Зимний сад в детском саду: оформление по санитарным нормам и требованиям программы. Как оформить зимний сад: интересные идеи
Таня Бокарёва
Организация зимнего сада в МДОУ.
В наше время, когда в городах воздух сильно загрязнён, уровень шума превышает допустимый в разы, а экология становится всё хуже и хуже, так хочется, чтобы у наших детей был зелёный уголок, где они смогут не только отдохнуть, но и научиться беречь природу. Прекрасным решением этих задач стало создание зимнего сада В МДОУ детский сад комбинированного типа п. Иншинский.
Организация зимнего сада в МДОУ .
В современной экологической ситуации со своей очевидностью встаёт необходимость пропаганды и распространения экологических знаний, их научного обоснования, привития подрастающему поколению норм экологически правильного поведения.
В этом смысле организация зимнего сада на базе МДОУ решает многие значимые для дошкольного детства задачи экологического образования, а так же помогает активизации познавательно-речевой, трудовой и оздоровительной сфер деятельности ребёнка.
Зимний сад в МДОУ детский сад комбинированного появился в результате целенаправленной работы всех сотрудников и администрации детского сада . Его создание стало возможным благодаря наличию свободного помещения, которое отапливается и освещается при помощи естественного и искусственного освещения.
Главное участие в формировании материально- технической базы зимнего сада взяла на себя администрация МДОУ , а также воспитатели и родители воспитанников.
Подбором растений и животных, профессиональным уходом за ними, подготовкой почвы и т. д занимались все работники детского сада .
Одним из основных документов определяющих работу зимнего сада , является Положение о нём.
В нашем детском саду широко используется Программа по экологического воспитанию дошкольников. В рамках, которой осуществляется деятельность зимнего сада как одного из элементов экологизации развивающей среды в МДОУ . Разработан перспективный план развития зимнего сада в котором заняты дети, их родители и воспитатели.
Параметры Зимнего сада
Длина помещения – 9,5 м
Ширина помещения – 5 м
Общая площадь помещения – 45,5 м
Освещение зимнего сада
Естественное освещение (6 окон, общая площадь 33 м)
Искусственное освещение (4 лампы дневного цвета)
Выписка из протокола
От «___» ___20___г. №___
Заседания педагогического совета
В связи с актуальностью проблемы экологического образования дошкольников, в целях систематизации их знаний о растительном и животном мире, а так же проведения наблюдений и воспитательных мероприятий в условиях искусственно созданной природной зоны педагогический совет МДОУ принял решение :
1. Создать зимний сад
2. Составить план мероприятий по созданию и организации работы зимнего сада МДОУ "Детский сад посёлка Иншинский"
Председатель педсовета : ___/В. И. Федотова/.
Секретарь : ___/ /.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида п. Иншинский
Выписка из протокола
От «___» ___20___г. №___
О создании зимнего сада
На основании решения педагогического совета от «___» ___20__г.
И в соответствии с Положением о создании зимнего сада в МДОУ детский сад комбинированного вида п. Иншинский
ПРИКАЗЫВАЮ :
1. Создать зимний сад , в отведённом для него помещении.
2. Назначить ответственными :
Старшего воспитателя МДОУ ___ за разработку перспективного плана воспитательно-образовательной работы в зимнем саду ;
Заместителя заведующего по хозяйственной части МДОУ___
За закупку оборудования для зимнего сада и его оснащение ;
Воспитателя детского сада ___ за подбор растений и животных для зимнего сада , подготовку почвы и высадку растений;
Дежурных воспитателей (в соответствии с графиком в рабочем порядке) – за ежедневное содержание помещения в надлежащем санитарном состоянии, уход за животными и растениями.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Заведующая МДОУ : ___/В. И. Федотова/.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида п. Иншинский
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МДОУ ___
В. И. Федотова
От «___» ___20___г.
ПОЛОЖЕНИЕ О ЗИМНЕМ САДЕ
1.1 Зимний сад является искусственно созданным уголком природы, в котором содержатся яркие представители флоры и фауны, а также соблюдены нормы красоты и эстетики.
1.2 Деятельность зимнего сада строится в соответствии с Программой- воспитательно-образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях и осуществляется в рамках Программы по экологии «Экология вокруг нас» , реализуемая МДОУ .
