Патриаршее подворье святителя николая в бари. Святитель николай с гостеприимной русской душой Русская церковь в бари taxonomy term

«Необычайное почитание св. Николая в России вводит многих в заблуждение: полагают, что он якобы происходил оттуда», – пишет в своей книге «Св. Николай Чудотворец. Житие, чудеса, предания» итальянский священник-доминиканец Джерардо Чоффари. Действительно, грек по национальности, живший в IV в. в Ликии (юг нынешней Турции), святитель Николай прославлен не только в эллинском мире, но и далеко за его пределами, и особенно в России. В мае Русская Православная Церковь празднует память о перенесении мощей этого общехристианского святого из Мир Ликийских в итальянский Барград. Это событие произошло в 1087 г., и с тех пор Бари, расположенный на берегу Адриатического моря, стал одним из наиболее почитаемых христианами центров паломничества, куда во все времена устремлялись и россияне. Автор перелистывает некоторые страницы истории русских связей с Бари. О Бари древнем и современном, об истории перенесения в этот город мощей св. Николая и о паломниках из России, приезжавших почтить святыню в разное время, можно прочитать также в «ИиЖ» №№ 11/96, 1/01

Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам чудотворца Николая в итальянском городе Бари, перенесённым сюда в XI в. из Малой Азии, из Мир Ликийских (ныне г. Демре, Турция). Посланцы на Флорентийский Собор (1439), составившие самые ранние русские описания Европы, кратко упомянули о барградской святыне. Стольник П. А. Толстой, посетивший Бари в 1698 г., первым подробно описал католическую базилику, «в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы». В том же году в Бари побывал граф Б. П. Шереметев; есть свидетельства и о паломничестве царевича Алексея, укрывавшегося от отцовского гнева в Неаполе.

Неутомимый «пешеходец» и профессиональный паломник В. Г. Григорович-Барский, автор ходившего в списках «Путешествия по святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся», обрисовав Бари, дал понять, что не вполне одобряет перенесение мощей в Италию: «кости немощно познать, от каковаго члена суть, понеже не на своём месте лежат».

Состав поклонников гробницы св. Николая был разнообразным. Отзвук в Италии получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 г., не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были обласканы царём. В 1852 г. в Бари побывал великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу, а 10 ноября 1892 г. мощи своего небесного покровителя почтил наследник престола Николай Александрович; на его пожертвования был выложен новый настил в крипте базилики.

Многие пилигримы XIX - начала XX в., красочно описавшие свои впечатления от Бари, были тем не менее опечалены отсутствием в этом городе православных богослужений (на рубеже XIX–XX вв. здесь проживал некий грек, самозванно рекомендовавшийся архимандритом Германом и совершавший, по вкладам богомольцев, молебны; русских паломников официально предуведомляли о том, чтобы не пользовались его услугами). Часто высказывалась мысль о необходимости строительства в Бари как странноприимного дома, так и русской православной церкви. Паломник из Одессы сообщал, что видел в Бари одну русскую богомолку, которая «чуть не плакала, что некому было отслужить акафист».

Почитание св. Николая выражалось в паломничестве не только в Бари, но и в места, где находилась его кафедра, где совершались чудеса и где он скончался и был погребён, - в Миры Ликийские. Начало этому положил паломник-писатель А. Н. Муравьёв, побывавший в Малой Азии в 1850 г. и обнаруживший полное запустение памятного места. Муравьёв начал широкую кампанию в России «для восстановления падшей обители». Характерны полемические оттенки его высказываний: «Сюда, сюда в пустынную Миру Ликийскую, а не в калабрийский чуждый нам город Бар должны стремиться православные паломники».

В 1853 г. в Мирах на средства российского посла в Константинополе графа Н. П. Игнатьева был куплен участок земли с руинами монастыря «Новый Сион» и пустой гробницей святителя. В 1853–1868 гг. прошли работы по их восстановлению, что вызвало противодействие местного греческого епископа, считавшего Миры своей канонической территорией (это выразило настроение части греческого общества, опасавшейся панславизма как угрозы национальным интересам). Война России с Турцией 1877–1878 гг. ещё больше осложнила ситуацию с русским проектом в Мирах.

Для сбора средств на восстановление монастыря «Новый Сион» в 1875 г. в Петербург прибыли два монаха-афонца. В столице иноков поддержали торговцы Старо-Александровского рынка на Калашниковском проспекте, которые соорудили близ рынка небольшую часовню, освящённую 6 декабря ст. ст. (в праздник Николы Зимнего) 1879 г. Часовню назвали Мирликийской и посвятили одновременно двум святым: Николаю Чудотворцу и Александру Невскому, в память избавления императора Александра II от покушения в Париже в 1867 г. Собираемые в часовне пожертвования на «Новый Сион» поступали в Хозяйственное управление при Синоде.

В 1888 г. капитал, названный «мирликийским», был передан Императорскому Православному Палестинскому Обществу, взявшему опеку над русским паломничеством в зарубежные страны. После трагической гибели в 1905 г. председателя ИППО, великого князя Сергея Александровича, ктитора Мирликийской часовни в Петербурге, её было решено переделать в церковь, что и было осуществлено скромными средствами в 1905 г.

Между тем в самих Мирах дело зашло в тупик. В 1891 г. турки постановили русские земли в Малой Азии, якобы имевшие стратегическое значение, «считать потерявшими своих владельцев», т. к. они «не обрабатывались русскими», а затем перепродали земли своим греческим подданным. В 1910 г. посол при Оттоманской Порте Н. В. Чарыков сообщил в ИППО о «безнадёжности в мирликийском вопросе» и дипломатично предложил преобразовать его в «барградский». По мысли Чарыкова, русская церковь в Италии «громко свидетельствовала бы о высоком благочестии Русской Православной Церкви перед лицом католического мира».

Идею посла одобрила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, ставшая после смерти своего супруга, великого князя Сергея Александровича, председательницей ИППО. Были приняты соответствующие резолюции, и собранный к тому времени «мирликийский» капитал (246 тыс. 562 руб.) переименовали в «барградский».

