Урок конан дойль затерянный мир. Разработка урока по литературе А. Конан Дойл. «Затерянный мир» (фрагменты). Лекции в США

Артур Игнатиус Конан Дойль Артур Конан Дойль родился 22 мая 1859 года в столице Шотландии г.Эдинбурге на Пикарди-плейс. Миллионы людей зачитываются приключениями Шерлока Холмса, доктора Уотсона, профессора Челленджера, бригадира Жерара. Но не менее удивительна биография их создателя, доктора медицины, путешественника, объездившего весь свет, спортсмена и военного журналиста сэра Артура Конан Доиля. Успех его произведений объясняется тем, что в традиционную форму детективного и приключенческого романа писатель вложил аналитический ум и британскую рассудительность, обширные знания, чувство юмора и свой жизненный опыт. А опасных приключений Артур Конан Доиль испытал в своей жизни не меньше, чем герои его книг... Успех «шерлокианы» К. Дойля был потрясающим и поистине всемирным. Издатели не давали передышки ее творцу, требуя все новых и новых продолжений. Принято считать, что прообразом Шерлока Холмса был один из наставников писателя по Эдинбургскому университету - доктор медицины Джозеф Белл. Этот добродушный долговязый человек с «ястребиными» чертами лица обладал феноменальной наблюдательностью и так называемый дедуктивным методом, мог, по воспоминаниям К.Дойля, даже не заглядывая в историю болезни, ставить диагноз прежде, чем больной раскроет рот. Во всем мире тогда, да и теперь, принято считать литературный гений Артура Конан Дойля несостоявшимся, а его шерлокиана нередко оценивается как «хорошая плохая литература». Вместе с тем созданный им образ Шерлока Холмса так же бессмертен, как Гулливер Джонатана Свифта, Робинзон Крузо Даниеля Дефо, Оливер Твист Чарльза Диккенса… Конан Дойль написал великое множество исторических романов, повестей и рассказов, которые, однако, не получили широкого признания, а сегодня известны разве что специалистам «Затерянный мир» Артура Конан Дойля - уникальный нестареющий роман, рекордсмен популярности в мировой приключенческой литературе. «Затерянный мир» открыл новое направление в фантастике – путешествия во времени. Позже за ним последовали «Парк Юрского периода», «Годзилла», «Прогулки с динозаврами», «Динотопия». «Затерянный мир» захватывает вас с первой минуты и слушается на одном дыхании. Добро пожаловать в «Затерянный мир» - последнее гнездовье динозавров и птеродактеле Особняк Конан Дойля В конце жизни писатель со всей присущей ему страстностью увлекся спиритизмом и практически ничего уже не создал. Перед началом войны (4 августа 1914 года) Дойль вступает в отряд добровольцев, который являлся полностью гражданским и создавался на случай вторжения неприятеля на территорию Англии. На то, чтобы вырвать Джорджа Едалджи и Оскара Слейтера из рук зарвавшегося правосудия, Дойль потратил несколько лет. Ради них он сам превратился в Шерлока Холмса. Не считаясь ни со временем, ни с затратами, писатель ездил по стране, встречался со свидетелями, рылся в архивах и доказал, в конце концов, что в тюрьму попали не садисты, не убийцы, а обыкновенные жертвы судебной ошибки... Когда 27 марта 1990 года был открыт Музей имени Шерлока Холмса, невольно возникала мысль, что это событие должно было случиться как минимум несколькими десятилетиями раньше. В конце концов, Бейкер Стрит, 221 - самый известный адрес в мире, связанный с именем величайшего детектива. В ресторане «Миссис Хадсон» на первом этаже можно отведать вкусных викторианских блюд, а с 15.00 до 17.30 Вас пригласят на послеобеденный чай. К какой бы категории Вы ни принадлежали, экскурсия в музей, безусловно, запомнится навсегда. Сделайте запись в Книге Посетителей, фотографируйте все, что Вам понравится (горничная с удовольствием Вам поможет), а когда Вы соберетесь уехать, возможно, что Вам захочется поехать домой двухколесным экипажем! Артур Конан Дойль умер в понедельник, 7 июля, 1930, окруженный семейством. Его последние слова перед смертью были адресованы его жене. Он прошептал: "Вы замечательны…" Дойль похоронен на кладбище Minstead Hampshire. На могиле писателя высечены слова, завещанные им лично: "Меня не поминайте с укоризной, Если увлек рассказом хоть немного И мужа, насмотревшегося жизни, И мальчика, пред кем еще дорога..."