2. Цели и задачи создания зимнего сада
2.1 Целью создания зимнего сада является формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к миру природы.
2.2 Достижению этой цели способствует решение следующих задач :
Развитие познавательного интереса к миру природы;
Ознакомление с представителями растительного и животного мира и история их названия.
Формирование экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;
Формирование умений и навыков наблюдений за природными обьектами;
Познавательно-речевое развитие детей в системе экологического образования;
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
Трудовое воспитание и формирование навыков самостоятельной деятельности в условиях искусственно созданной природной зоны.
3. Организация зимнего сада
3.1 Создание зимнего сада является результатом целенаправленной работы всех заинтересованных лиц. Оно возможно при соблюдении следующих условий :
Наличие помещения и оборудования, обеспечивающего сохранность экземпляров зимнего сада , условия для их существования, ухода за ними, демонстрации, а так же позволяющего проводить воспитательно-образовательную работу с детьми;
Формирование основной базы (растения и животные) и её разнообразие;
Разработка методической базы (положение, перспективный план работы, программа и т. д)
Наличие актива работников МДОУ , способных профессионально и систематически осуществлять свои функции (подбор растений и животных, профессиональный уход за ними, подготовка почвы и т. д)
3.2 Вопрос о создании зимнего сада решался педагогическим советом МДОУ .
4. Составляющие компоненты зимнего сада
4.1 Растения
Представители комнатных и дикорастущих растений разных природных зон.
4.2 Животные
Домашние животные
Аквариумные рыбы
4.3 Природный материал
Конструкция из камней.
Гербарии семян
4.4 Оборудование :
Инструментарий для работы по уходу за растениями зимнего сада ;
Кормушки и клетки для птиц и животных;
Аквариум;
5. Формы работы зимнего сада
5.1 Различные формы экологических занятий с детьми, способствующие активизации познавательно-речевой сферы;
5.2 Воспитательные мероприятия
5.3 Игры в системе экологического образования.
5.4 Трудовая деятельность
5.5 Праздники
6. Ответственные лица за работу зимнего сада :
Заведующая МДОУ - Федотова В . И
Заместитель по хозяйственной части МДОУ - Кравченкова Т . Н.
Воспитатель – Бокарёва Т. В.
Дошкольный возраст – первичный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, осознают свое взаимодействие с природой. Экологическое воспитание совсем недавно стало одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике. Практически все комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию, что позволяет в период дошкольного детства дать детям понимание природы, как общей ценности для всех людей.
Дошкольников заключаются в следующем:
Развитие познавательного интереса к миру природы;
Воспитание начал экологической культуры;
Формирование определенного уровня осознанного отношения к себе, людям, природе;
Воспитание ответственного отношения к природе;
Воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении окружающей природы, развитие творческого потенциала;
Зимний сад является одной из зон, отведенных для экологического воспитания детей в ДОУ, где полностью возможна реализация данных целей и задач. Существует особенности в организации пространства зимнего сада: благоприятная среда, защита от пыли, увеличенный процент кислорода в составе воздуха, что делает его умеренно влажным. Разнообразные растения очень интересны детям и к тому же, полезны в оздоровительном плане. Занятия в зимнем саду дают возможность познакомиться с видами растений нашего региона, а так же растениями других территориальных зон, приобщиться к труду, практиковаться в знаниях и умениях, отдыхать, слушать произведения художественной литературы, слушать звуки природы и ее обитателей, просто отдыхать под классические произведения, рассматривая все многообразие растительного мира зимнего сада. Колоритность представленных растений и тематическое оформление дарят детям массу положительных эмоций, дают возможность расслабиться, отвлечься от того пространства, которое их окружает большую часть пребывания в ДОУ. Эти походы связаны с чем-то сказочным, постоянно обновляющимся и при опытном сопровождении воспитателя, может получиться интересное путешествие, несущее с собой множество сюрпризов. Экскурсии в зимний период представляются детям более эмоционально-окрашенными. Цветущие растения олицетворяются с оазисом.
Предметно-развивающая среда полна разнообразием живых и неживых объектов: фигуры животных, рыб, птиц, насекомых, пресмыкающихся, искусственный водоем, и все это на фоне звуков шумящего леса, поющих птиц, ветра, дождя. Данный подход позволяет создать для детей зону психологического комфорта, нахождение в которой сопровождается позитивными эмоциями, снятием напряжения и стресса, и массой приятных впечатлений.
