Упражнение нарисуй также. Издательский дом «Питер» — Электронный каталог. Заключительное слово ведущего

Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса

    Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)

    О чем вы мечтаете?

    Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?

    Что нового вы узнали?

    Что вас удивило, что понравилось?

IV. Упражнение. «Нарисуй себя»

Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности.

Затем следует обсуждение.

    Что общего у всех человечков? (голова, руки, ноги....)

    Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)

Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.

V. Упражнение. «Изгой»

Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона.

Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих».

Вопросы для обсуждения:

    Как вы узнали где ваша группа?

    Легко ли было найти своих?

Обращаясь к вороне:

    Почему никто не обращал на тебя внимания?

    Как ты себя чувствовал?

    Ребята почему вы не обращали на него внимания?

    Хотели ли вы быть на месте вороны?

    Тяжело ли быть не похожим на всех?

    Как вы в следующий раз отнесетесь к такому человеку?

VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...»

Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят:

«Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич»

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать, людей чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

VII. Творческая работа. «Толерантный мир»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, ватман, вырезки из газет и рисунки детей с улыбающимися лицами людей (желательно разных рас и национальностей).

Музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе – «От улыбки станет всем светлей», «Вместе весело шагать», «Солнечный круг» и т.п.

Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков. Можно воспользоваться шаблоном стенгазеты, предлагаемой на портале «Солнышко» - http://www.solnet.ee/parents/p1_s11.html

После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в классе или рекреации.

VIII. Итог занятия:

    Ребята, я сегодня очень много нового узнала о вас, а вы друг о друге узнали что–то новое?

    Зачем нам надо стремиться узнавать новое друг о друге?

    Наше сегодняшнее занятие пригодится вам в будущем?

    Как вы считаете, наш праздник удался?

К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать.

Использованная литература:

    Информационно-методический бюллетень КРОО «ИСТОК», вып. 1(3) «Толерантность», 2003-2004.

    Рожков М.И. и др. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

    Роу Д., Ньютон Д. Ты, Я, Мы. Книга для детей, учителей и родителей. Ростов-на-Дону, 1998.

"Презентация недели толерантности"

Подготовили учащихся 11 класса

Строит, рушит, кроит и рвет, - Тихнет, кипит и пенится, - Гудит, говорит, молчит и ревет, - ЮНОЕ ПОКОЛЕНИЕ (все вместе) - А вы знаете опять у нас мероприятие. - Какое мероприятие? - Опять придумали! - Что придумали? - Да, праздник толерантности. - А что это такое? - Это что-то невероятное. - Так понятно (протяжно) - А что понятно? Почему мы должны придумывать? И как мы должны придумывать? - Давайте в стихах. - А что в стихах то. Я так и не понял, что такое толерантность? - Толерантность - это отношение к окружающим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. - Вот тебе и на. - Ты на себя посмотри, великий рифмоплет. - Какие ж тут стихи. - Да сидишь тут и думаешь, а в голове одна пицца. Пошли в столовую. - Какая столовая - то. - Я есть хочу. - Я хочу шоколадку. - Ха-ха! Да, сидите, думаете, как в столовую сбегать, на улицу сходить. Давайте лучше успокоимся и подумаем. - Толерантность. И что про нее написать? - Ой, ребята, это, наверное, мы - команда одного корабля!

СТИХОТВОРЕНИЕ Толерантность - это дружба, Труд и уважение. И для нас она не служба, А одно спасенье.

Толерантным будь всегда! Ненависть откинь ты. И гуманность навсегда, Закрепи ты в мире.

Совладать сумей с собой, Слушай своих близких. В мире мы живем семьей, Нет поступков низких!

Доверяй своим друзьям! Будь, терпим и вежлив! Не кричи по пустякам! Не кати ком снежный!

Толерантность - это милосердие. - Толерантность - это сострадание. - Толерантность - это уважение. - Толерантность - это доброта души. - Толерантность - это терпение. - Толерантность - это дружба.

Кто в беде покинет друга, Сам узнает горечь бед, И на сердце будет вьюга, Если дружбы в сердце нет!

Мы приглашаем вас на праздник радости, дружбы, терпения и уважения. Праздник продлится неделю и каждый день - это новое дело. Здесь мы научим любить ближнего, уважать старшего, узнать. Что нужно быть терпимым. Терпение и труд все перетрут. Будем петь и танцевать. Да костюмы одевать. Узнаем обычаи различных народов. - Чтобы быть с друзьями вместе, приглашаем всех вас в гости веселиться от души. ПЕСНЯ В мире, где кружиться снег шальной, Где моря грозят крутой волной, Где подолгу добрую, ждем порой мы весть. Чтобы было легче в трудный час. Нужно верить каждому из нас, В то, что счастье есть.

Припев: Мы желаем счастья вам, Счастья в этом мире большом, Как солнце по утрам, Пусть оно заходит в дом. Мы желаем счастья вам, И оно должно быть таким, Когда ты счастлив сам, Счастьем поделись с другим.

