Иван Саввич Никитин — интересные данные и факты из жизни. Краткая биография никитина ивана саввича и интересные факты из его жизни для детей Биография никитина интересные факты

Иван Саввич Никитин (1824-1861) - русский поэт.
Родился в семье торговца свечами Саввы Евтихиевича Никитина (1793-1864). Учился в духовной семинарии. Семинария дала Никитину многое, однако казенная и скучная система образования юноше не нравилась, и свое отношение к этому укладу жизни он потом выразит в «Дневниках семинариста» (1861).
В 1844 году отец Никитина купил на улице Кирочной постоялый двор и поселился с сыном здесь. Однако пьянство и буйный характер отца привели семью к разорению, вынудившему Никитина бросить семинарию и стать содержателем постоялого двора.
Самые ранние из сохранившихся стихотворений относятся к 1849 году, многие из них носят подражательный характер. Дебютировал в печати стихотворением «Русь», написанным в 1851 г., но опубликованном в «Воронежских губернских ведомостях» только 21 ноября 1853 г., то есть уже после начала Крымской войны. Патриотический пафос стихотворения сделал его весьма злободневным.
В дальнейшем стихотворения Никитина печатались в журналах «Москвитянин», «Отечественные записки» и других изданиях.
После первых публикаций Никитин вошёл в кружок местной интеллигенции, сложившийся вокруг Николая Ивановича Второва. Близкими друзьями Никитина стали сам Второв и ещё один из участников кружка, Михаил Фёдорович Де-Пуле (будущий душеприказчик, биограф и редактор изданий сочинений Никитина).
Оставаясь содержателем постоялого двора, Никитин много занимался самообразованием, изучая французский и немецкий языки, а также произведения русских и зарубежных писателей (Шекспира, Шиллера, Гёте, Гюго и других). В 1859 г. Никитин воспользовался ссудой в 3000 рублей, полученной при посредничестве друзей от известного предпринимателя и мецената Василия Александровича Кокорева, и открыл в центре Воронежа книжный магазин с читальней, который быстро стал одним из центров культурной жизни города.
В первый отдельный сборник (1856) вошли стихотворения на самые разные темы, от религиозной до социальной. Сборник вызвал разноречивые отклики. Второй сборник стихотворений вышел в 1859 году. Прозаический «Дневник семинариста» напечатан в «Воронежской Беседе за 1861 г.» (1861).
Никитин считается мастером русского поэтического пейзажа и преемником Кольцова. Главные темы в поэзии Никитина - родная природа, тяжкий труд и беспросветная жизнь крестьян, страдания городской бедноты, протест против несправедливого устройства жизни.
Крупнейшее поэтическое произведение Никитина, поэма «Кулак», начата была в октябре 1854 г. Первая редакция была закончена к сентябрю 1856 г. Вторая редакция, в которую поэт внёс существенные исправления, была закончена к началу 1857 г. Первая публикация - отдельным изданием в 1858 г. (дата цензурного разрешения - 25 августа 1857 г.).
Слово «кулак» обозначало во времена Никитина не зажиточного крестьянина, как это установилось позднее, а совсем другой социальный тип. По Далю, кулак - «перекупщик, переторговщик… на базарах и пристанях, сам безденежный, живёт обманом, обсчётом, обмером». В центре поэмы Никитина - образ именно такого кулака, воронежского мещанина Карпа Лукича. Этот разорившийся купец с трудом добывает средства к жизни мелким мошенничеством на рынке, не может выбиться из жестокой бедности, пьянствует и тиранит своих домашних. Поэт показывает нам в разных жизненных ситуациях характер этого лица, внутреннюю жизнь его дома, судьбу его домашних (жены и дочери). В поэме сильны автобиографические черты: главный герой и его жена во многом напоминают родителей поэта.
Поэма вызвала одобрительные отзывы критиков.
На слова Никитина написано более 60 песен и романсов, многие - очень известными композиторами (Направник, Калинников, Римский-Корсаков). Некоторые стихотворения Никитина, положенные на музыку, стали популярными народными песнями. Наиболее известен «Ухарь-купец» («Ехал на ярмарку ухарь-купец...…»), подвергшийся в народной версии сокращению и переделке, которые совершенно изменили нравственный смысл стихотворения.
В 2009 году композитор Александр Шарафутдинов записал на стихи Никитина альбом песен «Радость и Кручина».
Скончался И.С. Никитин от чахотки 16 октября 1861 года в Воронеже, где и был похоронен. Со временем кладбище ликвидировали, на его месте построили цирк. Могилу И.С. Никитина и ещё несколько могил, одна из которых - захоронение другого известного поэта А.В.Кольцова, не тронули. Это место огорожено и называется «Литературный некрополь».

Иван Саввич Никитин (1824-1861) родился и вырос в весьма зажиточной купеческой семье. Юный отрок довольно рано освоил грамоту - любовь к чтению и прогулкам по живописным окрестностям позже проявится в гениальных стихотворениях в стиле пейзажной лирики.

Восьми лет от роду в 1833 году Иван поступает в духовное училище, которое успешно заканчивает, а вот семинарию ему закончить не удастся - из-за тяжелых семейных обстоятельств (смерть матери, пьянство и разорение отца) мальчик рано вынужден быть единственным кормильцем своей семьи. Поработав немного в свечной лавке, Иван продает семейный свечной завод и становится содержателем постоялого двора, странствующий люд и простонародная обстановка которого впоследствии приведут к народническим мотивам в его творчестве.