Во время путешествия по уголкам зимнего сада дети имеют возможность делать зарисовки, делиться своими впечатлениями, лепить из глины или пластилина понравившиеся им объекты, проводить эксперименты, развивать мышление и фантазию, ориентироваться в пространстве и времени, знакомиться с видами комнатных растений, развивать память и речь. А главное, видя все прекрасное, что создает природа, хочется беречь и охранять ее богатства.
Еще одним условием успешного воспитания экологической культуры является партнерское взаимодействие с родителями, истинными авторитетами в глазах детей. С этой целью проводятся совместные мероприятия: выставки из природного материала, акции « Любимый комнатный цветок», «Посади дерево», конкурсы рисунков на тему природы и обогащение предметно-развивающей среды различными объектами.
Именно в дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к изучаемым объектам и информации, если она их привлекла. Важно сформировать у детей интерес к самостоятельному изучению природы. В процессе проводимых мероприятий в зимнем саду, дети становятся добрее, учатся сопереживать, становятся грамотнее в сфере экологии, формируются привычки, мотивы, стремления по организации деятельности, направленной на охрану окружающей среды, понимают свою роль и ответственность в данной сфере.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей
Дошкольного возраста
Дошкольный возраст – первичный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, осознают свое взаимодействие с природой. Экологическое воспитание совсем недавно стало одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике. Практически все комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию, что позволяет в период дошкольного детства дать детям понимание природы, как общей ценности для всех людей.
Цели и задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в следующем:
Развитие познавательного интереса к миру природы;
Воспитание начал экологической культуры;
Формирование определенного уровня осознанного отношения к себе, людям, природе;
Воспитание ответственного отношения к природе;
Воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении окружающей природы, развитие творческого потенциала;
Зимний сад является одной из зон, отведенных для экологического воспитания детей в ДОУ, где полностью возможна реализация данных целей и задач. Существует особенности в организации пространства зимнего сада: благоприятная среда, защита от пыли, увеличенный процент кислорода в составе воздуха, что делает его умеренно влажным. Разнообразные растения очень интересны детям и к тому же, полезны в оздоровительном плане. Занятия в зимнем саду дают возможность познакомиться с видами растений нашего региона, а так же растениями других территориальных зон, приобщиться к труду, практиковаться в знаниях и умениях, отдыхать, слушать произведения художественной литературы, слушать звуки природы и ее обитателей, просто отдыхать под классические произведения, рассматривая все многообразие растительного мира зимнего сада. Колоритность представленных растений и тематическое оформление дарят детям массу положительных эмоций, дают возможность расслабиться, отвлечься от того пространства, которое их окружает большую часть пребывания в ДОУ. Эти походы связаны с чем-то сказочным, постоянно обновляющимся и при опытном сопровождении воспитателя, может получиться интересное путешествие, несущее с собой множество сюрпризов. Экскурсии в зимний период представляются детям более эмоционально-окрашенными. Цветущие растения олицетворяются с оазисом.
Предметно-развивающая среда полна разнообразием живых и неживых объектов: фигуры животных, рыб, птиц, насекомых, пресмыкающихся, искусственный водоем, и все это на фоне звуков шумящего леса, поющих птиц, ветра, дождя. Данный подход позволяет создать для детей зону психологического комфорта, нахождение в которой сопровождается позитивными эмоциями, снятием напряжения и стресса, и массой приятных впечатлений.
Во время путешествия по уголкам зимнего сада дети имеют возможность делать зарисовки, делиться своими впечатлениями, лепить из глины или пластилина понравившиеся им объекты, проводить эксперименты, развивать мышление и фантазию, ориентироваться в пространстве и времени, знакомиться с видами комнатных растений, развивать память и речь. А главное, видя все прекрасное, что создает природа, хочется беречь и охранять ее богатства.
Еще одним условием успешного воспитания экологической культуры является партнерское взаимодействие с родителями, истинными авторитетами в глазах детей. С этой целью проводятся совместные мероприятия: выставки из природного материала, акции « Любимый комнатный цветок», «Посади дерево», конкурсы рисунков на тему природы и обогащение предметно-развивающей среды различными объектами.
