуры программы учебного предмета

Описание материально – технических условий реализации учебного предмета

Оснащение занятий

- учебно – тематический план

- распределение учебного материала по годам обучения

III . Методические рекомендации

IV . Формы и методы контроля, система оценок

Контроль знаний и оценка результатов освоения учебного предмета

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения, критерии выставления оценок

Планируемые результаты освоения программы

Требования к организации творческой деятельности

V . Список литературы

I . Пояснительная записка

Программаучебного предмета «Развитие творческих навыков» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе, и составляет её вариативную часть.

Одним из важнейших разделов в процессе обучения детей в ДМШ является воспитание и развитие творческих навыков.

Программа направлена на развитие практического освоения закономерности музыкальной организации в форме творческих заданий на уроке. Основные направления этой работы – импровизация, сочинение, подбор аккомпанемента, музицирование. Творческие упражнения на уроках активизируют слуховое внимание, тренируют музыкальную память и различные стороны музыкального слуха, а также развивают вкус и наблюдательность. Систематические занятия по сочинению повышают общую музыкальность учащихся, помогают им глубже понимать и лучше исполнять профессиональную музыку, развивают и обогащают духовный мир ученика.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках используются пособия и материалы: набор детских инструментов (бубен, деревянные ложки, треугольник, металлофон, погремушка, трещётка, барабан, деревянные палочки, карточки). Возможно использование различных компьютерных программ и технологий.

Необходимым условием для реализации данной программы является воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Срок реализации учебного предмета «Развитие творческих навыков» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с 6 лет 6 месяцев до 9 лет, составляет 8 лет. Для поступающих в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства, срок реализации может быть увеличен на 1 год.

Объём учебного времени , предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета «Развитие творческих навыков»:

Аудиторные занятия

Самостоятельная

работа

Промежуточная аттестация

1,2 полугодие

1,2 полугодие

Нормативный срок обучения – 8 (9) лет

Форма проведения занятий - Основной формой занятий является урок. Предмет «Развитие творческих навыков» подразумевает индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Режим занятий проходит в индивидуальной форме, по расписанию (1 академического часа в неделю). Продолжительность образовательного процесса проводится согласно учебному плану.

Цели и задачи учебного предмет а

Цели: Основная цель программы – изучение и постижение музыкального искусства, достижение уровня развития знаний, умений и навыков в области сочинительства, развитие творчески активных способностей детей, формирование общих способностей личности, умение творчески мыслить и созидать.

Задачи: формирование творческих умений и навыков, направленных на развитие у обучающегося музыкального слуха, памяти, воображения, формирование знаний музыкальных стилей.

Самостоятельная работа учащихся включает в себя такие виды неаудиторной работы, как: выполнение домашнего задания, посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.), участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

* сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

* распределение учебного материала по годам обучения;

* описание дидактических единиц учебного времени

* требования к уровню подготовки учащихся

* формы и методы контроля, системы оценок;

* методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Описание материально – технических условий реализации учебного предмета.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Развитие творческих навыков» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет, использование методической и учебной литературы, музыкальных словарей, дополнительные источники: музыкальная энциклопедия, поисковые системы, сайты издательств.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Развитие творческих навыков», оснащаются фортепиано, синтезатором. Звукотехническим оборудованием (наличие аудио и видеозаписей), учебной мебелью (досками, столами, стеллажами, стульями, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Оснащение занятий

В младших классах активно используется наглядный материал – карточки с римскими цифрами, обозначающие ступени, «лесенка», изображающая строение мажорной и минорной гаммы, карточки с названиями интервалов и аккордов, музыкальные инструменты (для работы над партитурой шумового оркестра). В старших классах применяются плакаты с информацией по основным теоретически сведениям.

II . Содержание учебного предмета

Учебный предмет «Развитие творческих навыков» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Умения и навыки сочинять, импровизировать, подбирать и записывать музыкальный материал, музицировать (петь под собственный аккомпанемент, или аккомпанемент, изложенный в учебном пособии), являются необходимыми для успешного овладения учениками других учебных предметов (сольное и ансамблевое инструментальное исполнительство, хоровой класс, и другие.)

Учебно – тематический план

Учебно - тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течении всего срока обучения.

Преподаватель может спланировать порядок изучения тем исходя из особенностей каждого ученика, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.

При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального воображения возможно лишь в случае систематических занятий по развитию творческих навыков.

Распределение учебного материала по годам обучения

Срок обучения 8 (9) лет

* изображение на бумаге впечатлений от прослушанных произведений в виде линий, орнамента, рисунка;

* импровизация на белых клавишах на заданный стих;

* определение лада;

* определение тембров музыкальных инструментов;

* повторение ритмического рисунка;

* музыкальное движение в сопровождении ударных инструментов;

* определение динамики;

* шумовая аранжировка;

* сочинение слов и фраз на заданный ритм, досказывание зарифмованных двустиший;

* музыкальный диалог с педагогом;

* выкладывание ритмических карточек, исполнение выложенных мелодий;

* импровизация по нотам до мажора;

* музыкальное сопровождение на ударных инструментах к мелодиям;

* сочинение песенок без записи (можно за фортепиано), мелодий из 2-х-5 звуков с общим обсуждением;

* применение «лесенки» для первых импровизаций;

* ритмические импровизации к песенкам с учётом динамики и тембра звучащего произведения;

*сочинение музыкальных ответов и допевание до тоники;

* досочинение песни - свободное и на заданный ритм;

* сочинение на мелодическую формулу – например, тоническое трезвучие в разных вариантах;

* сочинение песенок на заданный текст;

* подбор баса из I и V ступеней;

* составление партитур для шумового оркестра.

* сочинение мелодии на заданный ритм, размер, лад, может быть жанр;

* сочинение национально окрашенных пьесок (условно говоря, цыганской - на основе гармонического вида минора, китайской – на основе пентатоники);

* сочинение песенок на стихи с обязательным анализом образного содержания;

* подбор сопровождения из трезвучий I ,V ,IV ступеней;

* исполнение знакомых мелодий с басом;

* сочинение мелодии по заданной мелодической формуле со свободным ритмом;

* пение под аккомпанемент учителя;

* сочинение ритмического остинато;

* запись музыкального ответа с вариациями;

* работа над партитурой шумового оркестра.

* гармонизация мелодий (начинать следует с тонического органного пункта с постепенным включением всех ступеней);

* сочинение гармонических фигураций на заданную формулу;

* сочинение и исполнение мелодии на заданный бас;

* сочинение и исполнение ответа в параллельном ладу;

* использование различных форм исполнения собственных сочинений (соло, ансамбль, группа и солист);

* применение различных форм варьирования со сменой регистра, темпа, лада, размера, а также приёмов подголосочной полифонии;

* пение музыкальных примеров под аккомпанемент (T , S , D );

* запись ритмического рисунка знакомой мелодии;

* работа над партитурой шумового оркестра;

* сочинение музыкальных ответов;

* использование в аккомпанементе гармонических оборотов (автентического, плагального, полного и кадансового);

* гармонизация мелодий;

* сочинение песен на стихи с аккомпанементом;

* пение под аккомпанемент (T , S , D );

* использование полифонических средств варьирования в сочинении мелодий (имитация, канон), непременно соблюдая единство гармонической функции и принцип комплиментарности;

* гармонизация мелодий с отклонением;

* сочинение музыкальных ответов с модуляцией;

* работа над партитурой шумового оркестра (с применением пройденных ритмов);

* сочинение ритмического рисунка с учётом пройденных ритмических групп;

* пение под аккомпанемент;

* запись ритмического рисунка знакомой мелодии;

* сочинение канона;

* подбор аккомпанемента с пройденными аккордами;

* пение с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент.

