Бунина "Последний шмель". Анализ стихотворения И.А. Бунина "Последний шмель" (текст и подтекст) (6-й класс) И а бунин последний шмель анализ

В стихотворении "Последний шмель" Бунин размышляет о теме смерти и одиночества, которые во многом перекликаются. Осень у автора вызывает грусть и тоску. Природа начинает терять свою полноту красок, вскоре холода, и ветер унесет остатки всего летнего настроения, а вслед за ним придет и одиночество, трагизм всего человеческого бытия. Само название поэтического текста говорит нам о уходящем лете. Шмель, олицетворяющий собой смерть, как один из символов лета, вместе с осенью и холодным ветром, будет уничтожен суровыми силами природы.

Иван Алексеевич использует такие изобразительно-выразительные средства выражения как эпитет: слово “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным; и метафора - "золотое оплечье".

Можно с уверенностью сказать, что, изучая стихотворение, мы как будто смотрим на картину, нарисованную яркими красками. В этом мы можем убедиться, обратив внимание на конструкцию поэтического текста и его многочисленные изобразительные средства. Несмотря на то, что все строфы стихотворения объединены одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части: первая знакомит нас с окружением человека; вторая - с темой смерти; а третья - описывает превосходство человека над шмелём, и происходит окончательное разделение двух противоправных по содержанию миров. По стихотворному размеру текст является анапестом, а ритмическая организация, также как и аллегории, метафоры и эпитеты, помогает прочувствовать богатый внутренний мир автора во всех красках.

Присуствие лирического героя чувствуется еще в первой строфе: там мы начинаем чувствовать психологическое состояние героя, намечаем ход его размышлений, появляется неясное предчувствие тревоги. Вскоре мы видим, что так называемый лирический герой тоскует. Причины грусти поэтического героя кроются в шмеле, который воспринимается в данном контексте как некий символ траура, смерти. Печальные размышления о скороспелости жизни и ее мимолетности навивают на читателя чувство тревоги.

Во второй строфе набирает силу едва уловимая антитеза, она проявляется в противопоставлении шмеля и человека. "За окном свет и зной” - лирический герой, в отличие от шмеля, осознает, что эти блаженные, безмятежные, светлые дни - последние перед смертью. В стихотворении противопоставлены два мира: жизни и смерти.

Стройность композиции стихотворения подчеркивается ее размером - она состоит их трех строф: две первые носят в себе повествовательный характер, а последняя строфа - итог чувств и раздумий лирического героя. Несмотря на пессимизм последних строк, стихотворение не оставляет впечатление безысходности, так как то, что жизнь настолько коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, более любить нашу земную жизнь, наслаждаться каждым ее мгновением.

Стихотворение «Последний шмель» появилось из-под пера И. Бунина в 1916 году. На тот момент ему было 46 лет. В таком зрелом возрасте невольно появляются мысли о том, что жизнь постепенно начинает клониться к закату, а ее большая часть прожита. Писатели отображают подобные раздумья на бумаге, не исключение и анализируемое стихотворение. Следует также отметить, что произведение было создано накануне мятежных событий. Кажется, автор предсказал их и в таком смятенном состоянии написал строки «Последнего шмеля».

В стихотворении можно выделить две темы: узкую – рассказ о шмеле, обращение к насекомому и широкую – раздумья о наступающей осени. Автор показывает, что нужно наслаждаться каждым днем, ведь последний час приближается неумолимо.

В произведении два ключевых образа – лирическое «Я» и шмель. Насекомое мы видим глазами лирического героя. Уже первых строках подано короткое обращение к шмелю, которое в то же время является и его описанием. Герой замечает, что «бархатный» гость гудит заунывно. Заканчивается первое четверостишье риторическим вопросом, который помогает проявить настроение лирического «Я».

Вторая строфа – описание погоды за окном. Герой замечает яркий свет, зной, любуется безмятежными деньками. Он отправляет насекомое полететь и погудеть на просторах и там же уснуть уютно устроившись в татарке. Этими строками И. Бунин намекает, что нужно ценить простые радости.