Именно в дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к изучаемым объектам и информации, если она их привлекла. Важно сформировать у детей интерес к самостоятельному изучению природы. В процессе проводимых мероприятий в зимнем саду, дети становятся добрее, учатся сопереживать, становятся грамотнее в сфере экологии, формируются привычки, мотивы, стремления по организации деятельности, направленной на охрану окружающей среды, понимают свою роль и ответственность в данной сфере.
Зимний сад в ДОУ – представляет собой некую промежуточную, буферную зону между замкнутыми в четырех стенах жилыми помещениями дома и природой. По большому счету – это и отдельная комната жилого здания и своеобразное многофункциональное помещение, являющееся продолжением столовой, гостиной, творческой мастерской, игровой, бассейна, кабинета и т.д. В наше время очень распространены такие сооружения в обычных квартирах, офисах, в медицинских и педагогических учреждениях, также весьма целесообразен.
Цель и обустройство
В некоторых детских учреждениях уже установлены данные «зеленые уголки», чаще всего зимний сад располагается в какой-либо большой комнате в здании. Малыши с огромной любознательностью и интересом познают в такой комнате окружающую природу. Такой зеленый уголок наполнен всевозможными растениями, зверями, рыбками и даже птицами. Притом, наполнение его питомцами может происходить постоянно, что даст возможность деткам проявлять творческие и дизайнерские способности. В этом помещении можно поместить морских свинок, попугайчиков и других небольших «жителей».
Кроме этого такое место в ДОУ способствует изучению природы различных континентов – такой процесс можно организовать, изготовив специально разработанный педагогами макет, так сказать, наглядное пособие. Прекрасно сочетается с зимним садом ИЗО студия. Ребята, имеющие способности к живописи, могут использовать колоритные компоненты для своих картин. Наверняка такая невероятная "сказочная комната" в детском учреждение станет любимым местом многих малышей.
Для обустройства такого зеленого уголка в ДОУ необходимо вначале определиться с площадью, где он будет расположен, желательно выбрать самую просторную комнату здания. После этого, нужно выбрать исходный материал, с применением которого будут выполняться работы. Чаще всего для таких комнат используют современные материалы и технологии (ПВХ профиль, алюминиевый профиль, стеклопакеты), которые дают возможность обустроить его с соблюдением всех общепринятых норм по температурному режиму, освещенности и влажности.
Также ввиду того, что зимние сады образовываются из субтропических и тропических растений, понадобится много влаги и тепла, а также налаженная циркуляция воздуха. В случае несоблюдения баланса трех ключевых параметров: тепла, света и влаги, все усилия и потраченные средства окажутся бесполезными. С технической точки зрения данный баланс достигается довольно просто: выполняется остекление помещения со всех сторон и устанавливается дополнительное отопление (одним из самых популярных методов - отапливаемые полы). Степень влажности обеспечивают устройством мини-бассейна или крупногабаритного аквариума, а чтобы создать хорошую циркуляцию воздуха проводят качественную вентиляцию.
Конечно, стоит учесть, что для обычных государственных детских учреждениях очень трудно будет устроить зимний сад в стоимостном плане, ведь в отличие от открытого палисадника на земельном участке, который можно обустраивать годами, в «комнатной теплице» необходимо соорудить всё и сразу. А это затребует довольно больших одновременных вложений.
Польза
В согласии с мнением психологов, считается, что кусочек лета зимой имеет крайне благотворное влияние на детскую психику и на развитие и формирование личности. В чем же его польза? Во-первых, он никогда не наскучит и не надоест, это место всегда будет уместным, при проведении откровенного, доверительного разговора с ребенком, при необходимости расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность.
Также колоритные и разнообразные составляющего зимнего сада, действительно способствуют более радостному восприятию жизни. Можно сказать, заходя в него, малыши даже в холодный период года, могут оказаться словно на солнечной полянке, среди множества цветущих и благоухающих растений, согласитесь, в такой обстановке хочется радоваться жизни и иметь положительный настрой. Также дети круглый год могут порадоваться солнышку и яркому дневному свету, не только во время прогулки, но и в помещении, детки смогут наслаждаться великолепием и благоуханием цветущих растений, испытывать комфорт, обогреваться солнышком и восхищаться опоясывающей свежей красотой – как раз в этом и состоит его эстетическая и психологическая прелесть.
