Ив Кляйн. Биографическая справка






Цвет дождя, от которого простужается нищий...
цвет времени, когда закрываются подземные магазины...
цвет не выкупленных в ломбарде часов, подаренных в память об окончании университета...
цвет ревности, разбивающейся о кухонную мойку из нержавеющей стали...
цвет первого утра после потери работы...
цвет чернил на ставшем ненужным удостоверении личности...
цвет последнего билета в кино, купленного самоубийцей...
цвет анонимности, зимней спячки, смерти как средства облегчения страданий, дыры, проеденной сильнейшей щелочью - временем.

Кобо Абэ. "Человек-ящик", 1973


Ив Кляйн родился в 28 апреля 1928 года в Ницце, Франция, в семье художников. Его отец, Фред Кляйн, был постимпрессионистом, а мать, Мари Раймон, занималась абстрактным искусством.
С детства Кляйн подрабатывал в книжном магазине своего отца, в подвале которого обустроил себе студию, где начал заниматься искусством.
Он был впечатлительным молодым человеком с неудержимой фантазией и богатым воображением. Однажды, встретившись на пляже в Ницце со своими друзьями Клодом Паскалем и Армандо Фернандесом, Кляйн предложил им "поделить мир". Фернандес получил землю, Паскаль - воздух, а Кляйн - небо, которое навсегда стало главным источником его вдохновения. Подвальную мастерскую, где не было дневного света, Кляйн преобразил тем, что выкрасил потолок в ярко-синий цвет. С тех пор, в моменты вдохновения, у юного художника всегда было "ясное небо" над головой.

Однако, несмотря на первые шаги в искусстве, специального художественного образования Кляйн так и не получил, избрав для обучения сначала Высшую школу торгового мореходства, а после Высшую школу восточных языков. В последней Кляйн приобщился к восточным единоборствам. Он посвятил боевым искусствам значительную часть своей жизни, совершенствуя навыки в Лондоне, затем в Токио, где получил черный пояс и написал книгу о дзюдо. Помимо увлечения единоборствами он много путешествовал. Не раз ездил в Италию, служил в Германии, состоял в клубе верховой езды в Ирландии, жил в Мадриде.

Именно в Испании в 1954 году Кляйн опубликовал две коллекции монохромов. Это были десять цветных пластин, состоявших из одноцветных прямоугольников, вырезанных на бумаге и сопровождавшихся указанием размеров и мест создания: Мадрид, Ницца, Токио, Париж. Монохромы дополняло предисловие, состоявшее из черных линий вместо текста, написанное Клодом Паскалем. Эта работа стала первым публичным жестом Кляйна.

В следующем году Кляйн представил оранжевый монохром под названием "Expression de l’univers de la couleur mine orange" на Салоне Réalités Nouvelles, посвященный абстрактной живописи. Прямоугольная деревянная панель была равномерно покрыта матовой оранжевой краской, подписана монограммой YK и датирована маем 1955 года. Работа была отклонена жюри по причине абсурдности: "следовало бы добавить к этому локальному цвету хотя бы линию, точку, штрих... Но в таком виде - это невозможно!", а уже в октябре 1955 года состоялась первая публичная выставка работ Кляйна в Club des Solitaires, частном салоне издательсткого дома Lacoste.

В конце 1955 года Кляйн открыл в Париже собственную школу дзюдо, что позволило ему зарабатывать на жизнь, и обзавелся небольшой мастерской. Там он продолжал развивать "теорию одного цвета", создавая монохромные полотна, которые, по словам художника: "объединяло единство цвета, чистая абстрактная идея, открывающая для художника и зрителя истинный космос".

В феврале 1956 года открылась выставка "Yves, Propositions Monochromes" в галерее Colette Allendy в Париже, на которой Кляйн провозгласил свой девиз: "За цвет! Против линии и рисунка!"

В начале 1957 года Кляйн выставил одиннадцать синих картин формата 78x56 см в галерее в Милане. Это была первая коллекция синих монохромов, положившая начало "Синему периоду", а весной того же года состоялась двойная выставка в Париже. Одна часть выставки проходила в галерее Iris Clert под названием: "Yves, Propositions monochromes", где были показаны синие монохромы, а вторая - в галерее Colette Allendy под названием: "Pigment pur", где были представлены скульптурные работы, а также инсталляция "Immatériel" — пустая комната.
Начало синего периода было отмечено запуском 1001 синего воздушного шара в небо Парижа. Эту акцию Кляйн назвал "аэростатической скульптурой".

Летом 1957 выставка монохромов Ива Кляйна была показана в Gallery One в Лондоне, где она вызвала скандал, сопровождавшийся публичными дебатами, собраниями и широкой оглаской в прессе. О Кляйне услышала вся Европа.

С конца 50-х гг. Кляйн останавливает свой творческий выбор на синем цвете и дальнейшие его выставки, перформансы и прочие художественные жесты были связаны, в основном, именно с ним. Художественный метод Кляйна заключался в том, что он покрывал холсты пигментом ультрамарин, разведенным синтетической смолой "Rhodopas". Эффект заключался в том, что сохранялась яркость пигмента, который, как правило, становился тусклым, если традиционно смешивался с льняным маслом. В мае 1960 года Кляйн получил международный патент на формулу синего цвета собственного изобретения. Этот цвет, напоминающий ляпис лазурь, которую использовали в средневековой живописи, стал знаменитым «Международным Синим Цветом Кляйна» (англ. International Klein Blue или IKB ) получившим номер PB 29, CI-77-0007 и шестнадцатеричный код #002FA7.

Так Кляйн осуществил свою мечту, найти абсолютный, идеальный цвет, который бы стал воплощением духовности и бесконечности.

6 июня 1962 года Кляйн скончался от сердечного приступа в своем доме в Париже, в возресте 34 лет. Он стал основателем монохромной живописи, ключевой фигурой послевоенного неодадаизма, гением пиара, блестящим новатором, концептуалистом, а также одним из родоначальников художественного перформанса, который Кляйн считал лучше всяких выставок.

В конце жизни художник сказал, что для того, чтобы понять его творчество, достаточно просто поднять голову и посмотреть на небо. Небо, которое подарило ему синеву, ставшую философией, методом и вдохновением художника, его визитной карточкой. Небо, которое он когда-то хотел подписать, сделав произведением искусства.

Синие монохромы




Синий монохром (IKB 81). 1957 год.

Синий монохром (IKB 175). 1957 год.

Синий монохром (IKB 47). 1956 год.



Синий монохром (IKB 36). 1957 год.

Синий монохром "Волна" (IKB 160а). Макет настенного панно для Оперного театра в Гельзенкирхене, Германия. 1957 год.

Синий монохром "Волна" (IKB 160b). Второй вариант макета настенного панно для Оперного театра в Гельзенкирхене, Германия. 1957 год.

Синий монохром "Волна" (IKB 160c). Третий вариант макета настенного панно для Оперного театра в Гельзенкирхене, Германия. 1957 год.