Классные часы:

1.Ключ к толерантности 6-9 классы

2.Традиции и обычаи моей страны 4-6 классы

3.Мои друзья-представители разных культур 7-9 классы

4.Как прожить так, чтобы потом сказать: «Жизнь удалась!» 10-11 классы

5.Кто такой воспитанный человек? – 1-4 классы

6.Мы живем и растем в Выборгском районе Санкт-Петербурга 2-4 классы

7.Мы в ответе за тех, кого приручили – 3-4 классы

8.Мои семейные реликвии – 4-6 классы

9.Спешите делать добро -5-6 классы

10.Добрая школа. Какая она? 7-10 классы

11.Моя гражданская позиция. День защитника Отечества

12.Кто дружбу пронесет через года 9-10 классы

14.О патриотизме мнимом и ложном 10-11 классы

15.Родина моя! Хочу, чтоб услыхала ты еще одно признание в любви! Об эмиграции и эмигрантах.

16.Места в России, где мне хотелось бы побывать 11 класс

17.Народные обряды и традиции. Русская Масленица.

18.Как сберечь планету Земля?

19.Религиозные традиции и обычаи моей страны. Мои друзья-представители разных культур.

20.Ко Дню Семьи.

Женские и мужские дела в семье.

21.Как прожить так, чтобы потом сказать: «Жизнь удалась!»

22.Мои родители для меня и я для моих родителей.

23.Культура человека. Как ее увидеть?

24.День Победы. Фронтовые треугольники моей семьи.

25.Экстремизм и патриотизм(8-11 кл)

26. Вредные привычки в подростковой среде(7-11)

27. Права и обязанности ребенка

28. Вредные привычки, как с ними бороться

29. Здоровый образ жизни (1-11 кл.);

30.Путешествие в страну вежливости(нач. шк.)

31.Неформальные подростковые объединения

32.Об ответственности подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности» (8-11 кл.);

КОНКУРСЫ:

Конкурс рисунков и фоторабот «Любимый уголок моего района»

Конкурс фоторабот: «Доброта спасет мир», «Все дети – за мир на Земле!»

Конкурс совместной творческой работы учащихся и учителей «Возьмемся за руки, друзья!»

Конкурс рисунков на стене «Мы разные, но мы – вместе»

Конкурс сочинений «Кого я считаю толерантным человеком?»

К Международному Дню мира – конкурс рисунков на асфальте «Мир – основа жизни на Земле»

Конкурс сочинений ко Дню Победы

Конкурс рисунков «Мой город готовится к Празднику Победы»

Лучший ученический коллектив (проводится в течение учебного года с промежуточным подведением итогов в конце каждой четверти)

Лидер школы

Родительские собрания:

1.Проблемы нетерпимости, экстремизма в подростковой среде.

2.Формирование у учащихся основ толерантного сознания и поведения, представлений о толерантной городской среде, воспитание учащихся в духе культуры, мира и согласия».

3.Предупреждение противоправных действий со стороны несовершеннолетних (порча фасадов зданий и сооружений в СПб, нахождение несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей).

4.Воспитание человечности у подростков.

5.Жизненные цели подростков. Неформальные молодежные объединения. Об ответственности подростков и молодежи за участие в деятельности неформальных объединений экстремистской направленности.

6.Правовое сознание юношества.

7.Воспитание гражданского долга у подростков.

Педагогические советы:

«Русский язык как язык межнационального общения»

«Взаимодействие семьи и школы в условиях модернизации образования»

«Роль классного руководителя в современной школе»

Толерантность Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять. Ну, разве вы бы стали выкорчевывать из своего сада красивые желтые тюльпаны, лишь потому, что большинство цветков в саду красные?! Нет… так и в современном мире нельзя стремиться к уничтожению чего-либо. Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства. Одним из основополагающих принципов международного права является требование недискриминации. Несмотря на это дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, социального или иного происхождения сохраняется почти в каждой стране мира, в том числе и в России. Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», война в Чечне… наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть. Это сильнодействующий фактор, во многом определяющий степень интолерантности обществе. По мнению экспертов, развитию толерантности мешает неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Здесь серьезно сказывается возрастающее социальное расслоение, а отсюда - усугубляющееся раздражение против богатых, правительства, олигархов. Так же одним из неблагоприятных факторов эксперты считают наличие в массовом сознании и на бытовом уровне стереотипов неприятия некоторых национальностей. Это проявляется в нетерпимом отношении среди некоторых слоев к другим национальностям. Устраиваются погромы, осквернения могил и памятников, даже взрывы в синагогах, сеются антисемитские настроения. Среди факторов мешающих развитию толерантности также религиозный экстремизм; ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств, половая дискриминация; масштабные нарушения прав человека, особенно инвалидов, заключенных, военнослужащих, коренных малочисленных народов, социально уязвимых слоев общества. Несмотря на все эти факторы, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание. Главным шагом в развитие было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности». Которая утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы интолерантности общества. Так же были приняты Федеральные Целевые программы. Одна из них: Федеральная Целевая программа «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ» Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Наверно потому, что проще объяснять детям, насколько важна терпимость в нашем мире, чем людям с уже сложившимися взглядами. В школах проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков. Проводятся классные часы, посвященные проблемам толерантности. Ведутся исследовательские работы, с целью выявления процента детей выбравших для себя принципы интолерантого пути развития. Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого!