Образы доисторических животных в произведении А. Конан Дойла «Затерянный мир»





Участники экспедиции, оказавшиеся в затерянном мире

Джордж Эдуард Челленджер –профессор-зоолог. У него экзотическая внешность «приплюснутого Геркулеса», невозможный характер. Журналисты говорят, что предпочли бы взять интервью у сбежавшего из парка аллигатора, чем у него. Редкое сочетание наблюдательности, железной логики и необычной фантазии, нет таких задач, которые не смог бы разрешить его изобретательный ум.

Фанатик науки, сгусток человеческой силы и жизнеспособности, - так характеризует Челледжера автор, совершил своё первое путешествие к неведомым землям Южной Америки в одиночку. Это был научный подвиг. Однако после возвращения его встретили недоверием и завистью.

Саммерли – профессор сравнительной анатомии, научный противник Челленджера, высокий желчный старик, похожий на богослова. Им владеет « одна, но пламенная страсть» к научным открытиям. В отличие от романтика Челленджера, Саммерли – большой скептик, котрый может соглашаться с доводами своего научного оппонента лишь перед лицом неопровержимых фактов.


Лорд Джон Рокетон посвятил свою жизнь путешествиям и приключениям, обладает солидным состоянием, отправляется в опасное путешествие ради сенсации, славы и любви.

Мелоун – молодой журналист.

Цель путешествия – доказать или опровергнуть выдумки профессора Челленджера о доисторических животных, обитающих на неведомой земле.








на водопой явился огромный ветвисторогий олень с198



Плотоядный динозавр, один из самых страшных зверей, которые когда –либо водились на земле с.199 -200



МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Открытый урок

Наука и полёт фантазии (К.Дойл «Затерянный мир»)

Предмет: литература

Класс: 5

учитель русского языка и литературы:

Ланкина Наталья Александровна

2013 г

Тема: Наука и полёт фантазии (К.Дойл «Затерянный мир»)

Класс: 5

Предмет: литература

Цели:

Образовательная:

показать учащимся роман К.Дойла «Затерянный мир» как произведение научной фантастики, определить особенности научно-фантастического романа,

Развивающая:

Развивать речь учащихся, умения слушать, работать в паре, развивать творческие способности,

Воспитательная:

воспитание ответственности, дисциплинированности,

внимательности, интереса к литературе

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, созданная в программе Microsoft Power Point., выставка энциклопедий, рисунков учащихся

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Определение темы и целей урока
  3. Беседа
  4. Словарная работа
  5. Проверка домашнего задания (выступления учащихся)
  6. Выводы
  7. Проект
  8. Домашнее задание
  9. Итог урока

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1.Организационный момент.

Создание ситуации успеха на уроке.

Сегодня у нас заключительный урок по произведению К.Дойла «Затерянный мир». Я уверена, что наш урок будет интересным, познавательным и занимательным.

Слайд 1

Посмотрите, какое настроение у нашего урока? Значит и вы сегодня получите только положительные эмоции. Девиз нашего урока: «Мы всё пробуем и ищем, только так может что-то получится»

2.Определение темы и целей урока

Слайд 2

Ребята обратите внимание на нашу богатую выставку. Здесь есть всё: и энциклопедии, и ваши рисунки, и фигурки динозавров. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (дети высказывают свои предположения)

Я помогу вам определить тему. Посмотрите на доску.

Слайд 3

Каким образом эти слова относятся к нашей теме? (Ответы учащихся)

Эти слова будут являться ключевыми.

Слайд 4 (учитель определяет тему урока)

Какова цель нашего урока? (учащиеся формулируют основную цель урока)

3. Беседа

Как выглядит «затерянный мир» в изображении К.Дойла?

Какое другое название можно дать этому роману?

