Идея картины девочка с персиками. Предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета. Багетные рамы для картин

В 1887 году художник Валентин Серов написал свою знаменитую картину "Девочка с персиками". Расскажем о ней, о истории её создания, о месте, времени и судьбах тех людей, которые так или иначе с ней связаны. Укажем также на любопытные моменты и мелкие неточности, которые имеются в этом художественном произведении. Надеемся, выдающийся живописец и график В. Серов нас за это простит.

Итак, начать, наверное, нужно с места и времени. Картина была написана чуть менее чем за 2 месяца - в период с августа, по конец сентября 1887 года. Место действия - усадьба купца Мамонтова в Подмосковье (недалеко от Сергиева Посада).

Поместье Саввы Ивановича Мамонтова в те годы заслуженно носило неофициальное звание культурного центра Российской Империи. Здесь останавливались, гостили и жили такие известные художники, писатели, как Тургенев, Репин, Врубель, Левитан и многие другие. Здесь же художники рисовали, часто детей хозяина дома, которых у него было аж пятеро. Главную героиню "Девочки с персиками" - Веру Мамонтову рисовали несколько раз. Помимо Серова, чуть позже Веру изобразил Васнецов на картине "Девушка с кленовой веткой". Позаимствовали её образ художники и для создания других картин, эскизов и иллюстраций.
На момент написания "Девочки с персиками" Серову было 22 года и он только что вернулся из Италии, где вдохновлялся работами известных итальянских мастеров. Как-то он застал чрезмерно активную, непоседливую, 11 летнюю Веру в столовой комнате, которая на секунду остановилась, чтобы взять со стола персик. То, что девочка только что бегала, отчётливо заметно на картине по румянцу, которой присутствует на её щеках и на мочке уха, а так же по некоторой растрёпанности в одежде и причёске. Серов был очарован этой застывшей на мгновение детской непосредственностью и попросил девочку ему позировать - так и выглядит предыстория создания этой картины.

Нужно сказать, что все предметы и обстановка в столовой комнате не вымышленные и соответствует тому, что в действительности находилось там на тот момент. Тарелка на стене, игрушка-гренадер за плечом Веры(расписывал её также Серов), стулья, до сих пор сохранились. Усадьба Мамонтовых сегодня входит в комплекс музея-заповедника и все эти предметы находятся в нём.

Неужели в этой замечательной картине, которая как магнит удерживает взгляд, имеются какие-то неточности? На что вообще, рассматривая её, следует обратить внимание?

Первое, это лицо девочки. Нужно отдать должное Серову - ему прекрасно удалось передать её настроение и желания. Девочка вопросительно смотрит, и очевидно, что ждёт когда её отпустят. Ей сложно усидеть на месте и не терпится поскорее пойти играть со своими братьями и сёстрами. Вместе с тем, если не знать, что изображена 11 летняя девочка, то в определении возраста у непосвящённого человека могут возникнуть серьёзные проблемы.

Черты лица девочки не дают точного ответа на вопрос о её возрасте - это может быть и 10 и 18 лет и даже старше. Густые брови только подталкивают к мнению о том, что это скорее не ребёнок, а взрослый человек. Возраст можно было бы определить косвенно, основываясь на сравнение предметов мебели в комнате с ростом девочки, однако и это сравнение говорит не в пользу того, что девочке всего-то 11 лет. Локти Веры расположены довольно таки высоко над уровнем стола, а спинки стульев находится на таком уровне, на котором они бы находились, если бы за этими стульями сидели взрослые люди.

Скорее всего, в какой-то момент Серов понял, что девочка у него не получается на свои годы, и решил эту маленькую оплошность исправить, надев на Веру несуразный розовый балахон с огромным бантом, одеть который взрослому человеку было бы как-то несерьёзно. Кроме того, что курточка существенно омолодила главную героиню картины, есть в ней и ещё одно преимущество - она служит дополнительным источником света и очень удачно вписывается в популярный стиль написания картин того времени - с бликами, отблесками, игрой света и тени. Так что в целом, можно сказать, что Серов здесь очень ловко и умело выбрался из непростой для себя ситуации.