* продолжение сочинения подголосков с использованием выученных интервалов (ув. 4, ум. 5), аккорды главных ступеней в мелодии;

* сочинение ответа с транспонированием на заданную мелодию;

* ритмическое оформление записанных на доске нот (с учётом пройденных ритмических фигур);

* сочинение ритмической вариации на музыкальную тему;

* сочинение на заданный текст, ритм;

* подбор аккомпанемента с D 7 , и пройденных аккордов;

* сочинение и исполнение с инструментом и с преподавателем канона.

* сочинение ответной фразы с модуляцией в Доминанту, VI ступень;

* сочинение распева слогов в духе народных мелодий;

* подбор аккомпанемента к песне (запев-припев) с использованием К 6 4 ;

* сочинения мелодий «внутренним слухом», «про себя», пение этих мелодий.

* использование в собственных сочинениях модуляции из мажора в параллельный минор, тональность D , в VI ст.;

* использование в аккомпанементе на заданную мелодию отклонения в тональности побочных ступеней мажора: II ст. – параллельная S , III ст. – параллельная D , VI ст. – параллельная минорная тональность;

* в сочинениях (а может и уже в полноценных импровизациях), используются модуляции, мотивные разработки с применением септаккордов, и т.п.;

* сочинения мелодий «внутренним слухом», «про себя», пение этих мелодий;

* сочинение инструментальных пьес: мазурки, вальса, польки, марша;

* исполнение песни под собственный аккомпанемент, с соответствующим ее характеру, аккомпанементом различных видов;

* пение с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

* играть модулирующие секвенции из пройденных аккордов в разных размерах.

* играть модулирующие секвенции из пройденных аккордов в разных размерах;

* буквенная система обозначения аккордов (исполнение мелодий по данному цифрованному басу);

* исполнение музыкальных примеров с листа под импровизируемый преподавателем гармонический аккомпанемент;

* подбор аккомпанемента к знакомым мелодиям, пение мелодий с аккомпанементом;

* сочинение инструментальных пьес: мазурки, вальса, польки, марша;

* импровизация на самые разнообразные темы, на всё, с чем знакомы учащиеся: характерные интервалы, тритоны, хроматизмы, аккорды, модуляция, различные ритмические группы, гармонический мажор, 3 вида минора;

* исполнение песни под собственный аккомпанемент, с соответствующим ее характеру, аккомпанементом различных видов.

* играть мелодию с указанным басом;

* играть мелодию с буквенным обозначением аккордов в аккомпанементе;

* исполнение знакомых и сочинённых мелодий под собственный аккомпанемент;

* пение музыкальных примеров с листа под аккомпанемент преподавателя и собственный аккомпанемент;

* сочинение мелодии на заданный текст с собственным аккомпанементом.

Развитие творческих способностей учащихся играет в процессе обучения огромную роль. В творческих заданиях ученик может реализовать свою индивидуальность, психологически раскрепоститься, испытать радостные эмоции. Творческие задания активизируют слуховое внимание, тренируют различные стороны музыкального слуха, музыкальную память, развивают художественный вкус. Творческие задачи положительно влияют на развитие музыкального слуха, памяти, воображения, а также эмоциональной восприимчивости к музыке. Всё более очевидным становится, что на уроках творческие упражнения помогают учащимся овладевать голосом, развивать внутренний слух, наделяют их музыкальное мышление более глубоким образно-эмоциональным содержанием.

Систематические занятия по сочинению повышают общую музыкальность учащихся, помогают им глубже понимать и лучше исполнять профессиональную музыку. Наконец, подобные занятия развивают и обогащают духовный мир ученика.

Одной из начальных ступенек творческого развития может быть тембровое фантазирование:

Создать тембровые импровизации на тему природы;

Сочинить сказку, излагая ход событий и имитируя голоса героев;

Составить музыкальную партитуру, используя тембры шумового оркестра;

Для развития творческих способностей на начальном этапе хочется отметить важную роль наглядного пособия «Лесенка» как эффективного средства, которое не только облегчает познавательную деятельность, но и организует восприятие, активизирует процесс запоминания. Восприятие изменения движения мелодии опирается одновременно на слуховое, зрительное и двигательное ощущение.

Примерные формы работы :

Выкладывание мелодий новых песенок, попевок с помощью учителя, уже знакомых - по памяти;

Исполнение выложенных мелодий «по нотам» голосом или на инструменте;

Транспонирование выученных песенок, попевок («переселение» на другую высоту);

Узнавание их по «нотному тексту»;

Мелодический диктант (выкладывание коротких мелодических фраз);

Сочинение мелодии на 2-3 ступенях на стихи.

Результат : множество вариантов, которые пропеваются вместе с учителем либо исполняются на фортепиано. После накопления детьми определённого опыта, от устного исполнения необходимо переходить к письменному, предварительно определяя основные моменты – тональность, может быть размер или заданный ритм и даже форму. В силу того, что на первых порах обычная нотная запись вызывает у детей затруднения, следует познакомить учащихся с современными способами записи, т.к. нам необходимо, чтобы творчески мыслящий ученик мог выразить свои фантазии в звуках и закрепить их в нотной записи, пусть даже и схематической. Проанализировав первые опыты самостоятельного сочинения, нужно ознакомить детей с элементарными правилами композиции, которые необходимо соблюдать при сочинении мелодий:

Минимум средств - максимум выразительности (т.е., звуков как можно меньше, а красоты и смысла - как можно больше);

Единство ритма;

Единство интонации;

Повторность музыкальных построений: мотивы, фразы, предложения, из которых состоит тема, повторяются либо без всяких изменений (остинатность), либо с изменениями высотного или ритмического характера (варьирование, секвенция). Если нет повторности музыкальных построений, то возникает ощущение неоднородности целого, бесформенность;

Оригинальность мелодии: в ней должна быть какая-то изюминка.

Сочинённые мелодии обязательно исполняются авторами, т.к. творческое соревнование на уроках (кто лучше?) вызывает положительные эмоции, интерес, которые способствуют лучшему запоминанию музыкального материала на уроке. Важной стороной развития гармонического мышления и музыкального творчества детей является овладение ими навыками подбора аккомпанемента. Для этой цели используется ряд пособий.

К изучению основ гармонии можно приступать с первого года обучения после приобретения учащимися некоторого слухового опыта и навыков игры двумя руками. На начальном этапе лучше использовать музыкальные примеры со словами, поскольку пение мелодий с текстом не только способствует расширению музыкального кругозора детей, но и позволяет исключить дублирование исполняемой голосом мелодии игрой её на фортепиано. Не менее важная сторона музыкального воспитания – выявление и развитие сочинительских возможностей учащихся.

Импровизация помогает выявить индивидуальные способности каждого учащегося. Начинают с импровизаций на короткие тексты, с подбором их на фортепиано. Возможна импровизация на шумовых ударных инструментах. Творчество заключается не только в сочинении ритмических рисунков: учащиеся сами решают инструментовку разных частей пьесы, подбирая к ним подходящие инструментальные тембры. Желательно, чтобы импровизации и домашние сочинения звучали на общешкольных концертах, праздниках. Творчески одарённым ученикам – более сложные задания (импровизация второго голоса, ритма).

