Зимний сад в детском саду: оформление по санитарным нормам и требованиям программы. Как оформить зимний сад: интересные идеи

Таня Бокарёва
Организация зимнего сада в МДОУ.

В наше время, когда в городах воздух сильно загрязнён, уровень шума превышает допустимый в разы, а экология становится всё хуже и хуже, так хочется, чтобы у наших детей был зелёный уголок, где они смогут не только отдохнуть, но и научиться беречь природу. Прекрасным решением этих задач стало создание зимнего сада В МДОУ детский сад комбинированного типа п. Иншинский.

Организация зимнего сада в МДОУ .

В современной экологической ситуации со своей очевидностью встаёт необходимость пропаганды и распространения экологических знаний, их научного обоснования, привития подрастающему поколению норм экологически правильного поведения.

В этом смысле организация зимнего сада на базе МДОУ решает многие значимые для дошкольного детства задачи экологического образования, а так же помогает активизации познавательно-речевой, трудовой и оздоровительной сфер деятельности ребёнка.

Зимний сад в МДОУ детский сад комбинированного появился в результате целенаправленной работы всех сотрудников и администрации детского сада . Его создание стало возможным благодаря наличию свободного помещения, которое отапливается и освещается при помощи естественного и искусственного освещения.

Главное участие в формировании материально- технической базы зимнего сада взяла на себя администрация МДОУ , а также воспитатели и родители воспитанников.

Подбором растений и животных, профессиональным уходом за ними, подготовкой почвы и т. д занимались все работники детского сада .

Одним из основных документов определяющих работу зимнего сада , является Положение о нём.

В нашем детском саду широко используется Программа по экологического воспитанию дошкольников. В рамках, которой осуществляется деятельность зимнего сада как одного из элементов экологизации развивающей среды в МДОУ . Разработан перспективный план развития зимнего сада в котором заняты дети, их родители и воспитатели.

Параметры Зимнего сада

Длина помещения – 9,5 м

Ширина помещения – 5 м

Общая площадь помещения – 45,5 м

Освещение зимнего сада

Естественное освещение (6 окон, общая площадь 33 м)

Искусственное освещение (4 лампы дневного цвета)

Выписка из протокола

От «___» ___20___г. №___

Заседания педагогического совета

В связи с актуальностью проблемы экологического образования дошкольников, в целях систематизации их знаний о растительном и животном мире, а так же проведения наблюдений и воспитательных мероприятий в условиях искусственно созданной природной зоны педагогический совет МДОУ принял решение :

1. Создать зимний сад

2. Составить план мероприятий по созданию и организации работы зимнего сада МДОУ "Детский сад посёлка Иншинский"

Председатель педсовета : ___/В. И. Федотова/.

Секретарь : ___/ /.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида п. Иншинский

Выписка из протокола

От «___» ___20___г. №___

О создании зимнего сада

На основании решения педагогического совета от «___» ___20__г.

И в соответствии с Положением о создании зимнего сада в МДОУ детский сад комбинированного вида п. Иншинский

ПРИКАЗЫВАЮ :

1. Создать зимний сад , в отведённом для него помещении.

2. Назначить ответственными :

Старшего воспитателя МДОУ ___ за разработку перспективного плана воспитательно-образовательной работы в зимнем саду ;

Заместителя заведующего по хозяйственной части МДОУ___

За закупку оборудования для зимнего сада и его оснащение ;

Воспитателя детского сада ___ за подбор растений и животных для зимнего сада , подготовку почвы и высадку растений;

Дежурных воспитателей (в соответствии с графиком в рабочем порядке) – за ежедневное содержание помещения в надлежащем санитарном состоянии, уход за животными и растениями.

3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующая МДОУ : ___/В. И. Федотова/.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида п. Иншинский

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МДОУ ___

В. И. Федотова

От «___» ___20___г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЗИМНЕМ САДЕ

1. Общие положения

1.1 Зимний сад является искусственно созданным уголком природы, в котором содержатся яркие представители флоры и фауны, а также соблюдены нормы красоты и эстетики.

1.2 Деятельность зимнего сада строится в соответствии с Программой- воспитательно-образовательной работы в дошкольных образовательных учреждениях и осуществляется в рамках Программы по экологии «Экология вокруг нас» , реализуемая МДОУ .

2. Цели и задачи создания зимнего сада

2.1 Целью создания зимнего сада является формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к миру природы.