В последнем четверостишии произведения «Последний шмель» лирический герой не скрывает того, что завидует шмелю, ведь тот не знает «человеческой думы». Насекомое не угнетают мысли о смерти, о том, что все вокруг увядает. Не знает он и того, что вскоре и сам умрет. Эти строки показывают, что сам лирический герой очень обеспокоен этими мыслями. Нельзя оставить без внимания то, что на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к шмелю на «ты». Таким образом, автор ненавязчиво реализует идею единения человека и природы.

Анализируемое стихотворение условно делится на две смысловые части: описание шмеля и призыв полетать на природе, рассуждения о человеческих думах. Формальная организация не соответствует смысловой. Произведение состоит из трех катренов с перекрестной рифмовкой. Написаны строки анапестом. Этот стихотворный размер подчеркивает унылое настроение лирического «Я» и усиливает философское звучание.

Тема и идея произведения «Последний шмель» реализуются при помощи художественных средств. Также тропы являются инструментом для описания шмеля и создания пейзажных зарисовок. В тексте очень много эпитетов: «черный бархатный шмель», «подоконники ярки» «безмятежны и жарки … дни», «золотой сухой шмель». Есть также сравнение «заунывно гудящий певучей струной» и метафора «на подушечке красной, усни».

В стихотворение И. Бунина «Последний шмель» гармонично сплетаются пейзажные и философские мотивы, что позволяет автору оригинально раскрыть вечную тему жизни и смерти.

2.
Стихотворение «Последний шмель» является ярким примером натурфилософской лирики, традиции которой нашли воплощение в поэзии Г. Державина, в элегиях В. Жуковского, А. Пушкина, М. Лермонтова, в стихотворениях Ф. Тютчева, А. Фета и современников Бунина – В. Хлебникова, В. Брюсова, Б. Пастернака. Особенностью этой поэзии является попытка познать смысл человеческой жизни через постижение философии природы.

3. В стихотворении И. Бунина «Последний шмель» автор развивает философскую тему жизни и смерти. Она находит художественное воплощение в рассказе «Господин из Сан-Франциско», в цикле «Тёмные аллеи». В «Последнем шмеле» эта тема раскрывается через обращение к природе. В природе властвуют, сменяя друг друга, то теплая, трепетная жизнь, то сметающая все на своем пути смерть. Автор хотел донести до читателя мысль о быстротечности жизни, т.е. Идеей является философское понимание бытия
В стихотворении чётко улавливается грусть, уныние, звучат мотивы тоски и одиночества.

В основе содержания стихотворения лежат душевные переживания лирического героя. Случайно залетевший в окно шмель вызывает в нем грустные мысли о скоротечности и бренности жизни. Герой находится в подавленном состоянии. Символом его переживаний стали опустевшие поля и «последний шмель», которого тоже ждет смерть.
Пространство в стихотворении представлено миром лирического героя (комната с яркими поддоконниками, отгороженная от внешнего мира окнами) и миром природы. ППейзажная зарисовка передаёт картину последних жарких дней лета или ранней осени.
Автор в произведении затрагивает временные рамки (настоящее и будущее). Увидев шмеля, зелетевшего к нему в комнату в последние дни лета, герой осознаёт, что Царственно- красивый шмель превратится в легкого, «сухого шмеля» и что в будущем его тоже ждёт смерть.

Стихотворение состоит из трех строф, каждую их которых можно считать отдельной композиционной частью Первая часть знакомит нас с миром лирического героя и миром природы, представленным шмелём. эти два мира изначально разделены: человек находится в своём “жилье человечьем” ,шмель же туда только “залетает”, но мир человека всё-таки не отделяется от мира природы.

Между человеком и шмелём существует взаимопонимание, общение на равных, шмель разделяет человеческую тоску.

Во второй строфе постоянной становится тема смерти. Теперь уже автор прямо говорит о последних днях, близость конца для шмеля напоминает человеку о скоротечности его собственной жизни. “За окном свет и зной”, природа ещё прекрасна и пытается сохранить свою увядающую прелесть, но человек, в отличие от шмеля, понимает, что эти блаженные, безмятежные, яркие дни -последние дни перед смертью. Поэтому человек заставляет его вернуться на волю, насладиться последними прекрасными мгновениями жизни. Шмель в данном контексте помогает передать состояние героя, который воспринимает это насекомое как некий символ траура, ухода, смерти.