В старших классах по мере усложнения учебного материала в сочинениях (а может и уже в полноценных импровизациях), используются модуляции, мотивные разработки с применением септаккордов.

В настоящее время в музыкально-образовательной деятельности применяются различные программы для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы: музыкальные проигрыватели, музыкальные конструкторы, музыкальные энциклопедии, обучающие программы, программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки, программы для пения караоке.

Обучающие программы - презентаторы, справочники, тесты - способствуют развитию самостоятельности в музыкально-познавательной деятельности детей. Это направление помогает эффективно решать традиционные задачи освоения необходимых знаний, умений и навыков и применять их на практике. Главная цель – пробудить у ребёнка интерес к глубокому и разностороннему изучению музыки и всего искусства в целом, и сформировать устойчивую и безусловную потребность в развитии своих дарований.

IV . Контроль знаний и оценка результатов освоения

учебного предмета

Оценка качества реализации программы «Развитие творческих навыков» включает в себя:

Текущий контроль успеваемости ;

Промежуточную аттестацию .

По завершении изучения предмета по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании ДМШ.

В конце каждой четверти проводится контрольный урок;

В конце каждого полугодия проводится урок-концерт.

Оценка знаний по учебному предмету проводится в устной и письменной форме:

Устная форма предполагает знание и умение использовать теоретические и практические основы на дисциплине, согласно тематическому плану предмета «Сольфеджио».

Письменная форма предполагает владение навыками творчества, умение грамотно создать и оформить свою творческую работу (сочинить мелодию, аккомпанемент, уметь импровизировать, свободно музицировать).

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Формы:

1. Поурочные оценки за письменную работу и устные ответы.

2.Контрольные уроки.

3. Уроки – концерты.

4.Участие в конкурсах по музыкально – теоретическим дисциплинам.

Методы:

1.Обсуждение устных ответов и выполнения письменных заданий.

2.Выставление оценок.

3.Награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмам, если ученик участвовал в конкурсах по музыкально – теоретическим дисциплинам.

Оценка уровня усвоения дисциплины отражается в индивидуальных планах (личных карточках), где фиксируется профессиональный рост ученика за учебный год.

Для текущего контроля успеваемости предусмотрены следующие формы: проверка домашней (самостоятельной) работы, проведений

устных и письменных работ. Текущий контроль успеваемости учеников проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная аттестация проводится в виде контрольных уроков, уроков - концертов. Контрольные уроки - концерты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Оценки учащимся могут выставляться в конце каждой четверти.

Критерии выставления оценок

«Отлично»:

Учащийся продемонстрировал прочные теоретические и практические знания. Письменная работа – без ошибок.

«Хорошо»:

Ученик показал хорошие теоретические и практические знания (с допустимыми погрешностями). В письменной работе - незначительные недочёты.

«Удовлетворительно»:

Практические навыки продемонстрированы на низком уровне, неуверенные, с подсказками педагога. В письменной работе много мелодических и ритмических ошибок.

С учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что даст возможность более конкретно отметить выступление учащегося.

Планируемые результаты освоения программы

Уровень знаний по предмету «Развитие творческих навыков» должен соответствовать требованиям вступительных экзаменов в средние профессиональные учебные заведения.

В результате освоения данной программы ученик должен продемонстрировать:

Знание основных элементов музыкального языка (понятий – звукоряд, лад, интервалы, аккорды, диатоника, хроматика, отклонение, модуляция);

Умение осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

Первичные знания о строении музыкальной ткани, типах изложения музыкального материала;

Приобретение навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;

Приобретение первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

Приобретение навыков записи музыкального текста по слуху;

Приобретение навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Требования к организации творческой деятельности.

Организация творческой деятельности учеников путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад);

Организация посещений учащимися учреждений культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

Организация творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими учреждениями дополнительного образования, средними образовательными школами и дошкольными учреждениями, а так же с образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования.

V . Список литературы

1. Андреева М. «От примы до октавы», ч. I . - М., 1979

2. Андреева М. «От примы до октавы», ч. II . - М., 1980

3. Зебряк Т. «Сочиняем на уроках сольфеджио». М.: «Музыка», 1998

4. Калугина М., Халабузарь П. «Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио». – М.: « Советский композитор», 1989

5. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. I . – М., 2005

6. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч. II . – М., 2005

7. Металлиди Ж., Перцовская А. « Мы играем, сочиняем и поём»

8. Сиротина Т. «Подбираем аккомпанемент» 1 - 4 классы ДМШ. – М.: «Музыка», 2007

9. Сиротина Т. «Ритмическая азбука». – М.: «Музыка»

10. Тверитнева Т.И. Методическая работа «Формирование и развитие творческих навыков импровизации на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ». - Первомайский, 2008

11. Тютюнникова Т.Э. «Нескучные уроки». - М., 2004

12. Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М., 2005

13. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. – М., 2002

14. Шатковский Г. Методическое пособие «Развитие музыкального слуха». - М.:«Музыка», 1996

15.Шеломов Б. Методическое пособие «Импровизация на уроке сольфеджио». – М.: «Музыка», 1977

Резюме (CV) — это Ваша визитная карточка, от правильного составления которой зависит, получите ли Вы желаемую работу или нет. Очень важно подходить к написанию резюме ответственно, потому как именно оно может оказаться решающим фактором при найме Вас на работу.

В данной статье мы рассмотрим конкретные навыки и умения для резюме, а также дадим Вам советы и рекомендации по правильному заполнению этих граф резюме. В конце статьи вы можете скачать стандартный шаблон резюме.

Если вас интересует вопрос, то можете подробнее об этом почитать в статье.

Образование, стаж, занимаемые должности на прошлых постах — обязательные части CV. Хорошее резюме недопустимо составлять без описания важнейших умений специалиста. Описать эти умения нужно так, чтоб у потенциального начальника появилось непреодолимое желание нанять на работу не кого-то, а именно Вас.


1. Ключевые навыки и умения для резюме

Те ключевые навыки, которые отражены в Вашем резюме, обязательно станут объектом внимания со стороны работодателя. Опыт прежней работы и наличие образования, не всегда смогут раскрыть информацию о тех умениях, которыми обладаете именно Вы.

Правильный подход к заполнению этого блока резюме даст возможность работодателю понять даже без личного общения, что Вы именно тот, кто ему требуется.

Не существует таких общих ключевых умений, которые подошли бы для любой из должностей и профессий. Тем, кто не может сформулировать собственные профессиональные достоинства, может указать следующие навыки и умения:

  • способности к межличностному деловому общению;
  • организация и планирование рабочего времени;
  • внимательность к мелочам;
  • анализаторские способности, необходимые для нахождения вариантов решения проблемных ситуаций;
  • проявление гибкости;
  • управленческие навыки
  • навыки делового лидерства.

Не забывайте, что работодателю может требоваться лишь наличие части таких навыков, о чем он обычно указывает в собственном предложении о работе. Гораздо проще переформулировать требования работодателя в свои ключевые навыки.

2. Навыки и умения для продавцов, консультантов, секретарей, банковских работников…

Претенденты на должности продавцов, менеджеров и консультантов, а также иных должностей, требующих регулярного общения с людьми, могут указать в качестве собственных навыков и умений:

  • наличие успешного опыта в продажах;
  • навыки управление временем;
  • грамотная речь, умение убеждать;
  • навыки эффективного общения;
  • нахождение подхода к клиенту и достижение компромиссов;
  • способность к обучению и восприятию информации;
  • умение выслушать собеседника и дать ему компетентный совет;
  • проявление тактичности и толерантности;
  • творческий подход.

