Приключения алисы кир булычев сценарий урока. Технологическая карта урока литературного чтения на тему: «Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра. III. Работа над повестью «Путешествие Алисы»

Конспект урока литературного чтения, проведенного в 4 «А» классе

МБОУ КСОШ № 2 (УМК «Школа России») студенткой 3 «А» уск. курса, специальность 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Шишовой Татьяны Александровны.

Тема урока: Кир Булычев «Путешествие Алисы» Кустики.

Дата проведения: 25.04.2016 г.

Цель урока : Познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычёва, познакомиться с отрывком из повести «Путешествие Алисы».

Задачи:

Образовательные:

1.Познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычёва;

2.Познакомить обучающихся с отрывком из повести «Путешествие Алисы».

3.Учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев; обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к произведениям детской фантастики.

Развивающие:

1.Развивать умения самостоятельной работы с текстом.

Формирование УУД:

Познавательные УУД :

    умение передать содержание в сжатом, выборочном и развёрнутом виде;

    умение осознавать познавательную задачу;

    умение ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные УУД:

    умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других;

    умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

    умение обмениваться мнениями; строить понятные для всех по коммуникации речевые высказывания; задавать вопросы с целью получения нужной информации.

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД:

    умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

    умение организовать рабочее место под руководством учителя;

    умение самостоятельно формулировать задание;

    целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

Личностные УУД:

    умение осознавать свое единство с окружающей природой.

Планируемые результаты:

Предметные:

    Познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К.Булычёва;

    Познакомить обучающихся с отрывком из повести «Путешествие Алисы».

    Учить находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев.

Метапредметные:

    совершенствовать умение использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;

    развивать познавательный интерес и творческую активность, речь;

    обогащать словарный запас обучающихся;

Личностные:

    формирование интереса и ценностного отношения к животным;

    формирование положительной мотивации к учению.

Методы:

    информационный, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.

Оборудование:

    учебник «Литературное чтение» 4 класс 2 часть, автор Л.Ф. Климанова.

    мультимедиа установка, компьютер, презентация к уроку.

Ход урока

I. Организация класса

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Личностные:

формирование положительного отношения к процессу познания.

Наведите порядок на рабочих местах.

Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.

Приветствуют учителя.

II . Постановка учебной задачи

1. Формулирование темы урока, определение и постановка учебных задач.

2.Введение в тему.

Просмотр видеофрагмента «Тайна третьей планеты».

Коммуникативные :

умение слушать собеседника и вступать в учебный диалог.

Регулятивные :

формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу;

дополнять и уточнять поставленные задачи и цели;

прогнозирование, умение контролировать результаты свое деятельности и деятельности партнера, вносить коррективы.

С каким разделом мы познакомились на предыдущих уроках?

Вспомним, что же такое:
Фантазия?

Фантазёр?

Фантастика художественная литература, а значит, что её предметом всегда был и остаётся человек.

С каким писателем-фанастом мы познакомились?

С каким произведением познакомились на предыдущих уроках?

Какова главная мысль произведения? Обязательно ли быть Электроником, чтобы чего-то добиться?

Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма и определить тему сегодняшнего урока.

Ребята, кто из вас знаком с этим м/ф?

Кто его главный герой?

Что вы о ней знаете?

Кто из вас смотрел о ней фильм?

Историю об Алисе Селезнёвой написал писатель-фантаст Кир Булычёв.

А сегодня мы прочтём отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.

Послушайте небольшую информационную справку из биографии писателя.

Страна Фантазия.

Фантазия-

1.Способность к творческому воображению; само такое воображение.

2.Нечто надуманное, неправдоподобное, несбыточное.

3.Прихоть, причуда.

Фантазёр-

1.Человек, который любит фантазировать, мечтатель.

2.Выдумщик, человек, который склонен фантазировать.

Е.С.Велтистов.

«Приключения Электроника».

Нет. Главное-желание и сила воли.

Смотрят видеофрагмент мультфильма.

Ответы детей.

