««У войны не женское лицо» (по одноименному роману С Алексиевич). Эссе "у войны не женское лицо" У войны не женское лицо главная мысль
Еще накануне войны, в погожий июньский день, миллионы людей жили по мирному календарю. На рассвете 22 июня 1941 года для всего советского народа, в один и тот же час, в одну и ту же минуту кончилась целая эпоха и ворвалась со страшной, ошеломляющей внезапностью новая.
Писатели, историки, журналисты, полководцы и воины-ветераны - кто только не брался за перо, чтобы воскресить перед нами тот момент неожиданного сдвига в жизни целой страны, последствия которого сказались и сказываются на целой цепи последующих поколений! Их книги о войне имеют огромную историческую и духовную ценность, как живые свидетельства всего того многоликого и неохватного, из чего складывались годы невиданного противоборства двух миров.
Женщина на войне - вот что связывает произведения Б. Васильева и С. Алексиевич. В одном из интервью журналисту газеты > на вопрос: > Светлана Алексиевич ответила: >. У войны не женское лицо. Но отныне, после книг Б. Васильева и С. Алексиевич, лик минувшей войны, Отечественной, несет в себе большую правду о цене, заплаченной нашим народом за победу - жизнями, кровью, муками солдатских своих дочерей, сестер, матерей.
Повесть > - это пронзительная и трагическая история войны, произошедшая вдалеке от фронта и проявившая лучшие человеческие и гражданские качества в девушках, ставших защитницами Отечества. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников. Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Книга Алексиевич > - это не роман и не повесть, эта книга документальная. Она составлена из записей, рассказов сотен женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц, снайперов, стрелков, зенитчиц, десантниц, матросов, регулировщиц, шоферов, рядовых полевых банно-прачичных отрядов, поваров, собраны свидетельства партизанок и подпольщиц. >, - писал маршал Советского Союза А. И. Еременко. Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики-водители тяжелых танков, а в пехоте - командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в нашем языке у слов >, >, > нет женского рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.
На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из >, бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала >. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Но ничто не забыто, разве может человек такое забыть. Мы, не пережившие этого, или сегодняшние молодые, - имеем ли мы право не стараться узнать обо всем, что вынесли, пережили, перестрадали, сделали ради нас они, женщины!? История не умирает. Она - часть нас самих, наш подвиг, наше вчера. Ширились поиски, воскрешались имена живых и погибших. Тема Великой Отечественной войны - необычная тема. Необычная, потому что написано о войне так много, что не хватит целой книги, если вспоминать только названия произведений. Дата 9 Мая наполняет сердца гордостью за подвиг многонационального советского народа, выигравшего битву с фашизмом, и печалью: миллионы сыновей и дочерей Отечества навсегда остались лежать в своей и в чужой земле. Необычная, потому что никогда не перестанет волновать людей, бередя старые раны и душу болью сердца. Необычная, потому что память и история в ней слились воедино.
Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. 5 девушек и старшина - вот главные герои повести > Они все такие разные, но такие похожие.
Рита Осянина, волевая и нежная, богатая душевной красотой. Она - самая мужественная, бесстрашная, волевая, она - мать! Вышла замуж за > в неполные восемнадцать лет. Своего сына Алика она отправила к родителям. Ее муж геройски погиб на второй день войны.
Женька Комелькова - веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви. Первая красавица разъезда, выросла в хорошей семье. Она любила развлекаться, и в один прекрасный день влюбилась в полковника Лужина. Он-то и подобрал ее на фронте. У него была семья, а Женьку за связь с ним отправили на этот разъезд.
Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура - "прекрасная незнакомка", вышедшая из томика стихов А. Блока. Она сирота, ее родители, скорее всего, погибли в Минске. Она в это время училась в Москве, готовилась к сессии. В отряде она была переводчицей.
Галя Четвертак на войну просилась, потому что мечтала о подвиге. Реальный же мир требовал не героических порывов, а неукоснительного исполнения военного устава. И она растерялась, не смогла преодолеть страх.
Лиза Бричкина - >
Галя, так и не повзрослевшая, смешная и по-детски неуклюжая детдомовская девчонка. Записки, побег из детского дома и тоже мечты. стать новой Любовью Орловой. Никто из них не успел осуществить свои мечты, просто не успели они прожить собственную жизнь.
Смерть была у всех разная, как разными были и их судьбы: у Риты - усилие воли и выстрел в висок, у Жени - отчаянная и немного безрассудная (могла бы спрятаться и остаться жить, но не спряталась); у Сони - удар кинжала в сердце; у Гали - такая же болезненная и беспомощная, как она сама, у Лизы - "Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны". И остается старшина Васков, о котором я еще не упомянула, один. Один среди беды, муки, один со смертью, один с тремя пленными. Один ли? Впятеро у него теперь сил. И что было в нем лучшего, человеческого, но спрятанного в душе, все раскрылось вдруг, и что пережил, перечувствовал он за себя и за них, за его девчонок, его >. Все пять девушек погибли, но каждая них несет в себе какое-то жизненное начало, а все они вместе олицетворяют женское начало жизни.
