Арабско азербайджанский. Арабский азербайджанский словарь онлайн. Арабские названия населенных пунктов Азербайджана

Азербайджан - страна на юго-востоке Кавказа. Много важных и интересных событий происходило на этих землях. И многое о них нам может поведать история. Азербайджан предстанет в исторической ретроспективе, открыв тайны своего прошлого.

Расположение Азербайджана

Расположена на востоке Закавказья. С севера граница Азербайджана имеет соприкосновение с Российской Федерацией. На юге страна граничит с Ираном, на западе - с Арменией, на северо-западе - с Грузией. С востока страна омывается волнами Каспийского моря.

Территория Азербайджана практически в равной мере представлена горными районами и низменностями. Этот факт сыграл немаловажную роль в историческом развитии страны.

Первобытные времена

Прежде всего узнаем о наиболее древних временах, в которые нам позволяет заглянуть история. Азербайджан был заселен ещё на заре развития человечества. Так, наиболее древний памятник пребывания неандертальца на территории страны датируется более 1,5 млн лет назад.

Самые значительные стоянки древнего человека обнаружены в Азыхской и Тагларской пещерах.

Древний Азербайджан

Первым государством, которое располагалось на территории Азербайджана, была Манна. Центр его находился в границах современного Иранского Азербайджана.

Название «Азербайджан» происходит от имени Атропата - наместника, который стал править в Манне после покорения её Персией. В честь него вся страна стала называться Мидия Атропатена, что позже трансформировалось в название «Азербайджан».

Одним из первых народов, который населял Азербайджан, являлись албаны. Данная этническая группа принадлежала к нахско-дагестанской языковой семье и была родственно близка современным лезгинам. В I тыс. у албанов появилось собственное государство. В отличие от Манны, оно располагалось на севере страны. Кавказская Албания постоянно подвергалась захватническим устремлениям Древнего Рима, Византии, Парфянского царства и Ирана. Некоторое время на значительных территориях страны смог укрепиться Тигран II.

В IV в. н. э. на территорию Албании, в которой до тех пор господствовали местные религии и зороастризм, из Армении пришло христианство.

Арабское завоевание

В VII в. н. э. случилось событие, которое сыграло решающую роль в истории региона. Речь идет об арабском завоевании. Вначале арабы покорили Иранское царство, от которого Албания была в а затем начали наступление на сам Азербайджан. После того как арабы захватили страну, сделала новый виток ее история. Азербайджан теперь стал навеки неразрывно связан с исламом. Арабы, включив страну в Халифат, стали проводить планомерную политику исламизации региона и быстро достигли своих целей. Южные в первую очередь подверглись исламизации, а затем новая религия проникла в сельскую местность и на север страны.

Но не все так легко складывалось для арабской администрации на юго-востоке Кавказа. В 816 году в Азербайджане началось восстание, направленное против арабов и ислама. Руководил этим народным движением Бабек, который придерживался древней зороастрийской религии. Главной опорой восстания были ремесленники и крестьяне. Более двадцати лет народ во главе с Бабеком боролся с арабскими властями. Восставшим даже удалось изгнать арабские гарнизоны с территории Азербайджана. Чтобы подавить восстание, Халифату пришлось консолидировать все свои силы.

Государство Ширваншахов

Несмотря на то что восстание было подавлено, Халифат с каждым годом слабел. У него уже не было сил, как прежде, контролировать различные части огромной империи.

Наместники северной части Азербайджана (Ширвана), начиная с 861 года, стали именоваться Ширваншахами и передавать свою власть по наследству. Номинально они подчинялись халифу, но фактически были полностью независимыми правителями. Со временем даже номинальная зависимость исчезла.

Столицей Ширваншахов была изначально Шемаха, а затем Баку. Государство просуществовало до 1538 года, когда было включено в состав персидского государства Сефевидов.

В это же время на юге страны существовали попеременно сменяющие друг друга государства Саджидов, Саларидов, Шеддадидов, Раввадидов, которые также либо не признавали власть Халифата вообще, либо делали это только формально.