Синий монохром (IKB 22). 1957 год.

Экран (IKB 62). 1957 год.

Тарелка (IKB 64). 1957 год.



Синий монохром (IKB 115). 1959 год.

Синий монохром (IKB 67). 1959 год.

Синий монохром (IKB 190). 1959 год.

Калифорния (IKB 69). 1961 год.

Синий монохром (M 41). 1957 год.

Синий монохром (M 40). 1955 год.

Барельефы из губок

Фа (RE 31). 1960 год.

До-До-До (RE 16). 1960 год.

Архигубка (RE 16). 1960 год.

Синий рельеф с губками (RE 39). 1960 год.

Синий рельеф с губками (RE 40). 1960 год.

Синий рельеф с губками (RE 4).

Планетарные рельефы

Синяя планета (RP 7). 1957 год.

Синий Гренобль (RP 10). 1961 год.

Планетарный рельеф (RP 4). 1961 год.

Планетарный рельеф (RP 23). 1961 год.

Синий глобус (RP 5). 1962 год.

Скульптуры-губки

Скульптура-губка (SE 90). 1959 год.

Скульптура-губка (SE 248). 1959 год.

Скульптура-губка (SE 191). 1959 год.

Скульптура-губка (SE 194). 1959 год.

Скульптура-губка (SE 89). 1960 год.

Скульптура-губка (SE 212). 1960 год.



Скульптура-губка (SE 40). 1960 год.

Скульптура-губка (SE 83). 1960 год.

Скульптура-губка (SE 84). 1960 год.

Скульптура-губка (SE 251). 1961 год.

Скульптура-губка (SE 33). 1961 год.

Скульптуры и объекты

Скульптура (S 1,2,3,4,5). 1957 год.

Скульптура (S 6). 1957 год.

Синяя кисть (SO 1). 1957 год.

Скульптура (S 18). 1957 год.

Скульптура (S 31). 1957 год.

Скульптура (S 25). 1957 год.



Скульптура (S 14). 1957 год.

Скульптура (S 16). 1957 год.

Скульптура (S 17). 1957 год.

Без названия. 1959 год.

Ника Самофракийская. (S 9) 1962 год.

Синяя Венера. (S 41) 1962 год.



Выставка работ Ива Кляйна в Оперном театре Musiktheater im Revier в Гельзенкирхене, Германия

Еще смотрим лекцию Ирины Кулик "Джексон Поллок — Ив Кляйн. Живопись действия — живопись в действии" из цикла "Несимметричные подобия":


Французский художник-новатор, одна из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства. Блестящий шоумен, Кляйн представляет в искусстве двадцатого столетия новую тенденцию, согласно которой личность художника важнее его произведений.


Ив Кляйн родился 28 апреля 1928 в Ницце, в доме бабушки и дедушки по материнской линии. Оба его родителя были художниками. Его отец, Фред Кляйн, голландец индонезийского происхождения, писал картины в стиле постимпрессионизма, а мать, Мари Раймон, была заметной фигурой в ташизме.

В 1928-1946 Ив Кляйн жил в Париже, но проводил каждое лето в Кань-Сюр-Мер, где жила сестра его матери, Роза Раймон. Ив буквально обожал свою тетю, которая опекала и поддерживала его. С 1942 по 1946 год Кляйн учился в Высшей школе торгового мореходства и Высшей школе восточных языков, художественного образования он не получил и большую часть жизни зарабатывал как инструктор по дзюдо.

Розенкрейцеры

В конце 1947 - начале 1948, по воспоминаниям друга художника, Клода Паскаля, Кляйн открыл для себя книгу «La Cosmogonie des Rose-Croix» («Космогония Розенкрейцеров»), которая стала для него настольной книгой, которую Ив изучал ежедневно на протяжении следующих четырех-пяти лет. Позднее Кляйн с Клодом Паскалем зарегистрировались в обществе розенкрейцеров.

1948-1950 (Италия, Германия, Англия, Ирландия)

В течение лета 1948 Кляйн посетил Италию (Геную, Портофино, Пизу, Рим, Капри и Неаполь). В ноябре он уехал на одиннадцать месяцев на военную службу в Германию. В конце 1949 Клод Паскаль и Ив Клян временно переехали в Лондон, где продолжили занятия дзюдо. Кляйн создал несколько монохромов на бумаге и картоне, используя пастель и гуашь. С апреля по август 1950 Ив Кляйн и Клод Паскаль находились в Ирландии, в клубе верховой езды.

Испания, 1951

В 1951 Кляйн уехал в Мадрид изучать испанский язык. Изначально Паскаль и Кляйн планировали совершить кругосветное путешествие, но проблемы со здоровьем сделали невозможным для Паскаля принять в нем участие. В Испании Кляйн записался в клуб дзюдо, подружился с директором школы, Фернандо Франко де Сарабия, чей отец был издателем.

Япония, 1952-1953

В 1952 Кляйн приехал в Йокогаму, вскоре перебрался в Токио и зарегистрировался в Институте Кодокан, наиболее престижном центре дзюдо. Он провел пятнадцать месяцев в Японии, деля свое время между институтом и уроками французского языка, которые он давал американским и японским студентам. Во время своего пребывания в Японии, он написал книгу о дзюдо и получил черный пояс. В 1953 Кляйн отменил свое членство в обществе розенкрейцеров.

1954 (Париж-Мадрид-Париж, издание книги монохромов)

После возвращения в Париж в 1954 надежды Кляйна занять положение во французской федерации дзюдо не оправдались, несмотря на публикацию его книги «Основы дзюдо». Ив решил покинуть Францию и переехал в Испанию по приглашению Фернандо Франко де Сарабия. Там Ив Кляйн опубликовал две коллекции монохромов в гравировальной студии Фернандо около Мадрида. Предисловие Паскаля Клода состояло из черных линий вместо текста. Десять цветных пластин состояли из одноцветных прямоугольников, вырезанных на бумаге и сопровождавшихся указанием их размеров миллиметрах. Каждая пластина указывала разные места создания: Мадрид, Ницца, Токио, Париж. Эта работа стала первым публичным жестом Кляйна, в ней он поднял вопрос об иллюзии в искусстве. В конце 1954 Кляйн вернулся из Испании в Париж.

1955-1956, первые выставки, Орден лучников святого Себастьяна

Весной 1955 он предложил оранжевый монохром, озаглавленный «Expression de l’univers de la couleur mine orange», на Салон Réalités Nouvelles, посвященный абстрактной живописи. Прямоугольная деревянная панель была равномерно покрыта матовой оранжевой краской, подписана монограммой YK, датирована маем 1955. Работа была отклонена жюри. В октябре 1955 состоялась первая публичная выставка работ Кляйна в Club des Solitaires, частном салоне издательсткого дома Lacoste. В 1956 Ив Кляйн встретил Iris Clert, у которой была маленькая, двадцать квадратных метров, студия в Париже.

