Скуола сан рокко в венеции. Бальзам сан рокко. Прочие художественные произведения Скуолы

(итал. Dorsoduro) — один из шести исторических районов Венеции. Расположен между центром города и лагуной, является самым южным районом. Район также включает в свой состав острова Джудекка и Сакка-Физола.

Название острова происходит от итальянского аналога слова «Становой хребет», что символизирует высокий уровень земли, на которой располагается район. Центром района является набережная Неисцелимых, проложенная вдоль канала Джудекка. Это южное побережье Венеции застраивалось начиная с VI века.



В XIX веке Мост Академии через Гранд-канал связал Дорсодуро с районом Сан-Марко. Восточная часть района заполнена жилыми кварталами. В западной части расположено несколько художественных галерей, включая знаменитую Академию. Достопримечательностями района является музей коллекции Пегги Гуггенхайм, многочисленные дворцы и церкви, а также площади Санта-Барнаба и Санта-Маргерита.


Начинаясь в сердце Венеции, Дорсодуро постепенно «уходит» вглубь университетских и жилых кварталов, тянется вдоль всего нижнего побережья, заканчиваясь портом. Район включает в себя не только всю южную часть главного острова, но и лежащий напротив набережной Дзаттере остров Джудекка. Название «Дорсодуро» означает «хребет», что, возможно, является воспоминанием о высоком уровне земли этих мест.


Достопримечательностями района, кроме Галереи Академии, являются музей Гугенхайм, многочисленные палаццо, расположенные по берегу Большого канала, площади Сан Барнаба и Санта Маргерита, Венецианский университет Ка Фоскари и множество церквей. Самой грандиозной из них является Санта Мария делла Салюте, венчающая собой восточную оконечность Дорсодуро - мыс Догана. <.......... >

Как обычно информацию о том, что насмотрела, я собираю уже потом. Возможно - не права. Но оттого, что нашлась только сейчас, ничего же не меняется, появился еще один повод вернуться.


Между тем я тихонечко добрела до канала и площади Сан Барнаба, где расположилась и одноименная церковь (ну надо же!).
Здесъ нужно упомянуть чудесные кинематографические экскурсии по городу. На вот этом канале снимался фильм "Лето" (мелодраматический кинофильм режиссёра Дэвида Лина, вышедший на экраны в 1955 году. Экранизация пьесы Артура Лорентса «Время кукушки» (The Time of the Cuckoo). Главные роли исполнили американка Кэтрин Хепбёрн и итальянец Россано Брацци.) (сноска - в коментариях)


Нафигатор проклюнулся с информацией: вокруг меня - кампо Санта Маргерета.
"Сейчас вы уже почти на кампо Санта-Маргерита (campo Santa Margherita). Показательно, что самое живое в Венеции кампо — продукт XIX века, когда венецианской республики уже не было; здесь вы в мире здоровой обыденности безо всяких видов на мировое господство, и это невероятно освежает. До XIX века этой площади просто не было: здесь тек канал, на берегах которого складывали отбросы, так что древностей и красот тут мало.


На ближайшем к вам конце площади отдельно стоит домик скуолы Варотари (varotari, дубильщики) с полустертым рельефом Мадонны (1725); отходящая вбок калле Форно (calle del Forno) может похвастать балконом на деревянных консолях. Но главное — бойкий рынок, лучшее в городе кафе-мороженое — Il Doge, лучшее место встречи — Il Caffé, лучшая пицца навынос — Al Volo (№2944), гениальная лавка старых игрушек, точка по розливу вина и хозяйственный магазин, где пахнет опилками, как в сельпо вашего дачного поселка в 1979 году. Рано утром хозяйки выбирают тут живой морепродукт, днем носится армия школьников, а вечером в барах устраиваются студенты и активисты компартии и сидят ровно до двух часов ночи.


На дальнем конце площади поперек стоит бывшая церковь Санта-Маргерита (Santa Margherita, XVII век). Драконы на ней отсылают к легенде о Маргарите, которая появилась невредимой из чрева дракона и на основании приобретенного опыта покровительствует беременным женщинам. Ныне здесь университет; в церкви — конференц-зал, и на его театральный интерьер обычно разрешают бросить короткий взгляд.


Для нагнетания эффекта стоит после скуолы Кармини и Санта-Маргареты зайти еще и в церковь Сан-Панталон (San Pantalon), через мост от кампо Санта-Маргерита. Роспись ее потолка еще ближе к эффекту подлинного неба, куда прямиком и отправился в 1710 году безвестный, но старательный живописец Джанантонио Фумиани, свалившийся с лесов после 24-летней работы. Сюжет его росписей — история патрона церкви святого Пантелеймона, врача при дворе римского императора; еще тут есть картина Веронезе (последняя в его творчестве), на которой Пантелеймон отвергает лекарства и советы язычника Гиппократа, чтобы исцелить дитя по своему сверхъестественному ноу-хау." <............. >


Одно из любимых места отдыха и времяпровождения венецианцев, как студентов так и пожилых, это Кампо Санта-Маргерита (площадь Святой Маргариты). Названо оно в честь Маргариты покровительницы всех беременных, а также женщин который хотя иметь детей, но по какой-то причине не могут. Легенда о Святой Маргарите повествует, что вовремя её молитвы сам Дъявол явился к ней в образе дракона, но даже будучи проглоченной им, Святая смогла выбраться и остаться невредимой с помощью силы молитвы.