Первые серьезные попытки поэтического творчества были замечены еще во время учебы в духовной семинарии, правда первая публикация стихов состоялась только в 1853 году, в газете «Воронежские губернские новости». Первое напечатанное стихотворение «Русь» сразу принесло молодому поэту Ивану Никитину известность и популярность, его заслуженно сравнивали с известным поэтом А.В. Кольцовым. Также в семинарии все отметили особую музыкальность поэта, впоследствии более 60 стихотворений будут положены на музыку («Здравствуй, гостья-зима», «В темной роще замолк соловей», «Зашумела, разгулялась» и др.).

Очень ярко проглядывают в творчестве писателя религиозно-философские мотивы, их отголосок присутствует как в пейзажной лирике («Встреча зимы», «Утро»), так и в произведениях, описывающих тяжкую жизнь простого люда («Пахарь», «Нищий», «Мать и дочь»). Будучи глубоко верующим христианином, автор не раз обращался в своем творчестве к евангельско-духовной теме («Молитва», «Сладость молитвы», «Новый завет»).

Не обошла стороной творчество поэта и любовная лирика («Догорела свеча»). За год до своей смерти поэт влюбляется в прекрасную образованную девушку Наталию Антоновну Матвееву, настоящую ценительницу его яркого и в тоже время глубокого таланта.

Творческий путь поэта был далеко не безоблачным - первый сборник стихотворений подвергся разгромной рецензии Н.Чернышевского, что нанесло поэту тяжкую душевную травму. Расцвет творчества был совсем недолог - выпуск последнего сборника стихов датируется 1859-м годом. Далее поэт трудится над окончанием поэмы «Тарас» и повестью «Дневник семинариста». В 1861 году А. Некрасовым было предложено сотрудничество на любых условиях в литературном журнале «Современник». Это событие было большой творческой победой для молодого, но уже опытного писателя, но, в связи с тяжелой болезнью, реализовать себя до конца ему так и не удалось.

16 ноября 1861 года 37-летний поэт умирает от тяжелой формы чахотки. Похоронят его рядом с могилой поэта А.Кольцова на Ново-Митрофаньевском кладбище.

Пламенный патриот, печальник русского народа, искренне верующий христианин - Иван Саввич Никитин не только был примером для подражания своих современников, но и вдохновителем сонма последователей его гениального творчества - Плещеева, Сурикова, Минаева, Есенина, Твардовского.

Замечательный русский поэт жил во времена царской России в девятнадцатом веке в трудном дореформенном периоде. Это обстоятельство оказало огромное влияние на развитие его таланта и на все его творчество. С раннего детства ему была знакома наполненная лишениями и страданиями жизнь простого народа и крепостных крестьян. Во всех его творениях отражены в полной мере бесправность, безысходность, нужда и тяжкий труд людей из низших сословий, к которым принадлежала подавляюще огромная доля российского населения.

Представителям данных сословий поэт искренне сочувствовал и относился к ним в соответствии с христианскими традициями, поддерживая нуждающихся на только добрым словом, но и оказывая им реальную помощь. Основная часть творчества литератора представляет собой поэтическую пейзажную лирику, которая, помимо прочего, содержит религиозный уклон и имеет философскую направленность. По своему творческому стилю является преемником традиций, заложенных Кольцовым.

Поэт вышел из купеческой семьи

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже в небогатой, но достаточно обеспеченной купеческой семье. Его отец был владельцем небольшого завода по производству свечей, который было бы правильнее назвать кустарной мастерской. У него была лавка, в которой он торговал свечами.

Грамоте его обучал сапожник

Грамоту маленький Иван освоил рано. Помог в этом ему сосед, который был сапожником. Только научившись складывать буквы, Иван начал сочинить свои первые стихи.

Учеба в семинарии

Когда Ивану исполнилось восемь лет, отец отправил его в духовное училище. После окончания училища он изъявил желание быть священником и поступил в духовную семинарию. Семинария сыграла большую роль в становлении поэта, но его не устраивала существовавшая система образования и принятые там порядки. Позже он об этом напишет в «Дневниках семинариста».

Учась в семинарии, Никитин всерьез увлекся поэзией и сам много сочинял. Увлечение литературой открыло перед ним новые горизонты, ему удалось вырваться за пределы мещанского мировоззрения и обрести внутреннюю свободу.

Владелец постоялого двора

Семинарию Иван Никитин так и не закончил. Тяжелый характер и пьянство его отца в конечном итоге закончились разорением. Потом умерла его мать. Сложившиеся обстоятельства вынудили Ивана забросить учебу и заняться содержанием постоялого двора, который был куплен вместо проданного завода. Больше десяти лет он постоянно проводит в общении с приезжающими людьми, которые представляли разные социальные группы и сословия.

Приходилось ему выполнять и черную работу, включая подметание двора. Потом еще долгое время пришлось выплачивать накопленные долги. Но несмотря ни на что начинающий поэт не забросил увлечения литературой и продолжал писать стихи. Поддержки и одобрения творчества у отца, который был приверженцем мещанских взглядов, он так и не нашел.

Первые публикации

Впервые Иван Никитин принял решение опубликовать свои стихи в 1853 году. Они были напечатаны в издававшейся в Воронеже газете «Губернские ведомости». Вскоре стихи патриотического содержания появились и на страницах других изданий, что было весьма актуально, так как в те годы была Крымская война. В 1856 году издается первый сборник стихов Никитина. Следующий сборник выходит в 1859 году. Критики поставили творчество Никитина на один уровень с Кольцовым и увидели в нем мастера пейзажа и воспевателя нелегкой доли простого народа.

В 1857 году поэт завершил работу над поэмой «Кулак», которая пользовалась большим успехом у читателей и получила признание и высокие оценки критиков. Ее главный герой, мещанин Карп Лукич, был разорившимся купцом, жил за счет мелкого обмана и не мог выйти из бедности. В семье он был настоящим деспотом и беспробудным пьяницей. Герой поэмы сильно напоминал по складу характера отца Никитина.