Тюркизация Азербайджана

Не менее важной для истории, чем исламизация региона, вызванная арабским завоеванием, была его тюркизация вследствие нашествия различных тюркских кочевых племен. Но, в отличие от исламизации, этот процесс растянулся на несколько столетий. Важность этого события подчеркивают ряд факторов, которыми характеризуется современный Азербайджан: язык и культура современного населения страны имеет тюркское происхождение.

Первой волной тюркского нашествия стало вторжение огузских племен сельджуков из Средней Азии, которое произошло в XI веке. Оно сопровождалось огромными разрушениями и уничтожением местного населения. Многие жители Азербайджана, спасаясь, бежали в горы. Поэтому именно горные районы страны менее всего подверглись тюркизации. Тут господствующей религией стало христианство, а жители Азербайджана смешались с обитавшими в горных регионах армянами. В то же время оставшееся на своих местах население, смешиваясь с тюркскими завоевателями, переняло у них язык и культуру, но при этом сохранило и культурное наследие своих предков. Образовавшийся от этого смешения этнос стал в будущем именоваться азербайджанцами.

После распада единого государства сельджуков на территории южного Азербайджана правила династия Ильдегезидов тюркского происхождения, а затем ненадолго эти земли захватили хорезмшахи.

В первой половине XIII века Кавказ подвергся монгольскому вторжению. Азербайджан был включен в состав государства монгольской династии Хулагуидов с центром на территории современного Ирана.

После падения династии Хулагуидов в 1355 году Азербайджан на непродолжительное время входит в состав государства Тамерлана, а затем становится частью государственных образований огузских племен Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу. Именно в этот период происходит окончательное формирование азербайджанской народности.

Азербайджан в составе Ирана

После падения государства Ак-Коюнлу, в 1501 году, на территории Ирана и южного Азербайджана образовывается мощное государство Сефевидов с центром в Тебризе. Позже столица была перенесена в иранские города Казвин и Исфахан.

Государство Сефевидов обладало всеми атрибутами настоящей империи. Особенно упорную борьбу Сефевиды вели на западе с набирающей мощь Османской империей, в том числе и на территории Кавказа.

В 1538 году Сефевидам удалось покорить государство Ширваншахов. Таким образом, под их властью оказалась вся территория современного Азербайджана. Иран сохранял контроль над страной и при следующих династиях - Хотаки, Афшаридов и Зендов. В 1795 году в Иране воцарилась династия Каджаров тюркского происхождения.

В то время Азербайджан был уже разделен на множество мелких ханств, которые подчинялись центральному иранскому правительству.

Завоевание Азербайджана Российской империей

Первые попытки установить контроль России над территориями Азербайджана были предприняты ещё при Петре I. Но в то время продвижение Российской империи на Закавказье не имело особых успехов.

Ситуация коренным образом изменилась в первой половине XIX века. В ходе двух русско-персидских войн, длившихся с 1804 по 1828 год, к Российской империи была присоединена практически вся территория современного Азербайджана.

Это был один из поворотных моментов, которыми пестрит история. Азербайджан с этих пор надолго был связан с Россией. Именно к временам пребывания в относится начало нефтедобычи в Азербайджане и развития промышленности.

Азербайджан в составе СССР

После Октябрьской революции наметились центробежные тенденции в различных регионах бывшей Российской империи. В мае 1918 года была образована независимая Азербайджанская Демократическая Республика. Но молодое государство не смогло выстоять в борьбе с большевиками, в том числе по причине внутренних противоречий. В 1920 году оно было ликвидировано.

Большевиками была создана Азербайджанская ССР. Первоначально она входила в состав Закавказской федерации, но с 1936 года стала полностью равноправным субъектом СССР. Столицей данного был город Баку. В этот период интенсивно развивались и другие города Азербайджана.

Но в 1991 году произошел распад Советского Союза. В связи с этим событием Азербайджанская ССР прекратила свое существование.

Современный Азербайджан

Независимое государство стало именоваться Азербайджанской Республикой. Первый президент Азербайджана - Аяз Муталибов, ранее бывший первым секретарем республиканского комитета Коммунистической партии. После него попеременно должность главы государства занимали и Гейдар Алиев. В настоящее время президент Азербайджана - сын последнего, Он вступил в эту должность в 2003 году.