Мы привыкли к тому, что на войне нет места сентиментальности и нежности, а слово "герой" в нашем понимании - это обязательно боец, солдат, словом, мужчина. У всех на слуху имена: Жуков, Рокоссовский, Панфилов и многие другие, но мало кому известны имена тех девчонок, которые прямо с выпускного бала попали на войну, без которых, быть может, и не было бы победы.
Мало кому известно, что медсестры, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита Отечества - это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из-за юного возраста, но они все равно шли. Шли и осваивали профессии, которые до того считались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они все равно шли. Так уж случилось, что наша память о войне и все наши представления о войне - мужские. Это и понятно: воевали то в основном мужчины, хотя и о женщинах, участницах Великой Отечественной войны, написаны сотни книг, существует немалая мемуарная литература, и она убеждает, что мы имеем дело с историческим феноменом. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне. Великая Отечественная явила миру пример массового участия советских женщин в защите своей Родины.
Женская память охватывает тот материк человеческих чувств на войне, который обычно ускользает от мужского внимания. Если мужчину война захватывала как действие, то женщина чувствовала и переносила ее иначе в силу своей психологии: бомбежка, смерть, страдание - для нее еще не вся война. Женщина сильнее ощущала, опять-таки в силу своих психологических и физиологических особенностей, перезагрузки войны - физические и моральные, она труднее переносила > войны. И то, что она запомнила, вынесла из смертельного ада, сегодня стало уникальным духовным опытом, опытом беспредельных человеческих возможностей, которые мы не вправе предать забвению.
Не знаменитые снайперы, не прославленные летчицы или партизаны, а обыкновенные девушки - герои книги С. Алексиевич. >, - сказала Александра Иосифовна Мишутина, сержант, санинструктор. В словах простой женщины, которая всю войну прошла, потом вышла замуж, родила троих детей и заключена главная идея книги. Собранные вместе, рассказы женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо. Они звучат как свидетельства-обвинения фашизму вчерашнему, фашизму сегодняшнему, и фашизму будущему. Фашизм обвиняют матери, сестры, жены. Фашизм обвиняет женщина. Мириться с тем, что по твоей земле ходит фашист никто не хотел.
Из воспоминаний Веры Иосифовны Одинец: > Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
К. Симонов
Софья Константиновна Дубнякова во время войны была санинструктором, а вы знаете, что это такое, санинструктор танковой роты? Танки рванулись в атаку, а она, восемнадцатилетняя девочка, должна быть рядом, когда понадобится ее помощь. В машине место для санинструктора не предусмотрено: дай бог втиснуть всех стреляющих да ведущих танк. Вцепившись в железные скобы, распласталась поверх брони вчерашняя школьница, и одна в ней мысль - не о секущих осколках, пулях- о том, чтобы не затянуло ноги в гусеницы. И надо смотреть и не пропустить момент, если загорелся чей-то танк: добежать, доползти, взобраться и помочь раненным, обожженным танкистам выбраться наверх до того, как взорвутся боеприпасы. > - > А вот, что запомнила медсестра Мария Селиверстовна Божок: >.
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной дамы в > и >.
Потому что имя ближе, чем Россия
Не могла сыскать.
Ю. Друнина
Женщина и война - понятия несовместимые хотя бы потому, что женщина дает жизнь, тогда как любая война - это прежде всего убийство. Любому человеку было трудно лишить жизни себе подобного, а каково же было женщине, в которой, как считает Б. Васильев, самой природой ненависть к убийству заложена? В своей повести писатель очень хорошо показал, что это такое было для девушки - впервые убить, пусть даже врага. Рита Осянина ненавидела фашистов тихо и беспощадно. Но одно дело - желать кому-то смерти, и совсем другое - самому убить. > Чтобы спокойно убивать, нужно было привыкнуть, душой зачерстветь. Это тоже подвиг и одновременно огромная жертва наших женщин, которым ради жизни на земле пришлось переступить через себя, пойти против своей природы. К концу повести гибнут все главные героини, и с гибелью каждой обрывается маленькая ниточка с >. От главы к главе нарастает горечь от невозвратимости потерь. Своеобразным реквиемом звучат в последней главе слова старшины: >. Именно в этот момент по-настоящему глубоко постигаешь смысл слов умирающей Риты Осяниной о понимании ею любви к Родине и священном долге каждого человека перед ней: >. Слова Риты Осяниной высоки, торжественны и вместе с тем так естественны в предсмертную минуту. Они звучат как завещание матери сыну, молодому поколению, которое будет жить после нее, снимают душевную муку и страдания с Васкова, оправдывают неизбежность трагического исхода. Эти слова также раскрывают общую судьбу поколения Риты Осяниной - >, подвиг которого был продиктован высоким чувством долга перед Родиной и своим народом.
"А зори здесь тихие, тихие, только сегодня и разглядел>> Все пройдет, а место останется тем же. Тихим, безмолвным, красивым, и только будут белеть мраморные могильные плиты, напоминая о том, что уже прошло.
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной.
Нет, ничто не забыто.
