Ранние романтические произведения горького старуха изергиль. Романтические рассказы М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль". IV. Домашнее задание
Сочинение
В своих «хождениях по Руси» М. Горький вглядывался в тёмные углы жизни и потратил много писательских сил на то, чтобы показать какой каторгой могут стать для людей их трудовые будни. Он неустанно искал на «дне» жизни что-то светлое, доброе, человеческое, что можно противопоставить бытовому, бездушному миру. Но Горькому мало было сказать о том, как скверно живут люди. Горький начал искать тех, кто способен на подвиг. Он мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Серому существованию людей писатель противопоставил яркий, насыщенный мир героев своих рассказов.
Главной темой романтических рассказов Горького стала тема любви и свободы. Уже в одном из первых своих рассказов — «Макар Чудра» — Горький высказывает собственную точку зрения: свобода для человека — главное на свете. Гимном вольности и любви звучит рассказ о молодых цыганах Лойко Зобаре и Радде. Их любовь горела ярким пламенем и не могла ужиться с миром обычных, тускло живущих людей. В серой жизни, которую сотворили люди, возлюбленные должны были бы «подчиниться сжимавшей их тесноте». Но Радда и Лойко предпочли смерть. Герои не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Для них свобода, воля — главное в жизни. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А ещё я люблю волю. Волю то, Лойко я люблю больше, чем тебя». Даже любовь оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе, которая достигается ценой жизни.
В другом рассказе Горького — «Старуха Изергиль» — писатель объединяет легенду о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенду о Данко. Повторяющаяся во всех трёх частях основная мысль — мечта о людях готовых на подвиг — делает рассказ единым целым. Особое место занимает в рассказе образ Изергиль, которая через всю жизнь пронесла чувство собственного достоинства. История её жизни — олицетворение свободы, красоты, нравственных ценностей человека. И упрёком бескрылой, скучной жизни людей, упрёком многим поколениям, без следа исчезнувшим с лица земли: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам… каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно». Она знала, что такое подвиг, но не смогла прожить свою жизнь достойно. Героине остаётся только опираясь на свои ошибки, указать людям верный путь.
Старуху Изергиль пугает судьба Ларры, отбрасывающая тень на её собственную жизнь. Сила характера, гордость и вольнолюбие в Ларре превращаются в свою противоположность, потому что он презирает людей, жестоко обращается с ними. В порыве к воле он ступил на путь преступления, за что люди наказывают его, обрекая на вечное одиночество. Протестуя против обыденности жизни, Ларра забыл о нравственных законах. Тем самым Горький говорит о том, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Писатель осуждает эгоизм и жестокость Ларры, его гордыню и презрение к людям.
По мнению Изергиль, отличительной чертой Данко была его красота, а «красивые — всегда смелы». Данко был движим только любовью и состраданием к людям, и несмотря на все их злобные мысли, его сердце «вспыхнуло желанием спасти» их. Он берёт на себя ответственность вывести людей из тёмного леса. Спасая людей, герой отдаёт самое дорогое, что имеет — своё сердце. Горький призывает к самопожертвованию во имя людей. Но поступок Данко не был оценён: «Люди.не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает. его смелое сердце. Только один осторожный человек. боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой.» Этим самым Горький говорит о том, что время таких героев ещё не пришло.
Таким образом, в романтических произведениях Горького, автор чётко выражает протест против скудной жизни, покорности, смирения, презрения, эгоизма, рабской психологии. Герои произведений разрушают привычное течение жизни, стремятся к любви, свету, свободе. Они отказываются от жалкой участи служения вещам и деньгам, их жизнь имеет смысл, главное — воля. Прославляя красоту и величие подвига во имя людей, они противостоят людям, утратившим свои идеалы. Яркие, страстные, вольнолюбивые — они прославляют активность, необходимость действовать. «Безумство храбрых — вот мудрость жизни».
