VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
Методы:
выполнение продуктивных заданий.
| Какими чертами характера наделена лиса в русских народных сказках?
Сейчас вам нужно будет самостоятельно заполнить те таблички, которые у вас на партах (составление кластера).
Если вы смогли добавить в каждый столбик по 4-5 слов, то зажгите себе красный фонарик, если по 2-3 слова, то зелёный, если 0-1, то синий.
У вас на партах лежат две картинки: улыбающаяся Лисичка и плачущий Волк. Если вам было интересно на уроке, то поднимите лисичку, а если грустно, неинтересно, то Волка.
Ребята, сегодня я хочу похлопать (Ф.И.ученика) за хорошую работу на уроке. (Имя) , а кому ты похлопаешь?
Прозвенел для нас звонок.
Всем спасибо за урок.
| Двуличная, жадная, ленивая, скупая, ласковая, добрая, привлекательная, рыжая, злая. - Обманывает, крадёт, убегает, поет, танцует, лукавит, льстит, угождает, притворяется. Волшебные сказки Бытовые сказки Сказки о животных Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! Сказки просят: - А сейчас Вы, друзья, Узнайте нас! «Лисичка – сестричка и волк» (1 урок) Словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-н-ы-й Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком» ? Найти значения слов в словаре: НАХОДЧИВЫЙ, СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы, - и начала ругать мужа. Дед слез с воза, подошёл к лисичке, а она не шевельнётся, лежит себе как мёртвая. лисонька хитрая хитрит обманщица - кумушка лисичка – сестричка … … … … … … Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок!
Тема раздела:
Сказки.
Тема урока:
«Лисичка-сестричка и
волк». 2 урок.
Тип урока:
комбинированный.
Цель урока:
систематизировать
знания учащихся по теме «Русские народные
сказки»; учить оценивать характер персонажей,
их поступки; учиться составлять план текста.
Предметные
: - Формировать умения работать с текстом, выделять
в тексте фрагменты, необходимые для ответа на
вопрос.
- Отбирать и использовать для воплощения
собственного речевого замысла языковые
средства.
- Выражать свое отношение к прочитанному,
обосновывать его.
- Определять настроение, выраженное в
произведении, передавать его при чтении.
Личностные
: - Формировать положительное отношение к учебе,
понимание ценности нравственных норм.
- Развивать внимание к собственным чувствам,
вызванным литературным произведением.
Познавательные
: - Осуществлять поиск необходимой информации для
выполнения учебных заданий, работать со
словарем, пользоваться знаками, проводить
сравнение.
Регулятивные
: - Принимать и сохранять учебную задачу, понимать
цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять
самопроверку.
Коммуникативные
: - Учить оформлять свои мысли в устной форме,
работать в паре, внимательно слушать
собеседника и оценивать его высказывание.
Формы организации:
фронтальная,
индивидуальная, парная.
ХОД УРОКА
Этапы урока
|
Деятельность учителя
|
Учебная деятельность
обучающихся
|
I. Организационный Прием: загадка
|
Прозвенел опять звонок.
Мы начинаем наш урок.
С загадки:
В ней добро, все это знают,
Непременно побеждает. (Сказка)
Приложение 1
Слайд 1
|
1. Самоконтроль готовности. 2. Реакция
на учителя, внимание.
|
II. Постановка учебной задачи. Прием:
диалог
|
– Сегодня на уроке мы продолжим
работу над сказкой, обогатим свои знания,
дадим характеристику героям, будем учиться
работать в паре помогать друг другу.
– Сказка – ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам – урок!
– Какую же еще цель урока мы поставим?
– Какими качествами должны обладать мы с вами,
чтобы нам выполнить цели урока?
– А что значит быть внимательными читателями?
Слайд 2
|
– Найти уроки для нас, добрых молодцев. Внимательными,
думающими читателями.
|
III. Актуализация знаний А)
Классификация сказок
Прием: работа со схемой
|
– Как называется сказка, над которой
мы работаем?
– Дайте характеристику сказке согласно схеме:
«Классификация
сказок»
Слайды 3-4
|
– «Лисичка-сестричка и волк»
– Сказки о животных, бытовые сказки и
волшебные.
– «Лисичка-сестричка и волк» – это русская
народная сказка о животных.
|
Б) Перечитывание сказки Прием:
перечитывание сказки в другой редакции,
чтение по цепочке
|
– Перечитываем сказку по слайдам.
Слайды 5-32
|
Самостоятельное чтение (слежение,
слушание)
|
В) Составление плана
Цель: составить план текста
Способы: работа в паре.
Средства: самопроверка
|
– Сколько частей в нашей сказке?
– Ребята, составьте план сказки. У вас на
листочках даны предложения. Приложение 2
Расставьте в правильной последовательности.
Работаем в паре.
