Проектная работа по теме пейзаж. Проект по изобразительной деятельности «Цветные пейзажи. Вопросы, направляющие проект

Класс: 6

Презентация к уроку






































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели и задачи уроков:

  1. Расширение знаний учащихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве.
  2. Знакомство с историей становления и развития жанра пейзажа.
  3. Дальнейшее развитие умений и навыков учеников в выборе формата бумаги, композиционных приемов при заполнении пространства.
  4. Совершенствование техники работы с красками.
  5. Развитие эстетического вкуса учащихся.
  6. Укрепление межпредметных связей (изобразительное искусство, литература, музыка, мировая художественная культура).

Оборудование.

  1. Репродукции картин с изображениями пейзажей: Хуго Ван Дер Гус, Антуан Ватто, Д. Констебль, Джон Тернер, Я. Рейсдал, Ма Юань, Хокусай, И. Шишкин, А.Куинджи, А.Саврасов, Клод Моне, К. Писсарро, М.Чюрленис, Ф.Васильев, И.Левитан и другие.
  2. Образцы рисунков и таблиц педагога.
  3. Детские работы.
  4. Музыкальные фрагменты произведений А.Вивальди, В.А.Моцарта, Э.Грига, П.Чайковского и др.
  5. Компьютер, проектор. Презентация к уроку “Пейзаж – большой мир” <Приложение 1 >.

Материалы.

Бумага, картон, карандаш, кисти, гуашь, акварель.

План проведения уроков.

Урок 1.

I. Организационный момент: подготовка рабочего места, приветствие, проверка готовности к уроку.
II. Викторина. Сообщение темы занятия.
III. Знакомство с новым материалом, беседа с просмотром презентации.

Урок 2.

IV. Правила изображения пейзажа.
V. Работа над пейзажем. Упражнения и практические задания (изображение пространства, элементов пейзажа, подбор колорита). Изображение пейзажа.
VI. Обсуждение работ учащихся.
VII. Выставка.

Урок 1

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы занятия.

<Приложение 1, слайды 1, 2>

Учитель. Сегодня на уроках мы поговорим об одном из интереснейших жанров изобразительного искусства – пейзаже. На занятиях вы

  • познакомитесь с историей становления и развития жанра пейзажа.
  • расширите свои знания о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве
  • убедитесь в необходимости внимания художника к миру природы при создании пейзажных произведений.
  • Выполняя свой пейзаж

    • вы потренируетесь в выборе формата бумаги, использовании композиционных приемов при организации пространства
    • научитесь применять правила перспективы
    • усовершенствуете живописные приемы и технику работы с красками (художественный мазок, отмывка, вливание цвета).

    На прошлом занятии вы познакомились с видами и жанрами изобразительного искусства.

    Сначала вспомним, о каких жанрах изобразительного искусства вы узнали на прошлом уроке?

    Ученики. Мы узнали о жанрах как портрета, натюрморта, пейзажа, об анималистическом, историческом, бытовом жанрах и картинах на библейские темы.

    Учитель. Хорошо. Сейчас проведем маленькую викторину об этих жанрах. На экране будут представлен слайд, содержащий репродукции картин художников. Вы будете определять известные вам жанры живописных произведений.

    Учитель по ходу викторины ведет диалог с учениками <Приложение 1, слайд 3>.

    Ученики. Портрет – это изображение человека и его образа, группы людей.

    Натюрморт – изображение неодушевленных предметов, утвари, плодов, дичи, букетов цветов и др. Далее викторина проводится аналогично с использованием картин-натюрмортов, произведений бытового и анималистического жанров. Идет определение всех известных школьникам жанров изобразительного искусства. Последнее изображение – репродукция картины И.Левитана. Ученики безошибочно определяют жанр пейзажа.

    Учитель. Молодцы. Верно.

    Человек всегда всматривался в мир природы и старался жить с ней в гармонии. Он изучал, осваивал природу, поклонялся ей. Дошедшие до нас наскальные изображения древних художников рассказывают нам об интересе и внимании человека к окружающему миру и умении его изображать.

    В искусстве всегда формируется отношение художника и зрителя к красоте и неповторимости природы, связи с которой люди постоянно осмысливали. Понимание красоты природы и отношение художника к миру проявляется в жанре пейзажа, о котором мы и поведем речь на уроке. Мы узнаем об истории возникновения и развития этого жанра, его традициях и особенностях, а так же создадим свой пейзаж-настроение, пользуясь живописными приемами работы с гуашевыми красками.

    III. Знакомство с новым материалом

    “Может ли быть зрелище великолепнее, чем созерцание нашего мира?” – попробуем поразмышлять над этими словами Э. Роттердамского <Приложение 1, слайд 4> . Поэты и художники, музыканты и писатели во все века любовались красотой окружающего мира и воспевали ее. В каждом виде искусства, конечно, используются свои выразительные средства и свой язык: в литературе очарование картин природы передается словами, в музыке – звуками, в изобразительном искусстве – линиями и цветом. (Звучит произведение П.Чайковского из цикла “Времена года”– “Зима”).

    Учитель. Посмотрим на картину И.Шишкина <Приложение 1, слайд 5> и послушаем стихотворение М.Ю.Лермонтова.

    На севере диком стоит одиноко
    На голой вершине сосна.
    И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
    Одета, как ризой, она.
    И снится ей все, что в пустыне далекой,
    В том крае, где солнца восход,
    Одна и грустна на утесе горючем
    Прекрасная пальма растет.

    – Какие живописные образы возникли в вашем воображении?

    (Ответы учащихся)

    Удалось ли поэту и художнику передать образ одиночества? (ответы). И в музыке, и в стихах, и на картине мы встретились с изображением природы.

