Правописание безударных гласных в суффиксах глаголов. Правописание гласных в суффиксах глаголов. Гласные перед суффиксом -л

Правописание окончаний глаголов

1. В зависимости от личных окончаний глаголы делятся на две большие группы: на глаголы I и II спряжений.

Ко II спряжению относятся:

· глаголы на -ить (кроме глаголов брить, стелить, зиждиться , которые относятся к I спряжению),

· 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть ),

· 4 глагола на -ать (гнать, дышать, держать, слышать ).

Все остальные глаголы относятся к I спряжению.

Личные окончания глаголов в настоящем или будущем прошедшем времени:


2. Существует несколько разноспрягаемых глаголов , не относящихся ни к одному их двух спряжений: хотеть, бежать, есть, создать, дать .

ед.ч.

1 лицо читаю, беру

2 лицо читаешь, берешь

З лицо читает, берет

мн.ч.

1 лицо читаем, берем

2 лицо читаете, берете

3 лицо читают, берут

хочу

хочешь

хочет

хотим

хотите

хотят

Бегу

бежишь

бежит

бежим

бежите

бегут

едим

едите

едят

создам

создашь

создаст

создадим создадим создадут

дашь

даст

дадим

дадите

дадут

3. Если глагол с приставкой обез-(обес-) является переходным, то он спрягается по II спряжению, а если непереходный, то по I спряжению (например , сравните спряжение глаголов обессилить (кого-нибудь ) и обессилеть (самому ).

4. В глаголах I спряжения в форме будущего времени пишется окончание -ете , а в форме повелительного наклонения - окончание -ите (Вы завтра вышлете это письмо. - Вышлите срочно этот документ.)

Ь (мягкий знак) в глагольных формах.

1. Ь (мягкий знак) пишется:

· в инфинитиве (писать, печь, хотеться, мыться ),

· в окончаниях 2 лица единственного числа выберешь, помоешь, делаешь, умываешься ),

· в повелительном наклонении (исправь, спрячься ), НО ляг, лягте,

· в возвратной частице , которая стоит после гласной (погнулись, повернулись, вернусь );

2. Ь (мягкий знак) не пишется:

· в форме 3 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени (умывается, делается ).

Правописание суффиксов глаголов

1. В неопределенной форме глаголы чаще всего имеют такие суффиксы: -а - (слышать, делать) ; -я - (сеять, лаять) ; -е - (видеть, обидеть) ; -и - (нянчить, пилить) .

Запомните: 1) после гласных букв корня в инфинитиве никогда не пишется суффикс -е - . В этой позиции под ударением может быть только суффикс -я - или -и - (стоять, поить, доить). В безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах веять, затеять, каяться, лаять, лелеять, маяться, надеяться, реять, сеять, таять, чаять, чуять, а суффикс -и - - в глаголах строить, стоить, покоить, удвоить, утроить, клеить ;

2) после мягких согласных (кроме ч ) в безударном положении суффикс -я - пишется в глаголах кланяться, кашлять, а суффикс -е- - в глаголах видеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, заиндеветь ;

3) в суффиксах глагольных форм прошедшего времени сохраняется та же гласная, что и в инфинитиве. Например: выздоров е ть - выздоров е л, ла я ть - ла я л, кле и ть - кле и л.

2. Суффиксы -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

В глаголах с суффиксом -ыва- (-ива- ) (всегда безударным), имеющих значение несовершенного вида (иногда также многократности действия), пишутся перед в буквы ы или и , например: свёртывать, размазывать, видывать; заваливать, переговариваться, подскакивать, слыхивать, закручивать, упрашивать, настаивать .

Глаголы с суффиксом -ыва - (- ива - ) следует отличать на письме от глаголов с суффиксом - ова - (- ева- ). Глаголы этих двух типов по-разному образуют формы настоящего времени: глаголы на -овать (-евать ) имеют форму 1-го лица на -ую (-юю ) (при отсутствии -ов-, -ев - ), например: беседую – беседовать, заведую – заведовать, завидую – завидовать, исповедую – исповедовать, проповедую – проповедовать, бичую – бичевать, горюю – горевать ; у глаголов же на - ывать (-ивать ) форма 1-го лица оканчивается на -ываю (-иваю ) (с сохранением -ыв -, -ив - ), например: осматриваю – осматривать, развёртываю – развёртывать, разведываю – разведывать, проведываю – проведывать .