Если Вы имеете информацию о том, что работодатель сотрудничает с иностранными клиентами, знания иностранных языков станут Вашим преимуществом. Обязательно укажите об этом в резюме.

Работники сферы обслуживания должны быть носителями качественных навыков, связанных с общением, анализом и принятием решений, требуемых для оказания помощи. Любая деятельность таких работников должна быть направлена на удовлетворение интересов клиента, что требует от соискателя нацеленности на результат, способностей к работе при наличии личностного давления и инициативности.

Также работодателя непременно привлечет резюме того кандидата, который будет обладать знаниями иностранных языков, владеть ПК, вести деловую переписку, быть внимательным и заинтересованным в общем результате работы компании.

3. Лидерские умения и навыки: менеджер, управленец, директор, администратор…

Начать работу над резюме стоит с определения тех навыков, наличие которых имеет принципиальное значение для конкретной должности.

Работодатели с особой тщательностью проверяют управленцев, предъявляя к ним часто завышенные требования. Тем, кто желает занять управленческую должность, стоит указать в качестве навыков:

  • способность к разрешению конфликтов;
  • оптимальную организацию рабочего процесса;
  • самостоятельное принятие решений и ответственность за них;
  • наличие критического мышления;
  • эффективность управления временными и трудовыми ресурсами;
  • навыки мотивации персонала;
  • стратегическое мышление;
  • эффективное ведения переговоров;
  • навыки коммуникации и способность к завоеванию доверия.

Соискатель может добавить в эту группу те профессиональные черты, которые считает своей сильной стороной.

Профессиональные умения и личные качества в этом случае должны иметь четкое разграничение, ведь вопрос о личных качествах претендента непременно поступит от работодателя, а их идентичность с профессиональными навыками не позволит создать о себе положительное впечатление.

Список навыков может быть дополнен способностью к одновременному выполнению нескольких задач, умением распределять обязанности и контролировать их исполнение.

4. Навыки и умения для учителей, ведущих на семинарах и тренингах…

Немного другие навыки и умения должны быть характерны учителям, ведущим на семинарных занятиях. Такие люди должны быть:

  • способными к мотивированию;
  • высоко инициативны и энергичны;
  • мастерами по концентрации внимания людей на определенных явлениях в течении требуемого времени;
  • гибкими и терпеливыми;
  • способными к организации процесса работы.

Кроме этого можно указать учителя должны обладать грамотной речью и четким произношением, быть хорошими собеседниками в личном общении.

Основная задача данной категории работников состоит в налаживании контактов.

5. Навыки и умения для технических специалистов: программистов, системных администраторов…

Навыки, которые должны быть присущи техническим специалистам, абсолютно индивидуальны.

К примеру, системные администраторы обязаны осуществлять контроль за работой всех компьютеров компании, что требует от него:

  • проведение диагностических мероприятий относительно подведомственной техники;
  • постоянной мониторинг возможных рисков;
  • владения английским языком на техническом уровне;
  • легкость к восприятию информационных потоков.

6. Навыки и умения для бухгалтеров, аудиторов…

Профессионалы, которые нацелены на получение должностей, связанных с учетом, должны иметь четкое представление о требованиях работодателя. Бухгалтеру должно быть присуще:

  • аналитическое мышление;
  • организаторские способности по созданию алгоритма работы;
  • постоянный анализ;
  • грамотное планирование;
  • повышенное внимание к деталям и мелочам;
  • способность определения степени приоритетов;
  • определение первостепенных задач;
  • навыки по работе с представителями органов контроля.

7. Навыки и умения — примеры для юристов

Работники в области юриспруденции могут указать в резюме:

  • знание законодательства;
  • навыки составления договоров и документации;
  • пользование правовыми электронными базами;
  • умение работать с органами контроля;
  • поиск компромиссных решений;
  • постановка целей и стремление к их достижению.

8. Особые навыки и умения для резюме

Способности по налаживанию устного и письменного контакта с контрагентами, высокие достижения в области обслуживания, организованности рабочего процесса, наличие навыков оратора и многие другие умения, будут в обязательном порядке оценены работодателем.

Каждый из них ищет такого сотрудника, который будет мотивирован на общий результат, проявит инициативность и высокую энергичность в решении возникающих вопросов, будет приятным и грамотным собеседником, способным незамедлительно принять решение, дать ответ и быть ответственным за каждое свое слово.

Соискатели могут указывать в собственных резюме:

  • наличие лидерских качеств;
  • наличие технических знаний;
  • навыки организации проектов и управления ими;
  • маркетинговые способности.

9. Общие навыки и умения

Существует ряд общих навыков, которыми могут обладать специалисты. Их перечень обобщен и подойдет не для всех специальностей.

Однако, думаю этот список для Вас будет полезным, возможно Вы найдете именно те навыки и умения, которые захотите указать в своем резюме. К таковым относятся:

  • владение иностранным языком (язык и степень владения им);
  • способности к программированию;
  • бюджетирование;
  • грамотное деловое общение (устное и письменное);
  • работа с базами клиентов, в том числе с уровня их создания;
  • оперативность относительно поиска сведений;
  • разработка планов;
  • анализаторские действия по факту продаж (в т.ч. выполненных конкурентными организациями);
  • навыки по закупкам;
  • навыки проведения инвентаризационных процессов;
  • наличие способностей в мерчендайзинге;
  • работа с предложениями коммерческого направления;
  • переговорные навыки;
  • обучение и мотивация коллег;
  • составление прогнозов;
  • навыки в ценообразовании;
  • навыки в прямых продажах;
  • навыки убеждения;
  • навыки продаж по телефону;
  • умения по работе с отдельными компьютерными программами: Excel, Word, Photoshop, 1С и т.д. ;
  • способность возражать;
  • использование первичных данных;
  • обращение с оргтехникой;
  • разработка и проведение кампаний по рекламе и исследованию рынка;
  • правовая экспертиза;
  • скрупулезность при подготовке отчетных материалов;
  • сбор и подготовка статистической информации;
  • способность к организации процессов;
  • готовность к командному труду;
  • самостоятельность решений;
  • организационные навыки;
  • способность к применению методов убеждения.

Каждая отдельная специальность характеризуется определенными способностями. Среди представленных непременно найдутся именно те, которые подойдут Вам и той должности, которая стала Вашим выбором. Эти умения могут быть использованы для включения в резюме.

10. Правильное составление базового перечня навыков и умений

Совет: во время поисков желаемой должности не стоит ограничиваться единственным резюме, лучше постоянно видоизменять его в соотношении с вакансией. Представления умений в основном резюме и в том, которое вы создаете для отдельной должности, должны иметь отличия.

В основной версии CV, подходящей для большинства должностей, расписать умения нужно так: графа «Навыки и достижения» является завершением графы «Стаж работы», т.е. умения являются следствием профессионального стажа.

Допустим, вы работали маркетологом и сейчас ищите вакансию на эту должность, вам необходимо написать перечень преимуществ, которые новый начальник получит, взяв вас на эту должность.

Профессиональные навыки и умения для резюме пример для маркетолога:

  • проведение исследований маркетинга;
  • анализирование рыночной ситуации и потребительских желаний;
  • умение разрабатывать идеи для ассортимента.