    В живописи и графике изображение природы, местности называется пейзаж . При этом художник никогда не пишет картину равнодушной рукой, он вкладывает в произведение душу. Тогда картина создает настроение, задевает за живое, становится произведением искусства <Приложение 1, слайд 6> .

    Представление о пейзаже как особом жанре появилось несколько столетий назад.

    Ростки пейзажа как жанра в прошлых эпохах являются частицей больших культур, которые не похожи на современность ни восприятием мира, ни ролью художника в этом мире. Погибло многое из того, что создали древнейшие цивилизации. Культуры Востока и Запада столетиями развивались, почти ничего не зная друг о друге. Были лишь некоторые связующие нити между мастерами разных стран и эпох: уцелевшие образцы древних росписей и мозаик, старинные карты и атласы, наброски и зарисовки, сделанные во время путешествий и осмотра древностей.

    Конечно, художники помнили своих предшественников. В пейзажах можно найти свидетельства того, какой традиции следовал мастер и как он воспринимал окружающий мир.

    Мир пейзажа – это большая область искусства, которая соприкасается и с поэзией, и с театрально-декорационной живописью, и с графикой, и с устройством садов и парков. В памяти человечества образы, созданные художником, продолжают жить и формируют восприятие окружающего мира. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.

    Нидерландские мастера XVI-XV столетий рисовали в пейзажных фонах своих алтарных картин поэтичную северную природу, ощущая с ней глубокую связь (Хуго Ван дер Гус) <Приложение 1, слайд 7> .

    Художники изображали рай на земле как цветущий сад. Это– “сад мадонны” в средневековом искусстве, райский сад Адама и Евы. Рай– образ гармонии между природой и человеком.

    В христианской иконографии дикая природа была прибежищем язычества<Приложение 1, слайд 8> . В причудливых естественных формах – скалы, горы – видели художники XVI столетия проявления могучих сил земли. В XVII веке сочиняли пейзажи мифологические, одухотворенные, а так же героические пейзажи классицизма. Переход от пейзажа, созданного в ателье, к пейзажу, написанному на пленэре (на открытом воздухе) был закономерен. В пейзажах XVIII– начала XIX века в работах Антуана Ватто(1684-1721) <Приложение 1, слайд 9> , Джона Констебля(1776-1837) <Приложение 1, слайд 10> и Джона Тернера(1775-1852) <Приложение 1, слайд 11> художники передают человеческие чувства. Открывающиеся возможности в передаче лирических чувств художника через пейзаж увлекли мастеров настолько, что на некоторое время в живописи восторжествовало пейзажное восприятие. Так было у импрессионистов в 1870-е годы во французской и русской живописи <Приложение 1, слайд 12> .

    Пейзаж может обобщать и нести широкий смысл, иногда трагический или героический, это – жанр, адресованный всем, так как мы все причастны к миру природы.

    Долгое время пейзаж оставался в роли подчиненного по отношению к другим жанрам и существовал как фон тематической картины. В качестве самостоятельного жанра пейзаж существует в европейском искусстве с XVII века. Особенное развитие он получает в творчестве голландцев– Ван Гойена <Приложение 1, слайд 13> , Я.Рейсдала <Приложение 1, слайд 14> и других. Голландские мастера создавали свои произведения на полотнах малого размера, поэтому их стали называть “малыми голландцами”. Они создавали проникновенные картины природы с помощью валеров (многочисленных оттенков), став родоначальниками этого жанра в европейском искусстве.

    Утверждение национального пейзажа мы видим в лесных сюжетах И.Шишкина <Приложение 1, слайд 15> .Вязы Констебла, дубы Теодора Руссо, сосна Сезанна <Приложение 1, слайд 16> – все это яркие художественные образы, раскрывающие исторический и национальный взгляд на природу. Реки своим извилистым течением помогают связывать различные части картины. Струящаяся вода, эффекты отражения вносят в пейзаж динамику. Мастер речных пейзажей Ш.-Ф.Добиньи <Приложение 1, слайд 17> .Импрессионисты <Приложение 1, слайд 18> увлекались передачей игры бликов на поверхности воды. В пейзажах с мифологической тематикой обитают речные божества и нимфы. Яркие образы морских пейзажей – марин – мы находим в произведениях русского мариниста И.Айвазовского<Приложение 1, слайд 19>. Особая поэтичность присуща пейзажам китайских и японских художников <Приложение 1, слайды 20,21,22 >.

    Особую тему в пейзаже составляет изображение архитектуры. Одно из представлений о рае – идеальный город. Архитектурные постройки как образ гармонии линий и форм находим в произведениях итальянских художников эпохи Возрождения <Приложение 1, слайд 23> .

    Образ города как современной, живой среды создали в своих полотнах импрессионисты Франции< Приложение 1, слайд 24 > . В развитии пейзажного жанра России большую роль сыграли виды Петербурга и Москвы < Приложение 1, слайд 25 > , а также пейзажи А.Саврасова и И.Поленова < Приложение 1, слайды 26-27 >.

    Художникам XX века становится интересно выразить ощущение эпохи <Приложение 1, слайд 28> .

    В каждой картине воплощено не только изображение какого-то конкретного вида, но и восприятие его художником. Все, что составляло источник вдохновения автора картины, передается зрителю и обогащает его духовный мир. Созерцание живописного пейзажа дает возможность зрителю услышать самого художника, почувствовать его настроение, увлечься его фантазией, говорить с ним на одном языке <Приложение 1, слайд 29> .

