Лекции по финансы и кредит. И. В. Бородушко - (Краткий курс). Финансы. Финансы и кредит Курс лекций


1. Сущность и функции финансов
1. Сущность финансов. Их происхождение и развитие.
2. Функции финансов
3. Роль финансов в общественном воспроизводстве

1. Финансы – данный термин появился в 13-15 веках и обозначал любой платеж. В последствии он стал применяться в международной практике и обозначал денежные отношения между населением и государством по поводу формирования общегосударственного фонда денежных средств бюджета.
Возникновению финансов способствовали определенные предпосылки:
1. возникновение товарно-денежных отношений и государства и необходимость формирования общегосударственного фонда денежных средств предназначенного для финансирования функций государства (госуправление, обеспечение внутренней и внешней безопасности).
2. формирование и использование бюджета стало носить системный характер. Возникает система государственных доходов и расходов с определенной номенклатурой статей, которые законодательно закрепляются.
3. налоги в денежной форме – преимущественный вид платежей с полным отказом от натуральных налогов и повинностей.
Признаки финансовых отношений:
- денежные отношения между двумя субъектами; деньги – материальный носитель финансов.
- субъекты отношений обладают разными правами; государство обладает особыми полномочиями, т.к. оно формирует эти отношения и закрепляет их законодательно.
- в результате этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств и фонды денежных средств предприятий и организаций. Финансы имеют фондовый характер.
- государственно-принудительный характер финансовых отношений, который обеспечивается созданием законодательной базы и других нормативных документов.
Т.о. финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения относятся к финансам. Исходя из этого:
Финансы – совокупность денежных отношений организованных государством с целью формирования, распределения и использования целевых фондов денежных средств государства и хозяйствующих субъектов для осуществления экономических, политических и социальных задач.
Финансы – это экономическая категория, т.к. является инструментом распределения созданного продукта и отражает распределенные отношения в обществе.
Финансы – это историческая категория, т.к. они возникают с появлением товарно-денежных отношений и развиваются вместе с ними, с появлением государства.
В процессе развития финансы проходят следующие стадии:
1. начальная неразвитая – формирования госбюджета, финансирование внутренней и внешней безопасности
2. развитая – финансирование социальной сферы
3. современная – финансы обслуживают все стадии и уровни производства с удельным весом 70-80% финансирования социальной сферы.

2. Функции финансов:
1. распределительная – вытекает из определения финансов, и ее общественное назначение заключается в обеспечении государства и каждого хозяйствующего субъекта необходимыми им финансовыми ресурсами в форме денежных фондов специального целевого назначения. С помощью данной функции формируются финансовые ресурсы, которые обеспечивают выполнение общегосударственных функций обеспечения внутренней и внешней безопасности госуправления, содержание социальной сферы, межотраслевое и межтерриториальное распределение национального дохода. С помощью данной функции на уровне хозяйствующего субъекта происходит возмещение потребленных средств, основных фондов, образуются доходы в различных формах, формируются фонды целевого назначения. Объектами распределения являются стоимость ВВП и часть национального богатства имеющего денежную оценку. Субъектами распределения являются ЮФЛ, участники воспроизводственного процесса, а именно государство, предприятия и организации, граждане.
Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов очень сложен, многообразен, протекает во всех сферах и на всех уровнях общественного производства. Финансовое распределение охватывает все уровни управления экономикой: а) государственный; б) территориальный (субфедеральный и местный).
2. контрольная – вытекает из определения финансов, т.к. формирование различных фондов денежных средств на стадиях воспроизводственного процесса невозможно без их количественной определенности. Благодаря этому можно постоянно отслеживать, как складываются пропорции распределения общественного продукта (какая часть идет на потребление, какая на накопление; обеспечены ли все стадии воспроизводственного процесса необходимыми финансовыми ресурсами). Данная функция позволяет контролировать объемы и сроки формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Помимо этого контрольная функция позволяет оценить законность выполнения финансовой операции, т.е. оценить состояние (финансовой дисциплины) – соблюдение порядка ведения финансового хозяйства, установленных норм и правил, выполнение финансовых обязательств их контрагентами.
Контрольная и распределительная функции действуют не изолированно, а в тесном единстве, т.к. отображают 2 сторон одного и того же распределительного процесса. Инструментом реализации данной функции является экономическая (финансовая) информация. Она содержится в финансовых показателях бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Финансовые показатели – стоимостные, их особенность – синтетический комплексный характер отражения различных сторон хозяйственной деятельности предприятия, организации.

3. Роль финансов.
1. Значение финансов для экономики и общественного производства предопределяется распределительной функцией, т.к. с помощью финансов государство и хозяйствующие субъекты получают финансовые ресурсы. Благодаря финансам содержится непроизводственная, в том числе социальная сфера, обеспечивается социальная справедливость в обществе.
2. С помощью финансов государство обеспечивает финансирование обороны, социальной сферы, внутренней и внешней безопасности. Государство являлось крупнейшим собственником средств производства и природных ресурсов, взаимодействует с предпринимательскими структурами посредством финансов. Государство с помощью финансов регулирует области общественного производства.
Основа финансового регулирования составляет законы и другие нормативные акты. Инструментами регулирования являются налоги, процентные ставки центрального банка, валютные курсы, нормы накопления и потребления.
3. С помощью финансов государство регулирует ВЭД, порядок ввоза и вывоза капитала, стимулирует привлечение отечественных и иностранных инвестиций.

2. Финансовая система
1. Понятие финансовой системы. Принципы ее построения.
2. Финансы предприятий и организаций.
3. Финансы государства

1. Финансовая система – совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых осуществляется формирование, распределение и использование целевых фондов денежных средств. В узком смысле финансовая система – это совокупность финансовых учреждений осуществляющих контрольно-распределительную функцию. Эта совокупность учреждений образует финансовый аппарат.
Как экономическая категория финансовая система включает сферы и звенья:
1. финансы предприятий и организаций
2. финансы государства
3. страхование
В основу построения финансовой системы положены 3 принципа:
1. функциональное назначение – каждое звено финансовой системы обслуживает определенную сферу общественного производства и решает свои задачи. Пр.: госбюджет (звено госфинансов) обслуживает потребности государства в финансовых ресурсах и выражает распределение отношений между государством и хозяйствующими субъектами и населением.
2. территориальность – каждая административно- территориальная единица имеет собственную финансовую базу, которая формируется с помощью финансовых отношений, кроме того, обладает своим финансовым аппаратом и системой страховых органов.
3. единство финансовой системы – предопределяется единой политической и экономической основой государства, единой финансовой политикой, которая реализуется на основе единых законодательных нормативных актов.

2. Финансы предприятий и организаций – ведущее место в финансовой системе и представляет собой денежные отношения, возникающие в связи с формированием, распределением и использованием целевых фондов предприятия.
1. Ведущее звено – финансы предприятий сферы материального производства. Именно здесь создаются материальные благо, и происходит первичное распределение вновь созданной стоимости.
2. Финансы предприятий и организаций непроизводственной сферы. Их особенность – они функционируют за счет части стоимости продукта созданного в сфере материального производства и получаемого путем перераспределения через бюджет и другие каналы.
В зависимости от цели деятельности финансы предприятий и организаций делятся на:
1. Финансы коммерческих предприятий (организаций). Цель их деятельности – извлечение прибыли, которая является основным источником их финансирования.
2. Финансы некоммерческих организаций. Прибыль не является целью их деятельности. Они оказывают культурные, социальные услуги и финансируются за счет средств государства и других учредителей.
В сфере материального производства и в непроизводственной сфере финансы предприятий делятся по отраслевому принципу. В соответствии с этим в 1 сфере выделяют финансы промышленности, с/х, строительства, транспорта, торговли. Во 2 сфере выделяют финансы образования, ЖКХ, науки. Кроме того, отдельно выделяются финансы общественных организаций и фондов – их особенность – они финансируются за счет средств участников или учредителей.