Цель игры. Снятие страхов.

Процедура игры. Дети рассаживаются за сто­лами. Ведущий предлагает им нарисовать рисунок под названием «Мой страх».

После того как дети выполнят задание, необхо­димо обсудить, чего боится каждый ребенок.

Коррекционное упражнение «Волшебное искусство»

Цель игры: проработка страхов ребенка.

Процедура игры. На цветной бумаге рисуем пятна, образы, фигуры. Считаем. Рассматриваем. Посыпаем блестками. Всячески украшаем.

Упражнение «Битва со змеем-горынычем»

Цель игры. Снятие страха перед агрессией (на­падением сказочного существа); реализация инди­видуального подхода.

Процедура игры. Игра направлена на снятие страха у одного-двух участников. Другие дети вы­ступают в качестве одного из условий успешной коррекции (групповая помощь).

Например, кто-то из детей очень боится змея-горыныча. Страх перед сказочным персонажем сни­мается за 1-2 игровых занятий.

Сначала детям предлагается самим нарисовать змея-горыныча. Затем сыграть битву со змеем-го­рынычем. Сказочный город (поставленные по кру­гу стулья), в нем живут царевич, царевна и ремес­ленники. Город сторожат 2 стражника. Иван-царе­вич уходит на охоту. Царевна готовит обед. Ремесленники работают (кузнец кует, маляр кра­сит и др.) Стражники обходят город.

Вдруг налетает змей-горыныч. Он ранит страж­ников, убивает ремесленников, а царевну уводит в свою пещеру. Змей-горыныч встает перед пещерой и сторожит ее,

Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник (раненый) показывает, куда змей-горыныч увел ца­ревну. Иван-царевич идет сражаться со змеем-го­рынычем. Они борются, Иван-царевич побеждает змея-горыныча. Из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет ее в город. Ремесленники радуются, кричат «ура», хлопают в ладоши.

Примечания:

1.Все роли распределяются между детьми.

2.Ивана-царевича предлагается сыграть тому ре­бенку, у кого замечен ярко выраженный страх перед сказочными персонажами.

3. После окончания игры обсудить, что чувство­вал каждый ребенок в игре. Показать, что не надо бояться страшных персонажей.

4.Стимулировать импровизацию и фантазию де­тей в игре.

Упражнение «Темнота».

Цель игры. Снятие страха перед темнотой.

Процедура игры. Игра «Темнота» состоит из пяти этюдов.

1-й этюд. Выбирается ребенок, боящийся тем­ноты (по результатам анализа рисунков детей или после бесед с родителями). В присутствии других детей в ярко освещенной комнате его сажают по­среди ее на 5-7 минут, и ребенок воображает, что он один. Другие дети могут рисовать или играть в какую-либо спокойную игру. Можно также орга­низовать с ними разговор: «Видите, Сережа сидит один и ничего не боится! А вы не боитесь?..»

2-й этюд. Ребенок, боящийся темноты, входит за руку с воспитателем в темную комнату на 3-5 минут. Он представляет себя «робким цыпленком», который вошел «в темную нору».

3-й этюд. Второй раз ребенок входит в темную комнату, представив себя «смелым утенком» (на 3-5 минут).

4-й этюд. Поговорим о ночных звуках, затем ребенок отводится в темную комнату на 2-3 ми­нуты до того момента, пока не зазвучит музыка.

Тогда он должен выбежать, имитируя какой-нибудь ночной звук: крик созы, лай собаки, мяуканье кошки и др.

5-й этюд. Поиграем 5-10 минут в веселый цирк. Каждый ребенок заранее приносит из дома какой-либо цирковой атрибут (клоунский колпак, веер, нос клоуна, флажок, цветок и др.). Всё пред­меты они оставили в комнате и запомнили места, куда их положили. Дети переходят в другую ком­нату, а в первой комнате выключается (как бы «по ошибке») свет. Ведущий сообщает, что со звуками музыки дети должны взять цирковые предметы и начнется игра «веселый цирк».

Начинает звучать музыка, дети бегут в темную комнату, берут свои предметы и имитируют клоу­нов, акробатов, цирковых животных и т. д.

Упражнение « Освобождение»

Цель игры: освободиться от страха, научившись преодолевать сопротивление.

Процедура игры. Многие наши страхи из детства. Участники вспоминают свои страхи и обращают внимание на ощущения в теле, которые при этом возникают. Быстро определяется, что некоторые страхи «удерживают», когда мы идем к цели, а некоторые «заслоняют» цель, не позволяя отчетливо представлять себе желаемое. Участники находят для себя партнера, который максимально может помочь, побыв в роли страха. Каждый участник взаимодействует со своим «страхом», вырываясь о него или обходя.

Во время игры можно вступить со своими страхами в диалог, при необходимости поменяться ролями и узнать. Что хорошего и полезного этот страх хочет вам сообщить.

Упражнения «Звуки»

Цель игры: повысить осознание детьми тех звуков, которые их окружают, снятие страхов, возникших на определенные звуки.