Перечень должен быть не сильно долгим и детальным – хватит основных пунктов. Рекрутер, читающий ваш CV, должен понимать, что ваши главные умения – следствие профессионального опыта, так что не придумывайте ничего. Представим, что вы были простым сотрудником, а пишите, что умеете организовывать работу. Никто не поверит вам, и рекрутер просто вас проигнорирует.

11. Не путаем описание своих способностей и личностных черт

О пунктуальности, коммуникабельности и ответственности указывать надо в графе «О себе». Графа «Навыки и достижения» нужна только для информации, связанной со служебными обязательствами.

В разделе «Профессиональные навыки» необходимо указать основные умения, полученные на прошлом рабочем месте либо в вузе. Здесь же вы можете указать свои достижения. Раздел должен раскрыть вас как специалиста. Иначе говоря этот раздел должен описывать вашу «Квалификацию».

Если вы распишите свои умения, вы сделаете свое CV заманчивее. Прочитав этот раздел, возможный начальник должен четко понять, что именно вы нужны компании и вас обязательно нужно позвать на собеседование. Его необходимо привлечь своими познаниями и способностями. Если же хотите, чтобы это случалось чаще, прислушайтесь к нашим советам:

  • Пункт «Квалификация» должен быть размещен точно после пункта «Образование». Это как минимум логично.
  • Этот раздел нужно изменять под любую новую вакансию. Записывать нужно только способности, подходящие искомой должности.
  • Не стоит делать из себя человека-оркестра , тщательно указывая весь перечень своих плюсов. Укажите несколько (4-8) ключевых, этого достаточно. Хотите выразить одни навыки – придется жертвовать другими.
  • Первоначально расписывайте те способности, больше других согласовывающиеся должностью, которую вы ищите.
  • Пишите список так, чтобы просто было прочитать.
  • Использовать нужно те определения и фразы, употребляемые потенциальным начальником в объявлении.
  • Расписывая навыки и способности, нужно начинать фразы со слов «имеется стаж», «знаю», «владею», и т.д.
  • Не нужно писать про свои черты, в резюме есть специальный раздел для них.

Внимание: так называемые «хедхантеры » ищут редких сотрудников. Они, как правило, не интересуются опытом кандидата, им нужны конкретные преимущества, предоставляемые им.

12. Навыки и умения для резюме пример для HR-директора:

Способность построить коммуникации внутри компании. Умение оперативно управлять подразделениями и проектами. Организация консультаций и бизнес-тренингов .

Новый навык можно писать с красной строки, это сделает ваш текст легче для прочтения, хоть он и займет больше места. Если вы правильно опишите свои умения и способности, это значительно увеличит шанс того, что на собеседование позовут именно вас.

Образование и стаж хоть и очень важная часть резюме, но они не могут создать впечатление о нужном сотруднике.

Наемщику недостаточно знать, где вы учились и получали профессиональный стаж. Ему необходимо точное знание того, чем вы можете заниматься, и чем вы можете быть полезны его фирме. Так что правильно расписанные основные умения сильно приумножают вероятность получения заветной работы.

Основные умения — это объединение, состоящее из ваших навыков и способностей, нужное для добротного исполнения предъявленных вам должностных требований. Так что досконально выбранные и правильно сформулированные фразы могут помочь вашему резюме хорошо отличиться от множества похожих документов.

Во время работы пытайтесь получить умения, дополнительно учитесь и получайте сертификаты. В таком случае у вас получится реально вызвать интерес у наемщика и получить более высокую вероятность принятия на работу.

Мы надеемся, что примеры навыков и умений для резюме помогут вам.

13. Указываем конкретные навыки и умения в резюме

Теперь представим, что вы пишите CV для отдельной должности, к которой у вас повышенный интерес. Тогда к списку основных умений стоит относиться как к перечню конкретных, а не общих навыков.

Очень внимательно прочитайте объявление. Что вам нужно уметь, дабы вас взяли на эту должность? Соответствуют ли эти запросы вашим умениям и вашему опыту? Это нужно указать в графе «Навыки».

Однако простая перепись требований в резюме и оформление их как своих собственных навыков – плохая идея. Рекрутер сразу догадается, что вы решили отнестись к резюме на «отвяжись». Измените эту информацию, сделайте ее конкретнее, добавьте то, чего не было указано работодателем, но может принести пользу этой компании.

К примеру, если вы видите требование — свободное владение английским языком, то упомяните о способности к организации получении визы для начальника (если конечно это так). Ведь если работодатель и его подручные переписываются на английском языке, это может говорить о том, что есть деловые партнеры из других стран, а в таком случае умение организовывать получение визы вызовет интерес возможного начальника.

Также помните, что в наше время рекрутер наверняка будет искать кандидатов по ключевым словам, так что составлять описание умений надо так, чтоб в нем были фразы, которые есть в тексте описания должности.

Способности к творчеству, к созиданию нового всегда высоко ценились в обществе. И не удивительно, так как люди, обладающие этим даром, являются своеобразными генераторами развития человеческой цивилизации. Но творческие способности имеют и субъективную ценность. Наделенный ими человек создает себе наиболее комфортные условия для существования, преобразует мир, приспосабливая его к своим запросам и интересам.

Казалось бы, все просто: нужно активно развивать у себя эти способности. Однако человечество в течение сотен лет бьется над вопросом, в чем секрет креативности, что делает человека творцом.

Прежде чем говорить о творчестве, давайте сначала разберемся в том, что такое способности в целом.

  • Есть общие способности, необходимые в различных областях, например, .
  • А есть специальные, связанные только с одним конкретным занятием. Например, музыкальный слух нужен музыканту, певцу и композитору, а высокая чувствительность к цветоразличению – художнику-живописцу.

Основой способностей являются врожденные, природные задатки, но проявляются и развиваются способности в деятельности. Чтобы научиться хорошо рисовать, нужно осваивать живопись, рисунок, композицию и т. д., чтобы добиться успехов в спорте, нужно этим спортом заниматься. Иначе никак, сами по себе задатки не станут способностями и тем более не превратятся в .

Но как со всем этим связано творчество, ведь это не особый вид деятельности, а, скорее, ее уровень, и проявляться творческий дар может в любой области жизни?

Структура творческих способностей

Совокупность творческих способностей и их активное проявление в жизнедеятельности личности называют креативностью. Она имеет сложную структуру, которая включает в себя как общие, так и специальные способности.

Общий уровень творческих способностей

Как и любые другие способности, творческие связаны с психофизиологическими задатками, то есть особенностями нервной системы человека: активностью правого полушария головного мозга, высокой скоростью нервных процессов, устойчивостью и силой процессов возбуждения и торможения.

Но они не сводятся только к врожденным качествам и не являются особым даром, полученным нами от природы или посланным свыше. В основе креативности лежит развитие и активная, упорная деятельность человека.

Основной областью, в которой проявляются творческие способности, является интеллектуальная сфера. Для креативного человека характерно особое , отличающееся от стандартного, в том числе логического. Разные исследователи называют это мышление нешаблонным или латеральным (Э. де Боно), дивергентным (Дж. Гилфорд), радиантным (Т. Бьюзен), критическим (Д. Халперн) или просто творческим.

Дж. Гилфорд – известный психолог, исследователь творчества, одним из первых описал своеобразный тип мыслительной деятельности, присущий креативам. Он назвал его дивергентным мышлением, то есть направленным в разные стороны, и оно отличается от конвергентного (однонаправленного), к которому относится и дедукция, и индукция. Главная особенность дивергентного мышления в том, что оно ориентировано не на поиски одного единственно правильного решения, а на определение множества путей решения задачи. Эту же особенность отмечают и Э. де Боно, и Т. Бьюзен, и Я. А. Пономарев.