Открытие Никитиным в Воронеже книжного магазина

В 1859 году поэт благодаря содействию друзей берет ссуду на сумму три тысячи рублей, так как собственных гонораров для реализации его замысла было недостаточно. На эти деньги он открывает в Воронеже книжный магазин. При этом магазине была организована читальня, что позволило ему стать одним из главных центров культуры в Воронеже.

Болезнь и смерть

В 1855 году Иван Никитин сильно заболел, простудившись при купании. Болезнь затянулась и переросла в чахотку. Весной 1861 года он снова серьезно простудился, что вызвало резкое ухудшение общего состояния здоровья. Туберкулезный процесс значительно ускорился. Уровень медицины тех лет практически не оставлял надежд на выздоровление. Скончался поэт 16 октября того же года в возрасте всего лишь 37 лет. Похоронили его в Воронеже, где поэт и прожил всю свою короткую жизнь.

Отражение творчества поэта в музыкальной культуре

Его произведения великолепно ложатся на музыку и послужили источником вдохновения для многих русских композиторов. На стихи Никитина было сочинено свыше 60 песен и романсов, среди которых многие стали популярными. Есть песни, которые превратились в народные. Пожалуй, самой известной из них является «Ухарь-купец». Тут, правда, следует отметить, что текст народной версии песни претерпел существенные изменения, повлиявшие на изначальное смысловое содержание.

Память о поэте

  • В честь Ивана Никитина названы улицы в Воронеже, Липецке, Новосибирске.
  • На Никитинской площади Воронежа в 1911 году был открыт памятник поэту, проект которого был разработан скульптором И.А. Шуклиным.
  • В 1924 году в Воронеже в доме, в котором Иван Никитин жил с 1846 года, был образован литературно-мемориальный Дом-музей Никитина.
  • Именем поэта названа одна из гимназий Воронежа.
  • В СССР выпускались почтовые марки с изображением Никитина, а в 2011 году почта России выпустила тираж открыток, на которых изображен упомянутый выше памятник поэту в Воронеже.

Ivan Nikitin Карьера: Писатель
Рождение: Россия» Воронежская область» Воронеж, 21.9.1824
Никитин Иван Саввич - известный поэт. Родился 21 сентября 1824 г. в Воронеже, в семье мещанина, торговца свечами.

В 1839 г. Никитин поступил в воронежскую семинарию. Во время пребывания в ней Никитина торговые дела его отца пошатнулись, и он стал пить и выказывать свой крутой нрав. Под влиянием его пьянства и деспотизма начала пить и мама Никитина. В доме создалась чертовски тяжелая атмосфера, и Никитин нимало забросил занятия. В 1843 г. он был уволен "по малоуспешности, по причине нехождения в класс". Но, обращая всего ничего внимания на учебные занятия, Никитин в семинарии горячо отдался чтению. Полюбившему литературу, увлеченному Белинским, наполненному высокими стремлениями и поэтическими грезами, Никитину пришлось немедленно же потом выхода из семинарии окунуться в самую тяжелую житейскую прозу и засесть за прилавок в свечной лавке отца. В это время тот стал пить ещё больше. Его здание, свечной предприятие и лавочка были проданы. На вырученные капиталы папа Никитина завел постоялый двор. Никитин стал там хозяйничать, сам выполняя все обязанности дворника. Несмотря на тяжелую жизненную обстановку, Никитин не опустился духовно. Окруженный средой, которая не могла осознать его, он замкнулся в самом себе. В ноябре 1853 г. Никитин послал три стихотворения в "Воронежские Губернские Ведомости". Одно из них - патриотическое "Русь" - доставило поэту популярность в Воронеже. Стоявшие тогда во главе "Воронежских Губернских Ведомостей" Н.И. Второв и К.О. Александров-Дольник, приняли живое участие в Никитине и ввели его в группировавшийся примерно них круг местной интеллигенции. С 1854 г. стихотворения Никитина стали являться в "Москвитянине", "Отечественных Записках", "Библиотеке для чтения". Печать отнеслась к поэту сильно сочувственно. Успех, масса новых впечатлений, теплое, дружеское касательство Второва и членов его кружка, ободряюще подействовали на Никитина, отчужденность и нелюдимость пропали, он был настроен бодро, как собак нерезаных работал. Но жизнерадостное расположение омрачалось расстройством здоровья. В 1856 г. появился сборник стихотворений Никитина, к которому критика отнеслась прохладно или отрицательно. Наиболее отрицательно отозвался о сборнике Чернышевский в "Современнике". Выступив на литературное поприще, Никитин не переменил жизненной обстановки, продолжая и позже 1853 г. содержать постоялый двор. Отец его продолжал пить, но семейные отношения в 1854 - 56 годы немного улучшились; ситуация постоялого двора в настоящее время уже не так угнетала поэта, вращавшегося в кругу от всего сердца расположенных к нему интеллигентных людей. В 1854 - 56 годы Никитин основательно работал над своим самообразованием, как собак нерезаных читал, занялся изучением французского языка. После отъезда в 1857 г. из Воронежа Второва, тот, что стал самым близким другом Никитина, и позже распадения Второвского кружка стихотворец с чрезвычайной остротой почувствовал сызнова тягота жизненной и семейной обстановки, пессимистическое расположение с большей силой захватило его, творческое возбуждение сменилось резким упадком творческих сил, сомнением в своем даровании. В 1858 г. вышла большая поэма Никитина - "Кулак". Критика встретила "Кулака" крайне сочувственно; с громадный похвалой отнесся к поэме между прочим Добролюбов; таковый же счастливый момент "Кулак" имел и у публики: менее чем посредством год потом его выхода он уже разошелся, принеся Никитину достаточно немаловажный барыш. Несмотря на угнетенное расположение и болезненное состояние Никитин в 1857 - 58 годы по-прежнему продолжал участливо присматривать за русской литературой, знакомиться с иностранной, читая Купера, Шекспира, Гюго, Гёте, Шенье, стал заниматься немецким языком, переводя Шиллера и Гейне. В 1857 - 58 годы стихотворец сотрудничал в "Отечественных Записках" и "Русской Беседе". При содействии В.А. Кокорева, давшего Никитину взаймы 3000 р., он открыл в 1859 г. книжный шоп и библиотеку для чтения. В 1859 г. Никитин выпустил свежеиспеченный сборник стихотворений, встреченный критикой значительно холоднее, чем "Кулак". Весь 1859 г. стихотворец проболел; небольшое улучшение здоровья чередовалось с ухудшением. Сначала 1860 г. его самочувствие стало поправляться, расположение сделалось больше жизнерадостным, литературная производительность поднялась, заинтересованность к общественной жизни сызнова повысился. Летом 1860 г. стихотворец побывал в Моск