"На Кампо Санта Маргерита, Campo Santa Margherita, второпях пробежав мимо Скуола Гранде деи Кармини, я и направляюсь, чтобы усесться в одном из кафе на площади и обдумать всё, что я о Дорсодуро здесь нагородил. Вокруг же - шум и гам, так как Кампо Санта Маргерита - самая оживлённая площадь Венеции после Пьяцца Сан Марко. Но если на Пьяцце оживление туристическое, жёлтое, то на Кампо Санта Маргерита бушует сама подлинность, и шумят не «понаехали», а аборигены или почти аборигены.


Находясь поблизости от Унивеситета Ка’ Фоскари, эта площадь - любимое место молодёжи, всё время на ней тусующейся; в Университете, конечно, учится молодёжь не только венецианская, но в любом случае в Венеции она проживает. Тусовка усиливается к вечеру, с наступлением темноты Кампо Санта Маргерита особенно оживляется и бурлит допоздна, становясь столь привлекательной, что у меня, как у собаки Павлова слюна, при произнесении «Кампо Санта Маргерита» тут же в ушах начинает нарастать приятный и бессмысленный, такой итальянский гул.

Молодёжность площади как будто бы и противоречит тому, что было сказано прежде об общем барнаботстве Дорсодуро, но противоречие между рассуждениями на Кампо Сан Барнаба и тем, что я теперь рассказываю о Кампо Санта Маргерита, может быть снято следующей фразой: не лыбься, такой же будешь — которую сквозь зубы цедила одна моя знакомая эрмитажная дама с опытом при виде молоденькой и хорошенькой девушки, только что в Эрмитаж поступившей. Фразу эту на Кампо Санта Маргерита я не то чтобы постоянно повторяю, но не вспомнить не могу, и как же своё старчество прочувствуешь, если на молодёжь не смотреть? В богадельне все кажутся себе ещё ого-го, поэтому вновь в богадельню прибывшие - молодняк, а в Эрмитаже я до недавних пор считался «молодым сотрудником». Вот Дорсодуро себе Кампо Санта Маргерита и завёл, чтобы на молодёжь ворчать и умиляться.


Часть площади, примыкающая к Скуола Гранде деи Кармини, образует острый угол. Из-за этого меня на Кампо Санта Маргерита не покидает ощущение треугольности, что для площадей необычно и придаёт этому месту особый дух, хотя окружающая архитектура нормально-ординарна и ничего сногсшибательного в ней нет, да и площадь образовалась поздно, при австрияках, когда они, расчищая Венецию, засыпали из соображений гигиены несколько рио, здесь когда-то протекавших. Заодно австрияки снесли и часть старой средневековой застройки, и, за исключением угла у Скуола Гранде деи Кармини, площадь довольно-таки обыденно прямоугольна. Красит Кампо Санта Маргерита ещё старая руина, когда-то бывшая колокольней церкви ди Санта Маргерита, chiesa di Santa Margherita. Церковь, давшая имя площади, упразднена ещё при Наполеоне, давным-давно опустошена и закрыта, колокольня полуразрушена, и её огрызок торчит каким-то авангардным памятником. Обломок башни сообщает площади нечто мистическое, хотя уровень мистицизма в Венеции высокий, на Кампо Санта Маргерита как раз понижен. В моём сознании три особенности площади: острый угол, руина и её имя, Маргерита, придают молодёжному гвалту, на ней царящему, оттенок булгаковщины, так что я, несмотря на приятную приземлённость этого места - а точнее, именно благодаря ей, потому что ничто так не мистично, как обыденность, это мы знаем от Рене Магритта, - уверен, что одно из своих ежегодных party, посвящённых выбору Маргариты, Воланд обязательно проведёт здесь, в осквернённой Наполеоном церкви, - убеждение абсолютно тенденциозное, и ничем, кроме субъективных переживаний, не аргументированное." Только Венеция. Образы Италии XXI Аркадий Ипполитов



Ну вот я и дошла. Конечная точка моей сегодняшней прогулки.
Церковь Сан-Рокко (итал. San Rocco) — церковь в Венеции, расположенная в районе Сан-Поло. Церковь возведена и названа в честь Святого Роха, являющегося наряду со Святым Марком, покровителем Венеции. Святой Рох считался исцелителем от чумы, страшного бича городов Европы в Средние века, а особенно торговой Венеции. Как ранее венецианцы похитили мощи Святого Марка, так же позднее были похищены и мощи французского святого Роха.

Каждый год 16 августа дож наносил визит в церковь и молился с призывом к святому, чтобы тот защитил город от чумы. Сейчас эта традиция разыгрывается в ежегодной театральной постановке. Строительство церкви было начато в 1489 и закончено в 1508 году архитектором Бартоломео Боном Младшим. В 1725 году церковь была частично перестроена. Поражающий воображение фасад с большим количеством скульптур был возведен в 1760-х годах архитектором Маккаруцци. В церкви находятся четыре картины Тинторетто, в том числе «Святой Рох исцеляет жертв чумы».