12 мая (ст. ст.) 1911 г. в рамках Палестинского общества был учреждён Барградский комитет под высочайшим покровительством императора Николая II, внёсшего 10 тыс. руб., и под руководством знатока древнерусского искусства князя А. А. Ширинского-Шихматова. Задачей комитета, разместившегося в Петербурге, стало сооружение итальянского подворья со странноприимницей для русских паломников и с церковью, достойно выражающей православное искусство.

Средства для подворья собирала вся Россия: помимо всех доходов петербургского Николо-Александровского храма на Песках (в 1911 г. решением Синода и ему было присвоено наименование «Барградский») по высочайшему повелению дважды в год, на Николу Вешнего и Николу Зимнего, во всех российских церквах устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде.

Комитет, наученный горьким опытом в Турции, в Италии вёл себя осторожно: посланник ИППО протоиерей Иоанн Восторгов (причислен недавно к лику новомучеников) приехал в Апулию в обстановке почти секретной - опасались противодействия как местной администрации, так и ультракатоликов. В январе 1911 г. о. Иоанн послал в комитет телеграмму об успешной покупке земли. По возвращении в Россию он, отчитываясь в ИППО о поездке, закончил речь словами: «Да вознесётся на дальнем иноверном Западе православный храм с сияющими крестами и куполами!»

Весной того же года в Бари прибыли деятельный член комитета князь Н. Д. Жевахов и видный архитектор В. А. Покровский, который произвёл экспертизу участка и одобрил место предполагаемого строительства (12 тыс. кв. м на виа Карбонара, ныне корсо Бенедетто Кроче). Возможно, Покровский был одним из кандидатов в авторы проекта подворья. Приезд зодчего, близкого к императорскому двору, в Италию не мог быть вызван исключительно необходимостью проведения «экспертизы участка». В тот момент, кстати, Покровский уже обдумывал проект для русской церкви в Риме, представленный им в Синод в 1915 г.

Вероятно, предлагал своё участие и М. Т. Преображенский, к тому времени уже возведший в Италии и в других европейских странах церкви в «русском стиле». Однако заказ получил

А. В. Щусев, протекцию которому составила, скорее всего, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, для которой зодчий строил в 1908–1912 гг. Марфо-Мариинскую обитель в Москве. В личном архиве Щусева сохранилось большое количество эскизов, вариантов разработок интерьеров, рабочих чертежей подворья, датированных 1912– 1914 гг. Одновременно архитектор составил эскизы для русского храма в Сан-Ремо.

В этот же период комитет выделил 28 тыс. руб. на строительство новой «Барградской» церкви в Петербурге, взамен прежней, переделанной из часовни. Составление проекта было поручено С. С. Кричинскому. Храм был заложен в 1913 г. и освящён 15 декабря 1915 г. (снесён в 1932 г.).

«Барградские» храмы в Италии и России строились одновременно. Они похожи друг на друга как братья-близнецы: квадратные в плане, с двухскатными кровлями, одноглавые, с куполами в форме ратного шелома, со звонницами над западными стенами. «Идеологом» построек, предложившим «стиль» в духе псковско-новгородской архитектуры, был князь Ширинский-Шихматов; он же собрал древние иконы для иконостасов обеих церквей (в Бари они не были отправлены из-за начавшейся войны). Председатель комитета лелеял идею создания в Бари, в помещениях подворья, первого в истории зарубежного музея русской старины. Предполагалось экспонировать древние иконы, редкие издания, фотографии всех Никольских церквей в России, а также поручить К. С. Петрову-Водкину и В. И. Шухаеву роспись интерьеров.

В октябре 1911 г. ИППО испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено Королевским декретом от 4 января 1912 г. (по европейскому календарю). Законченный Щусевым общий проект подворья был одобрен Николаем II со сметой в 414 тыс. 68 руб. Помимо двухэтажного храма вместимостью в 200 человек в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью - второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней. В марте 1913 г. в Бари была командирована от ИППО наблюдательно-строительная комиссия, в которую вошли настоятель будущей церкви о. Николай Федотов, производитель работ архитектор Вс. А. Субботин, псаломщик К. Н. Фаминский и смотритель работ И. Д. Никольский. Комиссию возглавил второй священник римской посольской церкви о. Христофор Флёров, постоянно живший в Италии. В начале 1913 г. в соответствии с принятыми правилами Св. Синод утвердил «штат церковнослужителей при состоящей в итальянском городе Бари русской церкви».

Светские власти Барграда приветствовали русскую инициативу: 22 мая (день перенесения мощей) 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии, прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии (католическое духовенство в церемонии закладки участия не приняло, как прежде во Флоренции). В фундамент церкви были заложены грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли; на церемонии читались речи. Пришли телеграммы от царя («искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма»), от Елизаветы Фёдоровны («соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников»), от Щусева («поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу»).

Земляные и каменные работы вёл местный инженер Н. Рикко под надзором Субботина, плотницкие - Д. Камышев. На участке быстро построили временный дом со звонницей и с верхним помещением для временной церкви, которую освятили уже 24 декабря 1913 г. На церемонии освящения о. Николай Федотов провозгласил начало возрождения православия в Апулии. К весне 1914 г. подворье было подведено под крышу. Вскоре о. Николая отозвали в Россию, на его место прибыл о. Василий Кулаков.

Официальные документы не сообщают, почему был отозван первый настоятель. Однако известно, что у о. Федотова сложились крайне напряжённые отношения с местным духовенством. Его попытки служить молебны у гробницы святителя, как того хотели паломники, наткнулись на решительный отказ каноников базилики. В конце концов священнику было вообще запрещено входить в базилику в облачении.

Летом 1914 г. Бари посетил великий князь Олег Константинович (через год погибший на войне). Вникнув в дело, он предложил Палестинскому обществу внести некоторые поправки в утверждённый проект.

Тем же летом подворье открыло временный приют для паломников на 20–30 человек. Однако в этом качестве он служил считанные дни. В августе 1914 г. странноприимница превратилась в беженский пункт, где скопилось около 200 человек: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путём, через Германию, и ждали отправки в Россию морем.