3. Гласные перед -ва- . В глаголах несовершенного вида с суффиксом -ва- , имеющих форму 1-го лица на -ва-ю , безударные гласные перед в проверяются по общему правилу, например: одолева-ть (одоле-ть ), устарева-ть (устаре-ть ), запива-ть (запи-ть ), запева-ть (запе-ть ), засева-ть (засе-ять ), затева-ть (зате-ять ), застыва-ть (засты-ть ), застава-ть (заста-ть ).

Однако в следующих глаголах на - ва-т ь (в 1-м лице -ва-ю ) пишется особый суффикс -ева- с буквой е на месте непроверяемого безударного гласного: затмева-ть, продлева-ть, растлева-ть (затми-ть, продли-ть, растли-ть ), застрева-ть, встрева-ть (застря-ть, встря-ть ); обурева-ть, увещева-ть, намерева-ться, сомнева-ться .

4. -е(ть), -и(ть). Различаются глаголы на -еть и -ит ь . Глаголы на -еть (в 1-м лице -ею ) – непереходные I спряжения – имеют значение ‘стать каким-нибудь, приобрести признак’, например: обессилеть, обессилею ‘стать бессильным, лишиться силы’, обездушеть, посуроветь ‘стать суровым’. Глаголы на - ить (в 1-м лице и отсутствует) – переходные II спряжения – имеют значение ‘сделать каким?нибудь, наделить признаком’, напр.: обессилить, обессилю ‘сделать кого-нибудь бессильным, лишить силы’, обезболить, обезвредить, обездушить, ослабить . Сравните те же суффиксы под ударением в глаголах типа (по )беле-ть и (по )бели-ть , (о )слабе-ть , (раз )весели-ть .

5. -ене(ть), – ени(ть). Приобретение какого-нибудь признака, переход в другое состояние выражается также в непереходных глаголах I спряжения на -ене-ть , в которых безударный гласный перед н передается буквой е : леденеть, костенеть, деревенеть, коченеть, травенеть, торфенеть, окровенеть, остекленеть, остервенеть, остолбенеть, оцепенеть . Соотносительные переходные глаголы II спряжения на -ени-ть , обозначающие наделение признаком, тоже пишутся с буквой е : леденить, коченить, окостенить, окровенить, остервенить, оцепенить и т. п.

Написание глаголов на - енеть и -енить не согласуется с написанием соответствующих относительных прилагательных, в которых (если они имеются) пишется в суффиксе перед н буква я : ледяной, костяной, кровяной, травяной, деревянный и т. п.

Исключение: в глаголах багряне-ть и багряни-ть (вариант: багря-нить ) пишется буква я , как в прилагательном багряный .

Конспект урока

Предмет русский язык.

Класс 6

Учитель Суворова Людмила Владимировна МБОУ СОШ № 43

Учебник Русский язык 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Просвещение», 2012. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Н.В. Ладыженская, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба

Тема урока . Правописание гласных в суффиксах

глаголов

Тип урока Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель : организация индивидуальной работы учащихся для открытия нового материала.

Образовательная цель : повторить сведения о глаголе и его грамматических признаках; познакомить с правописанием суффиксов ова/ева – ива/ыва ; закрепить навыки правописания личных окончаний глагола.

Планируемые результаты: учащиеся сформируют представление о том, как пишутся суффиксы ова/ева – ива/ыва в глагольных формах (инфинитив и 1 лицо, ед. ч.): смогут на практике применять теоретические знания.

Формирование УУД

Личностные действия:

    положительное отношение к уроку, понимание необходимости знаний:

    следование в поведении моральным и этическим требованиям:

    бережное отношение к слову

Регулятивные действия:

    понимать и выполнять планируемые действия:

    проговаривать вслух последовательность производимых действий

Познавательные действия:

    понимать, обобщать информацию и применять имеющийся запас знаний;

    извлекать нужную информацию

Коммуникативные действия:

    развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;

    сохранять и развивать умение сотрудничать в группе; отвечать на вопросы, слушать и слышать;

    способствовать развитию речи и логики мышления

Используемое оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями

План урока.