В третьей части стихотворения словами “Не дано тебе знать человеческой думы...” человек подчёркивает своё превосходство над шмелём, не знающим о скоротечности жизни. Происходит окончательное разделение двух миров. Именно на эту строфу приходится кульминация стихотворения. Ощущая свою значимость, человек ещё более возвышает себя над шмелём, предсказывая ему скорое забвение. В этой строфе под судьбой шмеля подразумевается судьба всякого живого существа, в том числе и человека. Мысль о том, что его ждёт подобная участь, и тяготила человека в самом начале, поэтому гудение шмеля и казалось ему заунывным. . Таким образом подчёркивается кольцевая композиция, которая создаёт ощущение завершённости, законченности мысли.

В заглавии стихотворения «последний шмель» слово последний олицетворяет быстротечность жизни и всего, что с ней связано, - счастья, радости, тепла, света.Шмель -, это олицетворение природы, движения, жизни. Поэтому в названии стихотворения - «Последний шмель» - сочетаются мотивы печальной конечности бытия и вечного обновления живой природы.

В стихотворении «Последний шмель» немаловажную роль играют средства художественной выразительности. В описании шмеля автор использует такие метафоры, как: «гудящий певучей струной», «в засохшей татарке усни», метафора последний шмель символизирует уходящую жизнь, а «угрюмый ветер» -; факт неизбежных событий. Также автором используются эпитеты: «бархатный шмель», «заунывно гудящий», «на подушечке красной», «ветер угрюмый», «золотое оплечье». Эпитет бархатный отображает оценочные оттенки «красивый», «приятный». Эпитет чёрный связан со смертью. Эпитет золотой актуализирует значения «царственный», «величественный.

Основную тональность стихотворению придают синтаксические приёмы инверсии и риторического вопроса, которые окрашивают речь эмоционально.Все стихотворение построено как диалог с немым собеседником – шмелем. К нему обращены вопросы и восклицания лирического героя, которые мы можем считать риторическими: «Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?», «Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!» В первой строфе стихотворения используются и фонетические средства художественной выразительности Они передают «заунывный гул» шмеля – с помощью диссонанса с использованием шипящих и звонких согласных: . Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье…
И как будто тоскуешь со мной?
А также они помогают «услышать» свист осеннего ветра с помощью свистящих и шипящих согласных.


Автором использована перекрёстная рифма, происходит чередование мужской и женской, точной и неточной. Вторая и четвёртая строки каждой строфы имеют точные рифмы (струной - со мной; поля - шмеля). Однако первая и третья строки имеют точные рифмы только в первой строфе (оплечье - человечье), в остальных же двух - неточные (думы - угрюмый). Напевность стихотворению придаёт внутренняя рифма, которая возникает между строф (со мной – зной), (ярки – жарки).

Размер стихотворения – четырехстопный анапест. Такой размер стиха настраивает на философские размышления.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

Первая строфа стихотворения содержит звукопись

Нагнетание шипящих звуков [ч], [ш], свистящих [з], [с] способствует созданию звукоподражательного эффекта – звука жужжания шмеля.

благодаря аллитерации - сочетанию звуков “ч”, “ш”, “з”, “щ” - и ассонансу - сочетанию глубоких, гудящих, округлых звуков “о”, “у”, - в душе человека возникают печальные мысли и чувства.

Таким образом, стихотворение Бунина «Последний шмель» - образец философской лирики поэта. В нём затрагивается философская тема быстротечности жизни и всевластия смерти. Именно то, что жизнь так коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, еще больше любить наше земное бытие, наслаждаться каждым его мгновением.