Девочка Алиса.

Она из будущего, любит животных, её папа – космобиолог, директор космического зоопарка – изучает и собирает животных по всей галактике.

III . Изучение нового материала

1.Знакомство с жизнью и творчеством К.Булычёва

2.Первичное чтение отрывка из повести «Приключение Алисы»

3.Релаксационная пауза (Видеофрагмент из к/ф «Гостья из будущего»)

4.Словарная работа

5.Вторичное чтение отрывка детьми.

6.Анализ прочитанного.

7.Выборочное чтение по иллюстрациям.

Личностные :

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше знать.

Умение чувствовать красоту и выразительность речи, эмоциональное проживание текста, выражение эмоционального отношения в читаемому тексту.

Воспитание доброжелательного отношения к природе.

Познавательные :

Овладение навыками смыслового чтения,

анализа художественного текста, формирование умения анализировать художественный образ с учетом специальных средств языка (эпитета, сравнения);

Умение иллюстрировать произведение..

Коммуникативные :

Планирование сотрудничества и способов взаимодействия;

Инициативное сотрудничество в поиске информации, умение слушать и понимать собеседника;

Умение строить собственное речевое высказывание.

Регулятивные :

Умение делать выводы, обобщать, анализировать и сравнивать;

Умение концентрировать силы на решение поставленных

поблемных вопросов.

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве 18 октября 1934г.

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно.

Вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги о экспедициях, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом.

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что Можейко направили в Московский институт иностранных языков.

Он закончил институт, в то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году.

Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики.

Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

По произведениям Кира Булычева сняты художественные фильмы, мультфильмы. Он очень часто обращался к тее космоса.

Что вы запомнили о писателе-фантасте К.Булычёве?

Я прочитаю отрывок из повести, а вы внимательно слушаете и готовитесь отвечать на вопросы.

О каком приключении Алисы вы прочитали?

В чём фантастичность, необычность всего произошедшего?

Прежде, чем начнём читать, немного отдохнем. Вы помните, что по произведениям К.Булычёва были сняты как мультфильмы, так и художественные фильмы. Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент из художественного фильма «Гостья из будущего» по произведению К.Булычёва «путешествие Алисы».

Как вы поняли, о чём этот художественный фильм?

Фильм «Гостья из будущего» снимался по одноименному роману самого знаменитого фантаста страны, «отца» Алисы – Кира Булычева. Сценарий, по которому производились съемки, был во многих местах сильно изменен. Где-то это была воля режиссера, в других случаях – банальная нехватка средств. Гостья из будущего – Алиса Селезнева - отправляется в прошлое, чтобы вернуть ценный научный прибор, который она без спросу взяла у своего отца, космобиолога. Он ей был нужен, чтобы читать мысли животных в зоопарке. По невероятному стечению обстоятельств в будущем оказывается гость из прошлого – Коля Герасимов. Он нападает на след космических пиратов и видит, как они пытаются выкрасть миелофон – тот самый прибор. Коля успевает схватить его первым и скрывается от пиратов в прошлом. Они следуют за ним. Алиса, понимая, сколько бед пираты могут натворить в будущем, да еще получив в руки миелофон, умеющий читать мысли людей и остальных существ Галактики, бросается в погоню. Так развивается сюжет фильма.

В этом фильме нет ничего взрослого – ни политики, ни пропаганды. Он полностью посвящен одной теме – дружбе и доверию, пусть его героев и разделяет целый век. Поэтому, несмотря на прошедшие годы, он все так же интересен молодым зрителям, а у более старшего поколения вызывает теплую ностальгию по детству.

Огнемёт- оружие, поражающее цель огнесмесью.

Трюм- это пространство между днищем корабля и расположенной над ним палубой.

Иллюминатор- круглое или прямоугольное окно в борту корпуса корабля.

Кают-компания- общее помещение для обеда, совместного отдыха или офицерское собрание на корабле.

Отсек- изолированная или отделенная от других часть специального помещения.

Согласен ли ты с тем, что Булычёв написал о необычном событии? Объясни.