Творческое мышление – какое оно?

Изучали в течение всего XX века, и было выявлен целый спектр особенностей умственной деятельности людей, которым свойственен этот тип мышления.

  • Гибкость мышления, то есть не только способность быстро переключаться с одной проблемы на другую, но и умение отказываться от неэффективного решения, искать новые пути и подходы.
  • Смещение фокуса – умение человека взглянуть на объект, ситуацию или проблему с неожиданного ракурса, под другим углом зрения. Это дает возможность рассмотреть какие-то новые свойства, особенности, детали, незаметные при «прямом» взгляде.
  • Опора на образ. В отличие от стандартного логического и алгоритмического мышления, творческое носит образный характер. Новая оригинальная идея, замысел, проект рождаются как яркий объемный образ, лишь на этапе разработки обрастая словами, формулами и схемами. Недаром же центр творческих способностей находится в правом полушарии головного мозга, которое отвечает за работу с образами.
  • Ассоциативность. Способность быстро устанавливать связи-ассоциации между поставленной задачей и информацией, хранящейся в памяти – это важная особенность умственной деятельности творческих людей. Мозг креатива напоминает мощный компьютер, все системы которого постоянно обмениваются импульсами, несущими информацию.

Хотя творческое мышление часто противопоставляется логическому, но они не исключают друг друга, а дополняют. Без логического мышления невозможно обойтись на этапе проверки найденного решения, воплощения замысла, доработки проекта и т. д. Если же рациональное логическое мышление неразвито, то и замысел, даже самый гениальный, чаще всего остается на уровне задумки.

Творчество и интеллект

Говоря о способностях человека к мыслительной деятельности, чаще всего имеют в виду . Если связь между интеллектом и развитостью логического мышления самая прямая, то о творческом потенциале этого сказать нельзя.

По стандартному тесту, определяющему коэффициент интеллекта (IQ), люди, имеющие менее 100 баллов (ниже среднего), не отличаются и творческими способностями, но и высокий интеллект не гарантирует креативность. Самые творчески одаренные люди находятся в диапазоне от 110 до 130 баллов. Среди личностей с IQ выше 130 креативы встречаются, но нечасто. Чрезмерный рационализм интеллектуалов мешает проявлению творчества. Поэтому наряду с коэффициентом интеллекта был введен и коэффициент креативности (Cr), и, соответственно, разработаны тесты для его определения.

Специальные способности в творчестве

Наличие общих способностей в творческой деятельности обеспечивает новизну и оригинальность ее продукта, но без специальных способностей невозможно достичь мастерства. Недостаточно придумать оригинальный сюжет книги, нужно еще уметь его литературно изложить, построить композицию, создать реалистичные образы героев. Рожденный в воображении образ художник должен воплотить в материале, что невозможно без владения техникой и навыками изобразительной деятельности, а разработка научно-технического изобретения предполагает владение основами точных наук, знания в области механики, физики, химии и т. д.

Творчество имеет не только духовную, мыслительную, но и практическую сторону. Поэтому креативность включает в себя и прикладные, специальные способности, которые развиваются сначала на репродуктивном (воспроизводящем) уровне. Человек под руководством учителя или самостоятельно овладевает специфическими методами, приемами деятельности, которые были выработаны до него. Например, учит нотную грамоту, осваивает игру на музыкальном инструменте или технику изобразительной деятельности, изучает математику, правила алгоритмического мышления и т. д. И только овладев основами конкретной деятельности, выработав нужные навыки и получив знания, человек может перейти на уровень творчества, то есть создать свой, оригинальный продукт.

Специальные способности нужны, чтобы креатив стал мастером, а его деятельность (причем любая) – искусством. Отсутствие или неразвитость специальных способностей часто приводит к тому, что в творчестве не удовлетворяется, а творческий потенциал, даже довольно высокий, так и остается нереализованным.

Как определить у себя наличие творческих способностей

Предрасположенность к творчеству есть у всех людей, однако, творческий потенциал, как и уровень креативности, у всех разный. Причем поставленный в определенные жесткие условия (например, выполняя задание) человек может использовать творческие методы, но не применять потом их ни в профессиональной, ни в повседневной жизни и не испытывать никакой потребности в творчестве. Такого человека сложно назвать творческой личностью.

Для того чтобы определить наличие и степень развития творческих способностей, существует множество разработанных психологами методик-тестов. Однако для того чтобы адекватно оценить полученный по этим методикам результат, нужно владеть знаниями в области психологии. Но есть ряд критериев, по которым каждый сам может оценить уровень своей креативности и решить, насколько ему необходимо развивать творческие способности.

Уровни интеллектуально-творческой активности

Креативность предполагает высокий уровень интеллектуально-творческой активности, то есть не только способность к мыслительной деятельности, но и потребность в ней, самостоятельное, без давления со стороны использование приемов творческого мышления.

Выделяют 3 уровня такой активности:

  • Стимульно-продуктивный. Человек, находящийся на этом уровне, добросовестно решает поставленные перед ним задачи, старается добиваться хороших результатов. Но делает это он под влиянием внешних стимулов (приказ, задание свыше, необходимость заработать и т. д.). Познавательный интерес, увлеченность делом и внутренние стимулы у него отсутствуют. В деятельности он использует готовые решения и методы. Этот уровень не исключает каких-то случайных оригинальных решений и находок, но использовав один раз найденный им метод, человек впоследствии не выходит за его рамки.
  • Эвристический уровень. Он предполагает способность человека делать открытия эмпирическим, опытным путем, часто сводящимся к методу проб и ошибок. В своей деятельности индивид опирается на надежный, проверенный метод, но старается доработать его, усовершенствовать. Такой усовершенствованный метод оценивается им как личное достижение и повод для гордости. Любая найденная интересная, оригинальная идея, чужая задумка становится толчком, стимулом для мыслительной деятельности. Результатом такой активности могут быть очень интересные и полезные изобретения. В конце концов, и самолет человек изобрел, наблюдая за птицами.
  • Креативный уровень предполагает не только активную интеллектуальную деятельность и решение задач на теоретическом уровне. Главное его отличие – умение и потребность выявлять и формулировать проблемы. Люди, находящиеся на этом уровне, способны замечать детали, видеть внутренние противоречия и ставить вопросы. Причем они любят это делать, обладая своеобразным «исследовательским зудом», когда возникшая новая интересная проблема заставляет их отложить уже начатую деятельность.

Несмотря на то, что высшим считается креативный уровень, наиболее продуктивный и ценный для общества – эвристический. Более того, самой эффективной является работа команды, в которой есть люди всех трех типов: креатив рождает идеи, ставит проблемы, эвристик их дорабатывает, адаптирует к реальности, а практик воплощает в жизнь.

Параметры творческой одаренности

Дж. Гилфорд, создавший теорию дивергентного мышления, выделил несколько показателей уровня творческой одаренности и продуктивности.

  • Способность к постановке проблем.
  • Продуктивность мышления, которая выражается в рождении большого количества идей.
  • Семантическая гибкость мышления – быстрое переключение мыслительной деятельности с одной проблемы на другую и включение в мыслительный процесс знаний из разных областей.
  • Оригинальность мышления – способность находить нестандартные решения, рождать оригинальные образы и идеи, видеть необычное в обычном.
  • Способность изменять назначение объекта, усовершенствовать его, добавляя детали.