Скуола Сан-Рокко основана братством Сан-Рокко в 1549 году и так же принадлежит к числу шести венецианских больших скуол. Братство Св. Роха, или братство Сан-Рокко была зарегистрировано в 1481 Советом Десяти как организация,оказывающая благотворительную помощь больным. В 1515 году братству потребовалось большое здание, так как возросло количество участников братства. Таким образов в этом же году началось строительство скуолы. Над зданием работали два архитектора, последний и которых Антонио дель Аббонди завершил строительство достроив второй этаж и парадный вход в 1549 году.


Скуола расположена площади Сан-Рокко и напоминает стиль обоих мастеров, так, к примеру, окна-бифоре на первом этаже характерны Бартоломео Бону, а сдвоенные окна на втором этаже — Антонио дель Аббонди. Строительство скуолы развивалось за счет пожертвований венецианцев, верующих в покровительство св. Роха от заразных болезней. Напротив Скуолы находится церковь Св. Роха, где хранятся его мощи. Как и в 15 веке, так и сегодня, братство Сан-рокко занимается благотворительностью. <....... >


Случайно поднимаю глаза повыше - батюшки, а вокруг колонн-то! Живность мелкая! И если специально не рассматривать то, что выше головы, то и не увидишь.С таким чудом столкнулась впервые - бараны, драконы, ящерицы, свиньи... по три штуки вокруг каждой колонны.

В 1564 году был объявлен конкурс на роспись с участием Паоло Веронезе, Скьявоне, Сальвиати, Тинторетто и Цуккари. Тинторетто обошел конкурентов, представив вместо наброска готовую картину «Св. Рох во славе». Эта картина сейчас находится на потолке в зале Альберго (Sala de’ll Albergo). После этого в течение 23 лет Тинторетто расписывал скуолу Сан-Рокко. Генри Джеймс писал: «Вряд ли мы найдём в другом месте четыре стены, в которые вложены столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать». <.......... >

Скуола состоит из нижнего и верхнего этажей и зала Альберго. Скуола принадлежит к числу первых архитектурных творений в стиле Высокого Возрождения в Венеции. Но есть в ее облике и черты Раннего Ренессанса: полихромные мраморные конструкции и широкие окна с ажурными арками. Богато оформлен интерьер церкви. Стены украшены полотнами Тинторетто, а некоторые помещения отделаны резными деревянными плитами.


Нижний этаж скромен и аскетичен. Что-то в нем есть от греческого храма - нет, не только колонны. Заключительный цикл из 8 картин повествует о Богородице и детстве Христа. Цикл открывается «Благовещением», на котором Мария изображена крестьянской девушкой с грубыми руками и крепкой фигурой. Закрывает цикл картина «Успение Богоматери», изображающая Деву Марию в сиянии света. Алтарь украшен статуей Св. Рока работы Джероламо Кампанья (начало XVI века).


Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и Пьетро Негри, изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками.


Над стенами и потолком, расписанным картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке - 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы - облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин - работы Джузеппе Анджели.


По стенам - 12 картин с библейскими сюжетами. В зале есть две работы Джана Баттисты Тьеполо: «Гостеприимство Авраама» и «Покинутая Агарь». Алтарь верхнего зала работы Бернардино (1528), деревянные панно на дверцах алтаря Джованни Маркьори. Резные фигуры и кариатиды работы Франческо Пьянта, среди них есть шарж на Тинторетто. В Сокровищнице Братства хранятся древние статуты в деревянных переплетах, священные сосуды и церковная утварь.


"Скуолы - это братства, в которые в средневековой Италии объединялись горожане по самым различным признакам, как в корпорации или ассоциации в наше время. Примером для таких объединений послужили ордена францисканцев и доминиканцев. Члены скуол были известны также под названием Баттути - «битые», они бичевали себя во время процессий. Первоначально все граждане могли участвовать в деятельности скуол, но со временем дворянам было запрещено смешиваться с другими слоями населения, и с тех пор скуолы стали братствами среднего сословия.


В Венеции эти филантропические сообщества помогли бедному населению города в трудные периоды голода, эпидемий, войн. Были скуолы, основанные иностранцами, в их функции входила поддержка своих земляков, которые жили постоянно или прибывали на непродолжительный срок в Венецию. Правила деятельности скуол были определены в специальных сводах законов каждой из них.
Миряне, избрав себе в покровители полюбившегося святого, чаще всего объединялись по профессиональному признаку. Так Скуола Калегери объединяла сапожников, а Сан-Джорджио-дельи-Скьявони - далматинских купцов.


Скуолы были не только социальными институтами для поддержки неимущих. Деньги благотворительных фондов братств шли на покровительство искусствам и развитие ремёсел. Большие братства, Скуоле Гранди, их в Венеции было шесть, строили и богато украшали дома своего сообщества, для этого они приглашали лучших мастеров Венеции, устраивали конкурсы на отделку своих резиденций. Глядя на эти здания, невозможно не заподозрить, что скуолы соревновались между собой, желая подчеркнуть свою значительность, престиж и богатство.

С падением Республики и приходом к власти наполеоновского правительства скуолы были разорены, их лишили всего имущества, здания были переданы городу, а произведения искусства частично пополнили музеи Венеции и Милана, частично увезены за границу, и, конечно, как при всякой конфискации, многие просто пропали. Например, скуола Сан-Марко - братство золотых дел мастеров и торговцев шёлком, вместе с монастырём и садами доминиканцев Сан-Джованни-э-Паоло были приспособлены под Городскую больницу. Только Скуола Гранде-де-Сан-Рокко сохранила и здание, и все его художественное наполнение.