ве и Петрограде. Книжная торговлишка Никитина шла достаточно благополучно. Во второй половине 1860 г. Никитин чувствовал себя неплохо, невпроворот работал, написал большое прозаическое произведение "Дневник семинариста", напечатанный в "Воронежской Беседе на 1861 г." и вызвавший сочувственные отзывы критики. Расстроившееся к концу 1861 г. самочувствие Никитина к началу 1861 г. опять улучшилось, наступил сызнова взлет сил. Он принимает деятельное участие в собраниях сгруппировавшегося рядом М.Ф. Де-Пуле кружка, в местной культурной работе, в организации в Воронеже общества распространения грамотности и в учреждении воскресных школ. В 1859 - 1861 годы Никитин помещал свои произведения в "Отечественных Записках", "Народном Чтении", "Русском Слове" и "Воронежской Беседе". В мае 1861 г. Никитин очень простудился. Эта простуда, обострив туберкулезный ход, оказалась роковой. За все время продолжительной болезни стихотворец испытывал самые тяжелые физические страдания. К ним прибавились нравственные, причиной которых был папа, продолжавший, несмотря на тяжелую хворь сына, новости давний образ жизни. Скончался Никитин 16 октября 1861 г. Самые ранние, из сохранившихся произведений Никитина, относятся к 1849 г. Обособленность и сосредоточенность, развитые тяжелыми жизненными условиями, наложили отпечаток на творчество Никитина 1849 - 1853 годов. Его поэтическая сфера была ограничена; он, главным образом, вращался в области личных переживаний, окружающая существование привлекала всего ничего внимания. Игнорируя ее, стихотворец другой раз рисовал то, чего ни при каких обстоятельствах не видел, в частности, море ("Ночь на берегу моря", "На западе светило пылает", "Когда Невы, окованной гранитом..."). В поэзии Никитин за тот самый отрезок времени времени ослепительно проявились влечение осмыслить бытие, ощущение неудовлетворенности ею, терзание от несоответствия ее с мечтами и стремлениями; успокоение поэту давали натура и религиозная вера, которые примиряли его на время с жизнью ("Поле", "Вечер", "Когда закат прощальными лучами...", "Когда единственный, в минуты размышленья...", "Новый Завет" и др.). Но Никитин все-таки в 1849 - 1853 годы не замкнулся всецело в сфере личных ощущений и переживаний, в его творчестве этого времени уже заметны зачатки интереса к окружающей жизни, народу, уже звучат общественные мотивы ("Тишина ночи", "Оставь невеселый твой рассказ", "Певцу", "Мщение", "Нужда"). Никитин ещё не разобрался тогда в общественных вопросах, был казенно-патриотически настроен ("Русь"), но уже видел зло в общественной жизни, негодовал на него, возмущался, уже призывал поэта биться с ним ("Оставь нерадостный твой расклад...", "Певцу"). В 1849 - 1853 годы Никитин находился всецело во власти литературных влияний. Наиболее здорово было воздействие Кольцова, в особенности в отношении формы ("Весна на степи", "Русь", "Жизнь и смерть", "Успокоение", "Песня", "Наследство" и др.). Никитин великолепно овладел Кольцовской формой и стихом, и некоторые его стихотворения в этом отношении не уступают Кольцову ("Весна на степи", "Русь"). Наряду с влиянием Кольцова, в поэзии Никитина 1849 - 1853 годов обнаруживается воздействие Лермонтова ("Ключ", "Когда закат прощальными лучами...", "Юг и Север", "Засохшая береза", "Я помню счастливые годы...", "Наскучив роскошью блистательных забав..." и др.), Пушкина ("Лес", "Война за веру" и др.) и др. поэтов. Воздействие литературных источников весьма проявляется в мыслях и идеях, высказываемых Никитиным в стихотворениях с философским элементом, которые занимали достаточно видное местоположение в его поэзии 1849 - 1853 годов. В этих стихотворениях страсть сколько искусственности, риторики ("Дума", "Развалины", "Кладбище", "Наскучив роскошью блистательных забав..." и др.). Личные переживания играют видную образ в творчестве Никитина и затем 1853 г., но наряду с ними, обнаруживается крупный заинтересованность поэта к окружающей жизни, к народному и мещанскому быту и психологии. После 1853 г. в поэзии Никитина стали кроме того выражаться в известной степени тутошний колорит, этнографический ингредиент, заинтересованность к истории местного края. Казенно-патриотическое расположение, захватившее Никитина ещё до 1854 г., проявляется и следом ("Новая борьба", "Донцам", "Уж как был молодчина.