Расскажите об обитателях этого удивительного мира, о его природе. Какими они вам представляются?

А как вы думаете, как называется наука, которая исследует доисторических животных, в том числе динозавров? (Палеонтология)

4. Словарная работа

Давайте откроем словарики и запишем новое слово

Палеонтология

Слайд 5

5. Выступления учащихся

Слайд 6

Ребята, обратите внимание на нашу богатую выставку. Здесь есть всё, что касается произведения К.Дойла

Дома у каждого было своё задание, сейчас пришло время высказаться вам.

Выступления учащихся (учащимся заранее было предложено выполнить небольшую исследовательскую работу: найти интересную информацию о динозаврах, сравнить их описания в произведении, найти информацию о самом маленьком динозавре, самом большом и т.д.) Своё выступление каждый ученик должен начать со слов: «Моей целью было…»

Молодцы! Скажите, а интересно было выполнять такую работу?

6. Выводы

Итак, произведение связано с наукой и это мы выявили. А с помощью чего и как автор создает мир фантастики?

Так какой же всё-таки этот роман: научный или фантастический?

Что же такое научно-фантастический роман? Назовите особенности данного жанра.

Чем же привлекает читателей этот роман?

Слайды 7-10

7. Проект.

Создать свой «Затерянный мир» (учащиеся создают свой проект в парах, используя пластилин, бисер, цветной картон, макаронные изделия и др.)

Музыкальное сопровождение

1 слайд

2 слайд

Артур Конан Дойл родился в семье ирландских католиков, известной своими достижениями в искусстве и литературе. «Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идёт у меня, я считаю, от матери, - писал Конан Дойл в автобиографии. - Яркие образы историй, которые рассказывала она мне в раннем детстве, полностью заменили в моей памяти воспоминания о конкретных событиях в моей жизни тех лет».

3 слайд

Школьная жизнь Артура прошла в подготовительной школе Годдера. Когда мальчику исполнилось 9 лет, богатые родственники предложили оплачивать его обучение и направили на следующие семь лет в иезуитский закрытый колледж Стонихерст, откуда будущий писатель вынес ненависть к религиозным и классовым предрассудкам, а также к физическому наказанию. В интернате Дойл с удовольствием занимался спортом, а также открыл в себе талант рассказчика, собирая вокруг себя сверстников, которые часами слушали на ходу придумывавшиеся истории.

4 слайд

Будучи студентом-третьекурсником в Эдинбургском университете Дойл решился попробовать свои силы в литературе. Его первый рассказ - «Тайна Сэсасской долины», второй - «Американская история». В феврале 1880 года Дойль в качестве корабельного врача семь месяцев провёл в арктических водах на борту китобойного судна «Надежда», получив за работу в общей сложности 50 фунтов. «Я взошел на борт этого корабля большим неуклюжим юношей, а сошел по трапу сильным взрослым мужчиной», - позже писал он в автобиографии.

5 слайд

Получив в 1881 году университетский диплом и степень бакалавра медицины, Конан Дойл занялся врачебной практикой, сначала совместной, затем индивидуальной. Наконец, в 1891 году Дойл решил сделать литературу своей основной профессией. В те же дни он познакомился с будущей женой Луизой «Туей» Хокинс; свадьба состоялась 6 августа 1885 года.

6 слайд

Начало Первой мировой войны полностью перевернуло жизнь Конан Дойла. Сначала он записался добровольцем на фронт. После того, как это предложение было отклонено, он посвятил себя публицистической деятельности. В 1916 году Конан Дойл проехал по боевым позициям британских войск и посетил армии союзников, считая своим долгом поддерживать боевой дух солдат. Брат, сын и два племянника Дойля ушли на фронт и там погибли. Это явилось сильнейшим потрясением для писателя и наложило тяжелую печать на всю его дальнейшую литературную деятельность.

7 слайд

Всю вторую половину 20-х годов писатель провел в путешествиях, не прекращая активной публицистичес- кой деятельности. Последняя его поездка по Скандинавии подорвала его здоровье. Весну следующего года он провел в постели в окружении близких. В какой-то момент наступило улучшение: писатель немедленно отправился в Лондон потребовать у министра внутренних дел отмены законов, преследовавших медиумов. Это усилие оказалось последним: ранним утром 7 июля 1930 года в своём доме в Кроуборо (Сассекс) Конан Дойль умер от сердечного приступа. Он был похоронен неподалеку от своего садового домика.