1. Выполни сам.
2. Сравни с соседом.
– Посмотрим, что получилось. У каждого ряда свои
названия.
– Проверьте свою работу. Оцените
Слайд 33
|
Три части.
Умение выразить свои чувства, мысли.
Проверка работы.
|
Физминутка Цель: здоровьесбережение,
активизация внимания.
|
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть.
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спину выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе,
Долго топчется на месте
Прочитаем стих вместе.
Выполним действия.
Слайд 34
|
Действия выполняют по тексту
|
«Открытие нового знания» Цель: учиться
оценивать персонажей по их поступкам и
особенностям речи Способы: диалог, парная
работа.
А) Характеристика героев
Прием: Инсерт, кластер.
|
– Кто является героями сказки?
– Лиса – один из самых известных героев
русских народных сказок.
– Какими чертами характера наделена лиса и
волк в русских народных сказках?
– Прочитайте на листочке
слова-характеристики. Поставьте значки. Приложение 3
Слайд 35
– Значения каких слов Вам непонятны? А вашему
соседу?
Сравните.
– Что может помочь нам узнать значения слов?
– Самостоятельно заполните таблицы.
Соедините качество и героя.
– Проверьте себя. Оцените.
Слайд 36
|
– Это лиса и волк. Хитрость, глупость,
жадность
– Работа со словарем.
– Составление схемы.
– Оценка и рефлексия собственной и коллективной
деятельности.
|
Б) Идея произведения Прием: беседа
|
– Кто виноват в том, что случилось с
волком? Только ли лиса?
– За что в сказках осуждается волк?
– Можно ли говорить о дружбе лисы и волка?
– Они родственники?
– Называют друг друга? (братец, сестра)
(семейство собачьих)
– Кто из героев этой части сказки вызывает
сочувствие? Почему?
|
– Лиса мало в чем уступает волку, но она
умна и это особенно опасна.
Это разбойники. Они творят зло. Герои терпят друг
друга, готовы на предательство и вероломство, а
дружба, как известно, заботой да подмогой крепка.
– Проявление внимания к суждениям товарищей.
|
В) Организация наблюдения над
сюжетно-событийной основой текста. Прием:
выборочное чтение.
|
– А сейчас посмотрите на слайд.
Слайд 37
Здесь иллюстрации, выполненные художником к этой
сказке. Найдите в тексте слова, которые точно
передают то, что изобразил художник.
– Расставьте по порядку, по сюжету сказки.
|
– Дети самостоятельно находят слова в
тексте, отмечают их.
– Зачитывают предложения.
|
|
– Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам – урок!
Одна из целей урока:
Найти уроки для нас, добрых молодцев.
– Чему учит сказка?
– Какая это сказка смешная или грустная?
– А почему эта сказка вызывает грусть, жалость?
– Кого из героев можно назвать ПРОСТОФИЛЕЙ?
– Где можно получить информацию о значении этого
слова?
– В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как
лиса; а бывают доверчивые, глупые, как волк.
Я желаю вам быть умными, сообразительными и
добрыми.
– Любая сказка учит нас общению, доброте, умению
выйти из сложных ситуаций. Поэтому сказки
остаются самым любимым жанром у людей разного
возраста.
|
Высказывания детей.
Работа со словарем.
|
Итог урока. Рефлексия
деятельности.
|
Урок подходит к концу. Подведем
итоги урока.
– Какие задачи мы ставили в начале урока?
Слайд 39- Чему я научился?
- Что я узнал нового?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было самым интересным?
– Ребята,
Прозвенел для нас звонок.
Всем спасибо за урок
|
– Перечисление своих действий –
Оценка и рефлексия собственной и коллективной
деятельности.
|
Домашнее задание
|
Дома можно нарисовать иллюстрацию к
сказке.
Слайд 40
|
|
Литература:
- Э. Э. Кац.
Литературное чтение: учебник
для 1-го кл. четырехл. нач. шк.: в 2 ч. Ч.1/ Э.Э.Кац.
– М.: АСТ: Астрель, 2012.
- Э. Э. Кац.
Литературное чтение: рабочая
тетрадь № 2: к учебнику Э.Э.Кац «Литературное
чтение» (часть 2) : 1-й кл./ Э. Э. Кац. – М. .: АСТ:
Астрель, 2012.
- Э. Э. Кац.
Обучение в 1 классе по учебнику
«Литературное чтение»: программа, тематическое
планирование, методические рекомендации/ Э.Э.Кац.
– М.: Астрель, 2012
Марина Никишова
Конспект занятия по чтению сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе
По теме
: «Чтение русской народной сказки
«Лисичка сестричка и волк
»
Интеграция образовательных областей
: «Социально коммуникативное, «Познавательное»
, «Речевое»
, «Физическое»
.