3. Финансы государства – денежные отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу формирования, распределения и использования целевых фондов денежных средств государства. Они включают в себя следующие звенья:
1. госбюджет – главный фонд государства, в котором сосредоточена большая часть его средств. Он используется для финансирования функций государства в области управления госбезопасности, соц. сферы.
2. система внебюджетных фондов – целевые фонды денежных средств государства для выполнения социальных, экономических и экологических задач. Среди них выделяют пенсионный фонд, фонд занятости, экологические и дорожные фонды.
3. госкредит – система денежных отношений между государством, ЮФЛ, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Госкредит используется с целью мобилизации свободных денежных средств ЮФЛ для удовлетворения потребностей государства в денежных средствах на условиях срочности, возвратности, платности и залога. Отдельную подсистему составляет страхование – замкнутая система денежных отношений, предназначенная для формирования специальных страховых фондов денежных средств из которых выплачивается возмещение ущерба при наступлении страховых случаев.
В составе госфинансов финансовые отношения группируются в соответствии с уровнем госуправления. Поэтому в РФ различат финансы обслуживающие:
- федеральный уровень
-субфедеральный уровень
- местный уровень
В ПМП различают финансы обслуживающие:
- республиканский уровень
- местный уровень

3. Финансовые ресурсы
1. Сущность финансовых ресурсов. Источники формирования.
2. Децентрализованные финансовые ресурсы.
3. Централизованные финансовые ресурсы.

1. Финансовые ресурсы – целевые фонды денежных средств находящиеся в распоряжении государства или хозяйствующих субъектов. Обычно в названии фонда указывается цель его назначения.
Для формирования финансовых ресурсов необходимо:
1. определить цель и назначение использования средств фонда
2. источники формирования финансовых ресурсов
3. механизм формирования и распределения средств фондов.
Главный источник финансовых ресурсов – чистый доход в составе ВВП.
В ходе распределения и перераспределения ВВП создаются децентрализованные и централизованные финансовые ресурсы.
Децентрализованные – на уровне хозяйствующих субъектов.
Централизованные – на уровне государства.

2. Децентрализованные финансовые ресурсы – целевые фонды денежных средств, формированные и использованные на уровне хозяйствующих субъектов.
Источники их формирования:
1. часть чистого дохода (прибыли) направляемого на расширенное воспроизводство. За счет нее предприятие формирует фонды накопления и потребления. Средства фонда накопления – обеспечивают расширенное воспроизводство, используется для приобретения нового оборудования, техники и технологий и другие цели обеспечивающие накопление капитала. Фонд потребления – для выплаты дивидендов, премий по итогам года, содержание соц. сферы и иных соц. нужд.
2. амортизационные отчисления – включаются в себестоимость продукции, работ, услуг и формирует амортизационный фонд – для воспроизводства изношенных ОФ по истечению срока их эксплуатации. Амортизационные отчисления производятся ежемесячно, а использование средств амортизационного фонда осуществляется после окончания срока эксплуатации ОФ. В результате этого средства амортизационного фонда рассматриваются как дополнительный источник финансирования текущих потребностей предприятия.
3. экономия от выполнения строительно-монтажных работ хозяйственным способом, прирост устойчивых пассивов, реализация излишнего имущества.
4. привлеченные заемные средства – банковские и коммерческие кредиты, средства от выпуска акций и финансовых операций с ними.
Перечисленные источники финансовых ресурсов хозяйствующих субъектов позволяют обеспечить денежными средствами процесс расширенного воспроизводства на микроуровне. Такой порядок объективен, не зависит от сферы общественного производства и формы собственности.

3. Централизованные финансовые ресурсы – целевые фонды денежных средств государства, которые формируются за счет части чистого дохода в составе ВВП и обеспечивает реализацию общегосударственных функций.
Инструменты формирования:
1. налоги; 2. налоговые платежи; 3. налоговые отчисления.
Источники формирования:
1. часть чистого дохода создаваемого в сфере материального производства (часть прибыли).
2. ссудный капитал – свободные денежные средства ЮФЛ мобилизуемые государством на условиях срочности, возвратности, платности и залога для удовлетворения общегосударственных потребностей в денежных средствах. Мобилизация этих денежных средств осуществляется с помощью гособязательств. Эти средства аккумулируются на счетах коммерческих банков и включают свободные средства бюджета и внебюджетных фондов, амортизационных фондов, часть оборотных средств предприятий из-за несовпадения сроков поступления и расчетов, депозиты граждан.
3. денежные доходы и сбережения населения не вовлечены в хозяйственный оборот и мобилизуемые государством с помощью выпуска ценных бумаг, облигаций, предоставление товаров и услуг в кредит.
4. страховые фонды государства их временно свободная часть, которая образуется из-за того, что ущерб от страховых случаев меньше величины объема страхового фонда. Эти средства инвестируются в различные отрасли народного хозяйства с целью извлечения прибыли.

4. Финансовая политика (ФП)
1. Сущность и виды ФП
2. Составные части ФП
3. Особенности и приоритеты ФП ПМР
4. Западные концепции финансового регулирования экономики используемые в ФП

1. ФП – особая сфера деятельности государства направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и использование для осуществления государством своих функций.
Главный субъект ФП – государство. Оно разрабатывает стратегию ФП – финансовое развитие общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на ближайший период, средства и пути их решения – тактику ФП.
Сущность ФП – экономические отношения между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу формирования, распределения и использования финансовых ресурсов. Свое практическое воплощение ФП осуществляет с помощью финансового механизма. ФП законодательно закрепляется в соответствующих нормативных актах (законах, указах).
Формирование ФП включает следующие этапы:
1. разработка общей концепции и основных направлений; определение целей и главных задач.
2. создание адекватного финансового механизма.
3. управление финансовой деятельностью государства и его субъектами с целью реализации ФП.
Выделяют 3 вида ФП:
1. Классическая ФП – основана на трудах классиков Адама Смита и Давида Риккардо. Отличие – невмешательство государства в экономику; свободная конкуренция; использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Госрасходы минимизированы, система налогов строилась на косвенных и имущественных налогах.
2. Регулирующая ФП – основатель Джон Кейнс. В основу положено вмешательство и регулирование государством циклического развития экономики. Основными инструментами вмешательства государства являются государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос и как следствие рост производства, ликвидация безработицы, увеличение национального дохода. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки, госкредит и рынок ссудных капиталов
3. Планово-директивная ФП – применяется в странах с административно-командной системой в экономике. Она основана на государственной собственности на средства производства. Цель – концентрация всех неиспользуемых населением, предприятиями и местными органами власти финансовых ресурсов в руках государства с последующим их распределением в соответствии с основными направлениями Госплана развития.

2. Как самостоятельные части ФП различают:
1. налоговая политика – реализует интересы государства в формировании общегосударственных средств. Ее назначение – изъятие части ВВП у хозяйствующих субъектов и населения на общегосударственные нужды. При этом она должна строиться т.о. чтобы оставить часть средств предприятию, необходимых для расширенного воспроизводства.
2. бюджетная политика – связана с распределением фондов денежных средств государства и их использованием по целевому территориальному и отраслевому направлениям.
3. денежно-кредитная политика – направлена на организацию денежного обращения в стране; формирование и развитие банковской системы и кредитных отношений; поддержка курса национальной денежной единицы по отношению к иностранной валюте; обеспечение устойчивости этого курса; формирование золотовалютных резервов.
4. социальная политика – направлена на обеспечение социальной справедливости в обществе путем установления минимальных социальных нормативов потребления; установление механизмов поддержки наименее обеспеченных слоев населения через систему льгот, компенсаций и др.
5. инвестиционная политика – направлена на установление благоприятного инвестиционного климата с целью привлечения отечественных и иностранных инвестиций в экономику и, особенно в ее реальный сектор.
6. политика в области международных финансов – направлена на интеграцию национальной финансовой системы в мировую, на стимулирование вхождения страны в различные международные финансовые организации, укрепление национальной валюты и ее конвертации, развитие ВЭД.