Другие сочинения по этому произведению
«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль») Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль» Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл противопоставления Данко и ЛаррыРассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним романтическим произведениям писателя. Так, в рассказе помещены две легенды. В них повествуется о романтических, исключительных личностях, только эти личности противоположны друг другу. Если Данко пожертвовал собой ради остальных, то Ларра не считался ни с чем, кроме своих желаний.
Об этих героях повествует старуха Изергиль. Про нее мы узнаем, что ей нравится среди молодежи, любящей жизнь, ведь старуха тоже жизнелюбива. Кроме легенд рассказчик узнает о прошлом Изергиль, о ее романах. Можно ли ее осуждать за то, что она так часто меняла возлюбленных? Что вообще нужно было ей?
Дело в том, что сама старуха также является романтической личностью. Она не идет на компромиссы – ей нужна настоящая любовь, нужен мужчина, который будет характером сильнее ее.
Но в своих поисках она находит только разочарование. Старуха Изергиль была замужем. Но не потому, что она этого хотела, а потому, что считала, что этого уже требует ее возраст. Но комфортнее всего ей среди сильных, любящих петь девушек и юношей с красивым бронзовым загаром, ведь она сама когда-то была такой.
Обновлено: 2017-02-18
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).
Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.
Рис. 1. М. Горький
Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».
В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» – загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.
Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.
Роль пейзажа в романтических рассказах Горького
Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) – 1) вид местности; 2) в искусстве – художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором – природа, город или архитектурный комплекс.
Основные цели использования пейзажа:
Раскрыть состояние героя;
Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
Установить композиционные связи между частями произведения;
Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.
С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там – резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».
Средства художественной выразительности, которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:
ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».
МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».
СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ: «по небу бродили обрывки туч».
Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:
Легенда о Ларре
Жизнь старухи Изергиль.
Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.
Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды – личность необычная, исключительная, романтическая.
Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»
«Легенда о Ларре»
Происхождение |
|
Внешность |
20-летний юноша, красивый и сильный. Глаза «холодны и горды, как у царя птиц». |
Отношение к окружающим |
Высокомерие, презрение: «он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе». |
Поступки |
Убийство |
Реакция окружающих |
Имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон». |
Финал легенды |
«Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!» |
Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью».
Происхождение |
«один из тех людей» |
Внешность |
«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня». |
Отношение к окружающим |
Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь». |
Поступки |
Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». |
Реакция окружающих |
1. «Дружно все пошли за ним – верили в него». 2. «И стали они упрекать его в неумении управлять ими» 3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его». |
Финал |
«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер». |
Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).
Рис. 2. Легенда о Данко
Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».
Сравнение Ларры и Данко
Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра – воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко – альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.
Антипод (др.-греч. ἀντίπους - «противоположные» или «противостоящие ») - в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.
В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.
Образ старухи Изергиль
В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра – символ эгоизма, Данко – альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.
Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».
Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»
В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.
Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.
Вопросы к конспектам
Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.
На уроке учащиеся на примере рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль» разберут основные приемы создания романтического произведения; проанализируют легенды о Ларре и Данко; дадут характеристику главной героине; определят основную идею рассказа; составят представление о нравственной и гражданской позиции автора.
Тема: Из литературы XX века
Урок: М. Горький «Старуха Изергиль»
В период с 1892 по 1902 годы по степям Бессарабии странствовал тогда еще никому не известный 24-летний Алексей Пешков, который очень скоро войдет в русскую литературу под псевдонимом Максим Горький (рис. 1).
Тяжелыми и одновременно прекрасными были те 5 лет для писателя. Тяжелыми, потому что приходилось туго: чтобы не умереть с голода, Горький не брезговал никакой, даже самой тяжелой работой. В то же время будущий писатель накапливал впечатления, наблюдал, набирался опыта, встречал интересных людей. Все это в дальнейшем легло в основу его творчества.
Рис. 1. М. Горький ()
Первые произведения молодого Горького посвящены периоду южных скитаний. Это рассказы «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль».
В названиях звучат имена главных героев. Они необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик. Синонимы к слову «необычный» - загадочный, таинственный, красивый, фантастический, романтический.