8 слайд

9 слайд

Первый рассказ из серии «Приключения Шерлока Холмса», «Скандал в Богемии», был напечатан в журнале «Стрэнд» в 1891 году. Прототипом главного героя, ставшего вскоре легендарным сыщиком-консультантом, был Джозеф Белл, профессор Эдинбургского университета, славившийся способностью по мельчайшим деталям угадывать характер и прошлое человека.

10 слайд

«Ростом он был больше шести футов, но при своей необычайной худобе казался ещё выше. Взгляд у него был острый, пронизывающий, если не считать тех периодов оцепенения, о которых говорилось выше; тонкий орлиный нос придавал его лицу выражение живой энергии и решимости. Квадратный, чуть выступающий вперед подбородок тоже говорил о решительном характере». При первой встрече с Шерлоком Холмсом доктор Ватсон описывает великого сыщика как высокого, худого молодого человека:

11 слайд

В течение двух лет Дойл создавал рассказ за рассказом, и в конце концов начал тяготиться собственным персонажем. Его попытка «покончить» с Холмсом в схватке с профессором Мориарти («Последнее дело Холмса») оказалась неудачной: полюбившегося читающей публике героя пришлось «воскресить». Холмсовская эпопея увенчалась романом «Собака Баскервилей», который относят к классике детективного жанра.

12 слайд

Похождениям Шерлока Холмса посвящены четыре романа: «Этюд в багровых тонах», «Знак четырех», «Собака Баскервилей», «Долина Ужаса» - и пять сборников рассказов. Необычайная популярность Шерлока Холмса и доктора Уотсона постепенно переросла в отрасль новой мифологии, центром которой по сей день остается квартира в Лондоне на Бейкер-стрит, 221-b.

13 слайд

Первым исполнителем Холмса на русской сцене стал артист Суворинского театра в Санкт-Петербурге Борис Глаголин. Он, играя Холмса, «преображался из стариков в молодых и обратно, действуя ловко, быстро и чётко». Критика считала, что Холмс воспринят публикой, как «гений полиции-вседержительницы, разумной, справедливой, неподкупной», что успех спектакля определён «тоской буржуазного общества по порядку», но Глаголин видел в Холмсе не защитника полицейской реакции, а добродушного добровольного борца за порядок и справедливость.

Дата: _________________

Класс: ________________

Уроки № 64-65

Тема уроков: А. Конан Дойл. «Затерянный мир» (фрагменты).

Цель:

Обучающая: показать учащимся роман К.Дойла «Затерянный мир» как произведение научной фантастики, определить особенности научно-фантастического романа.

Развивающая: развивать речь учащихся, умения слушать, работать в паре, развивать творческие способности.

Воспитательная: воспитание ответственности, дисциплинированности, внимательности, интереса к литературе.

Тип уроков: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, синквейн.

Оборудование:

    «Русская словесность» учебник для 6 класса общеобразовательной школы – 3-е издание, доработанное/Т.П.Чаплышкина, А.М.Садвокасова, Л.В.Сафронова, Н.Н.Ставицкая, С.Я.Ходова – Алматы: Атамұра , 2010. – 384 с.

ХОД УРОКА № 64

I . Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания.

1. Кем был мистер Отис?
А) дипломат
Б) посол
В) чиновник

2. Чтобы быть «хорошим» дипломатом надо хорошо:
А) петь
Б) танцевать
В) играть в гольф.

3. Кентервильское привидение существовало:
А) 300 лет
Б) 200 лет
В) 100 лет

4. когда мистер Отис первый раз увидел привидение, он:
А) испугался
Б) спрятался в шкаф
В) вступил с ним в разговор

5. Чем кидали в привидение близнецы:
А) тапками
Б) подушками
В) камнями

6. Кто больше всех издевался над привидением:
А) Вашингтон
Б) мистер Отис
В) близнецы

7. Кому было жалко привидение?
А) Вашингтону
Б) мисс Отис
В) Вирджинии

8. Что сильнее смерти?
А) доброта
Б) правда
В) любовь

9. Почему зацвел миндаль в саду?
А) пришла весна
Б) Бог простил привидение
В) привидение обрело покой.