Несмотря на войну, строительные работы успешно продолжались и к январю 1915 г. были вчерне завершены. Вскоре освятили нижнюю церковь святителя Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого среди православных греков Бари. Когда

24 мая (сразу после Николы Вешнего, что в России было воспринято провиденциально) Италия объявила себя союзницей русских «против жестоких и коварных угнетателей народов - немцев и швабов», петербургский Барградский комитет передал подворье в пользование итальянскому Красному Кресту.

Председатель комитета князь А. А. Ширинский-Шихматов приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, но начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смогли выехать в Бари и художники, которые должны были расписать новый храм.

Революция и Гражданская война в России поставили подворье в тяжёлые условия. Начался эмигрантский период его истории. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался. После разных перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность муниципалитета Бари, который, однако, не препятствует проведению православных богослужений и даже выплачивает жалованье священнику.

Талалай Михаил Григорьевич, кандидат исторических наук, секретарь приходского совета русской православной общины г. Неаполя (Московский Патриархат).

Италия славится множеством христианских святынь, особенно верующие любят посещать город Бари (Bari) – столицу Апулии (Puglia). Италия по количеству достопримечательностей и памятников культуры занимает в Европе первое место. Для любого религиозного человека этот город имеет важную ценность. Здесь находится храм святителя Николая Чудотворца (Basilica di San Nicola) - Русская церковь, посвященная святому, почитаемому многими верующими, где хранятся его мощи.

Базилика Града Барского является уникальнейшим памятником русского зодчества, который украшен торжественным фасадом, богато отделан резьбой и увенчан арками. Прекрасный зодческий комплекс среди других сооружений нового города выделяется внушительными пропорциями и архитектурными формами.

Немало архитектурных сооружений возникло за пределами России, но почти все они были построены в московской или ярославской манере. Город Бари славится грандиозным комплексом, который напоминает древнерусский терем. Строение было выполнено в новгород-псковском стиле архитектуры 15 века. Каменная одноглавая церковь рассчитана на 260 человек.

Подворье Бар-града состоит из красивейшего храма, уютных построек для приема паломников, восхитительного большого сада. Этот комплекс — духовное пристанище для странников из России, которые посещают город в надежде увидеть мощи Святителя.

Церковь и подворье строилось на деньги, сбор которых шел по всей Российской империи. Так как долгое время не удавалось восстановить храм св. Николая Чудотворца в Мире Ликийской, в 1911 году был основан комитет Бар-града, которому покровительствовал сам император. Задачей организации являлось возведение в Бари постоялого двора для путешественников, которые стекались к мощам великого чудотворца, а также сооружение церкви, достойно отражавшей православное искусство.

Празднование памяти Чудотворца установлено 19 декабря и 22 мая, вот тогда то и устраивался Барградский сбор. Комитету были также переданы пожертвования на церковь от княгини Елизаветы Федоровны в сумме 3 тысячи рублей, от императора Николая II было получено 10 тысяч и внушительная сумма 246 тысяч рублей, которые ранее были собраны на храм в Мире Ликийской.

Проект постройки

Весной 1912 года уже был готов проект, составленный знаменитым знатоком древней храмовой архитектуры А. В. Щусевым, в личном архиве зодчего сохранилось множество рабочих чертежей, эскизов, различных вариантов создания внутренней отделки, разработанных до мельчайших деталей. Однако из-за начавшейся революции работы были остановлены, а памятник зодчества до сих пор находится без задуманного богатого интерьера.

Италия и Россия установила свои государственные флаги на участке для строительства, когда состоялась торжественная церемония начала постройки в 1913 году. В 1914 году уже вел свою работу приют для паломников, а позже он стал временным для беженцев.

Русские эмигранты стали смотрителями церковной собственности за рубежом, стремясь сохранить ее для возрожденной России. Но в 30-е годы 20 столетия храм перешел в собственность муниципалитета города, против воли людей его построивших. Постоялый двор и церковь в Бари на время забросили, паломничество к святым мощам прекратилось.

Базилика лишилась почти всего церковного имущества, без следа исчезли ценные вещи, такие как библиотека, старинная утварь, несколько десятков древних икон. Для церкви уже было подготовлено великолепное убранство и древние иконы, но из-за революции доставить их из Российской империи стало невозможно. Художнику К. С. Петрову-Водкину собирались доверить роспись нового храма, но он не смог выехать.

Русских верующих в Италии стало намного меньше после революции, и только благодаря большой греческой диаспоре православного вероисповедания, особо чтившей святителя Спиридона Тримифунтского (Саламинского), в 1921 году был освящен нижний приход в его честь.

Только в 2009 году Италия передала Базилику в Российское ведомство, и теперь храм опять стал достоянием и гордостью Русской Церкви. Одновременно с созданием храмового комплекса в Бари было заложено строительство нового «Барградского» храма в Санкт-Петербурге. Итальянская и российская Барградская церковь даже похожи между собой – одноглавые, квадратные, колокольни расположены над западными стенами, двухскатный кров, купола, похожие на ратный шлем.

Иконостас Подворья


Иконостас представляет собой каноническую композицию: образ Спасителя и Богородичная икона с Младенцем – справа от Царских ворот, образ св. Николая - слева от них. Слева направо в иконостасе также установлены иконы Св. Царицы Александры, Св. целителя и великомученика Пантелеймона, Святого Димитрия Солунского, Великомученика и Победоносца Георгия, Сергия Радонежского, Александра Невского, преподобного Серафима Саровского, чудотворца Спиридона Тримифунтского. Далее Базилика украшена иконами Святителей Василия, Григория и Иоанна, Святых апостолов Петра и Павла, Святого равноапостольного князя Владимира и княгини Ольги.


В Апулии очень почитаема икона святых бессребреников Космы и Дамиана, ее разместили с северной стороны над входом в храм. Икона Богородицы «Знамение» была написана художником А. А. Бенуа-Конским совместно со своей супругой. Ниже Богородичной иконы - Спаситель на Престоле.