Задачи приоритетной образовательной области
: Познакомить с русской народной сказкой
«»
., помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания
. Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями. Воспитывать моральные качества
: уважение, доброту, честность к другим людям.
Задачи образовательной области в интеграции
: Учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки
; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию; учить сочинять сказки
и новые концовки к известным сказкам
.
Предпосылки учебной деятельности
: Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки
, замечать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение, слуховое внимание. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки
.
Оборудование для педагога
: ноутбук, проектор, иллюстрации к сказки
(лиса украла рыбу, волк ловит рыбу
. Волка бьют жители деревни
, волк везёт лису
Оборудование для детей
: Маски волка и лисы
.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
Образовательная область (вид деятельности)
(характеристики)
Восприятие,
Социально коммуникативное,
Речевое. Сюрпризный момент,
Чтение стихотворения
Загадка Вызвать интерес к чтению сказки
. Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;. Привлечь детей к активной работе во время занятия
.
Дети понимают, чем они занимаются по развитиюречи. Дети активны в работе во время занятия
.
Организационный момент.
Воспитатель
: Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите по первым словам, что это сказка
, стихотворение или рассказ
.
Жили- были дед и баба, И была у них курочка Ряба. (Сказка
)
Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. (Стихотворение)
Наступила зима. Выпал первый снег. (Рассказ
)
Сегодня мы поговорим о сказках
. Ребята, а вы любите сказки
? Какие сказки вы знаете
? Сейчас я проверю, сможете ли вы угадать сказку
по картинке и назвать её героев. (показ картинок)
Ребята, какие вы молодцы! Конечно есть много сказок о людях
, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку
, а о ком она вы узнаете отгадав загадки.
Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, а зовут её. (лиса)
Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный. (волк
)
Кто же герои сказки
? (Лиса и волк
)
.
Итак, сказка
, которую я сейчас вам прочитаю называется «Лисичка- сестричка и серый волк
. (чтение сказки
)
.
ИГРА «НА ЧТО ПОХОЖЕ»
Кто – ни будь из детей выходит из комнаты, пока остальные договариваются, о ком будут отгадывать загадку. Потом они говорят, на что похож тот, о ком они загадали. А вышедший ребёнок должен отгадать загадку. Игра проводиться 3-4 раза
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Образовательная область (вид деятельности)
Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Восприятие
Социально коммуникативное,
Познавательное.
Музыкально – художественное
Чтение сказки
Сценическое упражнение «Мимика»
Театрализованная игра Учить детей играть роли персонажей художественных произведений. Обогащать словарный запас детей, закреплять и уточнять значения слов; Развивать у детей умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, сердитость, удивление, восхищение, жалобность)
; Вызывать интерес у детей к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников; Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, чувство уважения друг к другу. Дети умеют играть роли персонажей, у детей обогащен словарный запас, дети выражают разнообразные эмоции (грусть, радость, сердитость, удивление, восхищение, жалость, дети участвуют в театрализованной деятельности, доброжелательно относятся друг другу.
Воспитатель читает русскую народную сказку
«Лисичка – сестричка и волк
»
.
Вопросы по сказке
:.
Понравилась ли вам сказка
?
Кто запомнил, как она называется?
Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица)
Какой в сказке волк
? (голодный, добрый, доверчивый)
Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
Почему лиса обманула волка
?
Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по -доброму., тем более лиса и волк были приятелями
.
А в какое время года происходит действие сказки
? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно)
.
А вы боитесь морозов?
Тогда давайте с вами поиграем.
Физкультминутка. «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко не мороз
Тронет щёки, тронет нос
Значит надо не зевать
Много прыгать и скакать.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Образовательная область (вид деятельности)
Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики)
Восприятие
Музыкально – художественная.
Чтение
Театрализованное представление.
Рефлексия
Пополнение словарного запаса; развивать диалогическую речь, Дети пополнили словарный запас, развили диалоговую речь. Дети получили позитивные эмоции от занятия
.
Воспитатель
: Ребята, вы помните хорошо сказку
? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки
.
Что сказала лиса
? Что ей волк ответил
? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.
Воспитатель
: Едет лиса на волке
. (один за другого держится)
и приговаривает.
Лиса
: Битый небитого везёт.
Волк
: Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса
: Битый- битого везёт!
Волк
: Да правильно.
Воспитатель
: Довёз волк лису до норы
, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что
?
Зрители
: Смеётся- посмеивается.
Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.
Рефлексия
:
Что мы сегодня делали? Что понравилось?. На примере сказки мы убедились
, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки
, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Вы молодцы!
Нина Жукова
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель
: Познакомить с русской народной сказкой
«»
, помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания
;
Программные задачи
:
Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями.
Воспитывать моральные качества
: уважение, доброту, честность к другим людям.
