Сергей есенин судьба поэта. Сергей есенин. жизнь и судьба. Его забирали на Лубянку - и отпускали: не за что было ухватиться. Он напоминал властям, что инакомыслие не расходится с законом, а значит, не должно быть наказуемо. Жена Вольпина Виктория вспомина

Рейтинг: / 0
Просмотров: 4198

Александр Херсонов

«Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»

Рассказ астролога о жизни и судьбе Сергея Есенина

Константиново–Спас-Клепики–Москва
1895–1913

В 1909 году Сергей Есенин закончил в Константиново начальную школу и высказал желание продолжить учёбу дальше, для чего поступил во «второклассную учительскую школу», что располагалась в небольшом рязанском городке Спас-Клепики. Однажды в школу явился с ревизией епархиальный наблюдатель Рудинский, которому кто-то указал на Есенина как на поэта. Рудинский ознакомился со стихами юноши, стихи ему понравились, после чего он сверх меры расхвалил стихотворца. Вероятно, это и была первая «общественная» оценка творчества будущей знаменитости. Школьный наставник Есенина по фамилии Хитров внимательно следил за творчеством юноши, и после окончания учительской школы посоветовал Сергею «поселиться в Москве или в Питере и там заниматься литературой».
Весной 1912 года Есенин «без гроша в кармане» приехал в Москву и сразу же направился к председателю кружка писателей С. Н. Кошкареву-Заревому «искать свой путь в литературу». Есенина, как молодого сельского грамотея, устроили на работу «подчитчиком», то есть помощником корректора в типографию Сытина.
Легко ли жилось одарённому сельскому юноше в холодной и неприютной Москве? Конечно же, первые два года московской жизни дались поэту тяжело. На это, помимо понятных причин, была и причина особая. Есенина одолела тяжесть особого рода. Начальные годы проживания в Москве оказались для религиозного подростка судьбоносными, ибо усугубились духовным кризисом, тяжёлым душевным разладом, отчуждённостью от родных и друзей, горьким одиночеством, мучительными раздумьями над жизнью. И ощущением того, что ему пришлось столкнулся с «враждебностью всего мира».
Что ж, если это так, то вполне понятной становится «вспышка атеизма», произошедшая в Сергее Есенине в те годы, когда он «вступил в споры против религии» и, не обращая внимание на ругань родных, снял с себя крест.
Заметим, это было первое «ворчание» будущей «грозы» судьбы Есенина, которая, как оказалось, в течение жизни набирала силу, копила разрушительную энергию, которая в 1925 году прорвалась трагедией, добровольным уходом поэта из жизни. И понять причины «ухода» Есенина окажется затруднительно, если не иметь в виду то обстоятельство, что в первые «московские годы» у Есенина произошел срыв психики и эти «срывы» были частью внутреннего микрокосма поэта, данностью рождения. Насколько это серьёзно, следует из письма Есенина, написанного 23 апреля 1913 гола лучшему другу Григорию Панфилову: «Меня считают сумасшедшим и уже хотели было вести к психиатру, но я послал всех к сатане и живу, хотя некоторые опасаются моего приближения».
В тот год Есенин был близок к самоубийству. Но благодаря нерастраченному физическому здоровью, воле, жажде жизни и поэтического самоутверждения, вере в великое литературное будущее, остался жить.
С полным на то правом можно сказать: поэта спасла поэзия. Но что же вызвало надлом психики Есенина? Версия такова: весной 1913 года произошло крайне неблагоприятное космопланетарное влияние на «микрокосм» поэта, на его внутреннее «Я».
Транзитные планеты того периода взбудоражили планеты микрокосма, те, которые оказались «запрограммированными» в Есенине в момент рождения.
Известно, что каждый человек - своеобразная «биологическая антенна», чутко улавливающая влияние Космоса. В 1913 году на «антенну» Сергея Есенина Космосом было произведено мощное «возмущение», в результате которого в юноше индуцировалась «нервозность, нехватка здравого смысла, упрямство и высокомерие». Началась чёрная полоса жизни. Но в молодые годы крепкий от природы, ещё не отравленный алкоголем и неудачами общественной и личной жизни организм Есенина сумел перебороть беду и выйти из душевного кризиса. Зов жизни оказался сильнее зова смерти.

«Кабы Бог дал хорошего человека…»
Москва–Петроград
1913–1917

Может быть, именно кризис и подвиг Есенина искать «точку опоры», которую поэт нашёл весной 1913 года в лице Анны Изрядновой, ставшей его первой гражданской женой. В декабре 1914 года Сергей Есенин стал отцом, заботливо принял Юрия, сына-первенца. По словам Анны Изрядновой, в те годы Сергей показал себя хорошим отцом и мужем, гордо заявлял: «Вот я и отец!» Но начало семейной жизни далось Есенину тяжело, поскольку заботы о семье и доме никак не способствовали напряжённой творческой жизни поэта. Весной 1915 года Есенин отправился в Петербург искать литературного счастья, выбрав в качестве наставника общепризнанного мэтра поэзии Александра Блока. В дневнике Блока сохранилась запись: «Днём у меня рязанский парень со стихами». А на письме Есенина рукой Блока появляется надпись: «Крестьянин Рязанской губернии, 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915 года».
Это знаменательная, космобиологически значимая дата судьбы Есенина. Дата, с которой, по сути, начитается прихода Есенина в большую поэзию. Протекция и поддержка Блока, доброе напутствие мэтра открыли Есенину «зелёный свет» в литературу. Случилось не имеющее прецедента: никому неизвестному поэту в течение двух месяцев удалось подняться на поэтический Олимп. Есенин покорил поэтов Питера и 29 апреля в зените славы отправился на родину, в Константиново. Но потревоженная «звёздной болезнью» и ещё не восстановившаяся психика дала о себе знать. Новоиспеченный поэт разругался с Сергеем Городецким, которому был многим обязан, а несколько позднее разругался и с Блоком, о чём в последствии искренне сожалел. Зато сошёлся с незаурядным крестьянским поэтом Николаем Клюевым, надолго ставшим для него и другом, и учителем. В январе 1915 года Есенин перебирается в Москву и уже в феврале принимает участие в богемной вечеринке, где его впервые видят в нетрезвом виде…