Краткое описание

Стихотворение Ивана. Алексеевича. Бунина «Последний шмель», написанное в 1916 году, написанное в 1916 году, несмотря на маленький объем, по своему содержанию сложное и глубокое Иван Алексеевич написал его в период, когда шла 1 Мировая война. Каждый человек в это время задумывался о жизни и смерти. Почти во всех стихотворениях этого периода Бунин вглядывается в смерть, как в зеркало, пытаясь понять, осмыслить и увидеть ещё одну дверь, ведущую в жизнь.
2.

Разделы: Литература

Класс: 6

,
Заунывно гудящий певучей струной,
И как будто тоскуешь со мной?

,
,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Цели урока:

  1. Формирование навыков анализа поэтического текста (наблюдение над работой формальных элементов).
  2. Формирование речевых компетенций (устное высказывание, письменный анализ стихотворения).
  3. Развитие навыков выразительного чтения как первой ступени анализа.
  4. Развитие образного, ассоциативного мышления (составление слайд-фильма).
  5. Формирование эстетически развитого читателя.

Домашнее задание к уроку:

Ход урока

1. По желанию один ученик выразительно читает стихотворение И.А Бунина «Последний шмель».

- Каким настроением пронизано стихотворение?

Грустным, задумчивым, спокойным.

- О чем это стихотворение?

О шмеле, о природе, о наступающей осени.

Получается, что мы все сказали о стихотворении в нескольких словах. Какое-то оно слишком простое, понятное. Или же у него есть секреты? Возникли ли у вас вопросы, когда вы читали стихотворение дома?

Странно, стихотворение вроде бы грустное, а в конце стоит восклицательный знак.

Что такое татарка?

В последней строфе как будто со шмелем разговаривает человек, но ведь шмель не может слышать и понимать человека.

Почему человек разговаривает со шмелем?

О чем человеческая дума, о которой знает человек, но не узнает шмель?

Итак, секреты у стихотворения все-таки есть. Попробуем их разгадать.

2. Разместите на доске иллюстрации и фотографии, которые вы подыскали дома.

(В основном, это фотографии шмеля, пейзажи лета и осени, изображение одинокого человека. Учитель умышленно добавляет фотографии зимних и весенних пейзажей).

- Есть ли на доске лишние иллюстрации? Отодвиньте их в сторону.

В сторону отодвигаются пейзажи зимы и весны.

- Почему вы убрали именно эти пейзажи?

Потому что о зиме и весне речь в стихотворении не идет.

Давайте представим, что мы снимаем фильм по этому стихотворению. Расставьте иллюстрации так, чтобы они соответствовали поэтическому сюжету. Сейчас мы будем работать с текстом стихотворение, с тем, о чем мы читаем в строках.

Появляется несколько очень красивых иллюстративных рядов.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки

Безмятежны и жарки последние дни

Полетай, погуди

И в засохшей татарке

На подушечке красной усни

Не дано тебе знать человеческой думы

Что давно опустели поля

Золотого сухого шмеля!

3. Наши иллюстрации подтвердили мысли о теме и настроении стихотворения?

Да. Это стихотворение о природе, о шмеле, грустное, особенно к концу. Иллюстрации становятся менее яркими.

А помогли нам ответить на вопросы?

Нет. Мы только узнали, что такое татарка (это колючее растение с красным пушистым цветком).

4.Ответы на наши вопросы надо искать в самом стихотворении, но не только в его строчках, но и между ними, т.е. нам надо искать подтекст стихотворения. Именно подтекст поможет нам понять, о чем думал поэт И.А.Бунин в начале 20-го века и современны ли его мысли.

Как построено стихотворение?

Как звучит стихотворение? Какой у него ритм, размер, рифма?

Рассмотрим композицию: в ней три части, как меняется настроение стихотворения?

Какие художественные средства использует автор для создания образов?

Что вы можете сказать об особенностях предложений, почему именно такие знаки препинания стоят в конце каждого?

Меняется ли настроение лирического героя?

Формальные элементы

Примеры

Выводы

Фонетика

Звучание

Звукопись: «заунывно гудящий певучей струной» гудение шмеля через гласные [а,у,ы,о,у,а,э,у,о] монотонность; жужжание шмеля через согласные [з,н,ч,щ,с,т]

Своим гудением шмель навевает тоску на лирического героя.