Наиболее острая проблема в современном Азербайджане - это Карабахский конфликт, начавшийся ещё в конце существования СССР. В ходе кровавого противостояния между правительственными войсками Азербайджана и жителями Карабаха, при поддержке Армении, была образована непризнанная Республика Арцах. Азербайджан считает данную территорию своей, поэтому конфликт постоянно возобновляется.

Вместе с тем нельзя не отметить и успехи Азербайджана в построении независимого государства. Если в будущем эти успехи будут развиты, то процветание страны станет закономерным итогом общих усилий правительства и народа.

Добро пожаловать в словарь арабский - азербайджанский. Пожалуйста, напишите слово или фразу, которую Вы хотите проверить, в текстовом поле слева.

Недавние изменения

Glosbe является домом для тысячи словарей. Мы предлагаем не только словарь арабский - азербайджанский, но и словари всех существующиих парыязыков - онлайн и бесплатно. Посетите главную страницу нашего сайта, чтобы выбрать из доступных языков.

Translation Memory

Glosbe словари являются уникальными. На Glosbe вы можете увидеть не только перевод на язык арабский или азербайджанский: мы предоставляем примеры использования, показывая десятки примеров перевода предложений содержащих переведенные фразы. Это называется «память переводов» и очень полезно для переводчиков. Можно увидеть не только перевод слова, но и как оно ведет себя в предложении. Наша память переводов приходят в основном из параллельных корпусов, которые были сделаны людьми. Такой перевод предложений является очень полезным дополнением к словарям.

Статистика

В настоящее время у нас есть 15 434 переведенных фраз. В настоящее время у нас есть 5729350 переводов предложений

Сотрудничество

Помогите нам в создании крупнейшего арабский - азербайджанский словарь онлайн. Просто войдите и добавьте новый перевод. Glosbe является объединенным проектом и каждый может добавлять (или удалять) переводы. Это делает наш словарь арабский азербайджанский настоящим, так как он создается носителями языков, которые использует язык каждый день. Вы также можете быть уверены, что любая ошибка в словаре будет исправлена быстро, так что вы можете положиться на наши данные. Если вы нашли ошибку или вы сможете добавлять новые данные, пожалуйста, сделайте это. Тысячи людей будут благодарны за это.

Вы должны знать, что Glosbe наполняется не словами, а представлениями о том, что означают эти слова. Благодаря этому, за счет добавления одного нового перевода, создаются десятки новых переводов! Помогите нам развивать словари Glosbe и Вы увидите, как ваши знания помогают людям по всему миру.

БАКУ, 12 авг — Sputnik. Чаще всего арабские туристы приезжают сюда семьями, заселяясь на пять-семь дней. Это является хорошим показателем в сфере туризма, так как чем дольше пробудет гость, тем больше он потратит денег, указал советник Ассоциации туризма Азербайджана Музаффар Агакеримов, комментируя резкий приток в страну гостей с Ближнего Востока.

В 2016 году количество туристов, прибывших из арабских стран в Азербайджан, достигло уже 25 тысяч человек, сообщили Sputnik в Министерстве культуры и туризма АР. Как оказалось, в сравнении с показателями прошлого года численность туристов в текущем году возросла в 8 раз.

Напомним, с 1 февраля 2016 года во всех международных аэропортах Азербайджана была внедрена система упрощенного оформления виз, что стало причиной роста турпотока из Катара, Омана, Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта и других стран.

Кстати, больше всего туристов в 2016 году прибыло в республику из Ирака - их число достигло 11 тысяч 28 человек. Далее по числу приезжих следуют ОАЭ, откуда в Азербайджан прилетело 10 тысяч 86 человек.

Между тем, по словам Агакеримова, тенденция роста числа туристов из стран Персидского залива имеет несколько причин.

В первую очередь, как это уже было выше сказано, в Азербайджане упростили визовый режим. Теперь иностранцам, прибывающим в республику, визы оформляются в кратчайшие сроки по более выгодной цене непосредственно в самом аэропорту.

На изменение географии турпотока повлияли и военные события на Ближнем Востоке. Еще одним положительным фактором, в результате которого выбор гостей падает на Азербайджан, является религиозный, поскольку основная часть населения республики исповедует ислам, и это привлекает туристов из мусульманских стран.