    Урок 2

    IV. Есть ли какие-либо правила при изображении пейзажа?

    Учитель. Вместе с осознанием задач пейзажа как особого жанра, художник оказывался перед необходимостью обобщения, опускания деталей ради целого. Невозможно же изобразить каждый листик на дереве!

    Правилом становится и изображение дальних планов более расплывчато. Чтобы обозначить более далекие и более близкие части пространства, его делят при изображении на планы. В классической схеме пейзажа на первом плане обычно изображены фигуры людей или “кулисы” (дерево, часть здания – как ориентир для сравнения ближнего плана с дальним планом) <Приложение 1, слайд 30> .

    На ближнем плане все предметы воспринимаются и изображаются наиболее объемно, их светотень и окраска контрастны. На втором – это все смягчается, а на дальнем, третьем плане – всё изображение сливается в воздушной дымке <Приложение 1, слайд 31> . При удалении меняется и цвет предметов. Опыт наблюдений показал, далекие темные предметы кажутся голубоватыми, а светлые (облака, снежные вершины)– розоватыми. При удалении от зрителя сближаются зеленые и голубые цвета, а оранжевый цвет приближается к красному. Конечно, не всегда подобные закономерности художник встречает в природе в чистом виде. Художнику важно так заполнить пространство картины, чтобы его произведение было полно жизни.

    V. Работа над пейзажем.

    Первый этап– выбор формата бумаги, его расположение, определение высоты горизонта, выбор точки зрения <Приложение 1, слайд 32> .

    Учитель показывает приемы работы на доске, на листе бумаги или картона.

    Второй этап– построение композиции, организация пространства на листе <Приложение 1, слайд 33-34> с использованием правил линейной перспективы (это система изображения предметного мира на плоскости в соответствии с восприятием человека). При удалении предметы кажутся нам меньше, а параллельные края дороги или реки – сходящимися друг к другу при приближении к линии горизонта.

    Третий этап – живописный подмалевок (замалевок)– выбор цветотонового соотношения неба, земли, предметов, деревьев, воды <Приложение 1, слайд 35-36> . Показ учителем приемов работы художественным мазком в технике гуаши, отмывки и вливания цвета в технике акварели (ученики на палитре тренируются в различных приемах работы с красками, затем рисуют свой пейзаж).

    Здесь важно использовать особенности воздушной перспективы, изменение цвета в зависимости от планов картины. Необходимо также помнить правильное соотношение планов картины. Дальний план прописывается неяркими голубоватыми оттенками, ближний план работы – самый выразительный, яркий, проработанный. Выбор цветовой палитры зависит и от замысла автора, и от его настроения, и от задач, которые художник ставит перед собой, изображая пейзаж.

    Затем – детальная проработка <Приложение 1, слайд 37> .

    Конечно, это – приблизительные этапы. Бывает так, что автор, следуя своему настроению, создает быстрый этюд, изображая лишь отдельные фрагменты ландшафта, переливы красок в небе и облака, участок водной поверхности, игру солнца в траве…Главное, к чему стремится каждый художник – передать то ощущение, которое живет в его сознании и душе.

    Сейчас с помощью гуашевых красок вы создадите пейзажи, передавая свое настроение. Пусть музыка поможет вам в этом (звучат музыкальные произведения В.А.Моцарта, А.Вивальди, Л.Бетховена, Э.Грига, Генделя).

    Ученики пишут пейзажи.

    VI. Просмотр и обсуждение работ, подведение итогов.

    В конце урока на доске организуется выставка<Приложение 1, слайд 38> . По желанию учащиеся выходят и комментируют свои работы. Здесь школьники и художники, и внимательные, чуткие зрители. Ученики могут сами оценить работы своих одноклассников и, обсудив, поставить друг другу оценки.

    Просматривая работы школьников, еще раз убеждаемся в правильности слов:

    “…природа не нема. Наоборот, она многоречива и многому научит своего созерцателя, если человек попадается вдумчивый и толковый” (Эразм Роттердамский).

    Внимательный зритель, рассматривая произведения живописи, увидит в них работу сердца и ума художника, выражение его творческой позиции.

    Вглядываться в этот мир, творить на полотне мир таким, как он рисуется силой воображения, звать зрителя к активному сотворчеству или предъявлять ему торжественное представление действительности– все это было, и это все будет повторяться, пока существует пейзаж в искусстве, пока пишутся новые страницы его истории.

    Источники информации

    1. Пейзаж. Страницы истории. К.Г. Богемская. Под ред.В.Петрова. “Галактика”. Москва.1992
    2. Рассказ о русской живописи. Г.Островский. Москва. “Изобразительное искусство”.1989
    3. Азбука русской живописи. Н. Астахова, Л.Жукова. “Белый город”. Москва.2007
    4. Русские художники. Артемов В. “Росмэн”. Москва.2003
    5. Изобразительное искусство. О.Павлова. Пособие для преподавателей.6 класс “Учитель”. Волгоград.2006
    6. Изобразительное искусство.5-9 класс. Программно– методические материалы. Под ред. Б. Неменского. “Дрофа”. Москва.1998

    Проект для старших дошкольников ДОУ «Цветные пейзажи»

