Анализ стихотворения есенина письмо матери. Стихотворение С.А. Есенина «Письмо матери» (восприятие, толкование, оценка) Есенин письмо матери главные герои

Сергей Александрович Есенин за время своей жизни писал произведения на различные темы. Своим родным он посвящал поистине эксклюзивные шедевры. Большая часть произведений пользуется популярностью и в настоящее время, восхищая своей современностью. Ярким примером может служить стихотворение «Письмо матери», которое посвящено самому родному человеку в его жизни.

Создано данное творение в 24-м году прошлого века и является одним из ярчайших стихотворений поэта. Тематика уже ранее использовалась Есениным и была заявлена при создании произведения «Русь советская», которое вызвало бурный ажиотаж у читателей. И вот, тема возвращается в новом формате. Это своеобразное продолжение начатого ранее цикла произведений.

Что побудило поэта к созданию стиха?

После того как в 17 лет Сергей уехал из родного села, он редко появлялся на своей малой родине. И его приезд в 1924 году очень порадовал мать и сестрёнок. Здесь он и написал стихотворение полное нежности и теплоты.

Такая встреча была весьма значимой для Есенина, поэтому он отразил её в своём творчестве. Сергей переживал непростой этап в своей жизни и связь с родной землёй и родными людьми очень его оживила. Правда, драматических событий ему избежать не удалось - переломная эпоха смогла подмять под себя многих талантливых людей.

Каждое отдельное стихотворение Сергея Есенина – это своеобразный роман с лирической направленностью. В сюжете стихотворений всегда отслеживаются особенности его биографии, и именно те моменты, которые встречались на его жизненном пути. Произведения Есенина – это история жизни поэта. Более полно тематика родины описана в произведении «Возвращение на родину», но и в произведении «Береза» отражено не меньшее количество наиболее значимых для поэта моментов.

Анализ шедевра «Письмо матери»


Данное произведение создано в особенном жанре, оно представляет собой определенное послание к самому родному в его жизни человеку. Такое направление использовали многие поэты того времени, к примеру, Александр Сергеевич Пушкин написал стих «К Чаадаеву». Сергей Есенин сумел передать данный жанр максимально нежно и просто, выражая в строках только искренние эмоции.

Следует отметить, что данное стихотворение создано таким образом, что послание стало максимально похожим на настоящее письмо. В строках присутствуют только доверительные эмоции и переживания. Правдоподобность в данном стихе создана с помощью использования точного настроения, а также правильно подобранных речевых оборотов при изложении мыслей.

В произведении в полной мере применяются просторечия, которые позволяют удержать интригу во время прочтения:

«…Пишут мне, что ты, тая тревогу, загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу в старомодном ветхом шушуне…»


Практически каждое четверостишие содержит такие особенные слова, К примеру, «…Это только тягостная бредь…»

Творения Сергея Есенина имеют множество разговорных форм. Не лишены произведения и вульгаризма, жаргонизма. Эти особенности указывают на то, используемая лексика в стихотворении весьма привычна самому поэту и он пользуется ею в жизни:

«…Будто кто-то мне в кабацкой драке саданул под сердце финский нож…Не такой уж горький я пропойца…»


Само стихотворение написано в доверительной манере. В строках выражается нежная искренность. Такое обращение может быть применено только к самому родному человеку, а разговорный стиль подчёркивает чувственность:

«…Ты жива ещё, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!...»


Стоит рассмотреть эти строки более подробно, так как они по-своему интересны. Здесь имеется и выделяется обращение к своей маме – «…Ты жива ещё, моя старушка…», имеются также тематические призывы к действиям – «…ничего, родная! Успокойся…» Стихотворение полно и всяческих восклицательных моментов – «..и молиться не учи меня. Не надо!» Поэт ласково напоминает, что он давно вырос, и сам знает чем ему заниматься.

В произведении нет ничего случайного, все литературные обороты направлены на то, чтобы создать у читателя ощущение полного доверия. Стилистические обороты уже при начальном восприятии создают впечатление, что читателю представлен разговор между отдельными личностями, главными героями самого сюжета.