..", "На взятие Карса"), но к 1856 г. оставляет поэта. Религиозная настроенность, обнаруживающаяся в творчестве Никитина 1849 - 1953 годов, достаточно шибко проявилась в 1854 г. ("Моление о Чаше", "Сладость молитвы", "С.В. Чистяковой"), но затем пропала. В поэзии Никитина в 1854 - 1856 г., так же, как и раньше, видно воздействие других поэтов: Кольцова ("Измена", "Не широк мой двор...", "Бобыль", "Уж как был молодчина...", "Отвяжися, депрессия...", "У кого нет думы..."), Лермонтова ("Друг"), Пушкина ("Кулак", "Новая борьба") и др., но в значительно меньшей степени, чем прежде, все больше обнаруживается тяготение сходить своей дорогой. Изучение рукописных текстов Никитина, сохранившихся о нем материалов с несомненностью устанавливает, что в его творчестве 1854 - 1856 годов большую образ сыграло воздействие Второва и членов его кружка. К 1857 г. Никитин уже целиком определился как стихотворец. В его поэзии после этого этого года общественные мотивы занимали видное местоположение, но не исчерпывали всего ее содержания, он по-прежнему уделял значительное участливость личным переживаниям и природе; социальный ингредиент не подавил художественного. Развивавшиеся понемногу поэтические силы Никитина к 1861 г. стали пышно расцветать, но кончина прервала тот самый расцвет; они не успели обнаружиться совершенно. Никитин не выявил всех таившихся в нем возможностей. Наиболее значительное местоположение в поэзии Никитина занимают стихотворения, посвященные обрисовке народного быта. В них ослепительно выразилась самая искренняя, глубокая влюбленность к народу, горячее сочувствие его тяжелой доле, страстное охота улучшения его положения. Но вкупе с тем Никитин трезво смотрел на народонаселение, не идеализировал его, рисовал его правдиво, не замалчивая темных сторон, отрицательных бес народного характера, в частности, грубости, семейного деспотизма ("Упрямый отец", "Порча", "Дележ" и др.). Никитин был в полном смысле слова городской житель; хотя он и бывал в окрестностях Воронежа, но гостил в имениях помещиков; в настоящей деревне, посреди крестьян, в условиях их быта он ни в жизнь не жил. Материал для обрисовки народного быта и психологии давали Никитину, главным образом, извозчики, останавливавшиеся на его постоялом дворе, и вообще приезжие в Воронеж крестьяне. Ограниченность поля наблюдения народной жизни сказалась в поэзии Никитина, он не нарисовал широкой, всеобъемлющей картины жизни народа, не выявил во всей полноте и многообразии народной психологии, но дал строй хотя и разрозненных, отрывочных, но живых картин, в которых правдиво обрисованы социально-экономическое положение народа, народные печали и скорби, некоторые стороны народного быта, справедливо подмечены характерные черты народной психологии и нравов ("Мщение", "Старик-другоженец", "Ссора", "Жена ямщика", "Упрямый отец", "Купец на пчельнике", "Бурлак", "Порча" ("Болезнь"), "Рассказ крестьянки", "Дележ", "Выезд ямщика", "Староста", "Полночь", "Темно в горенке...", "Нищий", "Деревенский бедняк", "Пряха", "Ехал из ярмарки ухарь-купец...", "Мертвое тело", "Старый слуга", "За прялкой дама в поняве сидит..."). Наряду с крестьянством, Никитин уделил значительное внимательность мещанству, посвятив ему поэму "Кулак". Она сверх меры растянута, некоторые типы обрисованы бледно, но герой поэмы - мещанин-кулак, очерчен великолепно, дана верная и яркая характеристика мещанства, его психологии. В развитии общественного элемента в творчестве Никитина известную образ сыграл Некрасов, но его воздействие не являлось той главной силой, которая дала ориентация поэзии Никитина, определила ее, и в общем не было крайне значительным. Несмотря на сходство мотивов и настроений, в ней без малого отсутствуют такие характерные черты Некрасовской музы, как сатира и ирония. (Восторженное поклонение Некрасову, увлечение его поэзией в 1857 г. сменилось в Никитине в 1960 г. грубо отрицательным касательство к нему, выразившимся в стихотворении "Поэту-обличителю".) Поэт-общественник, Никитин дал немного стихотворений, которые приподнято стоят по искренности, глубине общественных чувств, по силе гражданской скорби, творческого подъема ("Разговоры", "Опять знакомые виденья!..", "Постыдно гибнет наше время!.."). В изображении субъективны