В чём необычность, фантастичность всего произошедшего?

От чьего имени ведётся рассказ? Докажите.

Что вы думаете о рассказчике? Какой у него характер?

Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале? Изменилось ли их отношение потом? Объясните

Охарактеризуйте Алису. Какой она была?

Посмотрите на иллюстрации в учебнике. Нам нужно найти к иллюстрации соответствующий отрывок, найдя его в тексте. Первая? (152)

Вторая?

Третья?

Ответы детей.

Внимательно слушают отрывок из повести.

Ответы детей.

От имени отца Алисы.

Изменилось.

Смелая, умная, сообразительная, находчивая, добрая.

А я схватил стоявшую у стены швабру и попытался….

Кустики упругими, сильными ветвями…

Алиса стояла в самой гуще кустиков…

IV .Итог урока. Рефлексия.

1.Рефлексия.

2. Итог урока.

Регулятивные :

Действия оценки и самооценки.

Личностные :

Установление обучающимися значения результатов своей деятельности,

нравственно-эстетическая ориентация;

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и ее самопринятие;

Оценка собственной деятельности.

В чем главная мысль рассказа?

Фантастическая повесть знакомит нас с научными открытиями, гипотезами, идеями, воплощение которых - дело будущего. Герои повести, юные биологи, совершают путешествия на другие планеты. Алиса Селезнёва и её друзья попадают в удивительные приключения. Алиса добрая и весёлая - она совершает много необыкновенных поступков и помогает людям. Захватывающий сюжет прекрасно передан через богатый, но лёгкий язык Кира Булычева. Книга читается на одном дыхании.

Прочитав книгу «Путешествие Алисы», мы убеждаемся, что миром правит доброта. Человек должен оставаться всегда самим собой, живым и настоящим, преданным и верным другом. Если ты настоящий друг, ты принимаешь человека таким, какой он есть, даже, несмотря на то, что он робот или представитель другой планеты

С каким писателем познакомились на уроке?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Ответы детей.

Учитель: ___________________________________________________________Глазунова Г.А.

Курченко Анна Владимировна, учитель начальных классов.

КИР БУЛЫЧЁВ.
«Путешествие Алисы»

Структура урока

Организационный момент. (слайд 2)

Прозвенел звонок веселый

Все готовы? Все готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

Настрой на урок (слайд 2)

На уроке будьте старательными

Говорите четко, внятно

Чтобы было все понятно.

Актуализация опорных знаний

Речевая разминка (слайд 3)

Их видимо – невидимо,

И кто их только выдумал –

Весёлых, голубых?

Должно быть, оторвали

От неба лоскуток,

Чуть – чуть поколдовали

И сделали цветок.

Е.Серова

Вы поняли, о каком цветке говорится?

Что ей помогло в этом?

Прочитайте первые две строчки с восторгом, следующие две – с удивлением, остальные – загадочно.

Какой раздел мы с вами начали изучать? (слайд 4)

Что такое фантазия? (слайд 12)

Кто такой фантазер? (слайд 13)

Что такое фантастика (слайд 14)

Физкультминутка (слайд 15)

Из-за парт мы быстро встали

И на месте зашагали.

А потом мы улыбнулись,

Выше-выше потянулись.

Сели – встали, сели – встали

За минутку сил набрались.

Плечи ваши распрямите,

Поднимите, опустите,

Вправо, влево повернитесь

И за парту вновь садитесь.

Изучение нового материала.

    Подготовка учащихся к восприятию материала .

Знакомство с биографией (слайды16- 24)

А сегодня мы прочтём отрывок из повести, в которой чудесное превращение случилось не с обычным мальчишкой или девчонкой, это превращение произошло с самым настоящим профессором, доктором наук, директором заповедника. Рассказал историю, случившуюся с доверчивым профессором, писатель Кир Булычёв.