Преображение
Москва–Туркестан
1918–1921

Наконец, для Есенина настало благодатное время, то, что принято называть «белой полосой» жизни. 1918 год явился годом душевного и духовного подъёма поэта. Из воспоминаний поэта Петра Орешина: «Для Есенина эта весна и этот год были исключительно счастливым временем. О нём говорили на всех литературных перекрёстках». У Есенина рождаются стихи «Капитан земли», «Гуляй-Поле», «Кантата», «1 мая», «Русь советская». Появляется и любимое слово «преображение», которым он называет одно из стихотворений. В чём же истоки есенинского духовного подъёма? Что заставило поэта «преобразиться», освежить личную, творческую и общественную жизнь? За ответом обратимся к космобиологии, старому и испытанному методу, который помог нам обнаружить причину кризиса 1913 года. В этот период микрокосм Есенина испытал прилив и обновление сил, вызванное благотворным влиянием транзитных планет. Вот как о том говорит космобиология. Интеллект Есенина (Меркурий) попал под благотворное влияние транзитных Урана и Плутона, а его жизненные силы (Солнце, Марс) испытали гармоничное влияние Юпитера. Кроме того, способность Есенина к труду и самодисциалине (Сатурн, Уран) активизировались транзитным влиянием Марса.
Вот истинная причина есенинского «преображения», вот почему годы 1918-1921 можно считать самыми светлыми в судьбе Есенина. В те годы «звёзды» благоволили поэту, будили в его натуре «особые интеллектуальные способности, связанные с интуицией, умение выражать свои идеи оригинально и драматично».

Зарубежье Есенина. Берлин, Париж, Нью-Йорк
Возвращение на Родину
1922–1923

Известно, за светлой полосой непременно жди «серую», а то и чёрную полосу жизни. Не прошёл мимо этой «чаши» и Сергей Есенин, женившись на знаменитой танцовщице Айседоре Дункан, о чём будет рассказано особо. Заграничная жизнь Есенина не удалась. Сказался неуравновешенный характер. В Берлине на литературном вечере он потребовал исполнение «Интернационала». Вначале публика пришла в недоумение, а потом и в негодование. Есенина, мягко говоря, «не поняли». В Париже Есенин устроил жуткий скандал в ресторане, «сцепившись» с официантом из бывших белогвардейцев, дескать, ты вот, барин, а прислуживаешь мне, простому мужику…
Не обошлось без стычек и выяснения отношений и в Америке. Опять давало о себе знать «тёмное», роковое, что было запрятано во внутренней жизни поэта…
Но и без заграничного «раздражителя», вернувшись в 1923 году на родину, Есенин продолжал буянить. Последовала череда разрывов с друзьями, отношения с Дункан сошли «на нет». Есенин крупно поссорился с другом журналистом А.Воронским, которому было невдомёк, «как мог буйствовать и скандалить этот скромный и почти застенчивый человек». И в самом деле, откуда было знать литератору, что в то время в Космосе разыгрываются межпланетные «бури», способные влиять на микрокосмы некоторых людей, влиять убийственно, разрушающе, судьбоносно.

Москва–Грузия–Азербайджан–Москва
Октябрь 1923–сентябрь 1925

В октябре 1923 года Есенин познакомился с актрисой Московского камерного театра Августиной Миклашевской, с которой у поэта начался недолгий «поэтический роман», закончившийся циклом стихов, вошедших в «Любовь хулигана». Каждый день в течение месяца Есенин и Миклашевская виделись друг с другом. Всё это время Есенин был на удивление тих, застенчив, трезв и в один из дней обрадовал избранницу: «Я буду писать Вам стихи».

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали,
В первый раз я запел про любовь
В первый раз отрекаюсь скандалить.

В феврале 1924 года в гостях у В.И.Качалова Есенин познакомился с редактором газеты «Бакинский рабочий» и одновременно вторым секретарем ЦК Азербайджана Петром Чагиным, с которым у поэта завязалась настоящая мужская дружба.
Показательно, что несколько ранее, 17 декабря 1923 года, Есенин записал: «Работается и пишется мне дьявольски хорошо». Это было кратковременное «просветление», похожее на то, что нередко встречается у… смертельно больного человека перед кончиной. Именно тогда, в дни «просветления» и оценки пережитого из-под пера Есенина вышла удивительная поэма «Анна Снегина», где Есенин-автор предстаёт перед читателем человеком смиренным, отстранённо смотрящим на годы прожитой жизни. Поэма не без основания многими считается вершиной есенинской поэзии. В конце декабря в Батуми Есенин закончил цикл «Персидские мотивы» и на одном из литературных вечеров «скрестил шпаги» с футуристами. Увы, победа осталась за «людьми будущего», аргументы которых показались публике весомее. Обозлившийся Есенин отреагировал на проигрыш оригинально: он вынес на сцену невесть откуда взявшуюся собачонку и заставил её тявкать на противников.
Что это было? Знак-символ? Возможно…
Однако светлая полоса жизни Есенина подходила к концу, приближалось время «Чёрного человека», и поэт предчувствовал закипающее в нём недоброе, чёрное, то, что могло «понести в разнос»… Есенин остро ощутил, что попытка спрятаться от себя на Кавказе провалилась. Беда неумолимо приближалась к беспомощному пред неизбежной катастрофой поэту. В феврале 1925 года Есенин засобирался в Москву. По приезду поэт поселился у Галины Бениславской, которая вскоре познакомила поэта с Софьей Андреевной Сухотиной-Толстой, внучкой Льва Толстого. Это был шанс что-то изменить в жизни к лучшему. Последний шанс. Есенина и раньше «тянуло» к знаменитым женщинам. Можно сказать, что это была черта характера, своего рода «пунктик». Вот почему поэт ушёл от безгранично преданной ему Галине Бениславской к Софье Толстой, которой было суждено стать последней женой поэта. Но внешняя перемена ничего изменить не могла, внутреннее состояние Есенина ничуть не улучшилось, а постоянное присутствие Софьи Толстой только раздражало. Есенин поэтически точно нашёл название собственному состоянию: «Точно проржавевший желоб».
18 сентября Есенин регистрирует свой последний брак с Софьей Толстой, но радости не чувствует. Чувствует, что жизнь стремительно покидает и тело, и душу…

В клинике Ганнушкина. Последние встречи.
Развязка в «Англетере».