В феврале-марте 1956 состоялась выставка «Yves, Propositions Monochromes» в галерее Colette Allendy в Париже. Pierre Restany написал радикальный и провокационный текст для пригласительных. На вернисаже Кляйн встретил Marcel Barillon de Murat, рыцаря Ордена лучников святого Себастьяна, который пригласил его присоединиться к Ордену. В марте Кляйна назвали кавалером Ордена в церкви Saint-Nicolas-des-Champs в Париже. Он выбрал девиз: «За цвет! Против линии и рисунка!»

1957, начало синего периода

В 1957 Ив Клян выставил одиннадцать синих картин идентичного формата (78 x 56 см) в галерее в Милане. Работы висели на кронштейнах на расстоянии 20 см от стены. Впервые Кляйн представил комнату синих монохромов, один из которых купил Лючио Фонтана.

В мае 1957 Кляйн представил двойную выставку в Париже: одна часть в галерее Iris Clert - «Yves, Propositions monochromes», вторая часть в галерее Colette Allendy - «Pigment pur». В галерее Iris Clert Кляйн решил презентовать монохромы как в Милане. Начало синего периода было отмечено запуском 1001 синего воздушного шара в небо Парижа, Кляйн назвалл это аэростатической скульптурой. В галерее Colette Allendy Ив представил серию работ, обозначающих пути его дальнейшего творческого развития: скульптуры, энвайронменты, чистый пигмент, первую огненную живопись «Feux de Bengale-tableau de feu bleu d’une minute» и первый «Immatériel» - пустую комнату. Один пригласительный на обе выставки включал текст Пьера Рестани и синюю печать, сделанную Ивом Кляйном.

Летом 1957 выставка монохромов Ива Кляйна была показана в Gallery One в Лондоне. Во время дебатов в Институте современного искусства, в которых принимали участие Кляйн и Рестани, полемика вспыхнула с неожиданной силой, а английская пресса подхватила скандал, вызванный выставкой.

Тем же летом 1957, в Ницце, Ив Кляйн встретил Rotraut Uecker, молодую немецкую художницу, которая стала его ассистенткой, а впоследствии женой.

1958 (оформление оперного театра в Германии, выставка Le Vide, паломничество)

В 1958 Ив Кляйн был приглашен для оформления оперного театра в Германии. Весной он возвращается в Париж, в апреле совершает первое паломничество в монастырь святой Риты в Cascia в Италии. В конце апреля Ив Кляйн присутствует при экспериментальной подсветке синим Обелиска на Place de la Concorde. Кляйн хотел сопроводить вернисаж предстоящей выставки в галерее Iris Clert иллюминацией монумента. Разрешение на это в конечном счете не было дано художнику. Через два дня состоялось открытие легендарной выставки Le Vide (Вакуум) в галерее Iris Clert.

Летом 1958 прошли первые эксперименты с антропометриями.

Осенью 1958 Кляйн совершил второе паломничество в монастырь святой Риты в Cascia в Италии, подарив синий монохром монастырю.

В 1958 также прошла совместная выставка Кляйна и Жана Тэнгли Vitesse pure et stabilité monochrome ("Чистая скорость и монохромная стабильность") в Галерее Iris Clert. Оба художника представили работы, сделанные из металлических дисков, покрытых "международным синим цветом Кляйна", приведенных в движение высокоскоростными двигателями.

1959

В 1959 Кляйн принял участие в выставке Vision in Motion в Hessenhuis в Антверпене, работал с архитектором Claude Parent над проектом фонтана воды и огня, разработал проект аэромагнитной скульптуры. В мае 1959 Галерея Iris Clert презентовала выставку Collaboration internationale entre artistes et architectes dans la réalisation du nouvel Opéra de Gelsenkirchen (Международное сотрудничество между художниками и архитекторами, работающими над проектом новой оперы Гельзенкирхена).

В июне 1959 Ив Кляйн выступил с лекцией L’évolution de l’art vers l’immatériel ("Эволюция искусства к нематериальному") в Сорбонне.

Во второй половине июня 1959 прошла выставка барельефов из губок Bas-reliefs dans une forêt d’éponges в Галерее Iris Clert в Париже.

В октябре на первой Парижской биеннале Пьер Рестани (Pierre Restany) представил монохром большого формата среди работ, выбранных жюри молодых критиков. Работы Жана Тэнгли, Раймонда Хайнса (Raymond Hains), Жака де ла Вилежле (Jacques de la Villeglé) и Франсуа Дюфрена (François Dufrêne) также были включены. Это стало важным шагом в формировании группы новых реалистов.

В октябре-ноябре 1959 Ив Кляйн принял участие в двух выставках в Германии ("Kunstsammler am Rhein und Ruhr: Malerei 1900-1959" в Музее Städtisches в Леверкузене, "Dynamo 1" в Галерее Renate Boukes в Висбадене) и в выставке Works in Three Dimensions в Галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке.

В декабре Ив Кляйн публикует Le Dépassement de la problématique de l’art (Преодоление проблематики искусства) в Бельгии.

1960

В январе-феврале 1960 Кляйн принял участие в выставках La nouvelle conception artistique ("Новая концепция искусства") в Галерее Azimut в Милане (вместе с другими художниками) и Antagonismes, организованной Музеем декоративных искусств в Париже, на которой он показал Monogold frémissant.

23 февраля у себя дома в присутствии Пьера Рестани, Ив Кляйн сделал отпечатки Rotraut и Жаклин, оставив синие отпечатки их тел на большом листе белой бумаги, закрепленном на стене. Участники назвали работу Célébration d’une nouvelle Ere anthropométrique ("Празднование нового антропометрического периода").

В марте состоялась публичная демонстрация антропометрий в Париже (под Монотонную симфонию, три обнаженные модели покрыли себя синей краской и оставили отпечатки тел на белых листах на стенах и полу галереи). После этого официально одетая аудитория, состоящая из многочисленных художников, коллекционеров и критиков, была приглашена принять участие в общей дискуссии.

В апреле Кляйн принял участие в выставке Les Nouveaux Réalistes в Галерее Apollinaire в Милане, вместе с Арманом, Хайнсом, Дюфреном, Villeglé и Тэнгли. В предисловии к каталогу Пьер Рестани использовал выражение New Realism (новый реализм) впервые. 27 октября группой художников была подписана декларация группы нового реализма в доме Ива Кляйна (Арман, Дюфрен, Хайнс, Ив Кляйн (Ив Монохром), Raysse, Spoerri, Тэнгли, Villeglé). Девять копий, написанные от руки Рестани и подписанные всеми художниками были розданы участникам события. 28 октября Кляйн собрал Армана, Хайнса, Raysse, Рестани для создания Anthropométrie suaire (антропометричесской плащаницы). При помощи этого жеста Кляйн интегрировал новых реалистов в свое произведение.