3. ФП ПМР формируется под воздействием различным факторов.
Факторы: непризнанность республики, в результате чего республика не является субъектом международного права, не участвует в деятельности и не сотрудничает с международными финансовыми организациями. Непризнанность затрудняет экспортно-импортные операции, т.к. они осуществляются на основе сертификации товаров и услуг и с выдачей документа страны происхождения. Это делает только РМ. В результате экспортно-импортные операции осуществляются через посредников, и приднестровские предприятия несут повышенные издержки.
В ПМР отсутствуют ПР сырья, топлива и других факторов производства, которые республика вынуждена ввозить из-за рубежа минуя многочисленные таможенные барьеры. Экономика ПМР получила достаточно развитую производственную базу в наследство от СССР ориентированную на рынки СССР. В результате разрыва производственно-хозяйственных связей эти рынки утеряны, а производственная база морально и физически устарела.
В результате действия этих факторов ФП ПМР должна быть нацелена на решение следующих вопросов:
1. создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвесторов в экономику ПМР.
2. создание финансовых условий (НО, кредитование) для стимулирования развития АПК и перерабатывающих производств его продукции.
3. в связи с тем, что главное богатство ПМР – земля, необходимо создать условия для ее эффективного использования и развитие всех форм хозяйствования на земле. Требует скорейшего решения вопрос собственности на землю.
4. создание финансовых условий по использованию имеющегося производственного потенциала и высококвалифицированных кадров.
5. создание финансовых условий стимулирования развития производств имеющих устойчивую репутацию за рубежом и способным зарабатывать валюту.
6. создание финансовых условий стимулирующих внедрение ресурса и энергосберегающих технологий и внедрение контрольной измерительной аппаратуры.

4. В основу формирования и реализации ФП положены 2 концепции:
1. монетаризм – денежной массе находящейся в обращении предписывается роль определяющего фактора в процессе формирования хозяйственной конъюнктуры. Рынок должен быть свободным и не регулируемым, а вмешательство государства в экономику ограничено. Роль государства должна быть сведена к регулированию объема денежной массы. Она должна соответствовать суммарной стоимости товаров и услуг, предлагаемых на рынке. В случае превышения массы денег возникают инфляционные процессы. Они являются следствием превышения расходов государства над его доходами. Возникает бюджетный дефицит. Политика ограничения и сокращения госрасходов осуществляется одновременно с увеличением налоговых ставок – рестрективная политика – ее цель – сокращение покупательской способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Эти меры вызывают замедление экономического роста, сокращение спроса, что приводит к трудностям сбыта и уменьшению объемов выпускаемой продукции. Длительное использование монетарных методов без привлечения финансовых ресурсов извне и «съеденных» инфляцией собственных средств предприятий приводит к сокращению объемов производства, замедлению темпов экономического роста, безработице и банкротству предприятий.
2. кейнсианство – противоположность монетаризму, предполагает активное госрегулирование и поддержку проводимых в экономике преобразований Оно базируется на увеличении госрасходов и госприсутствия в экономике; снижение налогов и денежно-кредитной политики связанной с расширением денежной массы в обращении. Увеличение госрасходов стимулирует рост производства, расширяет покупательскую способность населения и совокупный спрос на товары и услуги. Это увеличение госрасходов обеспечивается за счет роста налоговых поступлений. Рост налоговых поступлений происходит за счет расширения производства, увеличения объемов выпускаемой продукции и роста налогооблагаемой базы. В этом случае не обязательно повышать ставки налогов, а иногда их понижать. Исследование кейнсианской финансовой политики требует жесткого контроля со стороны государства за соотношением темпов роста расходов и доходов государства.
В чистом виде рассмотренные концепции на практике не применяются. Например, в денежно-кредитной политике ФП для регулирования устойчивости национальной денежной единицы и поддержание стабильного курса к иностранным валютам. В краткосрочном периоде используются монетарные методы регулирования спроса и предложения на валюту – валютные интервенции – скупка центральным банком излишков валюты и продажа валюты в случае ее недостатка на торгах валютной биржи за счет средств центрального банка. В долгосрочном периоде используются кейнсианские методы регулирования экономики, связанные с инвестициями в реальный сектор экономики, направленные на рост ВВП, производительности труда, его фондовооруженности и энерговооруженности.

5. Финансовый механизм (ФМ)
1. ФМ. Его звенья и элементы
2. Система финансовых рычагов и стимулов в ФМ

1. ФМ – совокупность форм и методов воздействия на экономическое и социальное развитие общественного воспроизводства в процессе формирования. Распределения и использования финансовых ресурсов.
В управлении финансами используются различные экономические и организационно-правовые формы и методы воздействия на общественное производство. Они закреплены законодательно и определяются государством. Оно определяет пропорции и методы распределения ВВП, формы денежных накоплений, виды платежей, принципы и направления использования государственных финансовых ресурсов.
ФМ - составная часть хозяйственного механизма. Однако его цель – формирование, распределение и использование целевых фондов денежных средств.
Составные части ФМ:
1. ФМ предприятий и организаций (коммерческих и некоммерческих)
2. ФМ госфинансов
3. ФМ страхования
Кроме того, в системе государственных финансов выделяют ФМ республиканских и местных органов власти.
Во всех случаях в каждой из рассмотренных частей ФМ с точки зрения воздействия его на общественное воспроизводство выделяют функциональные звенья:
1. мобилизация финансовых ресурсов (формирование целевых фондов денежных средств)
2. финансирование (распределение) финансовых ресурсов
3. стимулирование и санкционирование
В ФМ используются 2 формы финансового воздействия на развитие экономики:
1. финансовое обеспечение
2. финансовое регулирование
Финансовое обеспечение – обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами государства и хозяйствующих субъектов. Оно реализуется в формах самофинансирования кредитования и безвозвратного финансирования.
Особое место в рыночных условиях занимает привлечение финансовых ресурсов с помощью выпуска акций, облигаций и других ценных бумаг.
Финансовое регулирование – связано с регламентированием распределительных отношений в обществе в целом, на предприятиях различной формы собственности. Оно выражается в установлении дифференцированных нормативов и условий формирования, распределения и использования целевых фондов денежных средств. Пр.: устанавливаются ставки НО для различных отраслей народного хозяйства (для с/х – min; более высокие для промышленности, торговли). Регулирование может осуществляться с помощью акцизов, предоставления специальных льготных кредитов, страхования с целью поддержки с/х производства и др.

2. В процессе формирования, распределения и использования в ФМ используются различные инструменты – налоги с ЮФЛ, амортизированные отчисления, нормативы распределения прибыли, страховые платежи и т.д.
Инструменты использования финансовых ресурсов – нормативы: капитальных вложений и текущих расходов, пенсий, пособий и т.д. При использовании этих нормативов формируется система показателей формирования и распределения денежных средств, которые используются для принятия управленческих решений.
Усиление воздействия ФМ на общественное производство обеспечивается применением финансовых стимулов и санкций.
Формы стимулирования:
1. условия и порядок формирования доходов, накоплений и фондов
2. условия и принцип финансирования и кредитования
3. порядок применения ставок норм и нормативов формирования и распределения фондов денежных средств.
На ряду со стимулами в ФМ предусмотрены санкции экономического, административного и уголовного характера. Они применяются в случае нарушения финансовой дисциплины (сокращение платежей, сокрытие дохода от НО и др.). В качестве экономических санкций – штрафы, пени, неустойки.

6. Управление финансами (УФ)
1. Понятие и функции управления финансами. Объекты и субъекты.
2. Органы УФ и их функции.

1. УФ – совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. УФ осуществляется специальным аппаратом с помощью приемов и методов, в том числе разнообразных стимулов и санкций.
УФ – деятельность государства, направленная на выработку и реализацию финансовой политики. По своему содержанию процесс УФ охватывает создание, применение, проверку соблюдения, анализ и совершенствование разнообразных форм финансовых отношений, с помощью которых реализуется финансовая политика.
Как субъект управления финансы рассматриваются как инструмент управления экономикой, и играет активную роль в ее формировании. С другой стороны финансы как объект управления – государство формирует систему финансовых отношений в соответствии с целями и задачами финансовой политики.
Как объекты управления в соответствии с классификацией выделяют:
- финансы предприятий, организаций, учреждений.
- государственные финансы как объект управления.
- финансы страхования.
Субъекты финансового управления организации, которые организуют и осуществляют управленческие функции. К ним относят:
- финансовые службы, отделы и др.
- финансовые органы государства.
В УФ выделяют следующие элементы (звенья):
1. финансовое планирование – оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов, выработка управленческих решений по их распределению и использованию. Оно базируется на сборе и анализе достоверной информации, которая берется из бухгалтерского, статистического и оперативного учета.
2. оперативное управление – комплекс мер, разработанных и реализованных на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации, с целью получения максимального эффекта при минимальных затратах путем перераспределения финансовых ресурсов.
3. финансовый контроль – осуществляется специальными финансовыми органами. Осуществляется как на этапе планирования так на этапе управления. Заключается в установлении фактов нарушения действующего финансового законодательства; в сопоставлении фактических результатов выполнения финансовых операций с плановыми; выявления резервов увеличения финансовых ресурсов.
В зависимости от временного интервала воздействия управленческого решения различают:
- стратегическое управление – осуществляется путем разработки и реализации долгосрочных целей финансовой политики.
- оперативное управление – перераспределение финансовых ресурсов с целью реализации и достижения целей стратегического управления.