В произведении имеется не только обращение к родному человеку. Сергей Есенин в строках вспоминает свой родной дом и сад из многочисленных яблонь. Для выражения таких мыслей поэт использовал в стихотворении различные метаморфические олицетворения, к примеру:

«…Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад…»


В строках поэтом используются и разнообразные эпитеты:

«…Пусть струится под твоей избушкой тот вечерний несказанный свет…»
«…Чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом…»


Помимо вышеописанных особенностей, стихотворение переполнено разнообразными синтаксическими словосочетаниями, а также фразеологизмами, используемыми только в книжном стиле написания произведений, к примеру:

«…К старому возврата больше нет. Ты одна мне помощь и отрада, ты одна мне несказанный свет…»


В этой работе Сергеем Есениным используются два стилевых плана, присущих единичным произведениям того времени. Сюжет создается таким образом, что интимная единоличная беседа постепенно переходит в напряженный монолог с лирической направленностью. Жизненные факты, используемые в тексте, постепенно начинают приобретать общественную значимость. В строках описаны человеческие ценности, которые имеются у каждого. Они постепенно перерастают в нечто высокое и прекрасное, олицетворяя высокую значимость происходящего.

Имеются в произведении и анафорические повторения, к примеру, «…ты одна мне…». Такие особенные словосочетания по-своему усиливают имеющуюся во фразах экспрессию, позволяя звучать ей еще более печальней.

Особенно выделяется в строках стихотворения «Письмо матери» надежда, что в скором времени будут преодолены раздирающие душу поэта противоречивые особенности. По мнению автора, это возможно только после личностного прикосновения с жизненно важными святынями – домом, любовью матери, особенной красотой природы в родных местах, к примеру:

«…Я по-прежнему такой же нежный и мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной воротиться в низенький наш дом…»


Стихотворение Сергея Есенина имеет и тревожные ноты в строках, слегка интригуя читателя. Автор указывает, что надежды и его жизненные цели практически несостоятельны. И ключевая причина такого исхода скрывается в нем самом, так как он уже давно перестал управлять своей судьбой и потерял над ней контроль:

«…Слишком раннюю утрату и усталость испытать мне в жизни привелось…»


Данные строки намекают читателю, что жизненные события, происходящие в жизни поэта, не слишком радуют его. Автор разочарован. Всё сложилось не так, как задумывалось и это печалит его. Это проявляется в боли и горечи, которая звучит во многих строках произведения:

«…Не буди того, что отмечталось, не волнуй того, что не сбылось…»


В конце стиха имеется фраза «…к старому возврата больше нет…». Это своеобразный аккорд, который заканчивает молодость поэта и его детские и ранние мечтания.

Стих-обращение «Письмо к матери» - это настоящее признание в любви взрослого сына к женщине, которая подарила ему жизнь, вырастила и воспитала, которая скучает по нём, вглядываясь вдаль. Это чувственное признание и своеобразная работа над ошибками в отношениях с родным человеком. Поэт и желает долгой жизни своей маме: «Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет», и просит не волноваться: «Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь», и просит не бередить прошлого: «Не буди того, что отмечалось, Не волнуй того, что не сбылось».

Никто ещё не знал, что через год поэт расстанется с жизнью. Но он успел объясниться со своей мамой и выразить ей свою признательность, благодарность и сыновью любовь.


Стихотворение Сергея Александровича Есенина «Письмо матери» написано в 1924 году и относится к поздней лирике 1924 – 1925 годов, когда поэт достиг вершины своего мастерства. Лирическое произведение, которое можно считать программным, подводящим итоги, создано перед приездом на родину в село Константиново, где Есенин не был 8 лет.

Литературовед А. Марченко назвала героя лирики Есенина последних лет – «разговаривающим Есениным». Стихи этого периода многоголосы; не зная ответа на вопрос «куда несёт нас рок событий», поэт даёт право голоса своим героям: матери, деду, сёстрам, землякам.