Второй момент, на который следует обратите внимание - это стол. Плоскость столешницы у Серова не параллельна полу и заваливается к низу картины. Есть ощущение, что персики вот-вот по нему покатятся к нам в руки. Не исключено, что злую шутку здесь с живописцем сыграла смена поры года. Солнце осенью становилось всё ниже, освещение и тени на столе постоянно менялись, что вводило художника в заблуждение. В итоге, не только стол, но и вся геометрия пространства на картине выглядит легко искажённой.

Ну и заключительный момент, который мог бы вызвать недоумение, однако объяснение на него имеется и вполне состоятельное: откуда в Подмосковье, в конце 19 века, взялись персики в разгар осени? (о том, что это осень догадаться не трудно - на столе лежат жёлтые листья, а за окном виднеется осенняя желтизна). Всё дело в том, что в поместье Мамонтовых была оранжерея, где успешно выращивались и плодоносили(как видно), персиковые деревья. Единственно, что здесь не ясно - когда был собран урожай? Скорее всего не осенью, а летом, на момент начала написания картины. Осенние листья Серов добавил, подстраиваясь уже под пору года.

Судьба главной героини картины, к сожалению, сложилась печально. По свидетельствам, Вера Саввишна Мамонтова была жизнерадостным и светлым человеком, однако Господь отмерил её всего 32 года жизни. Пневмония в те времена не щадила никого и часто не оставляла людям никаких шансов. Осиротевшими остались её трое детей.

Картина Вал.А. Серова. Создана в 1887 г., находится в Третьяковской галерее. Размеры 91 × 85 см. На портрете изображена Вера Мамонтова, двенадцатилетняя дочь купца* и известного мецената С.И. Мамонтова. Серов написал картину в имении Мамонтова… … Лингвострановедческий словарь

I Серов Александр Николаевич , русский композитор, музыкальный критик. Родился в семье чиновника. В 1835 1840 обучался в Училище правоведения, где сблизился с В. В. Стасовым. В 1840 1868… … Большая советская энциклопедия

- (1865 1911), русский живописец. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880 85) у П. П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897 1909); среди учеников П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С.… … Художественная энциклопедия

- (Мамонтовский кружок), неформальное объединение русской творческой интеллигенции (художников, музыкантов, театральных деятелей, учёных). Действовал в 1870 90 х гг. в Абрамцево– усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова. В. А. Серов.… … Художественная энциклопедия

- (1865 1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Член Товарищества передвижных художественных выставок, «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка … Энциклопедический словарь

Валентин Серов Автопортрет Дата рождения … Википедия

Серов, Валентин Александрович - В.А. Серов. Девочка с персиками. 1887. Третьяковская галерея. СЕРОВ Валентин Александрович (1865 1911), живописец и график. Сын А.Н. Серова. Передвижник. Член Мира искусства. Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита (смотри Пленэр)… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Серов Вал. Ал-др. - СЕРОВ Вал. Ал др. (1865 1911) живописец, график. Сын композитора А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина, в Петерб. АХ у П. П. Чистякова (1880 85). Много путешествовал по Зап. Европе. В творчестве С. удачно соединилось демократич. начало… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

1. СЕРОВ Александр Николаевич (1820 71), композитор и музыкальный критик. Оп. Юдифь (1862), Рогнеда (1865), Вражья сила (1871; завершена женой В. С. Серовой и Н. Ф. Соловьёвым). Один из основоположников русской музыкальной критики. Яркую… … Русская история

Валентин Серов Автопортрет Дата рождения: 1865 Дата смерти: 1911 Национальность: русский … Википедия

Книги

  • , Т. В. Иовлева. Блокнот для записей входит в серию "Eco Notebook" - эко-проект издательства "Фолио" . В издании блокнота использована белая бумага. Листы не разлинованы, издание дополнено атласным ляссе…
  • Валентин Серов. Девочка с персиками. Блокнот , Т В. Иовлева. Блокнот для записей входит в серию "Eco Notebook" - эко-проект издательства "Фолио" . В издании блокнота использована экологичная крафт-бумага - продукт вторичной переработки сырья. Листы не…

Картину классика мировой живописи Валентина Серова «Девочка с персиками», кажется, знают все, даже люди, которые не интересуются искусством. Свой самый знаменитый шедевр художник написал, когда ему было всего 22 года. Валентин Серов не раз говорил, что «Девочка с персиками» - лучшая его картина «Все, чего я добивался – это – свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах». Мы составили подборку фактов о «Девочке с персиками».