    Организация урока – 1 -2 мин.

    Проверка домашнего задания – 5 – 7 мин.

    Переход к новой теме – 1 мин.

    Объяснение нового материала – 7 - 10 мин.

    Физкультминутка 1-2 мин.

    Закрепление материал – 20 мин.

    Задание на дом – 2-3 мин.

    Итоги урока – 1-3 мин.

Ход урока.

I . Организационный момент. Подготовить все необходимое к уроку.

Записать число, классная работа.

II . Повторение.

Начнем наш урок с терминологического диктанта.

1. Как называется форма глагола, которая не имеет непостоянных признаков (наклонения, времени, лица, числа, рода)?

2. Как называется наклонение глагола, которое обозначает реальное действие (изменяется по временам)?

3. Как называется наклонение, которое обозначает действие по приказу или просьбе?

4. Как называется наклонение, которое обозначает действие желаемое или возможное?

5. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на ИТЕ?

6. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться на ИТЕ или ЕТЕ?

7. Как определяется спряжение глаголов с ударным личным окончанием?

8. Какая форма глагола помогает определить спряжение глагола с безударным личным окончанием?

9. Как называются глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами по себе, без действующего лица?

- Ребята, проверим этот диктант.

1. Неопределенная форма

2. Изъявительное наклонение

3. Повелительное наклонение

4. Условное наклонение

5. Повелительное наклонение

6. Изъявительное наклонение

7. По личному окончанию

8. Неопределенная форма

9. Безличные глаголы

III . Проверка д/з

Проверим домашнее задание, упражнение № 575

Назовите глаголы повелительного наклонения?

(Приготовьтесь)

Назовите безличные глаголы?

(Светает)

В какой форме он употреблен?

(В изъявительном наклонении, 3 л., ед.ч.)

А у кого еще есть безличные глаголы?

(Надо возвратиться)

В какой форме стоит этот глагол? Почему вы отнесли его к безличным глаголам? (Ты возвратишься; он возвратится)

(Это личный глагол в безличном значении, нет подлежащего и нельзя подставить)

IV . Работа с текстом.

Забота о птицах

Сережа любовался зимой воробьями и очень жалел их. Он смастерил для них кормушку, в морозные дни часто сыпал в нее хлебные крошки и зерно. Ведь сытой птице холод переносить легче.

Однажды зимняя стужа загнала сюда синичку. Она стала охотно посещать Сережину столовую. Синицы любят сало. Сережа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

Синичка оказалась очень умной. Она мигом догадывалась , что это угощение для нее. Это лакомство пришлось ей по вкусу.

Однажды Сережа проспал. Синичка попрыгала с воробьями по пустой кормушке и стала клювом постукивать по стеклу окна.

С тех пор синичка каждое утро будила Сережу. 4

(По В. Чаплиной)

О чем это текст? Какова тема текста?

(Текст о том, что птиц зимой надо беречь, заботиться о них, им трудно находит пищу под снегом)

Как мы можем озаглавить этот текст?

Каков тип этого текста?

(Это повествование, потому что происходит развитие действия, и мы можем задать вопрос: Что будет дальше?)

А какая часть речи помогает развивать действие?

(Глагол)

V . Объяснение нового материала . Постановка проблемы по орфографии суффиксов глагола ова/ева – ива/ыва

Обратимся к тексту и выпишем выделенные глаголы, поставив их в неопределенную форму и выделим суффиксы

ЛЮБОВА ЛСЯ - ЛЮБОВА ТЬСЯ

ПОДВЕШИВА Л - ПОДВЕШИВА ТЬ

ДОГАДЫВА ЛАСЬ - ДОГАДЫВА ТЬСЯ

ПОСТУКИВА Л - ПОСТУКИВА ТЬ

Подумайте, от чего зависит выбор суффиксов в глаголах.

(Мы убедились, что при написании суффиксов глаголов необходимо выбрать гласную букву. Целью нашего урока является- познакомиться с правилом и научиться без ошибок писать глаголы с указанными суффиксами)

Поставьте глаголы в 1 л. ед.числа? (Какое местоимение нам поможет?)