Многие заметили, что в последние недели жизни Есенин был «необычайно прост, говорил мало, подолгу о чём-то задумывался». Понимал, что был безнадёжно болен? Конечно, понимал. А всё же не терял интереса к жизни, зорко следил за тем, что о нём говорят и о чём пишут газеты. И на то были особые причины. Ходили нехорошие разговоры о том, что Есенин как поэт «кончился» и что ему уже не создать ничего нового и свежего. Не мудрено, что жизнь поэта с Софьей Толстой не ладилась: поэта раздражал культ великого Льва Толстого, который царил в семье. Из воспоминаний Юрия Лебединского: «Надоело всё это! - сказал он с какой-то яростью. Я ушёл в предчувствии беды. Вскоре беда и стряслась: начался страшный запой, закончившийся помещением Сергея в психиатрическую больницу Ганнушкина».
Лечение было рассчитано на два месяца, и Есенин должен был покинуть клинику ни как не раньше конца января будущего года. Есть версия о том, что окажись Есенин в эти два роковых для него месяца под неусыпным наблюдением врачей, его жизнь могла бы и продлиться… Трудно сказать на какой период, но продлиться. Но уже через две недели лечения поэт заявил, что пробудет в клинике не более месяца. Вот хроника последних дней 1925 года, последних дней Есенина.
7 декабря. Есенин телеграфирует в Питер Эрлиху Вольфу: «Немедленно найди 2-3 комнаты. Телеграфируй. В 20-х числах переезжаю в Ленинград».
Куда так спешил Есенин? Как оказалось, на встречу с собственной смертью.
21 декабря. Не вызывая подозрения, Есенин покидает клинику. Уходит якобы «по делам», но возвращаться не думает. Из воспоминаний Юрия Лебединского: «По Москве поползли тревожные слухи, что Ганнушкин выпустил Есенина, сделав его родным грозовое предупреждение: припадки меланхолии, ему свойственные, могут кончиться самоубийством».
Два следующих дня Есенин прощался с близкими и знакомыми, «ходил по редакциям и издательствам».
23 декабря. Вечером этого дня Есенин разорвал отношения с Софьей Толстой. Простился и с первой гражданской женой Анной Изрядновой, заметив: «Чувствую себя плохо, наверное, скоро умру».
24 декабря. Утром Есенин приезжает в Ленинград, снимает комнату в гостинице «Англетер», рядом с комнатой писателя и журналиста Григория Устинова. Было очевидно, что у поэта развилась мания преследования: он никого не хотел пускать к себе в комнату, заявил, что боится слежки из Москвы (позже это дало пищу предположению, что «Есенина убили»). Устинов вспоминал слова Есенина: «Никого и ничего мне не надо - не хочу! Жизнь - штука дешёвая, но необходимая. Я ведь - божья дудка. Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и не интересно. И я такой».
Это признание указывает на то, что к началу 1925 года Есенин вошёл в тяжелую полосу творческого кризиса и писать не мог. А Есенина «без поэзии», «вне поэзии» как бы и не существовало вовсе. Поэта, и как не горько это признать, бывшего поэта, уже ничто не связывало с жизнью. Что же оставалось? С кем было нужно, Есенин попрощался. Осталось уйти, объяснив, что «в этой жизни умирать не ново, но и жить, конечно, не новей».
Из свидетельства поэта В. Эрлиха: «Утром 25 декабря Есенин решил навестить поэта Н. Клюева». Но встреча с бывшим кумиром и уважаемым учителем не порадовала Есенина. Более того, закончилась грубой выходкой: «Есенин прикурил сигарету от божьей лампадки Клюева, предложив спутнику погасить лампадку, уверяя, что хозяин этого не заметит. Так и сделал».
Утро 27 декабря. Воскресенье. Во время умывания в номере Есенин всполошился: «Меня хотят взорвать!». Стали разбираться в причинах столь грозного заявления. Оказалось, что никакого взрыва не готовилось, не работала газовая колонка, поскольку не была заполнена водой. Есенин явно неадекватно оценивал ситуации, не мог принимать осмысленные решения. Несколько часов спустя подозрение соседей подтвердилось невероятным поступком поэта. Есенин показал Устинову и его жене надрезанную у запястья руку и при этом пояснил, что ему срочно понадобилось написать стихотворение, а чернил в номере не было. Пришлось резать руку и писать собственной кровью… Вечером того же дня Есенин принимал гостей. Среди присутствующих были чета Устиновых, Эрлих, Ушаков и Измайлов. И тут не обошлось без шокирующего наблюдения гостей: Есенин почему-то «ел одни гусиные кости». Уже прощаясь с соседями по номеру, Есенин вручил Эрлиху вчетверо сложенный лист бумаги, пояснив, что это недавно написанное стихотворение и попросил «почитать как-нибудь потом». Гости ушли. Видимо в тот же вечер «стихи» Есенина Устиновыми прочитаны не были. Будь иначе, они наверняка вернулись бы в номер готовившемуся к смерти поэту. Не дали бы произойти непоправимому. Но Есенин остался один.
В 22 часа Есенин распорядился «никого к нему в номер не пускать».
Утро 28 декабря. Жена Устинова постучала в номер Есенина, чтобы пригласить поэта на завтрак. За дверью стояла подозрительная тишина. Ответа не последовало, а дверь была закрыта изнутри. Вызвали коменданта, и тот открыл дверь своим ключом. Постель поэта была не тронута, а сам Есенин… висел в петле у окна, на веревке привязанной к водопроводной трубе.