Среди святынь в нижнем приделе находится икона св. Николая Чудотворца, где хранятся его мощи. С 1087 года святые мощи Св. Николая бережно хранятся в часовне Базилики. С правой стороны от входа в верхний храм базилики находится великий храмовый образ.

Над входом в базилику размещена мозаичная икона, на которой запечатлены: Спаситель, Божья Матерь и святой Николай с Евангелием в руке, написал итальянский художник Никколо Колонна (Niccolo Colonna) в 1967 году.

Внушительных размеров паникадило изготовлено в Сербии на собранные пожертвования русских эмигрантов. Установленное в 1998 году, оно заметно выделяется на фоне белоснежного свода. Перед архитектурным комплексом установлена скульптура святителю Николаю, мастерски выполненная российским скульптором В. М. Клыковым.

Паломничество к мощам

Даже после своего упокоения, святой Николай не перестает опекать своих духовных чад, внимая их молитвам и содействуя болящим и страждущим. Особенно его молитвы помогают детям, пожилым людям, убогим и болящим, торговцам, морякам и путешественникам. Святителя почитают во всех конфессиях – православной, католической, мусульманской и даже язычники.

Каждый год в город Бари съезжаются тысячи российских паломников. У православных паломников есть право совершать службы и молебны, лицезреть целебные мощи святителя. Многие путешествующие получают божественную помощь исцеления от великого угодника Божия. Город Бари может гордиться тем, что имеет такую святыню, как досточтимая икона святителя и его мощи.

Полезная информация

  • Адрес: город Бари, Базилика Святителя Николая (Basilica di San Nicola)
  • Церковь открыта ежедневно с 7:30 – 13:00 и с 16:00 – 19:30. Вход бесплатный .
  • Каждый четверг в 10:30 церковь начинает Богослужение с Евхаристией (кроме Великого Поста).
  • Молебен с акафистом: четверг – 16:00, в остальные дни – 11:00.
  • Как добраться: в город Бари ходит паром до порта, храм располагается рядом с морским побережьем. От порта до церкви можно дойти пешком за 10 минут, железнодорожный вокзал находится в 15 минутах ходьбы.
  • Официальный сайт: bargrad.com

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Прекрасный городок Бари расположился в регионе под названием Апулия. Эта местность была основана еще в V веке до нашей эры. В городе до сих пор сохранилась архитектура разных веков, что добавляет ему особого колорита. Еще одной особенностью является то, что эти земли видели многочисленных святых. Именно здесь хранятся их мощи, расположены католические соборы, а также строятся православные храмы. В большей степени этим и знаменит город Бари в Италии. Мощи Николая Чудотворца нашли прибежище на этой земле. Как оказалось, святой почитается не только христианами, но и католиками. Николай Чудотворец является покровителем детей-сирот, всех путешественников, заключенных в неволе, избавляет от скоропостижной смерти, а также тяжелых болезней.

История появления мощей святого в Бари

До самой своей кончины Николай Угодник служил епископом в одной из церквей города Миры. Еще при земной жизни этот святой считался целителем и защитником всех беспомощных. После смерти его мощи были размещены в храме. Когда несколько православных людей получили исцеление, храм стал центром паломничества. Но в те времена город подвергался набегам мусульман, это была прямая угроза сохранению целостности мощей. Было принято решение транспортировать останки Николая Угодника в более безопасное место. В Миру отправились барийские купцы, которым удалось вывезти мощи в город Бари (Италия). Мощи Николая Чудотворца прибыли в гавань и оказались на безопасной земле.

в Бари

Уже на следующий день в торжественной обстановке останки были расположены в Начиная с того времени ежегодно происходит празднование дня перенесения мощей. Об этом событии помнят до сих пор. В этот день в городе царит особенная атмосфера. Жители устраивают целое представление. Несколько сотен людей переодеваются и разыгрывают событие многовековой давности.

Многие стремятся попасть в гости к Святителю Николаю в Бари именно в этот день. Праздник невероятно почитаем в Италии, помимо этого, о нем знают в России, Болгарии и Сербии. На сегодняшний день часть мощей находится в Турции, так как при транспортировке барийцы не смогли собрать самые мелкие останки. Также некоторая часть мощей находится в Венеции, они попали туда во время крестового похода. Касательно этого события существует несколько точек зрения.

Спасение или воровство?

Так, например, сами барийцы и представители РПЦ считают, что мощи были действительно спасены, на тот момент это было самое рациональное решение. Но вот имеет совершенно другое мнение. Такой поступок расценивается как воровство. Как оказалось, мощи Николая Чудотворца являются мироточивыми, оказывают невероятное чудотворное действие. Люди, которые взяли на себя перевозку мощей, вскрыли гроб и обнаружили странное явление. Скелет Николая Чудотворца был погружен в неизвестную жидкость, которая к тому же благоухала. Православные люди называют это явление «миром», а вот католики - «манной Святого Николая».

Храм Николая Чудотворца в Бари


Строительство храма было начато еще в 1087 году, именно в этот год были перевезены мощи Св. Николая в Бари (Италия). С этого дня город стал некой крепостью Николая Чудотворца. Люди, проживающие здесь, считали пребывание мощей на земле действительным чудом. Возведение храма было запланировано в самом центре населенного пункта. Уже в короткие сроки над городом красовался купол храма, который стал его самым ярким украшением. По окончании строительства храм стал настоящим центром большинства исторических событий. Именно в этих стенах проповедовал сам Петр Амьенский. Здесь же было сообщено о крестовом походе, проходили церковные сборы, а также принималось решение об объединении Западной и Восточной церквей. Существует догадка о том, что церковь была возведена на месте дворца губернатора, из-за этого убранство храма является достаточно противоречивым.

Архитектура

На сегодняшний день храм немного смещен относительно центра, ведь город активно строился. Обитель расположилась у Адриатического моря. Храм представляет собой красивую постройку из двух помещений - нижней и верхней церкви. В верхнем храме находится гроб Святителя.

Николая в Бари относится к более древним постройкам, об этом говорит убранство обители и настенная роспись. Потолочный свод храма поддерживается 26 величественными колоннами, которые выполнены из натурального мрамора.