    Автор проекта – Аксенова Жанна Петровна, воспитатель МКДОУ "Бородинский д/с "Теремок".
    Цель проекта. Знакомить детей с пейзажной живописью, способствовать их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывать доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, побуждать горячее чувство любви к своему краю. Доставить детям радость и вдохновение на творчество.
    Одним из направлений по созданию условий для развития личности является художественное воспитание и развитие. Формировать у детей представлений о детей. Оно осуществляется через следующие задачи:
    1. Формировать у детей представления о пейзажной живописи.
    2. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный пейзаж, используя соответствующий изобразительные материалы.
    3. Развивать творческие способности, эстетический вкус.
    4. Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса к художественному искусству.
    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, музыкальный руководитель, родители.
    Сроки реализации: сентябрь-июль.
    «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается»,- так говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребенка красотой- всем прекрасным, чем сможем! Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать!
    Ведущая роль в становлении личности ребенка, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства- явления эмоционально- образного по своей сути. Специфика изобразительного искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания, обучения иного воспитания развития подрастающего поколения. На занятиях изобразительным искусством мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально- образного воздействия на творческую деятельность воспитанников. Предлагаемая система художественно – творческих заданий направляет педагогическую работу на формирование у детей целостных представлений о природе как живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.
    Ребенок – художник наблюдает за природой, в творчестве выражает свое видение того, что в ней происходит. Педагог помогает ребенку « открыть глаза» на видимый им мир.
    Природа может выступать роли Художницы или прекрасной Волшебницы, которая творит видимый мир по законам красоты гармонии. Создать соответствующую замыслу атмосферу занятия поможет привлечение художественно- образных средств других искусств: музыки, живописи и литературы.
    Художественный пейзаж раскрывает поэзию природы, учит видеть ее красоту, обогащает наши представления.
    Искусство пейзажа никогда не было оторвано от жизни, ее социальных законов от человека. Богатство содержания, красота и разнообразие пейзажа нашей Родины делает его важным средством эстетического воспитания подрастающего поколения. Дети способны воспринимать образный язык искусства и чувствовать красоту природы. Но многое в формировании в выявлении переживаний зависит от того, как направляется и осуществляется их эстетическое развитие.
    Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение, ее красоте, побуждает искренне, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.
    Дети и художники знают, что самый лучший портрет природы можно создать лишь в сотворчестве с ней.
    Распределение деятельности по проекту «Цветные пейзажи»
    Взаимодействие с детьми:
    Цель: прививать любовь к прекрасному; обогащать духовный мир; развивать воображение; воспитывать эстетическое отношение к окружающей действительности.
    Воспитателя:
    Цель: повышение педагогической компетентности в данном направлении, поиск путей реализации задач.
    Музыкальным руководителем:
    Цель: взаимосвязано поставить работу по созданию условий для получения детьми целостного представления о мире, возможностях для максимального творческого самовыражения в любом виде деятельности.
    Родителями:
    Цель: педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми.
    Формы работы.
    С детьми:
    специально организованные занятия, игры, наблюдения, экскурсии, рассматривание репродукций, чтение художественной литературы, художественное творчество.
    Воспитателем:
    Организация развивающей среды, консультации, практикум, подбор развивающего инструментария (игры, литература, упражнения, репродукции картин).
    Музыкальным руководителем:
    Интегрированные занятия. Подбор репродукций картин, фонограмм музыкальных произведений, изобразительного материала.
    Родителями:
    Консультации, беседы с родителями о важности данной проблемы, оформление папок – передвижек, открытые занятия с детьми, выставки детского творчества, семейное творчество.
    Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята.
    Проект « Цветные пейзажи» состоит из мини проектов, посвященным временам года: « Осенние мелодии», « Зимние напевы», « Весенняя трель», «Музыка лета».

    Мини проект «Осенние мелодии».

    Наблюдения на прогулках.
    Рассматривание различных деревьев их строение, формы, цветовой характеристики; наблюдения за осенними изменениями в природе.
    Цель. Учить узнавать и называть приметы осени.
    Экскурсия в сквер.
    Учить видеть красоту осенней природы, рассматривая деревья и кустарники в осеннем убранстве.
    Труд в природе.
    Сбор природного материала; подготовка материала к работе.
    Цель. Показать значимость детской деятельности. Поощрять инициативу и самостоятельность.
    Игровая деятельность.
    Дидактические игры:
    «Подбери краски для художника».
    Цель.
    Упражнять в составлении на палитре цветосочетания, близкие колориту картины.
    «Собери пейзаж».
    Цель.
    Учить по собственному замыслу составления осеннего пейзажа.

    Разучивание стихотворений об осени: В. Авдиенко «Осень», А.Плещеев « Скучная картина…», И.Бунин « Листопад». Чтение рассказа М. Соколов-Микитов « Осень в лесу».
    Цель. Развивать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать умение детей выразительно читать стихотворения.
    Знакомство с искусством.
    Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», И. Остроухов « Золотая осень», Е. Волкова « Октябрь» , И. Остроухов «Осень», И. Бродский «Осенние листья».
    Цель. Вызывать у детей восхищение красотой природы и картинами создаваемыми художниками.

    Рисование на темы: «Лес в осеннем уборе», «Золотая осень», «Осень может быть разной», «Поздняя осень».
    Цель. Учить отражать в рисунке осенние впечатления, передавать ее колорит.
    Аппликация из осенних листьев: гербарий – гороскоп «Знаки зодиака».
    Цель. Воспитывать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.
    Интегрированное занятие: « Вальс осенних листьев»
    Цель. Научить воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыки, изобразительном искусстве.
    Художественный труд.
    Коллективная работа по изготовлению книги «Четыре художника».
    Цель. Развивать умение задумывать содержание своей работы работать совместно доводить начатое до конца. Развивать творчество.
    Изготовление пейзажной композиции из природного материала и пластилина « Времена года - осень», «На лесной опушке».
    Цель. Развивать творчество, фантазию, воображение детей. Учить задумывать сюжет, считаться с мнением других.

    Мини проект "Зимние напевы".