В мае Кляйн зарегистрировал формулу международного синего цвета Кляйна (International Klein Blue, IKB) и получил патент.

Летом Ив Кляйн создал первые Космогонии - "Cosmogonies at Cagnes-sur-Mer".

19 октября Кляйн совершил "Le Saut dans le vide" (Прыжок в пустоту), а в ноябре, во время Фестиваля авангардного искусства в Париже, опубликовал его снимок.

1961

После публичной демонстрации антропометрий в 1960, на которую критика отреагировала неоднозначно, Кляйн стал знаменитостью в Европе. Однако выставка "le Monochrome" в Галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке в 1961 закончилась провалом.

В 1961 выставка "Ив Кляйн: монохромы и огонь" состоялась в Музее Haus Lange в Крефельде, Германия. Это была самая большая прижизненная выставка художника. Он показал синие, розовые и золотые монохромы, архитектурные рисунки, "Mur de feu" (стену огня), которая состояла из пятидесяти горелок, расположенных в пять рядов. В день окончания выставки Кляйн создал первую огненную живопись, а чуть позднее - монументальные работы такого же плана в исследовательском центре французской газовой компании около Парижа.

В мае-июне 1961 Ив Кляйн принял участие в первой выставке нового реализма, организованной Пьером Рестани - "A quarante degrés au-dessus de Dada" (сорок градусов выше Дада), которая прошла в J Gallery в Париже. В выставке принимали участие Арман, Сезар, Хайнс, Тэнгли, Villeglé, Дюфрен, Rotella и Spoerri. Рестани опубликовал текст, который Кляйн не принял. Позднее в этом же году прошел Первый фестиваль нового реализма в Галерее Muratore в Ницце и аббатстве Roseland. После этого Кляйн, Raysse и Хайнс объявили о роспуске группы Нового реализма.

17-18 июля Ив Кляйн устроил сессии антропометрий в Париже, которые были сняты Paolo Vavera для фильма Gualterio Jacopetti Mondo Cane ("Собачий мир"), который должен был быть показан на Каннском фестивале.

21 ноября прошла выставка Кляйна "Monochrome: Il nuovo realismo del colore" в галерее Apollinaire в Милане.

1962

21 января 1962 Ив Кляйн и Rotraut Uecker поженились, каждый аспект свадебной церемонии в церкви Saint-Nicolas-des-Champs в Париже был скрупулезно разработан художником.

На Каннском фестивале Кляйн посетил показ «Mondo Cane», он был унижен тем, в каком ключе в фильме были представлены он сам и его работа. Вечером у него случился первый сердечный приступ, а в день вернисажа выставки «Donner à voir» в Creuze gallery в Париже - второй. Умер Кляйн от следующего сердечного приступа 6 июня 1962 в своем доме в Париже, успев создать большое количество работ и оказав заметное влияние на развитие искусства. Его сын, Ив, родился после смерти отца в Ницце в августе 1962. Кляйн похоронен на маленьком кладбище в La Colle-Sur-Loup (Альпы).

Творчество

Монохромные работы и международный синий цвет Кляйна

Хотя Кляйн начал создавать монохромные работы еще в 1949, а показал их впервые в 1950, первая демонстрация широкой публике состоялась в 1955-1956: в Club des Solitaires (1955) и в Gallery Colette Allendy (1956). На этих выставках были представлены оранжевые, желтые, красные, розовые и синие монохромные полотна. Кляйн был разочарован реакцией публики, которая восприняла окрашенные одним цветом холсты как вид яркой абстрактной интерьерной живописи. С этого момента он решил использовать только синий цвет. Следующая выставка «Proposte Monochrome, Epoca Blu» в Gallery Apollinaire, Милан, январь 1957, включала 11 одинаковых синих холстов, окрашенных пигментом ультрамарин разведенным с синтетической смолой «Rhodopas». Обнаруженный с помощью дилера Эдуарда Адама, эффект заключается в том, что сохранялась яркость пигмента, который, как правило, становился тусклым, когда использовался с льняным маслом. Кляйн позднее, в мае 1960, даже запатентовал этот рецепт и получил патент. Формула включала в себя определенное количество "Rhodopas MA", состоящего из этилового спирта и этилового ацетата. Изменяя концентрацию пигмента и типа растворителя, краски могут быть применены с помощью кисти, валика или распыления. Этот цвет, напоминающий ляпис лазурь, которую использовали в средневековой живописи, стал знаменитым «международным синим цветом Кляйна» (англ. International Klein Blue, IKB, шестнадцатеричный код #002FA7). Выставка получила положительный отклик критиков и имела коммерческий успех, была показана затем в Париже, Дюссельдорфе и Лондоне. Парижская выставка в Iris Clert Gallery в мае 1957 сопровождалась хеппенингом: 1001 синий воздушный шар был запущен в честь открытия, синие почтовые карточки были разосланы в качестве приглашения.

Пустота

Для следующей выставки в Iris Clert Gallery в апреле 1958 Кляйн решил показать пустоту - «Le Vide» («Вакуум»). Он убрал все из галерейного пространства, за исключением большого шкафа, покрасил все поверхности белым, затем установил сложную процедуру входа в день вернисажа. Окно галереи было закрашено синим, синий занавес висел в вестибюле, рядом стояли гвардейцы в синем. Более 3000 человек были вынуждены стоять в очереди, чтобы посетить пустое пространство.

Космогонии

Кляйн создавал картины самыми разными способами, включая неортодоксальные. Например, подставлял под дождь специальным образом подготовленную бумагу. Полученные в результате картины он назвал космогониями. Первые Космогонии Кляйн создал летом 1960. Холст, покрытый синей краской, был закреплен на крыше автомобиля на протяжении поездки из Парижа в Cagnes-sur-Mer, и был подвергнут воздействию ветра, дождя и пыли. Ив сделал и другие работы такого рода, используя следы тростника, дождя и т.п.

Огненная живопись

Также Кляйн использовал огонь(Огненная живопись). Первую огненную живопись художник создал в 1961, в день закрытия своей выставки в Крефельде, Германия, поднося большие листы бумаги или картона к огню газовых горелок (из них состояла одна из работ на выставке - "Стена огня"). Чуть позднее Кляйн создает огненную живопись большого формата в исследовательском центре французской газовой компании около Парижа. Как и в космогониях и антропометриях, огненная живопись является отпечатком (в данном случае - следы огня). Кляйн использовал укрепленный картон, который горел медленнее обычного. Кроме того он объединил действия воды и огня таким образом, чтобы печать пламени включал также следы воды.

Monogolds

В 1960 Кляйн на выставке Antagonismes, организованной Музеем декоративных искусств в Париже, впервые показал "Monogold frémissant". Кляйн создал серию Monogolds между 1960 и 1961, используя золото как драгоценный и символический материал. Некоторые работы объединяли серию прямоугольников в композицию; некоторые были сделаны из подвижных листов золота, закрепленных на панели, которые двигались при малейшем дыхании; третьи были рельефами с полированной поверхностью.