Святыни обители

В правом углу храма расположилась особая колонна, изготовлена она из красного мрамора и носит название чудодейственного столба. Есть поверье, что именно эту колонну в храм принес сам Николай Чудотворец. Паломники просто прикладываются к ней с мольбами о помощи и исцелении. Рака разместилась ниже уровня пола и накрыта специальными плитами. Там сделано отверстие для того, чтобы священник мог аккуратно спуститься и собрать мирру. С этой же целью, для удобного сбора, гробница уставлена под наклоном.

Получить доступ к этой святыне можно при условии приезда с группой паломников и получении благословения самого настоятеля храма.

В правом углу обители расположилась так называемая сокровищница. Именно здесь все желающие могут отблагодарить Святителя Николая Чудотворца в Бари и оставить подарки для храма и гробницы. Также в этом углу расположены чудотворные иконы, к которым можно обращаться с любыми просьбами. Одним из самых ценных подарков является икона самого Николая Чудотворца. Именно этот образ был подарен сербским царем Урошем III, которому удалось в этих стенах вернуть свое зрение. В этом же углу можно увидеть и реликвии, привезенные из крестовых походов. Здесь хранятся мощи апостолов Фомы и Якова, а также святейшая святыня - шип из венца Иисуса.

В верхнем храме установлена величественная статуя в честь Святого Николая. Для сохранности изваяние было накрыто стеклянным куполом. Под него прихожане кладут записочки с просьбами. Каждый год 9 мая происходит вынос статуи в город с торжественным шествием. Праздник перенесения мощей считается одним из самых главных в городе. Не только католические службы, но и православные служения проводятся в Бари (Италия). Мощи Николая Чудотворца стремятся увидеть все.

Православная церковь Николая Чудотворца в Бари

Николай Угодник является одним из самых почитаемых святых России. Русское православие совместно с Николаем II предприняло несколько попыток, чтобы восстановить церковь в Мире. К сожалению, все эти попытки оказались неудачными. Исходя из этого, было принято решение создать русский двор на территории Бари (Италия). Мощи Николая Чудотворца благодаря этому стали доступными для русских паломников. Деньги для этого сооружения собирались всей страной. Был установлен специальный сбор, который можно было внести в праздник Святого Николая. Самый большой вклад был сделан царской семьей, благодаря этому было сооружено необходимое здание.

Уже в 1914 году открыли приют для русских паломников. Здание рассчитано на 30 человек, но были времена, когда здесь селилось и больше людей. К сожалению, в 1937 году здание перешло во владения А вот уже в 2009 году постройка была снова передана в собственность России.

Паломничество в Бари к Николаю Чудотворцу

Как утверждают историки, паломничество православных людей в эти места началось еще в XV веке. В XIX веке частыми гостями здесь были представители царской фамилии и другие деятели культуры и политики Российской империи. На протяжении все этих веков люди наблюдали огромное количество чудес, которые действительно были явью. Благодаря этому сюда ежедневно прибывают верующие. Посетить этот храм необходимо хотя бы один раз в в Италии (город Бари) дарит особую милость своим гостям. Много удивительных историй рассказывают паломники со всего мира о чудесных изменениях после посещения этой обители. Одни обрели здоровье, другие нашли любовь. Но главный подарок, который может подарить Святой Николай, - это вера.

Действительно, грек по национальности, живший в IV в. в Ликии (юг нынешней Турции), святитель Николай прославлен не только в эллинском мире, но и далеко за его пределами, и особенно в России. В мае Русская Православная Церковь празднует память о перенесении мощей этого общехристианского святого из Мир Ликийских в итальянский Барград. Это событие произошло в 1087 г., и с тех пор Бари, расположенный на берегу Адриатического моря, стал одним из наиболее почитаемых христианами центров паломничества, куда во все времена устремлялись и россияне. Автор перелистывает некоторые страницы истории русских связей с Бари. О Бари древнем и современном, об истории перенесения в этот город мощей св. Николая и о паломниках из России, приезжавших почтить святыню в разное время, можно прочитать также в «ИиЖ» №№ 11/96, 1/01

Уже первые русские путешественники на Запад считали святым долгом приложиться к мощам чудотворца Николая в итальянском городе Бари, перенесённым сюда в XI в. из Малой Азии, из Мир Ликийских (ныне г. Демре, Турция). Посланцы на Флорентийский Собор (1439), составившие самые ранние русские описания Европы, кратко упомянули о барградской святыне. Стольник П. А. Толстой, посетивший Бари в 1698 г., первым подробно описал католическую базилику, «в которой лежат мощи великого архиерея Христова Николы». В том же году в Бари побывал граф Б. П. Шереметев; есть свидетельства и о паломничестве царевича Алексея, укрывавшегося от отцовского гнева в Неаполе.

Неутомимый «пешеходец» и профессиональный паломник В. Г. Григорович-Барский, автор ходившего в списках «Путешествия по святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся», обрисовав Бари, дал понять, что не вполне одобряет перенесение мощей в Италию: «кости немощно познать, от каковаго члена суть, понеже не на своём месте лежат».

Состав поклонников гробницы св. Николая был разнообразным. Отзвук в Италии получило паломничество двух русских крестьянок, которые в 1844 г., не зная европейских языков, добрались, по обету, на своей повозке из Перми в Бари. На обратном пути, в Петербурге, они были обласканы царём. В 1852 г. в Бари побывал великий князь Константин Николаевич, подаривший бриллиантовый перстень местному архиепископу, а 10 ноября 1892 г. мощи своего небесного покровителя почтил наследник престола Николай Александрович; на его пожертвования был выложен новый настил в крипте базилики.

Многие пилигримы XIX — начала XX в., красочно описавшие свои впечатления от Бари, были тем не менее опечалены отсутствием в этом городе православных богослужений (на рубеже XIX-XX вв. здесь проживал некий грек, самозванно рекомендовавшийся архимандритом Германом и совершавший, по вкладам богомольцев, молебны; русских паломников официально предуведомляли о том, чтобы не пользовались его услугами). Часто высказывалась мысль о необходимости строительства в Бари как странноприимного дома, так и русской православной церкви. Паломник из Одессы сообщал, что видел в Бари одну русскую богомолку, которая «чуть не плакала, что некому было отслужить акафист».