Вот какими красочными словосочетаниями можно описать функции, которые сможет выполнять это чудо:
«зеленый оазис», «помещение, пронизанное светом», «архитектурная эстетика», «свежий и энергичный климат», «мероприятие навстречу свету и солнцу», «грандиозный заряд энергии», «толчок к полету фантазии»… Исходя из такого описания, и необходимо производить оснащение зимней теплицы.
Также украшенный зелеными растениями в помещении – это бесплатный и массивный кондиционер для находящихся поблизости помещений д/с, ведь зелень вырабатывает кислород и производит позитивное воздействие на микроклимат во всем учреждении, кроме этого создает атмосферу, требуемую для детского комфорта и отдыха.
06.04.2013 2492 0
Экскурсия в зимний сад
Цель: показать детям разнообразие растений, их зависимость от среды обитания, рассмотреть различную форму листьев, стеблей. Закрепить правильные приемы ухода за растениями, воспитывать бережное отношение к растениям
Ход занятия:
Воспитатель: дорогие дети, к нам в гости прилетела удивительная птица. Отгадайте, кто это?
«белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы»
Появляется сорока:
Я – сорока-белобока,
Прилетела издалека,
Целый свет я облетала,
Очень многое узнала
Вос-ль: А что же интересного ты увидела?
Сорока: побывала я на севере, где холодно и снежно почти круглый год, и в жарких степях, в пустынях и тропических лесах.
Вос-ль: Что же ты клевала, чем питалась во время своих путешествий?
Сорока: семенами растений. Везде во всех странах есть свои растения, только они разные. На севере растут растения, которые не боятся холода. Листочки у них мелкие и жесткие, чтобы не замерзнуть. В джунглях всегда тепло и влажно, поэтому растения вырастают больших размеров и с крупными листьями.
Вос-ль: а у нас в детском саду есть место, где много разных растений со всех уголков Земли. Это зимний сад. Мы приглашаем тебя в гости. А вот и наш зимний сад. Как здесь легко дышать. Это потому, что растения очищают воздух. Вот розан из Японии, кактус из пустыни, обратите внимание на их листья, стебли. Попробуйте рассказать о них. Листья у всех растений разные, но роль у них одна. Какая?
Д/и «Найди знакомые растения»
Посмотри, Сорока, у нас в зимнем саду есть еще одно удивительное место. Это уголок водной стихии. Заглянем в аквариум. Посмотрите, в воде тоже живут растения. Как их называют? Что они выделяют?
Что еще интересно вы заметили в зимнем саду? А тебе, сорока, понравился зимний сад?
Дети, а как вы думаете, нужны растениям наши доброта и уход? (уход за растениями
Посмотрите, как ожили и зазеленели растения. Они благодарны вам.
Путешествие в поисках алоэ
Оборудование : изображение алоэ, разрезанное на части, таблички с названием ролей, карта мира, геометр. Фигуры, алоэ в горшке, модель компьютера, приз.
Вос-ль: Ребята, вы любите путешествовать? А знаете ли вы, что растения – тоже путешественники? Одно из них прибыло к нам из далека. Вы хотите узнать что это за растение и где его родина? Во время путешествия нам придется выполнять разные задания. В игре нам поможет компьютер, он будет работать только после правильно выполненного задания. Если мы найдем растение, которое загадано, мы получим приз.
Распределение ролей – эколог, грамотей, два ботаника, штурман, доктор.
Первое задание для грамотея, он должен отгадать в какую страну мы отправляемся. В этом ему помогут названия комнатных растений – аспарагус, фикус, инжир, кактус, амариллис. Из первых букв этих названий грамотей должен составить слово «Африка»
Вос-ль: Родина этого растения – Африка. Как вы думаете, на каком транспорте мы сможем добраться до Африки. Давайте построим самолет. (Детям даются индивидуальные карты-схемы и геометрические фигуры, из которых собирается самолет)
Задание штурману – найти на карте Африку.
Задание экологу: расскажите о климате Африканской пустыни.
Вос-ль: компьютер снова что-то подсказывает (описание стебля: это растение тонкий изогнутый стебель)
Задание ботанику: вспомнить, как расположены части растений
Вос-ль: Еще одна подсказка. Листья у этого растения толстые, сочные, продолговатой формы, лист гибкий, зеленого цвета, поверхность гладкая. Если полить лист водой, то вода скатывается с него шариками, а сам лист остается сухим.