Антропометрии

Антропометриями Кляйн называл картины, созданные при помощи отпечатков человеческого тела на полотне. Первые эксперименты с техникой «живых кистей» прошли летом 1958 - Кляйн покрывал синей краской обнаженное тело молодой женщины, которая оставляла отпечатки своего тела на листах бумаги, расстеленных на полу. В 1960 он провел публичную демонстрацию антропометрий - девушек, вымазанных «международным синим цветом Кляйна» волочили по лежащему на полу холсту под аккомпанемент Монотонной симфонии (произведение исполнялось на одной ноте в течение десяти минут, потом следовала пауза также десять минут).

Прыжок в пустоту

19 октября Кляйн совершил Le Saut dans le vide ("Прыжок в пустоту") в Fontenay-aux-Roses, сфотографированный Harry Shunk и John Kender, которые сделали множество различных снимков (репетиция "прыжка" прошла до этого в Париже). 27 ноября, во время Фестиваля авангардного искусства в Париже, Ив Кляйн опубликовал Dimanche - четыре страницы в формате воскресного выпуска парижской ежедневной газеты Франс-Суар (France-Soir). На первой странице была фотография Saut dans le vide, озаглавленная "Un homme dans l’espace! Le peintre de l’espace se jette dans le vide" (Человек в космосе! Художник космоса бросает себя в пустоту).

Оформление оперного театра Гельзенкирхена

Для оперного театра, который был разработан и декорирован интернациональной командой художников и архитекторов, Кляйн создал шесть монументальных произведений, играющих важное значение в его творчестве: четыре синих, высотой десять метров, работы с рельефом-губкой (две предназначались для длинной стены главного зала, две - для помещения на нижнем уровне) и два 7х20 метров монохрома для боковых стен главного зала. Работы были дополнены армированными рельефами, покрытыми натуральной губкой и окрашенными синим.

Ив Кляйн (28 апреля 1928, Ницца, - 6 июня 1962, Париж, Франция) - французский художник-новатор.

Биография Ива Кляйна

Ив Кляйн родился 28 апреля 1928 в Ницце на юге Франции в семье художников. Его отец, индонезийского происхождения голландец, художник-постимпрессионист, мать – художник-ташист.

С 14 до 18 лет Ив учился в Высшей школе торгового мореходства и Высшей школе восточных языков. Художественного образования не получил и большую часть жизни зарабатывал как инструктор по дзюдо.

В 19 лет он открыл для себя эзотерическую книгу «Космогония Розенкрейцеров», которую ежедневно скрупулезно штудировал на протяжении последующих 5 лет.

Позже Кляйн со своим другом Клодом Паскалем вступил в общество розенкрейцеров. В 20 лет он посетил Италию, затем 11 месяцев служил в армии в Германии. В 21 год он с Паскалем переехал в Лондон, где продолжил занятия дзюдо. Когда Иву было 22 года они переехали в Ирландию, в клуб верховой езды. В 23 года он уехал в Мадрид изучать испанский язык.

Изначально друзья планировали совершить кругосветное путешествие, но у Паскаля возникли проблемы со здоровьем. В Испании Кляйн стал членом клуба дзюдо, подружился с его директором, Фернандо де Сарабия, сыном издателя. В 24 года Ив прибыл в Йокогаму, потом переехал в Токио и поступил в Институте Кодокан, самый престижный центр дзюдо. Он провел в Японии почти полтора года, посещая институт и преподавая французский язык японским и американским студентам. За это время Кляйн написал книгу о дзюдо и получил чёрный пояс. В 25 лет он вышел из общества розенкрейцеров.

По возвращении в Париж в 26 лет, несмотря на выход его книги «Основы дзюдо», Ива не приняли во французскую федерацию дзюдо.

Творчество Кляйна

По приглашению Фернандо де Сарабия, он приехал в Испанию, где в гравировальной студии Фернандо под Мадридом опубликовал две коллекции монохромов (картин, написанных одним цветом), которые он создавал в течение последних нескольких лет в своих путешествиях.

10 цветных пластин состояли из вырезанных на бумаге одноцветных прямоугольников и сопровождались указанием размеров в миллиметрах и мест их создания (Мадрид, Ницца, Токио, Париж). В этой первой публичной художественной акции Ив поднял вопрос об иллюзии в искусстве. Клод Паскаль написал предисловие к альбомам, которое состояло из черных линий вместо текста.

В том же году Ив вернулся в Париж и на Салон, посвящённый абстрактной живописи, «Новые реалии», предложил оранжевый монохром под названием «Выражение вселенной цветом оранжевого свинца». Это была прямоугольная деревянная панель, равномерно покрытая матовой оранжевой краской и подписанная монограммой YK. Жюри отклонило работу. Тогда же состоялась выставка Кляйна в Клубе Пасьянсов частного салона издательского дома Лакосте а чуть позже – выставка «Ив, монохромные предложения» в парижской галерее Colette Allendy. Там он познакомился с Марселем де Мюратом, рыцарем Ордена лучников святого Себастьяна.

Месяц спустя Кляйн был избран кавалером этого Ордена и выбрал девиз: «За цвет! Против линии и рисунка!».

Share

Все прогрессивное человечество знает, об особом оттенке синего, имеющем название «Международный синий Ива Кляйна».
Ив Кляйн был одним из самых выдающихся послевоенных создателей современного искусства Франции. Его работы вдохновили многих последователей, предвосхитили поп-арт и другие течения. Кляйн всегда был большим оригиналом и считал, что жест в работе художника может быть даже важней самого искусства.
Свою художественную карьеру Кляйн начал с создания серии монотонных картин, которые пародировали обычные каталоги. Но посетители выставки принялись искать связь между цветами и тем, что они представляют, что противоречило задумке автора. Поэтому впредь Кляйн решил сконцентрировать на единственном цвете - синем.


Особый оттенок синего был разработан при участии химиков фармацевтической компании Rhone Poulenc. Предполагается, что необычной яркости и насыщенности удалось добиться благодаря смешению сухих пигментов с поливинил ацетатом. В последствии Кляйн даже запатентовал этот цвет дав ему название International Klein Blue (IKB).
В начале карьеры Кляйна его синий цвет был центральной точкой всего массива работ художника. Из синего создавались разнообразные монохромные полотна и объекты, а также проводились перформансы, во время которых моделей покрывали этим пигментом.

Паскаль и Кляйн лелеяли планы о кругосветном путешествии, но осуществить их не удалось в связи с проблемами со здоровьем у Клода. В 1951 году Кляйн отправился в Мадрид изучать испанский и записался в местный клуб дзюдо. Вскоре он сдружился с директором клуба Фернандо Франко де Сарабия, чей отец оказался солидным издателем.