10 интересных фактов о «Девочке с персиками»

1. На картине Валентин Серов изобразил 11-летнюю Веру Мамонтову – дочь русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова. В усадьбе их семьи в Абрамцево художник часто гостил. Впервые с Мамонтовыми он познакомился, когда был еще ребенком. Тошу, как Серова звали в детстве, мать (композитор Валентина Семеновна Серова) привезла в Абрамцево в 10-летнем возрасте. Веру Мамонтову Валентин знал с младенчества.

Усадьба в Абрамцево была центром культурной жизни – здесь часто гостили Тургенев, Врубель, Репин. Серов был учеником Ильи Репина. Летом они не раз приезжали работать в Абрамцево. Учитель и ученик как-то устроили соревнование – кто лучше нарисует Савву Мамонтова, который им согласился позировать. Меценат отметил, что у Серова вышло «Лучше, жизненнее, острее». Несколько обескураженный Репин ответил, что не зря он с ним занимается и посоветовал Валентину поставить подпись.

2 . Веру Серов написал в просторной столовой, одной из анфиладных комнат усадьбы. Художник здесь часто работал. Вера была страшной непоседой. В августе 1877 года, во время очередного приезда Серова в Абрамцево, девочка забежала с улицы и, схватив персик, присела за стол. Так эта сцена впечатлила Валентина, что он попросил девочку ему позировать. Вера терпеливо почти каждый день больше месяца позировала художнику. После Серов говорил: «Писал я больше месяца и измучил её, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, - вот как у старых мастеров». Художник работал с упоением и безжалостно по отношению к себе, если ему не нравилось, как получается, он счищал краску и начинал заново.

Валентин Серов, «Девочка с персиками», 1887

3. Картина «Девочка с персиками» наполнена светом и воздухом. То, что Вера одета в простую блузку с бантом, а не наряжена специально для картины, подчеркивает спонтанность момента. Розовая блузка – чуть ли не самое яркое пятно в картине, кажется, что свет идет не только от окна, но и от самой девочки.

4. Персики, которые изобразил художник, выращены в оранжерее Мамонтова. Деревья для нее семья купила в 1871 году.

5. За правым плечом Веры на тумбе стоит игрушечный деревянный солдат. Фигурку раскрашивал Серов. Кстати, в усадьбе-музее в Абрамцево игрушка стоит и сейчас на том же самом месте.

6. Картину Валентин Серов подарил матери Веры – Елизавете Мамонтовой ко дню ее рождения. Портрет Верочки ей очень понравился, и это было самой большой наградой для живописца. Долгое время картина висела в той же комнате, где и была создана.

7 . Работа «Девочка с персиками» участвовала в конкурсе Московского общества любителей художеств. Всего в конкурсе было 32 работы молодых художников. За портрет Веры Мамонтовой Серов получил первую в размере 200 рублей.

8 . Известный меценат и коллекционер Павел Третьяков увидел «Девочку с персиками» в доме у Мамонтовых и хотел приобрести картину. Но владельцы не собирались с ней расставаться. Тогда для своей галереи Третьяков купил за 300 рублей «Девушку, освещенную солнцем» Серова (портрет Маши Симанович).

9. Веру Мамонтову писали не только Серов. В своих картинах ее запечатлел Виктор Васнецов в картинах «Девушка с кленовой веткой» и «Боярышня».

Виктор Васнецов «Девушка с кленовой веткой», 1896

10 . К сожалению, дальнейшая судьба Веры Мамонтовой печальна. Она вышла замуж за предводителя московского дворянства, министра по делам церкви Александра Самарина. Брак был счастливым. Вера родила троих детей. Но неожиданно в 32 года ее жизнь оборвалась. Она заболела пневмонией и умерла в 1907 году. Похоронена в Абрамцево около церкви Спаса Нерукотворного. Муж Веры больше не женился, в ее честь он построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево.