    Наблюдения на прогулках.
    Наблюдения за зимними явлениями в природе: цветом снега, неба, деревьями покрытые снегом.
    Экскурсия в сквер.
    Рассматривание зимних пейзажей.
    Цель. Учить отмечать изменения, происходящие в природе.
    Знакомство с художественной литературой.
    Разучивание стихотворений:
    А.Пушкин « Идет волшебница зима»,
    С.Есенин «Поет зима - аукает»,
    И. Суриков «Белый снег пушистый».
    Чтение рассказа В.В.Волина «Каким бывает снег».
    Цель. Развивать у детей творческий подход к изображению окружающего мира через поэтические произведения о природе.
    Игровая деятельность.
    Проведение дидактических игр:
    «Художники реставраторы ».
    Цель. Развивать у детей творческое воображение, умение составлять зимний пейзаж из частей по образцу.
    « Вижу – дорисовываю»
    Цель. Развивать у детей творческое воображение.
    Знакомство с искусством.
    Рассматривание картин: И.Грабарь «Сказка инея и восходящего солнца»; И.И. Шишкин «Зима»; А.К.Коровина «Зимой»; А. Пластов «Первый снег».
    Цель. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин.
    Детское художественное творчество.
    Рисование на темы: «Дремлет лес под сказку сна»; « Какая она, зимушка – зима?»;
    Лепка «Зимний денек».
    Аппликация и рисование «Синий зимний вечер и лунная зимняя ночь».
    Цель. Развивать художественные навыки. умения замыслить пейзаж и найти средства выразительности для создания образа природы.
    Интегрированное занятие «Какая она зима?»
    Цель. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения соотносить по настроению, образы живописи, музыки, поэзии, художественных произведений.
    Художественный труд.
    Продолжать коллективную работу по изготовлению книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
    Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года – зима».

    Мини проект"Весенняя трель".

    Ежедневные наблюдения за погодой.
    Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев и кустов от зимнего сна.
    Экскурсия в сквер.
    Рассматривание весенних цветов- подснежников, мать-и-мачехи; рассматривание весеннего наряда деревьев и кустов, цвета листьев.
    Цель. Развивать умение замечать и называть изменения, происходящие в природе. Уточнить представления детей о признаках весны.
    Знакомство с художественной литературой.
    Разучивание стихотворений:
    А.Плещеев « Травка зеленеет…»; А.Пушкин «Гонимы вешними лучами…»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; А.Майков « Весна».
    Чтение рассказа В. В. Волина « Голубые потоки весны».
    Цель. Обогащать и разнообразить содержание детских рисунков через поэзию и рассказы о природе.
    Игровая деятельность.
    Игра «Галерея картин»
    Цель. Учить рассматривать картины, видеть главное; отличать пейзажи от других видов живописи; развивать память, внимание, мышление.
    Игра «Найди картину по эскизу».
    Цель. Развивать целостность художественного видения; устанавливать взаимосвязь явлений, объектов в линейной перспективе.
    Знакомство с искусством.
    Рассматривание картин:
    А.К.Саврасов « Грачи прилетели»; И.И.Левитан
    «Весна. Большая вода»; А.А.Рылов «Зеленый шум».
    Цель. Формировать представления о пейзажной живописи. Развивать способность видения единства содержания и средств художественной выразительности живописи.
    Детское художественное творчество.

    Рисование на темы: «Ранняя весна»; «Пришла весна-веснушка, весенняя гостьюшка»; «Ласковая весна»; «Вот уже на проталинках весенних появились первые цветочки»; «Идет- гудет зеленый шум».
    Лепка на темы:
    «Весна пришла»; «Цветущая весна»;
    Цель. Вызвать у детей отклик на весеннее радостное оживление природы. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве, создавая выразительный образ наступившей весны.
    Интегрированное занятие:
    «Весенние фантазии».
    Цель. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей природы и искусство. Знакомить с различными способами создания художественного образа (литература, музыка, изобразительная деятельность).
    Художественный труд.
    Коллективное изготовление книги «Четыре художника» (рисование, аппликация).
    Составление пейзажной композиции из природного материала «Времена года - весна».

    Мини проект "Музыка лета".

    Ежедневные наблюдения на прогулке.
    Наблюдения за солнцем, небом и облаками, ветром, дождем, грозой и радугой, деревьями и кустарниками, растениями.
    Цель. Дать представления о состоянии погоды летом.
    Целевая прогулка на луг.
    Рассмотреть растения,какого они цвета, формы поговорить о их строении, о пользе цветов.
    Цель. Познакомить с цветущими травянистыми растениями.
    Знакомство с художественной литературой.
    Разучивание стихотворений:
    С.Есенин «С Добрым утром»; И.Никитин «В небе радуга сияет», «Чудесный летний день»; Ф.И.Тютчев «Летний вечер».
    Цель. Воспитывать любовь к природе через пейзажную лирику и прозу.
    Игровая деятельность.
    Игра « Экскурсия в музей».
    Цель. Учить выражать свое отношение к картине, высказывать свое мнение, объяснить свой выбор.
    Игра «Что лишнее».
    Цель. Закрепить знания о пейзаже и умение отличать его от других жанров.
    Знакомство с искусством.
    Рассматривание картин:
    «Радуга» А.К.Саврасов, А.И.Куинджи, И.И.Шишкин «Рожь», «Березовая роща», «Утро в сосновом бору», Ф.Васильев «Мокрый луг».
    Цель. Учить анализировать произведения пейзажной живописи, видеть единство замысла художника и найденных им средств выразительности.
    Детское художественное творчество.
    Рисование на темы:
    «Лето наступило», «Лето красное», «Летний пейзаж», «Краски лета».
    Лепка:
    «Цветущий луг».
    Развлечение «Лето, ах лето!».
    Цель. Доставить детям радость от встречи с поэтическим, музыкальным, изобразительным образом.
    Художественный труд.
    Коллективная работа по изготовлению книги о пейзажах «Четыре художника » (рисование и аппликация).
    Составление композиции
    из природного материала «Времена года - лето».