Нет, никто не забыт,
Даже тот.
Кто в безвестной могиле лежит.
Ю. Друнина
Война меняла их. Война формировала, потому, что застала в возрасте складывания характера, взгляда на жизнь. Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы человеку совсем не видеть, тем более женщине. Война заставила о многом подумать, о войне и зле, например. О жизни и смерти. О тех вопросах, на которые человек учится отвечать в какой-то мере, прожив жизнь. А они только начинали жить.
На войне не только стреляют, бомбят, ходят врукопашную, роют траншеи - там еще стирают белье, варят кашу, пекут хлеб. Чтобы солдат хорошо воевал, его надо одеть, обуть, накормить, обстирать, иначе это будет плохой солдат. В военной истории немало примеров, когда грязное и голодное войско терпело поражение только потому, что оно грязное и голодное. Армия шла впереди, а за ней > - прачки, хлебопеки, повара.
Вспоминает Валентина Кузьминична Борщевская, лейтенант, замполит полевого прачечного отряда: >, >, а одну прачку наградили Орденом Красной звезды. Самая лучшая прачка, она не отходила от корыта: бывало, все уже не имеют сил, падают, а она стирает. Это была пожилая женщина.>> Как мы отсчитываем свою жизнь? Обычно делим ее на время до первой любви, до первого ребенка, до института, после института, а у них, к этим отметкам человеческой жизни прибавляется слово >, с обязательной приставкой > и >: что до войны было, что в войну, что после.
Можно ли было победить народ, женщина которого в самый тяжелый час, когда так страшно качались весы истории, тащила с поля боя и своего раненного, и чужого раненного солдата? Можно ли поверить, что народ, женщина которого хотела родить девочку и верила, что у той будет другая, не ее судьба, что этот народ хочет войны? Разве во имя этого женщина жизнь спасла - была матерью, дочерью, женой, сестрой и Солдатом?
А ведь еще накануне войны, в погожий июньский день, миллионы людей жили по мирному календарю. Но на рассвете 22 июня 1941 года для всего советского народа, в один и тот же час, в одну и ту же минуту кончилась целая эпоха и ворвалась со страшной, ошеломляющей внезапностью новая.
Сочинение
Пятьдесят семь лет назад нашу страну озарил свет победы, победы в Великой Отечественной войне. Нелегкой ценой досталась она. Долгие годы советский народ шел тропами войны, шел, чтобы спасти свою Родину и все человечество от фашистского гнета.
Каждому русскому человеку дорога эта победа, и, наверное, поэтому тема Великой Отечественной войны не только не утрачивает своей актуальности, но и с каждым годом находит все новые и новые воплощения в русской литературе.В своих книгах писатели-фронтовики доверяют нам все лично пережитое на огневых рубежах, во фронтовых окопах, в партизанских отрядах, в фашистских застенках - все это отражено в их повестях и романах. «Прокляты и убиты», «Обертон» В. Астафьева, «Знак беды» В. Быкова, «Блокада» М. Кураева и многие другие - возвращение в «крошево» войны, в кошмарные и бесчеловечные страницы нашей истории.
Но существует еще одна тема, заслуживающая особого внимания, - тема нелегкой доли женщины на войне. Этой теме посвящены такие повести, как «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «Полюби меня, солдатик» В. Быкова. Но особое и неизгладимое впечатление производит роман белорусской писательницы-публицистки С. Алексиевич «У войны - не женское лицо».
В отличие от других писателей С. Алексиевич героями своей книги сделала не выдуманных персонажей, а реальных женщин. Понятность, доступность романа и его необыкновенная внешняя ясность, кажущаяся незатейливость его формы относятся к достоинствам этой замечательной книги. Ее роман лишен сюжета, он построен в форме беседы, в форме воспоминаний. Долгие четыре года писательница шла «обожжеными километрами чужой боли и памяти», записывала сотни рассказов медсестер, летчиц, партизанок, десантниц, которые со слезами на глазах вспоминали ужасные годы.
Одна из глав романа под названием «Не хочу вспоминать...» повествует о тех чувствах, которые живут в сердцах этих женщин по сей день, которые и хотелось бы забыть, но нет возможности. Страх наравне с истинным чувством патриотизма жил в сердцах девушек. Так описывает одна из женщин свой первый выстрел: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла - ничего, а тут: как это я убила человека?»
Потрясают и воспоминания женщин о голоде, когда они были вынуждены убивать своих лошадей, чтобы не умереть. В главе «Это была не я» одна из героинь, медсестра, вспоминает о своей первой встрече с фашистами: «Я перевязала раненых, рядом лежал фашист, я думала, он мертвый... а он раненый, он хотел меня убить. Я как почувствовала, как кто-то меня подтолкнул, и к нему повернулась. Успела выбить ногой автомат. Я его не убила, но и не перевязала, ушла. У него было ранение в живот».
