Рассказ о слове.doc - Проект по русскому языку "Рассказ о слове. Собака" (3 класс). Презентация для начальных классов "Проект по русскому языку. Рассказ о слове" Что мы можем рассказать о слове кошка

записываем собака

Лексическое значение слова.

1) Домашнее животное семейства псовых.

2) Названия хищных млекопитающих семейства псовых.

3. О злом, грубом человеке.

4. Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек.

Однокоренные слова: собака, собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство, собаковедение...

Фразеологизмы:

Собаку съесть (человек многое повидал и испытал).

Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое).

Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).

Как собака на сене (сам не пользуется чем-либо и другим не даёт).

Синонимы: пес

Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая... (собака)

Пословицы и поговорки:

Всякая собака на своем дворе хозяйка.

Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.

Собака – друг человека.

Каждая собака в своей шерсти ходит.

Собака на того не лает, чей хлеб ест.

Не дразни собаки, и лаять не станет.

Собака кусает не для сытости, а для лихости.

Каков хозяин, таковы у него и собаки.

Загадки:

1. Заворчал живой замок, 2. С хозяином дружит,

Лёг у двери поперек. Дом сторожит,

Две медали на груди - Живёт под крылечком,

Лучше в дом не заходи. А хвост колечком.

3. Кто гуляет по двору,
Забираясь в конуру.
Большая Забияка
Грозная

6. Предложения про собак:

Стихи.

Собаку держать - это вовсе не шутка.

Построить собачью ей надобно будку.

"Весь день мастерил и построил - Ура!

Готова собачке моей конура".

Во сне напрягаются тёплые лапы,
И ухо чуть-чуть шевелится...
На наших коленях уснула собака:
Ей больше нигде так не спится!

Предложения.

Собака – помощник и друг человека.

Охотничья собака поймала зайца.

Я люблю свою собаку!

Записываем собака

Лексическое значение слова.

1) Домашнее животное семейства псовых.

2) Названия хищных млекопитающих семейства псовых.

3. О злом, грубом человеке.

4. Знаток, ловкий в каком-нибудь деле человек.

Однокоренные слова: собака, собачка, собачонка, собачий, собаковод, собаководство, собаковедение...

Фразеологизмы:

Собаку съесть (человек многое повидал и испытал).

Вот где собака зарыта (выяснить истину, найти искомое).

Жить, как кошка с собакой (в постоянной вражде).

Как собака на сене (сам не пользуется чем-либо и другим не даёт).

Синонимы: пес

Сочетаемость слова: служебная, дворовая, охотничья, сторожевая... (собака)

Пословицы и поговорки:

Всякая собака на своем дворе хозяйка.

Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.

Собака – друг человека.

И собака ласковое слово знает.

Не дразни собаки – не укусит.

Хорошая собака без хозяина не останется.

При верной собаке сторож спит.

Загадки:

1. Заворчал живой замок, 2. С хозяином дружит,

Лёг у двери поперек. Дом сторожит,

Две медали на груди - Живёт под крылечком,

Лучше в дом не заходи. А хвост колечком.

3. В дом чужого не пущу,

Без хозяина грущу.

6. Предложения про собак:

Стихи.

Собаку держать - это вовсе не шутка.

  • Что мы можем рассказать о слове? Давайте посмотрим, какие слова «окружают» слово мороз.

1. Лексическое значение слова:
Сильный холод (с температурой воздуха ниже 0°).
Холодная, зимняя погода.

2. Однокоренные слова: мороз, морозец, морозище, морозный, морозить.

3. Синонимы: мороз, холод, стужа.
Антонимы: мороз - жара, мороз - зной.
Фразеологизм: Мороз по коже (по спине) дерёт (пробегает, идёт). Ощущается озноб, вызываемый чувством страха, волнения.

4. Сочетаемость слова: сильные, жестокие, первые, январские, русские, сибирские... (морозы).

5. Пословица. Мороз невелик, а стоять не велит.
Загадка. Без рук рисует, без зубов кусает.

6. Предложения с этим словом.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы. (А. Пушкин)

Составьте и вы такую же страничку с каким-либо словом. Проиллюстрируйте свою страничку. Расскажите о выбранном вами слове в классе.