Причины трагедии

О чём же судили-рядили современники по поводу «самочинного» ухода Есенина из жизни?
Всеволод Рождественский: «Разрыв между тем, что создала ему привычная мечта, и окружающей жизнью не мог не ощущаться поэтом трагически и отсюда неустанное беспокойство души, тщетные попытки внутреннего равновесия».
Сергей Городецкий: «Есенин единственный из современных поэтов, кто подчинил всю свою жизнь писанию стихов». Намёк понятен: раз ушла есенинская муза, значит, ей вослед, ушла и жизнь поэта. Всё это конечно так… Да не совсем так. Похоже, что следствием подменили причину. Суть трагедии Есенина заключалась в ином. Конечно, Есенин был тяжело болен. Но даже не в этом дело. Больной ещё может выздороветь, Есенин же был обречён. Почему?
Да потому, что его от рождения нездоровую психику опасно подтолкнули к уходу из жизни внешние факторы, а именно транзиты медленных планет (Уран, Нептун, Плутон) конца 1925 года и в частности быстрых планет рокового 27 декабря. У Есенина сложилась несовместимая с жизнью ситуация, когда к «пиковой» ситуации, вызвавшей известный кризис 1913 года (разрушающее действие Луны и Плутона), добавилась целая серия негативных для микрокосма Есенина космопланетарных влияний. Они-то и подвигли поэта на «поспешные действия, импульсивное поведение, чрезмерный расход сил, эмоциональную напряжённость, враждебное отношение к самому себе». Всё это вполне могло спровоцировать добровольный уход из жизни. В биологической антенне «Сергей Есенин» Космосом опасно индуцировалось «сильнейшее психическое поле, чувство крайней неуверенности, желание разорвать все узы, любыми путями найти решение эмоциональным трудностям, резко изменить свою жизнь». Как это всё проявилось в жизни Есенина, мы уже знаем. Своё последнее стихотворение поэт написал собственной кровью, правильно рассудив, что кровь ему в будущем не понадобится. И вполне осознанно, вполне осмысленно попрощался со всеми «друзьями», читателями поэзии, готовый принять последний, роковой удар Космоса.

Этико-философский журнал « Грани эпохи » № 48, дата публикации: 14.12.2011

Поэт, журналист, писатель, космобиолог. Родился 12 декабря 1948 года на Украине в городе Проскурове в семье военнослужащего. Живет в Москве. Автор многочисленных публикаций на темы эзотерики.

Закончил химический факультет Кубанского госуниверситета (1967-1972 гг.), и отделение журналистики по «факультету общественных профессий».
С 1991 г. обучался в Московской астрологической школе профессора С. А. Вронского. Бакалавр астрологии.
Член Союза профессиональных астрологов.
Начиная с 90-х годов, реализует себя как писатель-публицист, журналист и астролог, популяризатор эзотерических наук, занимается поэтическим творчеством.
Принимал активное участие в работе литобъединений Москвы и Подмосковья.
Печатался в газетах и журналах «АИФ. Москва», «АИФ. Здоровье», «Российская газета», «Литературная Россия», «Мир зазеркалья», «Урания», «Тайны ХХ века», «Эра водолея», «Чудеса и приключения», «Аномальные новости», «Знак судьбы», « Незримая сила», «Феномен», «Мир прогнозов», «Третий глаз» и многих других. В 1995-1996 годах работал внештатным корреспондентом газеты «АИФ».
С 1996 г. член Союза журналистов Москвы. В настоящее время активно сотрудничает в изданиях «За семью печатями» и «НЛО».
Основной темой творчества является эзотерический взгляд на судьбы выдающихся людей и историю России. Автор более 200 публикаций.
В издательстве «БОСЛЕН» вышла перая книга «Звездные тайны России». Концепция книги: «Россия вчера, сегодня, завтра. Исторические пути развития глазами эзотерика».
Готовятся к публикации книги «Этот удивительный, загадочный мир» и «Люди и звезды».

Сергей Александрович Есенин - тонкий лирик и мечтатель, глубоко влюбленный в Русь. Он родился 21 сентября 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии. Крестьянская семья поэта была очень бедной, и когда Сереже исполнилось 2 года, отец отправился на заработки. Мать не выдержала отсутствия мужа, и вскоре семья развалилась. Маленький Сережа отправился на воспитание к дедушке по материнской линии.

Свое первое стихотворение Есенин написал в 9 лет. Короткая его жизнь продлилась всего 30 лет, но была столь насыщенной, что оказала большое влияние на российскую историю и душу каждого человека. Сотни небольших стихов и объемных поэм великого поэта разносятся отголосками по всей необъятной стране и за ее пределами.

Юный Есенин

У деда в деревне, куда был сослан Сережа, проживали трое неженатых сыновей. Как писал впоследствии Есенин, дяди были озорные, и яро взялись за мужское воспитание племянника: в 3,5 года они посадили мальчика на лошадь без седла и отправили скакать галопом. Они и плавать его учили: делегация садилась в лодку, отправлялась на середину озера и выбрасывала маленького Сережу за борт. В 8 лет поэт помогал на охоте - правда, в качестве охотничьей собаки. Он плавал по воде в поисках подстреленных уток.

Были и приятные моменты в деревенской жизни - бабушка знакомила внука с народными песнями, стихами, преданиями и сказами. Это и стало фундаментом для развития поэтического начала маленького Есенина. Учиться пошел в 1904 году в сельское училище, которое через 5 лет успешно окончил отличником. Поступил в Спас-Клепиковскую учительскую школу, откуда выпустился в 1912 году «учителем школы грамоты». В том же году переехал в Москву.

Зарождение творческого пути

В незнакомом городе поэту пришлось просить помощи у отца, и тот устроил его работать в мясную лавку, где сам служил приказчиком. Многоликая столица захватила разум поэта - он был полон решимости заявить о себе, и вскоре работа в лавке ему наскучила. В 1913 году бунтарь отправился служить в типографию И.Д. Сытина. В то же время поэт примыкает к «Суриковскому литературно-музыкальному кружку», где находит единомышленников. Первая публикация произошла в 1914 г., когда в журнале «Мирок» появилось стихотворение Есенина «Береза». Его работы появлялись также в журналах "Нива", "Млечный путь" и "Проталинка".

Страсть к знаниям направляет поэта в Народный университет А.Л. Шанявского. Он поступает на историко-философское отделение, но этого становится мало, и Есенин посещает лекции по истории русской литературы. Ведет их профессор П.Н. Саккулин, которому позже юный поэт принесет свои работы. Особенно оценит преподаватель стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Служба в типографии знакомит Есенина с первой любовью Анной Изрядновой, и он вступает в гражданский брак. От этого союза в 1914 году рождается сын Юрий. В то же время начинается работа над поэмами "Тоска" и "Пророк", тексты которых были утеряны. Однако, несмотря на зарождающийся творческий успех и семейную идиллию, поэту становится тесно в Москве. Кажется, что его поэзию не оценят в столице так, как хотелось бы. Поэтому в 1915 году Сергей бросает все и переезжает в Петроград.