11 . В Третьяковскую галерею картина «Девочка с персиками» (холст, масло 91х85) попала в 1929 году, ее купили у А. С. Мамонтовой. В музее-усадьбе в Абрамцево висит копия работы Валентина Серова.

СПРАВКА

Валентин Серов – русский живописец и график. Родился 19 января 1865 года в Санкт-Петербурге в семье композиторов Александра и Валентины Серовых. В 1874 году начал брать уроки живописи у Ильи Репина в Париже. В 1880 году поступил в Академию художеств, ездил продолжать учебу в Австрию и Италию. В 1894 году стал членом Товарищества передвижников.

Валентин Серов, «Автопортрет», 1880-е

Серов известен не только как прекрасный живописец и портретист, но и как театральный художник. Он создавал декорации и костюмы к «Русским сезонам» Сергея Дягилева (в частности сделал эскизы занавеса к балету «Шехерезада»), выполнил знаменитую афишу с балериной Анной Павловой. В 1908 году Серов был избран действительным членом венского Сецессиона.

Рисунок Валентина Серова для афиши с Анной Павловой в балете «Сильфида»

Художник был женат на Ольге Трубниковой. У них родились шесть детей – две дочери и четыре сына. Валентин Серов умер в 1911 от сердечного приступа в возрасте 46 лет.

В материале использованы данные из книги Аркадия Кудря «Валентин Серов» из серии «Жизнь замечательных людей».

Открываю новости, читаю: Толпы желающих попасть на выставку Серова выломали дверь в здании Третьяковской галереи на Крымском валу .

Ну, ничего не меняется! Вот висит себе "Девочка с персиками" всю жизнь в Третьяковской галерее, никому не надо, а как разреклаировали - так толпа, будто к поясу Богородицы в Храм Христа Спасителя, хотя часть того же пояса постоянно хранится еще и в Храме Ильи Обыденного в трех минутах пешком от ХХС.

Я прекрасно понимаю, что на выставке Серова, кроме "Девочки с персиками" еще выставлены полотна, но уверен, что 80% из тех, кто стоит в очереди вряд ли назовут еще хотя бы 3-5 других картин. Да и в Абрамцево (), где картина писалась и где можно эту комнату увидеть до сих пор, нет особого ажиотажа.

При этом на картине "Девочка с персиками" есть один секрет.

19 января 2016 года исполнилось уже 151 лет со дня Рождения великого русского художника Валентина Серова, мастера портрета, художника, писавшего Абрамцево и Венецию, но прославившегося, прежде всего, своей проходной картиной 1887 года "Девочка с персиками", портрет 11-летней Веры Мамонтовой в обстановке семейной усадьбы в Абрамцеве.

Полотно из Третьяковской галереи-то все знают, досконально во всех аннотациях описаны и предметы интерьера, и одежда, и пейзаж, но почему-то почти нигде не пишут, про удивительную шутку на этой картине. Видите в нижнем левом углу мутное сине-фиолетовое пятно? Ради него стоит даже сходить посмотреть на оригинал.

Пока Серов работал над картиной, какой-то его знакомый шутник подрисовал таракана (или жука) на холсте:

Конечно, Серов поморщился и таракана закрасил, но тот все равно упорно проступил, на небольших репродукциях не видно, только в оригинале или только в большом разрешении.

А жизнь изображенной Веры Мамонтово была счастливой, но, увы, недолгой, она едва пережила 30 лет.

Веру Мамонтову в 20 лет изобразил Виктор Васнецов:


"Девушка с кленовой веткой" (1896 г.)

В 1903 году Вера Мамонтова вышла замуж за камер-юнкера Двора Его Императорского Величества Александра Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода.

В браке родилось трое детей, однако уже в 1907 г. Вера слегла с тяжелой пневмонией и скоропостижно скончалась.


Валентин Серов. Девочка с персиками.
1887. Холст, масло. 91 × 85 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия. Викисклад

Кликабельно - 1300px × 1473px

Иногда лучше не знать историю жизни прототипов персонажей известных произведений. Девочка с персиками в реальности прожила всего 32 года (умерла от пневмонии), ее муж больше не женился, остались трое детей. Будущее в глазах героини картины Валентина Серова не считывается. По ней даже не видно, что она дочь богатого промышленника.