В 1952 году Кляйн посетил родину дзюдо, Японию. Он пробыл в стране в общей сложности 15 месяцев и занимался преподаванием французского. Кляйн издал книгу, посвящённую искусству дзюдо, надеясь популяризовать его в Европе. В 1953 году он отозвал членство в Ордене розенкрейцеров. По возвращении на родину Кляйн обладал четвёртым даном, что было высшим разрядом среди европейцев на тот момент.

В 1954 году в Париже вышла в свет работа Кляйна Les Fondements du Judo («Основы дзюдо»). Он рассчитывал возглавить Французскую Федерацию дзюдо, однако был вынужден переехать в Испанию. В мае при поддержке де Сарабия были опубликованы два сборника его монохромов: Yves Peintures и Haguenault Peintures. Предисловие к изданиям написал Клод Паскаль, оно представляло собой четыре чёрных линии вместо печатного текста. Монохромы представляли собой вырезанные из цветной бумаги прямоугольниками с подписями, указывающими их точный размер в миллиметрах и где они были сделаны: Токио, Париж, Ницца и т.п. К концу года Кляйн вернулся во Францию.

Монохромы

Искусство всё больше завладевало умом Кляйна. Уже весной 1955 года молодой художник подал заявку на участие в Салоне новых реалистов. Он предложил оранжевый монохром под названием «Expression de l’univers de la couleur mine orange», но жюри отклонило работу, под тем предлогом, что, если бы на её поверхности присутствовала хотя бы малейшая точка или чёрточка, её ещё бы могли рассмотреть, но «чистый цвет – нет, нет, в самом деле, этого недостаточно, это невозможно!». Тем не менее, в октябре того же года состоялась первая публичная персональная выставка Кляйна. Она прошла в Club des Solitaires, в частном салоне издательства Lacoste. Специально для мероприятия художник написал небольшую теоретическую работу, в которой пояснил свою концепцию монохромов.

«Я пришёл к убеждению, что в каждом цвете присутствует целый мир, и я выражаю эти миры, — писал он, — Кроме того, мои картины воплощают идею абсолютного единства в совершенной ясности; абстрактная идея представляется абстрактно, что поставило меня в один ряд с абстрактными художниками. Но я спешу сообщить вам, что абстракционисты не понимают её и упрекают меня, среди прочего, за отказ создавать взаимоотношения между цветами. Я считаю, что, к примеру, «жёлтый» цвет вполне самодостаточен для создания настроения и атмосферы «за пределами понимания»; кроме того, оттенки жёлтого бесконечны и могут быть интерпретированы бесчисленным количеством способов».

В 1956 году Кляйн познакомился с Ирис Клер, владелицей небольшой студии в Париже. В феврале-марте прошла ещё одна выставка монохромов в галерее Colette Andy. Экспозиция называлась «Yves, Propositions Monochromes». Известный французский критик и куратор Пьер Рестани написал в качестве пригласительных довольно провокационный текст. На вернисаже Кляйн познакомился с рыцарем Ордена лучников святого Себастьяна Марселем де Мюра. Уже в марте художник присоединился к Ордену, выбрав девиз: «За цвет! Против линии и рисунка!».

Публика воспринимала монохромы Кляйна в качестве декоративных элементов или интерьерной живописи. В результате он отказался от использования каких-либо цветов, кроме синего. Исключением стали лишь алхимический золотой (серия Monogolds) и розовый – цвет закатного неба. Целью было провозглашено полное погружение зрителя в восприятие полноты и бесконечности одного цветового пространства.

Синий период

В 1957 году в Галерее Аполлинера в Милане Кляйн впервые выставил монохромы синего цвета. Это были одиннадцать абсолютно идентичных полотен форматом 78 на 56 см, подвешенных на кронштейнах на расстоянии 20 см от стен. Один из монохромов позднее приобрёл видных художник-авангардист Лючио Фонтана.

К синему цвету Кляйн пришёл через чтение выдающегося французского философа и искусствоведа Гастона Башляра, много писавшего о поэтике стихий, увлечение розенкрейцерством с его богатым символизмом и, разумеется, через мировое искусство: от чистой небесной синевы на полотнах Джотто до геометризаций Пита Мондриана.

Размышления Башляра о голубизне неба были многократно процитированы Кляйном как в публичных выступлениях, так и в собственных теоретических наработках: ««в течение нескольких часов глядя на нежную и тонкую голубизну неба, с которого изгнаны все объекты, мы поймем, что воображение воздушного типа действует в такой зоне, где значимости грезы и представления взаимозаменимы в своей минимальной реальности. Прочие виды материй вызывают затвердение объектов. … Именно здесь грезы поистине получают глубинное измерение. Под влиянием грез голубое небо «углубляется». Греза не любит плоских образов. И вскоре, как это ни парадоксально, у воздушной грезы только и остается, что глубинное измерение. Два других измерения, которыми забавляются грезы живописные и «нарисованные», теряют всякую онирическую ценность. И тогда мир поистине предстает по ту сторону зеркала без амальгамы. В нем есть воображаемая потусторонность, потусторонность чистая, но «этой стороны» нет. Сначала нет ничего, затем появляется глубокое ничто и, наконец, – голубая глубина».

В мае 1957 года прошли две выставки в галереях Ирис Клер и Колетт Алленди. Официально начало «синему периоду» было положено на открытии выставки у Клер. Оно было отмечено запуском 1001 синего воздушного шарика. Художник назвал это действо аэростатической скульптурой. В галерее Colette Allendy Кляйн представил первый экземпляр так называемой «огненной» живописи (изображение в самом деле было получено путём обжигания) – Feux de Bengale-tableau de feu bleu d’une minute. Он также наметил пути дальнейшего развития: использование чистого цвета, энвайронмент, скульптура.

Летом 1957 года выставка Кляйна прошла в Лондоне, в Gallery One. 26 июня в Институте современного искусства вспыхнули ожесточённые споры о творческих методах Кляйна, в которых приняли участие сам художник и его соратник Рестани. Пресса раздула скандал, но он привлёк дополнительное внимание общественности.

Через год Кляйн был удостоен чести оформить фойе оперного театра в Гельзенкирхене, Германия. Работа проходила под руководством архитектора Вернера Рунау и заняла в общей сложности 14 месяцев. Для создания рельефов были использованы морские губки – они были выкрашены в синий. В розенкрейцерстве губки символизируют «изобилие духовных миров в океане». Также существует версия, что по замыслу самого Кляйна губки символизировали зрителей, впитывающих наследие мировой культуры, приходя в оперу.

Весной 1958 года Кляйн впервые совершил паломничество в монастырь Святой Риты в Италии. В конце апреля он организовал иллюминацию синим светом Обелиска на Place de la Concorde. Художник хотел таким способом предварить открытие выставки Le Vide («Вакуум») в галерее Iris Clert, однако мероприятие было сорвано, так как он не получил соответствующее разрешение.