заря

Произносим: [зар’а]
Записываем: за ря (словарное слово).

Многозначное слово.

1. Лексическое значение слова заря:

1. Яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.

2. Время появления на горизонте этого освещения.

3. (перен.) Начало, зарождение, ранняя пора чего-либо (обычно приятного, радостного, желанного).

4. (военн. (также зоря)) Военный сигнал на барабане, горне или трубе в часы подъёма и при отходе ко сну.

5. (военн.) воинский церемониал.

6. (ботан. (также зоря)) Род многолетних травянистых растений семейства зонтичных с желтоватыми цветками; любисток.

Прямое значение: На востоке занималась новая заря.
Переносное значение: На заре истории - киммерийцы, скифы и сарматы.

2. Однокоренные слова: заря, зарница, зарничный, озарить, озарённый, заревой, зарянка.

3. Синонимы: рассвет, спозаранку, до росы.
Антонимы: поздно, закат.
Фразеологизмы:
ни свет ни заря
(очень рано утром), от зари до зари (с раннего утра до позднего вечера).

4. Сочетаемость слова: утренняя, вечерняя, румяная, алая, багровая... (заря)

5. Пословицы:

Заря золотом осыплет.
Какова вечерняя заря, таков и другой день.
Зарю проспать, рубахи не достать.

Загадка:

Красная девица в зеркало глядится. (Заря)

6. Предложения с этим словом.

Чуть брежжит бледная заря, -
Слежу мелькания снежинок. (А. Блок)

Я вижу край небес в дали безбрежной
И ясную зарю. (З. Гиппиус)

Небо широкое, широкое.
Смотрит заря утомлённая. (З. Гиппиус)

В начальной школе дети по русскому языку изучают много тем связанных с описанием слова. Обобщая и систематизируя полученные знания в некоторых программах детям предлагают в качестве домашнего задания подготовить проект "Рассказ о слове". Формы проекта разнообразны: сообщение, презентация, исследовательская работа и др.

Самый популярный вид проекта - презентация, но и письменная работа в тетради или сообщение по заданной теме зачастую заслуживают оценки 5.

Так что же из себя представляет проект "Рассказ о слове"? Какие моменты он должен учитывать, какие разделы содержать? В 3 классе рассказ о слове учитывает, то как дети освоили изученный ранее учебный материал.

Как составить рассказ о слове в 3 классе план:

  • Орфография или правописание слова
  • Лексическое значение
  • Однокоренные слова
  • Синонимы
  • Антонимы
  • Фразеологизм
  • Сочетаемость слова
  • Пословица
  • Загадка
  • Предложение с этим словом

Не обязательно все пункты должны входить в ваш проект, вы можете добавить что то интересное от себя. Работа над таким проектом подразумевает поиск материалов в различных словарях. Популярным источником информации стал интернет. На нашем сайте можно найти много материалов для проекта "Рассказ о слове"

Самая простая форма проекта про слово солнце - письменное сообщение. Приводим пример ГДЗ такого вида:

Проект по русскому языку 3 класс "Рассказ о слове собака"

Уже в 1 классе дети знакомятся с темами, связанными с правописанием слов. Этот процесс ознакомительный, но ученики начинают понимать, что в русском языке есть слова написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова правописание букв в которых можно проверить и научиться этому задача всей начальной школы.

Во 2 классе обучающиеся знакомятся с лексическим значением слова, его этимологией, подбирают родственные слова, однокоренные; учатся подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогащает кругозор детей, их речь, формирует богатый словарный запас.

В 3 классе работа на словом усложняется. Ученики начинают понимать природу фразеологизмов, исследуют слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появляется задание создать проект по русскому языку "Рассказ о слове". С его помощью систематизируются, обобщаются знания детей.

Для создания проекта широко используется фольклор русского народа. Это загадки, пословицы, поговорки. Можно поработать и с произведениями классиков: найти предложения, где автор использует данное слово. Привлечение живописи в проект поможет воссоздать общую картину природы исследуемого слова.

Создавая презентацию ученик закрепляет навыки работы на компьютере, осуществляется взаимосвязь всех учебных предметов начальной школы.

МКОУ Терновская СОШ № 1

Исследовательская работа

Выполнили - ученики 3-а класса Руководитель-учитель начальных классов: Дулина Л.В.