ЛЮБОВАТЬСЯ ЛЮБУЮСЬ

ПОДВЕШИВАТЬ ПОДВЕШИВАЮ

ДОГАДЫВАТЬСЯ ДОГАДЫВАЮСЬ

ПОСТУКИВАТЬ ПОСТУКИВАЮ

Как ведут себя суффиксы глагола, когда мы изменяем глагол по лицам?

(Суффикс ОВА изменился на УЮ, а суффиксы ИВА и ЫВА – не изменились).

Какой вывод можно сделать о правописании этих суффиксов?

(Суффикс ОВА пишется в глаголах, если в 1 л. ед.ч. изменяется на УЮ; а

ИВА, ЫВА, если в 1 л. ед.ч., суффикс сохраняется)

Чтение параграфа 98

Что нового мы узнали из параграфа?

(Суффикс ЕВА так же, как и ОВА изменяется, если поставить в 1 л. ед.ч.)

Запишем алгоритм в справочник

Алгоритм правописание суффиксов

- ова/ -ева – -ива/ - ыва:

Гор…вать – доклад…вать

1. Ставлю глагол в форму наст/будущ. вр. 1 го лица, ед.ч.

Я что делаю?

Я что сделаю?

2. Смотрю, на что оканчивается глагол

- УЮ, - ЮЮ - ЫВАЮ, - ИВАЮ

- ОВА/ - ЕВА - ИВА/ -ЫВА

VI . Физкультминутка

Руки кверху подними,

А потом их опусти,

А теперь их разверни,

И к себе скорей прижми,

Плечами поводи,

Головою покрути,

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

Вновь за парту ты садись,

С увлечением учись!

VII . Закрепление материала.

1) Поставить глаголы в н.ф., выделить орфограмму.

БЕСЕДУЮ – БЕСЕДОВАТЬ

ТАНЦУЮ – ТАНЦЕВАТЬ

ВОЮЮ – ВОЕВАТЬ

ОСВАИВАЮ – ОСВАИВАТЬ

УКЛАДЫВАЮ – УКЛАДЫВАТЬ

ТРЕБУЮ – ТРЕБОВАТЬ

БАЛУЮ – БАЛОВАТЬ

2) выполнить упражнение № 580 по заданию учебника.

3) Заменить словосочетания одним словом (глаголом) с выделением суффикса.

Дал совет (посоветовал ), проводил беседу (беседовал), проводить расследование (расследовал) , подводить итог (подытоживал), производить расчет (рассчитывал).

4) – Ребята, найдите в тексте предложение для синтаксического разбора и сделайте его.

С. Г. С. сз. Г. М. пр. С.

Серёжа доставал кусочки и подвешивал их на ниточке.

(Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказуемыми).

5) Самостоятельная работа

1. -ЫВА- Оправд…вать - атак…вать

2 –ОВА- Воспит..вать – торжеств..вать

3. –ОВА- Лакир…вать – испыт..вать

4. -ОВА- Доклад..вать – исслед..вать

5 .-ОВА- Запис…вать – чувств..вать

6. -ОВА- Негод…вать – откус..вать

7 .-ЫВА- Действ…вать – образов…вать

Разберём по составу глагол доставал

Есть ли в этом слове изученные нами суффиксы? (Нет)

Какие суффиксы вы выделили? (- Л, - ВА)

Это тема нашего следующего урока: отличие суффикса – ВА от суффикса – ОВА (- ЕВА).

Примечание . Глаголы с суффиксами -ова-, -ева-, -ыва-, -ива- необхо­димо отличать от глаголов с ударным суффиксом -ва- которые данному правилу не подчиняются; перед суффиксом -ва- сохраняется та же глас­ная, что и в начальной форме: зап и ть - зап и вать, нап е ть - нап е вать.

Исключения : застрять - застревать, застреваю, затмить - затмевать, затмеваю, продлить - продлевать, продлеваю.

VIII. Задание на дом:

1. § № 98

2. Написать мини-сочинение «Что я узнал о суффиксах глагола»

Сочинение можно написать в художественном стиле в форме сказки

(как встретились суффиксы, заспорили, кто важнее) или в научном стиле (это формулировка правила и примера).