«Новые реалисты». Антропометрии. Космогонии

Летом Кляйн начал экспериментировать с «антропометриями»: это были огромные холсты с отпечатками выкрашенных натурщиц. Современные исследователи видят в этих антропометриях истоки боди-арта. Чаще всего художник стремился получить достаточно чёткий отпечаток, но иногда отказывался от силуэтов и ограничивался размазыванием пигмента. При всём их разнообразии антропометрии можно условно разделить на две большие группы – «позитивные» и «негативные». В первом случае на холсты наносились отпечатки, во втором – тела обводились краской из аэрографа. К некоторым антропометриям Кляйн пририсовывал детали или добавлял пейзаж вручную.

Осенью художник совершил повторное паломничество в монастырь Святой Риты и подарил монастырю один из своих монохромов.

В 1959 году Кляйн принял участие в выставке Vision in Motion в Антверпене и прочитал лекцию «Эволюция искусства к нематериальному» в Сорбонне. Летом он экспонировал свои монохромные барельефы, выполненные из губок, в Галерее Iris Clert. В октябре художник выставлялся в Галерее Лео Кастелли в Нью-Йорке и Государственном Музее в Леверкузене. В декабре была опубликована важная теоретическая работа – Le Dépassement de la problématique de l’art («Преодоление проблематики искусства»).

23 февраля 1960 года Кляйн в присутствии Рестани сделал синие отпечатки моделей Жаклин и Ротро на больших холстах. Работа была озаглавлена как Célébration d’une nouvelle Ere anthropométrique («Празднование нового антропометрического периода»). В марте антропометрия была воспроизведена на глазах у парижской публики. Под звуки Монотонной симфонии три девушки полностью обнажились, выкрасили себя синей краской и оставили следы на холстах, полу и стенах галереи. После зрители были приглашены к дискуссии.

В мае Кляйн зарегистрировал формулу собственной краски под названием «Международный синий Ива Кляйна» (IKB, International Klein Blue), отличавшейся невероятной интенсивностью. Вопреки расхожему мнению, патента он не получал, но лишь зарегистрировал формулу в Institut national de la propriété industrielle (INPI). Особенность красителя, который Кляйн разработал совместно с парижским поставщиком Эдуаром Адамом, заключалась в том, что ультрамариновый пигмент был смешан с поливинилацетатом – синтетической, матовой связующей смолой. Благодаря этому краска получилась исключительно насыщенной. Адам до сих пор продаёт эту краску в своём магазине на Бульваре Эдгар-Куине на Монпарнассе, она носит название «Médium Adam 25».

19 октября в ходе Фестиваля авангардного искусства в Париже Кляйн совершил перфоманс, ставший одним из самых знаменитых за всю историю XX века – Le Saut dans le vide («Прыжок в пустоту»). Снимок, фиксирующий момент «падения» художника, был опубликован в специальной, изданной им самим однодневной газете Dimanche от 27 ноября. Фотография была названа «Человек в космосе» и подписана следующим образом: «художник пространства бросается в пустоту». Для постановки падения были приглашены приятели Кляйна по клубу дзюдо – они держали брезент, на который и приземлился художник. Шунк Кендер произвёл дальнейший фотомонтаж и убрал всё лишнее.

27 октября 1960 в Парижской квартире Кляйна был подписан манифест группы «Новых реалистов», объединения, куда вошли сам Кляйн, Рестани, а также Арман, Жан Тэнгли, Мартиал Райс и некоторые другие. Художники поставили целью интеграцию повседневной жизни в искусство посредством новейших методов. Они положили начало акционизму и объектному искусству. Первая версия манифеста была написана Рестани ещё в апреле и провозглашала: «новый реализм – новый способ восприятия действительности».

На следующий день, по свидетельству Пьера Рестани, Кляйн организовал настоящее священнодействие. Он пригласил натурщиц, а также художников из группы «Новых реалистов» — Армана, Тэнгли и самого Рестани – для участия в создании очередной антропометрии.

Следующим этапом стали «космогонии» – Cosmogonies at Cagnes-sur-Mer. Художник стремился в буквальном смысле повелевать стихиями и обрабатывал полотна огнём, воздухом (ветром) и водой. Вместо человеческих тел он стал использовать листья и наносить их отпечатки. Однажды он специально приехал в Ниццу, чтобы изготовить «отпечаток ветра». Для этого он натянул бумагу на холст и прикрепил его к багажнику собственной машины. Кляйн говорил: «я ревную к картине, которая известна под именем Природа. Однако же мир для меня на самом деле не картина, а обширный театр событий».

Между 1960 и 1961 гг. Кляйн изготовил серию Monogolds frémissant – монохромы нетипичного для себя золотого цвета. Они были выполнены из подлинных позолоченных пластинок, которые приходили в движение от малейшего дуновения и даже дыхания. Также в серию вошли рельефы с позолоченной поверхностью. Символизм золота, которое само по себе является объектом вожделения и повышает ценность любого предмета, выполненного из него, был раскрыт в двух направлениях. В рельефе Le Silence est d’Or («Молчание – золото») угадываются отпечатки монет; в монохроме Ci-gît l’espace («Космос – здесь») виден след золотого листа. Золото, по выражению художника, «оплодотворяет картину и дарует ей вечную жизнь». Золото – материал, ведущий к нематериальному.

Уже в 1961 году Кляйн начал дистанцироваться от группы «Новых реалистов», поскольку не разделял увлечения Рестани дадаистами и ставил перед собой совершенно иные задачи. В мае-июне он принял участие в их последней выставке, после чего было объявлено о роспуске группы.

Чуть позже в немецком городе Крефельд с успехом прошла выставка «Ив Кляйн: монохромы и огонь». В экспозицию вошли монохромы, архитектурные эскизы,«огненная стена» (Mur de feu) из пятидесяти горелок, а также образцы огненной живописи.

В день закрытия выставки художник продемонстрировал процесс создания огненных картин в исследовательском центре французской газовой компании. Он писал: «Моя цель… в том, чтобы зафиксировать след чувствования человека в современной цивилизации и потом зафиксировать след того, что и образовало эту цивилизацию, — а именно огня. И всё это потому, что пустота всегда была предметом моего вожделения; и я верил, что в глубине, в сердце пустоты, так же как и в человеческом сердце, горят огни». Самая первая пиротехническая работа Кляйна носила название «Бенгальские огни: картина на одну минуту» и, по существу, представляла собой полноценный перфоманс: выкрашенная в международный синий картина сжигалась, и тем самым материальное трансформировалось в нематериальное.

В 1962 году в программу Каннского фестиваля вошёл итальянский псведодокументальный фильм Mondo Cane («Собачий мир») режиссёров Паоло Кавара, Гуалтьеро Якопетти и Франко Проспери.

Короткометражная лента, которая должна была длиться 12 минут, была урезана до 5, монотонная симфония была заменена на посторонний саундтрек, модели были выставлены в неприглядном виде – в результате монтажа создавалось впечатление полуразвратных действий. Процесс создания антропометрий был продемонстрирован в искажённом виде.