1 девочка. Озорной характер Веры Мамонтовой читается и в ее лукавом взгляде, и в складке губ — того и гляди рассмеется. Растрепанные волосы, румянец во все лицо, пылающая мочка уха указывают на то, что она только что носилась по двору. А через минуту вскочит и побежит дальше. Тем не менее это был ее первый опыт продолжительного позирования. Искусствовед Элеонора Пастон говорит: «Считается, что ее внешние черты Врубель придал «Снегурочке», «Египтянке», Тамаре на иллюстрациях к «Демону». Веру Саввишну со временем прозвали «абрамцевской богиней». Ее портреты также писал Васнецов («Девушка с кленовой веткой», «Боярышня»).

2 блузка . На Вере повседневная одежда, хоть и украшенная ярким бантом. Просторная блуза кажется несколько мешковатой и слишком детской для 11-летней девочки. То, что она не переодевается специально для позирования, подчеркивает спонтанность ситуации и простоту отношений. Розовая блузка становится самым ярким и праздничным акцентом картины, и создается впечатление, что свет исходит не только из окна, но и от героини.

3 комната . Место действия — столовая Мамонтовых в усадьбе Абрамцево, одна из анфиладных комнат.

4 стол. За большим раздвижным столом всегда собиралось много народу — члены семьи и друзья. Элеонора Пастон рассказывает, что Серов часто работал здесь.

5 персики выращены в оранжерее Мамонтовых. Деревья для нее семья купила в имениях Артемово и Жилкино в 1871 году. Выращивал персики артемовский садовник, которого Мамонтовы пригласили к себе после того, как он продал им деревья.

6 кленовые листья. Серов заканчивал работу над портретом в сентябре. Желтеющая листва за окном и на столе — свидетельство долгого терпения девочки. Кроме того, осенние кленовые листья рядом с летними персиками будто напоминают: жизнь быстротечна, и надо радоваться, пока ты юн и светит солнце.

7 гренадер. Игрушечный деревянный солдат в левом углу — изделие сергиево-посадских кустарей. По словам заместителя директора по науке музея-заповедника «Абрамцево» Елены Митрофановой, Мамонтовы купили игрушку в Троице-Сергиевой лавре в 1884 году. Фигурка была некрашеная, расписывал ее Серов. В Абрамцевском музее есть даже выполненный художником эскиз росписи. Гренадер до сих пор стоит на тумбочке в том же самом углу.

8 красная гостиная. Соседняя комната, часть которой видна слева, — так называемая Красная гостиная, где собирались писатели и художники, друзья Мамонтовых. Там они читали по ролям произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, музицировали, дискутировали.

9 стулья. Добротные стулья из красного дерева достались Мамонтовым от Аксаковых вместе с традицией художественных посиделок. Те два, что стоят у окна, — со спинками в виде лиры — были очень модными в начале XIX века, а в конце его уже превратились в антиквариат. В Красной гостиной виден стул в стиле жакоб. Подобная мебель строгих прямых очертаний, с вставками из золоченой латуни, появилась в России еще при Екатерине II. В Абрамцеве сохранились и стулья-лиры, и жакоб, который по-прежнему стоит в Красной гостиной.

10 окна столовой , как и терраса, примыкающая к Красной гостиной, выходит в Абрамцевский парк, на аллею, названную Гоголевской в честь писателя, любившего здесь гулять. Видно, что оконные рамы далеко не новые, краска на них кое-где облупилась. Это добавляет картине естественности и ощущения того уюта, которое можно испытывать только в «родных стенах».

11 тарелка. Савва Мамонтов увлекался прикладным искусством. В 1889 году он даже открыл при усадьбе гончарную мастерскую, в которой создавались изделия из керамики в технике майолика. В частности, этим занимался Врубель. Судьба тарелки, изображенной Серовым за два года до открытия мастерской, неизвестна, но она настолько гармонично вписана в интерьер, что позже на той же стенке появилась другая майоликовая тарелка, уже из мастерской Мамонтовых. Она и сейчас висит в столовой на этом месте.