Кир Булычёв – псевдоним Игоря Всеволодовича Можейко. Если Игорь Всеволодович Можейко известен как доктор исторических наук, сотрудник академического Института востоковедения, автор научных статей, то Кира Булычёва примерно с середины 60-х годов знают миллионы любителей фантастики. Огромный и многообразный опыт работы Можейко-востоковеда не раз помогал Булычёву-писателю.

Львиную долю известности Киру Булычёву принесли три цикла повестей и рассказов: о девочке из будущего Алисе Селезнёвой, о космическом медике Павлыше и о славном городе Великий Гусляр.

Особенной же популярностью пользовались бесконечные милые приключения девочки-непоседы Алисы.

Мы прочитаем сегодня одну из таких историй.

    Работа над произведением . С. 150-157

    Словарная работа

Существо – существование

Восемнадцать девятнадцать – на девятнадцатом

Космокатер*

Иллюминатор*

Кают-компания*

Развевалась

Отсек*

прочитывают, дают толкование слов(*)

Чтение произведения

Работа над произведением:

Что вы хотите сказать о прочитанном?

Какой представили себе Алису?

Чем вас привлекает эта девочка? О каком приключении Алисы вы прочитали?

В чём фантастичность, необычность всего произошедшего?

От чьего имени ведётся рассказ?

Почему вы так решили? Что вы думаете о рассказчике?

Какой у него характер?

Как герои отнеслись к истории с кустиками вначале?

Изменилось ли их отношение потом?

Объясните?

Можешь ли ты сказать, что Алиса была находчивой, отзывчивой девочкой?

Почему?

Рефлексия

Закончите предложения:

Мне понравилось …

Мне запомнилось …

Мне захотелось …

Какое настроение осталось у вас после сегодняшнего урока?

Что бы ещё хотели сделать на уроке? О чём прочитать?

Спасибо за урок

Кир Булычёв (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в Москве

Арбатский мальчишка Игорь Можейко всегда чем-нибудь увлекался. Совсем маленьким обожал рассказы о разведчиках и пограничнике Карацупе. В десять лет захотел стать художником и даже поступил в художественную школу. Правда, проучился он там недолго - заболел, много пропустил, а потом побоялся вернуться обратно. Наверное, Игорь сильно переживал и обижался на маму за то, что не уговорила, не настояла, но вскоре у него появились новые увлечения, совершенно другие - геология и палеонтология.

Игорю страшно хотелось «путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия» . Воображая себя исследователем амазонской сельвы, он вдоль и поперёк исходил Подмосковье. Он прилежно изучал книги Ивана Ефремова о палеонтологических экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов и, конечно, представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Казалось, ему светит прямая дорога в геолого-разведочный институт, однако случилось так, что по комсомольской разнарядке Можейко направили в Московский институт иностранных языков, и, окончив там переводческий факультет, он попал на работу в далёкую азиатскую страну - Бирму…

Порой молодому переводчику казалось, что он очутился в каком-то сказочном мире. Из окна гостиницы ему были видны тысячи древних буддийских храмов. Перед рассветом они становились голубыми, фиолетовыми и какими-то воздушными.

Потрясённый увиденным, Игорь Можейко, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения АН СССР и в 1966 году защитил диссертацию о средневековой Бирме на тему «Паганское государство».

Начались исследования, работа над монографиями. Жизнь вроде бы собиралась идти по накатанной колее, но… В то же самое время у Можейко подрастала дочка Алиса. Она не слишком интересовалась историей Бирмы, но ей очень хотелось, чтобы папа, позабыв про дела, рассказал ей что-нибудь совершенно необыкновенное.

И специально для дочки Игорь Всеволодович с удовольствием принялся придумывать фантастические истории о девочке из XXI века, которую, как и собственного ребёнка, назвал Алисой.

Рассказы эти под названием «Девочка, с которой ничего не случится» увидели свет в 1965 году в популярном альманахе «Мир приключений». А вскоре произошла одна занятная история с журналом «Искатель», печатавшим детективы и фантастику. В редакции этого славного издания случилось как-то настоящее ЧП. Перед самой сдачей материалов в типографию решено было не публиковать один из иностранных фантастических рассказов. Однако, как нарочно, обложка готовящегося номера с иллюстрацией к этому рассказу была уже отпечатана. С обложки на расстроенных сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.