3. Можно выполнить упражнение № 583 по заданию учебника, это тем, кто не будет писать сочинение.

IX . Итоги урока

Используя данные глаголы (образовывали, тренировались, использовали, доказывали, пробовали), составьте простое предложение с однородными сказуемыми.

(Сегодня на уроке русского языка мы образовЫВАли новые слова, тренирОВАлись в написании суффиксов глаголов, использОВАли алгоритм, доказЫВАли выбор гласной в суффиксе и пробОВАли свои силы в самостоятельной работе).

Правописание суффиксов тесно связано с морфологией. Существуют различные правила написания данной морфемы, они изучаются дифференцировано для каждой части речи. Рассмотрим, какие бывают глагольные суффиксы.

Суффикс -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-

Эти суффиксы образуют глаголы несовершенного вида, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: рисовать, танцевать, разрисовывать, вытанцовывать.

Морфемы -ова-/ева- образуют глаголы несовершенного вида от иных частей речи, обычно от существительных:

  • команда - командовать;
  • проба - пробовать;
  • зависть - завидовать;
  • волнение - волноваться;
  • расход - расходовать;
  • горе - горевать;
  • беседа - беседовать;
  • участие - участвовать;
  • чувство - чувствовать;
  • сочувствие - сочувствовать;
  • штрих - штриховать.

Правописание этих морфем проверяется по форме глагола первого лица ед. числа в настоящем времени. Для того чтобы поставить глагол в нужной форме, необходимо задать вопрос: "Я сейчас что делаю?" Ответом будет:

  • я сейчас танцую;
  • я сейчас рисую.

Как видно, глагол заканчивается на -ую. В таком случае пишется суффикс -ова-/-ева-.

Примеры слов, в которых выделяется глагольный суффикс -ова-/-ева-:

  • Завидую - завидовать, приветствую - приветствовать, исследую - исследовать, организую - организовать, корчую - корчевать, волнуюсь - волноваться, клюю - клевать, атакую - атаковать, преследую - преследовать, использую - использовать, враждую - враждовать.

Морфемы -ыва-/-ива- также образуют глаголы, к которым ставится вопрос "что делать?" Например: откусывать.

Суффиксы -ыва-/-ива- производят глаголы несовершенного вида от глаголов совершенного вида:

(что сделать?) испытать - (что делать?) испытывать.

Правописание этих морфем тоже зависит от 1-го л. единствен. числа настоящ. времени. Вспомним вопрос: "Я сейчас что делаю?" И ответом будет: «Я сейчас вытанцовываю», "Я сейчас заканчиваю".

После этого определяем, что на конце - ываю/-иваю.

Примеры слов, в которых он выделяется:

Захлебываюсь - захлёбываться, придумываю - придумывать, замахиваюсь - замахиваться, воспитываю - воспитывать, откусываю - откусывать, отказываюсь - отказываться, обыскиваю - обыскивать, подмазываю - подмазывать, развешиваю - развешивать, раскрашиваю - раскрашивать, распиливаю - распиливать, разматываю - разматывать, растаскиваю - растаскивать, расчерчиваю - расчерчивать, расшатываю - расшатывать, разбрасываю - разбрасывать, подмигиваю - подмигивать, подвешиваю - подвешивать, испытываю - испытывать, вздрагиваю - вздрагивать, задумываюсь - задумываться.

Суффиксы в причастиях

Морфемы - ова-/-ева-, -ыва-/-ива- сохраняются в действительных причастиях.

Это связано с тем, что причастия, обозначая признак предмета по действию, образуются от глаголов, и правописание глагольных суффиксов в них сохраняется. Например:

Глагольный суффикс -ва и гласная перед ним

В том случае если ударение падает на конечную часть глагола, нельзя выделять -ова-/ева-, -ыва-/-ива-, так как суффикс будет иной - ва. Он всегда ударный, и этим отличается от предыдущих словообразовательных морфем. Например, его выделяют в словах:

  • ослабе-ва´-ть;
  • запоте-ва´-ть;
  • поли-ва´-ть;
  • проде-ва´-ть;
  • напе-ва´-ть.