2017 год

Методический паспорт исследовательской работы.

Исследовательская работа: «Рассказ о слове»

Предмет : русский язык

Класс: 3-а

Цель исследования :

    Развитие творческих способностей и языковых возможностей младших школьников.

    Создание красочных страничек исследуемого слова.

Задачи исследования :

    формировать умения подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное;

    представлять свой проект.

Планируемые результаты :

    находить пути решения поднимаемой проблемы;

    пользоваться толковым, фразеологическим словарями, словарём антонимов, синонимов;

    находить полезную информацию в словарях;

    совершенствовать умения находить однокоренные слова;

    собирать материал в дополнительной литературе, в Интернете;

    сравнивать, обобщать, делать выводы на основе полученной информации;

    оформлять страницу журнала;

    презентовать проект;

    оценивать результаты работы;

    пользоваться результатами собственной деятельности.

Тип проекта : поисково-творческий.

Тип проекта по предметной области: русский язык.

Тип проекта по форме: коллективный.

Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный.

Ресурс: заинтересовать родителей совместной деятельностью в триаде «Учитель-ученик-родители».

Результат проекта (продукт): сборник рассказов о слове; презентация.

План работы над исследованием.

1этап. Подготовительный.

    Сообщение цели и задач проекта.

Вам надо выбрать слово, подготовить о нём рассказ, который включает информацию о слове и его окружении, и оформить собранную информацию. Полученную информацию оформить на листах формата А -4.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

    Обсуждение названия проекта.

    Планирование.

    Сбор материала.

    Оформление работы.

3 этап. Практический.

Выполнение запланированной работы; внесение изменений. Работа со словарями, дополнительными источниками информации.

4 этап. Презентационный.

Представление и защита работ. Коллективное составление сборника слов.

5 этап Рефлексивный (контрольно-оценочный).

Анализ результатов исследовательской работы каждого члена группы, самооценка.

План работы над словом:

    Лексическое значение слова.

    Однокоренные слова.

    Синонимы.

    Антонимы.

    Фразеологизм.

    Сочетаемость слова.

    Пословица.

  • Предложение с этим словом.

Введение.

Мы ученики 3«А» класса, хотим познакомить Вас с нашей исследовательской работой по русскому языку по теме «Рассказ о слове».

Эта тема выбрана нами не случайно. Мы с первого класса работаем над различными исследовательскими проектами: учебными и внеурочными. И в каждом проекте большую часть занимают слова, а слово - очень интересная штука. В 1 классе мы узнали , что в русском языке есть слова, написание которых связано с запоминанием. Это словарные слова. Есть слова, правописание букв в которых можно проверить.

Во 2 классе мы познакомились с лексическим значением слова, его этимологией, подбирали родственные слова, однокоренные, учились подбирать к слову антонимы и синонимы. Все это обогатило наш кругозор, речь, словарный запас.

В 3 классе работа над словом усложнилась. Мы начали понимать природу фразеологизмов, исследуя слово с различных сторон, опираясь на ранее приобретенные знания. Вот и появилось желание исследовать разные слова русского языка.

Выбранную нами тему мы решили изучить самостоятельно. Вместе обсудили план, распределили направления нашей работы. А затем по плану (см. приложение) каждый исследовал своё слово и составил красочную страницу.

Теперь разрешите представить вам наши творческие работы, которые можно использовать на уроках, в группе продленного дня, в работе с дошкольниками.

Слово – «горох»

ГОРОХ

гарох горох

      Лексическое значение слова:

    Травянистое растение (семейство бобовых) с круглыми семенами в стручках.

    Овощ, выросший на огороде.

      Однокоренные слова: горох, горошек, гороховый, горошинка.

      Синонимы: горох, боб.

      Антонимы: (горох) круглый – квадратный, зеленый – красный, твердый – мягкий.

      Фразеологизм: Как об стену горох. Полное безразличие к чему либо, какой либо ситуации, вопросу.

      Сочетаемость слова: зеленый, мягкий, круглый, зрелый, вкусный, твердый.

      Пословица: Не смейся, горох не лучше бобов, размокнешь, сам лопнешь.