Рисунок настоятельно требовал объяснений, и несколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и учёный-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принёс в редакцию своё сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры?»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск. Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Всё-таки историк, учёный, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычёв». Так и появился один из самых популярных современных фантастов.

Как бы там ни было, факт остаётся фактом: серьёзный историк Можейко начал писать «несерьёзную» фантастику. И, видимо, занятие это ему очень понравилось, потому что вслед за первыми коротенькими рассказиками, положившими начало историям «про Алису», появились настоящие «большие» книги: «Девочка с Земли» (1974), «Сто лет тому вперёд» (1978), «Миллион приключений» (1982), «Непоседа» (1985), «Новые приключения Алисы» (1990)… А однажды Алиса Селезнёва даже стала кинозвездой - были написаны сценарии мультипликационного фильма «Тайна третьей планеты» и пятисерийного художественного фильма «Гостья из будущего». И каждая новая встреча с девочкой из XXI века вызывала и у читателей, и у зрителей бурный восторг.

Но Киру Булычёву не хотелось сочинять только про Алису. Его перу принадлежит великое множество совсем других, совершенно не похожих друг на друга книг: ироническая эпопея про захолустный городок Великий Гусляр и его славного жителя Корнелия Удалова, «взрослый» цикл про космического доктора Владислава Павлыша и ещё многое-многое другое…

При этом Игорь Всеволодович не оставлял и своих научных занятий. Одновременно с фантастом Булычёвым неустанно писал свои труды историк Можейко. Он выпустил несколько монографий, научно-популярные книги «7 и 37 чудес», «Пираты, корсары, рейдеры», «1185 год. Восток-Запад». А ещё - защитил докторскую диссертацию по теме «Буддизм в Бирме».

Остаётся только удивляться, как у Игоря Всеволодовича хватало на всё времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватало, и фантаст Булычёв вместе с историком Можейко больше всего на свете мечтал о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

Умер Игорь Всеволодович 5 сентября 2003 года после продолжительной болезни в возрасте 69 лет. До своего юбилея он не дожил 1,5 месяца.

По произведениям Кира Булычёва сняты фильмы.

Короткометражные фильмы.

Мультфильмы.

Телевизионные фильмы и спектакли.

Мы продолжим знакомство с удивительной научно-фантастической историей «Кустики» Кира Булычева. А если точнее с 6 главой повести «Путешествие Алисы»

Над чем будем работать?

  1. Над содержанием текста.
  2. Наблюдать за развитием сюжета.
  3. Постараемся доказать, что это научно-фантастическая история.

*** Предлагаю отправиться в космическое путешествие. Результат полета оределим по звездочету.
*красная звездочка(было интересно, понятно, захотел фантазировать)

*зеленая звездочка (полетал хорошо, но остались вопросы)

*желтая звездочка (пытался летать, но не все получилось)

  1. Дома вы познакомились с историей.

От чьего имени ведется рассказ?

Он писатель фантаст. * фантаст

Работа со словарем. (фантаст, фантастика) у каждого ученика на столе распечатка с нужными словами.

***Просмотр видео сюжета, нарезка про Кира Булычева.

Вывод: Кир Булычев - фантаст, киносценарист, скромный человек. Настоящее имя: Можейко Игорь Всеволодович.

адо разделить текст на смысловые части, определить границы частей.

План. (учитель дал названия, а ученики ищут границы смысловых частей под руководством учителя)

1.Находка

2.звуки.

3.Наступление

4.Оборона

5.Решение

6.Мирная жизнь.

Работать будем дружно, взяли простой карандаш.(ученики ставят точки простым карандашом, а после проверки ставят квадратные скобки)

6. Наблюдение за героями, как менялась ситуация на корабле.

1.Часть «Находка»

***Выборочное чтение.

А) Докажите, что экипаж был настойчивый и упорный.

Б) Чем поразили кусты?