    В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.
    В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием. И дети испытывали разнообразные чувства: радовались красивому изображению, которое создавали сами, огорчались, если что-то не получалось. Но самое главное; создавая коллективный проект, дети приобретали различные знания; уточняли и углубляли представления об окружающем мире. В процессе работы они начинали понимать свойства предметов, запоминать их характерные особенности и детали.
    В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
    Все это способствует не только познанию красивого в природе, но и в самом себе, утверждению человеческого достоинства, доброты, сопереживанию всему живому, интерес к окружающему миру, природным явлениям; понимания уникальности живого, практические умения гуманного с ними обращения.
    Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.
    Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена.
    В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.

    Выставки детских работ
    Книжка самоделка "Четыре художника"
    Композиции из природного материала

    Проект урока изобразительного искусства

    Педагог Игнатенко Елена Ивановна

    Город, район Бийский район

    ОУ МБОУ «Малоенисейская СОШ»

    Предмет Изобразительное искусство

    Класс 6

    Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»

    Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс», распечатанные выдержки из энциклопедий, компьютер, проектор, экран, запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года», краски, альбом, кисти.

    Характеристика видов деятельности учащихся :

    Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.

    Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.

    Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.

    Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

    Экспериментировать использовать средства выразительности работая в технике живописи.

    Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.

    Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.

    Результаты освоения:

    Личностные:

    — воспитание любви к природе родного края;

    — развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

    Метапредметные:

    Умение самостоятельно определять цель урока;

    Умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

    — умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

    Предметные:

    — развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

    — осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

    — развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

    Планируемые результаты:

    Практические умения:

    — приобрели умения работать в технике живописи

    Образовательные умения :

    — научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.

    Информационные умения:

    — работать с информацией;

    — делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.

    Коммуникативные умения:

    — уметь работать в группе;

    Терпимо относиться к мнению партнера;

    — умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю, аргументировано излагать собственное мнение.

    Предварительная работа.

    Цель: приобщение учащихся к наблюдению за особенностями окружающей природы

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    Наблюдают за состоянием природы в разное время суток, отмечая цветовые особенности. Фотографируют природу в разное время суток.

    время суток, предлагает сфотографировать понравившиеся моменты.

    На перемене дети скидывают свои фотографии на компьютер учителю .

    I .Организационный момент, эмоциональный настрой.

    Цель: введение учащихся в художественно-образный настрой.

    Деятельность учащихся

    Деятельность учителя

    Примечание

    После приветствия садятся. Воспринимают музыку.

    — Это внутреннее душевное состояние человека.

    — Передают настроение природы

    — Нет

    Метод эмоционального погружения. Приветствует детей, включает запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года»

    Ведение в проблему.

    Ребята, я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета.

    — А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?

    — Что такое настроение?

    — Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умиленная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».

    — Почему так говорят?

    А разве природа одушевленное существо?

    Визуальный осмотр, диалог учитель-ученик.

    II .Изучение нового учебного материала.

    Цель: формирование у учащихся эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности и умения передавать настроение через художественные образы.

    Задачи: формирование эмоционально-оценочного отношения к творчеству художников;

    развивать чуткость зрения к цвету, наблюдательность, образное мышление;

    познакомить с творчеством художников импрессионистов.

    Деятельность учителя

    Деятельность учителя

    Примечание

    — Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение)

    — Осень

    Эмоциональный оклик детей, заинтересованность детей, сосредоточенность в подборе точных эпитетов.

    Да

    Перенести на бумагу, изобразить, написать, сфотографировать.

    Дети рассматривают в учебнике работы французских живописцев. Созерцая, дают эмоциональную оценку увиденного.

    Дети делятся своими впечатлениями с соседом по парте.

    Дети включаются в беседу, делают комментарии по ходу рассказа.

    Дети созерцают увиденные фотографии, дают эмоциональную характеристику состояния природы.

    Дети работают с выдержками из источника, находят ответы на поставленные вопросы.

    — Тогда почему так говорят?

    Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев

    Та кроткая улыбка увяданья,
    Что в существе разумном мы зовем
    Божественной стыдливостью страданья!

    Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте.

    Всю неделю вы наблюдали за природой. Всегда ли один и тот же пейзаж вызывал у вас одинаковое настроение?

    Постановка проблемы.

    Вам бы хотелось оставить это состояние надолго?

    Как это сделать? Ведь наша память коротка, недолговечна.

    Работа с источниками.

    Ребята, предлагаю вам обратиться к выдержке из источника, которые лежат у вас на партах.

    Прочтите, как трактует Большой Энциклопедический словарь понятие живопись?

    Найдите, какие средства художественной выразительности применяются в живописи?

    Давайте посмотрим на работы замечательных живописцев в учебнике, на стр.152.

    Эти работы написаны французскими художниками XIX в. И их пейзажи несли определенное настроение.

    — А вы знаете, откуда появилось такое название? (пейзаж настроения)

    — Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером .

    Какими выразительными средствами достигается в этих произведениях иллюзия глубины пространства?

    Какие чувства переданы в работе Клода Моне Впечатление?

    Какая работа больше всего понравилась?

    — Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

    Русские живописцы, тоже мастерски умели передавать настроение в своих произведениях. Знаменитая картина «Грачи прилетели» писалась Саврасовым с натуры в селе Молвитино Костромской губернии. Там Саврасов нашел новый для русского пейзажа мотив, уловив и прочувствовав момент первых проблесков весны, «знаков», которые подает нам природа.

    Опять весна умоет небо .

    Своею талою водой.

    И зимней стужей быль и небыль

    Уйдет к сугробам на постой.

    Т. Курбатова

    День был зябкий, сырой. В талой воде – белесое небо, нетороплив робкий дымок и колоколенка церкви, каких на Руси много. Корявые березки на окраине села или небольшого городка, раскинувшегося на холме. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые.

    Можно бесконечно долго слушать радостный гомон грачей. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается ласковое голубое небо, проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков.

    Все в этой картине наполнено единым ритмом, напоено легким дыханием. Ведь в «Грачах» радости весеннего обновления в одинаковой степени причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих изб, и сам автор, сумевший передать нам, людям уже XXI века, свое весеннее настроение.

    Передачу настроения мы можем проследить даже по вашим фотографиям, которые вы сами выполнили.

    Обратите внимание на экран, какое настроение или чувство вызывает у вас состояние природы, зафиксированное Сашей?

    А, что же хотела Оля показать нам зрителям в своих фотоработах?

    Обратите внимание, работы Романа отличаются от остальных. Чем они интересны? Какое настроение хотел Роман передать через свои фотоработы?

    Работа с источником.

    Каждый художник и фотограф находит свои ноты, нюансы, оттенки с помощью гармоничного сочетания цвета и света.

    Давайте обратимся к источнику.

    Прочтите, что такое колорит?

    Найдите, каким бывает колорит по характеру цветовых сочетаний?

    Приложение №1

    Работа с учебником.

    (стр.152-156)

    Работа в малых группах

    Беседа по картине.

    На экране произведение А.Саврасова «Грачи прилетели»

    На экране показ фотографий, которые дети выполнили накануне(разные состояния природы)

    Приложение №2

    III . Практическая работа.

    Цель : создание пейзажа настроения в технике живописи

    Задачи: овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;

    совершенствовать технику работы с красками (гуашь, акварель);

    Деятельность ученика

    Деятельность учителя

    Примечание

    Нам необходимо в работе передать свое любимое состояние природного мотива.

    Свой эмоциональный настрой, отклик.

    Эмоциональный отклик, желание исполнить свое настроение через пейзаж.

    Ребята, выберите для себя практическое задание из предложенных в учебнике на стр.155.

    Сформулируйте задание которое необходимо выполнить.

    Обратите внимание на следующие моменты в работе.

    -Первый этап:

    -Второй этап:

    Третий этап:

    Приступаем к работе.

    Работа с учебником

    стр. 155

    Приложение №3

    IV .Рефлексивный анализ.

    Цель: оценить собственную деятельность на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

    Деятельность ученика

    Деятельность учителя

    Примечание

    Дети по желанию выходят к доске с выполненной работой, дают эмоциональную оценку.

    Осознание учащимися значимости колорита для постижения окружающей красоты

    — Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу.

    — Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники? Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?

    — Что из увиденного сегодня на уроке больше всего затронуло, запомнилось, удивило вас в картинах?

    В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя ”. К.Г.Паустовский.

    Анализ работ.

    На экране строки

    К.Г.Паустовского.

    Музыка П.И.Чайковского «Времена года»

    Приложение №1

    БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (БЭС)

    ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

    Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).

    Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности — масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.

    Приложение№2

    БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

    Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно рефлекса . К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блёклым и т.д. В каждом конкретном произведении К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида искусства, материала и функций произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией .

    Лит.: Ивенс Р.-М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Волков Н. Н., Цвет в живописи, М., 1965.

    В. С. Турчин.

    Приложение №3

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

    Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.

    -Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.

    Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

    Анастасия Шаронова
    Творческий проект по изобразительной деятельности «Времена года»

    Творческий проект

    «Времена года »

    Подготовила : Шаронова Анастасия Геннадьевна – воспитатель подготовительной к школе группы МДОУ «Детский сад «Морозко» п. Приозёрный»

    Цель : способствовать развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с особенностями живописного пейзажа и использования нетрадиционных техник его изображения .

    Задачи :

    Продолжать знакомить с особенностями пейзажной живописи;

    Учить детей внимательно вглядываться в окружающую природу, видеть и понимать её красоту, ощущать гордость за ту землю, на которой они живут, которую воспевают в своих произведениях художники, поэты и композиторы;

    Учить понимать замысел произведения художника и развивать умение видеть средства выразительности, использованные им для передачи чувств и настроений (многообразие цветовой гаммы, особенности композиции) ;

    Расширять и активизировать словарь детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов;

    Способствовать полихудожественному развитию детей, подводя их к установлению взаимосвязей между художественными образами изобразительного искусства , музыки, поэзии;

    Учить использовать полученные знания в собственном творчестве ;

    Совершенствовать применение детьми нетрадиционных способов рисования;

    Расширить представление детей о периодической сменяемости времён года и месяцев ;

    Обеспечить участие семьи в воспитательном развитии интереса у детей к художественному искусству.

    Нормативно-правовое обеспечение :

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ) ;

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ООПДО) ;

    Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении;

    СанПин 2.4.1.2660-10;

    Закон «Об образовании ЯНАО» ;

    Устав МДОУ.

    Участники проекта :

    Дети подготовительной к школе группы;

    Музыкальный руководитель;

    Родители воспитанников.

    Срок реализации проекта :

    1 этап : организационный (сентябрь 2015г.)

    3 этап : обобщающий (май 2015г.)