Картины зала Альберго - полностью принадлежат Тинторетто. В центре на потолке - «Св. Рох во славе». Центральную работу окружают картины, символизирующие 5 остальных больших венецианских скуол, аллегорические изображения четырёх времен года, человеческих достоинств и добродетелей.

Наиболее выдающейся картиной скуолы считается огромное полотно «Распятие», о которой Генри Джеймс сказал: «в ней есть всё, включая самую совершенную красоту». Тело Христа поднято, а безучастность воинов контрастирует со скорбящей группой, в центре которой - теряющая сознание Дева Мария. На картине есть автопортрет Тинторетто с палитрой и кистями. Слева от входа расположен «Христос перед Пилатом» (1566-1567), справа - «Восхождение на Голгофу», тоже подлинные шедевры Тинторетто.


У входа в зал Альберго - картина Тициана «Благовещение» и приписываемая Джоржоне (многие считают ее автором Тициана) картина «Христос, несущий свой крест». Рядом с залом Альберго - большая коллекция уникальной керамики.


Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и Пьетро Негри, изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками.

Над стенами и потолком, расписанным картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке - 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы - облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин - работы Джузеппе Анджели. По стенам - 12 картин с библейскими сюжетами. <.......... >


Когда поднимаешъся по лестнице - еще не представляешь себе всего великолепия, которое тебя в первый момент оглушает. Хочется сесть на пол. А лучше - лечъ. И смотреть, не отрываясь, на золотой потолок.


Потом приходит черед стен. Резьба по дереву. Дерево темное. освещается светильниками. Хотела бы я знать как выглядели заседания в этом зале! И какое впечатление производил зал на тех, кто попадал сюда тогда.


Рассматривать можно часами. Все фигуры - разные. И все, что вокруг фигур. Вот, как эти книги на полке.

Братство всегда было активной и влиятельной организацией, сумевшей, благодаря накопленному богатству, построить и украсить свою резиденцию, привлекая к работе лучших архитекторов, живописцев и резчиков по дереву XVI и XVII веков.


И в наши дни стены и потолки залов украшает внушительный живописный цикл Якопо Тинторетто, над которым художник работал более 20 лет. Другая интересная и во многом таинственная личность, работавшая в главном зале скуолы - скульптор и резчик по дереву Франческо Пьянта, создавший цикл аллегорических деревянных статуй, значение которых ускользает от понимания большинства искусствоведов. Но, внимательно изучая эти фигуры, невозможно не заметить, что они являются захватывающей дух трехмерной иллюстрацией древней алхимической традиции, понимаемой как учение о духовном совершенствовании человека.


И, возвращаясь к Тинторетто: что мы на самом деле видим на его картинах? Верную католической теологии иллюстрацию библейских событий или живописное изложение герметических учений каббалы и алхимии? А из кого состояло правление братства - из ортодоксальных католиков или великих посвященных в тайные и запрещенные церковью науки? <........ >
Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу; в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле. Возможно, и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне Голгофа (15б5, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Перед нами распахивается грандиозное, бездонное пространство, пронизанное сполохами света и провалами глубоких теней, втягивающее нас в свои глубины, делающее не только зрителями, но и участниками мировой драмы. Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты; другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника. Но чудо уже свершилось — вокруг распростертых рук и головы Христа на фоне темного ночного неба разгорается странное, похожее на большие полукруглые крылья сияние, отблески которого падают на отпрянувшую в стороны толпу; яркое сияние начинает испускать земля у подножия креста. На фоне этого сияния, в непосредственной близости от нас, у нижнего края картины предстает группа близких Христа, окруживших теряющую сознание Марию; лишь юный Иоанн, запрокинув голову, в отчаянии смотрит на распятого Учителя. В нашу сторону направлена и одна из лежащих на земле лестниц — тем самым мы, охватывая всю величественную панораму Голгофы при входе в зал, по мере приближения к этой колоссальной картине как бы втягиваемся в ее пространство, становимся не только свидетелями, но и участниками великого трагического события. <............. >


потом, когда глаза привыки к великолепию, опускаешь наконец, очи долу. И любуешься, любуешься, любуешься. Итальянские мраморные полы с инкустрацией, я открыла их для себя на Сицилии. И теперъ обращаю внимание везде, где попадаются. Краски такие яркие, как будто новые, а лет им уже очень много.
Выложенные плиткой, яркие, геометрические, разноцветные, протоптанные миллионами ног: полы для Себастьяна Эрраса - источник вдохновения. Французский фотограф путешествует по миру, снимая уникальные для каждого города места. Недавно Себастьян провел 4 дня в Венеции, и понял, что нашел город с самыми роскошными полами. Результатом поездки стала новая коллекция снимков под названием "Венецианские полы" . <............ >


В какой-то момент наступает пресыщение. Когда кажется - глаз уже не в состоянии различать цвета, а мозг воспринимать сюжеты. Значит - пора. Но сюда очень хочется вернуться. Кажется, у меня в Венеции никогда не закончатся поводы вернуться.