2. УФ осуществляют специальные органы. Различают 3 группы органов:
1. органы общего управления – Верховный Совет, правительство. Эти органы определяют финансовую политику государства, формируют финансовое законодательство, осуществляют общий контроль за его соблюдением.
2. органы оперативного управления – министерство финансов, министерство доходов (РФ), государственная налоговая служба, центральный банк, ГТК и др. Они проводят в жизнь финансовую политику, разрабатывают проекты форм и методов финансовых отношений, изучают эффективность применения действующего финансового законодательства.
Центральный орган оперативного УФ – министерство финансов. Оно осуществляет свою деятельность через финансовые управления, отделы городских и районных администраций – организует их работу и осуществляет контроль.
Министерство финансов:
- разрабатывает проекты финансовых планов государства
- осуществляет методическое руководство всей бюджетной сферы
- изучение состояния отраслей народного хозяйства
- разрабатывает предложения по совершенствованию финансового механизма и увеличению доходов бюджета.
Министерство финансов определяет взаимоотношения между республиканскими и местными бюджетами, порядок и размеры предоставления им финансовой помощи. Для осуществления своей деятельности министерство финансов имеет право получать информацию о финансовом состоянии и результатах финансовой деятельности хозяйствующих субъектов всех форм собственности; требовать бухгалтерские отчеты, балансы и др. информацию для контроля за выполнением ими финансовых обязательств перед государством, соблюдение финансовой дисциплины.
Аналогичная информация должна предоставляться местным органам власти. Также оно имеет право ограничивать и приостанавливать бюджетное финансирование в случае нарушения получателя средств установленного порядка их использования; давать указания обязательные для всех банков о заморозке счетов бюджетных организаций при нарушении ими финансового законодательства.

7. Финансовое планирование (ФПл)
1. Сущность, содержание и принципы ФПл
2. Этапы и методы ФПл
3. Система финансовых планов

1. ФПл - первичный этап управленческого процесса и представляет собой научно обоснованный процесс выработки на определенный период времени, форм и размеров движения финансовых ресурсов и соответствующих финансовых отношений.
ФПл охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образование и использование на их основе различных денежных фондов. Оно осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.
Объекты ФПл – финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта, иногда отдельные или несколько хозяйствующих операций.
В процессе ФПл определяются:
1. источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период
2. объемы денежных фондов создаваемых на их основе
3. рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов. При этом выдираются наиболее эффективные варианты их использования.
Финансовый план – директивное задание на изменения в желаемом направлении тех или иных показателей распределительных процессов.
Наряду с финансовым планом в рыночной экономике используют финансовый прогноз – оценка ожидаемых изменений тех или иных финансовых показателей в будущем.
Прогноз в отличие от права носит вероятностный характер. Финансовые прогнозы и финансовые планы тесно связаны между собой. План базируется на прогнозе.
Разновидностью финансового плана является финансовая программа. Ее отличие – целевая ориентация финансовых ресурсов на решение конкретных задач.
ФПл обладает рядом признаков, которые позволяют выделить его из общей системы планирования:
1. объект ФПл – финансовая деятельность государства или хозяйствующего субъекта. Финансовая деятельность связана с движением финансовых ресурсов и опосредующих их финансовых отношений и возникающих при этом стоимостных пропорций.
2. сфера действия ФПл охватывает процессы образования, распределения и использования финансовых ресурсов.
3. финансовые планы, задания и планы всегда разрабатываются в стоимостной форме.
Принципы ФПл:
1. объективная необходимость разработки финансового плана как первоначальной стадии управления.
2. принцип эффективности – финансовый план всегда ориентирован на получение положительного финансового результата.
3. принцип комплектности и единства цели – согласование производственных и финансовых заданий, движение материальных и финансовых ресурсов на различных уровнях управления.
4. принцип научности – выражается в обосновании финансовых планов на основе изучения закономерностей развития общества, тенденций и объективной оценке сложившейся экономической ситуации и т.д.

2. Этапы ФПл:
1. анализ исполнения финансового плана за текущий период, т.к. разработка финансового плана на будущий период ведется до окончания текущего, то рассчитывают ожидаемое выполнение плана на базе итогов 9 месяцев выполнения плана текущего года.
2. расчет по конкретным видам доходов и расходов финансового плана.
3. сведение о выведении итоговых показателей и составление баланса (доходы = расходам). Здесь же ведется пересчет показателей и оценка источников дохода.
Методы ФПл:
1. метод коэффициентов (экстраполяции) – планируемый показатель финансового плана рассчитывается на основе показателя текущего года измененного на величину коэффициента. Этот коэффициент определяется либо на основе изучения его динамики за предыдущие годы, либо спускается планирующим финансовым органом как задание. Коэффициент может устанавливаться также на основе экспертных оценок экспертов данной области. Достоинства: простота. Недостатки: не учитывается в полной мере изменение в потребности в финансовых ресурсах и возможные резервы увеличения доходов.
2. нормативный метод – определение плановых финансовых показателей на основе нормы или норматива и величины хозяйственного показателя, к которому установлены эти нормативы. Пр.: величина налогового платежа определяется на основе ставки НО и величины налогооблагаемой базы (дохода). Достоинства: более точная оценка величины планируемых финансовых показателей с точки зрения конкретных потребителей и возможность более полного выявления роста доходов (резерва). Эффективность зависит от обоснованности нормативной базы. Недостатки: сложность и большой объем вычислений. Данный метод при расчете расходной части финансового плана не учитывает доходной базы финансового плана.
3. балансовый метод – согласование доходной и расходной части. В случае дефицита бюджета должны быть найдены источники покрытия этого дефицита либо сокращены расходы. При расчетах финансового плана важное значение имеет применение дефлятора – коэффициент ожидаемого среднего роста в планируемом году. Занижение дефлятора приводит к тому, что план по доходам и расходам будет меньше, поэтому министерство финансов будет располагать излишками доходов, которые можно маневрировать.

3. Основной продукт ФПл – финансовый план – особая форма плана, показатели которого всегда выражаются в денежной форме и обосновывают движение денежных ресурсов на определенный период. Тем самым финансовые планы обеспечивают нормальную деятельность субъектов хозяйствования и государства и их непрерывное функционирование.
Финансовый план делится на:
1. централизованные (общегосударственные)
2. децентрализованные (хозяйствующих субъектов)
Централизованные – обосновывают движение финансовых ресурсов на государственном уровне, отражают перераспределительные процессы, осуществляемые финансовой системой государства. По внешней форме они свободные, т.е. каждый показатель финансового плана, обосновывается на базе соответствующих расчетов. Важнейшим видом данного плана является госбюджет, который разрабатывается в виде баланса всех доходов и расходов государства на будущий период с предложением соответствующей программы экономического и социального развития страны и ее регионов. Роме госбюджета еще относятся бюджеты внебюджетных фондов – самостоятельное звено в системе финансовых планов государства, формируются за счет собственных источников и расходуются оп целевому назначению этих фондов. Эти планы разрабатываются как самостоятельные балансы по всем внебюджетным фондам.
Централизованные финансовые планы различаются не только по звеньям финансовой системы, но и по уровню движения финансовых ресурсов. В соответствии с этим выделяют общегосударственный уровень, уровень субъектов федеративного устройства РФ и местный уровень.
Децентрализованные – их количество значительно больше и они разнообразны по форме и содержанию. Различают:
1. По форме собственности
- государственных предприятий
- коллективные (АО, ООО)
- совместных предприятий
- иностранных предприятий
- общественных объединений Ии организаций
2. По отраслевой принадлежности (также меняется структура и содержание финансовых планов). Отличие – минимальное количество источников финансирования и тщательная проработка расходной части сметы (строительство). Финансовый план государственных организаций – смета – определены несколько источников финансирования и подробно расписана расходная часть сметы. При этом бюджетным организациям запрещается перебрасывать средства с одной статьи на другую.
Особая разновидность децентрализованного финансового плана – бизнес-план – инструмент обоснования эффективности инвестиционных проектов.