Успех в Петрограде

Первым делом на новом месте он ищет встречи с А.А. Блоком - настоящим поэтом, о славе которого Есенин мог в ту пору только мечтать. Встреча произошла 15 марта 1915 года. Они произвели друг на друга неизгладимое впечатление. Позже в своей автобиографии Есенин напишет, что в тот момент с него градом лился пот, ведь он впервые в жизни увидел живого поэта. Блок же написал о работах Есенина так: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Их общение продолжалось: Блок показал юному дарованию литературную жизнь Петрограда, познакомил с издателями и известными поэтами - Городецким, Гиппиусом, Гумилевым, Ремизовым, Клюевым.

С последним поэт очень сближается - их спектакли со стихами и частушками, стилизованные под народное крестьянство, имеют большой успех. Стихи Есенина издают многие журналы Петербурга "Летопись", "Голос жизни", "Ежемесячный журнал". Поэт посещает все литературные встречи. Особенным событием в жизни Сергея становится издание сборника "Радоница" в 1916 году. Годом позже поэт вступает в брак с З. Райх.

Революцию 1917 года поэт встречает рьяно, несмотря на противоречивое к ней отношение. «Веслами отрубленных рук вы гребетесь в страну грядущего» отзывается Есенин в поэме «Кобыльи корабли» в 1917 году. Этот и следующий год поэт посвящает работе над произведениями «Инония», «Преображение», «Отчарь», «Пришествие».

Возвращение в Москву

В начале 1918 года поэт возвращается в златоглавую. В поисках образности он сходится с А.Б. Мариенгофом, Р. Ивневым, А.Б. Кусиковым. В 1919 году единомышленники создают литературное движение имажинистов (с английского image - образ). Движение было нацелено на открытие свежих метафор и вычурных образов в работах поэтов. Однако Есенин не мог полностью поддержать своих собратьев - он считал, что смысл стихов гораздо важнее ярких завуалированных образов. Для него первостепенной являлась гармоничность произведений и духовность народного творчества. Самым ярким своим проявлением имажинизма Есенин считал поэму «Пугачев», написанную в 1920 - 1921 г.

(Имажинисты Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф )

Новая любовь посетила Есенина осенью 1921 года. Он сходится с Айседорой Дункан - танцовщицей из Америки. Пара практически не общалась - Сергей не знал иностранных языков, а Айседора не говорила по-русски. Однако в мае 1922 года они поженились, и уехали покорять Европу и Америку. За границей поэт работал над циклом «Москва кабацкая», поэмами «Страна негодяев» и «Черный человек». Во Франции в 1922 г. был выпущен сборник «Исповедь хулигана», а в Германии в 1923 г. книга «Стихи скандалиста». В августе 1923 г.скандальный брак все же распался, и Есенин возвращается в Москву.

Творческое раскрытие

В период с 1923 по 1925 г. происходил творческий подъем поэта: он написал шедевральный цикл «Персидские мотивы», поэму «Анна Снегина», философское произведение «Цветы». Главным свидетелем творческого расцвета стала последняя жена Есенина Софья Толстая. При ней была издана «Песнь о великом походе», книга «Березовый ситец», сборник «О России и революции».

Поздние произведения Есенина отличаются философскими мыслями - он вспоминает весь свой жизненный путь, рассуждает о своей судьбе и судьбе Руси, ищет смысл жизни и свое место в новой империи. Часто появлялись рассуждения о смерти. Гибель поэта до сих пор покрыта тайной - он скончался ночью 28 декабря 1925 года в гостинице «Англетер».

На долю поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходится платить. За талант – плата особая. Опутанная недомолвками и пересудами судьба великого русского поэта Сергея Есенина – тому свидетельство и подтверждение. Всю свою короткую, романтическую жизнь он пробуждал у окружающих бурные, противоречивые страсти и сам разрывался страстями столь же бурными и противоречивыми. С посмертной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мертв уже больше семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живут не только его стихи, а вообще все «Есенинское». Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним сталкивалось. Есенин в нашей литературе фигура своего рода культовая. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра «народного есениноведения»: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и другое. Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным поэтом, принятым блатным миром (На лагерном языке «Есениным» называют любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмертной есенинской судьбы очевидна. В одном только не повезло Есенину.

Его биография до сих пор далека от истинной, объективной картины. Академическое «есениноведение» в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находится в застое. Эти ученые, создав «официальную концепцию», на этом и успокоились. Они образовали как бы замкнутый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваются или даже подтасовываются некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться. Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаются некоторые колебания в интерпретации вида поэта, удивительным образом совпадающие с колебаниями общественно-политической обстановки в стране. Разброс этот довольно большой: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, восклицания «Мать моя – родина, я большевик» до создания образа бесстрашного обличителя «еврейско-большевистских зверств», скрывающийся от ГПУ и наконец захваченного этим ГПУ в гостинице «Англетер». «Независимым» же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и творчество поэта, она почему-то неинтересна, они занимаются Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один исследователь, изучающий Есенина, – англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии «Жизнь Есенина» и «Айседора и Есенин». Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с «официальной концепцией», есениноведами в расчет не принимаются. Итак, Маквей выразил интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает знаменитых рок-звезд, которые рано ушли из жизни, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархический. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, какие бы не были объективные исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории. Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего – политиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями.

Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивы и не точны, поскольку мемуары вообще никогда не бывают протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи. Из всего, о чем говорилось выше, становится понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более – в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который сможет осилить подобное. И все же, поскольку взялся за эту тему, попробую вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет. «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября, – писал Есенин в автобиографии, – С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери…». Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и поэтому его отдали в закрытую церковную школу. Но, закончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать поэтом. На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете и вступил в литературно-революционное общество, при этом работал в разных местах, чтобы заработать на жизнь. Работая корректором в издательстве Сытина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья.

Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы посетить Анну и сына. «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно наскочил в Петербург. Там меня приняли довольно радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». «Наскочил» он в Петербург робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадью стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов – завоевать себе славу. Городецкий познакомил его с крестьянским поэтом Николаем Клюевым, ставшим другом Есенина и его литературным патроном. Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, «литературные» глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, – к его огромному таланту. За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы никогда. Поэту был 21 год, когда появился его первый стихотворный сборник «Радуница». С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться. В том же, 1916-м году, он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезертировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон.

Во время революции 1917 года Есенин снова дезертировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП (б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к «советским верхам». Октябрь зацепил в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал одним из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щит. Когда вышел его сборник «Голуби», книгу раскупили за несколько дней. А незадолго до этого, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, служившей секретаршей в эсеровской газете «Дело народа». Она родила ему двоих детей – дочь Татьяну и сына Константина. Однако брак этот оказался непрочным – летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они расторгли брак в 1921 году). В конце 1918 года в Москве возникла новая поэтическая школа.


Страница: [ 1 ]

Русскую поэзию XX столетия невозможно представить без стихов Сергея Есенина. К вершинам поэзии поэт поднялся из глубин народной жизни. С юности в его сердце запала Россия, ее печальные и развесистые песни, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и сельская тишина, веселый девичий смех и горе матерей, которые потеряли своих сыновей на войне. И позднее все это нашло свое отображение в стихах Есенина. Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года в с. Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Когда мальчику было два года, мать доверила его воспитание своим родителям. Дедушка с бабушкой очень любили своего внука. Дед будущего поэта, знаток церковных книг, мечтал видеть Сергея просвещенным человеком. После окончания четырехклассного сельского училища Есенин получал образование в церковно-учительской школе. Позднее поэт учился полтора года в народном Университете Шанявского в Москве.

Бабушка поэта смогла раскрыть внуку красоту народной поэзии, знакомство с которой побуждало его к написанию первых стихов. По словам Есенина, писать стихи он начал лет с девяти, а сознательное творчество поэт начал в 16-17-летнем возрасте. В 1916 году вышел первый его сборник «Радуница». Ведущими темами этого сборника были природа — человек — Родина. В первых стихах Есенин подражал Кольцову, Никитину, Надсону. Но в первом же сборнике были целиком оригинальные стихи: «Проходили калеки деревнями», «Сыплет черемуха снегом», «Выткался на озере алый цвет зари». Среди поэтов-современников он более всего ценил Блока, Белого, Клюева. Первым поэтом, с которым встретился молодой Есенин в Петербурге в 1915 году, был Блок.

«Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные», — такой отклик дал А. Блок на стихи Есенина после их первой встречи. За несколько недель пребывания в столице молодой поэт стал знаменитым. О нем заговорили как о чуде. Поиски новых творческих путей привели Есенина в 1919 году к имажинистам. Эти поэты декларировали самоценность слова-образа, не связанного с реальностью. Есенин занимал особую позицию, поскольку утверждал необходимость связи поэзии с образностью русского языка и стихией народного творчества. В 1925 году в автобиографии поэт писал, что эта формальная школа, не имея под собой грунта, отмерла сама по себе. Главнейшая тема поэзии Есенина — воспевание Родины. За свою короткую жизнь поэт путешествовал по Советскому Союзу и странами мира.

Он побывал в Крыму, на Кавказе, на Соловках, в Германии, Франции, Италии, Канаде, США. После этих путешествий он ощутил еще большую любовь к России, свою неразрывную связь с ней. Теме Родины в разные годы посвящены произведения: «Русь» (1915), «Гой ты, Русь, моя родная» (1915), «О Русь, взмахни крыльями» (1917), «Русь советская» (1924), «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925). Чрезвычайно лирические, глубокие стихи посвятил Есенин теме любви: «Заметался пожар голубой», «Листья падают, листья падают», «Собаке Качалова», цикл «Персидские мотивы» и прочие. Они рассказывают о светлой и чистой песне любви, которая зарождалась в нежном сердце поэта. Душой поэзии Есенина была природа, без нее его стихи потеряли бы свою неповторимость и красоту.

Почитателям таланта поэта бесконечно дороги и близки и зеленокосая есенинская березка — любимый образ поэта, и старый клен на одной ноге, и цветы, которые низко склонили весенним вечером к поэту свои головки. А какими проникновенными словами написаны стихи о четвероногих друзьях: «Песня о собаке», «Корова», «Лисица»! Поэзии Есенина присуща философская глубина, гармония чувства и мысли. Достаточно вспомнить хотя бы такие его стихи: «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу». С. Есенин прожил всего 30 лет. Были в его жизни и противоречия, и ошибки. В последние годы он хотел изменить жизнь к лучшему, порвать с богемой, полностью отдаться творчеству.

Но не судилось. В ночь с 27 на 28 декабря 1925 года в ленинградском отеле «Англитер» оборвалась жизнь С. Есенина. Но его стихи, по словам поэта Тихонова, не могут постареть, так как в них течет «вечно молодая кровь вечно живой поэзии».

Жизнь и творческая судьба поэта Сергея Есенина

Другие сочинения по теме:

  1. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», — говорил о себе...
  2. Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он себя просто не мыслил, хотя...
  3. Сергей Есенин (1895-1925) посвятил детям многие стихотворения, напечатанные в разные годы. Примечательно, что первым напечатанным стихотворением Есенина была «Береза», появившаяся...
  4. Движение времени постоянно. Одно поколение сменяет другое. Россия, пережив множество событий, готовится вступить в XXI век. Сегодня в погоне за...
  5. Есенин. Нет! Здесь в Москве ничего не добьешься… Поеду в Петроград к Блоку. Он меня поймет. — Александр Александрович! Я...
  6. Детские года будущего писателя. Родился 2 февраля 1882 г. в г. Дублине в многодетной семье налогового инспектора. Жизнь семьи Джойсов...
  7. Поэзию Сергея Есенина знают и любят и учителя и ученики. Но понять глубину содержания даже хорошо известных хрестоматийных текстов сложно...
  8. В 1925 г. Ахматова написала стихотворение, посвященное памяти Сергея Есенина. Оно при ее жизни не печаталось, было опубликовано только в...
  9. Ведущий. 17 ноября 1920 года. Большой зал Политехнического музея. Вечер «Суд имажинистов над литературой». Председательствующий. Издох футуризм. Давайте грянем дружнее;...
  10. Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу. Стихи поэта полны сердечной теплоты и...
  11. Сергей Александрович Есенин Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным...
  12. Эта Сочинение по Достоевскому, пожалуй, подходит С. Есенину более чем какому-нибудь другому поэту. Есенин воспел Русь с огромной любовью и...