«Поговорите о звуках. Расскажите, какие звуки вы ощущаете какие из них резкие, мягкие, гладкие, скрипучие, приятные, громкие, нежные. Сравнивайте звуки». Можно положить в маленькие горшочки и пузырьки из-под лекарств самые разные предметы: рис, фасоль, канцелярские кнопки, пуговицы, шайбы, монеты и прочее, что может в них по­меститься, составляя пары таких горшочков. Чтобы содержимого не было видно, нужно обернуть горшочки чем-нибудь, закрепляя обертку клейкой лентой. Предложите ребенку потрясти каждый из горшоч­ков и определить по звуку, чем он наполнен.

Используя игрушечный ксилофон, ударяйте по разным клави­шам, чтобы у ребенка вырабатывался опыт распознавания звуков: одинаково, выше, ниже, громче, тише. Потом ребенок может про­тестировать вас. Эти упражнения можно проделывать с помощью любого музыкального инструмента.

Играть в распознавание звуков полезно и весело. Пусть у ребен­ка за спиной возникает, например, то шум льющейся воды, то постукивание карандашом, шуршание бумаги и т. п. Ребенок должен отгадать, что это за звук. Всегда меняйтесь ролями, чтобы и ребенок мог задать такую загадку вам.

Звуки и чувства взаимосвязаны. Поговорите о грустных звуках, веселых звуках, страшных звуках и звуках, пробуждающих другие чувства. Звуки гармошки или другого музыкального инструмента могут служить материалом такого занятия. Тон голоса также отража­ет чувства говорящего. Дети улавливают гнев в голосе взрослых даже в тех случаях, когда он пытается скрыть это чувство. Обсуждайте это откровенно. Демонстрируйте тоном различные эмоции. Попросите детей сделать это.

Невнятная речь также интересна. Попытайтесь общаться, изда­вая звуки, невнятно бормоча и не используя слов. Посмотрите, сможете ли вы догадаться, что хотят выразить с помощью этих звуков.

С помощью барабанов и других ударных инструментов можно получать разнообразный опыт звукового восприятия во время игры. Пусть ребенок следует вашему ритму или расскажет о впечатлении от ритмической схемы.

Послушайте музыку и поговорите об услышанных звуках. По­просите детей во время или после прослушивания музыки нарисо­вать их впечатления, воспоминания или образы, которые у них возникли.

Упражнение «Хозяин желаний»

Цель игры: осознание связи между желаниями и страхами, за которые они прячутся.

Процедура игры. Ведущий рассказывает участникам тренинга сказку – историю, предназначенную для активной визуализации: «Представьте, что вы оказались на лесной тропе и идете по ней все дальше и дальше. Когда вы углубляетесь в лес, то впереди будет ручей, который вы можете перейти так, как вам будет удобно. За ручьем начинается наше внутреннее пространство, в нем бродят различные сказочные создания. Интересно, какое из них будет вашим проводником в этом мире? Повстречайтесь с ним, вежливо поздоровайтесь и спросите, может ли оно помочь вам? Попросите отвести вас на дорогу, на которой живут страхи. Посмотрите, какие они несчастные, как им страшно, как долго вы боролись с ними, гоняли их. Поздоровайтесь с каждым их них, поблагодарите за то, что все это время они вас оберегали. Спросите, не нуждаются ли они в помощи, возьмите с собой. Пусть проводник укажет путь к тому месту, где живет страна страхов.

Встретив любой следующий страх, поздоровайтесь, предложите пойти вместе с вами к Хозяину.

Когда соберутся все страхи и вам удастся договориться с ними, откроется вход в жилище Хозяина Страхов. Посмотрите, какой он… Каким бы он ни был, подойдите, поблагодарите его за работу, извинитесь за то, что не очень любили его, не сразу прислушивались к его советам… Спросите, чего он хочет, что ему нужно, чтобы быть счастливым? Как он будет тогда выглядеть? Давайте ему то, что он просит. Когда хозяин страхов будет доволен, он сможет забрать к себе маленькие страхи, помочь им. Как они изменились? Посмотрите, что произошло, теперь это не Хозяин Страхов, а Хозяин желаний! Он научился говорить о своих желаниях, даже если они кажутся необычными. Какие же желания прятались за вашими страхами? Договоритесь с Хозяином желаний, что будете его слышать и понимать.

Попрощайтесь с ними, поблагодарите. Посмотрите, как бывшие страхи разбегаются, довольные, по своим местам внутреннего пространства, обживаются там, получают удовольствие. Можно возвращаться назад, к тому месту, откуда мы начали путешествие. Через ручей. Через лес… И когда вы там окажетесь, откройте глаза и вернитесь в нашу комнату, к группе».

К себе, к своим чувствам и переживаниям; изучение самооценки ребенка.

Ход упражнения. Ребенку предлагается цветными карандашами нарисовать себя сейчас и в прошлом. Взрослый обсуждает с ребенком детали рисунка, чем отличаются два рисунка. Ребенку задаются вопросы, что нравиться и не нравиться в себе.