Августовским днем 1887 года 11-летняя Вера Мамонтова, отвлекшись от уличных игр, вбежала в дом и присела за стол, схватив персик. Ее жизнерадостный вид так впечатлил Валентина Серова, что он предложил девочке позировать. Художник знал модель с младенчества. Он часто бывал и даже подолгу жил в имении Мамонтовых Абрамцево, которое те купили у дочери писателя Сергея Аксакова в 1870 году. Еще при Аксаковых усадьба была центром русской культурной жизни. При Мамонтовых традиции продолжились. Здесь гостили Тургенев, Репин, Врубель, Антокольский... Абрамцево было и «домом творчества», и местом, где в атмосфере домашнего уюта собирались друзья.

Впервые Серова привезла в Абрамцево мать-композитор в 1875 году. Он рос вместе со старшими детьми Мамонтовых, постоянно терпя их проказы. Младшая Вера тоже подшучивала над юным Серовым. Все изменилось в 1887 году, когда 22-летний художник вернулся из Италии, вдохновленный солнечными пейзажами и шедеврами Ренессанса. Тогда у Серова, по его воспоминаниям, был дурман в голове и желание «писать только отрадное». Еще недавно художник был невольным участником Вериных игр, а теперь та, которую до сих пор никто не мог заставить усидеть на месте, часами позировала ему каждый день почти два месяца. Со стороны девочки это была дань по-родственному близким отношениям. А картина явилась «своеобразной благодарностью Серова теплу и уюту дома Мамонтовых, ставших для художника второй семьей», — считает доктор искусствоведения, старший научный сотрудник Третьяковской галереи Элеонора Пастон.

«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов… К таким… надо отнести и тот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом»... он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи», — писал о картине художник Игорь Грабарь.

Валентин Серов подарил картину матери Веры, Елизавете Мамонтовой, и долгое время портрет находился в Абрамцеве, в той же комнате, где был написан. Теперь там висит копия, а оригинал выставлен в Третьяковской галерее.

Модель

Изображённая на картине Вера Саввишна Мамонтова (20 октября 1875 — 27 декабря 1907) — дочь Саввы Ивановича Мамонтова и его жены Елизаветы Григорьевны.

В 1896 году (когда Вере шёл 21 год) Виктор Михайлович Васнецов написал ещё один её портрет — «Девушка с кленовой веткой». Кроме этого, Серов написал ещё несколько портретов Прасковьи Мамонтовой — двоюродной сестры Веры Мамонтовой.

Васнецов В. М. Девушка с кленовой веткой (Портрет Веры Саввишны Мамонтовой)
1896 год. Викисклад

В ноябре 1903 года в Москве вышла замуж за А. Д. Самарина. После свадебного путешествия в Италию молодые поселились в своём доме в городе Богородске. В браке родились трое детей:

* сын Юрий (1904—1965) — филолог, подозревался в сотрудничестве с ОГПУ во времена репрессий. Этот факт в значительной мере подтверждается в автобиографической книге Алексея Арцыбушева «Милосердия двери»;

* дочь Елизавета, в замужестве Чернышёва (1905—1985) — автор мемуаров;

* сын Сергей (1907—1913).

Через пять лет после свадьбы, в конце декабря 1907 года в возрасте 32 лет заболела пневмонией и через три дня умерла. Похоронена в Абрамцеве около церкви Спаса Нерукотворного.

Художник
Валентин Александрович Серов

Автопортрет. 1901
Викисклад

1865 — Родился в Петербурге.
1874 — Начал брать уроки живописи у Репина в Париже.
1880 — Поступил в Академию художеств.
1887 — Ездил в Вену и Италию. Написал «Девочку с персиками».
1894 — Стал членом Товарищества передвижников.
1900 — Вступил в объединение «Мир искусства».
1903 — Избран действительным членом Академии художеств.
1905 — Вышел из состава Академии в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января, обвинив в его организации президента Академии (и одновременно командующего войсками Петербургского военного округа).
1908 — Избран действительным членом венского Сецессиона.
1911 — Умер в Москве от сердечного приступа.