Кроме того, в сентябре прошлого года был открыт прямой рейс Iraqi Airways Багдад-Баку-Багдад, который еще более упростил перелеты.

Одной из весомых причин отдохнуть в Азербайджане являются достаточно низкие, по мнению туристов, цены. После декабрьской девальвации стоимость услуг в туристическом секторе Азербайджана автоматически упала, и с тех пор осталась неизменной, несмотря на разгар сезона. Это традиционно является основным фактором, стимулирующим туризм.

"Всем известно, что Азербайджан - очень гостеприимная страна. Здесь рады каждому. На фоне стран Востока и Запада тут отмечается наибольшая стабильность. С каждым днем страна все более процветает и становится более привлекательной. Наблюдается совершенствование инфраструктуры. Кроме того, жителям арабских стран близка местная кухня. Они чувствуют себя тут комфортно, а наша жара им кажется летней прохладой", — отметил эксперт.

По его словам, сегодня осталось немного свободных номеров в местных отелях. Гости из стран Персидского залива предпочитают отдыхать не только в дорогих фешенебельных отелях столицы. Немало приезжих селятся в трехзвездочных номерах. Также туристы выезжают за пределы города, отправляясь в зоны отдыха, расположенные в Губинском и Габалинском районах. Более того, ожидается, что прирост числа иностранных туристов вскоре простимулирует строительство новых отелей и открытие дополнительных рабочих мест.

Агакеримов пояснил, что чаще всего арабские туристы приезжают сюда семьями, заселяясь на 5-7 дней. По словам эксперта, это является хорошим показателем в сфере туризма, так как чем дольше пробудет гость, тем больше он потратит денег. А это выгодно не только предпринимателям, но и экономике страны в целом. Кроме того, в местных отелях постояльцам делают скидки, если они останутся у них подольше.

И в завершение эксперт отметил, что, помимо всего прочего, выходцы из арабских стран ищут тут развлечений.

Между тем, корреспондент Sputnik решил лично побеседовать с приезжими гостями и узнать, чем именно их манит Азербайджан. Для этого он отправился на знаменитую пешеходную туристическую улицу столицы - Низами, или, как ее принято называть по старинке, "Торговую".

    © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • © Sputnik / Murad Orujov


  • Арабские туристы на одной из центральных улиц Баку

    © Sputnik / Murad Orujov

1 / 20

© Sputnik / Murad Orujov

Днем здесь на первый взгляд сложно поверить, что городе все же отдыхают иностранцы, однако, ближе к восьми часам вечера, когда начинает немного спадать жара, в центре города стали появляться семьи арабоязычных иностранцев. Во главе, как и полагается мусульманским семьям, идут мужчины, затем женщины и многочисленные дети.

— Мы у вас в стране впервые. Но думаю, вернемся еще, здесь хорошо проводить время. Баку - очень красивый город, а когда выезжаешь из столицы, растут густые зеленые леса. Приятно отдохнуть, — поделился своим мнением приезжий иностранец.

Впрочем, общаться с приезжими оказалось очень сложно. Большинство гостей с трудом изъясняются на английском языке, к тому же манеры - по крайней мере у большинства - оставляют желать лучшего. Но, несмотря на нежелание арабских туристов идти на контакт и языковые барьеры, Sputnik все же удалось выяснить, что большинство приехали в Азербайджан впервые и им нравиться отдыхать тут. По словам приезжих, они особенно влюбились в национальную кухню, чистый город, а мужчины в разговоре даже стали восхищаться местными девушками. Надо сказать, туристов обрадовало то, что в стране низкие, по их расценкам, цены. А "прохладная" погода позволяет им выходить в город даже днем.

БАКУ / Новости-Азербайджан. Многие из нас замечали, что между арабской и азербайджанской культурой, традициями и ментальностью при всех различиях существует и немало общего. В некоторых случаях наблюдается и внешнее сходство. С чем это связано? Ведь азербайджанцы относятся к тюркским народам, а арабы - семиты. Может, причина в общности религии и многовековых исторических контактах? Да, но не только.