Упражнение «Слушаем себя».


Цель : развитие способности обращать внимание на себя, на свои чувства.

Ход упражнения. Взрослый обращается к ребенку: «Давай сядем поудобнее, расслабимся и закроим глазки. Послушаем, что происходит вокруг и внутри тебя. Внимательно прислушайся к своим ощущениям. Что ты сейчас чувствуешь, что хочешь? Что ты услышал?» Ребенок делится своими впечатлениями.

Упражнение «Я и другие» (15).


Цель : изучение самооценки ребенка, формирование умения адекватно оценивать других и себя.

Ход упражнения. Ребенку предлагается рассказать о своем друге, маме, папе, бабушке и т.п. Важно, чтобы ребенок мог высказать свое мнение, подчеркнуть положительные черты другого. Можно попросить ребенка рассказать и о себе, также выделяя отрицательные и положительные качества, акцентируя внимание на последних.

Упражнение «Назови свои сильные стороны» (15).


Цель: развивать умение думать о себе в позитивном ключе и не стесняться говорить о себе в присутствии других.

Ход упражнения. Каждый ребенок в течение нескольких минут должен рассказать о своих сильных сторонах, – о том, какой он хороший, что он любит, ценит в себе. Важно чтобы ребенок говорил прямо, не умаляя своих достоинств.

Игра "Комплименты" (21).


Цель: акцентировать внимание на положительных сторонах "Я" участников.

Необходимое время: 15 минут.

Материалы: бумага, ручка для ведущего.

Ход игры. Вызывается первый желающий, он выходит за дверь комнаты. Ведущий записывает все комплименты, которые высказывают игроки в адрес основного участника , помечая, кто сказал конкретный комплимент. Группу ведущий предупреждает о том, что все комплименты должны быть только искренними, т.е. те свойства характера и качества личности которые действительно присущи основному участнику. Основной участник возвращается в комнату и ведущий зачитывает весь список. Затем ведущий останавливается на каждом комплименте отдельно, а задача игрока угадать, кто из группы сказал комплимент. Игрок может назвать 3-х человек. Если угадал, то ему приплюсовывается балл за проницательность. Игра может проводится как конкурс на самого проницательного, внимательного.

Игра "Я за тебя отвечаю" (21).


Цель: способствовать приобретению участниками адекватной оценки образа другого человека.

Необходимое время: 10 - 15 минут.

Ход игры. Вызывается доброволец. Он выбирает из группы того человека с кем , он дружит, кого хорошо знает. Эти двое садятся рядом и договариваются, кто за кого сейчас будет отвечать. Игра состоит в том, что на вопросы группы, заданные одному человеку, отвечает другой, стремясь угадать, как бы на эти вопросы отвечал его напарник. Напарник же молчит и слушает, отмечая мысленно, где отвечающий за него игрок попал в точку, а где ошибся. Вопросы можно задавать любые, связанные с чем угодно , на разные темы (можно вводить ограничения, либо во времени, либо на количество задаваемых вопросов).

Часто ребенок с неадекватной самооценкой выполняет в играх лишь подчиненные роли. Взрослый в игре может исправить эту ситуацию, управляя игрой, предлагая ребенку, возможность почувствовать себя в роли лидера, ведущего, первого участника, что в свою очередь даст ребенку большую уверенность в своих силах.


§ 3. Коррекция коммуникативной сферы.

Жалобы родителей, что «ребенок не находит общего языка со сверстниками», «не умеет играть с другими детьми», могут указывать как на наличие некоторых нарушений, так и на особенности темперамента (высокая сензитивность, ригидность, малая активность и пр.), все это несомненно окажет влияние на успешность обучения ребенка в школе. Причины социальной дезадаптации могут быть следующие:


  • Нарушение общения с взрослым.

  • Отсутствие навыков общения.

  • Неадекватное оценивание себя в ситуации общения .

  • Высокие требования к окружающим (особенно если ребенок развит интеллектуально и имеет уровень умственного развития выше среднего).

  • Эмоциональная неуравновешенность.

  • Установки, препятствующие общению.

  • Замкнутость, боязнь общения, тревожность.
Основные принципы коррекции коммуникативной сферы:

  • Установление причин, приведших к этому нарушению.

  • Восстановление потребности ребенка в общении, контактах со взрослыми и сверстниками.

  • Гармонизация отношений в семье и в группе сверстников (т.е. не только ребенка надо «поворачивать» к другим людям, но и показывать им, что ребенок не так уж плох, как они о нем могли думать).

  • Обучение ребенка навыкам общения и установлению контактов.
Навыки общения можно сформировать как с помощью специальных поведенческих тренингов, так и посредством игр, включающих детей в активные условия коммуникации . При проведении подобных игр важно не фиксировать внимание на ребенке с проблемами в общении, но в то же время стараться максимально его увлечь и задействовать.

Игра "Пойми фразу" (30).


Цель: тренировка навыков образного, выразительного сообщения, умения задавать вопросы.

Необходимое время: 5–10 минут.

