Женские судьбы и характеры в пьесе А. Н. Островского «Гроза. Драма "Гроза": Островский и его противоречивые женские образы Двуличие - единственная альтернатива

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, - ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, - вспоминает она.
Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться.

Александр Николаевич Островский - русский драматург, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра. За свою жизнь он написал множество достойных произведений, но наиболее широкую известность приобрели драмы «Гроза» и «Бесприданница». Обе пьесы посвящены проблеме положения женщины в обществе, которая обыгрывается на двух наиболее значимых женских образах произведений: Ларисе Огудаловой и Катерине Кабановой.

Катерина – искренний, открытый и светлый человек, чем резко выделяется на фоне общества, в котором вынуждена жить.

Она воспитана на любви, взаимопонимании и уважении к ближнему, чего не может добиться от своей нынешней семьи по отношению к себе. Катерина не может ужиться в той обстановке, в которой оказалась после замужества, и в конце концов ее неприязнь к собственной супружеской жизни выливается в протест против патриархального уклада.

По своему характеру Лариса Огудалова гордая, достаточно сдержанная, но необычайно приветливая девушка. Лариса несчастна в любви, в чем схожа с Катериной Кабановой, она также не может найти поддержки и участия в своей семье, что приводит к назреванию внутреннего конфликта героини. Ее мать, Харита Игнатьевна, заботится только о будущем благосостоянии дочери, пытаясь подыскать жениха побогаче, но несмотря на все ее усилия Лариса, неожиданно для самой себя, соглашается выйти замуж за бедного чиновника. Она стыдится своего будущего мужа и унижена его попытками сравниться с Паратовым, к которому она все еще питает нежные чувства. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни.

Несмотря на схожесть ситуаций, в которых оказываются обе девушки, их протест и реакция на происходящее выражаются по-разному. Лариса равнодушна и лишь иногда у нее срываются отдельные замечания, которые выдают ее неприязнь к мещанскому быту. В течение всей пьесы мы мало видим какие-либо эмоции, которые показывает Лариса. Катерина же наиболее ярко реагирует на окружающую ее обстановку, она откровенна с читателем с самого начала. Возможно, именно поэтому она выступает решительней со своим протестом, нежели Огудалова младшая. Она кается в содеянном и, не в силах больше продолжать такую жизнь, бросается в воду, на что сама Лариса, хоть и мечтает о смерти, не решается.

Таким образом, внутренний конфликт, назревающий в обеих героинях, который позже превращается в протест против общества, имеет под собой разную почву. В случае Катерины, это протест жертвы тирании против самих тиранов; Лариса же выступает против «торговли» человеческими чувствами и потребительского отношения к личности. Обе девушки, так яро стремившиеся к свободе, в конечном итоге ее достигают, но какой ценой?

1. Особенности творчества Островского.
2. Образ Кабанихи в пьесе «Гроза».
3. Варвара, дочь Кабанихи.
4. Катерина, невестка Кабанихи.

Несколько десятков пьес написал А. Н. Островский за свою жизнь, и во всех этих произведениях, как в зеркале, отразились те или иные стороны жизни, современной автору. Но только ли о своем времени писал Островский? Несомненно, колорит его пьес принадлежит определенному времени, но характеры людей в своей основе остаются неизменными. Не потому ли так современно звучат пьесы драматурга и в наши дни? Грозная фигура хозяина-самодура (или хозяйки), возвышающаяся над дрожащими домочадцами, расчет, одинаково царящий и в деловой сфере, и в области чувств, человеческих отношений страдания возвышенной души и терзания мелочного эгоизма... За всем этим вечным мельтешением человеческой жизни наблюдает пристальный взор мастера, сумевшего подчас несколькими штрихами передать особенности того или иного характера.

Немало произведений Островского посвящено жизни купеческого сословия, быт которого драматург воссоздал с удивительной точностью и яркостью. В других пьесах Островский показал жизнь дворянской усадьбы, перипетии актерского существования. Внимание драматурга привлекало и описание женских судеб — он в своих пьесах показал множество запоминающихся, своеобразных женских характеров. В качестве примера яркого женского образа в творчестве Островского нередко приводят образ Катерины из пьесы «Гроза». Однако в этой пьесе есть и другие яркие женские образы — это свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна Кабанова, грозная Кабаниха, и дочь Кабанихи, Варвара.