Дело в том, что арабы издревле проживали на территории Азербайджана и Ирана. С течением времени арабы, поселившиеся здесь во времена халифата, тюркизировались или иранизировались и влились в состав азербайджанского и других мусульманских народов Южного Кавказа.

Доктор исторических наук, профессор, завотделом Международных отношений Института рукописей НАНА Фарид Алекперли , который долгие годы изучал "арабский след" в истории Азербайджана, поделился некоторыми тайнами исторических глубин.

В беседе корреспондентом Новости-Азербайджан, он в частности рассказал, что на карте Азербайджана существует немало населенных пунктов, начинающихся со слова "араб". Жители некоторых из этих сел еще в XIX веке говорили на арабском языке. Так, выдающийся азербайджанский историк Аббаскули ага Бакиханов (1794-1847) в своем труде "Гюлистани-Ирем" пишет о существовании в его время отдельных групп арабов, сохранивших свой язык: "Жители двух деревень в Губинском, одной в Дербентском, двух в Шекинском и большое племя в Ширванском уездах поныне называются арабами, и часть из них до сих пор говорит между собою на испорченном арабском языке".

Арабские названия населенных пунктов Азербайджана

Как память о когда-то проживавших в Азербайджане арабах, здесь сохранились селения, названия которых начинаются со слова "араб". Например: Араб ("араб"), Арабушагы ("дети арабов"), Арабсарван ("араб Сарван", "араб, погонщик верблюдов"), Арабгадим ("араб Гадим" или "Староарабовка"), Арабмехдибей ("араб Мехди-бей"), Арабли (арабское), Араблар (арабы), Арабйенгидже ("Новоарабовка"), Арабали ("араб Али"), Арабкеймураз ("араб Кеймураз"), Арабдагна ("араб Дагна"), Арабхаджи ("араб Хаджи"), Арабшамлы ("сирийские арабы"), Араббасра ("арабы из Басры"), Арабшейх ("арабский шейх"), Арабшахверди ("араб Шахверди"), Арабгияслы ("араб Гияслы"), Арабчалтыкчи ("араб рисовод"), Арабджабирли ("араб Джабирли"), Арабхана ("арабский дом"), Арабмехтибек ("араб Мехтибек"), Араббабирхан ("араб Бабирхан"), Арабкардашхан ("араб Кардашхан"), Арабкукель ("арабский Кукель"), Арабоджаг ("арабский очаг"), Арабшаки ("арабский Шаки") и др. Кроме того, арабы проживали и во многих селах, не имеющих в своем названии слово "араб".

Арабское завоевание

Откуда же появились арабские села на Южном Кавказе, и какова роль арабов в этнической истории Азербайджана?

Как известно, уже в 642 году, на самой заре Ислама, всего 9 лет после смерти пророка Мухаммеда, арабские войска ступили на землю Азербайджана, и страна была постепенно завоевана арабами. Завоевание сопровождалось заселением территории отдельными арабскими племенами, воинами и семьями колонистов.

Арабский историк Йакут аль-Хамави (1179 ‒ 1229) в своем труде "Муджам аль-булдан" ("Словарь стран"), описывает завоевание Азербайджана следующим образом:

"В первый раз Азербайджан был завоеван арабами в правление халифа Умара ибн ал-Хаттаба, да будет им доволен Аллах...".

В дальнейшем территория Азербайджана была включена арабами в состав эмирата Азербайджан, управлявшегося правителем, назначавшимся арабскими Халифами. Даже после ослабления Халифата и появления независимых государств на территории Азербайджане, в Ширване пришла к власти арабская династия Мазъядидов, которая, вместе со своими ответвлениями ширваншахами Кесранидами и Дербенди, управляла Ширваном с IX по XVI вв.

С целью укрепиться на завоеванных землях, арабы стали восстанавливать старые и строить новые крепости, проводить специальные пограничные линии. На завоеванные территории заселялись арабы. Причем это заселение осуществлялось как добровольным, так и административным путем. Арабы заселяли не только Азербайджан, но и почти все покоренные ими территории - Ирак, Иран, Центральную Азию. Халифы Омейады расселяли воинские гарнизоны с семьями в покоренных городах. В дальнейшем это население служило им источником воинской силы. К этим городам относятся Куфа и Басра в Ираке, Дамаск, Химс и Киннасрин - в Сирии, Фустат - в Египте, Шираз - в Иране, Мерв - в Хорасане. Войска, сформированные из басрийцев, направлялись, в основном - на север, в Закавказье, в том числе, в Азербайджан. До сих пор в Азербайджане существует село под названием Араббасра ("арабы из Басры"). Практика переселения осуществлялась за все время существования Халифата.