Стихотворение носит исповедальный, покаянный характер, поражает своей предельной искренностью, открытостью, откровенностью.

«Я сердцем никогда не лгу», - писал Есенин, и здесь он совершенно прав.

В стихотворении раскрываются тема матери, безграничной, всепрощающей, всепоглощающей материнской любви; тема сыновней любви, родного дома, жизненных ошибок и нравственного возрождения.

Рассмотрим, как воплощаются эти темы в стихотворении, какие сопутствующие им мотивы звучат, анализируя движение лирического сюжета. Следуя логике эпистолярного жанра, в начале произведения приветствие в форме риторического вопроса и обращения:

Ты жива ещё, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Необычно поэтично и лирически взволнованно выражено пожелание:

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Тема родного дома дополняется мотивом света как символа покоя, гармонии, тепла, уюта, домашнего очага. Метафора «струится» делает этот свет ещё более ощутимым, а эпитет «несказанный» подчёркивает, какое важное значение имеет свет родного дома для лирического героя. Несказанный – значит необыкновенный, его невозможно выразить словами. Этот эпитет есть и в стихотворении «Несказанное, синее, нежное…», в котором лирический герой подводит итог своей жизни, признаётся в жизненных ошибках.

Во второй и третьей строфе раскрывается тема матери. Образ матери передается через её эмоциональное состояние, которое помогает понять следующий лексический ряд: «тая тревогу», «загрустила шибко». «Тая» - значит скрывая от других, держа в себе, никому не открывая, а это очень тяжело – держать в себе тревоги, постоянно думать и грустить о сыне, беспокоясь за его судьбу, ни на кого не перекладывая своё горе, свою печаль. Просторечное слово «шибко» (сильно) тоже служит созданию образа матери – простой русской крестьянки. Дополняет образ матери и портретная деталь – «старомодный ветхий шушун», которая делает этот образ трогательным. Диалектное слово «шушун» - женская верхняя короткополая одежда или кофта была распространена в северорусских и отчасти среднерусских областях Российской империи. В русскую литературу шушун вошёл благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Наперсница волшебной старины», посвящённого няне Арине Родионовне Яковлевой. Но слово это получило широкую известность благодаря стихотворению С. А. Есенина «Письмо матери». Следует отметить, что в поздний период творчества Есенина в его лирике сильны пушкинские мотивы, поэт сам в этом признаётся: « …Меня всё больше тянет к Пушкину». Пушкинское начало присутствует и в анализируемом нами стихотворении. Сравним образ няни Пушкина и образ матери Есенина. Обе испытывают одно и то же эмоциональное состояние. У Пушкина в стихотворении «Няне» героиня сидит со спицами у окна и смотрит в забытые ворота «на чёрный отдалённый путь», её грудь «всечасно» теснят «тоска, предчувствия, заботы». Путь – это и символ судьбы лирического героя. В стихотворении Есенина мать часто ходит на дорогу. С обоими образами связаны мотивы тревоги, беспокойства, тяжёлых предчувствий, грусти и тоски, мотив ожидания.

В третьей строфе как антитеза вечернему несказанному свету появляется вечерний синий мрак, в котором мать видит, представляет страшную картину:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

«Кабацкая драка», «финский нож», грубо –просторечное слово «саданул» - это всё реалии грешной, «неправильной» жизни лирического героя, и вещее сердце матери предчувствует трагедию.

4-ая строфа – это кульминация лирического сюжета, с 5 –ой по 8-ую строфы развитие действия идёт по нисходящей линии. Лирический герой успокаивает свою мать:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Признавая свою греховность («горький пропойца»), герой всё же обещает вернуться к матери. Сыновняя любовь передаётся и с помощью обращения «родная», и с помощью самохарактеристики: «по-прежнему такой же нежный». Обращаем внимание на существительное 3-го склонения (авторский неологизм) «бредь». В лирике Есенина можно встретить немало таких неологизмов: цветь, алость, темь.