2.2 Достижению этой цели способствует решение следующих задач :

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Ознакомление с представителями растительного и животного мира и история их названия.

Формирование экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения;

Формирование умений и навыков наблюдений за природными обьектами;

Познавательно-речевое развитие детей в системе экологического образования;

Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

Трудовое воспитание и формирование навыков самостоятельной деятельности в условиях искусственно созданной природной зоны.

3. Организация зимнего сада

3.1 Создание зимнего сада является результатом целенаправленной работы всех заинтересованных лиц. Оно возможно при соблюдении следующих условий :

Наличие помещения и оборудования, обеспечивающего сохранность экземпляров зимнего сада , условия для их существования, ухода за ними, демонстрации, а так же позволяющего проводить воспитательно-образовательную работу с детьми;

Формирование основной базы (растения и животные) и её разнообразие;

Разработка методической базы (положение, перспективный план работы, программа и т. д)

Наличие актива работников МДОУ , способных профессионально и систематически осуществлять свои функции (подбор растений и животных, профессиональный уход за ними, подготовка почвы и т. д)

3.2 Вопрос о создании зимнего сада решался педагогическим советом МДОУ .

4. Составляющие компоненты зимнего сада

4.1 Растения

Представители комнатных и дикорастущих растений разных природных зон.

4.2 Животные

Домашние животные

Аквариумные рыбы

4.3 Природный материал

Конструкция из камней.

Гербарии семян

4.4 Оборудование :

Инструментарий для работы по уходу за растениями зимнего сада ;

Кормушки и клетки для птиц и животных;

Аквариум;

5. Формы работы зимнего сада

5.1 Различные формы экологических занятий с детьми, способствующие активизации познавательно-речевой сферы;

5.2 Воспитательные мероприятия

5.3 Игры в системе экологического образования.

5.4 Трудовая деятельность

5.5 Праздники

6. Ответственные лица за работу зимнего сада :

Заведующая МДОУ - Федотова В . И

Заместитель по хозяйственной части МДОУ - Кравченкова Т . Н.

Воспитатель – Бокарёва Т. В.

Дошкольный возраст – первичный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, осознают свое взаимодействие с природой. Экологическое воспитание совсем недавно стало одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике. Практически все комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию, что позволяет в период дошкольного детства дать детям понимание природы, как общей ценности для всех людей.

Дошкольников заключаются в следующем:

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Воспитание начал экологической культуры;

Формирование определенного уровня осознанного отношения к себе, людям, природе;

Воспитание ответственного отношения к природе;

Воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении окружающей природы, развитие творческого потенциала;

Зимний сад является одной из зон, отведенных для экологического воспитания детей в ДОУ, где полностью возможна реализация данных целей и задач. Существует особенности в организации пространства зимнего сада: благоприятная среда, защита от пыли, увеличенный процент кислорода в составе воздуха, что делает его умеренно влажным. Разнообразные растения очень интересны детям и к тому же, полезны в оздоровительном плане. Занятия в зимнем саду дают возможность познакомиться с видами растений нашего региона, а так же растениями других территориальных зон, приобщиться к труду, практиковаться в знаниях и умениях, отдыхать, слушать произведения художественной литературы, слушать звуки природы и ее обитателей, просто отдыхать под классические произведения, рассматривая все многообразие растительного мира зимнего сада. Колоритность представленных растений и тематическое оформление дарят детям массу положительных эмоций, дают возможность расслабиться, отвлечься от того пространства, которое их окружает большую часть пребывания в ДОУ. Эти походы связаны с чем-то сказочным, постоянно обновляющимся и при опытном сопровождении воспитателя, может получиться интересное путешествие, несущее с собой множество сюрпризов. Экскурсии в зимний период представляются детям более эмоционально-окрашенными. Цветущие растения олицетворяются с оазисом.

Предметно-развивающая среда полна разнообразием живых и неживых объектов: фигуры животных, рыб, птиц, насекомых, пресмыкающихся, искусственный водоем, и все это на фоне звуков шумящего леса, поющих птиц, ветра, дождя. Данный подход позволяет создать для детей зону психологического комфорта, нахождение в которой сопровождается позитивными эмоциями, снятием напряжения и стресса, и массой приятных впечатлений.