Анализируя эти образы, нужно помнить, что все они — продукты одной и той же среды. Чтобы лучше понять сущность каждого характера, целесообразно осуществить их сравнение. Из текста пьесы явствует, что быт в доме Кабановой и в родительском доме Катерины практически ничем не отличался. Когда Катерина рассказывает о своем детстве, Варвара замечает: «Да ведь и у нас то же самое». Легко представить, что и сама суровая Кабаниха в юности точно так же, как Катерина, терпела колкости свекрови. Тираническое правление, которое Кабаниха установила в своем доме, оставшись вдовой, став полноправной хозяйкой — это воплощение ее стремления к воле. Сама Кабаниха скорее всего этого и не подозревает — она искренне убеждена, что печется о счастье сына и невестки, о том, чтобы у них все шло заведенным порядком, как полагается у добрых людей. Кабаниха не лишена положительных черт, когда дело касается общения с людьми, не являющимися членами ее семьи. Она радушно принимает в своем доме странников и богомольцев, рассудительно беседует с самодуром Диким, которого боятся почти все его домашние. Кабаниху с полным основанием можно назвать цельной натурой — она лишена мучительных внутренних противоречий, напротив, убеждена, что ее способ поведения является единственно правильным. Казалось бы, жизнь Кабанихи, не встречающей открытого сопротивления своей власти, пользующейся преимуществами богатства и внешними проявлениями уважения и покорности окружающих, можно назвать завидной участью. Но несокрушимую мощь Кабанихи омрачают тени грядущего — апокалиптические призраки неизбежной катастрофы.

Фантастические рассказы странников о кознях нечисти сплетаются в воображении богатой купчихи с явными признаками ослабления домостроевских традиций. Отход от старины, по мысли Кабанихи, — первый шаг к бездне. «А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят», — сокрушается Кабаниха, размышляя о сыне и невестке. В сущности идея Кабанихи не лишена смысла — жить своим умом тоже не так-то легко, а Тихон, сын Кабанихи, не обладает необходимыми для этого навыками. Зато дочь Варвара оказывается способной самостоятельно принимать значимые решения и осуществлять задуманное. Варвара, несмотря на молодость, хорошо разобралась в том, как нужно вести себя в родительском доме, чтобы избегать лишних неприятностей: «...Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Рассудительность и практичность Варвары проявляется постоянно. Она, как и ее мать, натура цельная, и ее реакция на события проявляется в первую очередь в действии, а не в рефлексии. Варвара способна здраво оценивать и окружающих людей, в первую очередь своих близких и их взаимоотношения. Девушка понимает, насколько тяжело живется Катерине, старается на свой лад поддержать ее. сочувствует ей. Варвара без слов постигла, что Катерина не любит Тихона, «...да и не за что», — беспристрастно отмечает девушка, знающая, что представляет собой ее брат. Варвара очень наблюдательна — по едва уловимым признакам она догадалась, кого любит Катерина.

Итак, живое участие, которое Варвара проявляет к Катерине, проявляется деятельным образом. Интересно отметить: Катерина пытается рассказать девушке о своих сомнениях, но собеседница не воспринимает их слишком серьезно: «А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то!» Деятельная натура Варвары быстро изыскивает возможность без помех устраивать свидания — и свои с Кудряшом, и Катерины и Борисом. В практических делах Варвара — незаменимый помощник. Но что касается внутренних противоречий, раздирающих душу Катерины, здесь Варвара ничем не может помочь просто потому, что сама она подобных колебаний лишена. Определив свою линию поведения, Варвара уверенно следует избранному пути. Ее побег с Кудряшом лишь один из шагов. Погуляв на «своей воле», они скорее всего поженятся и будут себе жить ладком да мирком. Вполне возможно, что со временем Варвара воспроизведет некоторые формы поведения своей матери. Властный дух Кабанихи уже угадывается в ее дочери. Но Варвара действует иначе: не грубо принуждает, а ловко пользуется человеческими слабостями окружающих — так она заставила Катерину взять ключ от садовой калитки, так завлекла к месту свидания безвольного Бориса.