Война - это прежде всего смерть. Читая воспоминания женщин о смерти наших бойцов, чьих-то мужей, сыновей, отцов или братьев, делается страшно: «К смерти нельзя привыкнуть. К гибели... Трое суток мы были с ранеными. Они здоровые, крепкие мужчины. Они не хотели умирать. Они все время просили пить, а пить им нельзя, ранение в живот. Умирали они на наших глазах, один за другим, и мы ничем не могли им помочь».
Все, что мы знаем о женщине, умещается в понятии «милосердие». Есть и другие слова: «сестра», «жена», «подруга» и самое высокое - «мать». Но милосердие в их содержании присутствует как суть, как назначение, как конечный смысл. Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь, понятия «женщина» и «жизнь» - синонимы. Роман С. Алексиевич - еще одна страница истории, подаренная читателям после долгих лет вынужденного молчания. Это еще одна страшная правда о войне. В заключение хочется привести фразу еще одной героини книги «У войны - не женское лицо»: «Женщина на войне... Это что-то такое, о чем еще нет человеческих слов».
Средняя оценка: 4.4
Я ушла из детства в грязную теплушку.
В эшелон пехоты, в санитарный взвод...
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать».
Потому что имя ближе, чем Россия,
Не смогла сыскать...
Ю. Друнина
Тема Великой Отечественной войны породила множество выдающихся произведений, в которых описывается жизнь и борьба советского народа с фашистскими оккупантами. Наши традиционные представления о войне связаны, в первую очередь, с образом мужчины-солдата, ведь воевали-то в основном представители сильного пола. Но масштаб той войны поставил в строй и женщин. Они не только спасали и перевязывали раненых, но и стреляли из «снайперки», подрывали мосты, ходили в разведку, летали на самолетах. Вот о них, женщинах-солдатах, и идет речь в повести белорусской писательницы Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо».
В своей книге писательница собрала воспоминания женщин-фронтовиков, которые рассказывают, о том, как сложилась их жизнь в годы войны, и обо всем, что они видели там, на фронте. Но это произведение не о прославленных снайперах, летчицах, танкистах, а об «обыкновенных военных девушках», как они сами себя называют. Собранные вместе, рассказы этих женщин рисуют облик войны, у которой совсем не женское лицо.«Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова - сестра, жена, друг и самое высокое - мать... Женщина дает жизнь, женщина оберегает жизнь. Женщина и жизнь - синонимы» - так начинается книга С. Алексиевич. Да, в нашем представлении женщина - это нежное, хрупкое, безобидное существо, которое само нуждается в защите. Но в те ужасные военные годы женщине пришлось стать солдатом, идти защищать Родину, чтобы сберечь жизнь будущим поколениям.
После прочтения книги меня удивило то, что такое огромное число женщин воевало в годы Великой Отечественной войны. Хотя здесь нет, наверное, ничего необычного. Всякий раз, когда угроза нависала над Родиной, женщина вставала на ее защиту. Если вспомнить историю Руси и Росиии, то можно найти множество примеров, подтверждающих это. Во все времена русская женщина не только провожала на битву мужа, сына, брата, горевала, ждала их, но в трудное время сама становилась рядом с ними. Еще Ярославна поднималась на крепостную стену и лила расплавленную смолу на головы врагов, помогая мужчинам защищать город. И в годы Великой Отечественной войны женщина стреляла, убивая врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее дом, ее детей, родственников и близких. Вот отрывок из рассказа Клавдии Григорьевны Крохиной, старшего сержанта, снайпера: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю». И не единственная она была такая.
Не женское это дело - убивать. Все они не могли понять: как это можно убить человека? Это же человек, хоть он враг, но человек. Но этот вопрос постепенно исчезал из их сознания, а его заменяла ненависть к фашистам за то, что они делали с народом. Ведь они беспощадно убивали и детей и взрослых, сжигали людей живьем, травили их газом. Зверства фашистов, наверное, и не могли породить иного чувств, кроме страха и ненависти. Вот только единственный пример, хотя в этом произведении их сотни. «Подъехали машины-душегубки. Туда загнали всех больных и повезли. Ослабленных больных, которые не могли передвигаться, снесли и сложили в бане. Закрыли двери, всунули в окно трубу от машины и всех их отравили. Потом, прямо как дрова, эти трупы бросили в машину».
И как мог кто-нибудь в то время думать о себе, о своей жизни, когда враг ходил по родной земле и так жестоко истреблял людей. Эти «обыкновенные девушки» и не задумывались над этим, хотя многим из них было по шестнадцать-семнадцать лет, как и моим ровесницам сегодня. Они были простыми школьницами и студентками, которые, конечно, мечтали о будущем. Но в один день мир для них разделился на прошлое - то, что было еще вчера: последний школьный звонок, выпускной бал, первая любовь; и войну, которая разрушила все их мечты. Вот как началась война для медсестры Лилии Михайловны Будко: «Первый день войны... Мы на танцах вечером. Нам по шестнадцать лет. Мы ходили компанией, проводим вместе одного, потом другого... И вот уже через два дня этих ребят, курсантов танкового училища, которые нас провожали с танцев, привозили калеками, в бинтах. Это был ужас... И я сказала маме, что пойду на фронт».