Сочинение

На долю поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходится платить. За талант – плата особая. Опутанная недомолвками и пересудами судьба великого русского поэта Сергея Есенина – тому свидетельство и подтверждение. Всю свою короткую, романтическую жизнь он пробуждал у окружающих бурные, противоречивые страсти и сам разрывался страстями столь же бурными и противоречивыми. С посмертной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мертв уже больше семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живут не только его стихи, а вообще все «Есенинское». Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним сталкивалось. Есенин в нашей литературе фигура своего рода культовая. Всенародная любовь привела даже к появлению жанра «народного есениноведения»: обсуждается улыбка поэта, голубые глаза, золотые кудри, как изящно сидел на Есенине костюм и другое. Кстати, по свидетельству Варлаама Шаламова, Есенин стал единственным поэтом, принятым блатным миром (На лагерном языке «Есениным» называют любого доморощенного стихотворца из заключенных.) Так что исключительность посмертной есенинской судьбы очевидна. В одном только не повезло Есенину.

Его биография до сих пор далека от истинной, объективной картины. Академическое «есениноведение» в результате деятельности ряда ученых-есениноведов находится в застое. Эти ученые, создав «официальную концепцию», на этом и успокоились. Они образовали как бы замкнутый коллектив, куда не хотят впускать посторонних. Ими замалчиваются или даже подтасовываются некоторые факты биографии поэта, не укладывающиеся в заранее заготовленную схему. Так считает кандидат исторических наук, автор более 80 публикаций по истории литературы Сергей Викторович Шумихин, и с его мнением нельзя не согласиться. Правда, в исследованиях последнего периода все же прослеживаются некоторые колебания в интерпретации вида поэта, удивительным образом совпадающие с колебаниями общественно-политической обстановки в стране. Разброс этот довольно большой: от недавнего бесконечного повторения есенинских строк о Ленине, восклицания «Мать моя – родина, я большевик» до создания образа бесстрашного обличителя «еврейско-большевистских зверств», скрывающийся от ГПУ и наконец захваченного этим ГПУ в гостинице «Англетер». «Независимым» же исследователям, которые смогли бы создать объективный взгляд на жизнь и творчество поэта, она почему-то неинтересна, они занимаются Анной Ахматовой, Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом. Есть, правда, один исследователь, изучающий Есенина, – англичанин Гордон Маквей из Бристоля. Он выпустил монографии «Жизнь Есенина» и «Айседора и Есенин». Правда, его идеи, не имеющие ничего общего с «официальной концепцией», есениноведами в расчет не принимаются. Итак, Маквей выразил интересную мысль. Он считает, что Есенин мог бы стать очень популярной фигурой у молодежи Запада, потому что напоминает знаменитых рок-звезд, которые рано ушли из жизни, вроде Джимми Хендрикса или Курта Кобейна, поскольку столь же своевольный и анархический. Вполне вероятно, что англичанин прав. И все же, какие бы не были объективные исследования Маквея, для него, как и для других западных ученых, Есенин существует вне связи с судьбой России, вне советской истории. Есть еще и многочисленные мемуарные источники, написанные не только сильными мира сего – политиками, поэтами, актерами, художниками, но и простыми обывателями, а то и просто завистниками и злопыхателями.

Однако все воспоминания подобного рода очень противоречивы и не точны, поскольку мемуары вообще никогда не бывают протокольно точными в силу личностного взгляда автора на вещи. Из всего, о чем говорилось выше, становится понятным, что писать о жизни Сергея Есенина чрезвычайно трудно, тем более – в рамках обычного школьного сочинения, ведь для этого пришлось бы изучить огромный мемуарный и исследовательский материал, а изучив его, приложить немало усилий для того, чтобы отделить легендарное от фактического. Такое под силу далеко не каждому, и я не претендую на то, чтобы стать тем человеком, который сможет осилить подобное. И все же, поскольку взялся за эту тему, попробую вкратце, почти пунктиром, изложить основные факты биографии поэта. Подчеркиваю: написанное мною не претендует на то, чтобы стать откровением. Хотя я очень надеюсь, что подобное рано или поздно произойдет. «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября, – писал Есенин в автобиографии, – С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери…». Дед его был мельником. Бабушка и дедушка любили внука и заботились о его будущем: дедушка научил его драться, а бабушка баловала и заставляла ходить в церковь. Семья хотела, чтобы Сергей стал сельским учителем, и поэтому его отдали в закрытую церковную школу. Но, закончив ее в 1911 году, он объявил о своем намерении стать поэтом. На следующий год Есенин уехал в Москву, где стал посещать вечерние курсы при университете и вступил в литературно-революционное общество, при этом работал в разных местах, чтобы заработать на жизнь. Работая корректором в издательстве Сытина, он влюбился в Анну Изряднову, коллегу по работе, которая в конце 1914 года родила ему сына, Юрия Изряднова. Через два месяца после этого их связь прекратилась, и Есенин уехал в Санкт-Петербург в поисках литературного счастья.