Мы прибыли в Африку. (танец Чунга-чанга)
Еще одна подсказка: «Это растение используется в медицине»
Задание доктору: сообщите, какие из комнатных растений можно использовать в медицине.
Вос-ль: Здесь что-то нарисовано, это части какого растения, сложите эти части.
Вы узнали растение?
Есть ли такое растение в зимнем саду? Кто повторить описание алоэ?
(рядом с алоэ лежит книга о путешествиях с домашними растениями).
«Зимний сад в детском саду» Воспитатель Корнева Татьяна Николаевна
«Детский сад №11 «Пчелка» г.Нурлат Республики Татарстан»
Паспорт зимнего сада
В наше время, когда в городах воздух сильно загрязнен, уровень шума превышает допустимый в разы, а экология становится все хуже и хуже, так хочется, чтобы у наших детей был зеленый уголок, где они смогут не только отдохнуть, но и научиться беречь природу. Прекрасным решением этих задач стал зимний сад в нашем дошкольном учреждении.
В современной экологической ситуации со всей очевидностью встает необходимость пропаганды и распространения экологических знаний, их научного обоснования, привития подрастающему поколению норм экологически правильного поведении. В этом смысле организация зимнего сада на базе нашего ДОУ решает многие значимые для дошкольного детства задачи экологического образования, а также помогает активизации познавательно-речевой, трудовой и оздоровительной сфер деятельности ребенка.
Одним из основных документов, определяющих работу зимнего сада, является Положение о зимнем саде (приложение 1).
Параметры помещения зимнего сада
■ ширина помещения – 2 кв. м
■ длина помещения – 2.5 кв.м
■ общая площадь помещения – 5 кв.м.
Оснащенность зимнего сада
Экзотические растения и растения по программе разных возрастных
групп.
Художественно - эстетическое оформление :
информационный уголок «Зимний сад»
уголок природы
уголок «Мы дежурим»
панно 2 шт.
Демонстрационный материал:
Домашние животные
Дикие животные
Растения
набор открыток «Полевые цветы»
набор картинок:
Макеты:
Аквариум (сухой)
Уголок экспериментирования .
Оборудование для ухода за растениями:
варежки для протирания растений
фартуки, клеенки
набор инструментов для ухода за комнатными растениями
тряпочки, салфетки
Методическая литература:
Марковская М.М «Уголок природы в детском саду» книга для воспитателей детского сада М. Просвещение 1989г
О.В.Дыбина «Рукотворный мир»: сценарии игр-занятий для дошкольников Москва 2001г
О.В.Дыбина,Н.П.Рахманова, В.ВЩетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Т Ц Москва 2001г
Дополнительная литература:
Динозавры
справочник для детей «Хочу все знать про все на свете»
Иллюстрированный атлас мира Санкт-Петербург 2001г
Моя первая энциклопедия:
Растения
Животные
Новый материал:
паспорт комнатных растений
карточки «Правила поведения в природе»
альбом для рисования наблюдений
Кондратьева Н.Н. программа экологического образования детей «МЫ». – СПб.: «Детство – пресс»,2001
Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М.: Просвещение, 2003
Положение о зимнем саде
1. Общие положения
1.1.Зимний сад является искусственно созданным уголком природы, в котором содержатся яркие представители флоры и соблюдены нормы красоты и эстетики.
1.2.Деятельность зимнего сада строится в соответствии с программой « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.
2. Цели и задачи создания зимнего сада
2.1.Целью создания зимнего сада является формирование у детей основ экологической культуры, научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически- деятельностного отношения к миру природы.
2.2.Достижению этой цели способствует решение следующих задач:
развитие познавательного интереса к миру природы (в природе все взаимосвязано, Земля – наш общий дом);
ознакомление с представителями растительного и животного мира, историей их названия, родственными связями и условиями обитания у себя на родине;
формирование экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения (природоохранное поведение);
формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами;
познавательно-речевое развитие детей в системе экологического образования;
воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом (человек – часть природы);
трудовое воспитание и формирование навыков самостоятельной деятельности в условиях искусственно созданной природной зоны (восстановление окружающей среды).