Академик Наиля Велиханлы в своей статье "Изменение исторической географии Азербайджана в результате арабского завоевания" приводит подробную информацию о колонизации азербайджанских земель арабами:

"Немного спустя, - пишет она, - на землях Аррана и Азербайджана оседают арабские переселенцы, которые поселялись целыми племенами на захваченных у местного населения землях вокруг Барды, Байлакана, Кабалы, Дербента, Варсана, Тебриза, Майаниджа, Барза, Нариза, Сарата (Сараба) и др. В Арране почти всегда преобладали рабииты, которые селились в Барде, Шемахе и Ширване. В Азербайджан в первые же годы завоевания переселились и мудариты, которые захватили "все возможное", а местных жителей превратили в своих издольщиков".

Древние рукописи

О том, как, где и каком количестве расселялись арабы в Азербайджане, свидетельствуют средневековые рукописные источники, сведения из которых приводятся ниже. Согласно "Дербент-Наме":

"В 733 г. Маслама заселил отдельные кварталы арабским населением, причем соответственно названиям областей именовались и квартальные мечети Дербента. Таких мечетей было семь: мечеть Хадари, Палестинская, Дамасская, Химская, Кайсарская, Джазирская и Мосульская".

Ахмад ибн Куфи (умер в 926 г.) в труде "Китаб аль-футух" ("Книга завоеваний") пишет:

"Марван двинулся к городу ал-Баб, с ним было в то время 40 000 с лишним пленных кафиров. Марван обосновал часть из них в местности, называемой река ас-Самур до равнины земли ал-Курр". Другой знаменитый арабский историк Ахмад аль-Балазури (ок. 820-892) в своей книге "Футух аль-булдан" ("Завоевания стран") отмечает: "Когда арабы заняли Кавказскую Албанию, туда устремились их племена из двух округов (Куфы и Басры) и из Сирии, причем каждое их них захватило их земли, то, что могло захватить. А некоторые из них покупали землю у неарабов (аджам). Кроме того, ими были укреплены деревни для охраны, жители которых сделались таким образом работающими на них".

Согласно книге "Тарих" ("История") Ахмада Йакуби (ум. в 897 г.):

"Гарун ар-Рашид назначил правителем Аррана (Каваказской Албании) Йусуфа ибн Рашида ал-Мулами, и тот переселил в страну часть арабов низиритов, так что в его правление их число значительно увеличилось, в то время как до этого здесь преобладали йеменцы. После него Харун ар-Рашид назначил Йазида ибн Мазйада ибн Зайда аш-Шайбани, и тот переселил туда из всех мест райатов, которые и составляют в настоящее время большинство арабов в Арране. После него (Йазида) правителем был назначен Абд ал-Кабир ибн Абд ал-Хамид из потомков Зайда ибн-Хаттаба ал-Адави, и тот отправился туда (в Арран) с отрядом из жителей Дийар-Мудара".

Знаменитый историк Абу Исхак аль-Истахри (Х в) в труде "Масалик аль-мамалик" ("Книга путей и стран") пишет:

"В горах Баб ал-Абваб (т.е. вокруг Дербента) есть укрепленные замки, построенные еще Хосроями. В них живут люди (войска), поставленные для охраны этих дорог, по которым хазары проходят в земли ислама. Таких замков четырнадцать, и живут в них люди (арабы) из Мосула, Дийар-Раби"а и Сирии, и они (замки) известны по именам этих племен. И арабский язык сохраняется здесь из рода в род... "

Арабы и Европа

Арабские завоеватели оседали не только в Азербайджане - они проникли практически повсюду на огромной территории Халифата от Испании до Таджикистана. Например, арабское племя "тазик" обосновалось в Центральной Азии и, предположительно, дало название современному народу таджиков. Арабы в годы Халифата массово оседали в Ширазе и Хорасане и сыграли немалую роль в этногенезе живущих там персов. Ниже мы остановимся на колонизации арабами Южной Европы.