Во время путешествия по уголкам зимнего сада дети имеют возможность делать зарисовки, делиться своими впечатлениями, лепить из глины или пластилина понравившиеся им объекты, проводить эксперименты, развивать мышление и фантазию, ориентироваться в пространстве и времени, знакомиться с видами комнатных растений, развивать память и речь. А главное, видя все прекрасное, что создает природа, хочется беречь и охранять ее богатства.

Еще одним условием успешного воспитания экологической культуры является партнерское взаимодействие с родителями, истинными авторитетами в глазах детей. С этой целью проводятся совместные мероприятия: выставки из природного материала, акции « Любимый комнатный цветок», «Посади дерево», конкурсы рисунков на тему природы и обогащение предметно-развивающей среды различными объектами.

Именно в дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к изучаемым объектам и информации, если она их привлекла. Важно сформировать у детей интерес к самостоятельному изучению природы. В процессе проводимых мероприятий в зимнем саду, дети становятся добрее, учатся сопереживать, становятся грамотнее в сфере экологии, формируются привычки, мотивы, стремления по организации деятельности, направленной на охрану окружающей среды, понимают свою роль и ответственность в данной сфере.






Скачать:


Предварительный просмотр:

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей

Дошкольного возраста

Дошкольный возраст – первичный этап в развитии экологической культуры личности. Именно в этом возрасте дети начинают выделять себя из окружающей среды, формируют эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, осознают свое взаимодействие с природой. Экологическое воспитание совсем недавно стало одним из важнейших направлений в дошкольной педагогике. Практически все комплексные, базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию, что позволяет в период дошкольного детства дать детям понимание природы, как общей ценности для всех людей.

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников заключаются в следующем:

Развитие познавательного интереса к миру природы;

Воспитание начал экологической культуры;

Формирование определенного уровня осознанного отношения к себе, людям, природе;

Воспитание ответственного отношения к природе;

Воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении окружающей природы, развитие творческого потенциала;

Зимний сад является одной из зон, отведенных для экологического воспитания детей в ДОУ, где полностью возможна реализация данных целей и задач. Существует особенности в организации пространства зимнего сада: благоприятная среда, защита от пыли, увеличенный процент кислорода в составе воздуха, что делает его умеренно влажным. Разнообразные растения очень интересны детям и к тому же, полезны в оздоровительном плане. Занятия в зимнем саду дают возможность познакомиться с видами растений нашего региона, а так же растениями других территориальных зон, приобщиться к труду, практиковаться в знаниях и умениях, отдыхать, слушать произведения художественной литературы, слушать звуки природы и ее обитателей, просто отдыхать под классические произведения, рассматривая все многообразие растительного мира зимнего сада. Колоритность представленных растений и тематическое оформление дарят детям массу положительных эмоций, дают возможность расслабиться, отвлечься от того пространства, которое их окружает большую часть пребывания в ДОУ. Эти походы связаны с чем-то сказочным, постоянно обновляющимся и при опытном сопровождении воспитателя, может получиться интересное путешествие, несущее с собой множество сюрпризов. Экскурсии в зимний период представляются детям более эмоционально-окрашенными. Цветущие растения олицетворяются с оазисом.

Предметно-развивающая среда полна разнообразием живых и неживых объектов: фигуры животных, рыб, птиц, насекомых, пресмыкающихся, искусственный водоем, и все это на фоне звуков шумящего леса, поющих птиц, ветра, дождя. Данный подход позволяет создать для детей зону психологического комфорта, нахождение в которой сопровождается позитивными эмоциями, снятием напряжения и стресса, и массой приятных впечатлений.

Во время путешествия по уголкам зимнего сада дети имеют возможность делать зарисовки, делиться своими впечатлениями, лепить из глины или пластилина понравившиеся им объекты, проводить эксперименты, развивать мышление и фантазию, ориентироваться в пространстве и времени, знакомиться с видами комнатных растений, развивать память и речь. А главное, видя все прекрасное, что создает природа, хочется беречь и охранять ее богатства.

Еще одним условием успешного воспитания экологической культуры является партнерское взаимодействие с родителями, истинными авторитетами в глазах детей. С этой целью проводятся совместные мероприятия: выставки из природного материала, акции « Любимый комнатный цветок», «Посади дерево», конкурсы рисунков на тему природы и обогащение предметно-развивающей среды различными объектами.