Обстановка: ***загадочная, необычная.

2. Часть « Звуки»

***Выборочное чтение

А) Что произошло на корабле? (кусты запели) эпитеты и олицетворение

Б) Как ведет себя Алиса? (волнуется)

В) Папа и Зеленый? (не спешат)

Обстановка на корабле:*** беспокойная, тревожная.

3.Часть « Наступление»*** Чтение по ролям.

А) Что произошло? (кусты пошли в наступление)

Обстановка: ***паническая, суматошная.

  1. Часть « Оборона» ***выборочное чтение

А) Чем оборонялись герои от кустов?

Г) Как вела себя Алиса?

Д) Как наступали кусты?

Обстановка на корабле: ***страшная, ужасная.

5.Часть. « Решение»

А) Что придумала Алиса? (она решила полить кустики)

Б) Рассмотрите картинку. Подтвердите словами из текста.

В) Какой вывод сделала Алиса?

Г) Какой вывод сделал папа?

Обстановка: *** душевная, спокойная.

6.Часть. « Мирная жизнь

Докажите, что жизнь кустиков была прекрасна?

Обстановка: *** мирная, спокойная.

А) Кто нашел выход из трудной ситуации?

Б) Какой была Алиса?

В) Кому понравилась история? Чему научились?

Д) Какие выразительные средства он использовал, чтобы получилась такая необычная история?

Ж) Докажите, что «Кустики» научно-фантастическая история.

Д.з. подготовить пересказ от лица Алисы, творческое задание по желанию: составить свою фантастическую историю про загадочную планету. (Планету нарисовать мелом на полу и разложить обитателей планеты, которых ученики нарисовали на уроке изо по теме «Загадочная планета»)

Чем вас поразил урок?

О чём заставил задуматься?

Чему вы научились на уроке?

Довольны ли вы своей работой на уроке?

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока литературного чтения,

проведенного 18. 04. 2017г. в 4 «А» классе

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Терещенко Дарьей Дмитриевной

Учитель: Лавренцова Н.А.

Методист: Резникова А. А.

_______________________

Зерноград

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Класс: 4 «А»

Тема урока: « »

Тип урока: открытия нового знания

Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева; заинтересовать eго произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»;

Учебные задачи:

направленные на достижение личностных результатов : у обучающего будут сформированы:

    проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в использовании, осознание пользы книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обоснован* мотивов посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу

    развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

направленные на достижение метапредметных результатов обучения: обучающийся научится:

    овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

направленные на достижение предметных результатов обучения: обучающиеся научатся:

    прогнозирование содержания произведения,

    определение особенностей фантастических рассказов, таланта читателя, читательского воображения в процессе чтения фантастических произведений, самостоятельное составление фантастических

Оснащение урока:

Материалы для учащихся: учебник «Литературное чтение», письменные принадлежности, карточки с текстом речевой разминки

Материалы для учителя (оборудование) : учебник «Литературное чтение», презентация, технологическая карта, : видеопроектор, видеоматериалы из мультфильма «Тайна третьей планеты».

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Методы обучения

1. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, дети. Меня зовут Дарья Дмитриевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Ребята послушайте стихотворение и в конце ответьте на вопросы. (Слайд 1)

О чем оно?

Как вы его поняли?

Прочитайте стихотворение с разной интонацией грустной, хитрой, радостной, нейтральной (слушает 4-5 человек)

    Назовите предметы, которые действуют, как живые. (Язычок, глазок, горлышко, стул.)

Найдите многозначное слово. (Язычок.)

Приветствуют учителя

Слушают отвечают на вопросы

Читают по карточкам с разной интонацией (грустной, хитрой, радостной, нейтральной)

Называют: язычок, глазок, горлышко, стул.

Л: самоопределение к деятельности

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Я предлагаю вам посмотреть фрагмент мультфильма

(Просмотр видеоматериалов из мультфильма «Тайна третьей планеты».)

    Ребята, кто из вас знаком с этим мультфильмом?

    Как зовут его героиню?

    Что вы о ней знаете?

