Воспоминания о Куинджи. Картина А. Куинджи "Березовая роща": русский оптимизм, воплощенный в пейзаже Описание репродукции картины березовая роща куинджи

Торжество света в картине Куинджи "Берёзовая роща"

Живописец Архип Иванович Куинджи жил в XIX веке, он родился в 1842 году. Основное творческое наследие художника состоит из ярких романтических пейзажей. Но ни одна картина не принесла ему столько славы, сколько полотно "Берёзовая роща", написанное в 1879 году. Эта картина настолько потрясла зрителей и сам художник настолько гордился ею, что впоследствии он создал несколько вариантов этой же картины. Было написано и немало похожих работ на эту тему. Берёзы стали любимым деревом Архипа Ивановича.

Основная, первая картина "Бёрезовая роща" хранится в Государственной Третьяковской галереи как шедевр русской живописи. А сначала она появилась на выставке художников-передвижников, буквально поразив всех зрителей. Так еще никто не писал пейзажей! Стиль ее определяется знатоками как "романтический пейзаж".

Художник не вдается в детали, не выписывает каждый листок и травинку. Самое важное для него - контраст между светом и тенью, между светлым и темным. С помощью этого контраста он создает настроение картины. Многие говорят именно о настроении, которое передается полотном. Для искусства это важнее, чем простая передача нюансов - рисование сучков, веточек, листочков и травинок. Куда важнее передать чувства, которые возникают при взгляде на это - ликование, восторг, радость, восхищение.

Все это мы видим в "Берёзовой роще". По сути, это не роща, а лишь ее фрагмент, то, что смогло поместиться в раму. Сюда вошло лишь несколько березовых стволов, не поместились их лиственные кроны. Для художника они совсем не важны, тем более, он рассчитывает, что наше воображение их "дорисует". А главное для него - показать торжество света, показать, как солнечный свет преобразует все вокруг.

Итак, на переднем плане темное пятно травы, на которую падает тень. Травяной фон почти сливается с темно-зеленой водой заболоченного ручья, который делит картину пополам ровно по вертикали. Средний план - это белые стволы берёз. За ними - залитая солнцем лужайка. На дальнем плане собственно берёзовая роща. В верней части по центру прорывается треугольный лоскуток голубого неба.

Деревья растут группами, по два-три. От этого их ровные белые стволы накренились. Из-за четко обозначенных горизонтальных, вертикальных и диагональных линий получился какой-то декоративный геометрический узор. Не зря специалисты говорят о декоративности живописи Куинджи. Кажется, что художник использовал избыток красок, так ярка, солнечна картина. На самом деле мы видим лишь несколько оттенков зеленого, голубой, а также белый и темный, почти черный цвет. Контраст между ними помогает нам увидеть все остальные тона. Мы замечаем их и вместе с пейзажистом радуемся солнцу.

Могучий, самобытный характер Архипа Ивановича, озаренный ореолом художественной гениальности, оставлял неизгладимые следы в памяти всех, с кем он встречался на жизненном пути. Среди множества любопытных проявлений его многогранной жизни в мою память особенно глубоко врезались два характерных случая, которые рисуют Куинджи, как художника-учителя, и Куинджи, как хранителя своего художественного сокровища. В январе 1898 года мы с товарищем подготавливали свои картины к «Весенней выставке» в Академии художеств. Встретившись с Архипом Ивановичем в Академии, я попросил его зайти к нам на квартиру посмотреть наши работы. На следующий день, около полудня, в коридоре, ведущем к нашей комнате, послышались знакомые мерные шаги. Я бросился к двери. Перед нами стоял Архип Иванович в своей черной шинели с бобровым воротником и в меховой шапке...

"Лунная ночь на Днепре":

Летом и осенью 1880 года, во время разрыва с передвижниками, А.И.Куинджи работал над новой картиной. По российской столице разнеслись слухи о феерической красоте «Лунной ночи на Днепре». На два часа по воскресеньям художник открывал желающим двери своей мастерской, и петербургская публика начала осаждать ее задолго до завершения произведения. Эта картина обрела поистине легендарную славу. В мастерскую А.И.Куинджи приходили И.С.Тургенев и Я.Полонский, И.Крамской и П.Чистяков, Д.И.Менделев, к картине приценивался известный издатель и коллекционер К.Т.Солдатенков. Прямо из мастерской, еще до выставки, «Лунная ночь на Днепре» за огромные деньги была куплена великим князем Константином Константиновичем...