8. Финансовый контроль (ФК)
1. Сущность и содержание финансового контроля
2. Виды ФК
3. Методы ФК

1 . ФК – объективная функция финансов и представляет собой целенаправленную деятельность уполномоченных органов по обеспечению выполнения хозяйствующими субъектами и ФЛ занимающимися предпринимательской деятельностью установленных форм и методов реализации финансовых отношений, анализа их эффективности и разработки предложений по их совершенствованию.
Цель ФК - содействие в формировании научно обоснованной финансовой политики и эффективного финансового механизма. ФК является одним из функциональных элементов управления финансами, он тесно связан с другими элементами: такими как планирование и прогнозирование.
Результатом ФК являются различные показатели, которые характеризуют состояние и результаты совершения финансовых операций, их соответствие действующему финансовому законодательству.
Задачи ФК, – его виды формы и методы различны в зависимости от уровня проведения ФК, поэтому различают макроуровень и микроуровень.
ФК на макроуровне – это государственный ФК, он представляет собой контроль за организацией и функционированием финансов в масштабе всего государства. Его задачами являются обеспечение формирование и использование централизованных финансовых ресурсов, контроль за соответствием действующих форм и методов финансовых отношений принятому законодательству, выявление диспропорций в распределении и использовании финансовых ресурсов. Объектом ФК на государственном уровне выступают государственные финансы. Предметом ФК являются сводные финансовые планы (бюджеты, сметы и отчеты об их исполнении). В качестве субъектов ФК на этом уровне выступают органы законодательной власти и государственного управления.
Контроль в сфере государственных финансов подразделяется на налоговый, бюджетный контроль, страховой и банковский надзор.
Негосударственный ФК осуществляется на микроуровне – уровне отдельных предприятий объединений и организаций всех форм собственности.
Задачами ФК на микроуровне являются:
- обеспечение соблюдения хозяйствующими субъектами действующего финансового законодательства;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения хозяйствующими субъектами финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;
- выявление внутрихозяйственных резервов роста финансовых ресурсов;
- разработка предложений по повышению эффективности использования финансовых ресурсов, совершенствованию ведения финансовой отчетности.
Объектом ФК на этом уровне является финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующих субъектов.
Предметом ФК на этом уровне являются финансовые показатели такие как доход, затраты, прибыль, рентабельность и др.
Субъектами ФК выступают финансовые службы предприятий, отдельные специалисты.
В рыночных условиях широко применяется независимый платный контроль – аудит , который осуществляется специализированными организациями, привлекаемые на договорной основе хозяйствующими субъектами из вне. Такой аудит называется внешний аудит . Наряду с этим применяется внутренний аудит, который осуществляется силами специалистов предприятий и организаций.

2. Виды ФК весьма разнообразны, их принято классифицировать по следующим признакам:
1. регламент осуществления
- обязательный (внешний)
- инициативный (внутренний)
2. по времени проведения
- предварительный – осуществляемый до свершения финансовой операции
- текущий (оперативный) – осуществляемый в ходе реализации финансовой операции
- последующий – осуществляемый после совершения финансовой операции
3. субъекты контроля
- президентский контроль
- контроль законодательных органов власти и местного самоуправления
- контроль исполнительных органов власти
- контроль финансово-кредитных органов
- внутрифирменный контроль
- аудиторский контроль
4. объекты контроля
- бюджетный контроль
- контроль за внебюджетными фондами
- валютный контроль
- страховой контроль
- инвестиционный контроль
- контроль за денежной массой
Особое место в ФК занимает государственный ФК , который включает в себя:
1. президентский контроль – осуществляется в соответствии с Конституцией государства путем издания указов по финансовым вопросам, подписания законов, назначения и освобождения от должности министра финансов, представления в законодательный орган кандидатуры для назначения на должность председателя центрального банка.
2. контроль со стороны органов исполнительной власти – правительство, министерство финансов и другие правительственные структуры. Правительство контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств, направляет деятельность подведомственных ему органов ФК. Ведущее место в системе ФК со стороны правительства занимает министерство финансов, которое разрабатывает финансовую политику и контролирует ее осуществление. Это выражается в разработки проекта бюджета, его исполнения, контроля расходования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов, участие в валютном контроле, контроле направления и использования государственных инвестиций и других вопросов.
3. контроль со стороны органов законодательной власти осуществляется комитетами, комиссиями, законодательного органа (Верховный совет или федеральное собрание. Особое место в системе финансового контроля со стороны органов законодательной власти занимает счетная палата, коротая наделена широкими полномочиями и подотчетно только законодательному органу.
Основная задача счетной палаты – контроль за использованием средств государственного бюджета и внебюджетных фондов, использование государственного имущества, его приватизации, продажи и управления им. Счетная палата осуществляет контроль за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и деятельностью центрального банка по обслуживанию его.
Для обеспечения экономической безопасности государства, укрепление государственной дисциплины в области финансов создаются специальные органы (в РФ – налоговая полиция, в ПМР – ОБЭП), государственный таможенный комитет осуществляет контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу государства.

3. Различают следующие методы проведения ФК:
1. проверки – проводятся по отдельным вопросам финансово хозяйственной деятельности на основе отчетных финансовых документов. В ходе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины, намечаются мероприятия по их устранению.
2. обследование – отличается от проверки более широким спектром изучаемых вопросов. Проводится для определения финансового состояния и возможных перспектив развития обследуемого субъекта. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры объемов выполненных работ, расходов материалов, топлива и других факторов производства.
3. надзор – осуществляется за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности с точки зрения соблюдения ими установленных правил и нормативов финансового законодательства, нарушение которых влечет отзыв лицензии.
4. анализ финансового состояния
и т.д.................

Лекция №1.doc

ЛЕКЦИЯ №1.

Тема: Суть финансов, их функции и роль.
В курсе «Общая теория финансов» изучаются теоретические вопросы сущности финансов, главные тенденции их развития; звенья финансовой системы, их роль в процессе расширенного воспроизводства; финансовая политика; управление финансами; финансовый контроль; важнейшие финансовые категории (бюд-жет и бюджетное устройство, местные финансы, страховое дело) в странах развитой рыночной экономикой и в условиях перехода на рыночные отношения.

Предмет изучения - финансово-денежные отношения, свя-занные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств государства, предприятий различных форм собственнос-ти, инвестиционных и других фондов.

Финансы представляют собой экономические отношения, свя-занные с формированием, распределением и использованием центра-лизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Под централизованными финансами понимаются эконо-мические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правитель-ственных внебюджетных фондах, под децентрализованными - денежные отношения, опосредствующие кругооборот денежных фондов предприятий.

Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, по-этому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ас-социированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внут-реннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие кон-троля за образованием и использованием фондов денежных средств. Главное их назначение состоит в том, чтобы путем образования денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовый ресурсов.

Финансы выражают денежные отношения, которые возника-ют между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; пред-приятиями и вышестоящими организациями при создании цен-трализованных фондов денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюд-жетную систему и финансировании расходов; государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; органами имущественного и личного стра-хования, предприятиями, населением при уплате страховых взно-сов и возмещении ущерба, при наступлении страхового случая; а также денежные отношения, опосредствующие кругооборот фондов предприятий.

Главным материальным источником денежных доходов и фондов служит национальный доход страны - вновь созданная стоимость или стоимость валового внутреннего продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства. Объем национального дохода определяет возмож-ности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей - фонда потребления и фонда накопления - определяются пропорции развития экономики и ее структура. Вот почему во всех странах придается важное значение статистике национального дохода.