Особую роль играет образ весеннего сада – символа обновления души. Лирический герой испытывает сложные и противоречивые чувства. С одной стороны, он мечтает вернуться в «низенький» дом. «Низкий дом с голубыми ставнями, //Не забыть мне тебя никогда…» - звучит в другом стихотворении этого же 1924 года. Он надеется на родине избавиться «от тоски мятежной», обрести покой и гармонию, но и в то же время понимает, что «к старому возврата больше нет». «Слишком ранняя утрата и усталость» - вот причина того, что лирический герой не надеется на полное духовное возрождение. Анафорический повтор и целый ряд побудительных предложений, синтаксический параллелизм усиливают чувство горечи:

Не буди того, что отмечталось,

Не волнуй того, что не сбылось…

Обращает на себя внимание глагол «отмечталось» с приставкой «от», обозначающей завершение действия, явления или события. В лирике Есенина роща «отговорила» берёзовым весёлым языком, белая липа «отцвела», соловьиный рассвет «отзвенел». Лирический герой живёт в полном соответствии с законами природы: всё проходит, всё изменяется, отцветает липа – проходит молодость.

Почему лирический герой просит мать, чтобы она не учила его молитве? Он живёт в обществе, где узаконен полный отказ от религии, которая провозглашена «опиумом для народа», поэтому он и утверждает: «К старому возврата больше нет». В другом стихотворении Есенина «Мне осталась одна забава…» отношение к вере высказано противоречиво: «Стыдно мне, что я в бога верил. Горько мне, что не верю теперь». Стыдно было в молодости, когда в первые революционные годы религия подвергалась осмеянию, но горько стало в более зрелые годы, когда понял, что только вера спасла бы его, а верить, как прежде уже не может.

Завершается стихотворение, как и начиналось – образом матери. Лексический повтор подчёркивает, что только мать способна спасти нравственно погибающего сына:

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Здесь мотив несказанного света приобретает новое звучание – это любовь матери, тепло и свет её души. Возвращение грешного сына в родительский дом вызывает реминисценции, связанные с библейским сюжетом о блудном сыне.

Кольцевая композиция придаёт логическую завершённость мысли, усиливает смысловые акценты.

Художественное время содержит и настоящее, и прошедшее, и будущее. Это можно проследить по глаголам. В настоящее время герой пишет письмо матери. Мать ходит на дорогу – это постоянно протекающее действие, так же как картины кабацкой драки, которые ей постоянно представляются. Герой мечтает вернуться в родной дом. Будущее время – «вернусь». Глаголы прошедшего времени: мать загрустила, о своём прошлом герой говорит: «отмечталось», «не сбылось», «привелось испытать».

Художественное пространство вмещает в себя реальное: дорогу, вечерний синий мрак (хронотоп: время – вечер, пространство – мрак), но и нереальное, то что представляется. Матери представляется кабак, герою дом и сад, о которых он мечтает.

Сергей Александрович Есенин… "Письмо матери" - стих этого замечательного творца отечественной поэзии, который, безусловно, заслуживает особого внимания.

В самом имени поэта может послышаться что-то ясное, душевное, чистое, русское. Таким и был Сергей Александрович: русский парень с волосами цвета пшеницы, с голубыми глазами. Его стихи, как и он сам, милы и просты. Буквально в каждой строке можно услышать нежную любовь к родине, её просторам. Его стихи согревают душу любого читателя, никого не оставляют равнодушным. Любовь поэта шла прямо из его сердца, будто из глубины самой России.
Одно из его чудесных стихотворений - «Письмо матери». На нем мы и остановимся подробнее. Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» начнём с обращения к его истории создания, ведь порой без неё нельзя до конца прочувствовать написанные строки.

1924 год (когда было написано стихотворение) - это время относится к последнему периоду творчества поэта, который считается наивысшей точкой мастерства Есенина. Это своеобразное подведение итогов всему.

«Письмо матери» посвящено и одному конкретному человеку, и всем матерям, и Родине.


Анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» подразумевает более подробное его рассмотрение. Произведение отличается кольцевой композицией, а это значит, что фраза практически полностью повторяется в начале и в конце. Такое построение говорит о логической завершённости мысли, оно усиливает некоторые смысловые акценты.