На выходе понимаю, что есть еще один этаж. Не подняться было бы преступлением. Между этажами выставлено полотно двух авторов - чудесное содружество, не виденное мной ранше. Сверху Джорджоне, а под ним Тициан


На верхнем этаже открыта сокровищница, которая была закрыта сто лет.

Экспонатов, если сравнивать с венской, скажем, не много, но каждый в отдельности задерживает дыхание. Причем коралловый подсвечник - это ерунда по сравнению с бронзовыми крестами, сделанными настолько филигранно, что невозможно поверить в то, что это сделано руками.


В деталях просматривается не только готика. Здесь и Византия, и сарацины, философы и святые, короли и капуста.


И Тьеполо. Вот что меня постоянно поражает в венецианских церквях, так это обыденность, с которой на задних, абсолютно неглавных стенах, висят великие мастера. Без стекла и ограды. Просто лишний Тъеполо.

В городе превосходных и потрясающих произведений искусства вы не везде сможете получить настолько яркое и сильное первое впечатление, которое производит невероятный цикл из 54 картин работы Тинторетто, размещенный на стенах Скуола-Сан-Рокко.

История

Из грязи в князи. Эта Скуола Гранде ди Сан-Рокко, когда-то бывшая благотворительным заведением для больных, была основана в 1478 г. во славу св. Роха, святого, чья сила против болезни сделала его популярным в зараженной чумой Венеции.


В 1564 г scuola, став одним из самых богатых братств города, устроила конкурс на право украсить стены своего здания. Он был выигран Тинторетто, потратившим затем около 23 лет на создание живописного цикла, ставшего одним из величайших в Европе.

Скуола Сан-Рокко внутри

Чудеса внутри. Чтобы увидеть 54 работы Тинторетто в том порядке, в котором они были написаны, пройдите мимо картин на первом этаже и в главном зале (Sala Grande) на втором.


В первую очередь зайдите в зал Альберго (Sala dell’Albergo), расположенный в стороне от главного зала, где почетное место занимает огромное «Распятие» (1565), о котором часто говорят, как об одной из величайших итальянских картин.

Центральную потолочную панель зала занимает роспись «Святой Рох во славе» , благодаря которой Тинторетто получил этот заказ.


В главном зале можно увидеть потолочные росписи (1575-1581) с изображением эпизодов из Ветхого Завета, внимательно подобранных, чтобы провести параллели с благотворительной или излечивающей целями Скуолы.Десять картин на стенах демонстрируют сцены из Нового Завета.


Обратите внимание на превосходную резьбу по дереву XVII в. вдоль стен, выполненную малоизвестным скульптором Франческо Пиантой. Из восьми картин на первом этаже, последних, написанных художником для scuola (1583-1588), лучшими являются своеобразные «Благовещение» и «Бегство в Египет».

«Распятие»

Знаменитое полотно школы работы Тинторетто “Распятие”.


В этой картине Распятый Христос и множество людей, окружающих страдающего. Среди них разные люди. Есть свято верующие и страдающие, а есть и просто праздно любопытствующие.

В этой картине собрана все стороны человека, показанные так ярко, что от этой работы долго не удается оторваться.

Деревянные скульптуры

Личность, работавшая в главном зале скуолы – скульптор и резчик по дереву Франческо Пьянта, создавший цикл аллегорических деревянных статуй, значение которых ускользает от понимания большинства искусствоведов.


Но, внимательно изучая эти фигуры, невозможно не заметить, что они являются захватывающей дух трехмерной иллюстрацией древней алхимической традиции, понимаемой как учение о духовном совершенствовании человека.

«Благовещение»

Заключительный цикл из 8 картин на первом этаже повествует о Богородице и детстве Христа.


Цикл открывается «Благовещением», на котором Мария изображена крестьянской девушкой с грубыми руками и крепкой фигурой.

«Моисей, высекающий воду из скалы» и «Манна небесная»

На потолке – 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы – облегчение нужд страждущих и голодных.


Моисей высекающий воду из скалы

Часть потолочных картин – работы Джузеппе Анджели. По стенам – 12 картин с библейскими сюжетами.


Манна небесная

«Искушение Христа» и «Поклонение пастухов»

Две самые потрясающие работы - «Искушение Христа», где изображен молодой Сатана, предлагающий Христу два хлеба, и «Поклонение пастухов», где удивительно точно передан трепет пастухов, приносящих свои скромные дары Марии и младенцу.

Видео

Чтобы углубиться в творчество Тинторетто и увидеть всю прелесть Скуолы рекомендуем посмотреть небольшое по времени, но вместительное по содержанию видео.

Каждый год 16 августа дож наносил визит в церковь и молился с призывом к святому, чтобы тот защитил город от чумы. Сейчас эта традиция разыгрывается в ежегодной театральной постановке. Строительство церкви было начато в 1489 и закончено в 1508 году архитектором Бартоломео Боном Младшим. В 1725 году церковь была частично перестроена. Поражающий воображение фасад с большим количеством скульптур был возведен в 1760-х годах архитектором Маккаруцци. В церкви находятся четыре картины Тинторетто, в том числе «Святой Рох исцеляет жертв чумы».