Все эти определения как нельзя точно отражают впечатление от ранних романтических рассказов Горького.
Роль пейзажа в романтических рассказах Горького
Пейзаж (фр. Paysage от pays, местность, страна) - 1) вид местности; 2) в искусстве - художественное изображение природы. Говоря точнее, это один из видов художественного описания или жанр изобразительного искусства, основной предмет изображения в котором - природа, город или архитектурный комплекс.
Основные цели использования пейзажа:
- Раскрыть состояние героя;
- Противопоставить окружающий мир человеческим убеждениям;
- Установить композиционные связи между частями произведения;
- Отразить загадку природы, ее красоту и уникальность.
С первых строк рассказа «Старуха Изергиль» читатель погружается в атмосферу южной ночи, чувствует ласкание теплого морского ветра, слышит звуки ночной степи, видит поющих людей, возвращающихся с работы: «Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до вечера обильно смоченной дождем. Еще и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные, странных очертаний и красок, тут - мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там - резкие, как обломки скал, матово-черные или коричневые. Между ними ласково блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звезд. Все это - звуки и запахи, тучи и люди - было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки».
Средства художественной выразительности , которые помогают придать пейзажу необычности, загадочности, романтичности:
ЭПИТЕТЫ: «острый запах моря», «пышные, странные очертания и краски», «ласково блестели», «украшенные золотыми крапинками звезд», «было странно, красиво и грустно», «чудная сказка».
МЕТАФОРЫ: «обрывки туч», «клочки неба», «крапинки звезд».
СРАВНЕНИЯ: тучи, «как клубы дыма», «как обломки скал».
Особенности композиции рассказа Горького «Старуха Изергиль»:
- Легенда о Ларре
- Жизнь старухи Изергиль.
Обрамлением каждой части является романтический пейзаж, в котором природа как бы оживает и становится участником повествования, усиливает романтическое содержание легенд.
Легенда, как миф и сказка, является жанром устного народного творчества. События в легенде приукрашены или преувеличены. Главный герой легенды - личность необычная, исключительная, романтическая.
Романтические герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»
«Легенда о Ларре»
Идея «Легенды о Ларре»: «За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью».
Происхождение |
«один из тех людей» |
Внешность |
«молодой красавец», «в очах его светилось много силы и живого огня». |
Отношение к окружающим |
Альтруизм: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь». |
Поступки |
Самопожертвование: «он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». |
Реакция окружающих |
1. «Дружно все пошли за ним - верили в него». 2. «И стали они упрекать его в неумении управлять ими» 3. «радостные и полные надежд, не заметили смерти его». |
Финал |
«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и - умер». |
Идея. Легенда о Данко, красивом, смелом и сильном герое, несет в себе идею подвига, самопожертвования, альтруизма (рис. 2).
Рис. 2. Легенда о Данко ()
Данко помогает людям не ради славы и признания, а ради их счастья. И пусть люди сразу не оценили его подвига. Но сама природа не дала им забыть о подвиге Данко:«в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».
Сравнение Ларры и Данко
Героев объединяет только один пункт сравнения: оба молоды, красивы, горды. В остальном они противоположны. Ларра - воплощение эгоизма, жестокости, циничного равнодушия к людям, гордыни. Данко - альтруист, совершающий подвиг самопожертвования во имя людей. Таким образом, рассказ построен на антитезе, а герои являются антиподами.
Антипод (др.-греч. ἀντίπους — «противоположные» или «противостоящие ») — в общем смысле что-нибудь, расположенное противоположно чему-нибудь другому.
В переносном смысле может применяться к любым противоположным предметам, например, к людям с противоположными взглядами.
Образ старухи Изергиль
В рассказ «Старуха Изергиль» автор включает рассказ старухи о своей жизни. Эти воспоминания композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы. Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что касается образа старухи Изергиль, то ее жизнь и судьба вполне реалистичны.
Изергиль очень стара: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».