Именно в дошкольном возрасте дети проявляют повышенный интерес к изучаемым объектам и информации, если она их привлекла. Важно сформировать у детей интерес к самостоятельному изучению природы. В процессе проводимых мероприятий в зимнем саду, дети становятся добрее, учатся сопереживать, становятся грамотнее в сфере экологии, формируются привычки, мотивы, стремления по организации деятельности, направленной на охрану окружающей среды, понимают свою роль и ответственность в данной сфере.


Зимний сад в ДОУ – представляет собой некую промежуточную, буферную зону между замкнутыми в четырех стенах жилыми помещениями дома и природой. По большому счету – это и отдельная комната жилого здания и своеобразное многофункциональное помещение, являющееся продолжением столовой, гостиной, творческой мастерской, игровой, бассейна, кабинета и т.д. В наше время очень распространены такие сооружения в обычных квартирах, офисах, в медицинских и педагогических учреждениях, также весьма целесообразен.

Цель и обустройство

В некоторых детских учреждениях уже установлены данные «зеленые уголки», чаще всего зимний сад располагается в какой-либо большой комнате в здании. Малыши с огромной любознательностью и интересом познают в такой комнате окружающую природу. Такой зеленый уголок наполнен всевозможными растениями, зверями, рыбками и даже птицами. Притом, наполнение его питомцами может происходить постоянно, что даст возможность деткам проявлять творческие и дизайнерские способности. В этом помещении можно поместить морских свинок, попугайчиков и других небольших «жителей».

Кроме этого такое место в ДОУ способствует изучению природы различных континентов – такой процесс можно организовать, изготовив специально разработанный педагогами макет, так сказать, наглядное пособие. Прекрасно сочетается с зимним садом ИЗО студия. Ребята, имеющие способности к живописи, могут использовать колоритные компоненты для своих картин. Наверняка такая невероятная "сказочная комната" в детском учреждение станет любимым местом многих малышей.

Для обустройства такого зеленого уголка в ДОУ необходимо вначале определиться с площадью, где он будет расположен, желательно выбрать самую просторную комнату здания. После этого, нужно выбрать исходный материал, с применением которого будут выполняться работы. Чаще всего для таких комнат используют современные материалы и технологии (ПВХ профиль, алюминиевый профиль, стеклопакеты), которые дают возможность обустроить его с соблюдением всех общепринятых норм по температурному режиму, освещенности и влажности.

Также ввиду того, что зимние сады образовываются из субтропических и тропических растений, понадобится много влаги и тепла, а также налаженная циркуляция воздуха. В случае несоблюдения баланса трех ключевых параметров: тепла, света и влаги, все усилия и потраченные средства окажутся бесполезными. С технической точки зрения данный баланс достигается довольно просто: выполняется остекление помещения со всех сторон и устанавливается дополнительное отопление (одним из самых популярных методов - отапливаемые полы). Степень влажности обеспечивают устройством мини-бассейна или крупногабаритного аквариума, а чтобы создать хорошую циркуляцию воздуха проводят качественную вентиляцию.

Конечно, стоит учесть, что для обычных государственных детских учреждениях очень трудно будет устроить зимний сад в стоимостном плане, ведь в отличие от открытого палисадника на земельном участке, который можно обустраивать годами, в «комнатной теплице» необходимо соорудить всё и сразу. А это затребует довольно больших одновременных вложений.

Польза

В согласии с мнением психологов, считается, что кусочек лета зимой имеет крайне благотворное влияние на детскую психику и на развитие и формирование личности. В чем же его польза? Во-первых, он никогда не наскучит и не надоест, это место всегда будет уместным, при проведении откровенного, доверительного разговора с ребенком, при необходимости расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность.

Также колоритные и разнообразные составляющего зимнего сада, действительно способствуют более радостному восприятию жизни. Можно сказать, заходя в него, малыши даже в холодный период года, могут оказаться словно на солнечной полянке, среди множества цветущих и благоухающих растений, согласитесь, в такой обстановке хочется радоваться жизни и иметь положительный настрой. Также дети круглый год могут порадоваться солнышку и яркому дневному свету, не только во время прогулки, но и в помещении, детки смогут наслаждаться великолепием и благоуханием цветущих растений, испытывать комфорт, обогреваться солнышком и восхищаться опоясывающей свежей красотой – как раз в этом и состоит его эстетическая и психологическая прелесть.

Вот какими красочными словосочетаниями можно описать функции, которые сможет выполнять это чудо:

«зеленый оазис», «помещение, пронизанное светом», «архитектурная эстетика», «свежий и энергичный климат», «мероприятие навстречу свету и солнцу», «грандиозный заряд энергии», «толчок к полету фантазии»… Исходя из такого описания, и необходимо производить оснащение зимней теплицы.