Ход игры. Группа делится на две команды. Каждая команда загадывает фразу (известную всем детям пословицу, поговорку, строчки из песен), а затем поочередно ведут игру. Для этого из чужой команды выбирается один участник. Ему "на ушко" сообщается фраза, загаданная противоположной командой. Этот участник должен передать фразу пантомимически, чтобы его команда сумела правильно разгадать изображенное.

При этом допускаются уточняющие вопросы, которые необходимо задавать так, чтобы на них можно было ответить "да", "нет" или "не знаю". Игрок, изображающий фразу, не должен ничего говорить словами. Даже ответы на уточняющие вопросы он дает утвердительными либо отрицающими кивками и покачиванием головой. Выигравшей считается та команда, которая сумеет разгадать большее количество фраз.

Участникам предоставляется бумага разного формата и разных цветов, фломастеры, карандаши, ручки, мелки и т. д.

«Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Себя можно изобразить растениями, животными, схематично, цветом, колла‑жом и по‑другому, как вам захочется. Для рисования вы можете использовать любую бумагу и любые пишущие принадлежности. Каждый может показать другим свой рисунок и рассказать о нем».

Консультанту надо иметь в виду, что подростки часто стремятся к тому, чтобы взрослый похвалил их рисунок, «оценил на отлично». Консультант при этом подчеркивает, что у каждого рисунок хорош по‑своему и главное, что участники изобразили себя.

Члены группы делятся на две равные части и встают, образуя внутренний и внешний круг, лицом друг …
к другу. Один из стоящих во внешнем круге говорит стоящему напротив него во внутреннем круге: «Мне нравится, что ты…» Участник из внутреннего круга отвечает на это: «Да, я (повторяет), и еще я… (добавляет какое‑нибудь положительное качество)». Важно, чтобы все говорили искренне. Затем стоящие во внешнем и внутреннем кругах меняются ролями.

«Какие чувства вы испытывали, что было трудным? Трудно или легко отвечать на комплимент? Что больше понравилось – делать комплимент или принимать его? Какие комплименты вам показались необычными?»

Упражнение 10. «Какой я человек"»

«Человек часто задает вопросы, но в основном другим. Эти вопросы о чем угодно, только не о себе самом. Сейчас мы будем отвечать на два вопроса из многих, описывающих ваше представление о себе.

Возьмите лист бумаги и ответьте на предлагаемые вопросы.

Мой жизненный путь: каковы мои основные успехи и неудачи?

Влияние семьи: как на меня влияют мои родители, братья и сестры, близкие?

Ваши ответы должны быть предельно откровенными, так как, кроме вас, их никто не увидит. Только с вашего разрешения с этими ответами ознакомлюсь я. Через некоторое время у вас накопится много ответов на этот простой и одновременно такой сложный вопрос: какой я человек? Эти ответы помогут вам лучше разобраться в себе».

Это упражнение можно проводить многократно в течение курса занятий, повторяя и меняя заданные вопросы.

Упражнение 11. «Какие мы"»

Все члены группы садятся в круг и получают от консультанта по листу бумаги. Каждый участник пишет в верхней части листа свое имя и делит лист вертикальной линией на две части. Левую отмечаем сверху знаком «+», правую – знаком «–». Под знаком «+» перечисляем: название любимого цвета, любимое время года, любимый фрукт, животное, название книги, то, каким образом легче всего доставить участнику удовольствие, и т. п.

В правой части листа под знаком «–» каждый называет: нелюбимый цвет и т. д.

Консультант участвует в упражнении вместе со всеми: читает вслух название каждого пункта и пишет свои ответы. После этого проводится знакомство с ответами и их обсуждение.

Цель занятий: снизить у ребенка уровень тревожных переживаний, обусловленных возрастными изменениями и трудностями социальной адаптации.

Задачи:

Диагностика школьной тревожности детей в общении до и после коррекционной работы;

Обучение навыкам общения в ситуациях, вызывающих тревожность;

Обучение навыкам саморегуляции в трудных ситуациях общения;

Создание и поддержка благоприятного психологического климата в психокоррекционной группе;

Формирование уверенности в себе, моделирование ситуации затрудненного общения.

Тип программы: коррекционно-развивающая.

Возраст: 10-11 лет.

Методы и методики:

Диагностические (метод неоконченных предложений, проективные методики);

Ролевые игры;

Упражнения на саморегуляцию, снижение эмоционального напряжения, создание благоприятного эмоционального климата;

Дискуссионные методы (беседа, групповое обсуждение, «мозговой штурм»);

Коммуникативные упражнения на поддержание взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Условия проведения, оборудование: светлый, просторный кабинет, столы со стульями, место для подвижных игр, магнитофон, цветные карандаши, краски, бумага.

Программа включает в себя 4 тематических блока (на каждый блок - 2 занятия). Каждое занятие состоит из пяти упражнений.

Продолжительность занятий: одно занятие - 80 минут; 1-2 занятия в неделю.

Количество участников: 8-10 человек.