      Загадка:

Раскололся тесный домик

На две половинки.

И посыпались оттуда

Бусинки-дробинки.

      Предложения с этим словом:

Мы посадим горох в огороде.

Вкусный вырастет горох.

Слово – «дружба».

Дружба - записываем [дружба] Произносим [ дружба]

1. Лексическое значение слова:

Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

2. Однокоренные слова: дружба, дружить, дружелюбный, дружок, дружественный.

3. Синоним: товарищество, приятельство.

Антоним: вражда

Фразеологизмы: Не в службу, а в дружбу.

4. Сочетаемость слова: крепкая, мужская, женская, настоящая (дружба), водить дружбу, в знак дружбы.

5. Пословицы:

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

За дружбу дружбой платят.

Маленькая дружба лучше большой ссоры.

Дружба от не дружбы близко живет.

Дружба не гриб, в лесу не найдешь.

Загадки:

Мы в беде друг другу помогаем,

Вместе делаем уроки и играем,

Вместе ходим на прогулку, в магазин.

Когда нет тебя, то я один.

Приходи скорее, я скучаю,

Даже с танком любимым не играю.

Мне общение с тобою очень нужно,

А еще нужна мужская... (дружба)

6. Предложения со словом:

Дружба крепкая не сломается, не расклеится от дождей и вьюг (из песни).

Ты дружбу не купишь за деньги,

Ее не найдешь просто так.

Ведь дружба, как золото, ценна,

А также не всем по зубам (В.Можная)

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил (С.Михалков)

Слово – «язык».

Произносим й а з ы к

Записываем язык

    Лексическое значение слова:

1.Орган в полости рта у позвоночных животных и человека.

2. Орган человека, который участвует в образовании звуков речи.

3. Система словесного выражения мыслей, которая служит средством общения.

2. Однокоренные слова: язычок, язычище, языковой, подъязычные (таблетки), языкознание, языковед, язычник.

3. Синонимы: речь, диалект (к третьему лексическому значению).

Антонимы не существуют.

Фразеологизмы: Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей . Если же болтун любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык . Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык , почаще держал его за зубами , а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить .
Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен .
Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит, – как будто язык проглотил . Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется ?
Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка , то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул

4. Многозначность слова ЯЗЫК основывается на сходстве по форме. Например, язык у человека, язык у колокола, язык у ботинка, язык у пламени костра.

5 . Сочетаемость слова: человеческий язык, слизистая языка, русский язык.

6. Пословицы. Острый язык - дарование, а длинный - наказание. Мал язык , да всем телом владеет.От приветливых слов язык не отсохнет. Язык мягок: что хочет, то и лопочет.Язык до Киева доведет. Языком болтай, а рукам воли не давай! Языком не торопись, а делом не ленись. Язык мой - враг мой.

7. Загадки.

1)Если б не было его, 3) Всегда во рту,
Не сказал бы ничего. Да не проглотишь.

2)Всегда он в работе, 4) Что острее ножа?
Когда говорим,
А отдыхает, 5) Изгородь из костей, а сторож без костей.
Когда мы молчим.

8. Предложения с этим словом.

1. Маша дразнилась и показывала всем язык.

2.Язык колокола бился, дрожал, созывал тревожным набатом людей на площадь.

3.Завернувшийся внутрь язык мешал мне шнуровать кроссовки.

4. Пламя костра разгоралось, его языки всё жарче согревали озябшие руки.

5. Мы дети Солнца, дети Бога-Слова.
Язык великий нам в наследство дан.
Настанет время - и прославят снова
Потомки имя гордое славян.

6. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
(А.И.Куприн.)


Работая над проектом мы:

    Расширили свой кругозор, узнали много нового, интересного о различных словах.

    Со своими работами мы выступили на уроках русского языка и литературы.

    Научились работать с различными словарями, отбирать нужную информацию.

    Сформировали умение подбирать текстовую информацию; выделять из большого количества информации главное.

    Научились представлять свой проект.

    Работа над исследованием нас сплотила, нам интересно выступать перед друзьями в классе, узнавать новое, слушать друг друга.

    Мы хотим продолжить работу над проектами по предметам и по внеурочной деятельности

В работе над проектом нам помогали:

наш классный руководитель,