Первые две строфы являются завязкой. Она служит неким предисловием к самому стихотворению. Третью строфу можно считать развитием сюжета. Здесь заметим и эмоции, и даже трагизм. Четвертая строфа является кульминацией, показывающей настоящие чувства, которые испытывает герой к своей матери. Становится понятно, что, несмотря на все жизненные невзгоды, человек помнит о своей маме, знает, кому обязан жизнью. Далее сюжет развивается по нисходящей интонации (с пятой по восьмую строфы). Здесь мы увидим некоторые воспоминания из прошлого, подробное описание чувств героя. Последняя строфа является итогом, подведённым после всего вышесказанного.

Чтобы грамотно выполнить анализ стихотворения Есенина «Письмо матери», необходимо выделить главные образы - это, безусловно, герой и его мать. Можно отметить ещё и образ сада, символизирующего весну и детство поэта, и образ дороги (жизненный путь).

В стихотворении использовано большое количество различных выразительных средств. Одним из них является риторический вопрос, который открывает «письмо»: «Ты жива ещё, моя старушка?». Вопрос является риторическим, потому что не требует ответа. Далее следуют строки «жив и я», соответственно, автор заранее знает ответ на заданный вопрос. Скорее, это указание на переживания героя, касающиеся здоровья матери, тоску по ней.

Главная мысль стихотворения заключается в том, что нужно любить свою мать. Необходимо навещать её, уделять внимание, пока есть такая возможность. Ни в коем случае нельзя о ней забывать, ведь материнское сердце переживает, ждёт, тоскует. Герой за долгое отсутствие, за свою разгульную жизнь, за кабаки, за драки. Главное, вовремя осознать свои ошибки и попросить прощения у самого близкого и родного человека. Именно мама - это тот человек, который будет любить тебя всю жизнь, несмотря ни на что. Ну и, конечно же, нельзя не выделить образ Родины. Он тоже является ключевой идеей. Любить Родину, восхищаться ею, помнить всегда и везде - на такой патриотический лад настраивает читателя поэт.


Всё-таки остановимся на том, что стихотворение Есенина «Письмо матери» представляет нам двойственный образ героини. Перед нами и один человек, и Родина, любовь к которой начинается именно с любви к родной матери.
Сергей Александровичу Есенин очень любил свой дом, свою маму, поэтому сумел передать все чувства подлинно.


На этом анализ стихотворения Есенина «Письмо матери» можно считать завершённым, ведь мы раскрыли его основные моменты и идеи.

Ты жива еще, моя старушка?

Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина

Трогательное и чистое стихотворение «Письмо матери» было написано Есениным в 1924 г. К этому времени поэт уже имел широкую славу, его окружали многочисленные поклонники. Бурная жизнь не давала поэту возможности побывать на своей родине, в селе Константиново. Однако в мыслях Есенин всегда возвращался туда. Лирика Есенина пропитана мотивами родного дома. После восьмилетнего отсутствия поэт все же находит возможность совершить поездку в свое село. Накануне отъезда он и написал произведение «Письмо матери».

Стихотворение начинается с радостного приветствия.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!

После долгих лет разлуки встреча могла и не состояться. Мать поэта уже очень стара, а он сам вполне мог расстаться с жизнью со своим неугомонным характером. До Есенина доходят сведения о состоянии матери. Она знает о сыне также по рассказам и слухам. Поэт понимает, что его литературная слава и известность не имеют для матери никакого значения. Крестьянская женщина представляла будущее своего сына совершенно другим: спокойная семейная жизнь и простой деревенский труд. Поэтическая деятельность для нее – бесполезное несерьезное занятие, за которую сын получает деньги от таких же чудаков и неудачников. Да и какое счастье может быть в деньгах, если они уходят на бесконечные праздники и попойки.

О Есенине и в городских кругах шла недобрая слава, как о хулигане и скандалисте. Известны его частые столкновения с органами правопорядка. Поэт понимает, какого чудовищного размера могли достигнуть эти слухи, дойдя до отдаленной деревни через десятки человек. Есенин с горечью представляет себе переживания матери, ее бессонные ночи, во время которых возникает зловещий образ «финского ножа», направленного в сердце любимого сына.