Этот суффикс образует несовершенный вид от совершенного, он появляется в форме несов. в. и исчезает в глаголах сов. в. Это поможет выделить его в слове:

  • ослабеть (сов.в.) - ослабе-ва-ть (несов.в.);
  • запотеть (сов.в.) - запоте-ва-ть (несов.вид);
  • полить (сов.в.) - поли-ва-ть (несов.вид);
  • продеть (сов. в.) - проде-ва-ть (несов.вид);
  • напеть (сов.в.) - напе-ва-ть (несов.вид).

Появляясь в глаголах, он принимает на себя ударение, а гласный перед ним оказывается безударным и превращается в орфограмму. Для её выбора применяется правило: чтобы правильно написать гласную перед ударным суффиксом -ва, нужно пропустить этот суффикс.

Суффикс -е-

Этот глагольный суффикс пишется в непереходных глаголах, от которых нельзя поставить вопросы винительного падежа:

  • почерн-е-ть (от чего?) от горя;
  • посерьёзн-е-ть (от чего?) от проблем;
  • заржав-е-ть (от чего?) от влажности;
  • побел-е-ть (от чего?) от старости.

В таких глаголах содержится значение действия, которое происходит без постороннего влияния, и это значение привносится суффиксом -е.

Гласные перед суффиксом -л-

Глагольный суффикс прошедшего времени -л- обычно находится после орфограмм-гласных: вер…л, ве…л, завис…л, измер…л, объезд…л, отча…лся, прикле…л, се…л, чист…л.

Чтобы выбрать гласную перед -л-, надо глагол поставить в начальную форму. Та гласная, которая стоит перед -ть, сохранится и перед -л:

  • вертеть - вертел;
  • веять - веял;
  • затеять - затеял;
  • зависеть - зависел;
  • измерить - измерил;
  • каяться - каялся;
  • кланяться - кланялся;
  • лелеять - лелеял;
  • надеяться - надеялся;
  • объездить - объездил;
  • отчаяться - отчаялся;
  • приклеить - приклеил;
  • реять - реял;

  • слушать - слушал;
  • сеять - сеял;
  • чистить - чистил;
  • чуять - чуял.

Является эталонным. Он сохраняется и в деепричастиях перед -в- и -вши-: отчая-вши-сь, приклеи-в, послуша-в, посея-в, почисти-в.

Задание для закрепления

Итак, когда известно, какие глагольные бывают и как они пишутся, можно перейти к практической части.

В этом тексте пропущены буквы. Его легко восстановить, если вспомнить некоторые изученные правила, регулирующие правописание глаголов.

Интересно наблюдать за обезьянами, живущими на деревьях. Можно их рассматр…вать и фотограф…ровать, потому что они, не испыт…вая страха, свободно продел…вают разные чудеса ловкости. Они не перепрыг…вают, а перепарх…вают с ветки на ветку, раскач…ваются и кувыркаются на лианах. Всё, что кажется для них привлекательным, обезьяны срывают, охват…вают своими цепкими лапками, осматр…вают, обнюх…вают и пытаются попроб…вать, даже подносят к уху, чтобы послуш…ть. Кое-что они заклад…вают за щеку, а что-то отбрас…вают за ненадобностью.

Они без всякого стеснения выпраш…вают гостинцы, высматр…вают самые красивые вещички, и тут не зевай, держи ухо востро.

Цель урока:

  • познакомить с правописанием суффиксов глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-);
  • научить учащихся писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;
  • развивать логическое мышление, внимание, речь, память;
  • воспитывать любовь к русскому языку, аккуратность.

Перспективы урока:

учащиеся должны знать: способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов;

учащиеся должны уметь: владеть способом действия при выборе гласных в суффиксах глаголов.

Оборудование урока: индивидуальные карты, схема морфологического разбора глагола.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Оргмомент.

Приветствие учащихся, определение целей и задач урока, включение учащихся в деловой ритм.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

Словарная работа. (Один учащийся выполняет работу у доски.)

Бетон, объединил, искусство, маляр, профессия, приобретаю, фасоль, терраса, придумать.

Дополнительные вопросы отвечающему.

Найди в словарном диктанте глаголы. Определи их вид, время, число, лицо/род.

– Что ты сделал для того, чтобы определить вид глагола?