Миссия Куинджи в русском искусстве:

Для русской живописи необходимо было появление своего Моне - такого художника, который бы так ясно понял отношения красок, так точно бы вник в оттенки их, так горячо и страстно пожелал бы их передать, что и другие русские художники поверили бы ему, перестали бы относиться к палитре как к какому-то едва ли нужному придатку. Краски в русской живописи, со времен Кипренского и Венецианова, перестали играть самостоятельную, значительную роль. К ним сами художники относились как к своего рода официальному костюму, без которого, только из предрассудка, неприлично предстать перед публикой.

Исаак Ильич Левитан - художник, за которым по праву закрепилась репутация создателя «пейзажа настроения». Природа в его живописных творениях сияет нежным светом любви. Такова и картина Левитана «Березовая роща», которую мастер создал в возрасте двадцати девяти лет.

Истоки

Биография художника окутана тайной - он не любил говорить о детстве и семье, при жизни уничтожил весь свой архив. Найденная после его смерти пачка писем содержала «гриф»: «Сжечь, не читая», что и было сделано. По немногочисленным воспоминаниям современников можно установить, что Левитан очень рано проявил дар рисовальщика и приобщился к этому виду искусства. В 13 лет он стал учеником Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его педагогами были Поленов и Саврасов - известнейшие тогда российские художники. Картина Левитана «Березовая роща» напоминает нам о неразрывной и глубокой связи, объединяющей наших пейзажистов, так остро чувствовавших нрав чудесной

Пейзажист, которому нет равных

Картины учителей захватывали воображение молодого Левитана. Особенно его увлекала идея воплощения на полотне самой души природы, ее многогранных настроений. О своем учителе А. Саврасове Исаак Ильич отзывался как о живописце, умевшем отыскать в обыкновенном глубоко интимные, необыкновенно трогательные черты, которые так сильно ощущаются в русском пейзаже. Первые работы молодого Левитана немного напоминали манеру учителя. Элегические настроения, сумеречные оттенки, мрачные и задумчивые объекты - болота, омуты, заброшенные сельские погосты - все демонстрировало близость эстетики левитановских холстов творческой манере Саврасова.

Но очень скоро ученик продемонстрировал собственный живописный «язык», по которому его теперь безошибочно узнают все.

Картина Левитана «Березовая роща»: история создания

Это были годы сближения с замечательным русским писателем Антоном Чеховым. Вместе с семьей Чеховых Левитан отдыхал в близ деревни Бабкино. Именно там и рождалась великолепная картина Левитана «Березовая роща». Мастер создавал ее четыре года, закончив работу на Волге, в Сегодня этот шедевр экспонируется в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Дыхание русского леса

Исаака Левитана «Березовая роща» следует начать с того, что реальным объектом, с которого художник писал сияющие жемчугом и изумрудом деревья, была Плесская роща.

Настроение безотчетной радости, свежести и оптимизма источает эта небольшая, но выразительная картина. Как Левитан добивается такой эмоциональной силы? Безусловно, здесь имеет место сплав мастерства и гармонии, составлявшей основу внутреннего мира художника.

Игра света и тени

Чем привлекательна для специалиста картина Левитана «Березовая роща»? Анализ техники и приемов, которые использует художник, позволяют восстановить уникальные особенности кисти мастера. Все пространство картины наполнено только травой, в которой сверкают синие и желтые искорки цветков, стволами, блестящей зеленью крон: не видно неба, не мелькает нигде ни зверь, ни птица. Тем не менее лес живет! Мы чувствуем его свежее дыхание, слышим жизнерадостный шелест листвы. Художник умело передает движение теплых лучей, одухотворяющих пейзаж трепетной нежностью и веселием. Две березки на переднем плане поражают лиричностью и правдоподобием. Розовые и тепло-коричневые пятна мягко легли на стволы. Картина напоминает непосредственность и легкий чистый ритм импрессионизма.

Современники утверждают, что друг Левитана - Антон Павлович Чехов - говорил автору, что в этой картине, как ни в какой другой, чувствуется улыбка гениального художника.

Архип Иванович Куинджи – один из признанных русских мастеров пейзажа. Каждая из его картин поражает зрителя глубиной цветопередачи и игрой цвета. Талантливо расставляя акценты, художник добился того, что его картины буквально источают свет. Полотна Куинджи сочетают в себе наивный романтизм и реализм, глубокий философский смысл и простоватые природные мотивы. Но каждая из его картин это прорыв, новое слово в искусстве пейзажа.

Среди полотен мастера выделяется одна из его ранних работ: «Березовая роща». Сейчас картина выставляется в Третьяковской галерее и до сих пор зрители и критики отмечают ее необычную живость и манящую притягательность.

Написана картина в духе романтизма, так любимого Архипом Ивановичем. На полотне можно видеть довольно обыденный российский пейзаж: освещаемая ярким солнцем полянка, в центре березовой рощи. Пасторальная, светлая картина, наполненная любовью к жизни, природе и Родине. При помощи масла и холста Архип Иванович виртуозно передает атмосферу жаркого летнего денька, когда солнечный свет заливает лесную поляну, даря живительное тепло.