Также украшенный зелеными растениями в помещении – это бесплатный и массивный кондиционер для находящихся поблизости помещений д/с, ведь зелень вырабатывает кислород и производит позитивное воздействие на микроклимат во всем учреждении, кроме этого создает атмосферу, требуемую для детского комфорта и отдыха.

06.04.2013 2492 0

Экскурсия в зимний сад

Цель: показать детям разнообразие растений, их зависимость от среды обитания, рассмотреть различную форму листьев, стеблей. Закрепить правильные приемы ухода за растениями, воспитывать бережное отношение к растениям

Ход занятия:

Воспитатель: дорогие дети, к нам в гости прилетела удивительная птица. Отгадайте, кто это?

«белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы»

Появляется сорока:

Я – сорока-белобока,

Прилетела издалека,

Целый свет я облетала,

Очень многое узнала

Вос-ль: А что же интересного ты увидела?

Сорока: побывала я на севере, где холодно и снежно почти круглый год, и в жарких степях, в пустынях и тропических лесах.

Вос-ль: Что же ты клевала, чем питалась во время своих путешествий?

Сорока: семенами растений. Везде во всех странах есть свои растения, только они разные. На севере растут растения, которые не боятся холода. Листочки у них мелкие и жесткие, чтобы не замерзнуть. В джунглях всегда тепло и влажно, поэтому растения вырастают больших размеров и с крупными листьями.

Вос-ль: а у нас в детском саду есть место, где много разных растений со всех уголков Земли. Это зимний сад. Мы приглашаем тебя в гости. А вот и наш зимний сад. Как здесь легко дышать. Это потому, что растения очищают воздух. Вот розан из Японии, кактус из пустыни, обратите внимание на их листья, стебли. Попробуйте рассказать о них. Листья у всех растений разные, но роль у них одна. Какая?

Д/и «Найди знакомые растения»

Посмотри, Сорока, у нас в зимнем саду есть еще одно удивительное место. Это уголок водной стихии. Заглянем в аквариум. Посмотрите, в воде тоже живут растения. Как их называют? Что они выделяют?

Что еще интересно вы заметили в зимнем саду? А тебе, сорока, понравился зимний сад?

Дети, а как вы думаете, нужны растениям наши доброта и уход? (уход за растениями

Посмотрите, как ожили и зазеленели растения. Они благодарны вам.

Путешествие в поисках алоэ

Оборудование : изображение алоэ, разрезанное на части, таблички с названием ролей, карта мира, геометр. Фигуры, алоэ в горшке, модель компьютера, приз.

Вос-ль: Ребята, вы любите путешествовать? А знаете ли вы, что растения – тоже путешественники? Одно из них прибыло к нам из далека. Вы хотите узнать что это за растение и где его родина? Во время путешествия нам придется выполнять разные задания. В игре нам поможет компьютер, он будет работать только после правильно выполненного задания. Если мы найдем растение, которое загадано, мы получим приз.

Распределение ролей – эколог, грамотей, два ботаника, штурман, доктор.

Первое задание для грамотея, он должен отгадать в какую страну мы отправляемся. В этом ему помогут названия комнатных растений – аспарагус, фикус, инжир, кактус, амариллис. Из первых букв этих названий грамотей должен составить слово «Африка»

Вос-ль: Родина этого растения – Африка. Как вы думаете, на каком транспорте мы сможем добраться до Африки. Давайте построим самолет. (Детям даются индивидуальные карты-схемы и геометрические фигуры, из которых собирается самолет)

Задание штурману – найти на карте Африку.

Задание экологу: расскажите о климате Африканской пустыни.

Вос-ль: компьютер снова что-то подсказывает (описание стебля: это растение тонкий изогнутый стебель)

Задание ботанику: вспомнить, как расположены части растений

Вос-ль: Еще одна подсказка. Листья у этого растения толстые, сочные, продолговатой формы, лист гибкий, зеленого цвета, поверхность гладкая. Если полить лист водой, то вода скатывается с него шариками, а сам лист остается сухим.

Мы прибыли в Африку. (танец Чунга-чанга)

Еще одна подсказка: «Это растение используется в медицине»

Задание доктору: сообщите, какие из комнатных растений можно использовать в медицине.