К выделенным Дж. Гилфордом характеристикам позднее добавили и еще один важный показатель: легкость и скорость мышления. Быстрота нахождения решения не менее, а иногда и более важна, чем его оригинальность.

Как развивать творческие способности

Развивать творческие способности лучше начинать с детства, когда потребность в творчестве очень сильна. Вспомните, с каким восторгом малыши воспринимают все новое, как радуются новым игрушкам, занятиям, прогулкам в незнакомых местах. Дети открыты миру и, как губка, впитывают знания. Их психика очень гибкая и пластичная, у них еще нет стереотипов, стандартов, на основе которых строится мышление взрослых. И главным инструментами мыслительной деятельности детей являются образы. То есть имеются все предпосылки и возможности для эффективного развития творческих способностей. Особенно успешно проходит этот процесс, если взрослые поощряют проявление творчества детей и сами организуют совместные занятия и игры.

Что касается взрослых, то и в этом случае возможно повысить уровень креативности, сделать профессиональную деятельность более творческой или найти возможность реализовать свою потребность в творчестве в каком-то искусстве, хобби или увлечении.

Главное для взрослого – именно наличие потребности, так как часто люди сетуют на то, что Бог их обделил талантом, но ничего не делают, чтобы найти область, в которой их личность могла бы реализоваться. Но если вы осознали необходимость развития своего потенциала, то такая возможность есть.

Любые способности развиваются в деятельности и предполагают овладение навыками, то есть тренировку. Учитывая, что творческие способности – это в первую очередь набор качеств и свойств мышления, тренировать нужно именно мыслительные способности.

Специально для развития креативности, мышления и разработаны целые тренинги, и упражнения из них можно выполнять самостоятельно, тем более что они часто напоминают увлекательную игру.

Упражнение «Цепочка ассоциаций»

Ассоциативное мышление играет важную роль в творчестве, но оно чаще всего непроизвольно, спонтанно, поэтому нужно учиться им управлять. Вот одно из упражнений по развитию навыков осознанной работы с ассоциациями.

  1. Возьмите лист бумаги и ручку.
  2. Выберите какое-то слово. Выбор должен быть произвольный, можно просто открыть словарь на первой попавшейся странице.
  3. Как только вы прочитали слово, сразу же «поймайте» в голове первую ассоциацию на него и запишите ее.
  4. Далее в столбик запишите следующую ассоциацию, но уже на записанное слово и так далее.

Следите за тем, чтобы ассоциации были последовательными, на каждое новое слово, а не на предыдущее или самое первое. Когда их в столбике наберется 15-20, остановитесь и внимательно прочитайте, что у вас получилось. Обращайте внимание на то, к какой сфере, области действительности относятся эти ассоциации. Это одна сфера или их несколько? Например, к слову «шляпа» могут быть ассоциации: голова – волосы – прическа – расческа – красота и т. д. В данном случае все ассоциации находятся в одном смысловом поле, вы не смогли выйти из узкого круга, перескочить через стереотипное мышление.

А вот другой пример: шляпа – голова – мэр – дума – мышление – интерес – чтение – уроки и т. д. Здесь есть ассоциативная связь, но мышление постоянно меняет свою направленность, выходя в новые сферы и области. Несомненно, второй случай свидетельствует о более творческом подходе.

Выполняя это упражнение, добивайтесь подобных переходов, но не задумывайтесь над рождением ассоциаций слишком долго, ведь процесс должен быть непроизвольным. В игру с ассоциациями можно играть в компании, соревнуясь, у кого за определенный промежуток времени будет больше ассоциаций и оригинальнее переходы.

Упражнение «Предмет-универсал»

Это упражнение помогает развивать целый комплекс качеств: оригинальность мысли, семантическую гибкость, образное мышление и воображение.

  1. Представьте какой-то простой предмет, например, карандаш, крышку от кастрюли, ложку, коробок спичек и т. д.
  2. Выбрав предмет, подумайте, как его можно использовать, кроме прямого назначения. Постарайтесь найти как можно больше вариантов применения и старайтесь, чтобы они были оригинальными.

Например, крышку от кастрюли можно использовать как щит, как ударный инструмент, как основу для красивого панно, как поднос, как форточку при ее отсутствии, как шляпу, как зонт, как карнавальную маску, если в ней провертеть дырки для глаз… Сможете продолжить?

Точно так же, как и первое упражнение, это можно выполнять в группе, придав ему форму соревнования. Если группа достаточно большая, например, класс, то можно предложить называть новые функции предмета по очереди. Тот игрок, который не может придумать нового, выбывает. И останутся в конечном счете самые креативные.

Это только примеры упражнений на . Попробуйте придумать такие игры сами, и это тоже будет хорошим тренингом.

Пространственный. Он присущ многим творческим людям - художникам и дизайнерам. Все эти три типа таланта необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.  


Современное производство все более требует от работников качеств, которые не только не формировались в условиях поточно-массового производства , но и преднамеренно сводились к минимуму, что позволяло упростить труд и удешевить стоимость рабочей силы . К таким качествам относятся высокое профессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные решения, навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество готовой продукции , знание техники и организации производства , творческие навыки. Сегодня одной из отличительных черт является зависимость производства от качества рабочей силы , форм ее использования, степени вовлеченности в дела предприятия. Управление персоналом приобретает все большее значение в качестве фактора повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития фирмы.  

Творческие навыки 412 Творческий  

Навыки, полученные студентом в результате изучения курса "Макроэкономика", используются для многоаспектных оценок конкретных хозяйственных процессов , оказывают существенное влияние на информационную, научную, формально-логическую и творческую стороны выполнения итоговой дипломной работы, а в дальнейшем могут быть использованы в профессиональной деятельности.  

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - область знаний, изучающая организацию личного труда работника, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических средств . П.м. позволяет наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей . Готовность руководителя, специалиста к эффективной деятельности определяется знаниями, умениями, навыками и качествами личности. Рационально организовать умственный труд , создать благоприятные условия для повышения его эффективности - эти задачи приобретают сегодня особенно важное значение. В любой сфере умственный труд , помимо мыслительной деятельности, содержит чисто организационные, технические элементы, определенная часть которых является общей для многих профессий. Следовательно, проблемы организации личного труда работника можно изучать с точки зрения организации, используемых методов, принципов и приемов работы. Второй стороной организации личного труда является техника личной работы, технические средства , применяемые в практике повседневной работы персоналом управления. Научную основу П.м. составляет сумма знаний об организации личного труда, накопленная в практике управленческой деятельности и представленная в виде принципов, способов, методов организации трудовой деятельности персонала управления . Как наука П.м. выявляет факторы и условия эффективной работы руководителей и специалистов, на базе которых разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются принципы, формы и методы рациональной деятельности людей в процессе управления . Труд руководителя, специалиста не только объективно обусловлен, но и носит инициативный, творческий характер. С одной  

При подготовке решений используются различные методы, в том числе методы активизации творческих процессов , математическое моделирование и др. Для развития навыков принятия решений используют формы активного обучения, к числу которых относятся игровая имитация решения конфликтных ситуаций (индивидуальная, групповая) и деловые игры . Последние представляют собой своеобразный инструмент для воспроизведения процессов выявления и согласования хозяйственных интересов.  