Униженный тем, в каком свете в фильме были выставлены его работы, Кляйн получил сердечный приступ в вечер показа. В день вернисажа выставки Donner à voir у него случился повторный приступ.

6 июня того же года Кляйн скончался в своём доме в Париже, ему было 34 года. Его похоронили на небольшом кладбище в Альпийском местечке La Colle-Sur-Loup.

Последней работой Кляйна стала синяя статуя Ники Самофракийской.

Наследие и влияние

Ив Кляйн является одной из ключевых фигур послевоенного европейского искусства и важнейшим художником второй половины XX века. Он считается предтечей боди-арта и лэнд-арта и оказал влияние на движения арте повера и живопись действия. Долгое время критики – особенно американские – ошибочно причисляли его к неодадаистам. Однако философия Кляйна была прямо противоположна дада, а его творчество стало водоразделом между модернистским и постмодернистским искусством.

Сегодня большая часть наследия Ива Кляйна хранится в музее Galerie Gmurzynska. В 2006 году полотно RE 46 (1960 г.) вошло в пятёрку самых дорогостоящих работ на аукционе Christie’s. Монохром был продан за рекордные 4, 720 000 долларов.

Ив Кляйн — французский художник.
Ив был одной из наиболее значительных фигур послевоенного европейского искусства. Блестящий шоумен, Кляйн представляет в искусстве двадцатого столетия новую тенденцию, согласно которой личность художника важнее его произведений.
Ив родился в 1928 году в семье художников.
Его отец, Фред Кляйн, голландец индонезийского происхождения, писал картины в стиле постимпрессионизма, а мать, Мари Раймон, была заметной фигурой в ташизме.
С 1942 по 1946 год Кляйн учился в Высшей школе торгового мореходства и Высшей школе восточных языков, художественного образования он не получил и большую часть жизни зарабатывал как инструктор по дзюдо.
А с 1946 по 1954 годы у Ива начинается эпоха странствий Италия, Германия, Англия, Ирландия, Испания, Япония (кстати находясь там Кляйн написал книгу о дзюдо и получил черный пояс)
После возвращения в Париж в 1954 надежды Кляйна занять положение во французской федерации дзюдо не оправдались, несмотря на публикацию его книги «Основы дзюдо». Ив решил покинуть Францию и переехал в Испанию по приглашению Фернандо Франко де Сарабия. Там Ив Кляйн опубликовал две коллекции монохромов в гравировальной студии Фернандо около Мадрида. Предисловие Паскаля Клода состояло из черных линий вместо текста. Десять цветных пластин состояли из одноцветных прямоугольников, вырезанных на бумаге и сопровождавшихся указанием их размеров миллиметрах. Каждая пластина указывала разные места создания: Мадрид, Ницца, Токио, Париж. Эта работа стала первым публичным жестом Кляйна, в ней он поднял вопрос об иллюзии в искусстве. В конце 1954 Кляйн вернулся из Испании в Париж.
В феврале-марте 1956 состоялась выставка «Yves, Propositions Monochromes» в галерее Colette Allendy в Париже. На ней Кляйн встретил Marcel Barillon de Murat, рыцаря Ордена лучников святого Себастьяна, который пригласил его присоединиться к Ордену. В марте Кляйна назвали кавалером Ордена в церкви Saint-Nicolas-des-Champs в Париже. Он выбрал девиз: «За цвет! Против линии и рисунка!» (кстати в юности Кляйн несколько лет состоял в обществе розенкрейцеров откуда вышел в бытность свою в Японии)
В 1957 Ив Клян выставил одиннадцать синих картин идентичного формата (78 x 56 см) в галерее в Милане. Работы висели на кронштейнах на расстоянии 20 см от стены. С этого момента принято отсчитивать начало "синего периода" в творчестве художника. С тех пор каждая выставка художника была событием а частенько и скандалом.
Например в апреле 1958 года в Iris Clert Gallery Кляйн решил показать пустоту — «Le Vide» («Вакуум»). Он убрал все из галерейного пространства, за исключением большого шкафа, покрасил все поверхности белым, затем установил сложную процедуру входа в день вернисажа. Окно галереи было закрашено синим, синий занавес висел в вестибюле, рядом стояли гвардейцы в синем. Более 3000 человек были вынуждены стоять в очереди, чтобы посетить пустое пространство.
Антропометриями Кляйн называл картины, созданные при помощи отпечатков человеческого тела на полотне. Первые эксперименты с техникой «живых кистей» прошли летом 1958 — Кляйн покрывал синей краской обнаженное тело молодой женщины, которая оставляла отпечатки своего тела на листах бумаги, расстеленных на полу. В 1960 он провел публичную демонстрацию антропометрий — девушек, вымазанных «международным синим цветом Кляйна» волочили по лежащему на полу холсту под аккомпанемент Монотонной симфонии (произведение исполнялось на одной ноте в течение десяти минут, потом следовала пауза также десять минут).
Вообще Кляйн создавал картины самыми разными способами, включая неортодоксальные. Например, подставлял под дождь специальным образом подготовленную бумагу. Полученные в результате картины он назвал космогониями. Первые Космогонии Кляйн создал летом 1960. Холст, покрытый синей краской, был закреплен на крыше автомобиля на протяжении поездки из Парижа в Cagnes-sur-Mer, и был подвергнут воздействию ветра, дождя и пыли. Ив сделал и другие работы такого рода, используя следы тростника, дождя и т.п.
Также Кляйн использовал огонь(Огненная живопись). Первую огненную живопись художник создал в 1961, в день закрытия своей выставки в Крефельде, Германия, поднося большие листы бумаги или картона к огню газовых горелок (из них состояла одна из работ на выставке - "Стена огня"). Чуть позднее Кляйн создает огненную живопись большого формата в исследовательском центре французской газовой компании около Парижа. Как и в космогониях и антропометриях, огненная живопись является отпечатком (в данном случае - следы огня). Кляйн использовал укрепленный картон, который горел медленнее обычного. Кроме того он объединил действия воды и огня таким образом, чтобы печать пламени включал также следы воды.
В 1960 Кляйн на выставке Antagonismes, организованной Музеем декоративных искусств в Париже, впервые показал "Monogold frémissant". Кляйн создал серию Monogolds между 1960 и 1961, используя золото как драгоценный и символический материал. Некоторые работы объединяли серию прямоугольников в композицию; некоторые были сделаны из подвижных листов золота, закрепленных на панели, которые двигались при малейшем дыхании; третьи были рельефами с полированной поверхностью.
Кляйн считал свои работы больше чем просто авангардные поиски он поскольку с юности был увлечен Космогония Розенкрейцеров старалася с помощью своих произведений как мне видится постигнуть строение мира проникнуть в его законы и разгадать тайну Бытия.
Думаю Клян ощущалсебя не столько художником сколько алхимиков пытающимся найти философский камень и разгадать наконец формулу Бога.