Блок I. «Я в школе»

Занятие 1
Упражнение «Приветствие - улыбка»

Цель : снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

Ведущий. Ребята, я приветствую вас в нашей комнате друзей. Мы с вами еще не знакомы, а поэтому я предлагаю вам встать в круг и по очереди назвать свое имя. Только соблюдайте одно условие - если назвать свое имя мрачно и тихо, то можно представить, как неприятно будет вашему собеседнику. Поэтому важно украсить свое приветствие улыбкой или каким-нибудь жестом, фразой, которые непременно порадуют другого человека. Итак, начинаем!

(Участники по кругу представляют себя.)

Спасибо, игра окончена!

Упражнение «Рассказ про школу»

Цель: изучение школьной мотивации, повторение школьных правил.

Ведущий. Давайте теперь поразмышляем. Вы ходите в школу не первый год, вы уже окончили начальную школу и многому научились. Что для вас изменилось в этом году? А зачем ходит в школу первоклассник? А пятиклассник? А одиннадцатиклассник? Как изменились школьные правила? Что бы вы рассказали о вашей школе новому знакомому?

Упражнение «Волшебная планета»

Цель: развитие творческого воображения, снижение эмоционального напряжения.

Ведущий. А теперь возвращаемся на рабочее место, садимся за стол. Перед вами - лист бумаги и цветные карандаши. На листе изображен круг, но это на самом деле потерянная в космосе планета. На ней есть жизнь, и любой корабль, затерявшись в космосе, мог найти здесь приют и доброту. Но злой колдун, увидев ее, решил спрятать от посторонних глаз и окружил густым туманом, оставив только контур планеты. Помогите жителям планеты, нарисуйте то, что, на ваш взгляд, мог стереть колдун. Придумайте планете название.

Время работы - 10 минут.

Во время работы можно включить тихую, спокойную музыку.

Упражнение «Невесомость»

Цель: тренинг мышечного расслабления.

Выполняется под музыку.

Ведущий. А теперь сядьте поудобней, закройте глаза и попробуйте представить себя на этой планете. Что на вас надето, как вы себя там чувствуете, какой там воздух, что вас окружает. Представьте, что на вас дует легкий ветерок и вы становитесь практически невесомыми. Постарайтесь расслабить руки, ноги, плечи.

Упражнение «Доброе пожелание»

Цель: подведение итогов работы, рефлексия участников группы.

Участники группы вместе с ведущим становятся в круг и берутся за руки.

Ведущий. Наше первое занятие подходит к концу, и мне очень хочется, чтобы каждый пожелал своему соседу слева что-то хорошее и доброе. Например: я желаю Маше большой удачи. А теперь дальше, пока не замкнется круг. Спасибо, до свидания!

Занятие 2

Ведущий. Дорогие друзья! Я рада снова встретиться с вами в нашей комнате друзей. Вам понравилась наша прошлая встреча? Сегодня я предлагаю провести время так же интересно. Итак, начинаем!

Упражнение «Минута внимания»

Цель: тренировка внимания.

Участники получают листы бумаги, расчерченные на девять равных клеток.

Ведущий. Вам надо быть очень внимательными. Я буду говорить, что надо сделать, а вы в точности должны это выполнить. Задавать вопросы нельзя. Вы должны работать тихо! Полученный вами в результате рисунок сверим с моим. Начинаем!

Нарисуйте в верхнем левом углу гриб, под ним букву «Г», справа от буквы напишите цифру 10, под ней красный треугольник. Над цифрой 10 нарисуйте снежинку. Слева от треугольника - солнышко. Справа от треугольника - мяч. Над ним напишите слово «футбол». И в последней клетке поставьте восклицательный знак.

Полученные работы сверяются с образцом (см. приложение 1).

Упражнение «Нарисуй свою визитку»

Цель: раскрыть представление ребенка о самом себе.

Участникам группы раздаются карточки из плотной бумаги, цветные карандаши.

Ведущий. Вы, наверное, знаете, что на важных встречах все люди носят на груди визитки (бейджики), которые специально готовят дизайнеры. Сейчас вам представится возможность изготовить себе такую визитку. Время работы будет ограничено пятью минутами. Вы должны использовать свое имя, цвет, маленький рисунок. Начинаем работу.

Упражнение «Чему я могу научиться»

Цель: изучение школьной мотивации.

Ведущий. Люди постоянно в своей жизни постигают что-то новое. Все ребята ходят в школу чтобы чему-то научиться. А чему бы вы хотели научиться?

Можно отвечать невпопад, но задать вопрос надо каждому участнику группы.

Упражнение «Я беру с собой…»

Цель: развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Ведущий. Каждый из вас, собираясь в школу, совершает какие-то действия (умывается, завтракает, собирает рюкзак) и берет с собой какие-то вещи. Я буду предлагать вам варианты таких вещей, а вы, если согласны, - поднимайте вверх левую руку, если нет - правую руку. Будьте внимательны: у вас может появиться возможность принести в школу ненужные вещи!

Итак, когда я собираюсь в школу я беру с собой…

- портфель, сумку,

- диванную подушку,

- сменную обувь,

- краски, кисти и костюм маляра,

- воздушный шар,

- ручки и карандаши,

- дневник и учебник,

- самовар,

- двойки,

- желание учиться.