В характере Варвары соединились различные качества, в ней немало по-настоящему хороших черт. Однако нужно отметить, что фальшивая атмосфера родительского дома навсегда оставила в ее душе свой след. «...Делай что хочешь, только бы шито да крыто было» — вот лицемерная житейская премудрость Варвары, бессознательно заимствованная у матери, которая «по видом благочестия» тиранит свою семью.

Трагедия Катерины, которую вслед за Добролюбовым нередко именуют «лучом света в темном царстве», заключается отнюдь не только в том что она попала под власть свекрови. Главная беда Катерины в том, что она, в отличие от Кабанихи и Варвары, не способна избрать для себя линию поведения, которую она сама считала бы правильной. Катерина полагает, что должна хранить верность мужу, и не имеет для этого достаточно стойкости, жаждет свидания с Борисом, но вместо радости эти встречи приносят ей новые терзания. Как ни странно, при ближайшем рассмотрении можно обнаружить некоторое сходство между Катериной и Кабанихой в первую очередь в их предчувствиях, полных драматизма. Но если мрачные предчувствия Кабанихи касаются судьбы мира, направлены вовне, то предчувствия Катерины касаются ее собственной судьбы, направлены внутрь. Мысль материальна: предчувствия Кабанихи воплощаются крушении ценностей «Домостроя» и том «позоре», который Катерина навлекла на семью. Предчувствия Катерины также сбываются — ведь она сама деятельно способствовала этому.

Сочинение на тему «Женские образы Островского»

Александр Николаевич Островский в своих произведения раскрывал через женские образы происходящие в девятнадцатом веке события. Его героини чаще всего олицетворяют призму, через которую проходит большое количество конфликтов, как социальных, так и общественных. Женщины в пьесах представляются читателям живым олицетворением эпохи и царящих в ней пороках и идеалах. При этом, как правило, героини не готовы принять ту несправедливость или грязь общества, которые им навязываются всеми окружающими. Наоборот женщины готовы яростно защищать свою индивидуальность, свои собственные идеалы и чистоту.
Если вспомнить пьесу «Гроза» А.Н. Островского, то в ней имеется большое число колоритных женских образов, каждый из которых уникален и по своему привлекателен для читателя. Катерина – молодая и окрыленная своими идеалами девушка, которая совсем недавно вышла замуж. В ее представлении замужество было огромной радостью. Она страстно желала стать женой и матерью, для нее это было бы наибольшим счастьем. Но когда ее мечта сбылась и она вышла замуж за Тихона, то суровая реальность отрезвляет ее. Она не чувствует тех чувств любви к мужу, которых так ждала. Но тут появляется Борис. В нем Катерина находит отклик своим пылким чувствам. Наконец-то случилось то, о чем она так мечтала. Она встретила свою любовь. Однако, трагедия в том, что героиня не может быть с ним вместе. Измена и раскаянья приводят Катерину в отчаянье. Она ради любви поступилась своими непоколебимыми ранее принципами. Но и это не дало ей счастья. Она не видим смысла для дальнейшего существования, и решается на самоубийство.
Совершенно другой вырисовывается Варвара в пьесе «Гроза». Ее образ более изворотливый, хитрый и дальновидный. Для нее брак – это не возвышенное и романтическое соединение двух любящих сердец, а отличная сделка, чтобы выбраться из под гнета матери-тирана, которая управляет совершенно всем в доме. Варвара полная противоположность Катерины. На мой взгляд, эти два образы находятся в пьесе так близко друг к другу специально, чтобы показать читателям, что могло бы стать с Екатериной, если бы она действовала по-другому, более хитро, потакала всем капризам и желаниям Кабанихи. Таким образом, и с таким поведением Екатерина превратилась бы в Варвару. Данный очень продуманный ход применяется Островским не только в пьесе «Гроза».
Немного другая ситуация разыгрывается в пьесе «Бесприданница». В ней главной героиней является Лариса Огудалова. Для нее брак – это также удачная сделка, которая обеспечила бы ей безбедное существование. Ее судьба также складывается не особо удачно. Тот человек, которого она любила, бросил ее и скрылся в неизвестном направлении. Поэтому она решается выйти замуж за первого, кто к ней посватается. Им оказывается не особо богатый мещанин Карандышев. Он счастлив, что наконец-то Лариса ответила на его ухаживания согласием, ведь герой уже давно, но безрезультатно пытался добиться ее внимания. Свадьба должна состояться в самое скорое время, но все планы нарушает приезд Паратова – несчастной любви Ларисы. Он дает ей массу обещаний и надежд на лучшее будущее, который и не собирается выполнять. Но героиня опять доверяет ему и поддается соблазну. Карандышев узнает об этом и собирается страшно отомстить. Выстрел в свою любимую девушку Ларису прекращает и ее и свой собственный позор. Она принимает смерть с благодарностью, ведь пережить такой позор было бы очень сложно.
Итак, женские образы Островского очень разнообразны, но им непременно нельзя не сопереживать и ими невозможно не восхищаться.