Без участия финансов национальный доход не может быть распределен. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы, воздействуя на производство, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу производственных отношений и относятся к базисной категории.

По своему материальному содержанию финансы - это целе-вые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны. Главным условием роста финансо-вых ресурсов является увеличение национального дохода. Финан-сы и финансовые ресурсы - не тождественные понятия. Финан-совые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов, не раскрывают их внутреннего содержания и общественного назначения. Финансовая наука изучает не ресурсы как таковые, а общественные отношения, возникающие на основе образова-ния, распределения и использования ресурсов; она исследует закономерности развития финансовых отношений.

Хотя финансы относятся к базисной категории, они во многом зависят от проводимой правительствами финансовой политики.

Финансы - это прежде всего распределительная кате-гория. С их помощью осуществляется вторичное распреде-ление или перераспределение национального дохода. Социально-экономическая сущность финансовых отношений состоит в исследовании вопроса - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Крупные перераспределительные процессы протекают в сфе-ре кредитных отношений. Финансы и кредит - взаимосвязанные категории. Они в сочетании обеспечивают кругооборот денежных фондов предприятий на расширенной основе. В Украине кредитные ресурсы привлекаются для покрытия бюджетного дефицита.

^ Кредит представляет собой движение ссудного фонда, осущес-твляемого через банковскую систему и специальные финансово-кредитные институты. Банки аккумулируют свободные денеж-ные средства предприятий и населения и передают их на основе обеспеченности, возвратности, платности и срочности предпри-ятиям, нуждающимся в них. Основное отличие кредитных отно-шений от финансовых состоит в том, что кредит должен быть в обусловленный срок возвращен кредитору с уплатой по нему заранее установленных процентов, тогда как финансы выражают односто-роннее и безвозмездное движение стоимости.

Сущность финансов проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и кон-трольную. Эти функции осуществляются финансами одновре-менно. Каждая финансовая операция означает распределение общественного продукта и национального дохода и контроль за этим распределением.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит создание так называ-емых основных, или первичных доходов. Их сумма равна наци-ональному доходу. Основные доходы формируются при распреде-лении национального дохода среди участников материального производства. Они делятся на две группы: первая группа - зарплата рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, заня-тых в сфере материального производства; вторая группа -доходы предприятий сферы материального производства.

Однако первичные доходы еще не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных от-раслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворения материальных и культурных потребнос-тей населения. Необходимо дальнейшее распределение или пе-рераспределение национального дохода.

Перераспределение национального дохода связано: с межот-раслевым и территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использова-ния доходов и накоплений предприятий и организаций; наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в кото-рой национальный доход не создается (просвещение, здравоох-ранение, социальное страхование и социальное обеспечение, управление); перераспределением доходов между различными социальными группами населения. В результате перераспределе-ния образуются вторичные, или производные доходы. К ним относятся доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги (подоходный налог с физических лиц и др.). Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций использования национального дохода.

Активно участвуя в распределении и перераспределении национального дохода, финансы способствуют трансформации пропорций, возникших при первичном распределении нацио-нального дохода, в пропорции его конечного использования. Доходы, создаваемые в ходе такого перераспределения, должны обеспечить соответствие между материальными и финансовыми ресурсами и прежде всего между размером денежных фондов и их структурой, с одной стороны, и объемом и структурой средств производства и предметов потребления - с другой.

Перераспределение национального дохода в Украине происходит в интересах структурной перестройки народного хозяйства, развития приоритетных отраслей экономи-ки (сельское хозяйство, транспорт, энергетика, конверсия воен-ного производства), в пользу наименее обеспеченных слоев населения (пенсионеры, студенты, одинокие и многодетные матери).

Таким образом, перераспределение национального дохода происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального произ-водства, отдельными регионами страны, формами собственнос-ти, классами и социальными группами населения. Конечная цель распределения и перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта (ВВП), совершаемых с помощью финансов, состоит в развитии производительных сил, создании рыночных структур экономики, укреплении государства, обеспе-чении высокого качества жизни широких слоев населения. При этом роль финансов подчинена задачам повышения материаль-ной заинтересованности работников и коллективов предприятий и организаций в улучшении финансово-хозяйственной деятель-ности, достижении наилучших результатов при наименьших затратах.

Финансы выполняют также контрольную функцию. Будучи инструментом формирования и использования денежных дохо-дов и фондов, они объективно отражают ход распределительного процесса. Контрольная функция проявляется в контроле за рас-пределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

В условиях перехода на рыночные отношения финансовой контроль направлен на обеспечение динамичного развития об-щественного и частного производства, ускорение научно-техни-ческого прогресса, всемерное улучшение качества работы во всех звеньях народного хозяйства. Он охватывает производственную и непроизводственную сферы. Нацелен на повышение экономи-ческого стимулирования, рациональное и бережливое расходо-вание материальных, трудовых, финансовых ресурсов и приро-дных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Одна из важных задач финансового контроля - проверка точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевремен-ности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюд-жетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Контрольная функция финансов проявляется также через многогранную деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финан-совый контроль в процессе финансового планирования, при исполнении доходной и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития рыночных отношений направления кон-трольной работы, формы и методы финансового контроля сущес-твенно меняются.

Распределительная и контрольная функции финансов реали-зуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма. Финансовый механизм включает совокупность организационных форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системой, финансовое законодатель-ство. В условиях углубления рыночных реформ применяется качественно новый финансовый механизм. Это касается взаимо-отношений предприятий и населения с бюджетной системой, внебюджетными фондами, органами имущественного и личного страхования и др.

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возоб-новление и расширение производственных фондов, рост валового внутреннего продукта (ВВП) и его главной части - националь-ного дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей ВВП принадлежит госу-дарственным финансам и финансам предприятий.

Государство воздействует на воспроизводственный процесс через финансирование отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства, социальных мероприятий и налоговую политику.

В условиях углубления рыночных реформ происходит пере-стройка всей системы финансовых отношений в народном хо-зяйстве. Государственные финансы, прежде всего бюджетная система, путем соответствующего направления средств должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и на этой основе рост жизненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечиваются потреб-ности расширенного воспроизводства на макроуровне, осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социаль-ного развития отдельных регионов.

Введение

Данная дисциплина изучает теоретические вопросы, связанные с финансами, главные тенденции их развития, звенья финансовой системы, финансовую политику, управление финансами, финансовый контроль, бюджетное устройство, местные финансы.

Предметом изучения являются финансово-денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств предприятий, государства и других институтов.

Основой курса является знание такой дисциплины, как «Экономическая теория». Кроме того, данный предмет тесно связан с такими дисциплинами как «Экономика предприятия», «Статистика», «Банковское дело», «Страховое дело» и др.

1. Финансы. Финансовая политика. Финансовая система.

1.1. Возникновение финансов.

Их связь с государством. Развитие товарно-денежных отношений.

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. В докапиталистических формациях большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство в тот период было развито только в армии. Главными расходами рабовладельческих и феодальных государств были затраты на ведение войн, содержание двора монаха, государственного аппарата, строительство общественных сооружений. Главными доходами являлись поступления от государственного имущества, военная добыча, дань с покоренных народов, натуральные денежные сборы и повинности, пошлины и займы. С разложением феодализма и развитием капиталистического способа производства все большее значение стали приобретать денежные доходы и расходы государства, а доля натуральных сборов и повинностей резко сократилась.

На ранних стадиях развития государства не существует разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы, поскольку монархи распоряжались средствами страны как своей собственностью. С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха, возникают такие понятия как государственные финансы, государственный бюджет и госкредит. Государственные финансы послужили мощным рычагом для первоначального накопления капитала, происходившего в 16-18 вв. Из колониальных стран притекали огромные богатства, которые в любой момент могли быть использованы в качестве капитала. Государственные займы широко использовались в производственных целях для создания первых капиталистических предприятий. Основные средства капиталистических государств стали концентрироваться в государственном бюджете. 20 век характеризуется мощным развитием производственным сил, образованием монополистических объединений, слиянием государства с монополиями, расширением функции государства. Государства не только обеспечивало обороноспособность страны, но и стали участвовать в процессе производства, распределении и использовании общественного продукта. В структуре государственных расходов после Второй Мировой войны произошли существенные изменения. Они выразились в том, что несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию, удельный вес этих затрат по сравнению с концом 19 в. понизился и существенно увеличился удельный вес социальных расходов. Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику. Это выразилось в том, что возросли капитальные государственные вложения в электроэнергетику, угольную, газую и другие отрасли промышленности. Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов. В 20 в. особенно возросло значение прямых налогов, главным из которых является Подоходный налог. Налогом на доходы физических лиц облагается практически все самодеятельное население. Вторым крупным прямым налогом является Налог на прибыль предприятий. Однако, несмотря на повышение налогов, доходов все-таки не хватает на покрытие постоянно возрастающих расходов.