Правда, он на короткое время приезжал в Москву в 1915 и 1916 годах, чтобы посетить Анну и сына. «Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и неожиданно наскочил в Петербург. Там меня приняли довольно радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». «Наскочил» он в Петербург робким парнем, с небольшим багажом, с тетрадью стихов и с честолюбивой мечтой многих юных провинциалов – завоевать себе славу. Городецкий познакомил его с крестьянским поэтом Николаем Клюевым, ставшим другом Есенина и его литературным патроном. Многие питерские знакомые поэта отмечали его приятную мальчишескую внешность и голубые, «литературные» глаза. И никто не мог остаться равнодушным к его молодости, внешней привлекательности и, самое главное, – к его огромному таланту. За три года жизни в Петербурге Есенин стал известным поэтом. Его окружали поклонники и друзья. Постепенно он осмелел, стал дерзким, самоуверенным и хвастливым. Но, странное дело, наивность и доверчивость его остались. В этом противоречии таилось какое-то особое очарование. Есенина любили, баловали и даже прощали то, что другому не простили бы никогда. Поэту был 21 год, когда появился его первый стихотворный сборник «Радуница». С этого момента спираль его жизни начала стремительно раскручиваться. В том же, 1916-м году, он был призван на военную службу, и там на него обратила внимание императрица Александра Федоровна, для которой ему довелось читать свои стихи. Несмотря на такую честь, он ненавидел армейскую жизнь и дезертировал, как только представилась возможность, но вскоре был пойман и отправлен в штрафной батальон.

Во время революции 1917 года Есенин снова дезертировал и примкнул к революционерам. Нет, членом ВКП (б) он не стал, но оказался в непосредственной близости к «советским верхам». Октябрь зацепил в Есенине социальные струны, и в его поэзии появились первые революционные мотивы. К середине 1918 года он стал одним из самых значительных и оригинальных молодых поэтов. Молодежь подняла его на щит. Когда вышел его сборник «Голуби», книгу раскупили за несколько дней. А незадолго до этого, осенью 1917-го, Есенин женился на Зинаиде Райх, служившей секретаршей в эсеровской газете «Дело народа». Она родила ему двоих детей – дочь Татьяну и сына Константина. Однако брак этот оказался непрочным – летом 1918 года Есенин ушел от жены (официально они расторгли брак в 1921 году). В конце 1918 года в Москве возникла новая поэтическая школа. Ее инициаторы называли себя имажинистами. В нее входили Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков и другие молодые поэты. Школе нужна была центральная фигура, яркое, сильное поэтическое имя. Взяли Есенина. И это был главный и единственный козырь имажинистов. Без Есенина школа была бы пустым местом. А самому Есенину имажинизм совсем не был нужен. В 1919 году в Москве начали открываться одна за другой книжные лавки писателей. Писатели сами торговали книгами и своими писательскими автографами. Поэты читали свои стихи в кафе и клубах, получая за выступление гонорар. Открыли свою книжную лавку и поэты-имажинисты. Умудряясь издавать свои стихи (а время было тяжелое и бумаги не хватало), они продавали их в своей книжной лавке. Книги их, и особенно стихи Есенина, расходились быстро. Как жилось в эти годы Есенину? Писал он много и легко, а печатался больше и чаще других. Нередко выступал со своими стихами в различных кафе, в том числе – в имажинистском «стойло Пегаса». Да и зарабатывал больше других. Но жилось ему от этого ничуть не легче, чем другим. Совсем не легко, и не весело. Питался он плохо. И к тому же у него не было своего угла. Время от времени находился то в Пролеткульте на Воздвиженке, то на Знаменке, то на Красной Пресне жил у скульптора Сергея Коненкова, то у других друзей и знакомых – как у мужчин, так и у женщин. У кого приходилось… Потом стал квартировать в Богословском вместе с Мариенгоф, которого считал своим лучшим другом. Так и жил Есенин бродячей, кочевой жизнью, подчеркнуто богемной. Впрочем, и в последующие годы, до самой своей смерти, он так и не нашел постоянного пристанища. Годы войны и революции наложили на Есенина определенный отпечаток.
В семнадцать лет он по религиозным соображениям стал вегетарианцем и трезвенником. В армии пристрастился к выпивке и, хотя бросил пить. Вернувшись в Москву, Есенин вновь стал жить бездомной, кочевой жизнью, с роями собутыльников и дармоедов, которые постоянно вились вокруг него. Он задыхался в этой нездоровой атмосфере. Он погибал, вдыхая ее пьяный угар. Стал задиристый, легко затевал ссоры и часто вспыхивал, иногда по пустякам. Так шли дни за днями, и вдруг – новая сенсация: после головокружительной связи с Айседорой Дункан Есенин женился на Софье Андреевне Толстой! Она, конечно же, его любила – это внучка Льва Толстого, но он ее так и не смог полюбить. А она тем временем собралась выступить в роли спасительницы великого поэта, всеми силами стараясь вырвать его из среды шинкарей дармоедов, создать нормальные условия для работы, избавить от кочевой жизни… Но сделать это ей оказалось не под силу. Спасение не удалось. Есенин вновь оказался в «стойле Пегаса». В это время были написаны поэма «Черный человек» и надрывные стихи «Москва шинкарей». А в октябре 25-го Есенин попал в психиатрическую больницу, чтобы пройти там двухмесячный курс лечения. Не выдержал – сбежал через месяц. Дальнейшее хорошо известно, хотя «темных пятен» в гибели поэта предостаточно. Поехал в Ленинград. Надеялся там найти квартиру, начать издавать журнал… 29 декабря 1925 года вечерние ленинградские газеты, а на следующий день газеты всей страны, сообщили, что в ночь с 27 на 28 декабря в гостинице «Англетер» поэт «обратил вокруг своей шеи два раза веревку от чемодана, вывезенного из Европы, выбил из-под ног табуретку и повис лицом к синей ночи, смотря на Исаковскую площадь ». Такова официальная версия его смерти. Самоубийство.

Существует и другая версия, согласно которой он был убит по указанию ГПУ. До сих пор не утихают споры: самоубийство? .. или же убийство? .. Это тайна, разгадку которой Сергей Есенин унес с собой в могилу. В любом случае смерть его – среди многих других трагических смертей одна из самых страшных: висельник, залитый кровью, вылившейся из перерезанных вен… Так трагически закончилась жизнь великого русского поэта Сергея Есенина. И мы не вправе судить, хороший или плохой он был в этой своей переполненной страданиями жизни. Ведь к поэтам нельзя относиться с обычной меркой. Они имеют права, которых попросту нет у обывателя, поскольку стоят несказанно выше и вместе с тем… несказанно ниже каждого из обычных смертных. Почему? Потому что это бессознательной существо, и в то же время – это такой поэт, который встречается один раз в столетие. Примерно так сказал Анатоль Франс о Верлене. Современники Есенина считали, что это высказывание применено и к нему.