10. Что подарил сэр Симон Вирджинии?
А) вечную молодость
Б) красоту
В) шкатулку с драгоценностями

11. Назовите место рождения О.Уайльда
А) Париж
Б) Лондон
В) Дублин

12. Как называется литературный жанр, в котором форма хорошо известного произведения наполняется другим содержанием, чаще всего комическим?
А) комедия
Б) пародия
В) водевиль

13. Как звали дочь мистера Отиса?
А) Лукреция
Б) Элеонора
В) Вирджиния

14. Как звали привидение?
А) лорд Раффорд
Б) Огастес Демир
В) Симон де Кентервиль

15. Как называется один из видов юмора, стилистический оборот, содержащий затаенную насмешку?
А) сатира
Б) усмешка
В) ирония

16. Как называлось машинное масло, которым дух стал протирать свои цепи?
А) «Солнце поэзии»
Б) «Восходящее солнце демократической партии»
В) «Лучи восходящего солнца»

17. Как Вирджиния спасла привидение?
А) выпустила его из замка
Б) молилась за его грешную душу
В) приютила его в своей комнате

18. Какой прием использует О.Уайльд в рассказе
А) сатиру
Б) иронию
В) насмешку

19. Что подарил дух Вирджинии на память?
А) великолепный свадебный наряд
Б) шкатулку с драгоценностями
В) новый замок

20. Что сильнее смерти?
А) дружба
Б) верность
В) любовь

III . Формирование новых понятий и способов действия.

1. Слово учителя.


- Прежде чем начать сегодняшний урок, давайте обратимся к литературоведческим словарям и узнаем, что такое жанр фантастики. Мы не раз встречались с элементами фантастического в мифах и сказках, но сегодня познакомимся с иным видом фантастики – научной фантастикой. Итак, что же это такое?

Фантастика – жанр художественной литературы, кино и изобразительного искусства; её эстетической основой является категория фантастического, состоящая в нарушении рамок, границ, правил реального. истоки фантастики лежат в мифе, фольклорной сказке (преимущественно волшебной), в меньшей степени – в религиозно-мифологических образах Библии.

    В XX веке, в эпоху торжества науки, на первый план выходит научная фантастика, а к концу ХХ - началу XXI века классическая научная фантастика начала уступать свою популярность жанру фэнтези.
    Научно-фантастический жанр – вид художественной литературы, где в основу произведения положена научная или техническая проблема, осуществление которой можно предположить в будущем.

    В настоящий момент существуют три основных жанра фантастики – научная фантастика, фэнтези, ужасы. Основные фантастические жанры прошлого – фантастическое путешествие и утопия.

    О жанре фэнтези мы поговорим на одном из следующих уроков. А сейчас ответьте на вопрос: можем ли мы отнести роман Артура Конан Дойла к жанру фантастики? почему? (докажите примерами.)

    Является ли это произведение научно-фантастическим?

2. А. Конан Дойл. «Затерянный мир». Беседа.

    Кто из героев романа вызывает у вас особую симпатию и почему?

    Как выглядит мир, созданный А. Конан Дойлом?

    Любознательный, умный, смелый, находчивый, добрый.

    Какие эпизоды романа являются ключевыми?

    Сон в палатке. Мысль о прогулке.

    Прогулка по ночному лесу.

    Встреча с животными у водопоя.

    Стегозавр.

  • Падение в яму.

    Куда же делись мои спутники?

    Какие доисторические животные встретились путешественникам?

    Какие открытия сделал журналист Мелоун?

    Что обнаружил он, вернувшись в лагерь?

    Как путешественники покинули плато?