– Почему в глаголе объединил ты определил род, а в глаголе приобретаю – лицо?

(Учащийся садится на место. Ему выставляется оценка с мотивацией.)

III. Знакомство с новым материалом.

1. Работа с индивидуальной картой . Приложение 1 . (Карта есть у каждого учащегося.)

Задание 2 индивидуальной карты. Определите: вид глагола, время, число, лицо/род; поставьте ударение; выдели суффиксы (выполняется по цепочке.).

Вопросы к классу:

Что мы выяснили, выполнив это задание? (у глаголов в начальной форме и в форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). А в форме настоящего времени 1 лица единственного числа - суффиксы -у- (-ю-), -ыва- (-ива-).

– Как вы думаете, для чего мы это выясняли? (чтобы узнать, от чего зависит такое написание суффиксов).

– Каких суффиксов? (-ова- (-ева-), -ыва- (-ива-).

– Есть ли отличия в написании суффиксов в форме 1 лица ед. ч. настоящего времени у пар советовать – горевать, рассказывать – заканчивать ? В чем оно состоит?

2. Работа с индивидуальной картой .

Учитывая ответы на вопросы предыдущего задания, выполните задание 3.

Задание 3. Сделай самостоятельно то же, что и в предыдущем задании. (Самостоятельная работа.)

Проверка задания.

– Можем ли мы теперь вывести правило?

– Попробуйте это сделать (если в форме настоящего времени 1 лица единственного числа у глаголов есть суффиксы -у- и -ю-, то в инфинитиве и форме прошедшего времени пишутся суффиксы -ова- (-ева-).

Если в форме настоящего времени 1 лица единственного числа у глаголов пишется суффикс -ыва- (-ива-), то в инфинитиве и в форме прошедшего времени этот суффикс сохраняется).

– А теперь сформулируйте тему сегодняшнего урока.

3. Работа с учебником.

Давайте сверим с учебником ваши ответы. (Работа с учебником)

4. Составление опорной схемы.

Для работы по этому правилу нам надо составить опорную схему. Поставьте вопросы, которые помогут в составлении схемы.

Учащиеся задают вопросы:

– Что мы будем проверять? (суффиксы глаголов)

– Для написания каких форм глагола нам важно делать проверку? (для начальной формы и формы прошедшего времени).

– Что выявляем в ходе проверки? Что может происходить в суффиксах глаголов? (могут меняться, а могут сохраняться).

Задание 4 в индивидуальной карте.

IV. Упражнения для закрепления.

(Учащиеся используют опорную схему).

Задание 5. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму и форму ед. числа м. р. прош. вр.

– Обоснуйте свое решение (отвечающий ученик получает отметку)

Задание 6. Образуй от данных слов глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-). Объясни выбор суффикса.

Уговорить
Окутать
Команда
Расход

Проверка задания с последующим выводом.

– От каких частей речи образуются глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

Задание 7. Работа по развитию речи.

Прочитай текст. Определи тему. Сформулируй и запиши его основную мысль. Найди в тексте слова на изучаемое правило. Подчеркни их, выдели суффиксы. Проверь, все ли эти слова написаны правильно.

«Захотелось мне однажды родителей обрадывать и к их приходу обед приготовить. Продукты долго разыскивать не пришлось: мама всегда все аккуратно по полкам раскладывает. Я решил приготовить борщ и картошку. Вспомнил, как мама советовала все при варке помешивать. Я все сделал, как надо. Попробовал – получилось вкусно.

Только родители не обрадывались. Оказалось, что вся плита грязная, а на полу очистки от овощей валяются. А я их вроде не разбрасывал!

Оглядывает меня мама с ног до головы, а у меня рубашка и штаны от свеклы красные. А папа говорит: «Сделать хорошее дело – это еще половина дела. Нужно так делать, чтобы…»

V. Домашнее задание (дифференцированное).

1 группа учащихся. Написать мини-сочинение на свободную тему, используя глаголы с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

2 группа учащихся. Придумать 10 слов с суффиксами -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

3 группа учащихся. Упр. 522.

VI. Итог урока.

– От чего зависит написание суффиксов -ыва- (-ива-), -ова- (-ева-) в глаголах?