    Кто из вас смотрел о ней кинофильм?

    Кто написал историю об Алисе Селезневой? (Кир Булычев.)

    Определите задачи урока.

    Прочитайте на с. 150 учебника название отрывка, который мы будем сегодня читать. Не показалось ли оно вам странным?

    Как вы думаете, о чем может говориться в таком произведении?

Алиса Селезнева

Она из будущего, любит животных, ее папа - космобиолог, директор космического зоопарка - изучает и собирает животных по всей Галактике.

Кир Булычев

К: использование учеником адекватных речевых высказываний

Р: вносить необходимые коррективы в действие

Метод повторение,

Устный опрос

3.Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

3.2. Открытие нового знания.

3.3.Первичное закрепление

3.4. Самостоятельная работа

Знакомство с жизнью и творчеством Кира Булычева

    Расшифруйте, что здесь написано, и вы узнаете настоящее имя писателя. (Игорь Всеволодови Можейко.)

SHWIrGOVlPSWb WBLSCSGEWB}LOSVHOGU]OWBVSM4GMWSH^GWEVSfflJKOSL (на доске)

Ребята послушайте его биографию

Физминутка

Ребята в тексте вам встретятся трудные слова давайте разберем их значение. Как вы думаете что это слово обозначает?

Работа над отрывком из повести «Путешествие Алисы»

Ребята послушайте отрывок из повести

Задает вопросы по фрагменту

Как назывался корабль, на котором они путешествовали?

Что такого интересного, странного они увидели?

Что это были за кусты и что они с ними сделали?

Что ж случилось с ними?

    О каком приключении Алисы вы прочитали?

    В чем заключается фантастичность, необычность произошедшего в повести?

Расшифровывают Игорь Всеволодови Можейко

Слушают рассказ учителя

Высказывают свое мнение, смотрят на слайд

Отвечают на вопросы

Читают текст самостоятельно

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: коррекция

Р: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

П: применять базовые знания для решения данной проблемы

П: структурирование знаний

П: пользоваться разными видами чтения

П: смысловое чтение, анализ и синтез

К: владение монологической и диалогической формами речи

Рассказ, метод иллюстрации

Разъяснения

Работа с книгой

4. Рефлексия учебной деятельности

Подведение итогов урока

    Продолжите предложения.

    Сегодня на уроке я узнан...

    На этом уроке я похвалил бы себя за..

    После урока мне захотелось...

    Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

    Что нового вы узнали на уроке?

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

До свидания!

Личностные

Формировать самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими; самоанализ

Самооценка

САМОАНАЛИЗ УРОКА

1.Тема урока: « Кир Булычев «Путешествие Алисы». Особенности фантастического жанра»

2.Класс активен, работоспособен.

3. Урок открытия нового знания.

4.Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя-фантаста К. Булычева; заинтересовать eго произведениями; читать отрывок из повести «Путешествие Алисы»

5. Задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения решались на этапах мотивации, рефлексии учебной деятельности, с помощью методов: беседы, создание ситуаций успеха.

6.- Задачи, направленные на достижение предметных результатов решались на этапе организации познавательной деятельности с помощью методов: работа по учебнику, беседа, работа с учебником, практическая работа.

Задачи, направленные на достижение коммуникативных результатов обучения решались на этапах: актуализации опорных знаний, организации познавательной деятельности, рефлексии деятельности на уроке, с помощью методов беседы, поощрение, практическая работа, чтение, работа по учебнику.

Задачи, направленные на достижение познавательных результатов обучения решались на этапе организация познавательной деятельности, с помощью методов: беседа, практическая работа, наблюдение, обобщение, рассказ, работа с учебником.

Задачи, направленные на достижение регулятивных результатов обучения решались на этапах: актуализация опорных знаний, организация познавательной деятельности, рефлексии деятельности на уроке, с помощью методов: беседа, практическая работа, работа с учебником.

7.Я старалась включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Считаю, что урок достиг поставленной цели, критерием этой оценки являются освоенные демонстрируемые знания.