Скуола Сан-Рокко основана братством Сан-Рокко в 1549 году и так же принадлежит к числу шести венецианских больших скуол. Братство Св. Роха, или братство Сан-Рокко была зарегистрировано в 1481 Советом Десяти как организация,оказывающая благотворительную помощь больным. В 1515 году братству потребовалось большое здание, так как возросло количество участников братства. Таким образов в этом же году началось строительство скуолы. Над зданием работали два архитектора, последний и которых Антонио дель Аббонди завершил строительство достроив второй этаж и парадный вход в 1549 году.

Скуола расположена площади Сан-Рокко и напоминает стиль обоих мастеров, так, к примеру, окна-бифоре на первом этаже характерны Бартоломео Бону, а сдвоенные окна на втором этаже — Антонио дель Аббонди. Строительство скуолы развивалось за счет пожертвований венецианцев, верующих в покровительство св. Роха от заразных болезней. Напротив Скуолы находится церковь Св. Роха, где хранятся его мощи. Как и в 15 веке, так и сегодня, братство Сан-рокко занимается благотворительностью. <....... >

Случайно поднимаю глаза повыше - батюшки, а вокруг колонн-то! Живность мелкая! И если специально не рассматривать то, что выше головы, то и не увидишь.С таким чудом столкнулась впервые - бараны, драконы, ящерицы, свиньи... по три штуки вокруг каждой колонны.

В 1564 году был объявлен конкурс на роспись с участием Паоло Веронезе, Скьявоне, Сальвиати, Тинторетто и Цуккари. Тинторетто обошел конкурентов, представив вместо наброска готовую картину «Св. Рох во славе». Эта картина сейчас находится на потолке в зале Альберго (Sala de’ll Albergo). После этого в течение 23 лет Тинторетто расписывал скуолу Сан-Рокко. Генри Джеймс писал: «Вряд ли мы найдём в другом месте четыре стены, в которые вложены столько гениальности. Воздух этих полотен так густ, что трудно дышать». <.......... >

Скуола состоит из нижнего и верхнего этажей и зала Альберго. Скуола принадлежит к числу первых архитектурных творений в стиле Высокого Возрождения в Венеции. Но есть в ее облике и черты Раннего Ренессанса: полихромные мраморные конструкции и широкие окна с ажурными арками. Богато оформлен интерьер церкви. Стены украшены полотнами Тинторетто, а некоторые помещения отделаны резными деревянными плитами.

Нижний этаж скромен и аскетичен. Что-то в нем есть от греческого храма - нет, не только колонны. Заключительный цикл из 8 картин повествует о Богородице и детстве Христа. Цикл открывается «Благовещением», на котором Мария изображена крестьянской девушкой с грубыми руками и крепкой фигурой. Закрывает цикл картина «Успение Богоматери», изображающая Деву Марию в сиянии света. Алтарь украшен статуей Св. Рока работы Джероламо Кампанья (начало XVI века).

Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и Пьетро Негри, изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками.

Над стенами и потолком, расписанным картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке - 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы - облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин - работы Джузеппе Анджели.

По стенам - 12 картин с библейскими сюжетами. В зале есть две работы Джана Баттисты Тьеполо: «Гостеприимство Авраама» и «Покинутая Агарь». Алтарь верхнего зала работы Бернардино (1528), деревянные панно на дверцах алтаря Джованни Маркьори. Резные фигуры и кариатиды работы Франческо Пьянта, среди них есть шарж на Тинторетто. В Сокровищнице Братства хранятся древние статуты в деревянных переплетах, священные сосуды и церковная утварь.

"Скуолы - это братства, в которые в средневековой Италии объединялись горожане по самым различным признакам, как в корпорации или ассоциации в наше время. Примером для таких объединений послужили ордена францисканцев и доминиканцев. Члены скуол были известны также под названием Баттути - «битые», они бичевали себя во время процессий. Первоначально все граждане могли участвовать в деятельности скуол, но со временем дворянам было запрещено смешиваться с другими слоями населения, и с тех пор скуолы стали братствами среднего сословия.

В Венеции эти филантропические сообщества помогли бедному населению города в трудные периоды голода, эпидемий, войн. Были скуолы, основанные иностранцами, в их функции входила поддержка своих земляков, которые жили постоянно или прибывали на непродолжительный срок в Венецию. Правила деятельности скуол были определены в специальных сводах законов каждой из них.
Миряне, избрав себе в покровители полюбившегося святого, чаще всего объединялись по профессиональному признаку. Так Скуола Калегери объединяла сапожников, а Сан-Джорджио-дельи-Скьявони - далматинских купцов.

Скуолы были не только социальными институтами для поддержки неимущих. Деньги благотворительных фондов братств шли на покровительство искусствам и развитие ремёсел. Большие братства, Скуоле Гранди, их в Венеции было шесть, строили и богато украшали дома своего сообщества, для этого они приглашали лучших мастеров Венеции, устраивали конкурсы на отделку своих резиденций. Глядя на эти здания, невозможно не заподозрить, что скуолы соревновались между собой, желая подчеркнуть свою значительность, престиж и богатство.

С падением Республики и приходом к власти наполеоновского правительства скуолы были разорены, их лишили всего имущества, здания были переданы городу, а произведения искусства частично пополнили музеи Венеции и Милана, частично увезены за границу, и, конечно, как при всякой конфискации, многие просто пропали. Например, скуола Сан-Марко - братство золотых дел мастеров и торговцев шёлком, вместе с монастырём и садами доминиканцев Сан-Джованни-э-Паоло были приспособлены под Городскую больницу. Только Скуола Гранде-де-Сан-Рокко сохранила и здание, и все его художественное наполнение.