Старуха рассказывает о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом предавала, и только ради одного была готова отдать жизнь. Все возлюбленные ее внешне могли быть некрасивы. Но не это было главное для Изергиль. Она выбирала тех, кто способен на поступок: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бесследно...»
В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Например, вспомним ее побег из гарема с сыном султана, который вскоре умер. Она рассказывает: «Я плакала над ним. Кто скажет? Может, ведь это я и убила его». Но также Изергиль была способна на подвиг самопожертвования. Например, она рискует собой, спасая любимого человека из плена.
Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, деятельность. Для нее это красивые люди. Изергиль осуждает людей скучных, трусливых и подлых. Она гордится, что многое повидала на своем веку и верит: ее жизненный опыт нужно передавать молодым. Вот почему она рассказывает легенды о Ларре и Данко.
Список литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
- Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
- ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
- Словари. Литературные термины и понятия ().
- Толковый словарь русского языка ().
- М. Горький Старуха Изергиль ().
- Максим Горький. Биография. Произведения ().
- Горький. Биография ().
- Найдите и прочитайте описание степи перед легендой о Данко и после неё. Какую роль романтический пейзаж играет в рассказе?
- Можно ли Данко и Ларру назвать романтическими героями? Ответ обоснуйте.
Действительно, произведение Максима Горького «Старуха Изергиль» романтическое произведение.
Романтизм, как художественный стиль, господствовал в первой трети XIX века. В этом стиле творили Байрон, Делакруа, Жерико, в России Венецианов, Лермонтов, Пушкин. Основные особенности стиля: острое противостояние Добра и Зла, противорение между идеальным героем и обществом, героика протеста, мотивы «мирового зла», «мировой скорби». Художники и писатели стремились изобразить внутренний мир героя, душевные переживания.»
К середине XIX века романтизм сменяет реализм, но многие элементы романтической идеологии прослеживаются на протяжении всего XIX-го века и даже XX-го. Полностью остался верен романтизму Айвазовский, дух романтизма присутствует во всех произведениях Врубеля.
Максим Горький в 90-е годы XIX века создает трехчастный рассказ «Старуха Изергиль». Романтическое произведение представляет исключительные характеры: сына орла по имени Ларра и Данко, вырвавшего во имя людей собственное сердце из груди.»
Противостояние Добра и Зла налицо. Ларра, не знающий общества, его законов и не пытается их понять — воплощение Зла. Племя, в котором он оказался, удивительно мудрое, гуманное, справедливое. Убийство женщины, которое совершает Ларра на глазах у всех, для них нонсенс. Это общество Добра.
В истории Данко бывшее когда-то сильным племя от потрясений опустилось, потерялось, стало темной, дикой толпой, страшной в своем несправедливом гневе. И Данко — верх совершенства, смелый, настойчивый, бесстрашный, а главное, беззаветно преданный своему племени, готовый любой ценой вывести людей из беды. Здесь тоже обостренный конфликт сильной личности, не признанной посредственным обществом. Один из них, безликий, наступает даже на умирающее сердце Данко на всякий случай. Но Добро проросло маленькими голубыми сполохами.
Романтизм в качестве сюжетов часто использует фантастические истории, гротескные, символичные, экстремальные события. Обе истории ирреальные, напряженные, эмоциональные.
Ларра — сын земной женщины и орла, факт сам по себе не существующий. Здесь одиночество, возведенное в степень. Печорин у Лермонтова сторонится общества и страдает от этого, а герой Горького в конце XIX века несет наказание одиночеством, как Божьей карой. Именно так наказан Каин, которого все гонят, и сама смерть отвернулась от него. «Наказание ему в нем самом!» — выносит приговор племя.
О том, что «Старуха Изергиль» романтическое произведение говорит и жанр путешествий, в котором написана история самой Изергиль.Она загадочная, неподкупная, самоотверженная (вспомним, как она освободила от плена шляхтича), прошла через многие страны и события. Удивительная судьба и удивительный богатый внутренний мир героини.»