А Вера Даниловцева мечтала стать актрисой, готовилась в театральный институт, но началась война, и она ушла на фронт, где стала снайпером, кавалером двух орденов Славы. И таких историй об искалеченных жизнях множество. У каждой из этих женщин была своя дорога на фронт, но их объединяло одно - желание спасти Родину, защитить ее от немецких оккупантов и отомстить за смерть близких. «У нас у всех было одно желание: только в военкомат и только проситься на фронт», - вспоминает минчанка Татьяна Ефимовна Семенова.
Конечно, война - это не женское дело, но эти «обыкновенные девушки» были нужны на фронте. Они были готовы к подвигу, но не знали девчонки, что такое - армия и что такое - война. Пройдя шестимесячные, а то иногда и трехмесячные курсы, они уже имели удостоверения медсестер, зачислялись саперами, летчицами. У них уже были военные билеты, но солдатами они еще не были. И о войне, и о фронте у них были только книжные, часто совершенно романтические представления. Поэтому трудно им было на фронте, особенно в первые дни, недели, месяцы. Тяжело было привыкнуть к постоянным бомбежкам, выстрелам, убитым и раненым. «Я до сих пор помню своего первого раненого. Лицо помню... У него был открытый перелом средней трети бедра. Представляете, торчит кость, осколочное ранение, все вывернуто. Я знала теоретически, что делать, но, когда я... это увидела, мне стало плохо», - вспоминает Софья Константиновна Дубнякова, санинструктор, старший сержант. Выдержать на фронте надо было не кому-нибудь, а девчонке, которую до войны мать еще баловала, оберегала, считая ребенком. Светлана Катыхина рассказала, как перед самой войной мать не отпускала ее без провожатого к бабушке, мол, еще маленькая, а через два месяца эта «маленькая» ушла на фронт, стала санинструктором.
Да, не сразу и не легко давалась им солдатская наука. Потребовалось обуть кирзачи, надеть шинели, привыкнуть к форме, научиться ползать по-пластунски, копать окопы. Но они со всем справились, девушки стали отличными солдатами. Они проявили себя в этой войне как отважные и выносливые воины. И я думаю, что только благодаря их поддержке, их храбрости и смелости мы смогли победить в этой войне. Девчонки прошли через все трудности и испытания, чтобы спасти свою Родину и защитить жизнь будущего поколения.
Мы просыпаемся под лучами солнца с уверенностью, что оно будет светить нам завтра, и через месяц, и через год. И именно для того, чтобы мы жили беззаботно и счастливо, чтобы это «завтра» настало, те девушки пятьдесят лет назад шли в бой.
См. также: Телеверсия спектакля «У войны не женское лицо» по книге Светланы Алексиевич (1988 г., Омский драматический театр, реж. Г. Тростянецкий, О. Соковых)
1Исследован роман голосов С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Проведен сопоставительный ана-лиз контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой – жительницы города Камышина до событий Великой Отечественной войны и ныне. Выявлено, что в произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины. В поле зрения писателя оказывается душевное состояние человека, пре-терпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Прове-денное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.
воспоминания очевидцев.
контекст
синтетическая автобиография
1. Алексиевич С. У войны не женское лицо. – М. : Правда, 1988. – 142 с.
2. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. – М., 1982.– Т.2.
5. Попова З.Д. Язык и национальное сознание. Вопросы теории и методологии / З.Д. По-пова, И.А. Стернин. – Воронеж, 2002. – С.26.
С каждым годом события Великой Отечественной войны отдаляются от нас, ныне живущих, и, задумываясь о том, что пришлось пережить советским людям, понимаешь: каждый из них - герой. В 1983 году была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она пролежала в издательстве. В чем только представители цензуры не обвиняли журналистку. Роман голосов «У войны не женское лицо» был опубликован в 1985 году. После этого книга не раз переиздавалась у нас и в других странах.
Целью данной работы является исследование произведения Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо» в аспекте соответствия трактовки событий Сталинградской битвы с точки зрения других очевидцев. Материалом исследования послужили воспоминания Зои Александровны Троицкой - ветерана Великой Отечественной войны.
Светлана Алексиевич посвятила «роман голосов» подвигам русской женщины. Сам автор определяет жанр произведения как документальная проза. В основу книги легли свыше 200 женских историй. Этим определяется актуальность проблемы, поскольку произведение является свидетельством эпохи, сыгравшей решающую роль в жизни страны. Научная новизна темы обусловлена малой степенью изученности творчества писателя.
Произведение можно назвать синтетической биографией, так как оно представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе.
«Четыре мучительных года я иду обожженными километрами чужой боли и памяти», собирая рассказы женщин-фронтовиков: медиков, снайперов, летчиц, стрелков, танкистов. На войне не было такой специальности, которая не давалась бы им. Алексиевич на страницах рассказов берёт интервью у самих участниц войны, поэтому каждый - это история героев. Тех, кто воевал и выжил в этой войне. Светлана слушала, отмечая: «Все у них: и слова, и молчание - для меня текст». Делая записи в блокнотах, Алексиевич решила, что не станет за фронтовичек ничего домысливать, угадывать и дописывать. Пусть они говорят...