3. Организация зимнего сада
3.1. Создание зимнего сада является результатом целенаправленной работы всех заинтересованных лиц. Оно возможно при соблюдении следующих условий:
наличие помещения и оборудования, обеспечивающего сохранность экземпляров зимнего сада, условия для их существования, ухода за ними, демонстрации, а также позволяющего проводить воспитательно-образовательную работу с детьми;
формирование основной базы и ее разнообразие
разработка методической базы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11 «Пчелка» г.Нурлат Республики Татарстан»
Проект «Зимний сад»
Зимний сад в детском саду представляет собой некую промежуточную зону между замкнутым в четырех стенах жилыми помещениями дома и природой. По большому счету – это отдельная комната жилого здания и многофункциональное помещение.
Вид проекта: информационно – творческий
Цель проект : создание условий для ознакомления детей с миром цветов. Развивать интерес к представителям растительного мира – комнатным цветам.
Проектная идея: создать в помещении МБДОУ №11 «Пчелка» зимний сад с комнатными растениями.
Задачи проекта:
Обогатить зимний сад комнатными цветами.
Проводить в зимнем саду мероприятия (экскурсии, занятия по экологии).
Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязи в природе.
Изучать влияние деятельности человека на жизнь растений.
Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, дети.
Материалы и оборудование:
Справочная литература о комнатных цветах.
Этажерка для цветов.
Наглядный материал (открытки).
Таблички с названием комнатного растения.
Горшки для цветов.
Оборудование для труда (лейка, варежки для протирания листьев, распылитель, грабельки для рыхления, тряпочки)
Польза зимнего сада в детском саду
В согласии с мнением психологов, считается, что зимний сад в детском саду имеет крайне благотворное влияние на детскую психику и на развитие и формирование личности. В чем же его польза? Во-первых, зимний сад никогда не наскучит и не надоест, это место всегда будет уместным, при проведении откровенного, доверительного разговора с ребенком, при необходимости расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность.
Также колоритные и разнообразие составляющего зимнего сада, действительно способствуют более радостному восприятию жизни. Можно сказать, заходя в зимний сад, малыши даже в холодный период года, могут оказаться словно на солнечной полянке, среди множества цветущих и благоухающих растений, согласитесь, в такой обстановке хочется радоваться жизни и иметь положительный настрой – как раз в этом и состоит эстетическая и психологическая прелесть зимнего сада.
Также украшенный зелеными растениями сад в помещении – это бесплатный и массивный кондиционер для находящихся поблизости помещений детского сада, ведь зелень вырабатывает кислород и производит позитивное воздействие на микроклимат во всем учреждении, кроме этого создает атмосферу, требуемую для детского комфорта и отдыха.
1 этап
В помещении детского сада отвели свободное помещение под зимний сад.
Приобрели подставку под комнатные цветы.
Приготовили горшки для цветов, комнатные цветы.
2 этап
Пересадка комнатных цветов в горшки, подкормка цветов.
Подготовила таблички с названием растений.
Изготовила информационный стенд «Зимний сад»
3 этап
Создан паспорт комнатных растений, который включает в себя название комнатных цветов, их описание, родину цветов.
План реализации проекта
Воспитатель группы,родители
Сентябрь- октябрь
Приобретение необходимого оборудования
и комнатных цветов
Воспитатель группы
Трудовая деятельность: уход за комнатными цветами
Воспитатель группы
В течении
всего проекта
Пересадка комнатных цветов
Воспитатель группы
Изготовление табличек с названием комнатных цветов.
Воспитатель группы
Эстетическо - дизайнерское оформление зимнего сада
Воспитатель группы
Ноябрь –
Экскурсия средней группы в зимний сад
Воспитатели средней группы
Оформление информационного стенда «Зимний сад»
Воспитатель группы
В течении всего проекта
Уход за комнатными растениями
Воспитатель группы
В течении всего проекта
Выпуск плаката в защиту растений
Воспитатель группы,
родители
Заключительный этап (апрель 2016г)
Оформление паспорта комнатных растений
Воспитатель группы,
родители
Оформление выставки рисунков
«Мой любимый комнатный цветок»
Воспитатели подготовительной к школе группы
Подведение итогов реализации проекта
Воспитатели группы
Список используемой литературы:
Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.
Мурадова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Детство – пресс», 2010.
Кондратьева Н.Н. программа экологического образования детей «МЫ». – СПб.: «Детство – пресс»,2001.
Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М.: Просвещение, 2003.