Бюджеты капиталистических стран в годы после Второй Мировой войны характеризуются крупными хроническими дефицитами. Они покрываются государственными займами, выпуск которых влечет рост государственного долга. После Второй Мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений, значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.

Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен. Рассматриваются содержание, функции, социально-экономическая сущность финансов, денежная система России, значение бюджета в развитии экономики и социальной сферы, современное состояние внебюджетного перераспределения финансовых ресурсов, а также финансы хозяйствующих субъектов и многое другое. Для студентов экономических вузов и колледжей, а также тех, кто самостоятельно изучает данный предмет.

ЛЕКЦИЯ № 2

Финансовая система

1. Общая характеристика финансовой системы

Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».

Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою особенность в каждом звене финансовой системы. Звено финансовой системы – это определенная сфера финансовых отношений, а финансовая система в целом является совокупностью различных сфер финансовых отношений. При этом образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система – это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Ведущим звеном финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию это главный централизованный фонд денежных средств государства, главное орудие перераспределения национального дохода. Через это звено финансовой системы перераспределяется до 40 % национального дохода страны.

Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90 % и более общей суммы его доходов (подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины).

Из государственного бюджета производятся и основные расходы: на военные цели, развитие экономики, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты.

Второе звено финансовой системы – местные (региональные) финансы, включающие местные бюджеты, финансы предприятий, принадлежащих муниципалитетам, и автономные местные фонды.

За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги в основном имущественные). В местных бюджетах по сравнению с государственным более высокая доля средств направляется на социальные цели. Местные бюджеты хронически дефицитны и получают необходимые им средства путем субсидий и кредитов из государственного бюджета и выпуска местных займов, гарантированных правительством.

Третье звено финансовой системы – внебюджетные специальные фонды. Средства этих фондов направляются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, при потере кормильца; пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице; на строительство и ремонт дорог и пр. Внебюджетные фонды – это Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости населения, Фонд социального страхования, Дорожный фонд, фонды финансового регулирования в различных отраслях, Фонд содействия конверсии военного производства и др.

Государственный кредит представляет собой кредитные отношения между государством и юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика средств. Увеличение внутреннего долга за последние годы связано с эмиссией банкнот для покрытия бюджетного дефицита и является мощным инфляционным фактором.

В страховой сфере в качестве звеньев выступают: социальное страхование, имущественное и личное страхование, страхование ответственности, страхование предпринимательских рисков.

Финансы предприятий различных форм собственности составляют основу финансов и подразделяются на три основных звена: финансы коммерческих предприятий, финансы некоммерческих предприятий, финансы общественных объединений. Здесь формируется основная часть финансовых ресурсов. Главным источником производственного и социального развития становится прибыль, которой предприятия распоряжаются по своему усмотрению.

2. Финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение воспроизводственного процесса – это покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы являются важнейшим денежным источником расширения производства.

Снижение их объема ограничивает возможности целенаправленного воздействия финансов на развитие экономики, влечет за собой сокращение масштабов инвестиций в производственную и социальную сферы, уменьшение фонда потребления в составе используемого национального дохода, несбалансированность натурально-вещественной и стоимостной структуры общественного производства, различного рода диспропорции.

В формировании финансовых ресурсов участвуют все элементы стоимости валового общественного продукта, но основным источником является национальный доход, причем главным образом та его часть, которая является чистым доходом.

Важным источником финансовых ресурсов могут быть доходы от внешнеэкономической деятельности, а также часть национального богатства, вовлекаемого в хозяйственный оборот (переходящие остатки бюджетных средств, обращаемые на покрытие расходов текущего года, резервные фонды страховых организаций, средства от продажи части золотого запаса страны, выручка от реализации излишнего имущества и т. д.).

Для формирования финансовых ресурсов используются также заемные и привлеченные средства.

На микроуровне формируются нецентрализованные финансовые ресурсы, используемые на затраты по расширению производства и удовлетворению социально-культурных запросов работающих.

Они направляются на капитальные вложения, увеличение оборотных средств, финансирование научно-технических достижений, проведение природоохранных мероприятий, обеспечение потребностей социального характера.

Потребности общественного производства на макроуровне обеспечиваются за счет централизованных финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, средства которых направляются на развитие народного хозяйства, финансирование социально-культурных мероприятий, обеспечение нужд обороны и управления.

Главные пути решения проблемы изыскания финансовых ресурсов связаны, во-первых, с реализацией принятой программы стабилизации экономики и перехода к рынку, а во-вторых, с осуществлением специально разработанных мер по финансовому оздоровлению экономики и перестройке системы финансовых отношений в стране.

Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.

Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.

Кредитование – это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.

Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.

На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.

В условиях перехода к рынку возрастает роль финансовых резервов. Они незаменимы при возникновении огромных потерь или непредвиденных обстоятельствах.

Они могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством.

3. Финансовый механизм

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается с помощью ее регулирования, т. е. изменения темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки производства в соответствии с изменившимися потребностями общества.

В условиях рынка регулирование экономики достигается путем перераспределения финансовых ресурсов.

Регулирование экономики происходит прежде всего посредством саморегулирования, которое обеспечивается функционированием рынка, в том числе финансового. Благодаря ему создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру общественного производства оказывает государственное вмешательство в экономику, его необходимость обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества – обеспечением крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений экономического развития, расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры и пр.

Государство вмешивается в экономику посредством использования законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития.

С помощью государственных инвестиций, налоговой политики, деятельности различных государственных структур складывается конкретный механизм влияния на экономику.

Регулирующие возможности финансов предприятий используют в основном для внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, регулирующие возможности государственного бюджета – для регулирования отраслевых и территориальных пропорций.

В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно растет значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства.

В перспективе страхование должно возмещать потери от неудавшихся научно-технических разработок и недополученную прибыль от простоев вследствие забастовок, политических волнений и др.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие в основном государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Следует заметить, что саморегулирование происходит при предоставлении дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формировании и использовании территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.

Чтобы вывести экономику из кризисного состояния, обеспечить надежными и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые стимулы, при помощи которых можно влиять на материальные интересы субъектов хозяйствования.

Финансовое стимулирование является одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций. В составе финансовых стимулов можно выделить:

1) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов:

а) финансирование технического перевооружения;

б) финансирование затрат, связанных с воспроизводством рабочей силы, профессиональной подготовкой кадров, повышением их квалификации, переориентацией работающих на новые виды производств;

в) последовательная реализация программ, направленных на обеспечение сдвигов в отраслевой и территориальных структурах общественного производства, совершенствование хозяйственных пропорций в соответствии с современными потребностями;

2) поощрительные фонды (материального и социального развития);

3) бюджетные методы интенсификации производства;

4) специальные финансовые льготы и санкции.

Малорезультативны сегодня финансовые санкции. Они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особенно санкции за невыполнение договоров о поставке продукции.

Чтобы финансовые санкции стали реальными и эффективными, необходимо значительное усиление материальной ответственности за невыполнение взаимных обязательств.

Непременным пунктом любого договора должна стать фиксация необходимости определения размера упущенной выгоды в случае нарушений правил поставки продукции.

Для реализации финансовой политики, успешного ее проведения используется финансовый механизм.

Он представляет собой совокупность способов организации финансовых отношений, применяемых в целях создания благоприятных условий для экономического и социального развития.

Финансовый механизм состоит из видов, форм и методов организации финансовых отношений, способов их количественного определения.