В стихотворении Есенин пытается успокоить мать, утверждая, что «не такой уж горький я пропойца». Его душа, благодаря воспоминаниям о самом дорогом человеке, осталась такой же чистой и светлой. Поэт не дает себе права умереть, не повидавшись с матерью. В этом обращении Есенин успокаивает и самого себя. Зная подробности его жизни, можно уверенно предположить, что поэт уже не раз сталкивался лицом к лицу со смертью. Шальная пуля или пьяный нож никогда не считаются с чувствами человека.

В финале Сергей Есенин представляет себе счастливую встречу с матерью. Его захлестывает волна нежности к родному дому. Поэт жаждет возвращения в привычную обстановку. Он заранее предчувствует тихую печаль этого возвращения. Поэт стал взрослым человеком, испытал серьезные страдания и лишения, многое «отмечталось» и «не сбылось». Накопленный опыт не позволит ему полностью погрузиться в родную атмосферу. Только мать даст ему возможность почувствовать себя снова ребенком. Она – единственная отрада и надежда в жизни блудного сына, «несказанный свет» в темной неизвестности.

Предлагаю анализ стихотворения Сергей Есенина «Письмо матери», в котором поэт обращается к маме перед визитом в Константиново летом 1924 года.

Отношения Сергея Есенина с матерью всегда были тёплыми и искренними, что подтверждает откровенность и душевность этих строк, написанных перед поездкой в родное село Константиново.

«Письмо матери» – это откровение, которое поднимает в душе Сергея волны воспоминаний перед встречей с мамой после 8-летней разлуки. Это стихотворение одновременно исповедь и обращение, подготовка к реальной встрече, которая не могла не волновать поэта. За 8 лет, проведённых вне Константиново, в судьбе Есенина произошло немало событий. Теперь он известный поэт – это хорошо, но имеет не совсем лестную репутацию – это плохо. Он побывал уже в Америке и Европе – это хорошо, но растерял многих друзей в России – это плохо.

Сергей не может не знать, что мать переживает о нём и ждёт сына:

Загрустила шибко обо мне.

Обращение к матери

И до Константиново докатываются слухи о бесшабашной жизни поэта, его кабацких посиделках, ночных гуляниях, алкоголе и уголовных делах. Сергей этого ничего и не скрывает, но и не стыдится – это часть его жизни, остов, на котором пишутся стихи, почитаемые простыми читателями. Более для самого себя, чем для матери он пишет:

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Есенин знает, что он не совсем оправдал ожидания матери, но стыдится ему нечего, ведь он:

Не расстреливал несчастных по темницам.

Показательны строки:

Что подразумевается под утратой и усталостью? Возможно, утрата – это понимание того, что добиться всего в жизни ему не удастся, ориентиры меняются и тут Есенин уже не романтик, ведь он научен горьким опытом предательств. Слишком много чувств уже брошено на плаху любви и неизвестно будет ли ещё возможность побывать во власти Амура.

В суете жизни

Усталость? Возможно, это просто усталость от того бешеного темпа жизни, который взял Сергей. Кабаки сменяются поэтическим вечерами, поездки снова приводят в кабак, любовь ведёт к разлуке и так по кругу. Есенин редко когда бывает один, он всегда в центре внимания, но оно уже не такое дружелюбное. От этого тоже усталость, ведь оправдываться желания нет, но и не хочется видеть, как чернят твоё имя.

Обращение Есенина к матери за год с хвостиком до смерти – это покаяние за неоправданные надежды и заверение в любви, которой не страшны жизненные переплёты, предательства и измены. Сергей ещё не знает, что это последняя встреча с мамой, поэтому сложно не поверить в искренность строк.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто xодишь на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось,-
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не xоди так часто на дорогу
В старомодном ветxом шушуне.

Стихотворение "Письмо к матери" читает Наталья Савченко.