Строфика

З строчки длинные, последняя – короткая;

В последней короткой строчке – самое главное:

1. «тоскуешь со мной »

2. «усни »

3. «золотого сухого шмеля »

Придает неторопливость, передает размышление

Образ шмеля и человека

Стилистика

Эпитеты создают образ шмеля : «черный», «бархатный», «золотое»; свет уходящего лета : «ярки», «безмятежны», «жарки», «красной»; ветер «угрюмый», шмель «золотой», «сухой».

Метафора : «на подушечке красной» - показывает красоту шмеля и колючей татарки.

В природе все красиво: и шмель, и колючая татарка. Шмель - драгоценное создание природы, он живой; пока лето, он еще жив, но он не знает, что скоро он умрет (уснет), а человек об этом знает.

Синтаксис

3 предложения. Каждая строфа – одно предложение.
1 предл. – вопросительное с обращением «черный бархатный шмель»

Человек спрашивает шмеля.

2 предл. – повествовательное

Человек знает судьбу шмеля, он понимает, что это неизбежность, закон природы.

3. предл. - восклицательное

Человек не отчаивается, ведь за зимой придет весна, и шмель может проснуться.

Шмель, лирический герой, окно, подоконник, татарка, человек (дума), поля, ветер, шмель

Образы даны в порядке размышления – все в природе живет (летом) и умирает, спит (осенью и зимой).

Природа, пейзаж, шмель

Настроение

Грустное, задумчивое, спокойное

Композиция

3 части (по строфам)

Смена настроения: тоска, безмятежность, восхищение величием человеческой думы

Лирический герой

В 1 строфе шмель нагоняет на Л.Г. тоску своим гудением, навевает мысли о том, что скоро придут осень и зима.

Во 2 строфе радуется последним жарким летним дням, принимает неизбежность «сна».

В 3 строфе 2 варианта «человеческой думы »: нет ничего вечного/ все возродится снова – это два закона бытия .

Смена настроения: тоска – принятие настоящего – знание будущего (весной все оживет снова! Либо горечь от мысли, что и человек, как шмель, когда-то умрет). Это размышление философа о жизни.
Л.Г очень одиноко, он грустит.

5. Вернемся к нашим вопросам, сможем ли мы сейчас ответить на них? Попробуем!

- Почему человек разговаривает со шмелем, ведь шмель не может слышать и понимать человека?

Человеку одиноко, к нему в открытое окно залетает шмель и невольно становится собеседником. Человек-философ, он рассуждает о законах бытия: все смертны (и шмель, и человек) // в природе все возрождается (родятся новые шмели и люди) – это закон бытия, природы.

- О чем человеческая дума, о которой знает человек, но не узнает шмель?

О том, что после осени и зимы придет весна, человек знает этот закон, а шмель нет.

- Странно, стихотворение вроде бы грустное, а в конце стоит восклицательный знак.

Восклицательный знак, потому что надежда на возрождение не умирает, а горечь может быть оттого, что даже все самое красивое умрет.

6. Изменилось ли ваше мнение по поводу темы стихотворения?

Да, здесь не просто описание шмеля, это философское размышление о законах жизни.

- Откуда вы узнали о философских размышлениях лирического героя? Только ли из текста?

- Из текста и подтекста.

Вы убедились, что при чтении и понимании стихотворения необходимо не только видеть слова и строчки, но и то, что стоит за словами и между строчками. Это и есть подтекст , т.е. то, о чем автор не говорит открыто, и только умный, вдумчивый читатель может читать подтекст. Думаю, что сегодня вы стали именно такими читателями.

Интересно открывать подтекст стихотворения, угадывать глубокие мысли автора, разговаривать с ним, соглашаться или спорить?

Чтение произведений художественной литературы – это всегда диалог автора с читателем!

Что вы можете сказать о поэте И.А.Бунине?

Это поэт-философ.

Согласны ли вы, люди 21 века, с мыслями И.Бунина?

Да, надо принять эти законы жизни.