Почитание св. Николая выражалось в паломничестве не только в Бари, но и в места, где находилась его кафедра, где совершались чудеса и где он скончался и был погребён, — в Миры Ликийские. Начало этому положил паломник-писатель А. Н. Муравьёв, побывавший в Малой Азии в 1850 г. и обнаруживший полное запустение памятного места. Муравьёв начал широкую кампанию в России «для восстановления падшей обители». Характерны полемические оттенки его высказываний: «Сюда, сюда в пустынную Миру Ликийскую, а не в калабрийский чуждый нам город Бар должны стремиться православные паломники».

В 1853 г. в Мирах на средства российского посла в Константинополе графа Н. П. Игнатьева был куплен участок земли с руинами монастыря «Новый Сион» и пустой гробницей святителя. В 1853-1868 гг. прошли работы по их восстановлению, что вызвало противодействие местного греческого епископа, считавшего Миры своей канонической территорией (это выразило настроение части греческого общества, опасавшейся панславизма как угрозы национальным интересам). Война России с Турцией 1877-1878 гг. ещё больше осложнила ситуацию с русским проектом в Мирах.

Для сбора средств на восстановление монастыря «Новый Сион» в 1875 г. в Петербург прибыли два монаха-афонца. В столице иноков поддержали торговцы Старо-Александровского рынка на Калашниковском проспекте, которые соорудили близ рынка небольшую часовню, освящённую 6 декабря ст. ст. (в праздник Николы Зимнего) 1879 г. Часовню назвали Мирликийской и посвятили одновременно двум святым: Николаю Чудотворцу и Александру Невскому, в память избавления императора Александра II от покушения в Париже в 1867 г. Собираемые в часовне пожертвования на «Новый Сион» поступали в Хозяйственное управление при Синоде.

В 1888 г. капитал, названный «мирликийским», был передан Императорскому Православному Палестинскому Обществу, взявшему опеку над русским паломничеством в зарубежные страны. После трагической гибели в 1905 г. председателя ИППО, великого князя Сергея Александровича, ктитора Мирликийской часовни в Петербурге, её было решено переделать в церковь, что и было осуществлено скромными средствами в 1905 г.

Между тем в самих Мирах дело зашло в тупик. В 1891 г. турки постановили русские земли в Малой Азии, якобы имевшие стратегическое значение, «считать потерявшими своих владельцев», т. к. они «не обрабатывались русскими», а затем перепродали земли своим греческим подданным. В 1910 г. посол при Оттоманской Порте Н. В. Чарыков сообщил в ИППО о «безнадёжности в мирликийском вопросе» и дипломатично предложил преобразовать его в «барградский». По мысли Чарыкова, русская церковь в Италии «громко свидетельствовала бы о высоком благочестии Русской Православной Церкви перед лицом католического мира».

Идею посла одобрила великая княгиня Елизавета Фёдоровна, ставшая после смерти своего супруга, великого князя Сергея Александровича, председательницей ИППО. Были приняты соответствующие резолюции, и собранный к тому времени «мирликийский» капитал (246 тыс. 562 руб.) переименовали в «барградский».

12 мая (ст. ст.) 1911 г. в рамках Палестинского общества был учреждён Барградский комитет под высочайшим покровительством императора Николая II, внёсшего 10 тыс. руб., и под руководством знатока древнерусского искусства князя А. А. Ширинского-Шихматова. Задачей комитета, разместившегося в Петербурге, стало сооружение итальянского подворья со странноприимницей для русских паломников и с церковью, достойно выражающей православное искусство.

Средства для подворья собирала вся Россия: помимо всех доходов петербургского Николо-Александровского храма на Песках (в 1911 г. решением Синода и ему было присвоено наименование «Барградский») по высочайшему повелению дважды в год, на Николу Вешнего и Николу Зимнего, во всех российских церквах устраивался тарелочный сбор на строительство в Барграде.

Комитет, наученный горьким опытом в Турции, в Италии вёл себя осторожно: посланник ИППО протоиерей Иоанн Восторгов (причислен недавно к лику новомучеников) приехал в Апулию в обстановке почти секретной — опасались противодействия как местной администрации, так и ультракатоликов. В январе 1911 г. о. Иоанн послал в комитет телеграмму об успешной покупке земли. По возвращении в Россию он, отчитываясь в ИППО о поездке, закончил речь словами: «Да вознесётся на дальнем иноверном Западе православный храм с сияющими крестами и куполами!»

Весной того же года в Бари прибыли деятельный член комитета князь Н. Д. Жевахов и видный архитектор В. А. Покровский, который произвёл экспертизу участка и одобрил место предполагаемого строительства (12 тыс. кв. м на виа Карбонара, ныне корсо Бенедетто Кроче). Возможно, Покровский был одним из кандидатов в авторы проекта подворья. Приезд зодчего, близкого к императорскому двору, в Италию не мог быть вызван исключительно необходимостью проведения «экспертизы участка». В тот момент, кстати, Покровский уже обдумывал проект для русской церкви в Риме, представленный им в Синод в 1915 г.

Вероятно, предлагал своё участие и М. Т. Преображенский, к тому времени уже возведший в Италии и в других европейских странах церкви в «русском стиле». Однако заказ получил

А. В. Щусев, протекцию которому составила, скорее всего, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, для которой зодчий строил в 1908-1912 гг. Марфо-Мариинскую обитель в Москве. В личном архиве Щусева сохранилось большое количество эскизов, вариантов разработок интерьеров, рабочих чертежей подворья, датированных 1912- 1914 гг. Одновременно архитектор составил эскизы для русского храма в Сан-Ремо.

В этот же период комитет выделил 28 тыс. руб. на строительство новой «Барградской» церкви в Петербурге, взамен прежней, переделанной из часовни. Составление проекта было поручено С. С. Кричинскому. Храм был заложен в 1913 г. и освящён 15 декабря 1915 г. (снесён в 1932 г.).