В жилах испанцев и португальцев также течет немало арабской крови, ибо с VIII по XIII вв, Арабский Халифат омейадов, а также альморавиды и альмохады владели большей частью Иберийского полуострова, а последний оплот арабов в Испании - Гранадский Эмират, просуществовал до 1492 года.

Арабское влияние заметно и в Италии, и на острове Мальта. Север Италии еще в римское время был заселен колонами, в том числе, галлами и светлокожими семитами из Сирии, а позднее там осели германцы.

Ассимиляция арабов в Азербайджане

Тем не менее, ни на Южном Кавказе, ни в Иране, ни в Центральной Азии арабы не сумели превратиться в ведущую этническую доминанту. Причина в том, что арабских колонистов хотя и было относительно много, но они нигде не составляли большинства населения. Хотя и существовали отдельные села, где пришельцы-арабы составляли 100% населения, но они были окружены неарабскими селами. Поэтому в течение веков арабы утеряли здесь свой язык и растаяли среди местного населения.

Сыграла роль и более высокая культура местных жителей, ассимилировавших арабов. В итоге, несмотря на политическое господство и интенсивное переселение арабов в эпоху Халифата, местное население Азербайджана, Ирана и Центральной Азии сохранило свои языки, культуру и не подверглось этнической и языковой арабизации.

Подготовил Али МАМЕДОВ


Нашествие арабских туристов в Азербайджан обретает новое качество. Они для нас больше не экзотика и тихая радость от туристодолларов (ранее радовались нефтедолларам), а объективная реальность, к которой надо приспосабливаться. Тем более сказано, что в будущем году приедет на четверть больше туристов.

В Шамахе, - пишет журналист Гамид Гамидов, - арабы покупают дома и обставляют мебелью-электроникой, а местные таксисты приноравливают к новым клиентам завышенные цены. Очевидно, покупают и в других красивых местах, поближе к международным аэропортам Азербайджана.

Арабов так много, что в массовом, хлынувшем потоке стали встречаться негодные экземпляры. В столице арабы уже воруют в магазинах, мужчины пристают к женщинам, принимая некоторых за проституток. Полиция пока задерживает последних, под замес попадают невинные дамы, а в негодующем обществе уже звучат призывы наказать парочку приезжих, чтобы другим уроком стало. Возненавидевший арабов актер бакинского театра написал в сети, что одного арабского туриста в Баку уже убили, на бульваре. Сам актер не видел, передает чужие слова.

Расцвела проституция и все, что приобретается арабами для жизни в Азербайджане и у них на родине. Продавцы мяса говорят, что подорожание их товара прямо связано с массовым вывозом в арабские страны мяса из Азербайджана, которое конечно вкуснее, так как наши овцы и быки кормятся травой с гор, а не верблюжьей колючкой.

В соцсетях не прекращаются жаркие споры о публичной оценке поведения арабов в Азербайджане. Запомнилась дискуссия о мусоре в арендованном автомобиле, оставленном арабами и обнаруженном в салоне местной компанией. Вначале общество огульно обвинило взявшего напрокат машину в нечистоплотности и хамстве, забыв что азербайджанцы в общественных местах зачастую ведут себя также неуважительно к городской и природной среде. Затем, после уместной статьи в бакинской прессе, все вдруг поняли, что араб, сдавший автомобиль с мусором в салоне, как раз должен быть примером для подражания так как он мог бы выкинуть тот мусор прямо на улицу. Но турист поступил здраво: не загрязнил страну, а оставил убирать мусор сотрудникам компании, которой заплачено достаточно много, чтобы потратить пять манат на очистку машины.

А так, читая противоречивые мнения, по ним можно представлять интеллектуальный и культурный уровень авторов. Одни кричат, прибегая к острым выражениям и ничего взамен не предлагая, другие пытаются разобраться и желают отделять зерна от плевел. Или не выкинуть ребенка вместе с грязной водой. А если яснее: не мешать развитию туристического бизнеса, объясняя гостям правила пребывания в Азербайджане.