7. Попробуйте еще раз обратиться к вашим иллюстрациям. Возможно, вы внесете добавления?

Да. К третьей строфе можно добавить картины зимы и весны (это иллюстрации «человеческой думы», это подтекст стихотворения).

Черный бархатный шмель, золотое оплечье

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки

Безмятежны и жарки последние дни

Полетай, погуди

И в засохшей татарке

На подушечке красной усни

Не дано тебе знать человеческой думы

Что давно опустели поля

И уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля!

8. Домашнее задание: напишите небольшое стихотворение-размышление «Бабочка проснулась» или прочитайте стихотворение А.Фета «Бабочка».

1. Данный урок был проведен в 6 классе с использованием SMART-доски, на которую заранее были выведены иллюстрации, принесенные учениками.

Использование коммуникационно-информационных технологий позволяет:

  • усилить воздействие стихотворного текста через зрительный ряд;
  • развивать образное мышление с помощью современных методов;
  • повышает интерес к работе над анализом стихотворения;
  • формировать не только предметные компетентности, но и межпредметные (информационные, аналитические, исследовательские)

2. Урок был построен, с одной стороны, как традиционный анализ стихотворения, с другой стороны, как поиск секретов стихотворения, объяснения «странностей стихотворения», что продиктовано возрастными особенностями учащихся. Ученики искали философскую подоплеку стихотворения, которую сразу не уловили, но через иллюстрации почувствовали. Анализ формальных элементов помог выйти на идейно-тематический уровень.

3. Результаты урока:

  • встреча с новой философской проблемой;
  • принятие и осмысление этой проблемы;
  • работа с литературоведческой терминологией;
  • быстрое выучивание стихотворения наизусть (благодаря зрительному ряду);
  • письменное оформление своих мыслей (сочинение);
  • собственное творчество (стихотворение о бабочке);
  • самостоятельное знакомство со стихотворением А.Фета «Бабочка».

4. На вопрос о восклицательном знаке в конце стихотворения шестиклассники в основном склонны отвечать оптимистично. Поэтому их стихи получились с верой в красоту и жизнь, что очень радует!

Примеры стихов:

Вот бабочка. Она
Проснулась.
От солнышка горячего
Очнулась
И на снегу тихонько
Встрепенулась.
Взлетела на цветок и
Улыбнулась:
Ну, здравствуй, солнце,
Я – вернулась!
(Даша С.)

Хокку
В цветке сакуры
Заснувшая бабочка.
Как она хрупка…
(Саша Б.)

Последний шмель
Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
26 июля 1916

Анализ

Тема быстротечность жизни и всевластие смерти. Идея: философское понимание бытия. Стихотворение начинается с описания шмеля и заканчивается его описанием. Первая строфа написана дактилем - передаёт грусть, тоску. Вторая и третья строфы написаны анапестом. Этот размер обратный дактилю. Такой размер стиха настраивает на философские размышления. Рифма чёткая, рифмовка перекрёстная. Эпитеты: «чёрный бархатный шмель», «певучей струной», «в засохшей татарке», «человеческой думы», «золотого сухого шмеля».

Цвет чёрный и золотой создают ощущение трагизма, потому что чёрный бархат ассоциируется с траурной драпировкой. Название - метафора- последний шмель символ уходящей жизни, «угрюмый ветер» - факт неизбежных событий. Первая строфа - струна, готовая оборваться, это тоска, которая жалит душу, как шмель. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое.

Повторяющиеся глухие согласные звуки (аллитерация ) настораживают, а звонкие звуки во втором стихе (З, Г, Д, Р) в сочетании с гласным «У» вызывают тревогу, которая, как змея (повторное употребление шипящих звуков в третьем и четвёртом стихах), проникает в душу.

Можно заметить, характерное повторение гласной «У» (ассонанс) закрепляет рисунок стиха, усиливает смысловое значение. В третьем и четвёртом стихе автор употребляет глаголы в повелительном наклонении :

Полетай, погуди - и в засохшей татарке,

На подушечке красной усни - призыв к смирению. Управлять жизнью и смертью нельзя.