Часть из них давно утратила актуальность в силу изменения исторических реалий. Но это не мешает по-прежнему находить жизненную правду в прекрасных диалогах и характерах. Одна из величайших драм, которые поныне волнуют сердца читателей и поклонников театра, - пьеса, которую создал А. Н. Островский, «Гроза». Противостояние эмоциональной, вспыльчивой и тонко чувствующей девушки Катерины патриархальной семье и в наше время находит множество откликов в душах людей. Прежде всего потому, что это трагедия человеческих чувств, которая в той или иной форме оживает в каждом поколении и при любом социальном строе.

Катерина и ее окружение

Катерина Кабанова - центральный персонаж пьесы «Гроза». Островский изобразил ее крайне цельной личностью. Ее первые же слова в диалоге со свекровью многое говорят: Катя явно очень прямая, честная и не умеющая кривить душой девушка. Услышав косвенные нападки в разговоре о себе, она тут же вмешивается, чтобы прояснить ситуацию. И в достаточно прямой, хоть и доброжелательной манере разрешить конфликт лицом к лицу с его зачинщицей. Но не таковы остальные члены семьи Кабановых. Деспотичная свекровь ни в коей мере не нуждается в том, чтобы с ней говорили прямо и открыто. Разделять и властвовать в своем доме ей помогает как раз атмосфера недомолвок, скрытая вражда и умение тонко и незаметно провоцировать. Вот уж действительно «темное царство»! Открытый разговор, выяснение отношений без привлечения третьих лиц и стремление жить в согласии здесь абсолютно не в ходу. Лицемерная Варвара и робкий послушный Тихон ничего не могут сделать, чтобы изменить раз и навсегда заведенный Кабановой порядок вещей. Выводя на сцену немногочисленных героев драмы «Гроза», Островский живописал их очень тщательно, и наделил каждого ярким узнаваемым характером.

Существовали ли альтернативы?

Выйдя замуж и полюбив другого человека, Катерина сама захлопнула ловушку, которая и привела ее к трагическому концу. Но даже если бы не вовремя возникшее чувство к другому мужчине не привело ее к душевному кризису и самоубийству, слабо верится в то, что ее жизнь могла бы сложиться счастливо. Невозможность вписаться ни в существующий патриархальный строй, ни в погрязшую во лжи и лицемерии семью мужа - все это рано или поздно привело бы к краху, метафорой которого и служит надвигающаяся гроза. Островский мастерски создал буквально несколькими ремарками гнетущую атмосферу и показал приближение развязки трагедии, которая назревала в душе главной героини.

Двуличие - единственная альтернатива

Изначально воспитанная остро противиться всякому двоемыслию Катерина не привыкла что-то таить и скрывать от близких людей. Варвара, сестра ее мужа, в этом смысле - ее полная противоположность. Она, по ее собственному признанию, давно поняла, «в каком доме живет», и научилась врать строгой матери и бесхарактерному брату Тихону. Катерина же преувеличенно не приемлет никакой лжи - даже свою собственную совесть она постоянно подвергает строгим допросам. Естественно, для нее даже смерть оказывается ближе, чем двойная жизнь, в которой нашлось бы место любовнику. Такой экстремально правдивой изобразил ее Островский. «Гроза» в сокращении даст представление о сюжете и характерах, познакомит с самыми яркими диалогами. Но чтобы составить объективное суждение о произведении, лучше прочесть его в полном варианте. Таким, каким изначально создана «Гроза». Островский, без сомнения, - прекрасный драматург, и чтение подарит минуты удовольствия всем любителям хорошей драмы.