3. Составление цитатного плана главы 12 «Как страшно было в лесу!»
Учащиеся под руководством учителя составляют цитатный план главы.
1. «В ту же ночь мне пришлось выдержать такое испытание, о котором я до сих пор не могу вспомнить без ужаса… Вот как это случилось. В ту ночь дежурил Соммерли. Я не мог уснуть».
2. «Какая ночь для прогулки! Меня осенило: а почему бы не прогуляться?»
3. «Как страшно было в лесу! В лесу было темно, но, привыкнув к темноте, глаза мои начали кое-что различать».
4. «На берегу появились два зверя, похожих на крупных армадиллов. Они припали к воде и быстро заработали длинными красными лентами языков. Это были лось и американский олень. Они всей семьей пили воду…»
5. «На тропинке появились уродливые существа. Где же я видел этого урода… Это же стегозавр. Минут пять стегозавр стоял рядом со мной».
6. «Мне послышались сзади странные звуки. Сердце замерло у меня в груди при мысли, что за мной кто-то гонится. Меня могло спасти только бегство. Ноги мои подкашивались, и я бежал, бежал с ужасом».
7. «И вдруг оглушительный треск, я лечу в бездну, а дальше тьма и пустота забвения… Когда я очнулся от обморока… Яма была глубокая, с отвесными краями и ровным дном, двадцати футов в поперечнике».
8. «Лесная чаща безмолвствовала… Но если это действительно звери или какое-нибудь одно чудовище, то что же стало с моими спутниками? Мой усталый, измученный мозг отказывался разгадать эту загадку».

4. Пересказ главы 12 по цитатному плану.

IV . Применение. Формирование умений и навыков.

    Фантастические произведения часто переносят нас не только в будущее, но и в далекое прошлое.

    Прочитайте в хрестоматии фрагменты романа А.К. Дойля «Затерянный мир».

    Какие картины этого мира вызывают у героев романа восхищение, удивление, а какие – ужас, отвращение.

    Почему?
    Выпишите по одному эпизоду.

Какие доисторические животные встретились участникам экспедиции? Выпишите их названия..

V . Задание на дом.

Найти интересную информацию о динозаврах, сравнить их описания в произведении, найти информацию о самом маленьком динозавре, самом большом и т.д.

ХОД УРОКА № 65

I . Организационный момент.

Создание ситуации успеха на уроке.

    Сегодня у нас заключительный урок по произведению К.Дойла «Затерянный мир». Я уверена, что наш урок будет интересным, познавательным и занимательным.

    Посмотрите, какое настроение у нашего урока? Значит и вы сегодня получите только положительные эмоции. Девиз нашего урока: «Мы всё пробуем и ищем, только так может что-то получится».

II . Определение темы и целей урока

    Ребята обратите внимание на нашу богатую выставку. Здесь есть всё: и энциклопедии, и ваши рисунки, и фигурки динозавров. Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (дети высказывают свои предположения)

    Я помогу вам определить тему.

    Каким образом эти слова относятся к нашей теме? (Ответы учащихся)

    Эти слова будут являться ключевыми.

(учитель определяет тему урока)

    Какова цель нашего урока? (учащиеся формулируют основную цель урока).

    Беседа.

    Как выглядит «затерянный мир» в изображении К.Дойла?

    Какое другое название можно дать этому роману?

    Расскажите об обитателях этого удивительного мира, о его природе. Какими они вам представляются?

    А как вы думаете, как называется наука, которая исследует доисторических животных, в том числе динозавров? (Палеонтология)

    Словарная работа.

    Давайте запишем новое слово

Палеонтология

    Дома у каждого было своё задание, сейчас пришло время высказаться вам.

Выступления учащихся (учащимся заранее было предложено выполнить небольшую исследовательскую работу: найти интересную информацию о динозаврах, сравнить их описания в произведении, найти информацию о самом маленьком динозавре, самом большом и т.д.) Своё выступление каждый ученик должен начать со слов: «Моей целью было…»

    Молодцы! Скажите, а интересно было выполнять такую работу?

Выводы

    Итак, произведение связано с наукой и это мы выявили. А с помощью чего и как автор создает мир фантастики?

    Так какой же всё-таки этот роман: научный или фантастический?

    Что же такое научно-фантастический роман? Назовите особенности данного жанра.

    Чем же привлекает читателей этот роман?

III . Итог урока.

IV . Домашнее задание.