Интеграция образовательных областей
: Речевое развитие
», «Познавательное развитие
»
, «Социально-Коммуникативное развитие
»
.
Предварительная работа
: Чтение сказок и рассказов о животных
, рассматривание картин «Кто и где живет»
, книг о диких и домашних животных, дидактические игры «Кто как кричит»
, «Кого не стало»
, лепка и рисование о животных, заучивание стихов.
Оборудование
: иллюстрации к сказке
: «Лиса ест рыбу»
, «Лиса едет на волке
»
, «Лиса на возу выкидывает рыбку»
, «Лиса учит волка ловить рыбу
»
; раскраска иллюстрации, где волк везет лису
, цветные карандаши, сказка в обработке М
. Булатова; иллюстрации к сказкам
«Колобок»
, «Заюшкина избушка»
, «Репка»
, «Теремок»
, «Курочка Ряба»
.
Ход организованной учебной деятельности.
I. Мотивационно-побудительный этап.
Воспитатель
: Ребята, к нам в гости пришел волк и хочет рассказать историю
, которая с ним приключилась, и он остался без хвоста.
II. Организационно - поисковый этап.
Воспитатель
: Но сначала, давайте мы с вами вспомним, какие сказки
и стихи мы с вами читали.
Дети перечисляют
, что они помнят.
Воспитатель
: А теперь давайте разогреем наше горлышко.
Упражнение на дыхание
: «Купила Бабуся бусы Марусе»
Воспитатель
: Эту скороговорку нужно произносить на выдохе. Носиком вдыхаем и проговариваем на выдохе!
Дети повторяют за воспитателем.
Воспитатель
: Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите по первым словам, что это сказка
, стихотворение или рассказ
.
Жили - были дед и баба, И была у них курочка Ряба.
Дети
: Сказка
Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик.
Дети
: Стихотворение
Наступила зима. Выпал первый снег.
Дети
: Рассказ
Воспитатель
: Сегодня мы поговорим о сказках
. Ребята, а вы любите сказки
? Какие сказки вы знаете
? Сейчас я проверю, сможете ли вы угадать сказку
по картинке и назвать её героев (показ картинок)
Воспитатель
: Ребята, какие вы молодцы! Конечно, есть много сказок о людях
, о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку
, а о ком она вы узнаете, отгадав загадки.
Воспитатель
: Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый – краса, а зовут её…
Дети
: лиса
Воспитатель
: Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный.
Дети
: волк
Воспитатель
: Кто же герои сказки
?
Дети
: Лиса и волк
.
Воспитатель
: Итак, сказка
, которую я сейчас вам прочитаю, называется «Лисичка - сестричка и серый волк
(чтение сказки
)
.
Вопросы по сказке
:
Воспитатель
: Понравилась ли вам сказка
?
Воспитатель
: Кто запомнил, как она называется?
Воспитатель
: Какая по характеру лиса?
Дети
: хитрая, плутовка, обманщица
Воспитатель
: Какой в сказке волк
?
Дети
: голодный, добрый, доверчивый
Воспитатель
: Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу?
Воспитатель
: Почему лиса обманула волка
?
Воспитатель
: Правильно ли поступила лиса?
Дети
: Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по - доброму, тем более, лиса и волк были приятелями
.
Воспитатель
: А в какое время года происходит действие сказки
? Как вы это поняли? По каким словам?
Дети
: Холодно и морозно.
Воспитатель
: А вы боитесь морозов?
Воспитатель
: Тогда давайте с вами поиграем.
Физкультминутка
: «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь,
С ним я крепко подружусь.
Подойдёт ко мне мороз
Тронет щёки, тронет нос
Значит надо не зевать
Много прыгать и скакать.
Воспитатель
: Ребята, вы помните хорошо сказку
? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки
.
Что сказала лиса
? Что ей волк ответил
? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники.
Воспитатель
:
Едет лиса на волке
.
Дети
: один за другого держится и приговаривает.
Лиса
: Битый небитого везёт.
Волк
: Что ты мне лисонька говоришь?
Лиса
: Битый - битого везёт!
Волк
: Да правильно.
Воспитатель
: Довёз волк лису до норы
, соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что
?
Зрители
: Смеётся - посмеивается.
Воспитатель
: Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам.
Воспитатель
: Теперь, ребята, выполним следующее задание. У вас на столах лежат раскраски картинки, где волк везет лису
, но они по дороге растеряли краски. Давайте украсим их. Возьмем карандаши.
(Самостоятельная работа детей.)
III. Рефлексивно - корригирующий этап.
Воспитатель
: Что мы сегодня делали? Что понравилось? На примере сказки мы убедились
, что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки
, чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Чебурашка" компексирующего вида г. Королёв. К о н с п е к т. Непосредственной.
Конспект занятия по чтению сказки «Лисичка-сестричка и волк»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе
|