х переживаний Никитину удавалось добиваться здоровенный прочувствованности, силы и красоты, как, в частности, в знаменитом стихотворении "Вырыта заступом яма глубокая...", которое не только является лучшим созданием поэта, но и принадлежит к наиболее замечательным и трогательным произведениям русской поэзии. Никитин с детства полюбил природу, мог слиться с ней, чувствовать ее душу, распознавать оттенки ее красок и дал строй прекрасных и ярких ее картин, в которых проявил себя талантливым пейзажистом ("Вечер после этого дождя", "Буря", "Утро", "19 октября", "Рассыпались звезды, дрожат и горят...", "Смеркает день. В бору темнеет...", "В темной чаще замолк соловей...", "Помнишь? - с алыми краями..." и др.). "Дневник семинариста", оставшийся единственной попыткой Никитина изведать свою силу в художественной прозе, показывает, что в этой области он мог бы занять видное местоположение посреди современных ему бытописателей-реалистов. "Дневник семинариста", напечатанный прежде знаменитых "Очерков бурсы" Помяловского, имел для своего времени большое общественное значение: Никитин осветил без малого незатронутую тогда ещё область. Творчество Никитина узко связано с его жизнью и личностью, в нем хоть отбавляй автобиографического элемента. Тяжелая, мрачная, только с небольшими и немногими просветами, бытие Никитина, зачастую обострявшаяся и мучившая его немочь наложили основательный отпечаток на его творчество: в нем преобладают нерадостные тона, красной нитью проходят глубокая депрессуха и скорбь ("Еще единственный потухший день...", "Я помню счастливые годы...", "С суровой долей я раньше времени подружился...", "В лесу", "В саду", "Лампадка", "Незаменимая, бесценная утрата!..", "Детство веселое, детские грезы...", "Бедная юность, дни невеселые...", "Вырыта заступом яма глубокая..." и др.). Источником скорби Никитина были не одни только личные жизненные условия, но и вся окружающая существование с ее непримиримыми социальными контрастами, с ее злом, ужасом и человеческими страданиями. Наряду с печалью и скорбью, другими характерными чертами поэзии Никитина являются: простота, искренность, прочувствованность, гуманность и драматизм. По своим художественным достоинствам произведения Никитина весьма неравноценны: посреди его стихотворений, в особенности до 1854 г., есть достаточно невпроворот слабых, являющихся скорее прозой, выраженной стихами, чем поэзией, но, наряду с этим, у него есть строй стихотворений, облеченных в изящную художественную форму, полных поэтического чувства, написанных красивыми музыкальными стихами. В общем, Никитин по своему художественному дарованию не был весьма крупной величиной, но его поэзия приподнято стоит по проникающему ее гуманизму, по глубокой искренности, прочувствованности и высоте душевной настроенности. Эта край поэзии Никитина привлекла к нему общественные симпатии, создала широкую популярность.

Иван Саввич Никитин был известным русским поэтом. Он появился на свет 21 сентября 1824 года в Воронеже. Его отец торговал свечами и до поры до времени был, довольно, зажиточным человеком. В 1839 году в возрасте 15 лет Ваня Никитин поступил в духовную семинарию, где проучился 4 года. Пока он находился в семинарии, дела отца несколько пошатнулись, что стало причинно пристрастия отца к «беленькой», вследствие чего начались побои матери. Кстати, мать Никитина попала под дурное влияние мужа, и так же как и он начала злоупотреблять алкоголем, что не могло не сказаться на учебе Ивана. Из-за того, что атмосфера в доме была крайне напряженной, Никитин начал много часто пропускать занятия, за что и был отчислен с формулировкой «малоуспешности».

Но кое-чему семинария все же смогла научить Никитина. Не столько из-за учебных занятий, сколько из-за своей открывшейся страсти к чтению, Никитин посещал это учебное заведение. Он горячо увлекся Белинским, и одухотворенный его произведениями покинул семинарию. Дальше биография Никитина складывается не совсем просто. «Вольная жизнь» оказалась суровой и жестокой, и вынудила Никитина начинать приучать в себя к непростым реалиям. Окунувшись в мир, полный забот, хлопот и необходимости зарабатывать деньги, он начал работать в лавке отца. Отец его все продолжал выпивать и, спустя какое-то время продал и свечной завод, и лавку. На те немногие деньги, которые он сумел выручить за продажу свечной лавки, отец Никитина принял решение открыть постоялый двор, куда устроил сына, чтобы он работал там в качестве дворника. Несмотря на тяжелые условия, которые его окружали, Никитин старался держаться и не падать духом, не опускаться до уровня некоторых людей, которые его окружали, даже несмотря на то, что сделать это было, довольно, сложно.

В 1953 году Никитин послал свои стихотворения в известные в то время «Воронежские губернские ведомости». Стихотворение «Русь» было настолько патриотическим, что принесло поэту известность в Воронеже. Редакторы «Ведомостей» Н.И Второв и К.О Александров-Дольник, заинтересовались Никитиным и даже приняли решение о том, чтобы представить его некоему кружку интеллигенции, который существовал в то время.

Постепенно, начиная где-то с 1854 года, стихотворения Никитина стали печататься в «Москвитянине», «Библиотеке для чтения», «Отечественных записках». Вроде бы, все стало потихоньку налаживаться, дружеское отношение авторов и редакторов к Никитину подействовали на него ободряюще, апатия и уныние стали постепенно пропадать, Никитин в то время активно писал. Все, чего он сумел добиться за такой небольшой промежуток времени, а именно - успех на писательском поприще, теплые и дружеские отношения Никитина с коллегами, доброжелательность Второва и членов его кружка возымели свое действия - Никитин перестал замыкаться в себе и больше не был отчужденным и постоянно подавленным. Но высокий жизненный тонус Никитина и его хорошее настроение омрачала одна вещь - проблемы со здоровьем.

В 1856 году, вышел в свет сборник стихотворений Никитина, который вызвал крайне холодное отношение критиков, а именно, Чернышевского, который очень резко и в неприятных тонах высказал свое мнение о сборнике в «Современнике».

Помимо писательской деятельности, Никитин не забывал о своей работе и продолжал смотреть за постоялым двором отца. Несмотря на то, что отец Никитина так и не оставил своей пагубной привычки выпивать, отношения между ними улучшились - видимо, сказался тот факт, что Никитин больше так не расстраивался из-за проблем в семье, как раньше. Причиной этому стало то, что он вращался в писательских кругах, и у него фактически не оставалось времени на переживания, да и было у него любимое занятие, которому он посвящал все свое свободное время. В период с 1854 по 1856 гг. Никитин много времени посвящал самообразованию, увлеченно читал, занимался и даже принял решение начать изучать французский язык.

1857 год стал для Никитина непростым, можно даже сказать, тяжелым. Дело в том, что в это время, его самый близкий друг и соратник, Второв, уехал в другую страну, оставив его практически одного. Это событие стало причиной того, что Никитин вновь стал ощущать упаднические настроения, и как будто, заново ощущал свои семейные проблемы и невзгоды. Это не могло не сказаться на отношении к самому себе, как к поэту; он начинает сомневаться в себе, в своем творческом даровании, в писательском таланте.