Вос-ль: Здесь что-то нарисовано, это части какого растения, сложите эти части.

Вы узнали растение?

Есть ли такое растение в зимнем саду? Кто повторить описание алоэ?

(рядом с алоэ лежит книга о путешествиях с домашними растениями).

«Зимний сад в детском саду» Воспитатель Корнева Татьяна Николаевна

«Детский сад №11 «Пчелка» г.Нурлат Республики Татарстан»

Паспорт зимнего сада

В наше время, когда в городах воздух сильно загрязнен, уровень шума превышает допустимый в разы, а экология становится все хуже и хуже, так хочется, чтобы у наших детей был зеленый уголок, где они смогут не только отдохнуть, но и научиться беречь природу. Прекрасным решением этих задач стал зимний сад в нашем дошкольном учреждении.

В современной экологической ситуации со всей очевидностью встает необходимость пропаганды и распространения экологических знаний, их научного обоснования, привития подрастающему поколению норм экологически правильного поведении. В этом смысле организация зимнего сада на базе нашего ДОУ решает многие значимые для дошкольного детства задачи экологического образования, а также помогает активизации познавательно-речевой, трудовой и оздоровительной сфер деятельности ребенка.

Одним из основных документов, определяющих работу зимнего сада, является Положение о зимнем саде (приложение 1).

Параметры помещения зимнего сада

■ ширина помещения – 2 кв. м

■ длина помещения – 2.5 кв.м

■ общая площадь помещения – 5 кв.м.

Оснащенность зимнего сада

    Экзотические растения и растения по программе разных возрастных

групп.

    Художественно - эстетическое оформление :

    информационный уголок «Зимний сад»

    уголок природы

    уголок «Мы дежурим»

    панно 2 шт.

    Демонстрационный материал:

    набор открыток «Полевые цветы»

    набор картинок:

  • Домашние животные

    Дикие животные

    Растения

    Макеты:

    Аквариум (сухой)

    Уголок экспериментирования .

    Оборудование для ухода за растениями:

    варежки для протирания растений

    фартуки, клеенки

    набор инструментов для ухода за комнатными растениями

    тряпочки, салфетки

    Методическая литература:

    Марковская М.М «Уголок природы в детском саду» книга для воспитателей детского сада М. Просвещение 1989г

    О.В.Дыбина «Рукотворный мир»: сценарии игр-занятий для дошкольников Москва 2001г

    О.В.Дыбина,Н.П.Рахманова, В.ВЩетинина «Неизведанное рядом» Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Т Ц Москва 2001г

    Дополнительная литература:

    Моя первая энциклопедия:

    Растения

    Животные

  • Динозавры

    справочник для детей «Хочу все знать про все на свете»

    Иллюстрированный атлас мира Санкт-Петербург 2001г

    Новый материал:

    паспорт комнатных растений

    карточки «Правила поведения в природе»

    альбом для рисования наблюдений

    Кондратьева Н.Н. программа экологического образования детей «МЫ». – СПб.: «Детство – пресс»,2001

    Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М.: Просвещение, 2003

Положение о зимнем саде

1. Общие положения

1.1.Зимний сад является искусственно созданным уголком природы, в котором содержатся яркие представители флоры и соблюдены нормы красоты и эстетики.

1.2.Деятельность зимнего сада строится в соответствии с программой « От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой.

2. Цели и задачи создания зимнего сада

2.1.Целью создания зимнего сада является формирование у детей основ экологической культуры, научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически- деятельностного отношения к миру природы.

2.2.Достижению этой цели способствует решение следующих задач:

    развитие познавательного интереса к миру природы (в природе все взаимосвязано, Земля – наш общий дом);

    ознакомление с представителями растительного и животного мира, историей их названия, родственными связями и условиями обитания у себя на родине;

    формирование экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения (природоохранное поведение);

    формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами;

    познавательно-речевое развитие детей в системе экологического образования;

    воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного отношения к миру природы и окружающему миру в целом (человек – часть природы);

    трудовое воспитание и формирование навыков самостоятельной деятельности в условиях искусственно созданной природной зоны (восстановление окружающей среды).