Но благодаря резкому контрасту сочной зелени всех цветов и оттенков, насыщенным светлым тонам и легким мазкам, картина создает впечатление огромного пространства внутри нее. В раме словно скрыт целый мир, с настоящим лесом и живыми деревьями. Особая манера Куинджи создает иллюзию мягкого струящегося света, излучаемого картиной.

На заднем плане картины зеленеют темные кроны деревьев, ярко выделяясь на фоне светло-голубого неба. По мере приближения к зрителю, художник выделил отдельные деревья. Крон на картине не видно, только светлые березовые стволы и небольшие ветви. Автор изобразил как совсем молодые, тоненькие березки, так и взрослые деревья, изогнувшиеся от ветров. Мягкая зеленая трава в нижней части создает контраст с темной зеленью рощи.

Полотно делит на две части илистый ручей. Слева от него больше теней, эта часть рощи не так ярко освещена, поэтому контрастирует с правой, солнечной и яркой, половиной. Затянутый ряской ручеек, который словно является продолжением неба, упираясь в его голубизну на горизонте, делит лес на две половины.

Приобрела свой настоящий вид картина не сразу, до этого художник сделал несколько эскизов, где березы то полускрыты густой тенью, то наоборот освещены солнцем без всякого намека на тени. Только яркий искрящийся свет.

Несколько интересных сочинений

    При слове Родина каждый начинает думать о чем-то своем. Родина – это не всегда означает только тот город или страну, в который человек живет. Родина – чаще всего это то место, где именно ты родился, начал взрослеть.

  • Анализ произведения Астафьева Прокляты и убиты

    Произведение является воспроизведением событий Великой Отечественной войны и изначально задумывается писателем в объеме трех книг, первая и вторая из которых описывает реалии военного времени,

  • Может ли реальность разрушить мечту? Итоговое сочинение 11 класс

    Человек на протяжении всей своей жизни практически всегда, о чем-либо думает или мечтает. В своих мечтах строит планы на будущее и настоящее. В мечтах некоторые люди составляют план для достижения данной мечты в реальность

  • Анализ трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение

    Произведение поэта посвящено изучению проблематики взаимоотношений простого народа и царской власти, волновавшей многих пушкинских современников, задумавшихся о назревшей отмене крепостного права и об ограничении самодержавия

  • Образ и характеристика Тонкого в рассказе Толстый и тонкий Чехова сочинение

    Тонкий - один из двух главных персонажей сатирического рассказа Антона Павловича Чехова под названием «Толстый и Тонкий».

(1841/1842-1910) — великий российский художник греческого происхождения. Стал известен благодаря своей неповторимой манере пейзажной живописи. Одной из самых замечательных работ Куинджи является картина «Берёзовая роща».

Картина «Берёзовая роща » была написана в 1879 году, Холст, масло. 97 × 181 см. В настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. После того, как работа была закончена, пейзаж был представлен на 7-й выставке передвижников или Товарищества передвижных художественных выставок. На картине представлена берёзовая роща в яркий солнечный день. Уже тогда, на первой выставке, где была представлена картина, многие зрители сразу обратили внимание на необычность написания пейзажа. Куинджи не только создал очень резкий контраст между светом и тенью, подчеркнув тем самым ослепительность солнечного света, но также изобразил необычные цвета и оттенки, которые сделали картину одновременно очень реалистичной и сказочной.

Картина визуально разделена на две части протекающим по центру ручьём. Ручей не только делит картину на две части, делая её более гармоничной, но также увлекает взгляд зрителя вдаль, практически к самому горизонту. Ещё одним качеством, которым обладает ручей — свежесть и прохлада. Он является, своего рода, оттеняющим общий вид жаркого дня с палящим солнцем.

Деревья на заднем плане играют роль фона. Архип Куинджи сознательно не придаёт им прорисовки и детализированности, как бы показывая этим зрителю, что самое главное находится на переднем плане. Архип Иванович Куинджи всегда находился в восхищении от русской природы и русских пейзажей, и эта картина, в частности, прекрасным образом показывает всю любовь человека к природе и то безумное вдохновение, которое он черпал в лесах, лугах и полях русской глубинки.

Картина «Берёзовая роща». Куинджи

Хотите, чтобы поездка за рулём всегда была комфортной и безопасной? Обратите своё внимание на шины Пирелли, большой ассортимент которых ждёт вас на http://tyre-service.kz/almaty/shiny/catalogue/pirelli . Шины высокого качества, демократичные расценки, акции и скидки.