Финансовый механизм подразделяется на финансовый механизм предприятий и хозяйственных организаций, страховой механизм, а также механизм функционирования государственных финансов.

Эта классификация учитывает особенности отдельных подразделений общественного хозяйства и выделения сфер и звеньев финансовых отношений.

Тема 1: Сущность и функции финансов предприятий.

1. Сущность финансов предприятий.

2. Функции финансов предприятий.

3. Основы организации финансов предприятий.

4. Особенности финансов предприятий различных форм хозяйствования.

1. Сущность финансов предприятий.

Наука о финансах предприятий – часть науки о финансах государства.

Финансы предприятий – экономическая категория, для неё характерны черты, присущие категориям финансов в целом – это стоимостная, денежная, распределительная категория. Она связанна с фондированием финансовых ресурсов, действует в общественном воспроизводстве как объективно сложившаяся часть производственных отношений. Существование финансов предприятий обусловлено дифференциацией общественно полезной деятельности, появлением товарно-денежных отношений, действием закона стоимости. Как категория финансы предприятий важный элемент базисных отношений в воспроизводственном процессе; они обслуживают производство, распределение, обмен и потребление.

Финансовые ресурсы – денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении субъекта хозяйствования и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, осуществлению затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию.

Источником формирования финансовых ресурсов на общегосударственном уровне является национальный доход, а на уровне субъекта хозяйствования – валовой доход и амортизация как часть национального богатства, используемая на инвестиции.

Валовой доход включает заработную плату, прибыль, косвенные налоги, отчисления по социальному страхованию.

Чистый доход это прибыль, косвенные налоги, отчисления по социальному страхованию. На уровне предприятий финансовые ресурсы используются в фондовой и не фондовой форме.

Финансовые ресурсы подразделяются:

Название Источники ресурсов
I. Собственные средства
- Амортизация - Прибыль от операционной деятельности - Выручка - Выручка от операционной деятельности
- Прибыль от инвестиционной деятельности - Доход от инвестиционной деятельности
- Прибыль от финансовой деятельности - Доход от финансовой деятельности
- Резервный фонд - Прибыль
- Ремонтный фонд - Себестоимость
- Страховые резервы - Себестоимость или прибыль
II. Заемные средства
- Кредиты банка - Ресурсы кредиторов
- Бюджетные кредиты
- Коммерческий кредит
- Кредиторская задолженность постоянная в обороте
III. Привлечённые средства
- Средства долевого участия - Средства соответствующих инвесторов
- Страховые возмещения
IV. Ассигнования
- Ассигнования из бюджета - Бюджет

На базе финансовых ресурсов на предприятии могут создаваться следующие фонды денежных средств:

1)Фонды собственных средств:

а) уставный капитал;

b) Добавочный капитал (эмиссионный доход, доход от переоценки);

c) Резервный капитал;

d) Инвестиционный фонд;

e) Валютный фонд;

f) Прочие.

2) Фонды заёмных средств:

a) Банковские кредиты;

b) Коммерческие кредиты;

c) Факторинг;

d) Лизинг;

e) Кредиторы;

f) Прочие.

3) Фонды привлечённых средств:

a) Фонды потребления;

b) Расчёты по дивидендам;

c) Доходы будущих периодов;

d) Резервы предстоящих расходов и платежей

4) Оперативные денежные фонды:

a) Для выплаты зарплаты;

b) Для выплаты дивидендов;

c) Для платежей в бюджет;

d) Прочие.

На предприятиях возникают определенные финансовые отношения. Они могут быть внутренними, которые возникают внутри предприятия и внешними, которые возникают по отношению к другим предприятиям и финансово-кредитной системе.

К таким отношениям относятся:

1) отношения, связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием целевых фондов – уставного, фонда развития, фонда поощрения и др. Одни из них используются для производственного развития, другие – для потребления;

2) отношения, связанные с работниками предприятия при распределении доходов, выпуске и размещении акций и облигаций, взыскании штрафов и возмещений за причиненный ущерб;

3) отношения, складывающиеся у предприятий со страховыми организациями по операциям страхования и выплат страхового возмещения;

4) отношения, образующиеся у предприятий с банками по поводу хранения денег, получения и уплаты ссуд, уплате процентов за кредит, а также по поводу оказания банковских услуг – факторинг, лизинг, траст и др..;

5) отношения, возникающие у предприятий с государством по поводу образования и использования бюджетных и внебюджетных фондов;

6) отношения, складывающиеся у предприятий с их вышестоящими управленческими структурами;

7) финансовые отношения предприятия с фондовым рынком по операциям с ценными бумагами;

8) отношения с инвесторами в ходе размещения инвестиций и т. д.

Таким образом: финансы предприятий – это денежные отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов на выполнение обязательств перед финансово-банковской системой, финансированию затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и стимулированию работников.

Роль финансов предприятий заключается в следующем:

1) обеспечивается формирование денежных фондов, необходимых для деятельности предприятия в зависимости от формы собственности;

2) финансы предприятий влияют на функционирование всех имеющихся фондов;

3) финансы предприятий влияют на распределение прибыли в те фонды, которые необходимы;

4) финансы предприятий необходимо использовать как инструмент контроля для точного использования того или иного фонда.

2. Функции финансов предприятий.

Основными функциями финансов предприятий являются:

1) Обеспечивающая,

2) Распределительная,

3) Контрольная.

Благодаря обеспечивающей функции – предприятие полностью обеспечивает себя собственными денежными средствами. Временная потребность обеспечивается за счёт кредитов и других источников. Оптимизация источников денежных средств – главная задача финансовой службы предприятия. Нельзя допустить недостатка денежных средств, так как в этом случае предприятие будет испытывать финансовые трудности, и излишка – в этом случае понижается эффективность использования средств.

Распределительная функция тесно связана с обеспечивающей функцией. Её роль заключается в первичном распределении совокупного общественного продукта, созданного в промышленном производстве. Это значит, что предприятия образуют фонды денежных средств за счет выручки от реализации продукции и оказания услуг, направляя их на возмещение израсходованных средств производства, выдачу зарплаты и формирования чистого дохода. Затем происходит дальнейшее перераспределение финансовых ресурсов – удержание налогов, выплаты во внебюджетные фонды, создание фондов предприятия.

Контрольная функция финансов возникает на основе распределительной функции, становясь её продолжением и развитием.

Объективной основой контрольной функции являются стоимостной учет затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ/, оказание услуг, формирование доходов и денежных фондов предприятия и их использование.

Любой распределительный акт одновременно и контрольный, т.е. осуществляя распределительный процесс, финансы автоматически выполняют и контрольную функцию.

С помощью финансов обеспечивается постоянный контроль выполнения планов выпуска продукции, прибыли, валютной выручки, ростом производительности труда, улучшением использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов.

Контрольная функция финансов заключается в финансовом контроле, который применяется на всех стадиях кругооборота средств. Поэтому контрольная функция вместе с распределительной содействует повышению эффективности производства.

Контрольная функция связанна с использованием санкций, а также различных финансовых показателей – ликвидность, рентабельность и др.

2. Организация финансов предприятий.

Под организацией финансов предприятий понимается – состав (перечень) денежных фондов предприятий, порядок их формирования и использования, соотношения между различными фондами предприятия, взаимоотношения предприятия с финансово-кредитной системой.

Конкурентоспособность и платёжеспособность субъекта определяется, прежде всего, рациональной организацией финансов. Рыночная экономика привела не только к усилению роли финансов в функционировании предприятия, она определила для них новое место в системе хозяйствования. Большинство рыночных регуляторов относятся к элементам финансового механизма, т.е. входит в состав финансов.

Состояние финансовых отношений определяется состоянием его производственно-хозяйственных характеристик. Но в тоже время правильная организация финансов является главным фактором успешной производственной деятельности предприятия.

В современных экономических теориях бизнес – это система движения капиталов.

Рациональное размещение средств, эффективное их использование и поиск длительных источников для финансирования – главная задача организации финансов предприятия. Финансы – это кровеносная система бизнеса. С движения денег начинается и заканчивается кругооборот средств.

Финансовая деятельность предприятия включает:

1) Планирование и прогнозирование финансовых ресурсов предприятия (рассмотрение и принятие бюджета по доходам и расходам на определённый период);