Спасибо. Игра окончена!

Упражнение «Чемодан»

Цель: подведение итогов работы.

Заключительное слово ведущего

Блок II. «Я и Я - другие»

Занятие 1
Упражнение «Я вас приветствую!»

Цель: создание благоприятной атмосферы для работы группы.

Ведущий. Здравствуйте, друзья! Предлагаю начать сегодняшний день таким образом. Каждый из вас должен подойти к участникам группы по очереди и поздороваться, обратившись по имени. Например: «Здравствуй, Коля! Я рад тебя видеть!» Главное условие - никого не пропускать и обратиться к каждому с добрыми пожеланиями. Кто хотел бы начать игру?

А теперь внимательно посмотрите - со всеми ли вы поздоровались?

(Затем участники возвращаются в круг.)

Как вам кажется, какое настроение сегодня у участников группы?

Рисуночный метод «Несуществующее животное»

Цель: выявить детей с повышенным уровнем тревожных переживаний, развить творческое воображение.

Ведущий. Перед вами чистый лист бумаги и цветные карандаши. Нарисуйте такое животное, которое может существовать лишь в вашей фантазии. Дайте ему название.

Упражнение «Да и нет»

Цель: обучение навыкам общения.

Дети встают в круг. Ведущий кидает мяч по своему выбору и задает вопросы, отвечать на которые можно лишь «да» и «нет». Другие ответы давать нельзя. Кроме этого, работать надо в темпе, быстро отвечать и кидать мячик обратно.

Ты уже ходишь в школу?

Тебе 155 миллионов лет?

Ты вчера был на рыбалке?

Ты любишь мороженое?

Ты любишь гулять в парке?

Ты сегодня завтракал?

Ты любишь слушать музыку?

Ты умеешь летать?

Ты читаешь книги?

У тебя желтая шапка с розовым помпоном?

Ты знаешь, как тебя зовут?

Упражнение «Мозаика»

Цель: развитие творческого воображения.

Участникам группы предлагается собрать картинку из частей.

Можно использовать два варианта:

групповая работа - все собирают картинку вместе;

индивидуальная работа - каждый участник собирает свою картинку.

Упражнение «Цветок»

Цель: расслабление, эмоциональная поддержка.

Ведущий. А теперь мы возвращаемся в круг. Пожалуйста, слушайте внимательно мою инструкцию. Садимся на корточки, сжимаемся в комочек, закрываем глаза, опускаем голову, руки. Представьте себе, что вы - маленькое зернышко, которое спряталось в земле. Но вот наступила весна, вылезло солнышко, прогрело своими лучами землю, и зернышко стало прорастать. И вот получился прекрасный цветок. Потихоньку поднимаем голову, поднимаем руки, поднимаемся на ноги, потягиваемся. А теперь поворачиваемся к солнышку влево-вправо, чтобы наш воображаемый цветок подставил теплым лучам каждый лепесток.

Скажите, что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Спасибо, игра окончена, и наше занятие завершилось. До встречи!

Занятие 2
Упражнение «Молчаливый круг»

Цель: формирование благоприятной атмосферы в группе, стимулирование работоспособности.

Участники группы сидят в кругу. Ведущий молча передает мячик какому-нибудь участнику. Получивший мяч становится ведущим, он принимает позу, которую должны повторить все, а затем передает мяч другому. Главное условие - молчание.

Упражнение «Лица»

Цель: тренировка умения распознавать эмоциональные состояния.

Ведущий поочередно предъявляет группе карточки с изображением лиц. Задача участников группы - угадать, какое эмоциональное состояние у изображенного на картинке. Ведущий задает уточняющие вопросы: «Почему вы считаете, что ему… грустно, весело, он расстроен?» И пр.

Для этого упражнения необходимо заранее заготовить карточки, изображающие разные эмоциональные состояния.

Упражнение «Правила дружбы»

Цель: обучение коммуникативным навыкам.

Ведущий. Я думаю, вы согласитесь с тем, что, когда мы общаемся с другими людьми и хотим, чтобы это общение было дружеским, нам необходимо соблюдать некоторые правила. Сейчас мы по очереди будем предлагать свои правила общения. Один участник начинает, следующий повторяет предыдущее и называет свое. Таким образом, вы показываете собеседнику, что слышите его и готовы с ним общаться. Если нет вопросов, начинаем!

Примеры правил: «Нужно помогать другим людям», «Нельзя причинять физическую боль человеку».

Упражнение «Угадай друга!»

Цель: формирование навыков социальной перцепции.

Один человек выходит из комнаты, а оставшиеся загадывают кого-либо из присутствующих в группе. Вошедший должен угадать, кого загадала группа. Для этого он может задавать лишь вопросы:

Что нравится этому человеку?

Если бы это человек был фруктом, то каким?

Если бы этот человек был птицей, то какой?

На какую книгу этот человек похож?

Рисуночный метод «Мой класс»

Цель: изучение межличностных отношений в группе.

Участникам предлагаются чистый лист бумаги и цветные карандаши. Ведущий дает инструкцию нарисовать свой класс». Время работы: 15-20 минут.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Минута внимания