Светлана Алексиевич пыталась большую историю уменьшить до одного человека, чтобы что-то понять. Но даже в пространстве одной-единственной человеческой души все становилось не только не яснее, но еще более непонятно, чем в большой истории: «Не может быть одно сердце для ненависти, а второе - для любви. У человека оно одно». А женщины хрупкие, нежные - разве они созданы для войны?
С каждой главой, с каждой историей начинаешь мыслить по-другому. Все что нас окружает - это мелочи. Важно другое: видеть своих детей счастливыми, слышать их смех. Засыпать и просыпаться рядом с любимым человеком и знать, что вот он рядом. Видеть солнце, небо, мирное небо.
В произведении являет себя новое осмысление проблемы личности в литературе, углубленный интерес к внутреннему миру женщины . В поле зрения автора душевное состояние человека, претерпевшего огромные потрясения, и оно помогает постичь то, что происходило с обществом в целом. Факты биографии отдельных героинь сливаются в одно сложнейшее жизненное хитросплетение. Доказательством чего является проведенный сопоставительный анализ контекста с воспоминаниями участницы Сталинградской битвы Зои Александровны Троицкой - жительницы города Камышина.
Зоя Александровна рассказывает, что решила добровольцем идти на фронт: «В военкомате дали гимнастёрку, ремни и пилотки, а обувь была своя. Тут же нас одели, взяли мешки, которые нам собрали родители, и собрались в парке...». Сравним, как рассказывает об отправке на фронт героиня романа голосов Мария Ивановна Морозова: «Пришли в военкомат, нас тут же в одну дверь ввели, а в другую вывели: я такую красивую косу заплела, оттуда уже без нее вышла... Без косы... Постригли по-солдатски... И платье забрали. Не успела маме ни платье, ни косу отдать. Она очень просила, чтобы что-то от меня, что-то мое у нее осталось. Тут же нас одели в гимнастерки, пилотки, дали вещмешки и в товарный состав погрузили, на солому. Но солома свежая, она еще полем пахла» .
«Начали прощаться, подошёл паром, нас всех туда согнали. Родители наши остались на крутом берегу. А мы поплыли на тот берег. Нас переправили на тот берег. И мы по этому левому берегу пешком до самого Красного Яра шли. Это как раз поселок напротив Сталинграда» (по воспоминаниям З.Троицкой).
В книге С. Алексиевич продолжает рассказ героиня Елена Ивановна Бабина: «Из Камышина, где мы приняли присягу, по левому берегу Волги шли пешим маршем до самого Капустина Яра. Там размещался запасной полк» . Сухие детали. Сравнивая воспоминания З. Троицкой с событиями романа голосов, понимаем, что автор, вопреки многочисленным упрёкам критиков, в данном случае смягчает трудности момента перехода: «Наше барахло, мешки наши везли на быках, потому что кони в то время были на фронте. И вот это первое наше испытание, потому что многие были в разной обуви, сапоги не у всех были: у кого ботинки, у кого валенки, галоши. Многие ноги натерли. Кто-то отстал от нас, кто-то на машине вперед уехал. Ну, в общем, добрались - двадцать километров прошли пешком. И вот в Капустном Яре часть к Родимцеву, а часть в 138 дивизию отправили. Людников там командовал Иван Ильич».
Девушки всего за несколько дней были обучены. «В Красном Яру десять дней учили связи. Рима радисткой была, а Валя, я и Зина стали телефонистками-связистками» (по воспоминаниям Троицкой). Алексиевич останавливает выбор на воспоминаниях Марии Ивановны Морозовой,вобравших в себя все детали вхождения в военную жизнь: «Стали учиться. Изучали уставы, ...маскировку на местности, химзащиту. ... С закрытыми глазами научились собирать и разбирать "снайперку", определять скорость ветра, движение цели, расстояние к цели, ячейки копать, ползать по-пластунски» .
Первая встреча со смертью у каждой была своя, но одно их объединяет: страх, который поселяется потом в сердце навсегда, что и твоя жизнь может быть легко оборвана: «Был у меня курьезный случай-первая, так сказать, встреча с немцем. Мы ходили за водой к Волге: там проруб сделали. Бежать довольно далеко за котелками. Была моя очередь. Я побежала, а здесь начался обстрел трассирующими пулями. Страшно, конечно, гул здесь был. До половины добежала, а там воронка от бомбы. Начался обстрел. Я туда прыгнула, а там немец мертвый и я из воронки выскочила. Про воду забыла. Скорее бежать» (по воспоминаниям Троицкой).