Картины зала Альберго - полностью принадлежат Тинторетто. В центре на потолке - «Св. Рох во славе». Центральную работу окружают картины, символизирующие 5 остальных больших венецианских скуол, аллегорические изображения четырёх времен года, человеческих достоинств и добродетелей.

Наиболее выдающейся картиной скуолы считается огромное полотно «Распятие», о которой Генри Джеймс сказал: «в ней есть всё, включая самую совершенную красоту». Тело Христа поднято, а безучастность воинов контрастирует со скорбящей группой, в центре которой - теряющая сознание Дева Мария. На картине есть автопортрет Тинторетто с палитрой и кистями. Слева от входа расположен «Христос перед Пилатом» (1566-1567), справа - «Восхождение на Голгофу», тоже подлинные шедевры Тинторетто.

У входа в зал Альберго - картина Тициана «Благовещение» и приписываемая Джоржоне (многие считают ее автором Тициана) картина «Христос, несущий свой крест». Рядом с залом Альберго - большая коллекция уникальной керамики.

Лестница работы Скарпаньино (1544), ведущая в верхний зал, украшена двумя полотнами Антонио Дзанки и Пьетро Негри, изображающими чуму 1630 года. На поразительной картине Дзанки лодочник, грузящий трупы в лодку, и множество людей, закрывающих носы платками.

Над стенами и потолком, расписанным картинами на библейские сюжеты, Тинторетто работал с 1575 по 1581 год. На потолке - 21 картина с сюжетами из Ветхого Завета. Три больших полотна на потолке: «Моисей, высекающий воду из скалы», «Медный змий» и «Манна небесная» соответствуют цели скуолы - облегчение нужд страждущих и голодных. Часть потолочных картин - работы Джузеппе Анджели. По стенам - 12 картин с библейскими сюжетами. <.......... >

Когда поднимаешъся по лестнице - еще не представляешь себе всего великолепия, которое тебя в первый момент оглушает. Хочется сесть на пол. А лучше - лечъ. И смотреть, не отрываясь, на золотой потолок.

Потом приходит черед стен. Резьба по дереву. Дерево темное. освещается светильниками. Хотела бы я знать как выглядели заседания в этом зале! И какое впечатление производил зал на тех, кто попадал сюда тогда.

Рассматривать можно часами. Все фигуры - разные. И все, что вокруг фигур. Вот, как эти книги на полке.

Братство всегда было активной и влиятельной организацией, сумевшей, благодаря накопленному богатству, построить и украсить свою резиденцию, привлекая к работе лучших архитекторов, живописцев и резчиков по дереву XVI и XVII веков.

И в наши дни стены и потолки залов украшает внушительный живописный цикл Якопо Тинторетто, над которым художник работал более 20 лет. Другая интересная и во многом таинственная личность, работавшая в главном зале скуолы - скульптор и резчик по дереву Франческо Пьянта, создавший цикл аллегорических деревянных статуй, значение которых ускользает от понимания большинства искусствоведов. Но, внимательно изучая эти фигуры, невозможно не заметить, что они являются захватывающей дух трехмерной иллюстрацией древней алхимической традиции, понимаемой как учение о духовном совершенствовании человека.

И, возвращаясь к Тинторетто: что мы на самом деле видим на его картинах? Верную католической теологии иллюстрацию библейских событий или живописное изложение герметических учений каббалы и алхимии? А из кого состояло правление братства - из ортодоксальных католиков или великих посвященных в тайные и запрещенные церковью науки? <........ >
Живописный декор трех залов Скуола ди Сан Рокко не имеет равных в Венеции по грандиозности и драматическому пафосу; в масштабах Италии XVI века он может быть сопоставлен только с росписями Микеланджело в Сикстинской капелле. Возможно, и сам Тинторетто, приступивший к работе в Скуола ди Сан Рокко через год после смерти Микеланджело, ощущал себя его преемником. Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне Голгофа (15б5, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго. Перед нами распахивается грандиозное, бездонное пространство, пронизанное сполохами света и провалами глубоких теней, втягивающее нас в свои глубины, делающее не только зрителями, но и участниками мировой драмы. Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты; другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника. Но чудо уже свершилось — вокруг распростертых рук и головы Христа на фоне темного ночного неба разгорается странное, похожее на большие полукруглые крылья сияние, отблески которого падают на отпрянувшую в стороны толпу; яркое сияние начинает испускать земля у подножия креста. На фоне этого сияния, в непосредственной близости от нас, у нижнего края картины предстает группа близких Христа, окруживших теряющую сознание Марию; лишь юный Иоанн, запрокинув голову, в отчаянии смотрит на распятого Учителя. В нашу сторону направлена и одна из лежащих на земле лестниц — тем самым мы, охватывая всю величественную панораму Голгофы при входе в зал, по мере приближения к этой колоссальной картине как бы втягиваемся в ее пространство, становимся не только свидетелями, но и участниками великого трагического события. <............. >