«Барградские» храмы в Италии и России строились одновременно. Они похожи друг на друга как братья-близнецы: квадратные в плане, с двухскатными кровлями, одноглавые, с куполами в форме ратного шелома, со звонницами над западными стенами. «Идеологом» построек, предложившим «стиль» в духе псковско-новгородской архитектуры, был князь Ширинский-Шихматов; он же собрал древние иконы для иконостасов обеих церквей (в Бари они не были отправлены из-за начавшейся войны). Председатель комитета лелеял идею создания в Бари, в помещениях подворья, первого в истории зарубежного музея русской старины. Предполагалось экспонировать древние иконы, редкие издания, фотографии всех Никольских церквей в России, а также поручить К. С. Петрову-Водкину и В. И. Шухаеву роспись интерьеров.

В октябре 1911 г. ИППО испросило у итальянского правительства официальное разрешение на приобретение в Бари земельного участка, уже купленного на имя частного лица. Разрешение было получено Королевским декретом от 4 января 1912 г. (по европейскому календарю). Законченный Щусевым общий проект подворья был одобрен Николаем II со сметой в 414 тыс. 68 руб. Помимо двухэтажного храма вместимостью в 200 человек в составе подворья был спроектирован странноприимный дом с тремя комнатами первого разряда, четырнадцатью — второго, трапезной, умывальней, палатой для больных паломников, прачечной, баней. В марте 1913 г. в Бари была командирована от ИППО наблюдательно-строительная комиссия, в которую вошли настоятель будущей церкви о. Николай Федотов, производитель работ архитектор Вс. А. Субботин, псаломщик К. Н. Фаминский и смотритель работ И. Д. Никольский. Комиссию возглавил второй священник римской посольской церкви о. Христофор Флёров, постоянно живший в Италии. В начале 1913 г. в соответствии с принятыми правилами Св. Синод утвердил «штат церковнослужителей при состоящей в итальянском городе Бари русской церкви».

Светские власти Барграда приветствовали русскую инициативу: 22 мая (день перенесения мощей) 1913 г., когда состоялась торжественная закладка подворья, на строительный участок, украшенный государственными флагами России и Италии, прибыли городской глава Бари и президент провинции Апулии (католическое духовенство в церемонии закладки участия не приняло, как прежде во Флоренции). В фундамент церкви были заложены грамоты на русском и итальянском языках и серебряные рубли; на церемонии читались речи. Пришли телеграммы от царя («искренне благодарю, желаю успешного окончания постройки храма»), от Елизаветы Фёдоровны («соединяюсь в молитвах с вами в этот торжественный день основания нашего храма и дома для паломников»), от Щусева («поздравляю с закладкой, желаю успеха святому делу»).

Земляные и каменные работы вёл местный инженер Н. Рикко под надзором Субботина, плотницкие — Д. Камышев. На участке быстро построили временный дом со звонницей и с верхним помещением для временной церкви, которую освятили уже 24 декабря 1913 г. На церемонии освящения о. Николай Федотов провозгласил начало возрождения православия в Апулии. К весне 1914 г. подворье было подведено под крышу. Вскоре о. Николая отозвали в Россию, на его место прибыл о. Василий Кулаков.

Официальные документы не сообщают, почему был отозван первый настоятель. Однако известно, что у о. Федотова сложились крайне напряжённые отношения с местным духовенством. Его попытки служить молебны у гробницы святителя, как того хотели паломники, наткнулись на решительный отказ каноников базилики. В конце концов священнику было вообще запрещено входить в базилику в облачении.

Летом 1914 г. Бари посетил великий князь Олег Константинович (через год погибший на войне). Вникнув в дело, он предложил Палестинскому обществу внести некоторые поправки в утверждённый проект.

Тем же летом подворье открыло временный приют для паломников на 20-30 человек. Однако в этом качестве он служил считанные дни. В августе 1914 г. странноприимница превратилась в беженский пункт, где скопилось около 200 человек: русские путешественники по Италии не смогли вернуться домой обычным путём, через Германию, и ждали отправки в Россию морем.

Несмотря на войну, строительные работы успешно продолжались и к январю 1915 г. были вчерне завершены. Вскоре освятили нижнюю церковь святителя Спиридона Тримифунтского, особенно чтимого среди православных греков Бари. Когда

24 мая (сразу после Николы Вешнего, что в России было воспринято провиденциально) Италия объявила себя союзницей русских «против жестоких и коварных угнетателей народов — немцев и швабов», петербургский Барградский комитет передал подворье в пользование итальянскому Красному Кресту.

Председатель комитета князь А. А. Ширинский-Шихматов приготовил для храма старинные иконы и стилизованное убранство, но начавшаяся революция помешала доставить их из России. Не смогли выехать в Бари и художники, которые должны были расписать новый храм.

Революция и Гражданская война в России поставили подворье в тяжёлые условия. Начался эмигрантский период его истории. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался. После разных перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность муниципалитета Бари, который, однако, не препятствует проведению православных богослужений и даже выплачивает жалованье священнику.

Талалай Михаил Григорьевич, кандидат исторических наук, секретарь приходского совета русской православной общины г. Неаполя (Московский Патриархат).

Город Бари, расположенный в регионе Апулия, был основан еще в V веке до н.э. В городе сохранилась разновековая архитектура, но прежде всего он известен многим верующим людям тем, что именно здесь находятся мощи, католический собор и православная церковь Николая Чудотворца.
Святой почитается православной и католической церковью, как покровитель сирот, путешественников, заключенных и избавитель от напрасной смерти и болезней.

Николай Угодник прослужил до своей смерти епископом города Миры. Еще при жизни его считали исцелителем и защитником. Когда несколько верующих исцелились, поклонившись его мощам, Мира стала центром святой веры. Но набеги мусульман ставили под угрозу целостность мощей и тогда барийские купцы отправились в Миру с целью вывести мощи Святого Николая Чудотворца в Бари. Все события разворачивались в 1087 году 20 апреля. Мощи были похищены и 8 мая корабли вошли в гавань Бари. На следующий день святыню торжественно перенесли в храм святого Стефана. С тех пор 9 мая с особым размахом отмечается праздник перенесения мощей. Барийцы реконструирую события многовековой давности, устраивая костюмированное представление с участием нескольких сотен человек.