1858 год стал годом, когда входит в свет поэма Никитина под названием «Кулак», к которой критика, как ни странно, отнеслась положительно и тепло. Сам Добролюбов выказал свое положительное отношение к поэме. Помимо отзывов критиков, поэма разошлась крупным тиражом и стала приносить Никитину стабильный неплохой доход. В эти годы, Никитин снова решает, что пора заняться самообразованием, и в этот период особо активно изучает произведения Шиллера, Гюго, Гёте, Шенье и др., начал изучать немецкий язык, чтобы потом переводить Гейне и Шиллера на русский. Вообще, 1857-1858 годы для Никитина стали периодом, когда поэт активно печатался в таких изданиях, как «Отечественные записки», «Русская беседа», и другие. Ему в то время очень сильно помог В.А. Кокарев, который одолжил взаймы Никитину около 3000 рублей (по тем временам это были очень приличные деньги). На эту сумму Никитин принимает решение открыть собственный магазин, и в 1859 году осуществляет свою мечту, открыв сразу - и магазин и библиотеку, в которую можно было приходить и читать книги.

В том же 1859 году Никитин издает сборник стихотворений, который к большому сожалению самого автора не пользовался такой же большой популярностью как предыдущая его работа, да и критики отнеслись к этим стихам довольно прохладно. Это не могло отрицательно не сказаться на его самочувствии, и следующие полтора года Никитин боролся то с приступами слабости, то наоборот замечал, что уровень его жизненного тонуса подскакивает вверх.

На следующий год, в 1861 году, Никитин решил отправиться в Москву и Петроград на отдых. Вернувшись оттуда, всю оставшуюся часть года он пребывает в приподнятом настроении и даже пишет довольно объемное произведение под названием «Дневник семинариста», которое позже было издано в уже известном к тому времени журнале «Воронежские беседы». Но и эти его старания остались неоцененными, и снова волна сочувственных отзывов нахлынула на Никитина с новой силой.

К концу того же года Никитин почувствовал себя хуже, а затем его здоровье вдруг улучшилось. Никитин собрался с духом и продолжил свою деятельность в литературном кружке, который образовался вокруг некоего М.Ф. Де-Пуле. А также Никитин продолжает работать над открытием воскресных школ и над проблемой общего повышения грамотности учащихся.

В мае 1861 года Никитин подхватил сильную простуду, которая впоследствии привела к такому тяжелому заболеванию, как туберкулез, который и стал финальным аккордом в его жизни. Пока Никитин лечил это заболевание, он очень плохо себя чувствовал, еле передвигался и не имел ни моральных, ни физических сил, чтобы заставить себя что-то сделать. А вот его отец, к примеру, остался совершенно слеп и глух к болезни сына, и продолжал злоупотреблять алкоголем, как и раньше.

Самые первые работы этого автора датируются 1849 годом. Рассматривая творчество Никитина в целом, можно сделать однозначный вывод о том, что пережитые им страдания, душевная тоска, грусть и ощущение некоторой безысходности, так или иначе, наложили свой отпечаток на все его творчество. Возможно, все дело было в том, что еще с молодости, он любил уходить сам в себя и оставаться равнодушным к тому, что происходило вне его сознания. Никитин честно старался абстрагироваться от тоски и грусти, которые стали постоянными компонентами в его жизни, и даже писал произведения о вещах, которых ему не приходилось видеть ни разу в жизни. Так, к примеру, некоторые его стихотворения были посвящены морю, такому глубокому, синему и безграничному, а ведь он его никогда не видел.

Вся поэзия Никитина насквозь пропитана желанием поэта осмыслить и осознать жизнь, попытаться хоть немного изменить ее, даже если эта задача, в конце концов, оказывалась ему не по силам. Его мечты не соответствовали реальности, а стремление закрывать на очевидные вещи глаза, просто убивало его. Но, все же сумев хоть немного перебороть себя и наклонность творчества, Никитин в 1849-1853 годы, как мог, старался не замыкаться на собственных переживаниях, пытался заинтересоваться окружающими его вещами, и в итоге, свет увидели некоторые из его общественных мотивов, под названием «Тишина ночи», «Оставь печальный твой рассказ», «Певцу», «Мщение» и «Нужда».

В те годы, Никитин был еще слишком молод, чтобы иметь собственную, устоявшуюся точку зрения на множество проблем, а потому, произведения тех лет, немного отдают казенным патриотизмом («Русь»), лишь только, спустя некоторое время, он начинает видеть зло и несправедливость в окружающей его действительности. Он начинает выказывать первые свои протестующие ноты, призывает людей бороться со злом и злыми деяниями, а также с корыстными мотивами, которыми, по его мнению, обладали слишком многие из его окружения («Оставь печальный твой рассказ», «Певцу» и т.д.).

В период с 1849 по 1853 годы Никитин зачитывался произведениями других авторов, пытаясь найти в них ответы, на возможно неразрешенные вопросы. Самое сильное влияние в тот момент на Никитина оказывал Кольцов, особенно, касалось это формы его писательской деятельности («Весна на степи», «Русь», «Жизнь и смерть», «Успокоение», «Наследство», «Песня» и многие другие.) Никитин настолько проникся стилем Кольцова, что большинство его произведений того времени по манере изложения было крайне сложно отличить от трудов самого Кольцова.

Кроме Кольцова большое влияние на Никитина в период с 1849-1853 гг. оказывают работы М. Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина и прочих известных поэтов того времени. Постепенное осмысление жизненных реалий и некоторых загадок человеческой души, а также человеческого сознания, во многом определили направленность работ Никитина того времени. В них слишком много риторической темы, некой искусственности («Дума», «Кладбище», «Развалина»).