потом, когда глаза привыки к великолепию, опускаешь наконец, очи долу. И любуешься, любуешься, любуешься. Итальянские мраморные полы с инкустрацией, я открыла их для себя на Сицилии. И теперъ обращаю внимание везде, где попадаются. Краски такие яркие, как будто новые, а лет им уже очень много.
Выложенные плиткой, яркие, геометрические, разноцветные, протоптанные миллионами ног: полы для Себастьяна Эрраса - источник вдохновения. Французский фотограф путешествует по миру, снимая уникальные для каждого города места. Недавно Себастьян провел 4 дня в Венеции, и понял, что нашел город с самыми роскошными полами. Результатом поездки стала новая коллекция снимков под названием "Венецианские полы" . <............ >

В какой-то момент наступает пресыщение. Когда кажется - глаз уже не в состоянии различать цвета, а мозг воспринимать сюжеты. Значит - пора. Но сюда очень хочется вернуться. Кажется, у меня в Венеции никогда не закончатся поводы вернуться.

На выходе понимаю, что есть еще один этаж. Не подняться было бы преступлением. Между этажами выставлено полотно двух авторов - чудесное содружество, не виденное мной ранше. Сверху Джорджоне, а под ним Тициан

Люстра естественно - венецианского стекла. Одна из тех, о которых думаешь, что сегодня такие просто никуда не повесить, они слишком шикарны

И Тьеполо. Вот что меня постоянно поражает в венецианских церквях, так это обыденность, с которой на задних, абсолютно неглавных стенах, висят великие мастера. Без стекла и ограды. Просто лишний Тъеполо.

Перечислить все, что я мечтала увидеть в Венеции, невозможно. Но были отдельные точки, которые стали для меня обязательным пунктом. И скуола Сан-Рокко – одна из них. Заинтересовалась я этим удивительным зданием примерно за полгода до поездки, когда на лекциях в Университете зарубежных искусств Эрмитажа в Петербурге на лекции нам рассказывали о Тинторетто и скуоле. Но обо всем по порядку.

Что такое скуола Сан-Рокко

По созвучности названий можно подумать, что скуола Сан-Рокко – это какая-то школа. На самом деле, скуолами в средневековой Венеции называли братства или благотворительные организации. Соотвественно, скуола Сан-Рокко была братством Сан-Рокко (Святого Роха) и происходило все это в 16 веке. Братство это было создано для того, чтобы оказывать помощь больным. И ему нужно было свое здание. Собственно, это здание и стало одной из самых ярких и необычных достопримечательностей Венеции.

Здание было построено рядом с церковью Сан-Рокко, которую я тоже советую осмотреть. Она невероятно красивая и в ней хранятся мощи Святого Роха.


Интересно, что братство это существует и сейчас, и оно все также занимается благотворительностью.

Картины скуолы Сан-Рокко

Но самое интересное в здании – это, конечно, совершенно фантастические росписи внутри. Если коротко, история такая: был объявлен конкурс, в котором участвовало столько художников такой величины, что голова кружится от одного только чтения имен. Но победил в нем Тинторетто, который подготовил не просто проект, а еще и готовую картину – «Св. Рох во славе». Картина эта заняла свое почетное место в скуоле, а художник следующие 23 года (почти всю свою жизнь) расписывал здание, причем делал это фактически без оплаты, ему компенсировали расходы на материалы и еду.

Скуола поистине головокружительна! Во многом потому, что большинство картин находятся на потолке. Залы темные, работы неплохо подсвечиваются, а для того, чтобы посетителям было удобнее, можно взять зеркала и план залов, где подробно и понятно рассказано, где и что нужно смотреть.

Все начинается с первого этажа, куда мы зашли с солнечной, жаркой улицы и попали в приятную темную прохладу. Там представлено восемь масштабных работ, посвященных Богоматери и детству Христа. Вдоль стен есть каменные скамьи, на которые можно присесть и полюбоваться работами.


Затем по роскошной лестницы можно (и, конечно же, нужно) подняться на второй этаж, в огромный зал с двенадцатью картинами по стенам и двадцатью одной – на потолке! Все это – библейские сюжеты. Поднимаешь голову наверх – и мурашки по коже бегут от этой красоты! Интересно, что весь зал становится своеобразной рамой для картин, то есть они не висят, как в музее, по отдельности, а будто вплетаются, врастают в тело здания. Это потрясающе!


Третий зал – совсем небольшой, но он считается жемчужиной скуолы. Он называется залом Альберго, это квадратный зал, в центре которого на потолке и размещена та самая, первая работа Тинторетто для этого здания.


Помимо живописных работ, интересны каменные алтари на обоих этажах здания. Стоит также обратить внимание на резные деревянные скульптуры второго этажа. Их выполнил резчик по дереву Франческо Пьянта, любопытно, что искусствоведы не до конца сходятся во мнении, что это за фигуры и что именно они символизируют.


Практическая информация

Скуола работает ежедневно, за исключением Нового года и Рождества. Время работы с 9:30 до 17:30, касса закрывается на полчаса раньше.

Добираться до скуолы удобнее всего со станции вапоретто «Сан Тома», нужно пройти пешком около 3 минут.


Билет стоит 10 EUR, можно также взять аудиогид за 3 EUR, он есть на русском языке (и на английском, естественно, тоже), но мы не брали, поэтому ничего сказать о качестве не могу.