Наиболее почитаем этот праздник в самом Бари, на территории России, Болгарии и Сербии.

Часть мощей осталась в Турции, так как барийцы не смогли собрать мелкие останки, и часть, после первого крестового похода, оказалась в Венеции.

До сих пор есть две точки зрения о событиях 1087 года. Барийцы и русская православная церковь считают перенесение мощей, их спасением, греческая церковь расценивает поступок, как кражу.

Мощи Николая Чудотворца относятся к мироточивым. Это выяснилось еще при их перевозке из Мир Ликийских. Люди, которые доставали мощи из гробницы, обнаружили скелет Святителя, плавающий в неизвестной жидкости. Священную жидкость православные называют «миро», а католики «манной святого Николая».

Бари: храм Николая Чудотворца

Строительство храма началось в 1087 году, когда из города Миры в Бари были перенесены мощи Николая Мирликийского. С этого момента Бари превратился в город Святителя Николая - одного из самых почитаемых святых.

Храм был построен в самом центре города и сразу же стал местом значимых исторических событий. Здесь проповедовал Петр Амьенский о начале крестового похода, проходил церковный собор, решающий вопрос объединения Западной и Восточной церквей.

Есть версия, что базилика была отстроена как новое здание, но предполагается, что она возведена на месте дворца катапана (губернатора), так как присутствуют определенные различия стилей и дисгармония элементов убранства.

Сейчас базилика оказалась в старой части города, расположившись прямо на побережье Адриатического моря. Она состоит из двух храмов - верхнего и нижнего, где и расположена гробница с мощами Чудотворца. Крипта (подземная церковь) относится более ранней постройки. Потолочный свод поддерживается 26 мраморными колоннами. В правом углу под сводом находится колонна из красного мрамора или как ее называют - чудодейственный столб. Считается, что сам Николай принес эту колонну в храм. Паломники прикладываются к колонне прося о исцелении и здоровье.

Рака размещена ниже уровня пола и огорожена каменными блоками. Округлое отверстие в передней части устроено так, чтобы священники могли проникнуть внутрь для сбора миро. С этой же цель пол гробницы имеет небольшой наклон к центру.

Доступ к святыне дозволяется только организованным группам паломников и с разрешения церковного начальства.

Справа от входа в верхний храм расположена сокровищница. Здесь хранятся подарки, сделанные паломниками базилике и христианские святыни, которым могут помолиться верующие. Наиболее ценным экспонатом является икона Святого Николая, подаренная сербским царем Урошем III в знак благодарности за возвращенное зрение. Здесь же хранятся реликвии, привезенные из крестовых походов: частицы мощей апостолов Фомы и Якова, шип из венца Иисуса.

В верхнем храме установлена статуя Святителя Николая, накрытая стеклянным куполом. Под него верующие кладут записки с просьбами. Раз в год 9 мая статую выносят из базилики и торжественным шествием проносят по городу. Праздник перенесения мощей - один из главных в Бари.
В базилике служатся не только католические мессы, но и православные молебны. Базилика открыта с 7 до 19.00.

Православная церковь Николая Чудотворца, Бари

Николай Угодник - один из самых почитаемых святых в России. Русская православная церковь и император Николай II предпринимали попытки восстановить церковь в Мирах, но они оказались неудачными. Тогда было принято решение учредить в Бари русское подворье для нужд российских паломников. Деньги на строительство собирали всей страной. Был установлен тарелочный сбор два раза в год в дни почитания Святого Угодника. Большой вклад внесла царская семья. В 1913 г на участке земли в 1,5 га был заложен фундамент будущего храма. Архитектором был выбран А.В Щусев, специализировавшийся на церковной архитектуре.

Летом следующего года был открыт временный приют для паломников, рассчитанный на 30 человек. В 1937 году подворье уже не являлось российской собственностью, а относилось к Константинопольскому патриархату. И только в 2009 г России вернули права на здание подворья. Сейчас комплекс занимает 0,7 га.

Православная церковь выдержана в псковско-новгородском стиле, поэтому является уникальным строением для Западной Европы. Перед строителями стояла цель построить комплекс по образцу строений XV века.

В верхнем части расположен одноярусный иконостас, образа которого расписаны французским художником А. Бенуа. И расположены по канонической схеме. В нижнем храме находится икона Святителя и частичка его мощей. Также достопримечательностью церкви является модель подворья, дающая полное представление о масштабах комплекса. Над одним из входом в храм размещена икона Космы и Димиана, почитаемых в провинции Апулия. В центре под сводным потолком находится большая люстра (паникадило), которое было изготовлено сербскими мастерами на деньги российских паломников.

В храме хранятся и другие значимые святыни:

  • частицы мощей Киево-Печерских отцов;
  • часть мощей Серафима Соровского и его икона;
  • икона Федора Ушакова с частицей мощей.

Храм расположен в 3 км от базилики Святого Николая в районе Каррацци.

Паломничество в Бари к Николаю Чудотворцу

Как показывают источники, паломничество православных к мощам Николая Угодника началось еще в XV веке. В XIX веке к мощам приезжали российская царская семья, известные деятели культуры, представители как высших, так и низших сословий.

На протяжении сотен лет у мощей Николая чудотворца происходят чудеса. В этом уверены сотни тысяч верующих, съезжающихся в Бари со всего света.

В православной церкви Николая Угодника почитают дважды в год 9 мая и 19 декабря. Именно в эти дни Бари принимает самый большой наплыв паломников.

В день перенесения мощей православный храм принимает больше двух тысяч верующих. Ежедневно в храме совершается молебен с акафистом, по четвергам служат литургию. Возможность причаститься у мощей увеличивает число паломников ежегодно.

Многие хотят получить миро, которое источают мощи святого. Священники собирают его специальным кувшином в день перенесения мощей. Миро добавляется в святую воду, которую забирают с собой паломники. Бутылочки такой воды можно приобрести в лавке базилики.