Сравним с воспоминаниями рядовой связистки Нины Алексеевны Семеновой: «Прибыли мы к Сталинграду... Там смертные бои шли. Самое смертельное место... Вода и земля были красные... И вот с одного берега Волги нам надо переправиться на другой. ... Хотели в резерве оставить, но я такой рев подняла... В первом бою офицеры сталкивали меня с бруствера, я высовывала голову, чтобы все самой видеть. Какое-то любопытство было, детское любопытство... Наив! Командир кричит: "Рядовая Семенова! Рядовая Семенова, ты с ума сошла! Такую мать... Убьет!". Этого я понять не могла: как это меня может убить, если я только приехала на фронт? Я еще не знала, какая смерть обыкновенная и неразборчивая. Ее не упросишь, не уговоришь. Подвозили на старых полуторках народное ополчение. Стариков и мальчиков. Им выдавали по две гранаты и отправляли в бой без винтовки, винтовку надо было добыть в бою. После боя и перевязывать было некого... Все убитые...» .
Клавдия Григорьевна Крохина, старший сержант, снайпер: «Мы залегли, и я наблюдаю. И вот я вижу: один немец приподнялся. Я щелкнула, и он упал. И вот, знаете, меня всю затрясло, меня колотило всю. Я заплакала. Когда по мишеням стреляла - ничего, а тут: как это я убила человека?..» .
Превозмогая себя, они приближали Победу, дорога к которой началась от Сталинграда: «В это время готовилась сдача немца, ультиматумы предъявили, и начали наши выставлять знамена, возводили на обломках универмага. Командующий приехал - Чуйков. По дивизии начал ездить. А 2 февраля сделали митинг и плясали, пели, и обнимались, и орали, и стреляли, и целовались, ой, вот и водку пили ребята. Мы, конечно, не очень пили, но дело в том, что все это было кусочек победы. Это уже была надежда на то, что немцы не пойдут, как они намечали, до Урала. У нас вера была в победу, в то, что мы победим» (Троицкая). И это чувство у каждой участницы войны едино: «Одно лишь помню: крикнули - победа! Весь день стоял крик... Победа! Победа! Братцы! Мы победили... И мы были счастливы! Счастливы!!» .
Есть в книге строки автора о том, что ее волновало больше не описание боевых операций, а жизнь человека на войне, любая мелочь быта. Ведь эти необстрелянные девчонки были готовы к подвигу, но не к жизни на войне. Разве они предполагали, что им придется наматывать портянки, носить сапоги на два - три размера больше, ползать по-пластунски, копать окопы...
Женщины в этой книге сильны, мужественны, честны, но им, прежде всего, нужен мир. Как же много пришлось преодолеть, как же сложно с этими воспоминаниями продолжать свой жизненный путь. Мы искренне гордимся всеми, о ком это произведение и о ком книг не написано. Проведенное исследование позволяет прийти к выводу, что «роман голосов» можно назвать синтетической биографией, так как он представляет процесс накопления женщиной опыта, принадлежащего отдельной личности и всей эпохе, автор остановил выбор на таких свидетельствах очевидцев, которые объективно говорят о субъективном восприятии страшных событий войны, позволяют создать целостную картину происходящего.
Рецензенты:Брысина Е.В., д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой общего и славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета, г.Волгоград;
Алещенко Е.И., д.фил .н., профессор кафедры общего и славяно-русского языкознания Волгоградского социально-педагогического университета, г.Волгоград
Библиографическая ссылка
Латкина Т.В. К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСИЕВИЧ «У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20682 (дата обращения: 06.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
У войны не женское лицо
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым,
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим.
Б. Окуджава.
Да! Горела и кружилась планета. Мы в этой войне потеряли миллионы жизней, о которых помним и молимся. Здесь были все: дети, женщины, старики и мужчины, способные держать оружие, готовые на все, лишь бы защитить свой край, своих близких. Война. Всего-то пять букв: в-о-й-н-а, а как много они говорят. Огонь, горе, муки, смерть. Вот что такое война.
Под ружье было поставлено основное взрослое население великой страны. Это хлеборобы и строители, ученые и культурные деятели. Те, кто мог много сделать для процветания страны, но долг звал. И встал на защиту Отечества и стар и мал.
Плечом к плечу на полях сражений стояли мужчины и женщины, чей долг был хранить очаг, родить и растить детей. Но они вынуждены были убивать. И быть убитыми. Как это мучительно больно! Женщина и война – это противоестественно, но это было так. Они убивали, чтобы спасти детей, матерей, жизнь своим близким.
О войне написано много. Я хочу рассказать о книге, которая потрясла меня. Это повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…». Мирное название, но какая страшная трагедия открывается нам. Идет рассказ о девочках, еще мало что знавших о жизни, но мужественных и стойких. Они зенитчицы в тылу нашего фронта. Все тихо, мирно. Но вдруг встреча с немцами меняет все, и они идут выслеживать врага и вступают с диверсантами в схватку, не на жизнь, а на смерть. Девушкам пришлось убивать врага, сильного, опасного, опытного, беспощадного.
Их всего пять. Руководит ими старшина Федот Евграфович Васков, которому, по его просьбе, прислали непьющих. Он-то просил мужчин, а прислали девчат. И вот он ими командует. Ему 32 года, но для подчиненных он «пенек замшелый». Немногословен, знает и умеет многое.
А девушки? Какие они? Что собой представляют? Что знают о жизни? Все девчонки разные, со своей непростой судьбой.