Итак, определяющим звеном учебного процесса является преподаватель, его неповторимая личность, богатый творческий потенциал , способность к импровизации, педагогический артистизм. Нетрадиционный подход к процессу преподавания реализуется через варианты театральных приемов, позволяющих решать вопросы оптимизации процесса обучения иностранному языку, с одной стороны, а с другой - формировать профессионально значимые навыки и умения с первых дней обучения студента в вузе. Задача артистичного педагога - оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами заставить играть воображение, а игра - всегда свободный выбор .  

Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующаяся на эмпирических данных, успех стратегии определяется не в последнюю очередь предвидением, интуицией, чувством поступать правильно - т.е. всем тем, что определяется как предпринимательская инициатива. Как отмечает И. Ансофф, предпринимательское поведение означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было. Это, в свою очередь, требует формирования новых систем, новых структур и новых навыков менеджеров, в частности, выраженных лидерских черт - харизмы, умения творчески решать проблемы, брать на себя риск, планировать, основываясь на предпринимательских взглядах.  

Диалог представляет собой процесс коллективного обдумывания и осмысления проблем и дает возможность группе достичь более высокой степени реализации творческих способностей. Диалог труден на уровне исполнителей, поскольку предполагает свободное течение разговора, и исполнители ведут себя неуверенно, не желая проявлять слабость. Известно, например, что в ряде центров обучения проводятся семинары по персональному видению и ментальным моделям для усиления диалога. Проводится обучение основным навыкам ведения разговора, например, тому, как предотвратить неправильные абстрактные заявления, как объяснить мысль, ее истолковать, сделать нужные выводы и как охладить разговор.  

Обладать умом, творческими способностями Иметь знания, навыки, опыт Иметь силу, волю, энергию, целеустремленность Работать Обладать честностью, порядочностью 9,7 7,6 6,2 4,7 2,7 30,9  

Основой мотивации в Японии является иерархия рангов, которая применяется как на предприятиях, так и в государственных органах . Ранг зависит не только от квалификации, но и от стажа работы в фирме, помощи коллегам, готовности к выполнению новых функций и т. п. В отличие от стилей управления , основанных на1 фиксированном разделении труда (что характерно для стран Западала, также для России), японские рабочие и служащие поощряются,за" овладение широким спектром знаний и навыков творческую активность умение работать в коллективе находить компромиссные решения в интересах фирмы. Ранг сотрудника-японской фирмы  

Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего характеристиками трудового потенциала здоровьем, нравственностью, творческими способностями, активностью, образованием, профессионализмом, организованностью, ресурсами рабочего времени. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель благ, производимых предприятиями, а с другой - как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным органам.  

Мастерство. Работники, получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию своих навыков, к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому, особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно попробовать воздействовать на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты контроллинга.  

Практический опыт успешно работающих фирм показывает, что само по себе сегментирование - сложный и трудоемкий процесс, творческий по своей сути, требующий серьезного опыта, хороших знаний и навыков в маркетинговой деятельности в целом. Все это тем более важно, что до сих пор формализованной, или устоявшейся, методики сегментирования рынка не существует. Более того, фирмы тщательно засекречивают свой опыт сегментирования традиционных рынков. Есть, правда, определенные рекомендации в каждой печатной работе по маркетингу, но это всего лишь общие положения.  

Навыки научной работы и незаурядные аналитические способности помогли Г. Эмерсону обобщить и творчески осмыслить богатый практический опыт, что получило свое отражение в главной его работе Двенадцать принципов производительности, которая вышла в свет в 1912 г. Главное внимание в этой работе уделено концепции производительности (т.е. эффективности), под которой он понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.  

Способности индивида могут быть классифицированы на механические двигательно-координационные, умственные и творческие. Многие из этих способностей обусловливаются генетическими факторами и мало поддаются тренировке (пример, беглость пальцев и быстрота реакции), а такие, как мастерство общения и руководства, поддаются. Навыки в этих областях человек получает дома, в школе, в вузах, на работе.  

Однако следует помнить о том, что труд руководителя не только объективно обусловлен, но и носит инициативный, творческий характер. В этой связи можно говорить о том, что принципы и правила НОТ требуют творческого осмысления для определения степени их применимости с учетом складывающейся производственной ситуации . В данном случае принципы и правила служат лишь исходным пунктом для работы руководителя над совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и методов организации своего труда.  

Поскольку консалтинг является не только интеллектуальный, но и творческой профессией, то обучение консультанта должно быть построено скорее по принципу "творческой мастерской ", чем по принципу "технического вуза". Должны в максимальной степени применяться активные методы обучения (тренинг, разбор конкретных ситуаций , игротехника), формироваться личностные творческие навыки и умения, хотя и при обязательным освоении "ремесла", т.е. технологии профессии. В программу начального обучения целесообразно включать и стажировку, т.е. практическое (полевое) обучение в процессе осуществления консалтинговых проектов под руководством наставника.  

Японский ребенок должен запомнить тысячи идеограмм. И конечно, при этом он совсем не развивает у себя навыков последовательных процессов мыслительной деятельности (в психологии они именуются суксес-сивными), так необходимых для творчества. У него обостряются лишь навыки по оперированию образами (в психологии они именуются симультанными). Анализ мышления, - пишет известный советский психолог С. Л. Рубинштейн, - вскрывает теснейшую связь мышления с речью и языком . Для творческого мышления необходимы и суксессивные и симультанные процессы. Японцы же развивают главным образом лишь последние. От этого страдают их творческие способности.  

Способности к исполнительскому труду характеризуются набором конкретных физических и нервно-психических потенций человека , прфессионально-квалификационных знаний, навыков, умений, производственного опыта - всего того, что предопределяет репродуктивную трудовую деятельность в рамках материального производства. Способности к творческому труду - это способности к исполнительскому труду, оплодотворенные интеллектуальной активностью, направленной преимущественно на саморазвитие и самореализацию личности в системе общественной организации производства. Главным и отличительным компонентом способностей к творческому труду выступает интеллектуальная активность, благодаря которой репродуктивная трудовая деятельность наполняется созидательной силой.  

Конкуренты могут использовать политику ценообразования для захвата доли рынка или получения более высоких прибылей. Здесь требуется определить тенденции изменения цен во времени, потому что значительные изменения прибылей конкурентов часто являются последним звеном цепочки небольших колебаний в течение многих лет. Если анализ относительных затрат требует навыка и некоторой доли творческой фантазии, то сбор информации о ценах конкурентов относительно прост. Если конкуренты продают больше чем один товар, то можно рассчитать индекс цен конкурентов. Точность вычислений перепроверяется по суммарным доходам.  

В современном мире слово "Вапакунунк" могло быть интерпретировано как обретение компетентности, уверенности и комфортабельности в постоянно меняющихся жизненных условиях. Существующая образовательная система тем не менее, требуя механического запоминания вместо творческого мышления деятельности, "творческой жилки", гибкости производства. Опасность заключается в том, что часто для покупателей цена не менее важна, чем свойства товара . Кроме того, подчас дифференциация сводится к имитации, и как только потребители начинают это понимать, стратегия псевдодифференциации перестает "работать".  

Дифференциация Сильные способности к маркетингу Технический дизайн продукции Способности к творчеству Сильные исследовательские возможности Репутация предприятия в области качества или технологического лидерства Давняя традиция в бизнесе или уникальная комбинация навыков, привлеченных из других бизне-сов Сильная кооперация по каналам Хорошее координирование функций отделов исследований, разработок и маркетинга Субъективные измерения и стимулы вместо количественных мер Удобства для привлечения высококвалифицированных рабочих, ученых и творчески мыслящих людей