    Гипотеза : если образовательный процесс по изобразительной деятельности в ДОУ будет организован с учётом использования не только стандартного набора изобразительных материалов , но и самых необычных способов и средств изображения , то будут достигнуты более высокие результаты развития художественно-творческих способностей детей . Знакомство детей с особенностями пейзажной живописи будет способствовать тому, чтобы полученные сведения дети использовали в своём изобразительном творчестве . А расширение представления о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и в промежуточных, межсезонных её состояниях (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень) помогут закрепить знания детей о периодической сменяемости времён года и месяцев .

    Актуальность : изобразительная деятельность приносит много радости. Но, учитывая огромный потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей .

    Чтобы не ограничивать возможности детей в выражении впечатлений от окружающего мира, в последнее время в дошкольных учреждениях активно развивается такая форма дополнительного образования, как «Нетрадиционные техники рисования» . Здесь включаются в образовательный процесс самые необычные способы и средства изображения : штампы из различных материалов, ватная палочка, нитки, зубная щётка, губка и многое другое.

    Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность , содержание, формы, методы и приёмы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские творческие способности . Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества , проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

    Нетрадиционное рисование позволяет ребёнку создавать множество образов, изменять их по своему желанию, искать новые ассоциативные связи между предметами и их изображениями . Не обязательно обладать художественными навыками, чтобы изобразить шедевр используя нестандартные материалы для рисования (например, рисование пейзажа путём оттиска листьями деревьев или с применением техники сырой бумаги, акварели и соли). В итоге, занятия нетрадиционными техниками рисования способствуют развитию всесторонне развитой, уверенной в своих силах творческой личности .

    Новизна :

    Синтез изображения пейзажа с нетрадиционными техниками рисования;

    Экспериментирование с различными материалами в изобразительной деятельности , в процессе чего дети приходят к пониманию того, что нетрадиционную технику исполнения можно применять при создании определенных изобразительно -выразительных образов-типов (пышной листвы деревьев, используя губку и акварель; извилистых деревьев, используя технику выдувания краски трубочкой и пр.).

    Активное применение «Открытости наружу» детского сада (организация взаимодействия с такими социальными институтами, как - Детская школа искусств, Культурно-досуговый центр) и «Открытости внутрь» (организация взаимодействия с родителями в форме мастер-классов, подготовка уголка «Библиотека для родителей» , оформление выставок рисунков в детском саду и на официальном сайте, консультации).

    Вид проекта : творческий .

    Ожидаемые результаты :

    Положительная динамика художественно-творческого развития воспитанников группы;

    Дети умеют видеть средства выразительности, используемые художниками в пейзажной живописи при написании картины;

    Используют полученные знания о нетрадиционных техниках рисования в собственном творчестве ;

    Высокие результаты сформированности знаний у детей о периодической сменяемости времён года и месяцев ;

    Активность, заинтересованность родителей в организации совместной деятельности с педагогами и детьми ДОУ.

    Ожидаемый продукт :

    Картотека игр (сенсорных, дидактических, художественно-развивающих) и разработка игр в программе SMART Notebook;

    Выставка творческих работ ;

    Уголок «Библиотека для родителей» и консультации;

    Сборник стихотворений русских поэтов «Времена года » .

    Этапы реализации проекта .

    Три основных направления :

    Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами

    Образовательная деятельность в режимных моментах и в процессе организации различных видов детской деятельности ;

    Совместная деятельность со взрослым ;

    Самостоятельная деятельность .

    Работа проходит в форме :

    Специально организованных занятий, игр, наблюдений, экскурсий, рассматривания репродукций, чтения художественной литературы, художественного творчества с использованием нетрадиционных техник. Педагогическое просвещение и приобщение к совместной творческой деятельности с детьми в форме :

    Консультаций;

    Мастер-класса;

    Организации уголка «Библиотека для родителей» ;

    Оформления сборника стихотворений русских поэтов «Времена года » . Повышение педагогической компетентности в данном направлении и организация взаимодействия с музыкальным руководителем в форме :

    Выступлений на педсоветах и на районном методическом объединении;

    Консультаций музыкального руководителя;

    Подбора музыкальных произведений на тему «Времена года » с музыкальным руководителем.

    Образовательная деятельность осуществлялась в ходе режимных моментов и в процессе организации различных видов детской деятельности .

    Данный этап проекта строился на основе интеграции образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО.

    Например, в рамках художественного творчества дети знакомились с особенностями пейзажного жанра в изобразительном искусстве и рисовали его, используя нетрадиционные техники. Организована совместная деятельность , как педагога с воспитанниками, так и родителей с детьми дома по чтению художественной литературы, а именно стихотворений русских поэтов по теме «Времена года » . Расширение и активизация словаря детей, наличие в нём оценочных эмоционально-эстетических слов, искусствоведческих терминов, которые дети смогут использовать в своих суждениях о художественных картинах, способствует развитию знаний и навыков детей в образовательной области – коммуникация. В рамках образовательной области «Музыка» организовано прослушивание музыкальных композиций, которые помогают воспринимать образы природы.

    Литература :

    Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство – маленьким) : Учебно-наглядное пособие /Авт. -сост. Н. А. Курочкина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001г.

    Куревина О. А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.

    Петухова О. А. Экспериментирование с изобразительными материалами

    Ремезова Л. А. Играем с цветом. Формирование представлений о цвете у дошкольников 6-7 лет : Методика. – М.: ШКОЛЬНАЯ ПРЕССА, 2006.

    Софронова Т. И. Игры, развивающие изобразительные способности творческое воображение . // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2008г., №12.

    Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль : Академия развития, 2006. (Детский сад : день за днём. Практическое приложение) .