Рита Осянина – молодая мать, рано вышедшая замуж за лейтенанта, родившая сына и овдовевшая в первые дни войны. Молчалива. Строга. Никогда не улыбается. Ее задача – отомстить за мужа. Отправив сына к больной матери, которая жила недалеко, идет на фронт. Душа её разрывается между долгом и любовью к маленькому сыночку, к которому она тайком бегает по ночам. Это она, возвращаясь из самоволки, почти наткнулась на немцев.
Полная её противоположность – Евгения Комелькова, хотя ее никто так не зовёт. Для всех она Женька, Женечка, красавица. «Рыжая, высокая, белокожая. А глаза зеленые, круглые, как блюдца». Всю ее семью расстреляли немцы. Ей удалось спрятаться. Очень артистичная, всегда в объективе мужского внимания. Подруги ее любят за смелость, веселость, бесшабашность. Остается озорной, запрятав глубоко в сердце свою невыносимую боль. У нее тоже есть цель – отомстить за смерть мамы, папы, бабушки и маленького братика.
А Галя Четвертак жила в детском доме, все ей там дали: и имя, и фамилию. И мечтала девчушка о прекрасной жизни, о родителях. Фантазировала. Жила в своем нереальном, придуманном мире. Нет, она не лгала, она верила в то, о чем мечтала. И вдруг война, которая открывает ей свое «неженское лицо». Рушится мир. Она испугалась. А кто бы не испугался? Кто обвинит эту хрупкую маленькую девушку в страхе? Я - нет. И Галя надломилась, но не сломалась. Этот ее страх должны оправдать все. Она же девочка. А перед ней враги, убившие ее подругу Соню.
Сонечка Гурвич. Любительница поэзии Александра Блока. Такая же мечтательница. И на фронте не расстается с томиком стихов. Очень переживает за жизнь родителей, оставшихся в оккупации. Они евреи. И не знала Соня, что их уже нет в живых. Беспокоилась за своего друга, такого же мечтателя, сражавшегося на другом фронте. Мечтала о счастье, думала о жизни после войны. А встретилась с безжалостным убийцей, всадивший в девичье сердце нож по самую рукоятку.Фашист пришел на чужую землю убивать. Ему никого не жалко.
А в это время Лиза Бричкина тонет в болоте. Очень уж она торопилась, хотела помощь привести, но оступилась. Что же видела она в своей короткой жизни кроме труда, леса, больной матери? Ничего. Очень хотела учиться, уехать в город, узнать новую жизнь. Но и ее мечты разрушила война. Мне понравилась Лиза своей хозяйственностью, домовитостью, высоким чувством долга и ответственности. А если бы не война? Какой бы стала? Скольких бы деток родила? Но не успела. И хочется о ней сказать словами песни Стрелкова:
Стала я ивою, стала я травушкой,
Клюквой в чужих туесах…
А как хотелось и мне стать журавушкой,
С милым летать в небесах.
Быть ему самой любимою женщиной,
Деток родить золотых…
Только война породнила с Карельщиной –
Нет меня больше в живых.
Очень жаль! Вечная ей память!
Сколько девушек – столько и судеб. Все разные. Но их объединяет одно: девичьи жизни изуродовала, сломала война. Зенитчицы, получив приказ не пропустить врага к железной дороге, ценой собственной жизни его выполнили. Погибли все. Погибли по-геройски. А пошли-то они на разведку, не зная численности врага, почти безоружные. Задачу выполнили. Врага остановили. Какой ценой! Как хотели жить! Как по - разному погибали. О каждой хочется слагать песни.
Женька! Какой зажигательный огонь! Вот она рисуется перед врагом, изображая лесоповальную бригаду. А сама дрожит вся изнутри, но марку держит. Вот уводит немцев от раненной Риты Осяниной. Кричит, ругается, смеется, поет и стреляет во врага. Она знает, что погибнет, но спасает подругу. Вот это героизм, мужество, благородство. Смерть напрасна? Конечно, нет. Но очень-очень жаль Женечку.
А Рита? Лежит раненая, понимая, что не выживет. Стреляет себе в висок. Это слабость? Нет! Тысячу раз нет! О чем она думала перед тем, как поднести пистолет к виску? Конечно, о сыночке, судьбу которого вручила Федоту Евграфовичу Васкову.
Ничего не сказали о старшине, а он ведь герой. Как мог, защищал девчат. Учил спасаться от немецких пуль. Но война есть война. Перевес в численности и умении у врага был. И все же Федот сумел победить извергов один. Вот он русский скромный мужик, воин, защитник. Он отомстил за своих девчат. Как он кричал немцам в момент их пленения! И плакал от горя. Довел старшина пленных до своих. И только потом позволил себе потерять сознание. Долг выполнен. И слово, данное Рите, тоже сдержал. Вырастил ее сына, выучил и привез на могилу матери и девчат. Поставил памятник. И теперь все знают, что в этом тихом месте тоже шла война и гибли люди.
Читая повесть, молодое поколение будет узнавать о страшной войне, которой они не знали. Будут больше ценить мир, который подарили им прадеды и деды.