3. Организация зимнего сада

3.1. Создание зимнего сада является результатом целенаправленной работы всех заинтересованных лиц. Оно возможно при соблюдении следующих условий:

    наличие помещения и оборудования, обеспечивающего сохранность экземпляров зимнего сада, условия для их существования, ухода за ними, демонстрации, а также позволяющего проводить воспитательно-образовательную работу с детьми;

    формирование основной базы и ее разнообразие

    разработка методической базы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11 «Пчелка» г.Нурлат Республики Татарстан»

Проект «Зимний сад»

Зимний сад в детском саду представляет собой некую промежуточную зону между замкнутым в четырех стенах жилыми помещениями дома и природой. По большому счету – это отдельная комната жилого здания и многофункциональное помещение.

Вид проекта: информационно – творческий

Цель проект : создание условий для ознакомления детей с миром цветов. Развивать интерес к представителям растительного мира – комнатным цветам.

Проектная идея: создать в помещении МБДОУ №11 «Пчелка» зимний сад с комнатными растениями.

Задачи проекта:

    Обогатить зимний сад комнатными цветами.

    Проводить в зимнем саду мероприятия (экскурсии, занятия по экологии).

    Формировать у дошкольников элементарные представления о жизни растений, их взаимосвязи в природе.

    Изучать влияние деятельности человека на жизнь растений.

Участники проекта: педагоги ДОУ, родители, дети.

Материалы и оборудование:

    Справочная литература о комнатных цветах.

    Этажерка для цветов.

    Наглядный материал (открытки).

    Таблички с названием комнатного растения.

    Горшки для цветов.

    Оборудование для труда (лейка, варежки для протирания листьев, распылитель, грабельки для рыхления, тряпочки)

Польза зимнего сада в детском саду

В согласии с мнением психологов, считается, что зимний сад в детском саду имеет крайне благотворное влияние на детскую психику и на развитие и формирование личности. В чем же его польза? Во-первых, зимний сад никогда не наскучит и не надоест, это место всегда будет уместным, при проведении откровенного, доверительного разговора с ребенком, при необходимости расслабиться и отдохнуть, снять напряженность и раздражительность.

Также колоритные и разнообразие составляющего зимнего сада, действительно способствуют более радостному восприятию жизни. Можно сказать, заходя в зимний сад, малыши даже в холодный период года, могут оказаться словно на солнечной полянке, среди множества цветущих и благоухающих растений, согласитесь, в такой обстановке хочется радоваться жизни и иметь положительный настрой – как раз в этом и состоит эстетическая и психологическая прелесть зимнего сада.

Также украшенный зелеными растениями сад в помещении – это бесплатный и массивный кондиционер для находящихся поблизости помещений детского сада, ведь зелень вырабатывает кислород и производит позитивное воздействие на микроклимат во всем учреждении, кроме этого создает атмосферу, требуемую для детского комфорта и отдыха.

1 этап

В помещении детского сада отвели свободное помещение под зимний сад.

Приобрели подставку под комнатные цветы.

Приготовили горшки для цветов, комнатные цветы.

2 этап

Пересадка комнатных цветов в горшки, подкормка цветов.

Подготовила таблички с названием растений.

Изготовила информационный стенд «Зимний сад»

3 этап

Создан паспорт комнатных растений, который включает в себя название комнатных цветов, их описание, родину цветов.

План реализации проекта

Воспитатель группы,

родители

Сентябрь- октябрь

Приобретение необходимого оборудования

и комнатных цветов

Воспитатель группы

Трудовая деятельность: уход за комнатными цветами

Воспитатель группы

В течении

всего проекта

Пересадка комнатных цветов

Воспитатель группы

Изготовление табличек с названием комнатных цветов.

Воспитатель группы

Эстетическо - дизайнерское оформление зимнего сада

Воспитатель группы

Ноябрь –

Экскурсия средней группы в зимний сад

Воспитатели средней группы

Оформление информационного стенда «Зимний сад»

Воспитатель группы

В течении всего проекта

Уход за комнатными растениями

Воспитатель группы

В течении всего проекта

Выпуск плаката в защиту растений

Воспитатель группы,

родители

Заключительный этап (апрель 2016г)

Оформление паспорта комнатных растений

Воспитатель группы,

родители

Оформление выставки рисунков

«Мой любимый комнатный цветок»

Воспитатели подготовительной к школе группы

Подведение итогов реализации проекта

Воспитатели группы

Список используемой литературы:

    Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.

    Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998.

    Мурадова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «Детство – пресс», 2010.

    Кондратьева Н.Н. программа экологического образования детей «МЫ». – СПб.: «Детство – пресс»,2001.

    Ходырева Н.В. Растения и здоровье. – М.: Просвещение, 2003.