1853 г. не является окончательным в такого рода произведениях, периоды жизни Никитина и после 1853 года будут отличаться воздействием лишних переживаний и сложных выводов и раздумий. Но, помимо этого, в его произведениях начинают все активнее звучать нотки этнических элементов и народного колорита («Новая борьба», «Донцам», «На взятие Карса» и др.). А вот его такие произведения, как «Моление о Чаше», «Сладость молитвы», наоборот, пропитаны религиозными мотивами.

В большинстве ранних произведений Никитина отчетливо чувствуется влияние М.Ю.Лермонтова, А.С. Пушкина («Кулак», «Новая борьба», «не широк мой двор», «Измена», «Уж как был молодец» и «Бобыль»), но, вместе с тем, нельзя не отметить, что также более активным становится и желание Никитина найти все-таки свою собственную стезю, и как можно меньше поддаваться влиянию других авторов. Несмотря на такое желание Никитина, все же в его произведениях, которые относятся к периоду с 1854 по 1856 год, угадывается воздействие, которое оказывал на него Второв и члены его литературного кружка (как вы помните, Никитин был активным участником данной организации). И лишь к 1857 году можно отнести тот факт, когда его в литературных кругах начинают воспринимать, как самостоятельную творческую единицу, а не как копирку творчества многих авторов, которые были известны задолго до него самого.

После 1857 года произведения этого автора являют собой самое прямое и непосредственное отражение его душевных переживаний, проблем, забот и размышлений, которые, к сожалению, оказывались не всегда такими красочными и яркими. Время шло к 60-м годам, и вместе с тем, как поэт совершенствовался и развивался сам Никитин, который к этому времени научился философски подходить к проблемам окружавшей го действительности. И, даже, невзирая на то, что Никитин не сумел, как он полагал, в полной мере, раскрыть свой талант, его стихи 1860 года отличаются уже гораздо большей самостоятельностью мышления и логически построенных выводов. Как только, он показал литературному миру, что и сам чего-то стоит, смерть внезапно нарушила все его планы и намерения. Так и не сумел Никитин полностью показать, на что способен и как он может еще писать.

Одной из самых сильных направленностей его творчества является этнографическая сторона его работ. Он сумел очень точно в своих произведениях передать народные традиции, обычаи и обряды, сумел подчеркнуть именно те достоинства жизни и быта простого народа, которые наиболее полно и точно раскрывают и обрисовывают картину народной жизни. Его искренняя привязанность к простому человеку, любовь к русской природе, сочувствие нелегкой доле, которая выпала многим крестьянам в то время, а также страстное и всепоглощающее желание хотя бы немного облегчить мучения и труд родного народа,- все это вкупе и дало свой результат, который отразился на его произведениях.

Еще одной уникальной способностью Никитина было умение объективно раскрывать и показывать стороны народной жизни. Несмотря на то, что он всем сердцем и всей душой любил свой народ и свою страну, он никогда не стремился целиком и полностью идеализировать его. Описывая в своих работах, как положительные, так и отрицательные черты народного характера, он пытался дать максимально беспристрастно подойти к этому вопросу, а, следовательно, и презирал все отрицательные черты, такие как деспотизм, грубость, пьянство и другие. Все эти отрицательные характеристики русского характера он высмеивал в своих произведениях «Упрямый отец», «Дележ», «Порча» и другие.

Но все же, несмотря на свою привязанность к сельским жителям, Никитина можно отнести к любителям городской жизни. Он хоть и наведывался изредка в окрестные села Воронежа, но преимущественно, предпочитал оставаться в городе.

Также, большое значение для Никитина, с точки зрения писательского таланта, оказал Некрасов, который в то время уже пользовался довольно большой известностью. Творчество Некрасова, в некотором смысле, определило направленность развития поэзии Никитина, так как, некрасовская сатира, ирония и поразительное чувство юмора, открывали в самом авторе новые грани и стороны. Но, как очевидно, вся жизнь Никитина состояла из резких контрастов, так, к примеру, в 1860 году он написал стихотворение, посвященное Некрасову, в котором в довольно резкой форме высказался о творчестве писателя и о его натуре, в целом.

Но, подводя итого всему вышесказанному, можно сделать один главный вывод - все творчество Ивана Никитина всегда, в той или иной мере, отражало его переживания и сомнения, постоянно мечущееся настроение передергивало направленность его произведений в сторону оптимизма и искренней веры и надежды на светлое будущее. Хотя буквально на следующий день Никитин уже писал стихи, полные горечи, пессимизма и ноток горькой иронии.

Все творчество Никитина имеет в себе большую долю автобиографичности, некоторые события, которые имели место быть в его жизни, навсегда оставили глубокий отпечаток в его многочисленных работах. Особенно, в то время, когда болезнь сковала Никитина, все его стихотворения (уже последние стихотворения) были насквозь пронизаны грустью и мрачными размышлениями и тяжкими думами. Главным источником негатива, который нашел свое точное отражение в его произведениях, было не только личное горе и постоянный стресс, в котором он пребывал, пока жил с пьянствующими родителями, но также и суровая социальная действительность, которая всегда мучила Никитина своей несправедливостью, и порой, жестокостью.

Никитин не являлся великим поэтом своего времени, но все что он делал, он делал с душой, с сердцем с искренним и честным отношением к себе, к работе и к людям. Именно поэтому его произведения (особенно некоторые из них) являются, поистине, апогеем гуманизма и человеколюбия- тех качеств, которые уже в то время являлись большой редкостью!

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Никитина Ивана Саввича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.